Какие факторы определяют результативность бюджетирования. Оценка эффективности системы бюджетирования

Комплексное планирование, основанное на финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, позволяет максимизировать экономическое благополучие предприятия, посредством обеспечения более высокого уровня отдачи на вложенный . При этом для хозяйствующего субъекта, его кредиторов и инвесторов всегда важно знать, является ли рост доходности стабильным, соответствует ли более высокому уровню отдачи на вложенный менее значительная, чем в прошлом, колеблемость указанного показателя. В этой связи возникает необходимость в оценке эффективности , что и было выполнено на базе фактических данных ОАО «МММЗ».

Оценивая модель поведения ОАО «МММЗ», следует отметить, что предприятие выбрало для себя одновременную максимизацию , продаж и экономического роста, что в жестких условиях российской экономики не позволяет оптимизировать стратегию экономического субъекта, использующего ограниченные финансовые ресурсы и отягощенного грузом старых долгов. Серьезным отвлечением заработанной является содержание объектов социальной сферы, которое по российскому законодательству в большинстве случаях не уменьшает базу по налогу на . Жесткие условия насыщенного рынка метизов в свою очередь также ставят ограничения перед предприятием по максимизации продаж, а незначительный рост собственного , в большей степени зависящий от внешних факторов, не позволяет форсировать экономическое развитие предприятия. Таким образом, ОАО «МММЗ» пытается выжить в условиях рынка, изыскивая все возможные внешние и внутренние ресурсы, направленные на повышение эффективности использования , в том числе и за счет внедрения управленческого учета, а также систематизации планирования, учета и анализа. По реально осуществляемой действующим предприятием модели поведения в выполнен расчет финансовой стратегии ОАО «МММЗ» на основании фактических данных 2001 года и прогнозных показателей финансового учета на 2002 год, сформированных на основе внедренной системы комплексного . В результате было определено место хозяйствующего субъекта и его перспектива в матрице финансовых стратегий (прил. 7).

Согласно проведенным исследованиям (табл. 3.4) в 2001 году ОАО «МММЗ» находилось в 7 квадрате матрицы - «Эпизодический дефицит», для которого характерна десинхронизация сроков потребления и поступления ликвидных средств (рис. 3.3). Для перехода во 2 квадрат матрицы - «Устойчивое равновесие» - необходим рост экономической рентабельности, позволяющей сокращать дефицит собственных оборотных средств, а также осуществлять инвестирование новых проектов, направленных на совершенствование технологической и производственной базы предприятия, в целях обеспечения роста объемов продаж на основе повышения ассортимента и качества производимой ОАО «МММЗ» продукции.

Таблица 3.4 Результат финансово-хозяйственной деятельности ОАО «МММЗ», млн. руб.

Показатели

Показатели за 2001 год

Прогнозные показатели на 2002 г.

Заемные средства

Проценты к уплате

Долгосрочные финансовые вложения

Расходы по оплате труда

Брутто результат эксплуатации

Текущие финансовые потребности

Прибыль от продажи имущества

Что же мы обычно подразумеваем под таким параметром как эффективность? Применительно к системе бюджетирования используют, как правило, такой критерия критерий как "исполнение бюджета компании".

В случае исполнения бюджета — мы говорим о том-что система бюджетирования эффективна. В случае неисполнения бюджета, как правило, мы ссылаемся на изменения внешней среды (изменения политической ситуации, темпов развития национальной экономики) или на ошибки в системе бюджетирования (только в случае критического подхода к оценке).

Насколько это верный подход к оценке эффективности системы бюджетирования?

"Исполнение бюджета" не может быть основным критерием, характеризующим эффективность системы бюджетирования, данный ввод построен на результатах анализа анкет. Анкетирование проводилось аналитиками консалтинговой компании Winb-Consult. В анкетировании участвовало более 70 компаний.

По результатам анализа анкетных данных, сами сотрудники финансово-экономических служб признают, что эффективность системы бюджетирования, используемой в их компаниях, составляет от 40 до 60% (при условии стопроцентного исполнения бюджета).

Основные блоки, которые проходят экспертизу при оценке эффективности системы бюджетирования в компании, представлены ниже.

Цели бюджетирования:

  • Сценарный анализ развития компании;
  • Разработать прогноз развития компании;
  • Контроль за результатами финансово-хозяйственной деятельности;
  • Согласование плановых финансово-экономических показателей;
  • Распределение полномочий и ответственности между руководителями структурных подразделений (ЦФО или ЦФУ).

Используемые модели бюджетирования — долгосрочные и краткосрочные (мягкие, "скользящие" бюджеты).

Наличие Положения о бюджетировании — положение утверждено генеральным и финансовым директорами, отражает все бизнес-процессы на предприятии, актуально.

Прогнозные сценарии — в компании разрабатываются минимум три прогнозных сценария.

Предбюджетная подготовка — подробный факторный анализ основных параметров бизнеса (внутренняя и внешняя среда).

Ограничение подразделений (ЦФО или ЦФУ) в ресурсах — ЦФО или ЦФУ строго ограничены в ресурсах. Возможен перерасход только в случае непредвиденных ранее инвестиционных возможностей.

Основные формы документов и показатели- БДР, БДДС, УБ, таблица коэффициентов, риски, стоимость компании.

Остатки незавершённого строительства, неликвидные запасы, безнадёжная дебиторская задолженность — планирование и управленческий учёт в режиме реального времени обеспечивает максимальную загрузку подразделений и оптимальное управление всеми бизнес-процессами.

Расхождение факта и бюджета — до 5% по бюджету доходов, до 7% по бюджету расходов.

Если руководство компании и сотрудники ФЭС достаточно уверенно отмечают наличие всех указанных критериев и соответствие основных характеристик — то можно говорить о том, что существующая система бюджетирования, в достаточной степени эффективна. Коэффициент эффективности рассчитывается исходя из приведения суммы набранных баллов при ответе на вопросы к максимально возможной величине баллов.

Позволим себе оговориться — в анкетировании (опросе) принимают участие максимальное количество сотрудников компании — для нивелирования субъективного мнения.

Данный метод определения эффективности не лишён здравого смысла, однако, может применяться как дополнительный. Для определения основных методов необходимо обратиться к самому понятию-эффективность.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 13.11.2010

    Понятие, цели и задачи бюджетирования, его виды и содержание, роль в управлении организацией. Анализ системы бюджетирования на примере ООО "Дальфинансгруп", рекомендации по ее совершенствованию. Организация контроля за исполнением бюджетов на предприятии.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2010

    Виды бюджетов в организации. Место бюджетирования в системе управления организацией. Особенности формирования операционного и финансового бюджета на предприятии. Анализ и оценка исполнения бюджетов в ООО "Гепард". Автоматизация процесса бюджетирования.

    дипломная работа , добавлен 17.11.2015

    Сущность и принципы бюджетирования, этапы постановки данной системы в организации. Утверждение сводного бюджета коммерческой организации. Направления бюджетирования производственной деятельности. Основные подходы к формированию систем бюджетирования.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Понятие, сущность и функции системы бюджетирования. Пример набора финансовых бюджетных форм. Этапы процесса бюджетирования в процессе организации финансового управления. Расчет показателей финансовой устойчивости в ООО Компания "Сплав", динамика прибыли.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Характеристика бюджетирования. Виды бюджетов: основные, операционные, вспомогательные, дополнительные. Знакомство с основными этапами бюджетирования: подготовительным, формировательным, исполнительным, корректирующим. Актуальные проблемы бюджетирования.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2012

    Построение системы бюджетирования. Сущность и основные принципы финансового планирования. Цели и функции бюджетирования. Система постановки бюджетирования предприятия. Бюджетирование на ЗАО "ФК "ЗЕНИТ". Перспективы развития системы бюджетирования.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2008

Важнейшим инструментом улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия становится бюджетирование, которое позволяет создать систему управления эффективностью, способную своевременно и адекватно адаптироваться к внутренним и внешним воздействиям факторов, влияющих на сбыт и производство продукции, повышение качества продукции, развитие техники и технологий и т.д. Применение бюджетирования позволяет обеспечить оптимальные значения взаимосвязанных бюджетных параметров предприятия на бюджетный период по критерию максимизации конечных финансовых результатов с учётом возникающих ограничений, накладываемых нормативными (плановыми) значениями показателей эффективности .

Для многих российских промышленных предприятий применение бюджетирования способствует улучшению результатов его финансово-хозяйственной деятельности и повышению эффективности управленческих, производственных и сбытовых процессов. Оно позволяет устранить причины несоответствия запланированного бюджета с реальными показателями. Для этого очень важно правильно выбрать методику бюджетирования. По нашему мнению, достаточно полно этому отвечает методика традиционного бюджетирования, предложенная В.Е. Хруцким. Процесс бюджетирования состоит из следующих блоков:

1. Операционные бюджеты:

Бюджет продаж: объёма реализации товаров, работ, услуг; результативности маркетинговой деятельности; конъюнктура и емкости рынка; ценовая политика, цены на продукцию конкурентов, потребности и предпочтения потребителей); затраты на производство продукции и др.

Бюджет запасов готовой продукции: запасы готовой продукции; норматив запасов готовой продукции на начало и конец расчетного периода; подекадное (помесячное) изменение уровня запасов готовой продукции;

Бюджет производства: формирование ассортимента; производственные возможности и мощности предприятия, план изменения запасов готовой продукции и критического объёма производства; расчет оптимальной прибыли, издержек и объёма производства; соответствие объемов производства и реализации в расчетном периоде и др.

Бюджет затрат материальных ресурсов: бюджет закупок сырья, полуфабрикатов и материалов; производственных запасов (полуфабрикатов, комплектующих изделий, сырья, материалов и др.;

Бюджет прямых производственных затрат: план издержек прямо пропорционально зависящих от объёмов производства.

Бюджет прямых затрат на труд: издержки на оплату труда основных производственных рабочих; затраты времени работника на изготовление единицы продукции и др.

Бюджет общепроизводственных (общехозяйственных) расходов: план затрат на вспомогательные материалы; на оплату труда вспомогательных рабочих; на ремонт (модернизацию) оборудования цехов (участков), амортизацию производственного оборудования, а также прочих затрат;

Бюджет затрат на реализацию продукции: план затрат на реализацию продукции; план затрат на производство единицы реализованной продукции.

2. Финансовые бюджеты:

Бюджет доходов и расходов: план доходов и расходов; формирования, изменения и распределения прибыли и рентабельности отдельных направлений деятельности;

Прогнозный бухгалтерский баланс: план соотношения активов и пассивов предприятия; бюджетируемых статей бухгалтерского баланса.

Для оценки качества системы бюджетирования (планирования) проводится сравнение фактических показателей деятельности с запланированными. Если по всем параметрам, отражённым в бюджете возникают отклонения фактических величин от плановых, то для оценки применяется индекс качества системы бюджетирования – BI, который рассчитывается по следующей формуле:

где 𝐵факт𝑖 - фактическое значение 𝑖 - го бюджетного показателя доходов, расходов, активов, пассивов, движения денежных средств; 𝐵план𝑖- плановое значение 𝑖 - го бюджетного показателя доходов, расходов, активов, пассивов.

Особого внимания заслуживает контроль за исполнением бюджета, который, как правило, осуществляется на основе данных фактических и плановых значений статей бюджета и расчете отклонений фактических значений от плановых. Для оценки соответствия процесса бюджетирования условиям (факторам) внешней и внутренней среды предприятия используется метод экспертных оценок, предусматривающий количественную оценку эффективности функционирования системы бюджетирования (планирования). Для этого рассчитывается показатель (коэффициент) адекватности (адаптивности) системы бюджетирования - 𝐾𝑎д𝑐б. Коэффициент адекватности (адаптивности) системы бюджетирования (планирования) можно представить в виде среднестатистической количественной оценки адекватности планирования операционных бюджетов:

где 𝑃ф𝑖 - фактическая оценка планирования 𝑖 - го операционного бюджета в баллах, выставленная одним экспертом; 𝐴 - максимально допустимая оценка бюджета в баллах (𝐴=10); 𝑁 - количество экспертов; 𝐾𝑎д𝑜б𝑖 - коэффициент адекватности формирования 𝑖 - го операционного бюджета.

Из формулы 2 видно, что коэффициент 𝐾𝑎д𝑐б характеризует степень соответствия (адаптивности) разрабатываемых бюджетов (планов) реальным условиям (возможностям) внешней среды, а отдельных операционных бюджетов (планов) общему стратегическому плану предприятия.

На заключительном этапе для оценки эффективности бюджетирования как инструмента оперативного управления предприятием необходимо рассчитать интегральный показатель (коэффициент) эффективности, который определяется как сумма их значений в баллах. Для этого, каждому показателю присваивается определённый вес (балл). В зависимости от величины каждого из указанных коэффициентов, оценённый показатель относится к одной из групп, каждой из которых присваивается определённое количество баллов. По нашему мнению, весовые значения каждого из показателей можно оценить следующим количеством баллов (Табл.1).


Таблица 1

Группы и веса показателей оценки эффективности бюджетирования

Показатель

Количество баллов

Расчетное количество баллов

1.Степень сокращения сроков подготовки бюджетов

2. Качество системы бюджетирования

3.Коэффициент адекватности системы


бюджетирования

Интегральный показатель оценки эффективности бюджетирования рассчитывается по следующей формуле:

где Б𝑗 - балл 𝑗 – того показателя оценки эффективности бюджетирования; 𝐵𝑗 - вес 𝑗 - того показателя оценки эффективности бюджетирования .Используя методику В.Е. Хруцкого можно сделать вывод, что она носит комплексный характер, имеет широкий охват различных видов бюджетов. В ней предложено разделение бюджетных форм на операционные и финансовые бюджеты; приводятся формулы расчётов индекса качества системы бюджетирования, коэффициента адекватности системы бюджетирования и интегрального показателя оценки эффективности бюджетирования.

Однако следует заметить, что она имеет некоторые недостатки: в ней не дается оценка эффективности исполнения бюджета движения денежных средств; имеется излишняя детализация бюджетных статей, что затрудняет оценку эффективности бюджетирования .

Цели внедрения бюджетирования как инструмента оперативного управления предприятием не ограничиваются повышением эффективности использования имеющихся в распоряжении предприятия активов. Бюджетирование может быть направлено на повышение производительности труда; обоснованность планирования финансовых ресурсов, прежде всего, инвестиций по отдельным направлениям диверсификации производства на предприятии, обоснования принимаемых управленческих решений; повышение прозрачности предоставляемых отчётов в системе оперативного учёта и в, конечном итоге, на снижение затрат на производство продукции предприятия.

Список литературы

1. Разиньков, П.И. Экономическое состояние и конкурентоспособность предприятия. Методы анализа и показатели оценки / П.И. Разиньков, О.П. Разинькова. Тверь, Издательство ТвГТУ. 2013.

2. Разиньков, П.И. Проблемы совершенствования управления на предприятии в условиях нестабильного рынка / П.И. Разиньков, Сборник научных трудов факультета управления и социальных коммуникаций ТвГТУ, Тверь: Издательство ТвГТУ. 2015.

3. Хруцкий, В.Е. Внутрифирменное бюджетирование [текст] / В.Е. Хруцкий, В.В. Гамаюнов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 464 с.

Несмотря на значительный объем имеющихся в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, актуальной остается проблема повышения ее результативности.

По сути, бюджетирование не требует наличия отдельного структурного подразделения или должности, оно лишь предполагает наличие определенной области задач, которые вполне могут выполняться сотрудниками организации. Однако в такой ситуации возникает опасность неэффективного выполнения задач системы бюджетирования по причине чрезмерной загруженности уполномоченных на то сотрудников.

Учетная система современной организации находится под влиянием постоянно меняющихся факторов окружающей среды. Изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, оказывают соответствующее воздействие на функционирование организации в целом и ее системы бюджетирования в частности. При этом возникает необходимость адаптации системы бюджетирования к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.

Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру и изменению.

Обеспечить адаптацию системы бюджетирования к быстро меняющимся требованиям рыночной экономики возможно путем постоянного ее совершенствования.

Процесс повышения результативности уже имеющейся бюджетной системы следует начинать с определения места и роли бюджетирования в системе управления предприятием. Для этого периодически проводится опрос руководителей различных уровней управления. Предметом такого опроса выступают требования к желаемой системе бюджетирования. После чего определяются направления функционирования системы, которые будут подвержены изменениям.

Следующий этап - это анализ и оценка выбранных направлений реформирования системы бюджетирования. Производится примерный расчет затрат на создание и внедрение инновационных продуктов и услуг, позволяющих модернизировать систему бюджетирования. Далее определяется степень удовлетворенности внутренних пользователей и дается оценка результативности применения разработанных им продуктов и услуг. После того как были определены все мероприятия по повышению результативности функционирования системы бюджетирования разрабатывается форма и содержание бюджетов, устанавливаются сроки и порядок осуществления контроля.

Проведение регулярной модернизации системы бюджетирования будет способствовать ее эффективному функционированию, что позволит формировать более качественную информационную базу системы управления.

Важным моментом обеспечения эффективной работы системы бюджетирования является рациональное распределение функций и задач бюджетирования. По мнению экспертов, существенным недостатком современной организационной структуры системы бюджетирования является то, что более половины рабочего времени требуется только на осуществление контроля исполнения бюджетов. И в этом случае в большей степени выполняется не аналитическая, а регистрационная функция. Решение данной проблемы состоит в перераспределении задач, т.е. делегировании части полномочий руководителям структурных подразделений.

Система бюджетирования нуждается в регулярном совершенствовании, адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Для этого разрабатываются мероприятия по повышению результативности ее функционирования, что позволит обеспечить стабильность развития организации и получение максимальной прибыли при минимальных затратах.