Анализ стихотворения «Листопад» Бунина. Какие эпитеты использовал Бунин в стихотворении листопад? Бунин лес точно терем расписной сравнения

Какие эпитеты использовал Бунин в стихотворении листопад?

    Начался учебный год и учителя литературы будут обязательно давать задания по определению средств художественной выразительности в литературных отрывках.Поэтому вспомним сначала, что такое ЭПИТЕТ

    эпитеты помогают донести дополнительную информацию, передать эмоции и украсить речь.Без эпитетов речь была бы бедна.

    Эпитеты бывают:

    В стихотворении И.А.Бунина Листопад ,написанном в 1900г.в каждой строфе замечательное средство выразительности(это и эпитеты,и олицетворения,и метафоры и другие тропы: анафора,ассонанс, аллитерация)Стихотворение довольно большое,не случайно Бунин назвал его Осенней поэмой, поэтому проанализируем лишь отрывок: первое четверостишие.

    Лес, точно терем расписной

    • это сравнение(автор сравнивает осенний лес со сказочным теремом);

    Лиловый,золотой,багряный- эпитеты (листва на деревьях и кустах окрасилась в разные цвета и издалека кажется даже лиловой и золотой.Ну а багряный цвет-это цвет огня, пламени);

    (это метафора,перенос по сходству);

    Поляна светлая (эпитет светлая передает то самое ощущение сказочного света,какой бывает от золотого осеннего убранства деревьев, от нежаркого уже, но очень яркого осеннего солнца в период золотой осени,от необыкновенно синего неба).

    Собственно, все первое четверостишие- это распространенная метафора - олицетворение.Лес - живой, веселый, стоит стеной, как бы защищая себя и своих обитателей. А в канве текста -эпитеты-украшения.

    Чтобы легче и проще узнавать эпитеты в тексте, следует помнить,что

    Но не нужно думать, что все прилагательные,обозначающие признак, являются эпитетами.Подробнее об эпитетах-здесь

    Давайте сначала определимся с тем, что под эпитетами подразумеваются художественно-выразительные примы, применяемые для выражения существенных признаов какого-либо предмета, явления, действия или же чеоловека.

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы» ).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь ), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья ) и направленное движение (гуси держат перелет ).

«Листопад» отличает обилие тропов . Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

Урок 44 .

Тема урока: И.А. Бунин «Листопад» Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

Цели урока: способствовать формированию целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения; содействовать формированию и развитию умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; содействовать воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты:

предметные: умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;

метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ поэтического текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);

личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества И.А. Бунина.

Оборудование: портрет и выставка книг И.А. Бунина, видео- или фотоматериалы, репродукции картин по теме урока, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока

    Организационный момент.

Учитель: Я прошу сесть того, в чьем имени есть слог: ТЯ, ВА, АР, Я, О, МА, КИ, НЯ, НА,

ША.

Молодцы!

На уроке мы будем следить за своей речью.

Повторим правила речи (слайд 2)

ПРАВИЛА РЕЧИ.

1.Все звуки произноси четко.

2.Говори выразительно, неторопливо.

3.Не разрывай слова.

4.Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

II. Формулирование учащимися темы и цели урока.

Учитель: Назовем этапы урока литературного чтения.

Этапы:

1.Речевая разминка.

3.Знакомство с произведением.

4.Анализ произведения.

5.Работа над выразительностью чтения.

6.Творческая работа.

7.Рефлексия.

1.Речевая разминка (слайд 3):

Унылая _________! Очей _____________!

Приятна мне твоя прощальная ________ -

Люблю я пышное природное __________,

В багрец и ________ одетые леса………..

Взрытая дорога.

Ей сегодня ________________________,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой _________________.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, _________________.

Справка: увяданье, осталось, очарованье, золото, дремлет, пора, краса, багряный,

примечталось.

Учитель: Познакомьтесь с содержанием карточки № 1. Прочитайте слова из справки. На какие

3 группы я могу разделить все слова.

Ученик: Данные слова можно разделить на 3 группы: 1 группа – имена сущ., 2 группа –

глаголы, 3 группа – имена прилагательные.

Учитель: Вставьте в каждое четверостишие пропущенные слова из справки, учитывая то, что:

В четверостишии А.С. Пушкина пропущены имена существительные.

В четверостишии С.А. Есенина пропущены глаголы.

В четверостишии И.А. Бунина пропущено имя прилагательное.

Работа в парах.

Проводится в проверка.

Ученик: Это Иван Алексеевич Бунин.

Учитель: Определите название произведения, с которым мы будем знакомиться. Это имя существительное. Оно образовано от слов «листья, падают».

Ученик: Произведение называется «Листопад».

Учитель: Сформулируйте тему урока полностью.

Ученик: Тема урока: «Иван Алексеевич Бунин «Листопад»».(слайд 8)

Учитель: Поставьте цель урока.

Ученик: Познакомиться с биографией автора и его произведением «Листопад»; учиться

Ребята, а вы должны сформулировать вопрос к услышанному материалу.

Текст: Иван Алексеевич Бунин родился в имении своих родителей под Воронежем. Он

происходил из древнего дворянского рода. Великолепная природа, простой быт, домашнее

воспитание помогли сформировать любознательного, наблюдательного, общительного

человека.

Иван Алексеевич рано начал печататься. Он опубликовал стихотворения: «Над

могилой», «Железная дорога». За стихотворение «Листопад» он был награжден Пушкинской премией. Были изданы собрания его сочинений.

Непреодолимая страсть была И.А. Бунина к путешествиям. Он объездил Европу и

Азию. Побывал в Германии, Италии, Турции, Египте. В 1920 году переехал во Францию.

Здесь он получил Нобелевскую премию.

Учащиеся задают друг другу вопросы.

3.Словарно-лексическая работа.

В стихотворении «Листопад» встретятся слова, значение которых нужно уточнить. Определите,

какие это слова, установите их значение.(слайд 9)

ТЕРЕМЛИЛОВЫЙБАГРЯНЫЙЛАЗУРЬ

Терем - в древности на Руси дом в виде башни. (слайд 10)

Лиловый - голубой с розовым оттенком (светло-фиолетовый). (слайд 11)

Багряный - красный густого, темного оттенка.(слайд 12)

Лазурь - светло-синий цвет.(слайд 13)

III. Введение учащихся в тему чтения.

Учитель: Что может быть в природе багряного цвета?

Ученик: Багряный закат, багряные листья.

Учитель: В какое время года бывают багряные листья?

Ученик: Багряные листья бывают осенью.

Учитель: Как называют осень, когда на деревьях и кустарниках багряные, желтые, красные

листья.

Ученик: Такую осень называют золотой.

Учитель: Давайте узнаем, как об этой необыкновенной поре писал И.А. Бунин.

IV. Чтение учителем произведения И.А.Бунина «Листопад».

Учитель: Во время прочтения попытайтесь мысленно представить себе созданные автором

картины.

V. Проверка первичного восприятия.

Учитель: Какие картины вы себе представили?

VI. Физкультминутка.

Учитель: Я буду называть разные деревья. Если названия деревьев звучали в стихотворении,

делаете наклон влево. Не звучали – наклон вправо.

Ясень, береза, дуб, липа, клен, ольха, сосна, ель, пихта.

VII. Чтение стихотворения учащимися .

Учитель: Теперь вы прочитаете стихотворение. Постарайтесь определить основной образ

этого стихотворения.

VIII. Анализ стихотворения.

Учитель: Слушаю ответ на поставленный вопрос.

Ученик: Основной образ прочитанного стихотворения – это осенний лес.

Учитель: С чем сравнивается осенний лес в этом произведении?

Ученик: Осенний лес сравнивается с расписным теремом.

Учитель: Почему лес сравнивается с расписным теремом?

Ученик: Лес стоит разноцветный, нарядный. В нем много жителей и все они разные.

Учитель: каких жителей лесного терема вы увидели?

Ученик: Блестят желтой резьбой на фоне ярко-голубого неба стройные березки.

Как вышки елочки темнеют.

Клены раскинули свои ветви. Между ними просвечивает осеннее небо.

Учитель: Что можно увидеть в лесу на лесной поляне?

Ученик: На пустой поляне летает воздушная легкая серебристая паутина.

Учитель: Кто нашел приют на этом дворе?

Ученик: На воздушной паутине замер пригретый солнечным теплом последний мотылек.

Учитель: Чем до краев наполнен осенний лес в золотую пору.

Ученик: Осенний лес наполнен мертвой тишиной. В этой тишине даже слышно, как падает

листок с дерева.

Учитель: Чем дал возможность насладиться автор, создав такое стихотворение?

Обобщающее слово учителя: лес действительно красив в пору золотой осени. Он поражает

яркими красками, умиротворением, покоем и тишиной. Такие стихи мог написать человек,

который любил родную землю, её необозримые просторы.

Ученик: С помощью художественных средств выразительности.

Учитель: Какие художественные средства выразительности использовал Иван Алексеевич в своем стихотворении?

Учитель: Что такое эпитет?

Ученик: Эпитет – образное описание предмета.

Учитель: Перечислите эпитеты.

Какие средства художественной выразительности еще нашли?

Ученик: Сравнение?

Учитель: Что такое сравнение?

Ученик: уподобление одного предмета другому.

Учитель: Перечислите.

Учитель: Какие средства художественной выразительности еще нашли?

Ученик: Олицетворение.

Учитель: Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – перенесение свойств с одушевленных предметов на

неодушевленные.

Учитель: Назовите.

Учитель: Какое средство еще использовал автор?

Ученик: Аллитерация.

Учитель: Что такое аллитерация?

Ученик: Аллитерация – повторение согласных звуков.

Учитель: Какие звуки чаще всего звучали в произведении?

Учитель : Для чего автор использует эти языковые средства?

Ученик: Благодаря всем этим выразительным средствам языка мы увидели красоту золотой

осени, прочувствовали настроение автора

XI. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

Ученик: Памятка.(слайд 14)

Памятка.

а) Правильно ставь ударения.

б) Соблюдай паузы.

г) Определи темп (быстро, медленно) Неторопливо, спокойно

д) Читай эмоционально.

Чтение учащимися произведения.

X. Творческая работа.

Составление учащимися синквейна к произведению. (слайд 15)

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна,

выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных (по цвету, форме, настроению)

3 строка – три глагола.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл (вопрос)

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное, пожелание.

Листья.

Золотые, багряные и кружевные

Летите, танцуйте, грустите

Куда вы несетесь, скажите?

Бабочки.

XI. Итог урока.

Учитель: О творчестве какого автора мы говорили на уроке?

XII. Рефлексия.

На доске изображение дерева без листьев. Перед вами на столах 2 листочка: Желтый и

красный. Если вам урок понравился, прикрепите к веткам дерева желтые листочки. Если не все понравилось – красные.

XIII. Домашнее задание.

Учитель: Подготовить выразительное чтение.

Пейзажная лирика занимает в творчестве И. Бунина почетное место. Одним из лучших своих творений поэт считал «Листопад». В школе его изучают в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Листопад» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в августе 1900 г., а уже в следующем месяце его опубликовали в журнале «Жизнь», выходившем в Петербурге.

Тема стихотворения – атмосфера осенней поры; осенне-зимний рубеж в природе.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль, в тексте представлены все виды рифмовки.

Метафоры «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон».

Эпитеты «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота».

Сравнения - «лес, точно терем расписной» , «паутины ткани блестят, как сеть из серебра» , мотылек, «точно белый лепесток» .

История создания

Анализируемое стихотворение было написано И. Буниным в 30-летнем возрасте (1900 г.). Тогда поэт работал в газете «Орловский вестник». Известно, что он очень любил выезжать за город, чтобы прогуляться и насладиться природой. Она вдохновляла Ивана Алексеевича на создание прекрасных художественных образов и пейзажей, которые заняли почетное место в русской литературе.

В том же 1900 году стихотворение напечатали в петербургском журнале «Жизнь». В первой публикации оно имело название «Осенняя поэма». Посвящено произведение М. Горькому.

Тема

В анализируемом произведении автор развивает осеннюю тему, охватывая все перемены, которые мы можем наблюдать в это время года. В стихотворении три главных образа: лирический герой, осень и лес. Лирический герой выступает в качестве рассказчика.

В начальных строках стихотворения лирический герой «подводит» читателя к лесу, который поражает буйством осенних красок. Оказывается, лес - терем, в котором живет Осень. Автор очеловечивает время года. Золотую пору он сравнивает с вдовой.

Как только осень ступает на порог терема, природа замирает в ожидании перемен. Их предчувствует и лирический герой. Он знает, что это последние теплые деньки, но грусть не сразу одолевает его душу. Сначала герой позволяет себе насладиться солнечным светом, теплом, игрой последнего мотылька и шуршанием листьев. Настроению лирического «Я» вторит пение птиц.

Вдруг пелена счастья спадает. Лес поглощается странным молчанием, которое является «предвестником долгого ненастья» . Ночи становятся белыми и холодными, даже Осень чувствует себя одиноко и неуютно. Все вокруг пророчит свою смерть. Мрачная картина дополняется описанием совиного хохота и аромата гнилых листьев. Лирический герой знает, что поздней осенью не стоит ждать утреннего солнца, ведь его сменяет холодный дождь и мгла. В этой части лес снова сравнивается с теремом, вот только теперь он лишился призора, «потемнел и полинял» . Зато теперь чаща наполняется воем охотничьего рога и собачьим лаем.

Последние стихи написаны от имени Осени, которая не может уйти, не попрощавшись с лесом. Она утешает его тем, что скоро дни станут ласковее и укроют все порошей, украсят серебром. Осень уверенна, что все лесные жители будут радоваться зимней свежести, сугробам и сиянию.

Главная мысль произведения - не стоит предаваться мимолетной грусти, навеянной погодой, ведь в каждом времени года есть что-то прекрасное.

Композиция

Разбор стихотворения будет неполным без характеристики композиции. По смыслу его можно разделить на несколько частей: описания леса, залитого красками ранней осени, рассказ об Осени-вдове, пейзажи, изображающие позднюю осень, обращение Осени к лесу. Формально стихотворение состоит из строф, каждая из которых относительно завершенная по смыслу.

Жанр

Жанр произведения - элегия, ведь в нем преобладают пейзажи, в которых преобладают нотки грусти и тоски. Есть в стихотворении и признаки сюжетной лирики. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. В «Листопаде» представлены все виды рифмовки, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Осенний пейзаж и образ Осени создаются при помощи художественных средств. Автор использовал олицетворение, чтобы очеловечить время года. В тексте есть метафоры - «березы желтою резьбою блестят в лазури голубой», «пестрый терем», «мертвый сон» , эпитеты - «лес… лиловый, золотой багряный», «мертвое молчанье», «глубокий и немой покой», «туманная высота» и сравнения - «лес, точно терем расписной», «паутины ткани блестят, как сеть из серебра», мотылек, «точно белый лепесток» .