Доминирующие черты характера подростка. Тест: какая черта характера у Вас доминирует? Работа на занятии

Говорят, есть шкала психотипов. Как узнать, каким растет собственный ребенок, чтобы помогать ему бороться со своими отрицательными чертами? Зинаида К., Гомель.

Классификацию акцентуаций разработал немецкий психиатр Карл Леонгард в 1968 году. Опираясь на его труды и исследования русского психиатра Петра Ганнушкина, советский психиатр, заслуженный деятель науки Андрей Личко создал собственную типологию личности.

ПАРАНОИК

Черты этого психотипа редко проявляются в детстве; ребята сосредоточены на чем-то одном, серьезны, озабочены, стремятся во что бы то ни стало достичь желаемого.

Высокая степень целеустремленности. Такие подростки подчиняют свою жизнь достижению цели (достаточно масштабной), при этом способны пренебрегать интересами окружающих. Готовы пожертвовать благополучием, отказаться от развлечений, комфорта и других обычных для детей радостей.

Высокая энергичность; независимость; самостоятельность; надежность в сотрудничестве, когда цели совпадают со стремлениями людей, с которыми работают.

Отталкивающие черты: раздражительность, гневливость, если что-то или кто-то оказывается на пути к цели; слабая чувствительность к чужому горю; авторитарность.

«Слабое звено» психотипа: чрезвычайно честолюбивы по большому счету, а не по мелочам.

Вступая в контакт, часто подавляют собеседника, бывают излишне категоричными в своих суждениях, могут ранить словом окружающих. Собственной конфликтности не замечают.
Совершенно несентиментальны, дружбу рассматривают как продолжение общего большого дела. Друзья - только соратники.

Отношение к учебе и работе. Тщательно изучают лишь те учебные предметы, которые нужны сейчас или потребуются в будущем. Для этого могут ходить в библиотеку, на дополнительные занятия, покупать много книг, читать на переменах. А все остальное в школе не представляет ценности.
Наибольших успехов достигают в индивидуальной творческой работе. Непревзойденные генераторы крупных идей, нестандартных подходов к решению сложных задач.

ЭПИЛЕПТОИД


С дошкольного возраста дети, предрасположенные к данному типу, бережливы по отношению к одежде, игрушкам. Резко реагируют на тех, кто пытается овладеть их собственностью; с первых школьных лет проявляют повышенную аккуратность.

Любовь к порядку, стремление поддерживать уже установленный, консервативность; высокий энергетизм (школьники охотно занимаются физкультурой, бегают, громко говорят, организовывают всех вокруг себя, своей активностью часто мешают окружающим). В экстремальных ситуациях подростки становятся храбрыми и даже безрассудными; в обыденной жизни проявляют гневливость, взрывчатость, придирчивость.

Привлекательные черты характера: тщательность, аккуратность, исполнительность, бережливость (часто переходящие в педантизм), надежность (всегда выполняют обещания), пунктуальность (чтобы не опоздать, заведут 2 будильника и еще попросят родителей разбудить), внимательность к здоровью.

: нечувствительность к чужому горю, чрезмерная раздражительность в связи с замеченным непорядком, неаккуратностью других или нарушением правил.

«Слабое звено» психотипа : не переносят неподчинения себе и бурно восстают против ущемления собственных интересов.

Особенности общения и дружбы. Не заводят случайных знакомств, предпочитают общение с друзьями детства и школьными товарищами. Если считают кого-то другом, то выполняют все обязательства, которые накладывает дружба. Измены ни в дружбе, ни в любви никогда не простят.

Отношение к учебе и работе. Отличаются целеустремленностью, выполняют все домашние задания, не прогуливают уроков, обычно отличники. Вырастая, лучше всего проявляют себя в работе, связанной с поддержанием порядка, правил и норм, принятых кем-то другим (например, финансист, юрист, учитель, военный и т. п.).

ГИПЕРТИМ

Относящиеся к этому психотипу с детства отличаются шумливостью, общительностью, смелостью; склонны к озорству. Им не хватает чувства дистанции в отношении со взрослыми.

Доминирующие черты характера: приподнятое настроение, экстравертированность, радость от общения, хорошее самочувствие и цветущий внешний вид.

Привлекательные черты характера: энергичность, оптимизм, щедрость, стремление помочь людям, инициативность, разговорчивость, жизнерадостность; настроение почти не зависит от того, что происходит вокруг.

Поверхностность, неспособность сосредоточиваться на конкретном деле или мысли, постоянное стремление заняться чем-то более интересным в данный момент, перескакивание с одного дела на другое (такие ребята записываются сразу на несколько кружков или секций, но ни в один дольше 1–2 месяцев не ходят), неорганизованность, фамильярность, легкомысленность, готовность
на безудержный риск.

«Слабое звено» психотипа: не переносят однообразной обстановки, монотонного труда, требующего кропотливости или резкого ограничения общения; их угнетают одиночество, вынужденное безделье.

Особенности общения и дружбы. Всегда выступают в роли весельчаков и балагуров. Их дом - место встречи друзей и просто знакомых, куда может прийти любой человек и оставаться до тех пор, пока ему это нравится. Всегда тянутся в компанию, среди сверстников стремятся к лидерству. Могут легко оказаться в неблагоприятной среде, склонны к авантюрам.
На глубокую привязанность не способны. Им присуща любовь к ближнему (а не ко всему человечеству); бросаются на помощь не раздумывая. В дружбе добры и незлопамятны. Обидев кого-то, быстро забывают об этом и при следующей встрече искренне обрадуются; если нужно, извинятся за нанесенную обиду и сделают приятное.

Отношение к учебе и работе . Школьники этого психотипа добивались бы значительных успехов, если не были бы так легкомысленны и могли сосредоточиться на одном предмете. Все предметы даются им легко, однако знания, получаемые в школе, поверхностны и часто бессистемны. Постоянно опаздывают на уроки, прогуливают (особенно те занятия, на которых им скучно и нет возможности выразить себя). Легко наверстывают упущенное: например, перед контрольной работой или экзаменом не поспят одну ночь и выучат почти все.

Способны достичь успеха в любом деле. Вначале у них все спорится, появляются достижения, но если начинается рутинная работа, становится неинтересно, занятие перестает быть новым, то готовы при первой возможности бросить и переключиться на что-то другое.

Шумливые и сверхактивные, часто создают видимость продуктивной деятельности (охотно и с большим жаром берутся за дело, планируют массу мероприятий, проводят совещания и т. п.), что помогает делать карьеру.

ИСТЕРОИД

Этот психотип виден с раннего детства. Милый малыш при большом количестве взрослых незнакомых людей без всякого смущения декламирует стихи, поет песенки, демонстрирует свои таланты и наряды. Главное для него - восхищенные зрители. Если гости сели за стол и забыли о нем, он непременно еще раз обратит на себя внимание. В случае неудачи опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце.

Доминирующие черты характера: демонстративность; стремление постоянно быть в центре внимания, иногда любой ценой; жажда постоянного восхищения или удивления, почитания, поклонения.

: упорство, инициативность, коммуникабельность, целеустремленность, находчивость, активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство (хотя после выплеска энергии перечисленные качества быстро выдыхаются).

Отталкивающие черты характера : склонность к интригам и демагогии, лицемерие, задиристость, бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, завышенная самооценка, обидчивость.

«Слабое звено» психотипа: неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение вымыслов.

Особенности общения и дружбы. Постоянно нуждаются в многочисленных зрителях. В принципе это основная форма их жизни (на людях и для людей). Но общаются, как правило, только с теми, кто выражает свое восхищение, боготворит их способности и талант. Очень часто избирательны, стремятся дружить с известными людьми, чтобы побыть в тени их славы, или с теми, кто проигрывает им, чтобы еще больше оттенить себя.

Отношение к учебе и работе . Часто это лишь повод для общения, возможность проявить себя среди людей. В школу они ходят ради удовольствия. Чтобы привлечь внимание, учатся не просто хорошо, а лучше всех, удивляя учителей своими способностями к разным предметам.
В принципе это одаренные, талантливые люди, которым легко даются профессии, связанные с художественным творчеством. Лучше всего им работается
вне коллектива и обязательных рамок.

ШИЗОИД

Со школьных лет такие дети любят играть одни, не тянутся к одноклассникам, избегают шумных забав, предпочитая общество более старших ребят. В подростковом возрасте бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, неумение сопереживать окружающим.

Доминирующая черта характера: интровертированность. Это ярко выраженный мыслительный тип, постоянно анализирующий окружающую действительность.

Привлекательные черты характера: серьезность, несуетливость, немногословность, устойчивость интересов и постоянство занятий. Как правило, это талантливые, умные и неприхотливые школьники. Продуктивные, могут долго трудиться над своими идеями, но не пробивают их, не внедряют в жизнь.

Отталкивающее черты характера: замкнутость, холодность, рассудочность. Такие дети малоэнергетичны, малоактивны
при интенсивной работе - как физической, так и интеллектуальной. Эмоционально холодны. Их эгоизм несознательный.
В то же время они ранимы, т. к. самолюбивы. Не терпят критики их системы.

«Слабое звено» психотипа: не переносят ситуаций, в которых нужно установить неформальные эмоциональные контакты,и насильственное вторжение посторонних в их внутренний мир.

Особенности общения и дружбы. Очень избирательны; людей почти не замечают, как и многих вещей материального мира. Но все же нуждаются в общении, отличающимся глубиной и содержательностью. Круг людей, с которыми контактируют, ограничен (как правило, они старше).
Характерна самодостаточность в сфере отношений, могут общаться с самим собой или с одним человеком. Друг - тот, кто хорошо понимает их особенности, не обращает внимания на странности, замкнутость и другие отрицательные черты характера.

Отношение к учебе и работе. Способны и талантливы, но требуют индивидуального подхода, поскольку отличаются особым видением мира, своей, непохожей на другие точкой зрения на обычные явления и предметы. Умеют заниматься много, однако не систематически, т. к. трудно выполнять общепринятые требования, да еще не по придуманной ими самими схеме.
Когда видят, что педагог оценивает результат работы, а не формальное соблюдение обязательных правил, то проявляют весь свой талант. Если же учитель и родители требуют от детей этого психотипа решения задач строго определенным способом (как объясняли на уроке), то будут ходить в отстающих, несмотря на то, что им вполне по силам решить те же задачи несколькими оригинальными способами. Это относится не только к математике, но и к другим учебным предметам.
Чаще всего из таких ребят получаются отличные научные работники, например математики или физики-теоретики.

ПСИХАСТЕНОИД

Наряду с некоторой робостью и пугливостью такие дети имеют склонность к рассуждению и не по возрасту интеллектуальным интересам. С юных лет страдают от различных фобий - боязни незнакомых людей, новых предметов, темноты, остаться одному дома и т. п.

Доминирующие черты характера: неуверенность и тревожная мнительность, опасение за свое будущее и близких.

Привлекательные черты характера: аккуратность, серьезность, добросовестность, рассудительность, самокритичность, ровное настроение, верность данным обещаниям, надежность.

Отталкивающие черты характера : нерешительность, определенный формализм, склонность к долгим рассуждениям, самокопание. Возможны опасения, касающиеся маловероятного будущего, по принципу «как бы чего не случилось» (отсюда вера в приметы).
Другая форма защиты от постоянных страхов - сознательный формализм и педантизм, в основе которых лежит мысль о том, что если все заранее тщательно продумать, предусмотреть и затем действовать, не отступая ни на шаг от намеченного плана, то неприятностей удастся избежать.
Таким подросткам трудно принимать решения, они постоянно сомневаются: все ли учли? Но если отважились, то начинают действовать немедленно, ибо боятся, что передумают.

«Слабое звено» психотипа: боязнь ответственности.

Особенности общения и дружбы . Стеснительны, застенчивы, не любят устанавливать новые контакты. Друзей у них немного, но эта дружба на века. Помнят мельчайшие детали отношений и от души признательны за внимание.

Отношение к учебе и работе . Способны заниматься, неподнимая головы, проявляя целеустремленность, настойчивость и усидчивость длительное время, т. к. боятся огорчить низкими оценками близких и преподавателей. Полученный результат сверяют по справочникам, словарям, энциклопедиям; позвонят другу, спросят у него.

Это идеальные подчиненные: аккуратно, точно и в срок выполнят любую работу, если задание конкретно и имеется инструкция, четко регламентирующая порядок его выполнения. Таким людям по душе спокойная профессия, например библиотекарь, бухгалтер, лаборант.

СЕНЗИТИВ

С первых шагов эти ребята боязливы, пугаются одиночества, темноты, животных, особенно собак. Избегают активных и шумных сверстников, но общительны с теми, к кому привыкли; любят играть с малышами: с ними чувствуют себя уверенно и спокойно. К родным и близким очень привязаны, это «домашние дети»: стараются не покидать родных стен, не любят ходить в гости, а тем более ездить куда-то далеко (например, в другой город, даже если там живет любимая бабушка).

Доминирующие черты характера: повышенная чувствительность, впечатлительность. Дети робки и застенчивы, особенно среди посторонних людей и в необычной обстановке. В себе видят множество недостатков.

Привлекательные черты характера: доброта, спокойствие, внимательность к людям, чувство долга, высокая внутренняя дисциплинированность, ответственность, добросовестность, самокритичность, повышенные требования к себе. Стремятся преодолеть свои слабые стороны.

Отталкивающие черты характера: мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию и самоунижению, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

«Слабое звено» психотипа: не переносят насмешек или подозрения окружающих в неблаговидных поступках, недоброжелательного отношения.

Особенности общения и дружбы . Контактируют с узким кругом людей, вызывающих у них симпатии. Всячески избегают знакомства и общения с бойкими и неугомонными. Делиться переживаниями и ощущениями предпочитают со старыми друзьями.

Отношение к учебе и работе. Учатся из-за нежелания огорчать родных и педагогов. Отвечать у доски стесняются, боятся, что обзовут выскочкой. При доброжелательном отношении педагогов показывают прекрасные результаты.
Работа для них - нечто второстепенное, главное - теплые и добрые взаимоотношения с коллегами, поддержка руководителя. Могут быть исполнительными и преданными секретарями, помощниками и т. п.

ГИПОТИМ

Не проявляют особой радости, обижены на всех, прежде всего на родителей. На лицах выражение недовольства, расстройства из-за того, что сделали не так, как они хотели.

Доминирующая черта характера: постоянно в миноре.

Привлекательные черты характера: совестливость, острый критический взгляд на мир. Стремятся чаще быть дома, создавать уют и теплоту, избегая тем самым лишних волнений.

Отталкивающие черты характера: обидчивость, ранимость, уныние, склонность искать в себе болезни, почти нет интересов и увлечений. Быстрая утомляемость.

«Слабое звено» психотипа: открытое несогласие с иным восприятием действительности.

Особенности общения и дружбы. Часто и подолгу обижаются на окружающих и друзей, хотя остро нуждаются в общении, чтобы было кому жаловаться на жизнь, на то, что их не поняли, не оценили. Нравится рассказывать о трудных обстоятельствах, в которые попали. На советы собеседника приведут массу аргументов, почему ничего нельзя изменить и будет только хуже.

Дружить с такими детьми сложно: в любом человеке они видят возможную причину ухудшения своего настроения.

Отношение к учебе и работе. Проявляют себя, хорошо заучивая материал, тщательно выполняя задания, но глубина и само содержание особенно не интересуют. Учатся из-за боязни плохой оценки. Ссылаясь на недомогание, могут пропустить занятия, чаще всего по физкультуре, трудовому обучению и другим предметам, преподаватели которых не делают скидок на плохое настроение.

Бывает, жалуются на людей, обстоятельства, просят дать другое задание. Но все повторяется: недостатки, отрицательные моменты в организации производства или черты в окружающих - целое восстание в душе. Трудно заниматься одним делом постоянно.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Этот тип встречается довольно часто. Дети соглашаются со всем, что предлагает ближайшее окружение, но стоит попасть под влияние другой группы - меняют отношение к тем же вещам на противоположное. Утрачивают личностное отношение к миру - суждения и оценки будут совпадать с мнением тех, с кем они общаются в данный момент. Причем они не выделяются, не навязывают своих суждений, представляя массу, согласную с лидером.

Доминирующие черты характера: чрезмерная приспособляемость к окружению, почти полная зависимость от семьи, компании. Жизнь протекает под девизом: «Думать, как все, делать, как все, и чтобы все было как у всех». Это распространяется на стиль в одежде, манеру поведения, взгляды на важные проблемы. Эти подростки привязываются к группе сверстников и безоговорочно принимают систему ее ценностей без критики.

Привлекательные черты характера: дружелюбие, исполнительность, дисциплинированность, покладистость. Они не будут источником конфликтов или раздоров.
Слушают рассказы ребят о «подвигах», соглашаются с предложениями от лидеров, охотно участвуют в «приключениях», но потом могут раскаяться. Собственной смелости и решительности им недостает.
Если микроколлектив кажется значимым, имеет положительную направленность, то вместе с ним могут достичь серьезных успехов, например, занимаясь в какой-либо секции.

Отталкивающие черты характера: несамостоятельность, почти полное отсутствие критичности в отношении себя и ближайшего окружения.

«Слабое звено» психотипа: не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа.

Особенности общения и дружбы. Легко устанавливают контакты с людьми, при этом подражают лидерам. Приятельские отношения непостоянны, зависят от складывающейся ситуации. Не стремятся первенствовать среди друзей, не проявляют интереса к новым знакомствам.

Отношение к учебе и работе . Если в окружении все учатся хорошо, то и они будут прилагать усилия, чтобы не отстать от друзей. К работе относятся тоже в зависимости от настроя коллектива; способны демонстрировать трудолюбие, исполнительность, творчество и изобретательность, выполнять все, что поручено. А могут и отлынивать или делать работу формально, если рядом лодыри.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом боятся наказания, легко подчиняются сверстникам.

Доминирующие черты характера: полное непостоянство проявлений, зависимость от любого человека, который в эту минуту рядом. Легко поддаются влиянию.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Часто внешне такие подростки послушны, готовы выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают; очень скоро забывают о своем слове или ленятся, придумывают массу причин, почему нельзя сделать обещанного.

Отталкивающие черты характера: тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, соглашательство, безответственность.

«Слабое звено» психотипа: безнадзорность, бесконтрольность.

Особенности общения и дружбы. Неконфликтны. Контакты их бесцельные. Могут быть в составе сразу нескольких групп, перенимая правила и стиль поведения каждого коллектива. Склонны жить сегодняшним днем; часами сидят перед телевизором, слушают музыку. Выполняют роль подручных у лидеров.

Отношение к учебе и работе. Под влиянием очередного увлечения могут начать учиться хорошо или забросить занятия, что неизбежно приведет к большим пробелам в знаниях. Дальнейшая учеба осложняется.
Знания их бессистемны, внимание неустойчивое, на уроках часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания делают
неохотно.
Хорошие специалисты из таких не получаются.

АСТЕНИК

С детства плохой сон, аппетит, часто капризничают, всего боятся. Чувствительны к громким звукам, яркому свету; их быстро утомляет даже небольшое количество людей; стремятся к уединению.

Доминирующие черты характера: повышенная утомляемость, раздражительность.

Привлекательные черты характера : аккуратность, дисциплинированность, скромность, покладистость, исполнительность, дружелюбие, незлопамятность.

Отталкивающие черты характера: капризность, неуверенность в себе, вялость, забывчивость.
Такие подростки робки, стеснительны, имеют заниженную самооценку, не могут постоять за себя. Испытывают большую тревогу при изменении внешних обстоятельств, ломки стереотипов, т. к. их механизм психологической защиты - привыкание к вещам
и укладу жизни.

«Слабое звено» психотипа: внезапные аффективные вспышки из-за сильной утомляемости и раздражительности.

Особенности общения и дружбы. Не стремятся к близким отношениям из-за неуверенности, не проявляют инициативы. Круг друзей ограничен.

Отношение к учебе и работе. Часто мешает заниженная самооценка. Постоянные сомнения, чувство тревоги и страх сделать ошибку не дают нормально работать на уроке, отвечать у доски, даже когда материал выучен. Труд утомляет, не приносит радости или облегчения. Тяжелый и напряженный вызывает раздражение. Нуждаются в периодическом отдыхе либо чередовании разных видов деятельности.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Часто простужаются. Способны расстроиться из-за нелестного слова, неприветливого взгляда, сломанной игрушки. Приятные слова, новый костюм или книга, хорошая новость быстро поднимают настроение, придают веселый тон разговору, но в любую минуту очередная «неприятность» может изменить все.

Доминирующая черта характера: крайняя изменчивость настроения от ничтожных поводов. Душевное состояние определяет все: аппетит, сон, общее самочувствие, желание общаться, учиться, работоспособность.

Привлекательные черты характера: добродушие, чуткость, привязанность, искренность, отзывчивость (в период приподнятого настроения). Верность тем, с кем в хороших отношениях, кого любят и о ком заботятся. Причем эта привязанность сохраняется, даже если настроение изменилось.

Отталкивающие черты характера: раздражительность, вспыльчивость, драчливость, ослабленный самоконтроль. Во время обычного разговора могут вспыхнуть и сказать что-то дерзкое и обидное.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение значимых людей, утрата близких или разлука с теми, к кому привязаны.

Особенности общения и дружбы. Все зависит от настроения. Если рады и довольны жизнью, то контакты устанавливают с большим желанием; если огорчены и не удовлетворены, то они минимальны.
Обладают развитой интуицией, легко определяют «хорошего» и «плохого» человека, выбирая себе приятеля. Предпочитают дружить с теми, кто в периоды спада настроения умеет отвлечь, утешить, рассказать что-то интересное, при нападках других - защитить, а в минуты эмоционального подъема - разделить бурную радость и веселье. Способны на преданную дружбу.

Отношение к учебе и работе. Характерна крайняя изменчивость; непредсказуемо реагируют на реплики и просьбы учителя или родителей: в ответ на замечание способны рассмеяться и радостно взяться исправлять ошибку, но вполне возможны и слезы, и раздражение, и нежелание подчиняться законным требованиям педагога.
Знания поверхностны и бессистемны, т. к. такие подростки не управляют сами собой и не поддаются управлению со стороны взрослых.
Переключаются, забывают о плохом настроении, если работа заинтересовала, не надоедает, увлекает.

ЦИКЛОИД

Эти школьники не отличаются от сверстников, но периодически бывают необычно шумливыми, озорными, постоянно что-то предпринимают. Затем опять становятся спокойными и управляемыми. У подростков наблюдаются периодические фазы смены настроения, длительность которых - от нескольких дней до недели и более.

Доминирующая черта характера : циклические изменения эмоционального фона (приподнятое настроение исчезает, эмоциональный спад всех озадачивает).

Привлекательные черты характера: инициативность, жизнерадостность, общительность, когда на душе хорошо.

Отталкивающие черты характера: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости
к окружающим. Если одолела грусть, то все валится из рук; что легко получалось вчера, сегодня требует невероятных усилий.
Во время спада труднее жить, учиться, общаться. Компании раздражают, риск, приключения, развлечения теряют свою привлекательность. На некоторое время становятся «домоседами».
Ошибки, мелкие неприятности в пессимистические дни переживаются очень тяжело. Еще вчера выиграли турнир, а сегодня игра не идет, тренер недоволен… Это угнетает, они не узнают свой организм, не понимают своего раздражения, не желают видеть близких людей.
На реплики и замечания отвечают с недовольством, хотя в глубине души сильно переживают из-за этих внезапных изменений. Чувства безысходности нет, они уверены, что через какое-то время все снова будет хорошо. Нужно только пережить период спада.

«Слабое звено» психотипа: эмоциональное отвержение со стороны значимых людей, коренная ломка жизненных стереотипов.

Особенности общения и дружбы . Отношения с людьми носят цикличный характер: тяга к общению, новым знакомствам, бесшабашная удаль сменяются замкнутостью, нежеланием разговаривать даже с родителями
и близкими друзьями («как вы мне все надоели»). По-настоящему дружат с теми, кто понимает эту неизбежность перемены в отношениях и не обижается, прощает вспышки раздражительности и обидчивости.

Отношение к учебе и работе. Периоды активной работы на уроках и дома сменяются этапами, когда наступает полное безразличие к чему-либо.
В работе все спорится и получается, пока это интересно; как только упало настроение, недовольны всем, что им ни предлагают.

По степени выраженности можно выделить 2 вида акцентуаций характера, что необходимо знать для индивидуального подхода в воспитании ребенка, при выборе профориентации, формы личной и семейной психотерапии:
явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера выражены в течение всей жизни;
скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Какие-то особенные черты характера проявляются в основном при психотравмах.

Эти 2 вида могут переходить друг в друга, на что влияют семейное воспитание, социальное окружение, профессиональная деятельность, физическое здоровье. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы акцентуации характера.


Наталья Григорьева, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии БГМУ, кандидат мед. наук. 

Великое дело социальная психология. Понимание доминирующих черт коллективного характера отдельных социальных групп позволяет прогнозировать их поведение в различных обстоятельствах, особенно критических. Причем такие доминанты проявляются в самых разных исторических условиях, что делает прогноз весьма надежным. Мы попробуем исследовать эти группы и начнём с третьего сословия

Так, поведенческий стереотип денежного класса (он же «третье сословие», он же «буржуазия») определяется жадностью. Деньги занимают центральное место в системе ценностей этой социальной группы, и накопление капитала составляет смысл ее существования. Это не хорошо и не плохо, это нормально - так же, как для священников нормально видеть смысл жизни в служении Богу, а для дворян прошлого в служении державе. Так устроено человеческое сообщество, и каждое сословие выполняет в нем свою функцию, необходимую социуму, предпринимательское сословие в том числе.

В позапрошлом веке английский профсоюзный деятель и публицист Теодор Даннинг первым подметил, что ради 300 % прибыли «нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы под страхом виселицы». К этому можно добавить, что нет такого риска, на который буржуазия не пошла бы, лишь бы не делиться накопленными деньгами, вплоть до риска лишиться жизни.

Просьба «дать денег» на дело, не несущее непосредственной прибыли, воспринимается третьим сословием как кощунство. Предложить такое предпринимателю все равно что предложить священнику совершить богохульство или предложить дворянину нарушить присягу. Даже в экстремальной ситуации, описываемой формулой «кошелек или жизнь», для третьего сословия выбор не очевиден. Если для остальных вопрос является риторическим и жертвовать жизнью ради денег даже в голову не приходит, то буржуа чисто психологически отказываются верить в неотвратимость вставшей дилеммы и до последнего цепляются за деньги. Отсюда раскаленные утюги на животе и паяльники в заднем проходе как способы убеждения, применяемые бандитами к богачам в доказательство серьезности своих грабительских намерений.

Примеров самоубийственного поведения денежного класса множество. Так, константинопольские богатеи пожалели денег на усиление пушками обороны от наступающих османов. А Мехмед II перекупил венгра-оружейника Урбана и в результате турки взяли город штурмом, а город назвали Стамбулом. Турецкий султан был поражён несметными богатствами, свезёнными на городскую площадь, и отдал приказ о казни всей византийской «элиты» - справедливо посчитав их безумным жлобьём недостойным жизни. А те представители чиновничье-олигархического класса Византии, которым удалось смыться в Европу («к друзьям и союзникам ») были ограблены и многие убиты. Ведь за ними уже не стояло могущественное государство.


Полтысячелетия спустя Лавру Георгиевичу Корнилову ростовские толстосумы на борьбу с большевиками собрали по подписке аж… 400 (четыреста) рублей. Белым пришлось уйти из города и мерзнуть в героическом «ледовом походе» - даже на валенки денег не хватило. Зато когда после в Ростов пришли красные, награбили там на 100.000.000 (сто миллионов рублей), а тех кто «сэкономил на подписке» поставили к стенке.


Скупердяйскую сущность «третьего сословия» прекрасно понимал нижегородский авторитетный бизнесмен Кузьма Минин . Опираясь на свой ушкуйнический опыт, он вытрясал из городских богачей средства на ополчение сугубо рэкетирскими методами: сажал в холодную, брал заложников и т.п. В результате ополчение состоялось, побило супостата в Москве, что мы и празднуем каждый год 4 ноября. Очевидно, что ничего этого не было бы, если бы Минин ограничился методами словесного убеждения подобно Корнилову.

Конечно, нельзя возводить сословный стереотип поведения в абсолют, бывают и исключения. Некоторые предприниматели способны отойти от шаблона и поступать в кризисных ситуациях разумно и ответственно. В конце концов, четыреста-то рублей Корнилов собрал…)))

Но это именно исключения, лишь подтверждающее общее для социальной группы правило, которое проявляется всегда и везде, сейчас в России тоже. Ясно ведь, что парадигма развития страны, аккумулирующая социальную и национальную напряженность, с железной неизбежностью ведет к взрыву, который со всей русской безсмысленностью и безпощадностью разнесет все к чертовой матери, причем буржуазия пострадает в первую очередь.

Казалось бы, хотя бы из чувства самосохранения третьему сословию надо потрясти мошной ради поддержки тех политических сил, которые способны удержать Россию от хаоса, когда обреченный режим рухнет. И ведь поступить в данном случае надо просто как все – «отдать кошелёк» (т.е. малую часть своей собственности) и сохранить и жизнь и нажитое.

Но тут дело не только в социальной психологии богачей, но и в том, что такой выбор как «кошелёк или жизнь» не предлагается напрямую, и многие его, - этот выбор, - просто не видят и не думают о нём. А выбор-вопрос стоит сейчас очень остро на фоне приближающегося коллапса...

Никитин А.И ., секретарь ЦПС ПЗРК «РУСЬ»,
Войцинский С.В ., руководитель комитета партийного контроля ПЗРК «РУСЬ»

О том, как определённые доминирующие черты характера влияют на построение сексуальных отношений , рассказывает сексолог Елена Белова.

Акцентуации характера , черты своеобразия в характере человека, которые, не выходят за рамки психической нормы, могут при определённых условиях существенно затруднять его отношения с окружающими, в том числе и в сексуальной сфере. У большинства людей разнообразные нюансы характера многочисленны и переплетены между собой. В то же время существует значительное количество людей с явным преобладанием одних черт характера над другими. Подобное заострение, акцентуация, то есть чрезмерное усиление некоторых черт, буквально пронизывает весь психический настрой индивидуума. Такие люди очень уязвимы в конкретных жизненных ситуациях, многие вещи воспринимают более драматично и сексуальные проблемы не заставляют долго ждать.

Характеристики наиболее часто встречающихся акцентуаций.

Истероидный, или демонстративный тип, отличают крайнее себялюбие, жажда внимания к своей особе, потребность в почитании и восхищении. Своё "Я" ценится выше всего на свете. Внешне яркая эмоциональность и чувственность на деле не более чем позёрство. Глубокие чувства людям с этой акцентуацией недоступны. Половое чувство и влечение не отличается ни силой, ни напряжённостью, а в сексе много наигранного. Позволительно любить только себя. В сексе только брать, ничего не давая взамен.

Для гипертимного типа характерны общительность, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. У таких лиц всегда преобладает приподнятое настроение. Они всегда тянуться в компанию, стремятся к лидерству. "Слабым местом" является непереносимость жёсткой дисциплины, строгого режима, особенно если все контакты с другими людьми сведены до минимума. В таких ситуациях гипертимики становятся раздражительными, вспыльчивыми, испытывают душевный дискомфорт. В сексе всегда стараются играть "первую скрипку", от сексуального партнёра требуют восхищения своими умениями и достоинствами.

Астеноневротический тип характеризуется повышенной утомляемостью, раздражительностью, тревожностью за своё здоровье и судьбу. Такие люди весьма предрасположены к формированию невротических и сексуальных расстройств. Так, у мужчин в любом возрасте даже незначительные изменения в сексе и в сексуальной активности сразу вызывают чувство тревоги и не уверенности в своих возможностях, что в свою очередь ведёт ещё к большим сексуальным нарушениям.

Сенситивный тип характеризуется робостью и стеснительностью, обидчивостью, чрезмерной впечатлительностью, формированием чувства собственной неполноценности. В незнакомой обстановке такие люди робки и застенчивы, необщительны с посторонними. Источником тяжких угрызений совести у молодых людей с сенситивным типом акцентуации может служить мастурбация. Они боятся, что окружающие узнают о непристойном, по их мнению, занятии. Иногда даже склонны расценивать собственное слабоволие, робость и застенчивость как последствия онанизма. Молодым мужчинам бывает очень трудно преодолеть робость и стеснительность в общении с противоположным полом, а вступить в сексуальный контакт. С возрастом, особенно при спокойной, доброжелательной и понимающей сексуальной партнёрше, постепенно сглаживаются сенситивные черты характера . В других же случаях, когда человек периодически подвергается насмешкам, подолгу не может наладить сексуальные отношения с противоположным полом, эти черты характера , наоборот, заостряются.

Психоастенический тип характеризуется нерешительностью, склонностью к бесконечным рассуждениям, тревожной мнительностью в виде бесконечных опасений за своё будущее. Особенно ярко проявляется нерешительность, когда требуется сделать самостоятельный выбор. Сексуальные проблемы нередки. В подростковом возрасте интенсивная мастурбация может стать источником угрызения совести и самонаказаний. В дальнейшем психастеники испытывают трудности в интимной жизни (сексе), начиная с первого знакомства и кончая мучительными сомнениями о допустимости секса, о его возможности. Склонность к тревожным опасениям, нередко проявляется в бесконечных тягостных раздумьях о своей сексуальной привлекательности. При малейших неудачах или обвинениях со стороны партнёра могут возникнуть психогенные сексуальные расстройства: невроз о
жидания неудачи у мужчины, торможение полового возбуждения и оргазма у женщины.

Шизоидный тип встречается довольно редко. Его характеризуют замкнутость, скрытость, отстранённость от происходящего вокруг, неспособность или нежелание устанавливать глубокие контакты с окружающими. Внешняя асексуальность и даже презрение к вопросам пола часто сочетается с упорной мастурбацией и богатыми эротическими фантазиями, которые из-за низкой коммуникабельности подолгу остаются основным сексуальными переживаниями таких людей, всё дальше уводя их от реальной половой жизни.

Эпилептоидный, или возбудимый тип отличается склонностью к тоскливо-злобному настроению с накипающим настроением и поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Обычными чертами являются обстоятельность и тугоподвижность мышления, эмоциональная инертность. Педантичны и скрупулёзно дотошны в личной жизни. Большое внимание обращают на своё здоровье,неукоснительное соблюдение своих интересов сочетается со злопамятностью, несклонностью прощать обиды. Половое влечение с подросткового возраста отличается большой напряженностью. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности, страх заболеть венерическим заболеванием, отодвигает начало сексуальных контактов. В ряде случаев представители этого типа склонны к сексуальной агрессии. Во время секса могут проявлять садистские или мазохистские наклонности, так же им более свойственно формирование половых извращений.

Неустойчивый тип определяется безволием, которое проявляется в учебе, труде, исполнении обязанностей. Преобладает тяга к развлечениям и удовольствиям. Глубокой любви к близким никогда не питают. К семейным заботам относятся равнодушно. У подростков с таким типом акцентуации половое влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах иногда ведет к раннему сексуальному опыту. Секс становится источником развлечений. Интимные отношения даже не секс без любви, а игра в секс от скуки.

Эмоционально-лабильный тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, которое колеблется слишком часто и резко, даже от ничтожных поводов. От настроения зависит все: самочувствие, аппетит, работоспособность и общительность. На самом деле представителей этого типа отличают глубокие чувства и искренняя привязанность к тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Сексуальная активность долгое время ограничивается флиртом и ухаживанием. Основная проблема стабильности отношений с эмоционально-лабильной личностью заключается в умении и желании её партнёра приспособиться к бесконечной череде перепадов настроения супруга или супруги и периодически возникающим в связи с этим житейскими трудностями.

Инфантильно-зависимая акцентуация выделяется сексологами и сексопатологами. Главные особенности - сохранившиеся в зрелом возрасте зависимость от матери, несамостоятельность при полной сексуальной безынициативности. Издержки воспитания в сочетании с недостаточным физическим развитием и слабой конституцией приводят к беспомощности и неослабевающей с возрастом постоянной потребности в материнских ласках. Секс в их жизни играет незначительную роль. В результате часть мужчин этого типа остаётся холостяками. Опыт общения с противоположным полом ограничен лишь романтическими воспоминаниями. Другие из них могут вступать в половую близость, если инициативу целиком берёт на себя женщина. В интимных связях всегда тяготеют к старшим женщинам, обладающим житейским и сексуальным опытом. В браке чувствуют себя комфортно, если жёнам удаётся удовлетворить их потребность в материнской нежности, заботе и опеке.

При общении с людьми, имеющими акцентуации характера , полезно учитывать их личностные качества, сильные и слабые места, некоторые особенности сексуальной сферы. В обыденной жизни это позволяет лучше понять такого человека и правильно строить с ним взаимоотношения.

Истероидный тип

Этот тип акцентуации виден с раннего детства. Милый малыш в центре комнаты в присутствии большого количества взрослых незнакомых ему людей без всякого смущения декламирует стихи, поет незамысловатые песенки, демонстрируя и свои таланты, и свои наряды. Главное для него в этот момент - восхищение окружающих. Если все гости сели за праздничный стол и забыли о нем, он непременно попробует еще и еще раз обратить на себя всеобщее внимание. В случае неудачи он просто опрокинет на скатерть стакан или разобьет блюдце. Его начинают ругать, он закатывает истерику, но он добился своего - всеобщего внимания, пусть даже такой ценой.

Доминирующие черты характера: демонстративность, т.е. стремление быть постоянно в центре внимания, причем иногда любой ценой, беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к себе, восхищения, удивления, почитания, поклонения.

Привлекательные черты характера: упорство и инициативность, коммуникабельность и целеустремленность, находчивость и активность, ярко выраженные организаторские способности, самостоятельность и готовность взять на себя руководство, энергичность, хотя он быстро выдыхается после выплеска энергии.

Отталкивающие черты характера: способность к интригам и демагогии, лживость и лицемерие, задиристость и бесшабашность, необдуманный риск (но только в присутствии зрителей), похвальба несуществующими успехами, учет только собственных желаний, явно завышенная самооценка, обидчивость, когда задевают его лично.

"Слабое звено": неспособность переносить удары по эгоцентризму, разоблачение его вымыслов, а тем более их высмеивание, что может привести к острым аффективным реакциям, включая изображение суицидных попыток.

Особенности общения и дружбы: истероид постоянно нуждается в многочисленных зрителях. Это основная форма его жизни - жизнь на людях и для людей. Но он общается, как правило, только с теми, кто явно или неявно выражает свое восхищение им, боготворит его способности и талант. Если таких людей мало, истероид прилагает немало усилий, чтобы этот круг почитателей стал значительно шире. Истероиды стремятся дружить с очень известными людьми, чтобы часть их славы доставалась и им, или с людьми, в чем-то проигрывающими им, чтобы еще больше оттенить свои способности.

Отношение к учебе и работе: в школу он ходит не учиться, а общаться, именно от этого он получает основное удовольствие. Чтобы привлечь внимание, ему приходится не просто хорошо учиться, а учиться лучше всех, удивлять учителей своими способностями к разным предметам. Чаще всего истероид - одаренный, талантливый человек, поэтому ему легко даются многие профессии, но лучше всего ему работается самостоятельно, вне коллектива, вне обязательных рамок.

Неустойчивый тип

С детства непослушны, непоседливы, всюду лезут, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям. Такой тип акцентуации характера формируется нередко у детей, которые перенесли травму мозга. Поэтому к ним нужен особенно тактичный подход. Доминирующая черта характера: полное непостоянство проявлений. В отличие от конформного типа неустойчивый зависит не от группы окружающих его людей, а от любого человека, который в эту минуту оказался рядом с ним. Его ничто не может удержать, он поддается влиянию этого человека.

Привлекательные черты характера: общительность, открытость, услужливость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении. Часто внешне такие подростки послушны, готовы искренне выполнить просьбу взрослых, но их желания быстро пропадают, и через некоторое время (иногда совсем незначительный период) они или забывают о том, что обещали, или ленятся и придумывают массу причин, объясняющих невозможность выполнить обещанное.

Отталкивающие черты характера: безволие, тяга к пустому времяпрепровождению и развлечениям, болтливость, хвастовство, соглашательство, лицемерие, трусость, безответственность.

"Слабое звено": наблюдается стремление к безнадзорности, сильная тяга к праздности, безделью, развлечениям, бесконтрольности.

Особенности общения и дружбы: подростки этого типа пассивны, стараются избегать конфликтов. Контакты в целом беспорядочные и бесцельные. Они могут быть в составе сразу нескольких групп, при этом они действительно перенимают правила и стиль поведения каждого коллектива. Человек этого типа склонен жить сегодняшним днем, часами может смотреть телевизор или видео, слушать музыку, ничего не делая при этом. Его в принципе не интересуют развлечения, которые требуют определенных интеллектуальных усилий. Попадая в группы сверстников, они выполняют роли подручных у лидеров, могут стать соучастниками правонарушений и других неблаговидных поступков. Склонны к аффективным вспышкам, часто отмечается почти полная расторможенность. Например, если такой подросток, прибежав в школьную столовую, не смог ничего купить, чтобы перекусить (нет ничего подходящего), он запросто может сбегать в соседний магазин, даже если при этом он опоздает на следующий урок.

Отношение к учебе и работе: с первых классов школы нет желания учиться. Под влиянием очередного увлечения они могут начать хорошо учиться или забросить занятия. В последнем случае у них появляются большие пробелы в знаниях и дальнейшее усвоение нового материала (даже если появляется огромное желание учиться) осложняется. На уроках внимание неустойчивое, часто и надолго отвлекаются от работы. Домашние задания выполняют неохотно и нерегулярно, занятия их бессистемны. Именно поэтому за ними нужен постоянный, но тактичный контроль. На работе неустойчивый тип также ненадежен, может подвести в любую минуту.