Никогда не поздно учить английский язык. Как выучить разговорный английский: мотивируем и настраиваем себя на изучение языка Обучение английскому языку взрослых с начать

Существует много способов выучить иностранный язык с нуля самостоятельно. Первое, что необходимо сделать: ответить на вопрос — зачем. Знать ответ на этот вопрос суперважно. Речь как инструмент общения предполагает регулярное применение – если знаниями и навыками не пользоваться, они забываются. Память человека устроена так, что ненужные знания она прячет как можно дальше. Все, что успел хорошо узнать, быстро забудется — потом придется начинать все с нуля.

Перед тем, как начинать зубрить алфавит, важно осознать цель:

  • общаться со служащими аэропорта, менеджерами в магазинах, обслуживающим персоналом во время туристических поездок и хорошо понимать собеседника (разговорная разновидность);
  • вести деловые переговоры с партнерами (деловая разновидность);
  • иметь возможность читать научную (или художественную) литературу (технический и литературный варианты);
  • свободно общаться с жителями другой страны (читать, писать, говорить).

Важный совет! Для достижения успехов важна мотивация. При правильной постановке цели легко овладеть нужными знаниями с нуля самостоятельно и бесплатно.

2 основных способа в обучении

Быстро освоить чужой способ лингвистического общения можно двумя способами.

Первый практикуют в школе: сначала учат слова, затем складывают их в предложения, из фраз – конструируют текст. Фразы строят по законам русской грамматики – это ошибка. По этой причине выпускники средних школ знают набор отдельных существительных и глаголов, а вот быстро соединять словоформы в предложения им сложно, опыта свободного общения у них маловато.

Второй подход учит, что иностранное наречие лучше изучать фразами, а учиться говорить — сразу полноценными конструкциями. Дело в том, что слово в контексте приобретает новое значение – описать все нюансы сводом жестких правил нельзя. Любая речь фразеологична: смысл отдельного предложения не равен сумме значений отдельных словоформ.

Английский язык — одна из тех редких дисциплин, изучить которую стремятся тысячи взрослых людей. Увы, не все могут похвастаться тем, что за годы учебы действительно ему научились. А жизнь требует, работодатель требует, душа порой тоже требует. Попробуем разобраться, какую стратегию лучше применить при осаде крепости под названием "английский язык" и какова вероятность ее покорения.

Зачем нужен английский? Мотивация для изучения иностранного языка

Начнем с главного — с того, какие мотивы побуждают вас это сделать. Именно они, как правило, определяют результат всего начинания. По моим наблюдениям, всех желающих выучить английский можно разбить примерно на 4 группы. Если расположить их в порядке возрастания шансов на успех, то получится следующее:

1. Мой муж (жена) прекрасно говорит по-английски и стыдит меня, что я и двух слов связать не могу. А я возьму и докажу!

Хуже мотивации не придумаешь! В ней заложен мощный негатив по отношению к изучаемому предмету. Ведь на самом деле вам нужен не язык, а любовь и принятие партнера, английский же выступает в роли барьера между вами и близким человеком. Кто любит подобные препятствия, поднимите руку! Никто? Я об этом догадывалась, поскольку ни одного успешного случая изучения языка с такой мотивацией не припомню. И если вы собираетесь к репетитору или на курсы с горькими мыслями о собственном несовершенстве, то лучше не тратьте деньги понапрасну.

2. Надо уже наконец-то его выучить, а то везде вокруг английский. Да и вообще может пригодиться.

Цель довольно расплывчата, и успех может быть достигнут только в том случае, если вам попадется талантливый преподаватель, способный по-настоящему заинтересовать ученика оборотом Complex Object и неправильными глаголами, или же вы вдруг откроете в себе недюжинные способности к языку. В противном случае после 10-15 занятий вы махнете на все рукой и решите, что не в английском счастье.

3. На работе требуется знание языка — для командировок и общения с зарубежными партнерами и коллегами.

Хорошая мотивация, в большинстве случаев приводящая к успеху (разумеется, с поправкой на способности обучающегося). Причиной провала в данном случае бывает нелюбовь к самой работе.

4. Английский нужен для конкретной личной цели: устроиться на работу, выйти замуж за иностранца, сдать языковой экзамен для учебы за границей.

Такая мотивация — настоящий подарок для преподавателя! При удачном выборе способа обучения результат практически гарантирован.

Куда пойти учиться?

Итак, вы определили свою мотивацию и оценили вероятность успеха. Теперь встает классический вопрос: куда пойти учиться?

1. Курсы (языковая школа) в России

Этот вариант хорош для тех, чья мотивация расплывчата, а уровень знаний или нулевой, или тот, который в методике принято называть false beginner — "ложный начинающий" (когда-то учил, но все позабывал). Один и тот же преподаватель всегда будет проводить занятия в группе интереснее и живее, чем индивидуальные, хотя бы за счет того, что сможет использовать больше activities — способов отработки материала. Ну и конкурентная атмосфера, разумеется, куда больше располагает к штурму английского, чем уроки один на один.

Как выбрать языковые курсы?

Первый способ аналогичен тому, с помощью которого мы выбираем хорошего врача, парикмахера — по рекомендациям знакомых. Второй — по собственным впечатлениям. Уважающее себя заведение едва ли откажет вам в праве поприсутствовать на одном уроке, а если откажет, то это — повод задуматься о том, стоит ли связывать с данной школой свое языковое будущее. А вот если после первого урока вам захочется на второй, то смело несите деньги в кассу.

Внимание: носители языка в качестве преподавателей не безусловный плюс! Обязательно поинтересуйтесь, есть ли у них педагогическое образование или хотя бы стаж работы учителем именно в России. Ведь англоговорящие люди могут просто не понимать тех сложностей, с которыми мы сталкиваемся. Например, учитель-англичанин может не уделять должного внимания отработке употребления "am", "is" и "are". Откуда ему знать, что в русском эти формы глагола "быть" ("есмь", "есть", "суть") давно исчезли из языка? Поэтому иногда даже те языковые школы, где преподают исключительно носители языка, вынуждены иногда по просьбе группы начального уровня приглашать русскоговорящих учителей.

2. Репетитор

К нему лучше обратиться, если перед вами стоит конкретная цель — ведь только с репетитором вы сможете организовать занятия максимально удобно для себя по времени и по формату. Например, если на работе вы занимаетесь логистикой, то на курсах никто не станет давать специально для вас лексику по этой теме, а репетитору вы просто поставите такую задачу, и он ее должен выполнить.

Внимание: в процессе выбора максимально четко озвучивайте, какая цель перед вами стоит, и с пристрастием допытывайтесь, имеет ли он опыт работы с необходимой вам лексикой. Например, если вы импортируете товары из-за рубежа (для чего и учите язык международного общения), а предполагаемый репетитор никогда в жизни не переводил переговоров и не вел переписку на эту тему, то едва ли его уроки будут полезны.

Где искать репетитора?

Объявления на столбах вешают либо те, кто только-только пробует себя в данной профессии, либо не слишком востребованные специалисты. Хороших профессионалов передают из рук в руки, и порой к ним выстраивается очередь. Существуют также специализированные сайты со словом "репетитор" в названии, обращение к которым не будет вам стоить ничего — комиссию оплачивает сам преподаватель. Те, кто зарегистрирован на этих сайтах, как правило, очень стараются максимально удовлетворить запросы клиентов, поскольку от полученных впоследствии администрацией отзывов зависит их рейтинг и количество заказов.

3. Идеальное сочетание двух предыдущих вариантов — пригласить репетитора к вам в офис, обучать группу специалистов

Тут от вас требуется инициатива и организаторские способности. Но усилия того стоят! По опыту могу сказать, что лучшего способа учить язык в пределах родной страны еще не придумано.

4. Курсы английского за границей

Насколько это эффективно? Не стоит вкладывать в двух-трехнедельную поездку избыточные ожидания. Вы получите неплохой результат только в том случае, если семья, где вас поселят, изнывает от недостатка общения и готова с утра до ночи потчевать вас беседами на изучаемом языке. Если же члены этой семьи всем иностранным гостям на свете предпочитают общение с телевизором/компьютером или крепкий сон, то языковая среда — то, ради чего вы и ехали учить язык за рубежом — съеживается до минимума. Конечно, человек коммуникабельный (подумайте, кстати, являетесь ли вы таковым) всегда сумеет завести беседу и на улице, и в магазине, и в баре, но все же... Все же найдите в контракте, заключаемом с турфирмой, пункт о возможности замены семьи проживания в процессе обучения.

5. Беседы с экспатом

Те, чьи знания находятся на уровне "Pre-Intermediate, переходящий в Intermediate", могут совершенствовать их в беседах с экспатом (иностранцем, живущем на территории нашей страны). Способ этот прекрасен тем, что помимо отличной языковой практики, вы получаете бездну знаний о той стране, откуда ваш собеседник родом. Однако, подчеркиваю, уровень вашего английского должен быть таким, чтобы вы могли участвовать хотя бы в простенькой small talk ("светской беседе"). Экспаты предлагают свои услуги на разных сайтах. На некоторых можно прослушать образцы речи преподавателей, посмотреть фотографии и оценить их опыт. Да, время экспатов стоит не дешево — но результат того стоит!

6. Самостоятельно

Поддерживать свой английский в состоянии боевой готовности можно и без встреч с носителями языка. Была бы самодисциплина, а уж материалов для самостоятельной работы — море! Для начала — пара слов о таком классическом варианте, как чтение. Если уровень знаний позволяет вам читать только адаптированные книги, то, пожалуйста-пожалуйста, не покупайте без рекомендации преподавателя книги российских издательств. Да, они на порядок дешевле западных аналогов, но уровень их (Beginner, Elementary и т.д.) определяется авторами по принципу "как бог на душу положит". В то время как в западной методике существуют очень четкие критерии того, какой объем лексики и грамматики должен знать учащийся на каждом конкретном уровне. Такие издательства, как Penguin, Pearson-Longman, Oxford, Cambridge десятилетиями снабжают весь мировой рынок адаптированной литературой, разбитой на уровни — и равных им в этой области пока что нет.

Но, не желая обидеть родную страну, хочу сказать, что выпускаемый издательством "Глосса-Пресс" журнал Speak Out — настоящее сокровище для всех, кто изучает английский. Статьи в нем всегда написаны либо отредактированы носителями языка (так что никакого "Russian English"!), внизу каждой страницы дан глоссарий с транскрипцией, а темы подобраны интереснейшие.

Для любителей визуального ряда существуют обучающие сериалы. Один из наиболее полюбившихся учащимся во всем мире — это Extr@. Скачать его можно во множестве мест, например, на сайте , где он удобно разбит на главы. Уровень языка — Elementary, постепенно становящийся Pre-Intermediate, стиль -комедийный, произношение актеров прекрасное и очень четкое, темы общечеловеческие (знакомство, свидания, поиск работы, шоппинг, праздники и т. п.). Главные герои — две девушки-англичанки и два парня, один — соотечественник девушек, а другой — аргентинец, приехавший, естественно, учить английский. Попутно он учит девушек танцевать танго и... В общем, желаю приятного просмотра!

Тем же, кто считает себя человеком серьезным и куда более продвинутым в языке, предлагаю смотреть научно-популярные фильмы компании ВВС. А вот художественные фильмы не рекомендую, если, конечно, вы не считаете, что ваш язык находится на уровне Proficiency ("профессиональное владение"). Быстрая, порой невнятная речь, масса жаргона, заковыристые шутки, непривычные реалии... Тут недолго дойти и до состояния полной frustration!

Еще более серьезные люди могут обратиться к сайту TED , где существует огромный выбор лекций на самые разные темы. Практика показывает, что в целом понимать их могут даже те, чей уровень — Pre-Intermediate. А если он выше, то лекциями можно даже наслаждаться. Вообще, размеренная речь лектора — это именно то, что нужно человеку, изучающему любой язык.

Только не пытайтесь постичь английский, смотря новости! Речь теле- и радио-дикторов официально считается самой быстрой в мире.

7. Международная гостевая сеть СouchSurfing

Подводя итоги, хочу сказать, что английский, как и любой другой иностранный язык, обязательно покорится тому, кто воспринимает его как судьбоносную возможность, а не как унылую повинность. Тому, кто открывает учебник с радостным предвкушением. Тому, кто использует малейший повод применить свои знания. А знаете, какой случай в моей практике был самым успешным? Когда девушка, недавно расставшаяся со своим бойфрендом, решила с помощью английского открыть для себя новые горизонты в жизни. Через два года изучения языка с нуля ее пригласили работать в русскую команду канала Discovery. Неплохой результат, правда?

Очень часто ко мне обращаются взрослые люди желающие выучить английский язык «с нуля», они спрашивают: а не поздно ли мне начинать изучать английский? а смогу ли я достичь хороших результатов? Сначала я пытаюсь вместе с ними разобраться, а такой ли уж «нулевой» их нулевой уровень. Затем мы обсуждаем трудности, с которыми сталкивается взрослый человек, решивший выучить английский, трудности как организационного, так и психологического плана. Итак, всё по порядку.

А нулевой ли у вас уровень?

Многие люди объявляют, что собираются учить английский с нуля. Однако за всё время моей работы, чистые «нули» попадались мне крайне редко. Если вы можете сконструировать фразу the table is big или хотя бы просто table is big - поверьте, это уже не совсем ноль. В недрах вашего сознания уже есть некое представление об английском языке, на которое можно опереться. А может быть вы учили в школе какой-то другой европейский язык? Это поможет вам в изучении английского. Поверьте, эти базовые знания очень облегчат вам жизнь. Ничего не бойтесь и смело приступайте.

Но есть люди, у которых жизнь сложилась так, что они никогда не учили никаких европейских языков, совсем не представляют как произносятся буквы английского алфавита, совсем не могут читать, и даже приблизительно не представляют себе, как сказать фразу «стол большой». Это честный настоящий нулевой уровень. Но в этом нет ничего страшного! Если у вас есть цель, желание и мотивация - ни за что не отказывайтесь от вашего намерения заниматься английским.

Что мешает взрослым заниматься английским и можно ли преодолеть эти препятствия

Есть ряд причин, по которым взрослым осваивать язык сложнее, чем ребёнку. Когда понимаешь, что мешает, то легче с этим бороться. Самое главное - ни одно из этих препятствий не является непреодолимым.

Отсутствие привычки систематически учиться

У многих взрослых пропадает привычка систематически учиться. - Это не повод отчаиваться! Привычку всегда можно выработать. Нужно потерпеть первые 2–3 недели, а дальше станет заметно легче. Главное войти в рабочий ритм.

Неумение планировать своё время

Всегда находятся дела поважнее, чем английский. Плохой тайм менеджмент, как теперь говорят, не даёт возможности найти подходящее время для занятий. Уроки откладываются, переносятся и в итоге сходят на нет. - Поверьте, время всегда можно найти, если составить разумное реалистичное расписание, которого вы сможете придерживаться без ущерба для своей трудовой деятельности и личной жизни.

Проблемы с мотивацией

Школьника или студента можно мотивировать грубо и просто, например страхом: двойки, незакрытая сессиея, сердитая мама. Со взрослым человеком, который часто сам уже давно сердитая мама или папа этот номер не проходит. Зато у взрослого человека мотивация может быть очень позитивной и вдохновляющей. Только представьте, какие возможности откроет перед вами знание английского языка: новые встречи и увлекательные путешествия, повышение по службе и прибавка к зарплате, ощущение, что вы двигаетесь вперёд и узнаёте что-то новое, возможность смотреть любимые фильмы без перевода и хвастаться этим!

Проблемы с памятью

Память не очень хорошая и «котелок не варит» так, как прежде, не получается всё схватывать на лету. - Методика преподавания не стоит на месте. Профессиональные преподаватели учитывают возраст своих учеников и владеют разными методами преподавания. Да, может быть, не всё будет получаться мгновенно. Зато если вы что-то освоите и запомните - это останется с вами навсегда.

Страх сцены

Страшно позориться на занятиях в группе. Там все молодые, умные, красивые… Ну куда я пойду со своим «ту би ор нот ту би»?.. - Во-первых, на курсах всегда постараются подобрать группу, где все будут в равных условиях. Во-вторых, существуют частные преподаватели, на занятиях с которыми нет лишних свидетелей.

Неловкость за свой акцент

Неловко за своё плохое произношение, страшно раскрывать рот и произносить английские слова откровенно по-русски. - Поверьте, ваше произношение никого не напугает. Главное говорить так, чтобы вас понял собеседник. Без акцента могут говорить только супер-профессионалы и носители языка. Весь земной шар говорит с сильным акцентом и это нормально!

Запомните самое главное: у вас всё получится!

Все препятствия, которые есть на пути у взрослого, который хочет выучить английский - преодолимы. Вы не первый на планете взрослый, который решил заняться английским. Для этого есть хорошие преподаватели, специальные курсы, море прекрасных учебников. Но самое главное - это ваше желание и мотивация. Составьте реалистичное расписание, напоминайте себе почаще, зачем вы занимаетесь английским, поставьте перед собой чёткую цель. Не существует никаких непреодолимых трудностей или медицинских показаний, по которым вы не можете выучить английский. Главное - не сдавайтесь!

За свою, более чем 25-тнюю практику преподавания английского языка, я регулярно работаю со взрослыми людьми, имеющими хорошее образование, высокий социальный статус. Естественно, за это время я вывела для себя несколько характерных особенностей сотрудничества с такими учениками.

Первое. Самое главное в данном случае — это личностная совместимость людей. Репетитор и ученик проводят довольно много времени вместе. Как правило, это 90 минут, два раза в неделю. Если вдуматься, то ученик проводит с преподавателем иногда больше времени, чем с друзьями. Ведь, при нашей сегодняшней занятости, нам редко удается видится с близкими друзьями регулярно каждую неделю. Зачастую, мы ограничиваемся простым телефонным разговором. Такое положение дел накладывает на репетитора дополнительные функции. Просто необходимо сделать так, чтобы ученику
не стало скучно на занятии, чтобы он не ушел от Вас к другому преподавателю, необходимо постоянно поддерживать интерес, мотивировать человека на дальнейшие занятия, держать внимание слушателя в течение всего занятия. Сделать так, чтобы клиент не заметил, как прошли полтора часа.

Второе. Я стараюсь быть в курсе основных интересов ученика, и говорить с ним
на эти темы. Предоставляю студенту высказаться по теме, стараюсь больше слушать, чем говорить, направляю беседу, задавая наводящие вопросы.
Не стоит ограничивать общение исключительно вопросами, поставленными в учебнике. Можно переставлять уроки по порядку, привлекать дополнительный материал, или вообще, иногда забыть об учебнике, а обсудить что-то очень животрепещущее, использую при этом лексику и грамматику, намеченную Вами для отработки на сегодняшний урок.

Третье. В случае с индивидуальными занятиями, как мне кажется, очень важна импровизация. Безусловно, у репетитора должен быть план урока, ему необходимо знать перед уроком его цели и задачи, но, если возникает ситуация, когда надо отступить от плана, чтобы отработать
лучше прошлый материал, или заменить одно задание, или упражнение другим, стоит это сделать без колебаний.

Четверное. Учитывая, что взрослые, состоявшиеся ученики — это люди самостоятельные, с хорошим образованием, имеющие сильную замотивированность на обучение, им можно смело делегировать выполнение некоторых заданий, давать их для самостоятельной работы. Например,
Прослушивание аудиоматериала, рочтение и перевод текста. Поиск нужного материала по теме, и многое другое.

На мой взгляд, изучение английского языка — это в большой степени совместная работа преподавателя и слушателя. Основные функции репетитора — это объяснить новый материал так, чтобы не возникало дополнительных вопросов о его сути, проконтролировать выполнение домашнего задания, и качество его выполнения, грамотно прокомментировать задание, еще раз объяснить какое-то упражнение,
задание, если оно вызвало затруднение, отработать данный материал на уроке, дать ученику возможность говорить на английском языке.

Все это делает мои уроки разными, интересными и результативными, о чем мне неоднократно говорили, и говорят мои ученики. За мою практику могу смело сказать, что у меня не было ни одного слушателя. Который не заговорил бы, не говоря уже обо всем остальном.

С удовольствием отвечу на ваши вопросы по теме, пишите, пожалуйста.
Посмотрите , узнайте немного, в моем расписании еще есть время!