Биография. Кузнецов михаил васильевич Кузнецов михаил васильевич герой советского союза

Родился 7 Ноября 1913 года в деревне Агарино, ныне Серпуховского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов в 1930 году. В Красной Армии с 1933 года. Окончил Ейскую военно - морскую школу лётчиков в 1934 году. Участник похода Красной армии в Западную Белоруссию 1939 года и Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года Капитан М. В. Кузнецов в действующей армии. Был командиром эскадрильи 15-го ИАП. С Июля 1942 года командовал 814-м ИАП (106-м Гвардейским ИАП). Сражался на Ленинградском, Юго - Западном, 3-м и 1-м Украинских фронтах.

К Августу 1943 года командир 814-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт) Майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника и 6 в составе группы.

8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

К Маю 1945 года командир 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии подполковник М. В. Кузнецов выполнил 330 успешных боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых сбил лично 21 самолёт противника и 6 в группе с товарищами. 27 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1959 года Генерал - майор авиации. В 1974 году вышел в запас. Жил в городе Бердянске Запорожской области. Умер 15 Декабря 1989 года.

Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (дважды), медалями. Бронзовый бюст установлен на родине.

* * *

О бесстрашии М. В. Кузнецова и лётчиках его эскадрильи на фронте ходили легенды. Ведь уже в первые месяцы войны лично сам комэск сбил 7 вражеских самолётов.

Война началась для него 22 Июня 1941 года: в этот день лётчик - истребитель М. В. Кузнецов сделал свой первый боевой вылет, а кончилась 8 Мая 1945 года, когда он увидел последний сражённый им фашистский самолёт. Все эти без малого 4 года были отданы им ратному труду. Итог этого труда весом: 345 боевых вылетов, 72 воздушных боя, лично сбито 22 самолёта противника и 6 в составе группы.

Михаил Кузнецов родился в деревне Агарино, что неподалеку от подмосковного Серпухова, 7 Ноября 1913 года. С 1928 года жил с родителями в Москве, после окончания школы 2-й ступени работал на заводе. В 1932 году он был избран секретарем комитета ВЛКСМ Московского станкостроительного завода имени С. Орджоникидзе. В 1933 году по партийной мобилизации был направлен в Ейскую школу морских лётчиков. С 1934 года служил в частях истребительной авиации.

В Сентябре 1939 года участвовал в оккупации Восточной Польши, а в конце года - в боевых действиях против Финляндии во время Зимней войны.

Первые боевые вылеты командир эскадрильи 15-го истребительного авиаполка Капитан М. В. Кузнецов выполнил под Ленинградом в Июле 1941 года на истребителе МиГ-3 (в Августе полк базировался на Северском аэродроме).

Этот бой остался в его памяти на всю жизнь. Над аэродромом фашистов его "прижали" к земле. Увлёкся штурмовкой самолёткой стоянки врага, снизился метров до 30 - 40 и не заметил, как сверху навалились на него сразу 4 Ме-109. Заметил уже, когда собирался сделать второй круг над стоянкой "Юнкерсов", и ужаснулся: "Влип. Теперь не выкрутиться". Пара Me-109 атаковала сзади, а другая пара открыла огонь сверху с дальней дистанции, и огненные струйки трассирующих очередей проходили рядом с плоскостями его МиГ-3.

Те фашисты, что сверху, быстро сближались, но пока очереди их пулемётов не достигали цели. "Мажут или специально так делают, в землю решили вогнать живого... Шалишь. Мы ещё посмотрим..."

Кузнецов резко отжал ручку управление от себя, сделал короткий нырок и тут же ручку на себя. Послушный "МиГ" свечой пошёл вверх.

Первый немецкий истребитель из тех, что были наверху, не ждал такой "прыти" от русского, прозевал его маневр, а для Кузнецова этих долей секунды было достаточно, чтобы поймать в перекрестие прицела брюхо фашистского самолёта и в упор выпустить короткую очередь. Ещё секунда потребовалась, чтобы отвернуть самолёт в сторону и выйти из атаки, быстро набрав спасительную высоту, он заметил, что тот первый Ме-109 врезался в землю, а навстречу ему спешат наши истребители - его боевые друзья.

Потом было много боевых вылетов, за войну - 345. Но этот остался в памяти навсегда. Пройдут годы, а он будет вспоминать его и ту оценку своим действиям, которую он дал сам себе, разбирая с лётчиками эскадрильи свой воздушный поединок.

Нельзя увлекаться до безрассудства боем - лётчик должен всё видеть, всё понимать, до конца сохранять ясную голову. Мне нечего перед вами скрывать - я уцелел чудом, по всем законам тактики моё увлечение штурмовкой должно было закончиться гибелью. Прошу из этого случая каждого сделать соответствующие выводы.

Он ушёл. А лётчики смотрели вслед своему комэску, и каждый про себя с изумлением повторял его слова. Они и сами уже не раз бывали в сложных переплётах, но, выходя победителями, редко признавались в своих ошибках. Комэск оказался более мужественным. Победить, а потом безжалостно обнажить свои промахи - это не каждый сумеет.

Кузнецов был так воспитан - смотреть правде в глаза, уметь честно признать свои ошибки. И в другой раз так же смело и так же безжалостно он говорил о своих промахах. Лётчики и тогда поняли, что комэск не рисуется, а желает в первую очередь научить каждого из них мужественно и умело побеждать врага.

Это было в Августе 1941 года под Ленинградом. Группа истребителей под командованием Михаила Васильевича встретилась неожиданно с такой же группой Ме-109. Немцы от боя не уклонились и, используя небольшое преимущество в высоте, ринулись на наши "МиГи". Получилось так, что на каждого советского лётчика пришёлся один немецкий истребитель, а бой как бы разбился на отдельные поединки - дуэли.

Противником Кузнецова стал ведущий немецкой группы истребителей. По почерку немца Кузнецов понял, что противник тяжёлый. "Надо отдать должное врагу в его умении пилотировать самолёт, в искусстве воздушного боя, - говорил потом Михаил Васильевич. - Чувствовалось, что за штурвалом вражеского истребителя ас, искусный боец и отличный пилотажник".



Истребитель МиГ-3. На такой машине встретил войну Михаил Кузнецов.

Кузнецов пытался набрать высоту и получить преимущество перед врагом, но тот быстро разгадал маневр советского лётчика и тоже начал набирать высоту. На "мёртвую петлю" Кузнецова он ответил боевым разворотом и чёткой "полубочкой".

"Иногда казалось, что он прежде меня знает мои действия, каждый мой маневр. Мои ошибки в технике пилотирования он использовал мастерски и всегда на какую - то долю получал больше плюсов, чем я. Я спешил и отставал, нервничал и ошибался..."

Обида подогрела Кузнецова, а ненависть к тому, который сейчас, видимо, ехидно усмехался, предчувствуя победу над советским лётчиком, помогла собраться с мыслями, стать расчётливым и экономным в выборе маневров.

"Нет, фриц, легко меня не возьмёшь", - спокойно подумал он, заметив, что немецкий лётчик всё - таки набрал большой запас высоты и готовится атаковать со стороны задней полусферы. Резко совершив крутой разворот - в глазах потемнело, - Кузнецов бросил свой самолёт в лобовую атаку. На бешеных скоростях они мчались навстречу друг другу. Теперь исход поединка решала воля. У немца она оказалась слабее, в какой - то миг его нервы не выдержали, и он рванул самолёт вверх, пытаясь этим маневром спасти себя. Но он опоздал. Того мгновения, когда немец показал брюхо своего "Мессера", Кузнецову было достаточно чтобы поймать его в прицел и расстрелять.

Уничтожение лидеров групп неприятельских самолётов позднее стало его кредом. Опираясь на своё высокое мастерство и тактическую грамотность, воздушный боец стремился в первую очередь обезглавить боевые порядки противника...

Бесстрашно сражались лётчики эскадрильи Кузнецова в воздушных боях над блокированным Ленинградом. Снова он учился сам и лётчиков заставлял тренироваться в высшем пилотаже, изучать практическую аэродинамику, анализировать каждый воздушный бой. Больше внимания в эскадрилье стало уделяться волевой подготовке, воспитанию храбрости, упорства, решительности. Газеты, книги, кинофильмы, рассказы участников воздушных боёв - всё шло в арсенал средств морально - боевого воспитания.

"Мужественный воздушный боец победит и с деревянной спинкой сиденья, трус погибнет и под броневым колпаком", - говорил он подчинённым.

Слава к лётчикам его эскадрильи пришла в небе Ленинграда, а одновременно ему приказ: сформировать истребительный авиационный полк и вступить в командование им. Но это уже на другом фронте...

В 1942 году Майор М. В. Кузнецов был назначен командиром 814-го ИАП на Юго - Западном фронте, летающего сначала на "Харрикейнах", а позже - Як-1.

Шли ночные полёты - летали молодые лётчики. На эскадрильской стоянке было особенно оживлённо. Лётчики, только что выполнившие сложные полётные задания на перехват воздушного противника, протискивались поближе к Генералу и слушали его рассказ о лётчиках - фронтовиках 106-го Гвардейского авиаполка.

Сейчас вспоминаю, как первый раз построил полк после его переформирования, - рассказывал Михаил Васильевич. - Выстроились на опушке леса. Начальник штаба доложил - всё как положено по уставу. Обошли мы с комиссаром замершие шеренги и оба, будто договорились, в один голос сказали: "Мальчишки - и всё тут".

Многим из них не пришлось дожить до светлого дня нашей победы. Никогда не забудет наш народ подвига тех мальчишек, которые показали себя настоящими героями, мужественными солдатами войны, бесстрашными соколами... Не привыкать мне было с комсомольцами работать, я ведь в ФЗУ секретарём комсомольской ячейки был, да и потом на заводе секретарём комитета ВЛКСМ. А что москвичи, так это совсем хорошо - земляки, быстрей общий язык найдём.

Кузнецов действительно очень быстро нашёл с ними общий язык. Молодые лётчики сразу же почувствовали, что "батя" поблажек не даст, строг, но справедлив, смел, но осторожен. Были и обиды. Они рвались в бой, а он не пускал. Им надоели учебники в школах, а он снова засадил их за книги и инструкции. Им осточертели провозные полёты, а он снова "возил" их, как курсантов первоначального обучения. Потом поняли - придёт их время, а сами всё же с завистью смотрели на старших, которые каждый день уходили на "свободную охоту" в сторону фронта.

Вечерами в тесной землянке, приспособленной под учебный класс, он собирал их и подробно рассказывал о каждом воздушном бое, вычерчивал на классной доске схемы маневра, показывал динамику боя на самолётиках - макетах. Тактические летучки его были всегда большой школой сообразительности и мгновенной реакции. Задавая тактическую задачку, он добивался ответа мгновенного, точного.

Утром усвоенное на теоретических занятиях отрабатывали над аэродромом уже практически. Специальными тренировочными полётами по слётанности пар он руководил сам. Лётчики в парах закреплялись приказом по полку. В порядке поощрения лучшим парам при получении техники были отданы лучшие самолёты.

Он лично учил молодёжь атаковать противника. Для этого сам становился "противником" и требовал, чтобы его атаковали с самой малой дистанции, смело, "нахально".

"Воздушный бой проводить энергичными атаками с коротких дистанций и обязательно доводить до конца, то есть до уничтожения атакованного противника", - говорил он.

И ещё он учил своих лётчиков "свободной охоте".

Некоторые лётчики прибегают часто при "свободной охоте" к форсированию мотора. Этого не надо делать. Наоборот, надо пилотировать на экономичных режимах полёта, но быть осмотрительным, первым увидеть врага, своевременно перевести винт с большого шага на малый, изменить режим работы мотора с целью достижения необходимой скорости для занятия исходного положения и боя. Когда противнику удаются атаки с преимуществом над нашими истребителями по высоте и скорости, это является результатом лучшей в данном случае осмотрительности врага, а не следствием патрулирования на повышенных скоростях.

Своих заместителей, командиров эскадрилий и звеньев учил другому - водить группы истребителей в бой. Учил на собственном опыте.

Сопровождая бомбардировщиков Пе-2 под командованием подполковника Сандалова, я разбил нашу группу истребителей на две подгруппы. Одна подгруппа непосредственного сопровождения по 2 самолёта с каждой стороны строя "бомбёров" с превышением над ними 250 - 300 метров, а вторая подгруппа - ударная, тоже 4 самолёта в парах с превышением над первой подгруппой на 400 метров. Этот боевой порядок обеспечивал нам свободу маневра и надёжный круговой обзор. А если учесть, что к вражескому аэродрому мы подошли с тыла, а на маршруте несколько раз меняли направление, то можете себе представить, что ни одна вражеская зенитка не успела выстрелить, а истребителей, которые заходили на наших бомбардировщиков снизу, мы быстро обнаружили и, имея преимущество в высоте, энергично атаковали и уничтожили. 53 самолёта врага сожгли тогда Пе-2 Сандалова на одном из аэродромов. Вся группа возвратилась домой без потерь.

Не сказал Михаил Васильевич об одном: одного из атаковавших Ме-109 сбил он сам...

Дошла очередь и до молодых орлят Кузнецова. Тревожным взглядом проводил он их в первый бой. Старался везде успевать сам, при любой возможности возглавлять группу. Но с каждым днём становился всё более уверенным - молодёжь усвоила науку побеждать правильно. Росло число сбитых самолётов врага, на гимнастёрках молодых заблестели первые боевые награды. Но он не оставлял их без внимания: требовал, учил, воспитывал: "Прикрывать не "своим телом", а огнём, маневром. Патрулировать не только над своей территорией, но и над вражеской (глубина 10 - 15 километров за линию фронта). Ведомый головой отвечает за ведущего, но и ведущий отвечает за ведомого. Случаи прорыва противника к обороняемому объекту считать позором для Гвардейца - истребителя..."

Он провёл полк через горнило боёв на Украине, где лично сбил 12 самолётов противника. Под его командованием 24 Августа 1943 года полк был удостоен Гвардейского звания и стал именоваться 106-м Гвардейским ИАП. Получая Гвардейское знамя, командир полка М. В. Кузнецов сказал тогда перед строем своих однополчан:

У Гвардейского знамени клянёмся, что в наших лётчиках враг всегда будет видеть свою гибель. Мы скоро придём в фашистскую Германию, скоро на своих стремительных крыльях промчимся над Берлином.

На личном счету даже самых молодых лётчиков было по 8 - 10 сбитых самолётов врага, а у Химушина, Бобкова, Тимошенко, Артемникова - по 12; Савельев сбил 16 стервятников. Командир сам подавал пример мужества и отваги.

8 Сентября 1943 года, после освобождения Донбасса, за 17 лично сбитых самолётов Гвардии майору М. В. Кузнецову было присвоено звание Героя Советского Союза. В его наградном листе говорится:

"Майор Кузнецов в воздушных боях проявляет исключительную смелость и находчивость, мужество и отвагу. Обладает отличной техникой пилотирования, дерётся с врагом грамотно и умело. Невзирая на численно превосходящего противника, всегда сам навязывает ему бой и выходит из него победителем, проявляя настоящий героизм и отвагу. Проведённые тов. Кузнецовым воздушные бои показывают его замечательные качества летчика - истребителя".

Позднее лётчики полка сражались на 3-м Украинском фронте, летая на самолётах Як-3.

Однажды Кузнецов вылетел во главе шестёрки "Яковлевых" на свободную охоту за Северский Донец. На фоне багрового заката лётчики заметили большую группу немецких бомбардировщиков, которые шли под прикрытием "Мессеров". Кузнецов сразу же устремился в атаку, увлекая за собой ведомых. Он задался целью сбить ведущего, обезглавить вражескую группу прикрытия, а затем разделаться с бомбардировщиками.

М. В. Кузнецов. Осень 1943 г.

Немецкие истребители не приняли боя, прижались к бомбардировщикам. "Яки" с ходу врезались в уже дрогнувший строй врага. Один за другим на землю рухнули объятые пламенем 3 бомбардировщика. Кузнецов неотступно преследовал машину ведущего неприятельской группы и меткой очередью сбил её. По одному самолёту уничтожили в этом бою лётчики Н. Химушин и Г. Артемченко.

Днём и ночью авиаторы вели жаркие бои с врагом, помогая наземным войскам в освобождении городов Донбасса, а также Харькова, Днепропетровска, Кривого Рога. Как - то М. В. Кузнецову пришлось пролетать и над древним украинским городом Переяслав - Хмельницким - родиной великого сына украинского народа, мудрого государственного деятеля, выдающегося полководца Богдана Хмельницкого. Здесь 8 Января 1654 года созванная Хмельницким Переяславская Рада выразила единодушную волю украинского народа жить дружной семьей с братским русским народом и вместе с Россией общими усилиями громить иноземных захватчиков. Вот и теперь, в тяжелую годину, на помощь украинскому народу пришли все народы нашей многонациональной Отчизны. В небе Украины М. В. Кузнецов лично сбил 12 вражеских самолётов и 4 - в групповых боях. Он был награждён орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени.

В книге "Советские Военно - Воздушные Силы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." есть оценка действиям 106-го Гвардейского авиаполка под командованием М. В. Кузнецова в небе Польши:

"Ударами и блокированием аэродромов, а также непрерывным патрулированием наши лётчики прикрывали танковые войска при преодолении ими рубежа обороны на реке Нида в период боёв за города Пинчув и Инджеюв. Ни одна группа самолётов врага не смогла нанести удар по нашим войскам. При решении этой задачи отличился 106-й Гвардейский истребительный полк, которым командовал Подполковник М. В. Кузнецов".

А вот наконец и Германия. Сколько же сил потребовалось чтобы прийти сюда! Чем измерить бессонные ночи и тревожные дни, нервное напряжение боёв?

Зима 1945 года. Войска 1-го Украинского фронта форсировали Одер и развернули бои за города Губин и Форст, расположенные в 100 километрах от Берлина. Победа близка, но враг отчаянно сопротивляется. Наша авиация поддерживает наземные войска, не давая возможности противнику подтягивать резервы.

Мокрая зима была в тот год в районе Губена. Часто шли нудные дожди, над землёй висели тяжёлые серые облака. В один из таких дней, 22 Февраля 1945 года, Подполковник Михаил Васильевич Кузнецов возглавил шестёрку "Яков" на "свободной охоте". В состав этой группы вошли лётчики А. Пенязь, Н. Забырин, К. Звонарёв, В. Симакин и Н. Беспалов. Они на малой высоте прошли вдоль линии фронта, потом поднялись выше и уже собирались уходить на свой аэродром, но вдруг заметили большую группу FW-190, которые спокойно штурмовали позиции наших пехотинцев. "Ну и наглость", - подумал Кузнецов и тут же по радио приказал атаковать врага.

Облака позволили подойти им не замеченными для фашистских лётчиков. Быстро оценив обстановку, командир решил сначала атаковать группу "Фоккеров" из 4 самолётов, которые были на 400 - 500 метров выше основной группы и, видимо, имели задачу прикрывать, её. Четвёрка фашистов, увидя советские истребители, боя не приняла и "поднырнула" под свою основную группу.

Кузнецов решил пристроиться к ним. Сначала немцы ничего не заметили, но, когда первые 3 "Фоккера", объятые пламенем, рухнули вниз, они заметались, стали беспорядочно сбрасывать бомбы и уходить с поля боя. Ещё 4 вражеских самолёта упали на землю. "Итого 7 сбитых вражеских самолётов в День Красной Армии - достойный подарок", - подумал Михаил Васильевич и, объявив лётчикам благодарность по радио, приказал следовать на свой аэродром.

Это был один из последних воздушных боёв, в которых принимал участие Подполковник М. В. Кузнецов.

Михаил Васильевич Кузнецов участвовал в боях на Ленинградском и Калининском фронтах, громил врага под Сталинградом, освобождал Донбасс, Украину, Польшу, Чехословакию. Свои последние боевые вылеты он совершил над Берлином, где 8 Мая 1945 года сбил 28-й неприятельский самолёт. Лётчики полка, воспитаники Кузнецова, уничтожили в боях 299 вражеских самолётов.

Всего Гвардии полковник М. В. Кузнецов в 345 боевых вылетах провёл 72 воздушных боя, лично уничтожил 22 вражеских самолёта и 6 - в составе группы. За мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками, за умелое руководство боевыми действиями и воспитание высококлассных лётчиков - истребителей 27 Июня 1945 года был удостоен второй медали "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.

После войны Михаил Васильевич продолжал службу в ВВС, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. Затем был назначен начальником Черниговского авиационного училища. В этой должности находился более 4 лет, передавал новой семье советских асов свой богатый боевой опыт. Демобилизовался в 1974 году в звании Генерал - майора авиации. Последние годы жил в городе Бердянске.


В городе Пущино в 1981 году у здания исполкома горсовета установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза М. В. Кузнецова (авторы - скульптор И. Слоним, архитектор М. Мантулин), перенесённый туда из деревушки Агарино, в которой родился герой. У бюста всегда живые цветы. Ухаживают за бюстом Героя школьники Пущинской школы, которая носит имя М. В. Кузнецова.

* * *

"Свободная охота" истребителей.

После прорыва обороны противника на Висленском плацдарме в Январе 1945 года войска 1-го Украинского фронта форсировали Одер от Бреславля до Штейнау, Глогау, быстро вышли широким фронтом на реку Нейссе и завязали бои за немецкие города: Форст, Губен, находящиеся в 110 км от Берлина.

Наша авиация все операции наземных войск поддерживала с воздуха бомбово - штурмовыми ударами по живой силе и технике отходящего противника и его подтягиваемым резервам.

23 Февраля 1945 года в 3 часа дня был получен приказ из штаба дивизии: вылетами нескольких групп истребителей "свободных охотников" нарушить движение войск противника на участке Котбус, Губен, Форст.

Я в составе 6 самолётов Як-1 и Як-9 вылетел на "свободную охоту". Боевой порядок до цели был следующий: фронт из 3-х пар с превышением двух пар по отношению к ведущей паре на 40 - 50 метроы. Такой боевой порядок вполне обеспечивал хороший обзор передней и задней полусфер.

При подходе к линии фронта я увидел на высоте 800 метров над городом Губен несколько групп по 8 - 10 FW-190 общей численностью до 40 самолёетов, штурмовавших наши войска. Боевой порядок немцы строили из групп по 8 - 10 самолётов в кругу и на пикировании сбрасывали бомбы. Четвёрка "Фоккеров" без бомб находилась выше всей группы на 400 - 500 метров, прикрывая своих штурмовиков от атак с воздуха.

Погода позволяла подойти к противнику незаметно, так как была сильная дымка, затруднявшая видимость. По радио я передал своим лётчикам: "Вижу противника, идём в атаку!"

Я принял решение атаковать верхнюю четвёрку FW-190, заставить её уйти вниз, оставив без прикрытия своих штурмовиков, после чего атаковать штурмующие самолёты, так как эти 4 самолёта противника представляли для нас наибольшую угрозу. Зайдя сверху в хвост 4-м немцам, мы перешли в атаку, но они резко спикировали под свою группу. Сравнительно легко достигнув первого результата, мы вошли парами в круг немецких самолётов, пристроились к ним вплотную и стали их уничтожать.

Немцы вначале не заметили нас, виражили с небольшим креном с несборшенными бомбами, но когда мы открыли огонь и несколько самолётов упали, объятые пламенем, немцы обнаружили нас, увеличили крен виража, заметались и стали беспорядочно сбрасывать бомбы большей частью на свои же войска. Немцы никак не могли нас атаковать, мы находились в их общей массе, а они были связаны пилотированием в строю. Дистанция сближения с противником была 10 - 15 метров, и мы продолжали уничтожать их в упор. Строй немецких самолётов рассыпался, они по одному пикированием уходили поспешно с поля боя.

Боекомплект кончился, но я не прекращал атак: противник не знал, есть ли у меня боекомплект, а другим лётчикам моей группы нужна была поддержка.

Немцы потеряли сбитыми 7 самолётов FW-190, наши потери - 1 подбитый самолёт.

Стремительные непрекращающиеся атаки и непрерывное взаимодействие пар решили успех боя.

(Из сборника - "Сто сталинских соколов в боях за Родину". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2005 год.) * * *

Список известных побед Гвардии полковника М. В. Кузнецова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издат. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 20.08.1941 г. 1 Ju-88 юго - вост. Волосово МиГ-3, "Харрикейн",

Як-1, Як-3.

2 25.08.1941 г. 1 Ме-109 аэр. Спасская Полисть
3 07.09.1941 г. 1 Ме-110 (в группе 1 / 5) Лезье
4 10.10.1941 г. 1 Ме-109 Тихвин - Кириши
5 14.10.1941 г. 1 Ju-88 м. Осиновец
6 02.11.1941 г. 1 Ме-109 зап. Шлиссельбург
7 05.02.1943 г. 1 Ju-88 Майский
8 1 Не-111 Ямы
9 06.02.1943 г. 1 Ju-87 вост. окр. Константиновка
10 01.04.1943 г. 1 FW-189 Чепель
11 03.04.1943 г. 1 Do-215 Дмитриевка
12 1 Me-109 Малая Камышеваха
13 17.07.1943 г. 2 Ju-87 сев. Великая Камышеваха
14 17.08.1943 г. 1 FW-190 юж. Дубровка
15 15.02.1945 г. 1 FW-190 Веллерсдорф
16 22.02.1945 г. 2 FW-190 Губен - Грано

Всего сбитых самолётов - 21 + 6  [ 17 + 1 ];  боевых вылетов - 375; воздушных боёв - 72.

Кузнецов Михаил Васильевич

(р. 1913) - советский лётчик, генерал-майор авиации (1959), дважды Герой Советского Союза (1943, 1945). В Советской Армии с 1933. Окончил военную школу морских лётчиков (1934), Военно-воздушную академию (1951; ныне имени Ю. А. Гагарина). Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. В ходе войны был командиром эскадрильи, штурманом, командиром истребительного авиаполка. Совершил 345 боевых вылетов, сбил лично 22 и в составе группы 6 самолётов противника. После войны на командных должностях в ВВС. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени. Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст в деревне Агарино Московской области.

  • Большая биографическая энциклопедия

  • - композитор. Родился в 1847 г. Музыкальное образование получил в Санкт-Петербургской консерватории. Долго был в составе так называемого "русского" квартета, в котором участвовали еще Панов, Леонов, Егоров...

    Биографический словарь

  • - Кузнецов, Михаил Михайлович - хирург. Окончил курс на медицинском факультете Харьковского университета. Был профессором по кафедре хирургической клиники Варшавского университета...

    Биографический словарь

  • - князь Кашинский. Принимал участие в борьбе своего отца с князем Михаилом Александровичем микулинским...

    Биографический словарь

  • - виолончелист, педагог и композитор, род. в 1847 г. Воспитывался в Имп. спб. театральном училище, окончил курс в спб. консерватории, где был учеником К. Ю. Давыдова...
  • - писатель. Занимался исследованиями сибирской старины, результатом чего было значительное число статей, помещенных им как в "Тобольских Губернских Ведом.", так и в других сибирских изданиях...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - врач, род. в 1828 г., окончил курс в харьковском унив. Издал книгу: "Проституция и сифилис в России", историко-статистич. исследование, доныне являющееся одной из лучших работ по данному вопросу...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - хирург, род. в 1863 г....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - князь кашинский, второй сын Василия Михайловича. Родился в 1331 г., удел Кашинский получил около 1362 г.; в 1364 г. принимал участие в борьбе своего отца с князем М. Александровичем микулинским...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский писатель. С 1969 в эмиграции в Англии...
  • - политический деятель, дважды Герой Социалистического Труда. В 1940-43 заместитель председателя Госплана СССР. С 1944 председатель ВЦСПС. С 1953 на дипломатической работе. Кандидат в члены Политбюро ЦК в 1977-86...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский киноактер, народный артист России. Снимался в фильмах: "Машенька", "Иван Грозный", "Тарас Шевченко", "Матрос Чижик", т/ф "Россия молодая" и др. Государственная премия СССР...

    Большой энциклопедический словарь

  • - дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи и полка; 72 воздушных боя, сбил лично 22 и в группе 6 самолетов...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский издатель. С 1946 в издательстве "Советская энциклопедия", с 1971 заместитель председателя Научноредакционного совета по общественным наукам...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский актер, народный артист СССР. С 1951 в Ставропольском театре...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский математик, член-корреспондент РАН. Труды по математической физике, теории чисел...

    Большой энциклопедический словарь

"Кузнецов Михаил Васильевич" в книгах

УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК Михаил Кузнецов

Из книги Актеры нашего кино. Сухоруков, Хабенский и другие автора Лындина Эльга Михайловна

УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК Михаил Кузнецов Михаил Артемьевич Кузнецов умер в сквере, что в начале Кутузовского проспекта, рядом с гостиницей «Украина». Было это среди белого дня. Умер, как бы не заметив своей смерти. Говорят, такую кончину Господь посылает

КУЗНЕЦОВ Василий Васильевич

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КУЗНЕЦОВ Василий Васильевич (31.01.1901 - 05.06.1990). Член Президиума ЦК КПСС с 16.10.1952 г. по 05.03.1953 г. Кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС с 03.10.1977 г. по 25.02.1986 г. Член Оргбюро ЦК ВКП(б) с 18.03.1946 г. по 05.10.1952 г. Член ЦК КПСС в 1952 - 1989 гг. Член КПСС с 1927 г.Родился в деревне Софиловка Костромской

Михаил Кузнецов Мы спорили…

Из книги Эйзенштейн в воспоминаниях современников автора Юренев Ростислав Николаевич

Михаил Кузнецов Мы спорили… В 1941 году я снимался в «Машеньке» у Ю. Я. Райзмана. Стоял в перерыве на «Мосфильме» - курил. Дверь во двор открыта, идет какой-то толстенький человек, немного гусиной походкой, быстро, и протягивает открытую руку, ладонью: «Здравствуйте». -

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена Александровна, Мищенко Владимир Иванович, С

Из книги Предоплаченные инструменты розничных платежей – от дорожного чека до электронных денег автора Пухов Антон Владимирович

Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Пухов Антон Владимирович, Маслов Алексей Васильевич, Мац Григорий Моисеевич, Логинов Евгений Аркадьевич, Достов Виктор Леонидович, Кишкурно Елена Викторовна, Харченко Владимир Иванович, Махаева Елена

Мартынов Виктор Георгиевич, Андреев Александр Федорович, Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Парамонов Леонид Сергеевич, Мамута Михаил Валерьевич, Пухов Антон Владимирович Электронные деньги. Интернет платежи

Из книги Электронные деньги. Интернет-платежи автора Пухов Антон Владимирович

Мартынов Виктор Георгиевич, Андреев Александр Федорович, Кузнецов Вадим Александрович, Шамраев Андрей Васильевич, Парамонов Леонид Сергеевич, Мамута Михаил Валерьевич, Пухов Антон Владимирович Электронные деньги. Интернет

Михаил Палыч Кузнецов

Из книги Обновление от 30 августа 2003 года автора Пятибрат Владимир

Михаил Палыч Кузнецов Железный Дровосек«...Вы ведь взрослые люди и уже должны понимать; что Дед Мороз не живёт в Лапландии или Великом Устюге! Вы уже не дети и не должны верить в разные «сказки» учёных о том, что Баба Яга (баба Дьявола) не существует, ведь она реальнее и живее

Глава 5 Генерал Альфонс Леонович Шанявский (1837-1905) Братья Михаил Васильевич (1871-1943) и Сергей Васильевич (1873-1909) Сабашниковы

Из книги Герои, злодеи, конформисты отечественной НАУКИ автора Шноль Симон Эльевич

Кузнецов Михаил Васильевич

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Кузнецов Михаил Васильевич Родился в деревне Агарино, что неподалеку от подмосковного Сер- пухова, 7 ноября 1913 г. С 1921 г. жил в Москве, после окончания школы 2-й ступени работал на заводе. В 1933 г. по партийной мобилизации был направлен в школу морских летчиков (Ейское ВМАУ). С

Недорого и со вкусом (Михаил Кузнецов, Дмитрий Черкас, Юрий Заволокин, Алексей Монастыренко)

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Недорого и со вкусом (Михаил Кузнецов, Дмитрий Черкас, Юрий Заволокин, Алексей Монастыренко) Встречают по одежке... А если нет стильного оранжевого галстука, то что делать? На тебе, допустим, потертая курточка и джинсы, ты комплексуешь и тормозишь, и не подойдешь к девушке.

Михаил Кузнецов: “СТОЮ ЗА ПРАВДУ!” (Диалог с Александром Прохановым)

Из книги Газета Завтра 347 (30 2000) автора Завтра Газета

Михаил Кузнецов: “СТОЮ ЗА ПРАВДУ!” (Диалог с Александром Прохановым) Александр Проханов. Около года назад в средствах массовой информации промелькнуло сообщение о создании в России Международного общественного трибунала по преступлениям НАТО в Югославии,

Михаил Васильевич Кузнецов


Михаил Васильевич Кузнецов родился 25 октября (7 ноября) 1913г. в деревне Агарино Серпуховского уезда Московская губернии в семье рабочего. Русский.

  • 1921 г. - семья переехала в Москву.
  • 1930 г. - окончил школу 2-й ступени (7 классов).
  • 1930-1933 гг. - сотрудник завода "Мосэлектрик" /с 1931 г. завода "Мосэлектрик" им. С. Орджоникидзе/, секретарь комитета комсомола завода. В 1932 г. - в 19 лет! - вступил в ВКП(б).
  • 1933 г. - по партийной мобилизации был направлен в Ейскую военную авиационную школу морских летчиков (Ейское ВМАУ).
  • 1933-1934 гг. - курсант Ейской военной авиационной школы морских летчиков.
  • С 1934 г. - служил в частях истребительной авиации Красной Армии.
  • Сентябрь 1939 г. - участник Польского похода РККА.
  • 1939-1940 гг. - участник советско-финляндской войны. Старший лейтенант, помощник командира эскадрильи.
  • Боевой эпизод: "12.03.1940 г. тройка 15-го иап: командир полка майор В.Л.Бобрик, капитан Шавров и ст. лейтенант М.В.Кузнецов вылетела на розыск совершивших вынужденную посадку летчиков 38-го иап Боброва и Ромашкова, которые находились на льду Финского залива в 30 километрах юго-западнее Хельсинки. Два боевых товарища оказались на льду. Бобров посадил раненного Ромашкова на парашют и тащил его по льду. Силы его иссякли, но он не бросил товарища, протащив его 18 километров по направлению к своему берегу, приблизился к незамерзающей части Финского залива. Там они были обнаружены вылетевшей группой. Майор Бобрик быстро принял решение. Он искусно посадил свою машину на лед, за ним сел капитан Шавров. Ст. лейтенант Кузнецов находился в воздухе на случай внезапного нападения противника.Раненного Ромашкова взял в свой самолет Бобрик, а к Шаврову сел майор Бобров. Перегруженные самолеты с трудом оторвались от неровного льда. Летчики благополучно приземлились на своем аэродроме."
  • · С июня 1941г. - участник Великой Отечественной войны.
  • · Первые боевые вылеты комэск 15-го истребительного авиационного полка капитан Кузнецов выполнил под Ленинградом в июле 1941 г. на МиГ-3. Вскоре он одержал здесь свою первую победу, сбив ведущего группы Ме-109. Уничтожение лидеров групп неприятельских самолетов стало его кредом. Кузнецов стремился в первую очередь обезглавить боевые порядки противника. Непродолжительное время был штурманом авиационного полка.
  • · В мае 1942 г. - майор Кузнецов назначен командиром 814-го истребительного авиационного полка на Юго - Западном фронте, воевал в небе над Украиной, где лично сбил 12 самолетов противника.
  • · 24 августа 1943 г. полк был удостоен гвардейского звания и стал 106-м гвардейским истребительным авиационным полком.
  • · Боевой эпизод: "Лето 1943 г. Однажды Кузнецов вылетел во главе шестёрки "Яковлевых" на свободную охоту за Северский Донец. На фоне багрового заката лётчики заметили большую группу немецких бомбардировщиков, которые шли под прикрытием "Мессеров". Кузнецов сразу же устремился в атаку, увлекая за собой ведомых. Он задался целью сбить ведущего, обезглавить вражескую группу прикрытия, а затем разделаться с бомбардировщиками. Немецкие истребители не приняли боя, прижались к бомбардировщикам. "Яки" с ходу врезались в уже дрогнувший строй врага. Один за другим на землю рухнули объятые пламенем 3 бомбардировщика. Кузнецов неотступно преследовал машину ведущего неприятельской группы и меткой очередью сбил её. По одному самолёту уничтожили в этом бою лётчики Н. Химушин и Г. Артемченко."
  • · К августу 1943 г. - майор Кузнецов совершил 245 боевых вылетов и в 53 воздушных боях сбил лично 17 самолетов противника и 6 в группе.
  • · 8 сентября 1943 г. - Указом Президиума Верховного Совета СССР "за героизм и отвагу, проявленные в воздушных боях, и умелое командование полком" присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (фактически за 17 сбитых самолетов).
  • · Прошел через Польшу и Чехословакию до Берлина.
  • · К 9 мая 1945 г. совершил 345 боевых вылетов, провел 72 воздушных боя, сбил лично 22 и в группе - 6 самолетов противника. Гвардии полковник. Командир 106-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса, 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
  • · 24 июня 1945 г. - участник Парада Победы в Москве.
  • · 27 июня 1945 г. - награжден второй медалью "Золотая Звезда" "за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за умелое руководство боевыми действиями и воспитание высококлассных лётчиков-истребителей".
  • После войны продолжал службу в ВВС, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах.
  • 1951 г. - окончил Военно-воздушную академию.
  • 1951-1957 гг. - первый начальник 57-го военного авиационного училища летчиков ВВС (впоследствии - Черниговское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков имени Ленинского Комсомола).
  • Служил заместителем Командующего ВВС Киевского и Московского военных округов по тылу.
  • 1974 г. - уволен в запас.
  • Жил в городе Бердянске Запорожской области Украины.
  • Умер 15 декабря 1989 г. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

Лётчик-истребитель, командир 814-го истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта; командир 106-го гвардейского истребительного авиационного полка 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 2-й гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, дважды Герой Советского Союза,


Р одился 7 ноября 1913 г. в деревне Агарино ныне Серпухов­ского района Московской области в семье рабочего. Рус­ский. Член КПСС с 1932 г. С 1921 г. жил в Москве. После окон­чания 7 классов работал на заводе, был секретарем коми­тета ВЛКСМ. В Красной Армии с 1933 г. В 1934 г. окончил Ейскую военно-морскую школу летчиков. Участник освободи­тельного похода советских войск в Западную Белоруссию в 1939 г. и советско-финляндской войны 1939-1940 гг. На фрон­тах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командиру 814-го истребительного авиационного полка (207-я истреби­тельная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) май­ору Кузнецову М. В. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Совет­ского Союза. Командир 106-го гвардейского истребительного авиационного полка (11-я гвардейская истребительная авиа­ционная дивизия, 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвар­дии подполковник Кузнецов М. В. Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР от 27 июня 1945 г. награжден второй медалью «Золотая Звезда». В 1951 г. окончил Военно-воз­душную академию. До 1974 г. генерал-майор М. В. Кузнецов служил в Военно-Воздушных Силах. Живет в городе Бер­дянск Запорожской области. Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степе­ни, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст М. В. Кузнецова установ­лен на родине.

В наградном листе (он подписан командиром 207-й истребительной авиационной дивизии полковником А. П. Осадчим 2 августа 1943 года) cказано, что командир 814-го истребительного авиационного полка майор М. В. Кузнецов к 27 июля 1943 года лично совершил 245 бое­вых вылетов, провел 53 воздушных боя, сбил лично 17 и в групповом бою 6 самолетов противника. Характерная черта проведенных командиром полка воздушных боев - смелость, умение и решительность. Своих под­чиненных он личным примером учит побеждать врага малой кровью.

17 июля 1943 года четыре советских истребителя под командованием майора Кузнецова прикрывали с возду­ха сухопутные войска Юго-Западного фронта. В райо­не села Великая Камышеваха они встретили две гитле­ровские группы бомбардировщиков, насчитывавшие до 40 самолетов Ю-87. Смелыми и решительными атаками четверка Кузнецова рассеяла строй бомбардировщи­ков, заставив гитлеровцев сбросить свой смертонос­ный груз на позиции своих же наземных войск. В ходе жаркого и скоротечного боя 10 фашистских бомбарди­ровщиков, запылав, камнем пошли вниз, а остальные в беспорядке повернули обратно. Лично командир пол­ка в этом бою сбил выстрелом слева в хвост с дистан­ции 40 метров один Ю-87, а другой Ю-87 поразил пуле­метной очередью сзади в хвост с расстояния в 50 мет­ров. Оба гитлеровских бомбардировщика горящими упа­ли в районе Великая Камышеваха.

За успешную боевую работу и большой урон, нане­сенный врагу, полк М. В. Кузнецова был удостоен гвар­дейского звания. Позже летчики полка геройски сра­жались с фашистами в небе Украины и Польши. 27 ию­ня 1945 года гвардии подполковник М. В. Кузнецов был награжден второй медалью «Золотая Звезда» - за то, что к 25 апреля 1945 года совершил 330 боевых выле­тов, провел 72 воздушных боя, в которых сбил лично 21 самолет противника и 6 в групповых боях.

Дважды Герой Советского Союза М. В. Кузнецов закончил свой боевой путь в Германии. Всего за годы минувшей войны Михаил Васильевич совершил 345 бо­евых вылетов, сбил лично 22 вражеских самолета и 6 в группах со своими подчиненными.

ЛИТЕРАТУРА:

Дважды Герои Советского Союза: Альбом. М., 1973. С. 116-117.

Люди бессмертного подвига: Очерки о дважды, трижды и четырежды Героях Советского Союза. Кн. 1. Изд. 4-е испр. и доп. М. 1975. С. 610-617.

Э-Ю-Я

Родился 25 октября (7 ноября) 1913 года в деревне Агарино (ныне Серпуховский район Московской области). С 1921 года жил в Москве. В 1929 году окончил 7 классов школы. С июня 1930 года по январь 1932 года работал учеником электромонтёра на кожевенном заводе (имени Кагановича). С февраля 1932 года - секретарь комсомольского комитета ФЗУ и завода имени Орджоникидзе в Кировском районе города Москвы. С июля 1933 года в рядах Красной Армии. В декабре 1934 года окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков. С января 1935 года служил в частях ВВС Белорусского военного округа: пилот и старший лётчик 106-й ИАЭ (201-я ИАБР), с 1937 года - старший адъютант эскадрильи в 15-м ИАП (70-я АБР).

Участник Советско-Финляндской войны с 25 февраля по 12 марта 1940 года в должности заместителя командира эскадрильи 15-го ИАП (Особая авиационная бригада группы Советских войск в Эстонии). Летал на И-153, воздушных побед не имел. С января по июнь 1941 года учился на Курсах усовершенствования командиров эскадрилий (город Липецк).

С 22 июня 1941 года капитан М. В. Кузнецов на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира эскадрильи 15-го ИАП (8-я САД), с декабря 1941 года штурман полка. Летал на МиГ-3. До января 1942 года воевал на Северо-Западном и Ленинградском фронтах. С марта 1942 года - заместитель командира 1-го ЗАП (Московский военный округ). С июня 1942 года майор М. В. Кузнецов - командир 814-го ИАП (24 августа 1943 года преобразован в 106-й Гвардейский ИАП). Летал на "Харрикейне", Як-1, Як-7 и Як-9. Воевал на Калининском, Западном, Юго-Западном, 3-м Украинском и 1-м Украинском фронтах.

К августу 1943 года командир 814-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор М. В. Кузнецов совершил 245 боевых вылетов, в 53 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 4 самолёта противника (в наградном листе говорится о 17 личных и 6 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

К маю 1945 года командир 106-го Гвардейского истребительного авиационного полка (11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии полковник М. В. Кузнецов совершил 330 боевых вылетов, провёл 72 воздушных боя, в которых сбил лично 19 и в составе группы 4 самолёта противника (в последнем наградном листе говорится о 21 личной и 6 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После окончания войны продолжал служить в ВВС. До марта 1946 года - заместитель командира 11-й Гвардейской ИАД (в Центральной группе войск, Австрия). В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). В 1951-1955 гг. - начальник Черниговского военного авиационного училища лётчиков, в 1955-1959 гг - начальник 10-й военной авиационной школы (с 1958 года - 10-го военного авиационного училища) первоначального обучения лётчиков (город Кременчуг Полтавской области, Украина).

В 1959-1961 гг. - заместитель командующего 69-й Воздушной армией по тылу (Киевский военный округ), в 1961-1969 гг. - заместитель командующего 37-й Воздушной армией по тылу (Северная группа войск, Польша), в 1969-1974 гг. - заместитель командующего ВВС Московского военного округа по тылу. С февраля 1974 года генерал-майор авиации М. В. Кузнецов - в запасе. В 1974-1988 гг. работал старшим инженером, начальником сектора и ведущим инженером в Научно-экспериментальном центре автоматизации управления воздушным движением Министерства гражданской авиации. Жил в Москве. Умер 15 декабря 1989 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (08.09.1943), Красного Знамени (26.02.1942, 28.02.1943, 24.04.1945, 03.11.1953), Богдана Хмельницкого 2-й степени (23.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (22.02.1968), Красной Звезды (03.12.1941, 20.06.1949); медалями.


* * *

Список известных воздушных побед М. В. Кузнецова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
20.08.1941 1 Ю-88 юго-восточнее Волосово МиГ-3
25.08.1941 2 Ме-109 Лисино
1 Ме-109 аэродром Спасская Полисть
07.09.1941 1 Ме-110 (в гр. 1/5) Лезье
10.10.1941 1 Ме-109 Тихвин - Кириши
14.10.1941 1 Ю-88 мыс Осиновец
02.11.1941 1 Ю-88 западнее Шлиссельбург
05.02.1943 1 Ю-88 Майский Як-1
1 Хе-111 Ямы
06.02.1943 1 Ю-87 восточная окраина Константиновка
01.04.1943 1 ФВ-189 Чепель
03.04.1943 1 До-215 Дмитриевка
1 Ме-109 Малая Камышеваха
17.07.1943 2 Ю-87 севернее Великая Камышеваха
17.08.1943 1 ФВ-190 южнее Дубровка
15.02.1945 1 ФВ-190 Веллерсдорф Як-1, Як-9.
22.02.1945 2 ФВ-190 Губен - Грано

Всего сбитых самолётов - 19 + 4 ; боевых вылетов - 330; воздушных боёв - 72.