Что входит в понятие «Звуковая культура речи. Контрольная работа понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка Понятие звуковой культуры

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;



3. формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании;

4. выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

5. воспитание культуры речевого общения как части этикета.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

1. развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

2. развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова. Это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звукои словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские сады не используют все возможности для того, чтобы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15–20% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.

Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Эмоциональность, щедрость русского языка находят свое выражение в интонационном богатстве.

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры предполагает:

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

2. воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т.е. специфическое явление устной речи. Русский язык обладает сложной системой разноместного и подвижного ударения;

Известно, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка в целом и имеет полифункциональный характер. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Как же быть, если родители ошибочно считают, что когда ребенок неправильно произносит некоторые звуки или недостаточно отчетливо говорит, то это не может быть поводом для беспокойства, что это явление временное и пройдет с возрастом?! Вполне объяснимо, когда трехлетний малыш неправильно произносит звуки, допускает ошибки в грамматическом оформлении речи, и совсем недопустимо, когда те же ошибки делает 6-7 летний ребенок.

От умения точно и правильно выразить свою мысль зависит свободное общение ребенка с окружающими его людьми, степень его социального развития. И сегодня мы будем говорить о звуковом развитии речи детей, а также необходимых условиях для формирования звуковой культуры речи. Это и будет темой нашего семинара. Полноценная речь ребенка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание. Систематическая работа над звукопроизношением поможет ребенку еще до поступления в школу овладеть произносительной стороной речи. Учителям первых классов массовой школы также приходится работать над произношением звуков и над звуковым анализом слов.

При недостатках произношения у детей наблюдается не только нарушение внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.

Известно, что недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладевать грамотой в школе.

Исследователи детской речи (Бородич А.М., Максаков А.И., Соловьева О.И.) отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка, для установления социальных контактов, для успешного обучения в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.

И наоборот, речь в дефектами произношения затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие и общее развитие речи.

Одной из причин неуспеваемости в школе называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность (Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальной школе – М. 1968).

Правильное произношение слов имеет не меньшее значение, чем верное написание. Роль правильного произношения особенно возросла в наше время.

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или её произносительная сторона.

«Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования её у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи» (В.И. Яшина).

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкую дикцию.

Воспитание звуковой культуры (по М.М. Алексеевой) включает:

- формирование правильного произношения и звукопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

- воспитание орфоэпически правильной речи – умение говорить согласно нормам литературного произношения.

- формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями;

- выработка дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом;

- воспитание культуры речевого общения как части этикета.

О.И. Соловьева, Е.И. Тихеева выделяют два раздела в звуковой культуре речи: культуру речепроизношения и речевой слух и работу по развитию устной речи, которая должна вестись в двух направлениях:

а) развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового и речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой ариткуляции;

б) развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, компонентами которого являются фонетический, звуковысотный, ритмический слух).

Составной частью речевой культуры является звуковая культура речи. Это умение правильно пользоваться всеми языковыми средствами (звук, темп, ритм, интонация, грамматические формы, фразовое и логическое ударение). Воспитание звуковой культуры речи не следует сводить только к формированию правильного произношения.

Педагог помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, интонацией. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием словаря связной грамматически правильной речи.

Формирование звуковой культуры речи включает задачи:

1. воспитание речевого слуха (слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи);

2. формирование произносительной стороны речи (правильное произношение всех звуков, развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием, над дикцией, темпом, умение пользоваться голосом в условиях общения);

3. развитие умения произносить слова согласно нормам орфоэпии русского литературного языка;

4. воспитывать интонационную выразительность речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударения, мелодики, темпа, ритма.

Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

Особенности становления речи детей связывают с процессами физиологического созревания ЦНС и с ее пластичностью в этот период.

Возрастной период, на протяжении которого речь осваивается без усилий, называется критическим. За пределами этого периода ребенок, не имеющий опыта речевого общения, становится не способным к обучению (0-11 лет). Ребенок подражательным путем заимствует определенные звукосочетания из речи окружающих. Фонематический слух формируется в раннем возрасте. Сначала ребенок учится отделять звуки окружающего мира (скрип двери, шум дождя) от звуков обращенной к нему речи. К 6 годам ребенок владеет примерно 10 000 слов (пассивный словарь всегда больше активного).

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения.

К концу первого года появляются первые слова. Со второго года жизни начинается дифференциация звуков. Сначала отделяются гласные от согласных. Дальнейшая дифференциация идет внутри согласных: противопоставляются сонорные – шумным, глухие – звонкие, твердые – мягким и т.д.

«Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Даже в одном слове, произнесенном несколько раз подряд, на месте одного звука чередуется несколько вариантов».

«Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки» (А.И. Максаков). Например, усвоение звука [ц] происходит через такие промежуточные звуки:

[т"] - [с"] - [с] - [тс] - [тц] - [ц]. («типлёнок» - «сипленок» - «сыпленок» - «тсыпленок» - «цыпленок»).

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, лом, сом). Такой звук – смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. (М.Ф. Фомичева).

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; голосообразующий – гортань с голосовыми связками и мышцами; звукообразующий – полость рта и носа.

Таким образом, процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма).

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Разное звучание гласных и согласных звуков определяется в основном тем, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата (губ, нижней челюсти, языка, мягкого нёба), а также работой гортани.

При образовании гласных [а, о, э, у, и, ы] в ротовой плоскости нет преграды. И наоборот, при образовании согласных выходящая струя воздуха встречает в ротовой полости различные преграды.

Согласные звуки делятся на две группы: по способу образования и по месту образования.

Способ образования отражает характер преграды, т.е. в форме чего она образуется: смычка органов артикуляции, щель между ними и т.д.

Щелевые (фрикативные):

Ф, ф", в, в" – нижняя губа образует щель с верхними зубами;

С, с", з, з" – передняя часть спинки языка образует щель с верхними зубами и деснами;

Ш, ж, щ - поднятый широкий кончик языка образует щель с альвеолами или твердым нёбом (при нижней артикуляции кончик языка находится за нижними зубами);

Х, х" – задняя часть спинки языка образует щель с твердым нёбом.

Смычно-взрывные:

П, п", б, б" – смычку образуют губы;

Т, т", д, д" – передняя часть спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами;

К, к", г, г" – задняя часть спинки языка образует смычку с мягким нёбом или задним краем твердого нёба.

Смычно-щелевые (аффрикаты):

Ц – передняя часть спинки языка при опущенном кончике сначала образует смычку с верхними зубами или альвеолами, которая незаметно переходит в щель м/у ними;

Ч – кончик языка вместе с передней частью спинки языка образует смычку с верхними зубами или альвеолами, переходящую в щель м/у ними.

Смычно-проходные:

М, м" – смычку образуют губы, воздушная струя идет через нос;

Н, н" – смычка образуется между передней частью спинки языка и верхними зубами или альвеолами, воздушная струя идет через нос;

Л, л" – кончик языка образует смычку с альвеолами или верхними зубами, воздушная струя идет по бокам языка.

Дрожащие (вибранты):

Р, р" – кончик языка поднят вверх и ритмично колеблется (вибрирует) в проходящей воздушной струе.

Место образования определяется подвижными органами (языком или губами), которые образуют преграду для выходящей воздушной струи.

Губно – губные: п, п", б, б", м, м".

Губно – зубные: ф, ф", в, в".

Переднеязычные: т, д, н, л, р, ш, ж, ч, щ, з, с, ц, т", д", н", л", р", з", с"

Среднеязычны: j (йот)

Заднеязычные: к, к", г, г", х, х".

Гласные звуки [и, э, а, ы, о, у] делятся по трем артикуляционным характеристикам:

и, э – гласные переднего ряда;

а, ы – гласные среднего ряда;

о, у – гласные заднего ряда.

Анализ классификации звуков показывает, что успешное овладение ребенком фонетической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому необходимо:

Развивать фонетический слух (способность различать и воспроизводить все звуки речи);

вырабатывать хорошую дикцию (подвижность органов артикуляционного аппарата);

Развивать речевое дыхание (умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох, обеспечивающий длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произношения).

Правильное произношение звуков родного языка должно быть сформировано еще в детском саду, т.к. именно дошкольный возраст является для этого наиболее благоприятным периодом.

Усвоение фонетики в основном определяется развитием речедвигательной сферы. Нарушения произношения могут быть вызваны:

1) дефектами речевого аппарата (отклонения в строении зубо-челюстной системы, короткая подъязычная связка, расщепление твердого мягкого нёба);

2) недостаточной подвижностью органов артикуляции;

3) недоразвитием фонематического слуха (неумение отличать одни звуки от других);

4) усвоение неправильной речи окружающих.

Неправильное произношение проявляется:

в пропусках звуков;

в замене одного звука другим;

в искажении произнесенного звука.

Артикуляционный аппарат является основой звукопроизношения. Речевые звуки формируются в полости рта (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо, маленький язычок).

Нарушения в строении артикуляционного аппарата (например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое небо) являются факторами неправильного произношения. Но если у ребенка хороший речевой слух, хорошая подвижность артикуляционного аппарата, то в большинстве случаев можно компенсировать недостатки звукопроизношения.

Поэтому задача педагога:

Развивать подвижность языка (умение делать язык широким и узким, поднимать за верхние зубы, отодвигать назад);

Развивать подвижность губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

Развивать умение удерживать нижнюю челюсть в определенном положении;

Большое внимание уделять речевому дыханию.

Источником образования звуков является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта и носа. Речевое дыхание является произвольным. При неречевом дыхании вдох и выдох производятся через нос. Речевое дыхание осуществляется через рот. При неречевом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Еще одним аспектом формирования произносительной стороны речи является развитие голосового аппарата, посредством которого издаются звуки, различные по высоте, силе и тембру; их совокупность и определяет голос человека.

Голос возникает в результате колебания голосовых связок, и качество его зависит от совместной работы дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов. Темп речи – это скорость протекания речи во времени, т.е. количество слогов, произносимых в определенную единицу времени.

Дети чаще говорят в ускоренном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, иногда даже выпадают отдельные звуки, слоги.

Таким образом, воспитание правильной чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания ритм, паузы, тембр, логическое ударение. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды – неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В дошкольные годы происходит интенсивное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления со словом.

В детском саду еще задолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре, о звучащем слове – единице языка. Овладение ребенком речью связано с его повышенным интересом к звуковой ее стороне. Звуковая оболочка слова очень рано начинает привлекать внимание ребенка, а ориентировка его в звуковой форме речи возникает уже в преддошкольном возрасте. Учась отличать одно слово от другого, придумывая песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание, ребенок производит большую мыслительную работу над звуковой стороной слова. В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать слова, вычленять звуки, анализировать звуковой и слоговой состав, слышать ударения.

Такой путь в овладении звуковой стороной слова совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, этот путь не должен осуществляться стихийно. Взрослые своевременно приходят на помощь малышу и целенаправленно руководят развитием его речевой деятельности.

В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи в детском саду педагог решает следующие задачи :

Формирование у детей правильного звукопроизношения, четкого и ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами;

Выработка умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности.

Реализация задач формирования звуковой культуры речи (ФЗК) осуществляется по двум направлениям :

Развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты – фонематический, звуковысотный слух, восприятие темпа, силы голоса, тембра речи.

Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного, голосового, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношение звуков, четкой дикции).

В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое, лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка и форм речи

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем - и коррекции звукопроизношения любой патологии и этиологии; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Сначала упражнения нужно делать в медленном темпе, потом темп можно увеличить и выполнять их под счет. Полезно спрашивать у ребенка, как работает язык, губы (где находится язычок? Что делают губы?) Для выработки методики артикуляционной гимнастики важен учет возрастной моторики. В 3-4 года ребенок должен усвоить основные движения, а к 4-5 годам требования повышаются и движения должны быть четкими и плавными без подергиваний. В 6-7 лет – дети выполняют движения в быстром темпе и удерживают положение языка продолжительное время.

Работа организуется следующим образом.

Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

Показывает его выполнение.

Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Виды артикуляционных упражнений: (СЛАЙД)

Статические (Лопатка, горка, чашечка, Грибок,)

Динамические (Вкусное варенье, Часики, Почистим зубки, Дятел, Болтушка, Лошадка.)

Упражнения для развития мышц речевого аппарата .

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и . Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у .

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас cтанет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

Постучимся в дверку / Дятел Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Для того, чтобы приступить к практической части нам необходимо разделиться на группы в соответствии с цветом выбранного вами стикера.

3. Задания практические

Задание для 1 группы: Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей средней группы. (Лопатка, чашечка, качели, футбол, иголочка, чистим зубки ) - упражнения направлены на развитие подвижности речевого аппарата

Задание для 2 группы Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей старшей группы (Чашечка, Почистим зубки, Индюк, Вкусное варенье, Маляр )

Задания для 3 группы: Подобрать упражнения для развития артикуляции для детей подготовительной группы:

( Лошадка, Чашечка, Лодочка, Часики, Почистим зубки )

Вам на эту работу отводится 10 минут, по истечении которых необходимо обосновать свой выбор.

2. Найди ошибку.

Какую ошибку допустил воспитатель в средней группе, когда подобрал скороговорку:

1)Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. (подходит для старшего возраста, т.к. звуки р, л формируются в последнюю очередь, когда подготовлен речевой аппарат)

2.) В группе, где более 50% детей имеют нарушения звука С, воспитатель подобрал следующие упражнения:

Горочка, Чашечка , Лодочка, Почистим зубки, Качели (лишнее упражнении « Чашечка, т.к. требует верхнего подъема языка, что недопустимо при закреплении звука С).

3.) Подберите чистоговорки, стихи для свистящих, шипящих звуков, для звуков «Л», «Р»

1. Развитие фонематической функции во время физкультурной минутки

1. И.п.- встать, руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Если в слове есть звук б, хлопнуть в ладоши над головой, на остальные слова руки к плечам (барабан, ворона, палка, булка, кабан, полка, суп, дубы, зуб, корабль, вата, подарок, зубр)

2. И.П.- основная стойка. На слово со звуком з наклон вперед, со звуком с наклон назад(зайка, санки, насос, зонт, коза, сосулька, барсук, солнце, позолота, маска, забор, пузырь, роса)

3. Сядет на место тот, кто назовет слово со звуком м в середине или конце слова

Произведена тренировка всех сторон фонематической функции: фонематический слух, дифференциация, фонематические представления.

2. Развитие фонематической функции на занятиях по математике.

Ст.воспитатель- Я расскажу вам сказку. Когда услышите слова со звуком л, положите фишку перед собой. У кролика Тепы именины. Он пригласил в гости ежика и белку. Кролик украсил норку колосками и цветами. Тепа поставил на стол грибы и яблоки. "Просим к столу", - говорит кролик. А потом все играли в разные игры.

Ст.воспит:- Сколько слов со звуком л вы услышали?

Педагоги-8

Ст.воспит:-какие?

Педагоги отвечают.

Ст.воспит:- какое слово было самое короткое?

Педагоги:-стол

Ст.воспит:-сколько в нем звуков?

Педагоги:-4

Ст.воспит:- в каком слове звуков на один больше, чем в слове стол? На один больше, чем в слове белка?

Составьте задачи с одни из этих слов.

3. Занятия по развитию речи

Задания по группам (на обсуждение отводится до 5 мин)

Выбор скороговорок

1 группа. Для разучивания в средней группе.

Тортилла тортами не торгует.

Опятки не на пятке.

Болтун болтает, а нытик ноет.

Метатель метал молот, а Митя- молоток.

2 группа. Для разучивания в старшей группе, где многие дети заменяют с на ш, ш на с.

Саша шла по шоссе и сосала сушку.

Слоны умны.

Слоны смирны.

Слоны спокойны и сильны.

Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон.

Сорок коров разогнали ворон.

3 группа. Для разучивания в подготовительной группе, где многие дети говорят невнятно, искажают слова.

Женя не вагоноуважаемый,

и не вагоноуважатый,

А уважаемый вагоновожатый.

Жанна обожает мороженое и пирожные, а Олежек обожает Жанну.

Я гляжу на бережок-

Не лежит ли пирожок?

Выбор стихотворения.

1 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звуков р и рь.

2 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении л.

3 группа. Для детей подготовительной группы с недостатками в произношении звука ш.

Хорек ходил на елку Мы снежинки, мы пушинки

Есть у ежика и елки Покружиться мы не прочь

Очень колкие иголки. Мы снежинки-балеринки

В остальном на елку еж Мы танцуем день и ночь

Абсолютно не похож. Встанем вместе все в кружок

Унес хлопушку втихомолку Получается снежок.

Теперь хорек своей хлопушкой Мы деревья побелили

Зверей пугает словно пушкой. Крыши пухом замели

Г.Сапгир. Землю бархатом укрыли

и от стужи сберегли.

Спит первый снег Елка в блестках ледяных

Открыт букварь зимы В теплых слезках смоляных

Его еще не прочитали мы Свежая, зеленая, солнцем озаренная.

Но вот уже на чистую страницу

Вспорхнула пестрой буковкой синица Что растет на елке?

Она звенит, как маленький звонок. Шишки да иголки

Как будто первый начался урок... Разноцветные шары

А.Горбунова не растут на елке

Не растут на елке

Пряники и флаги

не растут орехи

в золотой бумаге.

С.Маршак

Блиц-опрос: найди ошибку

1. Воспитатель просит определить, сколько звуков в слове. При этом слова произносит следующим образом: ба-ра-ба-н, с-ка-з-ка, ма-к.

2. Воспитатель просит определить место звука з в словах: зонт, земля, арбуз, ваза.

Игротека.

Внутри каждой группы воспитатели делятся на три подгруппы. Каждая из них идет к месту проведения игры, указанной на жетоне. На месте консультанты разучивают с вновь сформированными группами свою игру, после чего каждая подгруппа возвращается за свой стол, и происходит обмен информацией. таким образом каждая группа познакомится с тремя играми.

Игра с мячом "Съедобное-несъедобное".

Дети становятся в шеренгу. Водящий сообщает условия игры: Съедобны те слова, в которых есть звук ж (мяч надо ловить), остальные слова несъедобны (мяч ловить нельзя)".

Водящий поочередно бросает мяч каждому игроку, произнося слова: жаба, шайба, ножи, душ, шум, жук, ежи, мыши, желуди, шипение, кошка, ложечка, ежевика, журчат, шуршат, широкий, живут, мошки.

Игра с предметом "Звуковая эстафета".

Команды получают задание: передавая мяч друг другу, называть слово, в котором звук н (твердый) стоит в середине слова, например: окно, темно, луна, сны, ананас, щенок, поляна, кнут, кнопки, сноровка.

Настольная игра "Звуковое лото".

Цели: активизировать словарь, развивать слуховое и зрительное внимание

Оборудование: карты для играющих с изображением предметов, в названии которых есть звуки з, ж, синие сигнальные фишки с буквами з,ж.

Водящий называет слово или показывает картинку молча, игроки закрывают сигнальными фишками названную (показанную) картинку, имеющуюся на карте. После окончания игры воспитатель проверяет правильность выбора фишек.

Подведение итогов. Мониторинг по группам. Оцените, насколько полезным был представленный материал. Как относитесь к групповой форме организации работы? какая помощь нужна?

Звуковая культура речи: понятие, сущность и её значение.

По мнению исследователей детской речи М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной звуковая культура речи - понятие достаточно широкое, включающая в себя произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а так же элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).

А.И. Максаков считает, что звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.

Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды - неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи.

В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический:

1) акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи;

2) артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата);

3) функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов реализации фонемы (звукового типа) в процессе функционирования, выполняющий смыслоразличительную и строительную функцию.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

Формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике.

Воспитание звуковой культуры речи - многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Воспитание звуковой культуры предполагает решение следующих частных задач:

  1. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи.

Речевое дыхание - одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

Речевой (фонематический) слух - включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр, средства выразительности и т.д.

  1. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.

Звукопроизношение - способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями.

Звук речи - минимальная речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей. В связи с этим в содержание указанной задачи входит следующее: совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, последовательная работа над четким произношением уже усвоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными, затрудняющими детей; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи.

Звуковые единицы языка различаются по их роли в речи. Одни, соединяясь, образуют слова - это линейные (расположенные в линию, один за другим) звуковые единицы: звук, слог, фраза. Только в определенной линейной последовательности сочетание звуков становится словом, приобретает определенный смысл.

Другие звуковые единицы, просодемы, – надлинейные. Это ударение, элементы интонации (мелодика, сила голоса, темп речи, ее тембр). Они характеризуют линейные единицы и являются обязательным признаком устной звучащей речи. Просодические единицы участвуют в модулировании артикуляционных органов.

Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звука и словопроизношение), так как самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.

  1. Выработка дикции. Дикция - отчетливое, внятное произношение каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.
  2. Формирование выразительности речи - владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями. Замечено, что ребенок в повседневном общении владеет естественной выразительностью речи, но нуждается в обучении произвольной, осознанной выразительности при чтении стихов, пересказе, рассказывании. Легко воспринимаемая, приятная речь характеризуется такими качествами: средним темпом, ритмичностью, умеренной силой и средней высотой голоса. Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качества голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, то есть нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро.
  3. Воспитание орфоэпически правильной речи - умения говорить согласно нормам литературного произношения. Орфоэпические нормы охватывают фонетическую систему языка, произношение отдельных слов и групп слов, отдельных грамматических форм. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение, т. е. специфическое явление устной речи.
  4. Воспитание культуры речевого общения как части этикета. В это понятие входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;

Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.


Юлия Бродская
Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников

О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается умение говорить в соответствии с нормами литературного языка. Культура речи включает элементы , способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мыслей и чувств . Этими элементами являются : звуковая и интонационная культура речи и фонематический слух.

Культура речи , по мнению Ф. А. Сохина, это умение правильно излагать смысл содержания, пользоваться языковыми средствами, такими как звукопроизношение , интонация, лексическим запасом и грамматическими формами. А звуковая культура речи является составной частью речевой культуры .

Мнение Ф. А. Сохина поддерживал и А. И. Максаков, по его определению, звуковая культура речи охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом : правильное произношение звуков , слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр. .

М. М. Алексеева, А. М. Бродич, В. И. Яшина считали понятие «звуковая культура речи » достаточно широким.

По определению М. М. Алексеевой, звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи , выразительность ее и четкую дикцию .

По определению А. М. Бородич, звуковая культура речи - это произносительные качества, характеризующие звучащую речь : (звукопроизношение , дикция, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др., связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты, а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи , поза и двигательные навыки в процессе разговора ) .

Исходя из вышесказанного, определения звуковой культуры речи разных педагогов схожи между собой, но более полным нам кажется определение А. М. Бородич.

Общеизвестно, что звуковой язык – это единственный язык общества, являющийся связующим звеном в общении между ребенком и окружающей его действительностью, в силу своей звуковой материи , которая представлена звуками , вовлеченными в процесс общения , то есть производства и обмена мыслей .

И. П. Павлов подчеркивал, что слово является реальным раздражителем, с самого первого момента овладения языком. Слово предстоит перед ребенком, прежде всего своей материальной, звуковой стороной , именно с ней ребенок имеет дело, когда учится понимать первые слова, а тем более, когда учится их произносить .

Рассмотрим понятие звуковой стороны речи с разных точек зрения : акустической, артикуляционной, функциональной.

Акустический (физический) аспект, при котором звук рассматривается как колебательные движения воздушной среды, вызванные органами речи . Источниками колебаний при образовании звуков речи являются : движение голосовых связок, сужение канала, преодоление преград. Индивидуальные особенности полости рта, носа и глотки (их форма и размер) обуславливают индивидуальные различия в голосе, которые характеризуются такими физическими параметрами, как высота, сила и тембр голоса.

Артикуляционный (физиологический) аспект, при котором звук выступает как продукт работы произносительных органов человека (артикуляционного аппарата) . Работа органов речи направленная на производство звуков , называется артикуляцией. Особенности произношения звуков в языке составляют его артикуляционную базу. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества.

Функциональный (лингвистический) аспект, где звук рассматривается как один из возможных вариантов фонемы в процессе функционирования , выполняющий смыслоразличительную и строительную функции .

Анализируя различные аспекты звуковой стороны речи , становятся понятными компоненты звуковой культуры речи , закономерности постепенного формирования звуковой культуры речи у детей и возможность определить задачи по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников .

Компонентами звуковой культуры речи являются речевой слух, как предпосылка возникновения речи и речевое дыхание , как условие для возникновения речепроизношения. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков , слов, четкой артикуляции. Развитие восприятия речи , слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный , ритмический слух .

Речевое дыхание – это дыхание в процессе речи , отличается от обычного дыхания более быстрым вдохом и замедленным выдохом, значительным увеличением дыхательного объема и ротовым типом дыхания . Речевое дыхание характеризуется правильным сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков , слов и фраз.

Каждый человек от рождения обладает слуховым восприятием , т. е. способностью воспринимать звуковые колебания органами слуха. Важной характеристикой слуха является слуховое внимание - это сосредоточение сознания на каком-либо звуковом раздражителе , объекте или деятельности, при этом внимание повышает чувствительность слуха, обеспечивает четкость слуховых ощущений.

В современной педагогической, психологической и методической литературе для обозначения фонематического слуха используются разные термины : речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие .

Термин речевой слух обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи , обеспечивающую понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Термин речевой слух употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи .

В психологических исследованиях речевой слух называют фонематическим слухом. Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами , которые хранятся в памяти человека упорядочение - в «решетке фонем» . Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие » . Фонематическое восприятие - это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова .

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков , от уровня развития фонематического слуха . Как было отмечено И. П. Павловым, восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других .

При помощи аналитико-синтетической деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения . Недостатки анализа и синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличие первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом. А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Н. Х. Швачкин, Р. Е. Левина доказали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки , устанавливать порядок звуков в слове , т. е. производить анализ звуковой структуры слова .

Д. Б. Эльконин назвал специальные действия по анализу звуковой структуры слов фонематическим восприятием . В связи с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают средствам звукового анализа .

Фонематическое восприятие , если речевое развитие ребенка в норме, не требует специального обучения, а звуковой анализ требует специального обучения. Фонематическое восприятие - первая ступень к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая . Фонематическое восприятие формируется в период до 4-х лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И, наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков , чтобы воспроизвести их устно , звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме .

Ребенок начинает реагировать на звуки со второй - четвертой недели жизни, в 7 - 11 месяцев он откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи .

К концу первого года жизни слово становится орудием общения, когда ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку - фонемы , входящие в его состав. Далее развитие фонематического восприятия происходит быстро , скачкообразно, опережая артикуляционные возможности ребенка.

Н. Х. Швачкин отмечает, что уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка .

Д. Б. Эльконин определяет фонематическое восприятие как слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании.

По данным Н. Х. Швачкина, в период от 1 года до 4 лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороной речи .

А. Н. Гвоздев и Н. И. Красногорский отмечают, что особенностью передачи звуков в начальный период их усвоения является неустойчивость артикуляции и произношения . Но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится , с одной стороны, с произношением взрослого (с образцом, а с другой - с собственным произношением. Различение этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребенком . По словам Д. Б. Эльконина, правильное произношение возникает только тогда, когда оба образца совпадают. Р. Е. Левина замечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса , направленного на выделение соответствующего звука и определение его отличия среди других .

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним : четкие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С. Бернштейна, правильно мы слышим только те звуки , которые умеем произносить правильно.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает и при поступлении в школу. Несмотря на хорошие умственные способности, дети с нарушенным фонематического восприятия плохо справляются со звуковым анализом слов , что приводит к затруднениям в чтении и грубым нарушениям письма .

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи детей младшего дошкольного возраста , поскольку этот период является наиболее благоприятным для ее решения. Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура » . Содержание работы строится с учетом возрастных особенностей речи детей .

Воспитание звуковой культуры речи младших дошкольников предполагает решение задач :

формирование правильного звуко - и слово - произношения, для этого необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, совершенствование моторики артикуляционного аппарата, последовательная работа над чётким произношением уже освоенных детьми гласных и простых согласных, а затем над сложными согласными; закрепление правильного произношения звуков в контекстной речи ;

развитие речевого дыхания предполагает помощь детям в преодолении возрастных недостатков речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию;

формирование произвольной выразительности речи – владение средствами речевой выразительности высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи , вопросительными и восклицательными интонациями. Н. С. Карпинская отмечает, что сохраняя непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности, возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий ;

выработки дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом. Работа над дикцией начинается с младшими дошкольниками в процессе пения и чтения потешек и стихотворений;

работа над орфоэпической правильностью речи заключается , в предоставлении воспитателем детям образца устной речи ;

воспитание культуры речевого общения как части этикета, включает понятие общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения .

Итак, в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура » , хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух , правильное произношение всех звуков родного языка , наличие элементарных навыков звукового анализа являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для дальнейшего обучения дошкольника грамоте .

Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи будет вестись по следующим направлениям : развитие речедвигательного аппарата и речевого дыхания, формирование правильного звуко - и слово- произношения, развитие фонематического восприятия речи , выработка дикции, работа над орфоэпической правильностью речи и воспитанию культуры речевого общения как части этикета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. – 400 с.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А . М. Бородич. - М.: Проcвещение, 1981. - 256 с.

3. Бухвостова, С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста / С . С. Бухвостова. – Курск : Академия Холдинг, 2000. –148с.

4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А . Н. Гвоздев. СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.

5. Генинг М. Г. Обучение дошкольников правильной речи / М . Г. Генинг, Н. А. Герман. - Чебоксары : Академия, 2000. - 216 с.

6. Давыдович, Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание . - 2003, - № 8. – С. 12-23.

7. Дудьев, В. П. Психомоторика : словарь-справочник / В. П. Дудьев. - М.: ВЛАДОС, 2008. – 368 с.

8. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жеребило. 5-е изд., испр. и дополн. – Назрань : Пилигрим, 2010. - 486 с.

9. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н . И. Жинкин. - М.: Издательство Академии педагогических наук, 1958. - 378 с.

10. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей : ранний и дошкольный возраст / Н . С. Карпинская. – М.: Педагогика, 1972. – 149 с.

11. Максаков, А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников / А . И. Максаков. – 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 c.

12. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1967. – 173 с.

13. Психология детей дошкольного возраста / под ред . А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 352 с.

14. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред . Ф. А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

15. Ушакова, О. С. Закономерности овладения родным языком. Развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О . С. Ушакова. – М.: Сфера, 2014. – 288 с.

16. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников/ О . С. Ушакова. - М.: Институт Психотерапии, 2001. - 256 с.

17. Черкасова, Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи / Е . Черкасова // Дошкольное воспитание . - 2006. - № 11. – С. 76-80.

18. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика. Хрестоматия : учебное пособие / состав. К. Ф. Седова. - М.: Лабиринт, 2004. – 330 с.

19. Шульга, А. В. Роль фонематического слуха ребенка / А. В. Шульга; Современное общество, наука и образование : модернизация и инновации : сб. науч. трудов по материалам Междунар. научно-практ. конференции, 31 октября 2013 г. Ч. 5. - 2013. – С. 26-27.