Состоялось заседание постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Рогозин: компании России получат преференции в Сирии  Российско-сирийская межправительственная комиссия рассмотрит проект согл

Москва, 10 октября - "Вести.Экономика". Представители российского бизнеса примут активное участие в восстановлении экономики Сирии и получат преференции в заключаемых контрактах.

Об этом заявил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем заявлении на заседании российско-сирийской межправительственной комиссии, которая прошла 10 октября в Сочи. В работе комиссии с сирийской стороны принял участие глава МИД Сирии Валид Муаллем.

В своем выступлении Дмитрий Рогозин отметил, что работа по организации послевоенного восстановления в Сирии началась задолго до текущей ситуации, когда война в стране приближается к завершению.

По словам вице-премьера, если до этого основное экономическое сотрудничество между РФ и САР заключалось в поставках сельскохозяйственной продукции, то теперь речь идет о "всех возможных проектах работы в Сирии". По итогам заседания между Россией и Сирией был подписан протокол об организации обмена таможенной информацией о товарах и транспортных средствах.

Дмитрий Рогозин также сообщил о создании прямой судоходной линии между российскими и сирийскими портами.

"Мы понимаем, что война подходит к концу, бандиты будут уничтожены, и к моменту восстановления сирийской гражданской экономики Россия подошла с глубоким пониманием того, что необходимо будет сделать по линии как государственных компаний, так и российского бизнеса. Установлены прямые экономические взаимоотношения, мы уже приступили к подготовке сирийских специалистов. Работа здесь, на Красной Поляне, шла днем и ночью.

Работа нашей межправительственной комиссии была активизирована в тот самый момент, когда была очень сложная военно-политическая ситуация в Сирии и вокруг нее. Уже тогда мы верили в то, что будет успех, понимали, что совместные действия России и Сирии и та помощь, которая была оказана нашими ВКС, приведут к определенному успеху и надо готовиться к еще более сложной задаче – послевоенному восстановлению Сирийской Арабской Республики. Поэтому сегодня мы обсуждаем вопросы, когда мы понимаем, что война подходит к своему логическому завершению, бандиты будут уничтожены, и к моменту восстановления сирийской гражданской экономики Россия подошла с глубоким пониманием того, что необходимо будет сделать по линии как государственных компаний, так и российского бизнеса.

Сирия – очень богатая страна, и по мере освобождения районов на ее территории возникают новые экономические возможности. Пример России становится очень важным и для других государств, в том числе для стран Запада, которые теперь тоже стали интересоваться сирийской экономикой. Но для нас, для России, для страны, которая взяла на себя основную ответственность в оказании помощи сирийскому руководству, крайне важно не терять темп сотрудничества и быть с сирийскими друзьями вместе.

В январе-июле 2017 г. товарооборот России и Сирии увеличился почти на 42% относительно аналогичного периода прошлого года и составил $192,8 млн, в том числе экспорт [из РФ] вырос более чем на 50% до $191 млн.

Мы понимаем, почему это происходит. Это прежде всего связано с отсутствием необходимой инфраструктуры для экспорта и подготовки местной сельхозпродукции, что делает экономически невыгодными поставки сирийских овощей и фруктов.

Формируется параллельно прямая судоходная линия между российскими и сирийскими портами. В настоящее время транспортировка подобного рода грузов выполняется по линии "Оборонлогистика", которая заинтересована в расширении предоставляемых услуг.

Между Федеральной таможенной службой России и Главным таможенным управлением Сирийской Арабской Республики подписан протокол об организации обмена информацией о товарах и транспортных средствах, которые перемещаются между Россией и Сирией, а также протокол об обмене данными о таможенной стоимости товаров, перемещаемых между нашими странами. Создание эффективной нормативной базы таможенного регулирования нам позволит устранить административные барьеры в торговле и значительно увеличить ее объем.

Все это время проходили встречи в Дамаске и Москве, на разных уровнях. Прошли заседания рабочих групп по разным направлениям. Протокол, который мы подписали сегодня, – глубокий, продуманный, технически основательный документ, за которым должны последовать контракты. После того как затихнут пушки, совместными усилиями нам удастся обеспечить минимально достаточный уровень для населения Сирии, чтобы наши друзья почувствовали реальную пользу от сотрудничества.

Мы сейчас переживаем этот момент, связанный с восстановлением экономики Сирии и переходом ее в мирное русло. Самое яркое свидетельство – проведение после длительного перерыва 59-й международной дамасской ярмарки. С российской стороны в этой ярмарке приняло участие около 20 компаний.

Сейчас мы констатируем, что наступает время экономического восстановления, и рассчитываем на то, что российский бизнес примет в этом процессе самое деятельное участие. Сначала эти экономические возможности в основном сводились к тому, чтобы поставлять хотя бы то, что можно, в России зарабатывать хоть какие-то деньги – речь шла о поставках сельхозпродукции. Сегодня этот спектр велик и охватывает все возможные проекты работы в Сирии.

Мы сейчас говорим прежде всего о конкретных контрактах, и все вопросы, связанные с преференциями, будут заключены именно в этих контрактах. Главная преференция состоит в том, что россияне в Сирии – это самый желаемый гость".

Портал "Вести.Экономика" ранее о том, что в сентябре в Москве прошла встреча представителей российско-сирийского делового совета.

В своем выступлении на данной встрече посол Сирии в России Рияд Хаддад заявил о том, что президент Сирии Башар Асад распорядился оказывать "всяческие преференции" российским бизнесменам при ведении бизнеса в Сирии, и подчеркнул, что приезд крупнейших бизнесменов Сирии в Москву является "серьезным подтверждением наших больших побед".

10.12.2007

Многолетний опыт российско-сирийского сотрудничества в ключевых отраслях экономики Сирийской Арабской Республики, в укреплении ее обороноспособности, потребности Сирии в оборудовании и материалах для строительства новых и эксплуатации ранее построенных, в т.ч. при нашем содействии, объектов, а также готовность сирийской стороны развивать полномасштабное и долгосрочное сотрудничество с Россией по всему комплексу торгово-экономических и военно-технических связей - всё это позволяет рассматривать отношения с сирийскими партнерами как весьма перспективные для российских компаний.

Торгово-экономические отношения между Россией и Сирией в настоящее время переживают этап адаптации к новым условиям. В советское время ежегодный показатель товарооборота между Россией и Сирией достигал 1 млрд. долл. В 90-х годах объем торговли резко упал, сотрудничество в ряде областей было свернуто. В начале нынешнего столетия товарооборот начал постепенно расти: в 2003 г. он составлял всего 193 млн. долл., в 2004 г. - 311 млн. долл. (экспорт - 293,8 млн. долл., импорт - 17,2 млн. долл.), в 2005 г. - 459,8 млн. долл. За 8 месяцев 2007 года товарооборот между Россией и Сирией составил 746,9 млн. долл., что более чем вдвое превышает аналогичный период прошлого года.

В 1994 г. был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, создана Постоянная Российско-Сирийская Межправительственная Комиссия (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В феврале 1998 г. в Дамаске состоялось Первое заседание Комиссии, на котором были определены основные направления сотрудничества - энергетика, транспорт, нефть и газ, ирригация, мирное использование атомной энергии. В мае 2001 г. в Москве во время Второго заседания МПК стороны согласовали совместные действия по развитию сотрудничества как в традиционных областях, так и в сфере промышленности, геологии и природных ресурсов, использования атомной энергии в мирных целях, научно-технического сотрудничества, здравоохранения, межбанковских отношений.

В 2005 г. в Дамаске по итогам Третьего заседания МПК был согласован протокол, в котором, наряду с намерением сторон по углублению сотрудничества, был обозначен ряд проектов, представляющих приоритетный интерес для российских субъектов внешнеэкономической деятельности. В рамках заседания подписано Соглашение о сотрудничестве между Внешторгбанком и Центральным банком Сирии, открывающее возможности приема сирийской стороной гарантий российского банка для обеспечения участия наших организаций в реализации проектов развития на территории САР.

На Четвертом заседании МПК, которое состоялось в марте 2006 г. в Москве, стороны дали позитивную оценку достигнутым между руководством двух стран договоренностям и подписанному Межправительственному соглашению об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам, что создает новые благоприятные возможности для развития сотрудничества.

Участники Пятого заседания МПК, прошедшего в Дамаске в апреле 2007 г., констатировали, что российско-сирийские отношения переживают этап уверенного позитивного развития. В Протоколе заседания отмечены основные проекты по различным направлениям двустороннего сотрудничества, перечисленные ниже:

Нефтегазовая промышленность

ОАО «Стройтрансгаз»

  • выполняет работы по реализации первой фазы строительства арабского газопровода от иорданско-сирийской границы до г. Хомс;
  • ведет работы по прокладке трубопроводов от трех газовых промыслов и строительству газоперерабатывающего завода в Южной части Центрального района.
  • подписан контракт между ОАО «Стройтрансгаз» и Сирийской газовой компанией на строительство газоперерабатывающего завода в Северной части Центрального района.

ЗАО «Союзнефтегаз» выиграло международный тендер на ли¬цензионный блок № 12 и в мае 2006 г. подпи¬сало соглашение о разделе продукции с Пра¬вительством САР и Сирийской нефтяной ком¬анией. Компания успешно реализует первый этап геолого-разведочных работ.

ОАО «Татнефть» успешно продолжает реализацию контракта на разведку, разработку и добычу нефти на лицензионном блоке № 27 на условиях СРП. Завершены работы по переработке сейс¬мического материала прошлых лет и прово¬дятся исследования в соответствии с утверж¬денной Сирийской нефтяной компанией про¬граммой геологоразведочных работ.

ОАО «НОВАТЕК» и ООО «НГК «ИТЕРА» , прошедшие предквалификацию в Министерстве нефти САР, примут участие в тендерах на проведение геологоразведки на семи новых лицензионных блоках.

Российские компании примут участие в проекте по модернизации нефтеперерабатывающего завода в г. Баниас.

Электроэнергетика

ТЭС «Тишрин»

Проходит согласование проекта контракта на расширение ТЭС «Тишрин» путем установки двух агрегатов мощностью 200 МВт каждый между PEEGT и консорциумом в составе ОАО «ВО «Технопромэкспорт» и ОАО «Силовые машины».

Гидроэнергетический комплекс «Халябия-Залябия» на реке Евфрат

ОАО «ВО «Технопромэкспорт» и «Гидропроект» (САР) в рамках консорциума осуществляют работу по проработке проекта строительства гидроэнергетического комплекса.

Промышленность

Российские предприятия машиностроительного сектора выражают готовность участвовать в реконструкции действующих и создании но¬вых производственных мощностей в Сирии.

Российские компании готовы поставлять в Сирию промышленные тракторы, бульдозе¬ры и трубоукладчики (ОАО «Промтрактор»), а также сельскохозяйственные тракторы (ОАО «Владимирский моторо-тракторный завод» и ОАО «Липецкий трактор»).

ФГУП «ВО «Тяжпромэкспорт» готов участвовать в строительстве в завода тройного суперфосфата в районе г. Пальмира и завода азотных удобрений в г. Дейр-эз-Зор.

Российская минерально-химическая ком¬пания «ЕВРОХИМ» заинтересо¬вана в создании на базе существующих в Сирии месторождений минеральных ресурсов предприятия по произ¬водству азотных и фосфатных удобрений.

Прорабатывается создание с участием ЗАО «Автомобили и Моторы Урала» совместного предприятия для производства грузовых автомобилей и шасси типа ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, дорожно-строительной и коммунальной техники на базе шас¬си этих автомобилей для нужд МО Сирии и гражданских организаций Сирии.

ЗАО «ВТК «Нефтегазэкспорт» сов¬местно с компанией «ЭКОС» планирует принять участие в строительстве очистных сооружений промы¬шленного города Адра.

Водное хозяйство, ирригация и освоение земель

Изучается возможность создания россий¬ско-сирийской совместной компании в облас¬ти изысканий, исследований и проектирова¬ния объектов ирригации, плотин и освоения земель. Среди ближайших планов:

  • проектирование и строительство плотины Халябия-Залябия;
  • оценка состояния плотины Тишрин;
  • возможность вторичного использования дренажных вод для целей орошения;
  • увеличение производительности станции очистки сточных вод в провинции Алеппо и др.

Туризм

ОАО «Трубная Металлургическая компания» и ОАО «ВАО «Интурист» учредили Компанию «Инутрист-Синара», которая в конце 2006 года подписала с Муниципалитетом сирийского города Латакия Инвестиционный договор на передачу земельного участка для строительства современного гостиничного комплекса на Средиземноморском побережье. После получения разрешения Муниципалитета на начало работ «Интурист-Синара» приступила силами сирийского подрядчика к геологическим работам на месте предполагаемого строительства.

Активно расширяется взаимодействие и по другим направлениям сотрудничества, приоритетной задачей является развитие региональных связей.

В сентябре 2004 г. в Дамаске в рамках Российско-Арабского Делового Совета был создан двусторонний Российско-Сирийский Деловой Совет (РСДС). С российской стороны Совет возглавляет Председатель Совета директоров ОАО «Трубная Металлургическая Компания» Д.А.Пумпянский, с сирийской - Вице-президент Федерации торговых палат САР, Президент торговой палаты Алеппо, депутат парламента Салех Маллях.

За три года деятельности Совета разработаны и подписаны уставные документы, проведено 7 заседаний Совета, регулярно проходит обмен делегациями, создан двуязычный русско-арабский вэб-сайт (www.rsds.ru ) , издаются Информационные бюллетени о деятельности РСДС и Российско-Сирийской МПК. Деловой Совет ведёт большую и успешную работу по развитию многосторонних связей, привлечению всех заинтересованных компаний к сотрудничеству, реализации перспективных проектов. РСДС является единственной неправительственной организацией, участвующей в работе МПК. Деятельность Российско-Сирийского Делового Совета получила поддержку на самом высоком уровне.

Отказался от приглашения США вступить в направленный против СССР Багдадский пакт и заключил военный союз с Египтом , а в 1956 году во время Суэцкого кризиса Сирия разорвала дипломатические отношения с Францией и Великобританией . Под явным влиянием политики египетского президента Гамаля Абдель Насера Сирия всё более отдалялась от Запада и приближалась к СССР . С середины 1950-х годов в Сирии находился многочисленный аппарат советских военных советников и специалистов. Советский Союз оказывал Сирии дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Турцией, а с 1960-х годов - Израилем . Сирия наряду с Ираком являлись стратегическими партнёрами СССР на Ближнем Востоке. В 1980 году СССР и Сирия заключили Договор о дружбе и сотрудничестве. При участии советских специалистов в Сирии были сооружены десятки важных экономических объектов. СССР принимал активное участие в повышении обороноспособности страны .

В 1971 году в средиземноморском порту Тартус был создан пункт материально-технического обеспечения ВМФ .

До 1991 года Сирия была одним из основных покупателей советского оружия. За период с 1956 года, когда был подписан первый военный контракт между Советским Союзом и Сирией , до распада СССР в 1991 году Сирии было поставлено вооружений на общую сумму более 26 млрд долларов, в том числе 65 ракетных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения, около 5 тыс. танков, более 1200 боевых самолётов, 4200 артиллерийских орудий и миномётов, зенитно-ракетные комплексы, около 70 боевых кораблей и катеров. К концу XX века сирийская армия более чем на 90 % была оснащена советским вооружением. В СССР также проводилось обучение сирийских офицерских кадров .

Сирийское руководство, со своей стороны, оказывало серьёзную поддержку внешнеполитическим инициативам СССР. В частности, Сирия была одной из немногих стран, поддержавшей ввод советских войск в Афганистан при обсуждении на Генеральной Ассамблее ООН, и по ключевым вопросам Сирия голосовала солидарно со странами Организации Варшавского договора .

С распадом СССР Россия во многом утратила свои позиции в Сирии и на Ближнем Востоке в целом и по существу была вынуждена заново выстраивать отношения со странами региона. Переориентация российских внешнеполитических приоритетов на Запад, а также нежелание сирийской стороны выплачивать советский долг России (несмотря на признание России официальным правопреемником СССР) привели к тому, что товарооборот между двумя странами с одного миллиарда долларов в 1991 году упал ниже 100 млн долл. в 1993 году .

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) с Сирией было практически заморожено в 1991 году после распада СССР. Задолженность Сирии за поставленные технику и вооружения на тот период составляла около 14,5 млрд долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долларов долга в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Оставшаяся часть задолженности была реструктуризирована .

Отношения в сфере ВТС возобновились в середине 1994 года, когда в Дамаске было подписано соответствующее соглашение.

В 1996 году объём поставок Сирии военной техники и запчастей составил 1,3 млн долларов, в 1997 году - 1 млн долларов .

После официального визита в Дамаск министра обороны РФ Игоря Сергеева в ноябре 1998 года стороны подписали несколько новых соглашений в сфере ВТС. Россия поставила Сирии крупную партию автоматов АКС-74У и АК-74М, гранатомётов и боеприпасов. В 1999 году началось выполнение контракта от 1996 года на поставку Сирии российских ПТРК «Метис-М» и «Корнет-Э» .

В ходе визита министра обороны САР Мустафы Тласа в РФ в мае 2001 года сирийской стороной было заявлено о желании модернизировать поставленные в советское время зенитно-ракетные комплексы дальнего действия С-200Э, танки Т-55 и Т-72, боевые машины пехоты БМП-1, самолёты Су-24, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и Миг-29 .

В 2006 году Россия поставила Сирии зенитные ракетные комплексы «Стрелец». В том же году был заключён контракт на поставку Сирии зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1» (к 2014 г. было поставлено одиннадцать из 36 заказанных) и модернизацию 1 тыс. танков Т-72 (контракт был выполнен в 2011 году) .

В 2007 году были подписаны контракты на продажу Сирии береговых противокорабельных ракетных комплексов «Бастион-П» с ракетами «Яхонт» (поставки осуществлялись в 2010-2011 годах), ЗРК «Бук» (было поставлено не менее 6 из 8 заказанных дивизионов) и истребителей МиГ-31Э. В том же году был подписан контракт на ремонт 25 вертолётов Ми-25 (выполнен в 2012 году) и поставку тренажёров для обучения пилотов вертолётов Ми-17Ми-35 (выполнен в 2011 году) .

В докладах западных аналитиков сообщалось, что к июню 2008 года в Сирии находилось большое количество российских военнослужащих, советников и специалистов по эксплуатации и ремонту - таким образом Москва нарастила свои возможности в Сирии и вернула статус кво, существовавший при СССР :370 :367

В августе 2008 года президент Башар Асад поддержал действия российских войск в Южной Осетии . Сирийский лидер заверил, что Дамаск готов сотрудничать с Россией во всём, что может укрепить её безопасность .

В 2010 году было подписано соглашение о поставках в Сирию четырёх (по другим данным, шести дивизионов) ЗРК С-300. В сентябре 2015 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в сфере ВТС с иностранными государствами сообщила, что вместо поставки С-300 в счёт выплаченного аванса по обоюдной договорённости была поставлена партия бронетранспортёров БТР-82А, военных грузовиков «Урал», стрелкового оружия, гранатомётов и другого вооружения .

РОССИЙСКО-СИРИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Дипломатические отношения между СССР и Сирией установлены в июле 1944 г. Российско-сирийские связи традиционно носят дружественный характер. Их основа заложена в период тесного сотрудничества между СССР и Сирией. При экономическом и техническом содействии бывшего СССР было сооружено более 80 крупных объектов, проложено около 2 тыс. км железных дорог и 3,7 тыс. км линий электропередачи. Развивались связи по линии ВТС. Более 35 тысяч сирийцев получили образование по гражданским специальностям в советских и российских вузах.

Политическое взаимодействие последнего времени сконцентрировано в основном на вопросах обсуждения ситуации внутри Сирии и вокруг нее и проблематике внутрисирийского урегулирования.

В соответствии с обращением Президента САР Б.Асада к руководству России с просьбой об оказании военной помощи 30 сентября 2015 г. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации единогласно проголосовал за принятие Постановления об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации для поддержки правительственных войск САР в борьбе против ИГИЛ.

Президент Сирийской Арабской Республики (САР) Б.Асад шесть раз посещал с визитами Россию (январь 2005 г., декабрь 2006 г., август 2008 г., октябрь 2015 г., ноябрь 2017 г., апрель 2018 г.).

9-10 мая 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск.

11 декабря 2017 г. состоялась встреча Президента Российской Федерации В.В.Путина с Президентом Сирии Б.Асадом на российской авиабазе «Хмеймим». Выступая перед российскими военнослужащими, Верховный Главнокомандующий ВС России дал высокую оценку их деятельности, а также приказал начать вывод значительной части российского воинского контингента с территории САР.

Президент Российской Федерации В.В.Путин неоднократно принимал Заместителя Председателя Совета министров, Министра иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллема.

3 декабря 2014 г. Председатель Правительства Российской Федерации Д.А.Медведев принял торгово-экономическую делегацию во главе с Министром нефти и минеральных ресурсов Сирии С.Аббасом.

На регулярной основе проходят встречи министров иностранных дел двух стран. В.Муаллем неоднократно посещал Российскую Федерацию для переговоров с С.В.Лавровым. Двусторонние встречи организовываются «на полях» крупных международных мероприятий.

В 2017 г. состоялись три встречи Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с заместителем Председателя Совета министров, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирийской Арабской Республики В.Муаллемом в Москве и Сочи (апрель и октябрь), а также «на полях» 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке (сентябрь).

В сентябре 2017 г. Президент Сирийской Арабской Республики Б.Асад принимал в Дамаске Министра обороны Российской Федерации С.К.Шойгу.

В ноябре 2017 г. в Москве побывали сотрудники личной канцелярии Президента САР, которые были приняты в Управлениях Президента по внутренней политике и по вопросам государственной службы и кадров.

Поддерживается активный делегационный обмен по парламентской линии. Бывшего Председателя Народного совета САР Х.Аббас принимали в Москве в апреле 2017 г. главы палат Федерального собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко и В.В.Володин. Они также встретились с новым спикером сирийского парламента Х.Саббагом, который приезжал в г. Санкт-Петербург для участия в 137-й ассамблее Межпарламентского союза в октябре 2017 г.

Торгово-экономическое сотрудничество испытывает негативные последствия внутреннего кризиса в Сирии. Выполнение целого ряда перспективных проектов отложено.

В настоящее время Сирия занимает 89 место среди внешнеторговых партнеров России по объему товарооборота, в том числе 74 по экспорту и 134 по импорту.

В 2017 г. товарооборот России с Сирией увеличился на 46,2 % относительно показателей 2016 года и составил 282,7 млн долл.США, в том числе экспорт составил 279,8 млн долл.США (рост на 53,4 %), импорт – 2,9 млн долл.США (сокращение на 73,6 %). Положительное в пользу России сальдо в торговле с Сирией составило 276,9 млн долл.США.

С 1993 г. функционирует Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Председатель сирийской части МПК – Заместитель Предедателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов.

10 октября 2017 г. в Сочи состоялось десятое заседание МПК. В итоговом протоколе закреплены ориентиры развития сотрудничества в сферах торговли, электроэнергетики и недропользования, водных ресурсов, транспорта, промышленности, финансово-банковской и таможенной сферах, здравоохранения, в области развития сирийской зерновой инфраструктуры и сельского хозяйства, нефтегазовой сфере, в области общественных работ, строительства жилья и промышленности строительных материалов, гуманитарной сфере, информационных технологий и связи, а также сфере туризма.

С 2004 г. функционирует Российско-Сирийский деловой совет. С российской стороны Совет возглавляет заместитель Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации В.И.Падалка, с сирийской – крупный бизнесмен С.Хасан.

Гуманитарное сотрудничество. С 1995 г. действует Межправительственное соглашение о культурном и научном сотрудничестве.

Со времен крещения Руси между Русской и Антиохийской Православной Церквями существуют особо тесные отношения. 12-13 ноября 2011 г. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл посетил Сирию в рамках визита в пределы Антиохийского патриархата.

24-29 января 2014 г. с визитом в Москве находился Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х, который был принят Президентом Российской Федерации В.В.Путиным, состоялись его встречи с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Председателем Федерального Собрания Российской Федерации В.И.Матвиенко, Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым. 20 февраля 2015 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х Язиджи, находящегося в Москве для получения премии Международного Фонда единства православных народов. В ходе очередного посещения Москвы в декабре 2017 г. Иоанн Х был принят Президентом России В.В.Путиным.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации продолжена практика доставки сирийскому населению , пострадавшему в результате внутреннего вооруженного конфликта, гуманитарной помощи .

fix

СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА (САР)

Сирия – государство в Восточном Средиземноморье, граничит на севере – с Турцией, на востоке – с Ираком, на западе – с Ливаном, на юге – с Иорданией и Израилем. Протяженность береговой линии – 172 км. Территория – 185,2 тыс.км 2 (включая оккупированные Израилем с 1967 г. Голанские высоты).

Население – 22,4 млн человек (без учета демографических изменений, вызванных сирийским конфликтом). Естественный прирост высокий – 2,3% в год. Национально-конфессиональный состав неоднородный.

Государствообразующий этнос – сирийские арабы (88%). Также проживают курды 2,0 млн), армяне, черкесы, ассирийцы, туркманы. Мусульмане составляют 90% населения страны. Из них сунниты – 72%, алавиты – 13 %, остальные – в основном друзы и исмаилиты. Христиане – менее 10 % населения.

Административно-территориальная единица – губернаторство (всего 14). Столица – Дамаск (с пригородами свыше 4 млн жителей), города-миллионеры – Алеппо (Халеб) и Хомс (с пригородами).

Государственный строй САР – президентская республика. Глава государства, согласно новой конституции (принята 26 февраля 2012 г.), избирается прямыми выборами (ранее – всенародным референдумом). Срок полномочий 7 лет. С июля 2000 г. президент – Башар Асад (переизбран в июне 2014 г.). Вице-президент – Наджах Аттар.

Высший законодательный орган – однопалатный Народный Совет. Депутатский корпус – 250 человек, срок полномочий – 4 года. Нынешний (одиннадцатый) состав избран в апреле 2016 г. Председатель Совета – Хамуда Юсеф Ас-Саббаг (с сентября 2017 г.).

Высший исполнительно-распорядительный орган Совет министров (состав сформирован в 2016 г. и обновлен в январе 2018 г.). Председатель – Имад Мухаммед Диб Хамис (с июля 2016 г.); Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов – Валид Муаллем; Заместитель Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами САР, Министр обороны – Абдалла Айюб.

Политическая система (сложилась с начала 70-х гг.) на нынешнем этапе характеризуется сохраняющемся доминированием Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ или «Баас»). До 2012 г. ее статус был конституционно закреплен как «правящей партии в обществе и государстве». Генеральный секретарь – президент Б.Асад, заместитель – Х.Хиляль. Высший орган ПАСВ – Региональное руководство ПАСВ, состав которого полностью обновился летом 2013 г.

В марте 2011 г. в Сирии начались антиправительственные народные демонстрации, сопровождавшиеся вооруженными нападениями на представителей властей. Весной – летом 2011 г. демонстрации приобрели массовый характер, активизировались незаконные вооруженные формирования (НВФ).

В 2012 г. в Сирии был принят закон «О политических партиях», который установил требования к созданию политических объединений и порядок их регистрации. В настоящее время в стране ведут деятельность 20 официально зарегистрированных политических партий.

3 июня 2014 г. в соответствии с конституцией страны от 2012 г. состоялись первые в новейшей истории Сирии прямые президентские выборы на альтернативной основе. Победу одержал действующий президент САР Б.Асад, набравший 88,7% голосов (10,3 млн из 11,6 млн проголосовавших; всего избирателей – 15,8 млн). Явка составила 73,4.

Параллельно управляемой сверху «демократизации» снизу происходит институциональное становление политических объединений оппозиционной направленности, которые выступают с патриотических позиций, проявляя готовность к диалогу с властями на известных условиях. В свою очередь, зарубежная сирийская оппозиция стоит на непримиримой платформе, выступает за свержение режима Б.Асада. На ведущую роль среди таких оппозиционеров претендует Национальная коалиция сил сирийской революции и оппозиции (штаб-квартира в Стамбуле), провозглашенная ее западными и региональными спонсорами «единственным законным представителем сирийского народа». Председатель – Риад Муслим Сейф (с мая 2017 г.).

Сирия имеет многоукладную экономику , сочетающую централизованное управление с рыночными формами хозяйствования.

Переживаемые Сирией потрясения прервали динамику устойчивого развития национальной экономики предшествующих лет. Колоссальный ущерб нанесен экономической инфраструктуре, социальной сфере. Тяжелым бременем стали введенные против Дамаска односторонние санкции (США, Япония, Турция) и многосторонние (ЕС, ЛАГ, ССАГПЗ) санкции.

Объем ВВП, который в 2010 г. составлял 58,3 млрд долл., сократился примерно вдвое. Значительно уменьшился золотовалютный резерв. Рост ВВП в 2014 г. оценивается Всемирным банком в 1,8% при прогнозе сохранения этой динамики на уровне 2,4-3% ежегодно до 2018 г. При этом по состоянию на 2015 г. в результате боевых действий промышленный сектор утратил около 40% своих мощностей, национальная экономика сократилась в два раза (в сравнении с 2010 г.), добыча нефти упала с 400 тыс.баррелей в сутки (2011 г.) до 10 тыс. в 2015 г., национальная валюта претерпела 80-процентную девальвацию.

Властям, тем не менее, удается сохранять на плаву экономику, удерживая финансовую систему от коллапса. В последний период наметилась тенденция к некоторому оживлению хозяйственной деятельности как результат относительной стабилизации ситуации в подконтрольных властям районах.

Главные отрасли промышленности: нефтяная (включая нефтепереработку), газовая, добыча фосфатов, производство минеральных удобрений, а также текстильная и пищевая.

На долю сельского хозяйства приходится до 20% ВВП, в нем же занято до 80% сельского и экономически активного населения (13,8% в докризисный период). Аграрная отрасль стала ключевой в экономике САР.

К концу 2015 г. за чертой бедности находились 82% из находящихся в стране 17,5 млн сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн человек).

Обстановка в Сирии негативно сказывается на торгово-экономических отношениях с Россией. Товарооборот между двумя странами составлял в докризисном 2009 г. 1,136 млрд.долл. Улучшение военно-политической ситуации в 2017 г., освобождение ряда экономически важных районов способствовало росту деловой активности между двумя странами. Так, по состоянию на 1 ноября 2017 г. товарооборот увеличился на 62% относительно аналогичного периода прошлого года и составил 260,5 млн.долл., в т.ч. экспорт 236,3 млн.долл. (рост на 59%), импорт – 2,3 млн.долл. (падение на 77,7%). Среди внешнеторговых партнеров России по товарообороту Сирия занимает 89 место, в т.ч. 74-е по экспорту и 134-е по импорту.

По данным ООН, в гумпомощи нуждаются почти 13,5 млн. человек, 7,6 млн находятся на положении ВПЛ, 3,8 млн стали беженцами. В декабре 2015 г. под эгидой ООН был утвержден план гуманитарного реагирования для Сирии на 2016 г., включающий в себя План стратегического реагирования (для гумсодейтсвия внутри страны) и региональный план по беженцам. Общий объем запрошенных на их реализацию средств составил 3,2 млрд долл.

По мнению экспертов Экономической и социальной комиссии ООН для Западной Азии, для восстановления народного хозяйства САР потребуется до 200 млрд.долл.

В настоящее время за чертой бедности находятся более 80% из оставшихся в стране 17,5 млн. сирийцев. Число безработных превысило 57% трудоспособного населения (порядка 3,7 млн.чел.). Ситуация усугубляется оттоком высококвалифицированных кадров, составляющих немалую часть сирийских беженцев.

Внутреннее положение – сложное. Спровоцированный т.н. «арабской весной» глубочайший внутриполитический кризис перерос во внутренний вооруженный конфликт.

В конце июня 2014 г. ИГИЛ объявил о создании исламского халифата на обширной территории на севере и северо-востоке страны.

Благодаря началу 30 сентября 2015 г. антитеррористической операции ВКС России в Сирии, правительственная армия развернула массированное наступление практически на всех фронтах, последовательно освобождая занятые НВФ районы. К концу 2017 г. основные боеспособные формирования группировки ИГИЛ в Сирии были разбиты.

К настоящему времени (август 2018 г) Правительство САР контролирует большую часть территории страны, на которой сосредоточено около 90% ее населения.

По оценкам ООН, с начала конфликта в стране погибло свыше 250 тыс. сирийцев.

Социально-экономическая ситуация в Сирии в 2017 г. оставалась непростой. Освобождение части месторождений углеводородов на востоке страны к концу года ощутимо улучшило ситуацию с электроснабжением. Укрепился курс нацвалюты. После 5-летнего перерыва возобновила работу Международная дамасская ярмарка, в которой приняли участие представители 43 государств. Наметились тенденции к комплексному восстановлению сирийской экономики.

На международной арене Сирия последовательно реализует самостоятельный внешнеполитический курс , выступая против диктата в международных отношениях и вмешательства во внутренние дела суверенных государств, за урегулирование конфликтных ситуаций политико-дипломатическими средствами, а на глобальном уровне – за многополярное мироустройство и баланс позиций различных страновых объединений. Формально одним из ключевых внешнеполитических приоритетов остается БВУ, но роль САР в нем заметно снизилась, в т.ч. с учетом приостановки ее членства в ЛАГ и ОИС и сохраняющейся международной изоляции.

Усиление фактора насильственного исламского радикализма в регионе на фоне ситуации в Сирии и соседнем Ираке выдвинуло в приоритеты внешней политики Дамаска коллективное противодействие терроризму и источникам его финансирования. Реакцией международного сообщества на вызовы со стороны ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры» стало принятие в 2014-2015 гг. трех антитеррористических резолюций – 2170 и 2178, а также – по инициативе России – 2199 (борьба с нелегальной торговлей нефтью и нефтепродуктами).

Важнейшее значение сохраняет принятое на заседании Рабочей группы по Сирии в Женеве 30 июня 2012 г. Женевское коммюнике , в котором нашли отражение согласованные основными международными игроками на сирийском «поле» принципиальные подходы к политическому урегулированию. Вместе с тем, на дальнейшем этапе вокруг реализации этого документа из-за позиции западников и регионалов возникли нестыковки в толковании его ключевого положения – о переходном управляющем органе. Они видят его формирование без участия Б.Асада и его окружения, в то время как Россия и наши единомышленники выступают за инклюзивный, ведомый самими сирийцами политический процесс. Женевское коммюнике было одобрено СБ ООН в сентябре 2013 г. в тексте резолюции СБ ООН 2118 по химдемилитаризации Сирии.

30 декабря 2016 г. на всей территории Сирии (за исключением районов боевых действий против ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусра») был введен режим прекращения боевых действий (РПБД). Его участниками стали Правительство САР и вооруженные оппозиционные группировки, действующие преимущественно на севере Сирии. Роль гарантов соблюдения РПБД первоначально взяли на себя Россия и Турция. Позднее к ним присоединился Иран.

23-24 января 2017 г. во исполнение положений резолюции 2336 СБ ООН состоялась первая Международная встреча по Сирии в Астане (МВСА) . Россия совместно с Ираном и Турцией запустили Астанинский формат, доказавший свою эффективность. Благодаря ему удалось установить и укрепить режим прекращения огня между правительственными силами и вооруженной оппозицией, что позволило сконцентрировать усилия на борьбе с международными террористами ИГИЛ и «Джабхат Ан-Нусры». Созданы и успешно функционируют четыре зоны деэскалации: Юго-западная, Восточная Гута, Хомс, Идлиб. Начался процесс возвращения на родину беженцев и ВПЛ, восстановления разрушенной социально-экономической инфраструктуры.

Продолжаются усилия по политическому урегулирования кризиса в Сирии, прилагаемые спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С.де Мистурой.

30 января 2018 г. в г. Сочи состоялся Конгресс сирийского национального диалога , организованный по инициативе Российской Федерации и поддержанный ООН, нашими партнерами по Астанинскому процессу – Турцией и Ираном,– а также влиятельными арабскими странами и соседями САР.

Отношения с Россией носят традиционно дружественный характер.

В постсоветское время Президент САР неоднократно посещал Россию – в январе 2005 г. и в октябре 2015 г. 20 ноября 2017 г. Б.Асад посетил Российскую Федерацию с рабочим визитом. В мае 2010 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений визит Президента Российской Федерации в Дамаск. 11 декабря 2017 г. В.В.Путин посетил авиабазу Хмеймим, где провел встречу с Б.Асадом.

В рамках нашей принципиальной линии на содействие политическому урегулированию в САР через налаживание ведомого самими сирийцами инклюзивного процесса российская сторона установила и поддерживает регулярные контакты с различными фракциями внешней и внутренней сирийской оппозиции, настраивая их на диалог с властями.

Министр иностранных дел России С.В.Лавров в последний раз посещал Дамаск в феврале 2012 г.

Несмотря на общую ситуацию, важнейшим инструментом сопровождения двусторонних деловых связей остается Постоянная Российско-Сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (Председатель сирийской части МПК – Заместитель Председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллем, российской – Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И.Борисов). Десятое заседание МПК состоялось 10 октября 2017 г. в г. Сочи. 16-17 декабря 2017 г. состоялся рабочий визит бывшего сопредседателя МПК Д.О.Рогозина в Сирию.

После начала кризиса Россию неоднократно посещали Заместитель председателя Совета министров, Министр иностранных дел и по делам соотечественников за рубежом САР В.Муаллем, Министр по делам президентства М.Аззам, Министр внутренних дел М.Аш-Шаар, Советник Президента по политическим и информационным вопросам Б.Шаабан, первый заммининдел Ф.Микдад.

Глубокие исторические связи существуют между Русской православной церковью и Антиохийской церковью. В ноябре 2011 г. состоялся визит в Сирию Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В свою очередь Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн Х Язиджи трижды после интронизации посещал Россию (в январе 2014 г., феврале 2015 г. и декабре 2017 г.).

Значимым является российский вклад в международные усилия по оказанию Сирии гуманитарной помощи – как по линии профильных агентств ООН, так и напрямую посредством гумрейсов МЧС России в Латакию, а также адресно для сирийских беженцев в соседних странах (Ливан, Иордания, Ирак).

В июле 2018 г. Россия выступила с инициативой по налаживанию широкого международного содействия возвращению на родину сирийских беженцев и ВПЛ и сама активно включилась в этот процесс.

Российская колония в Сирии составляет около 6,3 тыс. человек. Во многих провинциях продолжают действовать ассоциации соотечественников (клуб «Родник» в г.Дамаск, клуб «Точка Ру» в г.Алеппо, ассоциация «Дар» в г.Латакия и другие). Большинство из них – это члены смешанных семей.

Российско -сирийские дипломатические отношения были установлены в январе 1944 года, одновременно с провозглашением Сирией независимости. В настоящее время они основаны на базовом советско-сирийским договоре от 1980 года.

Стратегическое сотрудничество

Практически с момента основания Сирийской Арабской Республики Советский Союз оказывал ей дипломатическую и военную поддержку в противостоянии с Израилем. После прихода к власти в Сирии в 1963 партии «Баас» в средиземноморском порту Тартус была основана материально-техническая часть ВМФ СССР. В Сирию в огромных количествах поставлялись советское огнестрельное оружие, автомобили, танки, самолеты, ракеты. Таким образом Сирия стала наиболее лояльным Советскому Союзу государством на Ближнем востоке.

Сирия не имела возможности расплачиваться с Советским Союзом за поставляемое оружие, поэтому к 1992 году её долг перед Россией превысил 13 миллиардов долларов. В 2005 году Россия списала Сирии 10 млрд долл. в обмен на гарантии новых заказов на вооружение. Так, после длительного застоя в 90-х военно-техническое сотрудничество между двумя странами возобновилось.

Поставки российского вооружения в Сирию осложняются непростыми отношениями этой страны с США и Израилем. В частности, Израиль неоднократно высказывал протест против поставок в Сирию противоракетного комплекса С-300 и перехватчиков МиГ-31, а также - после начала переговоров о возможном строительстве в Тартусе полноценной базы российских ВМФ.



Генерал армии Валентин Варенников спустя полгода после Мюнхенской речи Путина (2007) призывал "обращать больше внимания на те страны, которые к нам сейчас тянутся, на те страны, в которые мы вложили столько сил, труда и материальных средств в советское время", указав на Сирию .

Экономические связи

В 2005 товарооборот составил 459,8 млн долларов.

В 1994 был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которым была создана постоянная российско-сирийская комиссия по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК).

Российские компании и организации проявляют интерес к сотрудничеству с Сирией в основном в нефтегазовой сфере. По итогам проведенных тендеров контракты подписали роскомпании: «Татнефть» (март 2005), ЗАО «Союзнефтегаз» (2005), ОАО «Стройтрансгаз» (декабрь 2005).

В сентябре 2004 в Дамаске под эгидой Российско-арабского делового Совета был создан двусторонний Российско-сирийский деловой Совет (РСДС). С российской стороны Совет возглавляет Генеральный директор «Трубной Металлургической Компании» Д. А. Пумпянский, с сирийской - вице-президент Федерации торговых палат Сирии, президент торговой палаты Алеппо, депутат парламента С. Маллях.

В 1994 г. был подписан Протокол о развитии торгово-экономического и технического сотрудничества, создана Постоянная Российско-Сирийская Межправительственная Комиссия (МПК) по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. В феврале 1998 г. в Дамаске состоялось Первое заседание Комиссии, на котором были определены основные направления сотрудничества - энергетика, транспорт, нефть и газ, ирригация, мирное использование атомной энергии. В мае 2001 г. в Москве во время Второго заседания МПК стороны согласовали совместные действия по развитию сотрудничества как в традиционных областях, так и в сфере промышленности, геологии и природных ресурсов, использования атомной энергии в мирных целях, научно-технического сотрудничества, здравоохранения, межбанковских отношений.

В 2005 г. в Дамаске по итогам Третьего заседания МПК был согласован протокол, в котором, наряду с намерением сторон по углублению сотрудничества, был обозначен ряд проектов, представляющих приоритетный интерес для российских субъектов внешнеэкономической деятельности. В рамках заседания подписано Соглашение о сотрудничестве между Внешторгбанком и Центральным банком Сирии, открывающее возможности приема сирийской стороной гарантий российского банка для обеспечения участия наших организаций в реализации проектов развития на территории САР.

На Четвертом заседании МПК, которое состоялось в марте 2006 г. в Москве, стороны дали позитивную оценку достигнутым между руководством двух стран договоренностям и подписанному Межправительственному соглашению об урегулировании задолженности Сирийской Арабской Республики перед Российской Федерацией по ранее предоставленным бывшим СССР кредитам, что создает новые благоприятные возможности для развития сотрудничества.

Участники Пятого заседания МПК, прошедшего в Дамаске в апреле 2007 г., констатировали, что российско-сирийские отношения переживают этап уверенного позитивного развития.

В 2010 году активизировались контакты по интенграции Сирии в Таможенный союз ЕврАзЭС. В мае 2012 года министр финансов Сирии Мухаммед аль Джлейлати подтвердил намерение Сирии продолжать договоры о создании зоны свободной торговли с Белоруссией, Казахстаном и Россией. 3 августа 2012 Россия обещала рассмотреть вопрос о предоставлении кредита Сирии, заявил в пятницу на пресс-конференции в РИА Новости министр финансов Сирии Мухаммед Жлейляти. . Кредит связан с Гражданской войной в Сирии, которая длится около года.

«Оружейный скандал» 2007

В середине июня 2007 в Сирии резко возросла военная активность: регулярно проводились масштабные военные учения, укреплялись пограничные с Израилем районы. В прилегающих к Голанским высотам территориях были размещены пусковые установки тактических ракет. В Израиле всё это было воспринято как подготовка к войне. В августе ЦАХА Лвыступил с обвинением, согласно которому Россия якобы поставляла Сирии искаженные данные о готовящейся военной операции Израиля против Сирии, вынуждая сирийцев покупать больше российского оружия.

МИД России назвал это заявление «бредом» [источник не указан 1309 дней ] . От Сирии комментариев не последовало.

Отношения России и Ирака

Дипломатические отношения России с Ираком установлены 9 сентября 1944 года . В 1955 года они были прерваны иракским монархическим режимом и восстановлены в июле 1958 года после его свержения.

В августе 1990 года СССР осудил иракскую аннексию Кувейта, присоединился к международным санкциям против Ирака и принял участие в выработке резолюций СБ ООН по урегулированию последствий кризиса в Персидском заливе. В период резкого обострения ситуации вокруг Ирака в конце 2002 – начале 2003 года Россия вместе с другими государствами «лагеря мира» прилагала усилия по предотвращению силовой развязки затянувшегося конфликта.

После свержения режима Саддама Хусейна в мае 2003 года Москва проводила линию на необходимость всеобъемлющего решения иракской проблемы при обеспечении центральной роли ООН, выступала за сохранение территориальной целостности страны и восстановление ее суверенитета.

В декабре 2003 года Россию с кратким рабочим визитом посетила делегация Временного управляющего совета во главе с его действующим председателем, лидером Высшего совета исламской революции в Ираке Абдель Азизом аль-Хакимом. Она была принята президентом России Владимиром Путиным.

В июле 2004 года в Москве находился министр иностранных дел Временного правительства Ирака Хошияр Зибари, который провел переговоры с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и встретился с секретарем Совета Безопасности Игорем Ивановым.

В декабре 2004 года в Москве с рабочим визитом побывал премьер-министр Ирака Айяд Аляви. Главу Временного правительства и сопровождавших его министров приняли президент России Владимир Путин и председатель правительства Михаил Фрадков.

В сентябре 2005 года в Нью-Йорке состоялась встреча президента России Владимира Путина с президентом Ирака Джалялем Талабани.

Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари был еще трижды принят в Москве 19‑21 ноября 2005 года, 18‑21 сентября 2007 года и 11‑13 февраля 2008 года.

Трагическая гибель от рук террористов в июне 2006 года пятерых сотрудников российского посольства в Багдаде в принципиальном плане не повлияла на подходы России к проблематике двусторонних отношений и настрой на всемерное укрепление и углубление взаимовыгодного сотрудничества с Ираком в различных сферах.

В ноябре 2007 года в Эрбиле (иракский Курдистан) было открыто генконсульство России.

Также Россия планирует восстановить консульство на юге Ирака – в городе Басра.

Россия, а до этого Советский Союз, на протяжении нескольких десятилетий была одним из главных экономических партнеров Ирака. В 2001 году Россия вышла на первое место по товарообороту с Ираком. С помощью российских специалистов в Ираке был реализован ряд крупных проектов в области электроэнергетики, нефтегазовой сфере, ирригации и сельском хозяйстве. В период действия экономических санкций (1991-2003) российские компании пользовались в Ираке особым приоритетом. Советский Союз был и основным поставщиком оружия для иракской армии.

С 1996 по 2003 год Россия участвовала в гуманитарной программе СБ ООН для Ирака «Нефть в обмен на продовольствие». В программе приняли участие российские компании «Зарубежнефть» (координация закупок иракской нефти), «Альфа-Эко», «Зарубежнетегазстрой», РАО «МЭС», «Машиноимпорт», ЛУКОЙЛ, ОНАКО, СИДАНКО, Татнефть, ТНК, Нафта-Москва, «Роснефть» и «Сибнефть».

За время действия программы российскими компаниями было закуплено более 1 млрд баррелей иракской нефти, что составляло (варьируясь в зависимости от фазы гуманитарной программы) порядка 30‑40% нефтяного экспорта Ирака. В рамках программы российские компании участвовали в поставках в Ирак гуманитарных грузов, продовольствия, медикаментов, оборудования, а также оказывали сервисные услуги.

По данным Минэнерго России, на момент начала военных действий российскими компаниями, представившими отчет в Минэнерго, было заключено с различными иракскими министерствами и ведомствами контрактов на сумму 2,2 млрд евро, из них одобрено СБ ООН – на 846,8 млн евро, находилось на одобрении – на 536,9 млн евро. Кроме того, эти компании уже исполнили контрактов на 763,5 млн евро. По некоторым оценкам, прямой ущерб этих компаний (без учета упущенной выгоды) в результате военных действий (офисы, машины, оборудование и т.п.) составил около 150 млн евро.

После прихода в Ирак американских войск и резкого ухудшения обстановки в стране в 2004 году российские фирмы и специалисты были выведены из страны, а все работы практически свернуты.

В первое послевоенное время усилия России были сосредоточены на защите интересов российских организаций на завершающем этапе гуманитарной программы ООН, реализации ранее заключенных в ее рамках контрактов. Российские компании объявили о готовности в случае подтверждения иракской стороной подписанных в предвоенный период крупных контрактов и коммерческих соглашений, инвестировать в нефтяные проекты в Ираке более 4 млрд долларов.

На сессии Парижского клуба 17‑21 ноября 2004 года Россия присоединилась к общему решению о списании большей части иракского долга. Соглашение об урегулировании задолженности Республики Ирак перед Российской Федерацией по ранее предоставленным кредитам было подписано в Москве 11 февраля 2008 года министром иностранных дел Ирака Хошияром Зибари и министром финансов России Алексеем Кудриным. Соглашение предусматривает списание 93% иракского долга, который составляет 12,9 млрд долларов. Списание будет проходить в несколько этапов. Первоначально будет списано 65% долга. Оставшиеся 4,5 млрд долларов будут погашены в два этапа в рамках последующих переговоров.

В ходе визита Хошияра Зибари в Москву в феврале 2008 года состоялось пятое (и первое за послевоенный период) заседание Российско-Иракской Комиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству (МПК). Был подписан Меморандум о намерениях по развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества.

Проекты России в Ираке

На нынешнем этапе двусторонних экономических отношений между Россией и Ираком практическая работа ведется главным образом в области электроэнергетики. В августе 2003 года в Ираке возобновили работы «Технопромэкспорт» (ТЭС в г.Юсифия) и «Интерэнергосервис» (ТЭС в г.Насирии и пригороде Багдада). Однако в связи с резким ухудшением военно-политической обстановки в Ираке российское правительство в апреле 2004 года приняло решение об эвакуации из страны специалистов (около 900 чел).

Летом 2005 года ряд российских компаний («Интерэнергосервис» и «Энерго Инжиниринг Энтерпразиз») вновь возобновил работу в Ираке. В настоящее время реализуются контракты на восстановление теплоэлектростанции в пригороде Багдада («Южная ТЭС»). В стране находится несколько десятков российских специалистов.

Россия особенно заинтересована в развитии сотрудничества с Ираком в области ТЭК. Российские компании участвовали в проектах по геологоразведке и обустройству месторождений Субба, Лухейс, Северная Румейла (суммарные запасы нефти – 2,1 млрд тонн). На момент начала военных действий в марте 2003 года в Ираке российскими компаниями был заключен ряд контрактов на геологоразведку и обустройство еще целого ряда нефтяных месторождений – таких, как Нахр-Бен-Умар (6 млрд. баррелей), Рафидейн (100 млн тонн), Гараф (80‑100 млн тонн). Самый крупный среди них – контракт на обустройство и разработку месторождения Западная Курна – вторая очередь.

В настоящее время приоритетной задачей здесь является возобновление реализации соглашения консорциума российских компаний с Министерством нефти Ирака о разработке второй очереди крупнейшего нефтяного месторождения Западная Курна. Консорциум в составе ЛУКОЙЛа (68,5%), «Зарубежнефти» (3,25%), «Машиноимпорта» (3,25%) и министерство нефти Ирака (25%) в марте 1997 года подписали соглашение о разработке месторождения Западная Курна‑2 на условиях СРП. Срок действия СРП был установлен до 2020 года.

Для ЛУКОЙЛа этот контракт был стратегическим: он предполагал, что российская компания будет оператором разработки месторождения с запасами 8‑10 млрд баррелей нефти и при этом получит контрольную долю в проекте. Необходимые инвестиции в проект оценивались в объеме 3,7 млрд долларов.

Данный контракт в декабре 2002 года министерство нефти Ирака в одностороннем порядке объявило расторгнутым, ссылаясь на то, что ЛУКОЙЛ его не выполнял. Российская сторона не признает правомочности этого шага. После свержения режима Саддама Хусейна велись переговоры о необходимости признания прав российской компании на проект.

В ходе своего визита в Москву в августе 2007 года министр нефти Ирака Хусейн Аш-Шахристани заявил, что все действующие нефтяные месторождения страны, включая Западную Курну, будут переданы государственной нефтяной компании, которая сама решит, каких партнеров выбрать. Министр обозначил условия, которые иностранные компании должны соблюсти, чтобы победить в планируемых тендерах. По его словам, нефтяные контракты должны представлять наибольшую выгоду для иракского народа, признавать суверенитет Ирака и его права на владение недрами, обеспечивать охрану окружающей среды, способствовать подготовке иракских национальных кадров для работы в нефтегазовой сфере, а также предусматривать участие нефтяных компаний в развитии тех районов, в которых они действуют.

ЛУКОЙЛ имеет уже практически готовый проект разработки месторождения Западная Курна-2.

По просьбе иракского правительства и в надежде на новые контракты ЛУКОЙЛ подготовил на безвозмездной основе проект документации по реконструкции систем обводненности скважин на месторождении «Южная Румейла», в процессе работа над проектной документацией по оценке запасов месторождения «Северная Румейла».

На предприятиях ЛУКОЙЛа ежегодно проходят подготовку сотрудники структурных подразделений Министерства нефти Ирака. Стажировка специалистов и обучение студентов из Ирака осуществляются в соответствии с меморандумом о взаимопонимании и сотрудничестве, подписанным ЛУКОЙЛом и Министерством нефти Ирака в Багдаде в марте 2004 года. Также ЛУКОЙЛ неоднократно оказывал гуманитарную помощь народу Ирака.

В аналогичной ситуации находятся и другие российские компании. Хотя не у всех дело дошло до подписания контракта, а ограничилось лишь меморандумами о намерениях, однако многие успели вложить деньги в разработку проекта. Среди них и возглавляемая председателем Делового совета по сотрудничеству с Ираком Юрием Шафраником компания «Союзнефтегаз».

«Союзнефтегаз» подписал с министерством нефти Ирака меморандум о намерении разрабатывать месторождение «Рафидейн» на юге страны с запасами около 100 млн тонн нефти. До начала войны компания успела составить ТЭО по освоению месторождения.

В апреле 2008 года ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" получили доступ к участию в тендерах на разработку недр Ирака. Всего в тендере участвовали 120 компаний. Из этого списка были выбраны 35, в том числе почти все крупнейшие мировые энергоконцерны. Российских компаний в нем только две.

Отношения России и Ливии.

Дипломатические отношения между СССР и Ливией были установлены 4 сентября 1955 года. В конце декабря 1991 года Ливия официально заявила о признании России.

На протяжении нескольких десятилетий две страны весьма активно развивали двухсторонние связи. Муамар Каддафи трижды (1976, 1981 и 1985 годы) посещал Москву с официальными визитами.

16-17 апреля 2008 года состоялся первый за всю историю двусторонних отношений визит президента РФ Владимира Путина в Ливию по приглашению руководителя ливийской революции Муамара Каддафи.

По итогам визита подписано десять документов. Среди них Декларация об укреплении дружбы и развития сотрудничества между двумя странами, декларация о намерениях по развитию многоотраслевого сотрудничества, межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, документ о защите секретной информации.

В Декларации об укреплении дружбы и развитии сотрудничества стороны заявили о намерении "углублять сотрудничество в вопросах национальной безопасности и обороны, в частности, путем активизации консультаций между компетентными ведомствами двух стран, укреплять военные и военно-технические связи". Стороны также заявили о намерении "углублять и расширять политический диалог на различных уровнях" и "содействовать развитию диалога между организациями обеих стран, действующими в сфере энергетики, с учетом баланса интересов как потребителей, так и производителей энергоресурсов, с целью создания необходимых условий для повышения стабильности мирового энергетического рынка".