Канон к пресвятой богородице. Значение и понимание покаянного канона иисусу христу

Превеликую пользу получает христианин, молясь каноны. Они духовно просвещают верующего человека, открывают ему высоту богословия. Духоносные авторы запечатлели в каждом каноне неисчерпаемые сокровища христианской веры. Тот, кто со вниманием молится каноны, постоянно черпает из них все новые и новые Божественные истины, относящиеся к нашему вечному спасению. Безмерную глубину и широту Божией любви к людям, священную историю Ветхозаветной и Новозаветной Церкви, высокие образцы христианской нравственности и многие другие душеспасительные назидания христианин узнает через каноны. Эти священные песнопения дают молящимся умиление и кротость, прогоняют уныние, печаль, малодушие, искореняют греховные помыслы, рассеивают сомнения, утверждают в вере, наполняют сердца радостью о Господе.

Чтобы святые каноны стали вожделенной духовной пищей для души, необходимо очистить себя от греховной скверны постом, молитвой, слезным сокрушением о грехах, святым . Есть верующие, которые молятся только (в надежде иметь удачи во временной жизни), преподобному (об избавлении от вечной муки умерших без покаяния), а также каноны: общий за умерших и за единоумершего (единоумершую). Остальные же каноны их мало интересуют. Такое отношение к святым канонам неправильно . Можно не достигнуть желанной цели в своей молитве, если пренебрегать канонами Пресвятой Троице, Господу нашему Исусу Христу, Пресвятой Богородице, ангелам, святым угодникам Божиим, праздникам церковным и т. д. Кто с усердием молится каноны, щедро получает Небесные милости, приобщаясь к богослужебной жизни Святой Церкви. Его жизнь начинает протекать по церковному руслу, ведущему к Горнему миру. За него непрестанно возносят молитвы перед Богом святые, с которыми он вступает в тесное молитвенное общение.

Если вначале вам будет совсем непонятно содержание церковно-славянского текста, то по этой причине не следует оставлять чтение канонов. Наоборот, необходимо чаще и усерднее молиться каноны, и Господь будет неотступным Помощником в вашем благом делании. Бог ответит на вашу молитву, если она искренняя и горячая, исходит из глубины сердца, даже тогда, когда вы еще не понимаете ее славянского выражения. Нужно только иметь желание осмысливать текст, переводить его с помощью церковно-славянского словаря, размышлять о содержании. Со временем у вас появятся радость и умиление душевное от молитвы; казавшиеся ранее непривычными слова постепенно станут сладчайшей Божественной трапезой в вашей духовной жизни. Перед молитвенным чтением канонов необходимо ознакомиться со всеми пояснениями, указаниями и сносками, относящимися к уставному порядку. Кто даже впервые приступает к молению канонов, без всяких затруднений сможет выяснить их последовательность. Начинающим полезно предварительно несколько раз прочитать вслух не спеша непривычный славянский текст. Старайтесь постоянно обогащать свою память священным содержанием канонов.

Краткое объяснение терминов и сокращений, относящихся к канонам и молитвам

Все каноны в разделе изложены применительно к домашней молитве без священника, а поэтому не публикуется текст Евангелия и других молитв священника.

Слава — где написано «Слава », то нужно читать: слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

И ныне — где написано «И ныне », то нужно читать: и ныне и присно и во́ веки веко́м, аминь.

Поклон — всегда, когда в скобках указано «поклон », то полагаем на себя крестное знамение и совершаем наклонение головы до уровня пояса.

Тропарь — особая песнь, читаемая перед каноном, которая в кратких словах содержит или хвалу святому, или раскрывает величие и образ его духовного состояния, или сжатое описание его жития.

Кондак — читается по 6-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или краткое повествование о священном событии праздника.

Икос — особое песнопение после кондака, кратко характеризующее праздник или святого.

Седален — читается по 3-й песне канона и содержит краткую похвалу святому или празднику.

Ирмос — в каждой песне канона первый стих, который поется особым напевом. По содержанию раскрывает различные моменты Ветхозаветной Церковной истории, а также умилительные прошения к Вседержителю и святым.

Запев — перед каждым стихом в песне канона краткое молитвенное обращение к тому святому, которому читается канон. Например: «Преподобне отче Сергие, моли Бога о нас ». Где в канонах написано: «Запев », то нужно читать слова запева, помещенные после ирмоса первой песни.

Богородичен — в каждом каноне последний стих каждой песни канона посвящен Богородице. В некоторых канонах Спасителю тоже имеется «Богородичен ».

Катавасия — в молебных канонах поется после каждой песни, как усиленная молитва-прошение к святому, которому читается канон.

Задостоиник — после 9-й песни канона молитва к Пресвятой Богородице с прошением принять наше духовное делание.

Начало общее всем канонам

Малый, семипоклонный начал. Совершается всегда в начале и в конце церковных и домашних молитв.



Досто́йно есть , я́ко вои́стину блажи́ти Тя́ Богоро́дице, при́сно блаже́нную и пренепоро́чную, и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую вои́стину серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждьшую, су́щую Богоро́дицу Тя́ велича́ем (земной поклон).

С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя́тому Ду́ху (поклон).
И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь (поклон).
Г о́споди поми́луй, Го́споди поми́луй, Го́споди благослови́ (поклон).

Г о́споди Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, моли́тв ра́ди Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере, си́лою Честна́го и Животворя́щего Креста́, и свята́го а́нгела моего́ храни́теля, и все́х ра́ди святы́х, поми́луй и спаси́ мя́, я́ко Бла́г и Человеколю́бец, ами́нь (земной поклон без кре́стнаго зна́мения).

Б о́же, ми́лостив бу́ди мне́, гре́шному (поклон).
С озда́выи мя́, Го́споди, и поми́луй мя́ (поклон).
Б ез числа́ согреши́х, Го́споди, поми́луй и прости́ мя́ гре́шнаго (поклон).

По обычнем начале мирянин глаголет:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь (поклон).

Святы́и Бо́же , Святы́и Кре́пкии, Свя-ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя-то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве-ко́м, ами́нь. П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го-́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про-сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра-́ди. Г о́споди поми́луй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш , Иже еси́ на́ небесех. Да свя-ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́-шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь. (поклон).

П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́ше-му Бо́гу (поклон).

П рииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Псалом 142. Г о́споди, услы́ши моли́-тву мою́, внуши́ моле́ние мое́ во и́стине Твое́й, услы́ши мя в пра́вде Твое́й. И не вни́ди в суд с рабо́м Твои́м, я́ко не оправди́тся пред Тобо́ю всяк живы́и. Я́ко погна́ враг ду́шу мою́, и смири́л есть в зем-ли́ живо́т мой. Посади́л мя есть в те́мных, я́ко ме́ртвыя ве́ку, и уны́ во мне дух мой, во мне смути́ся се́рдце мое́. Помяну́х дни дре́вния, поучи́хся во всех де́лех Твои́х, и в де́лех ру́ку Твое́ю поуча́хся. Возде́х к Тебе́ ру́це мои́. Душа́ моя́, я́ко земля́ безво́д-ная Тебе́. Ско́ро услы́ши мя Го́споди, исчезе́ дух мой. Не отврати́ лица́ Твоего́ от мене́, и уподо́блюся низходя́щим в ров. Слы́шану сотвори́ мне зау́тра ми́лость Твою́, я́ко на Тя упова́х. Скажи́ мне Го́споди путь, вонь же пойду́, я́ко к Тебе́ взях ду́шу мою́. Изми́ мя от враг мои́х Го-́споди, к Тебе́ прибего́х. Научи́ мя твори́ти во́лю Твою́, я́ко Ты еси́ Бог мой. Дух Твой благи́и наста́вит мя на́ землю пра́-ву. И́мене Твоего́ ра́ди, Го́споди живи́ши мя, пра́вдою Твое́ю изведе́ши от печа́-ли ду́шу мою́. И ми́лостию Твое́ю потреби́ши враги́ моя́, и погуби́ши вся стужа́ющия души́ мое́й, я́ко аз раб Твой есмь.

Слава, и ныне. А ллилу́ия, Аллилу́ия, сла́ва Тебе́, Бо́же (трижды, с поклонами). Г о́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.

Б ог Госпо́дь и яви́ся нам, благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне.

Стих 1: И спове́дайтеся Го́сподеви я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.

Стих 2: О быше́дше обыдо́ша мя, и и́ме-нем Госпо́дним противля́хся им.

Стих 3: Н е умру́, но жив бу́ду и пове́м де́ла Госпо́дня.

Стих 4: К а́мень, Его́ же небрего́ша зи́ждущии, Сей бысть во главу́ у́глу, о́т Господа бысть Сей, и есть ди́вна во о́чию на́шею (после каждого стиха глаголем: Бог Го-спо́дь).

Начало канонов одинаково до Бог Господь и стихов 1-4 включительно, а далее порядок таков: читаются тропари канонов, псалом 50 и начинается канон (один или несколько).

Часто усердные христиане одновременно молятся не один, а два или больше канонов. Обычно это каноны Господу Исусу (Господский) и Пресвятой Богородице (Богородичен) или святому. Выбор канонов в домашней молитве — личное дело и усердие каждого верующего, а вот порядок их чтения имеет свои правила. Устав описывает не только порядок чтения канонов, но и тропарей, кондаков и седальнов по 3-й песни к каждому из них.

Порядок чтения канонов

Все каноны различны, но условно их можно разделить на несколько видов:

  1. Господские каноны . Это каноны Господу Исусу (Спасителю), Пресвятой Троице, Кресту и другим Господским праздникам, к которым относят: Пасху Христову, Рожество Христово, Вход Господень во Иерусалим, Преображение Господне, Воздвижение, неделю о Фоме и другие. Обычно в таких канонах запев празднику (например, «Слава Господи, Рождеству Твоему») или «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе».
  2. Богородичные каноны . Это каноны, посвященные Пресвятой Богородице и Богородичным праздникам, таким как: Рожество Богородицы, Благовещение, Успение, явление иконы Казанской и другие. Обычно в таких канонах запев «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».
  3. Каноны святым . Это каноны, посвященные памяти святых.

Каноны по чину :

  1. Спасителю (или Кресту)
  2. Богородице
  3. Архангелы
  4. Ангелы
  5. Святый пророк Иоанн Предотеча, Креститель Господень
  6. Апостолы
  7. Пророки
  8. Священномученики и священноисповедники
  9. Великомученики и мученики
  10. Святители
  11. Преподобные
  12. Христа ради юродивые
  13. Праведные

Устав о тропарях перед каноном

Канон Господский и Богородичен

Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу (дважды). Слава, и ныне. Тропарь канона Богородице . По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Слава, седален канона Господу. И ныне, седален канона Богородице . По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли поеши два канона: Спасу (или Кресту) и святому (или Ангелу); глаголи тропарь Спасу, дважды. Слава: святому. И ныне: Спасу. Тако же и Богородице со святым .

Канон Господский и святому (Богородичен и святому)

Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице) дважды. Слава, тропарь канона святому. И ныне, тропарь канона Господу (или канона Богородице) . По третьей песне: кондак и икос канона святому. Слава, седален канона святому. И ныне, седален канона Господу (или канона Богородице) .
По шестой песне: кондак и икос канона Господу (или канона Богородице) .

Канон Господский, Богородичен и одному или нескольким святым

Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу (дважды), тропари канонов святым (сколько будешь читать канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице . По третьей песне: кондак и икос канона Богородице. Кондаки и икосы из канонов святым. Седален канона Господу. Седален из канонов святых (сколько молишься канонов). Слава, седален святому последнего канона. И ныне, седален канона Богородице . По шестой песне: кондак и икос канона Господу. Аще ли случится пети празднику Христо-ву (или Кресту), Богородице и святому ко-ему, то прежде глаголи тропарь празднику, дважды. Таже, Слава: святому. И ныне: Богородице .

Канон Богородичен и одному или нескольким святым

Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице (дважды), тропари всех, кроме последнего, канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, тропарь святому последнего канона. И ныне, тропарь канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два тропаря, тогда на И ныне читают второй тропарь Богородице) . По третьей песне: кондаки и икосы читаем святым по порядку, как молишься каноны. Затем седальны также по порядку. Слава, седален святому последнего канона. Посем, тропарь празднику, Христову или Богородицы, коему изволиши пети, глаголи дважды. Слава, и ныне: паки той же . Аще ли поеши два канона: Христову празднику и Богородицы, то глаголи прежде Христову празднику тропарь дважды. Слава, и ныне: празднику Богородицы .

Порядок чтения катавасии

Когда молишься сразу несколько канонов, то по прочтении каждой песни читаются вместе по порядку катавасии всех канонов и лишь после последней катавасии — Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Аще ли Спасу, Богородице, Ангелом и святому: глаголи тропарь Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице (вси по единощи) .

Аще ли поеши единому святому, то гла-голи тропарь святому, дважды. Слава, и ны-не: богородичен воскресен по гласу тропа-ря святаго. И ныне, седален канона Богородице .
По шестой песне: кондак и икос канона Богородице. (Если канон Богородице содержит два кондака, то их читаем по порядку, затем — икос) .

Когда молишься два или несколько канонов святым: дважды тропарь канона первому святому, тропари остальных канонов святым читаем однажды. Слава, тропарь последнего канона. И ныне, богородичен последнего канона . По третьей песне: кондак и икос второго канона, третьего и других по порядку. Седален первого канона и других по порядку. Слава, седален последнего канона. И ныне, богородичен его . По шестой песне: кондак и икос первого канона . Всегда, сколько бы канонов ни молились,— читается или поется только ирмос первого канона. Перед каждым стихом читается запев, который помещен в первой песне каждого канона. Лишь в том каноне, который читается последним— в двух последних стихах говорится — перед предпоследним стихом — Слава , перед последним — И ныне .

После тропарей читается.

Псалом 50. Поми́луй мя, Бо́же , по вели́цей ми́лости Твое́й. И по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́и мя от беззако́ния моего́ и от греха́ моего́ очи́сти мя. Яко беззако́ние мое́ аз зна́ю и грех мой предо мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х. Яко да оправди́шися в словесе́х Свои́х и победи́ши внегда́ суди́ти. Се бо в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся. Омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Cлу́xy моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́рзи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Tвоего́ и Ду́хом Влады́чным утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от кро́вий, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Яко а́ще бы восхоте́л же́ртвы, дал бых у́бо; всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу — дух сокруше́н: се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на; и да сози́ждутся сте́ны Иеросали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожига́емая. Тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельца́.

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь.

И читается канон.

Устав о седальне по 3-й песни канона

Посем канон, ему же изволиши: праздни-ку или святому.

Подобает ведати: аще поеши два или бо-лее канонов, то ирмосы всегда поем только 1-го канона, а прочие ирмосы оставляются.

К первым канонам говорятся к каждому тропарю свои запевы; Слава, и ныне, не говорится, а говорится у последнего канона к последним тропарям; к предпоследнему: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху ; и к последнему: И ны́не и при́сно и во́ веки веко́м, ами́нь .

Катавасии вси припеваем каждого канона и по поклону полагаем, и после еще поем: Г о́споди, поми́луй (трижды, с поклонами) .

Указ о седальнах, по 3-й песни. Егда поеши канон Спасу, Кресту и Богородице, особь по единому: после Катавасии и Г о-́споди, поми́луй (трижды, с поклонами) : Слава, и ныне : седален (или ипакой), единожды. Аще два седальна имать, то седален, единожды; Слава, и ныне: другии.

Егда же два канона, Спасу (или Кресту) и Богородице: глаголи кондак и икос (младшаго канона) Богородице . Слава : седален Спа-су. И ныне : седален Богородице. Тако же и Богородице со святым (или Ангелом).

Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому: кондак и икос Богородице ; кондак и икос Ангелом ; кондак и икос святому ; седален Спасу; седален Ангелом; Слава: седален святому; И ныне: седален Богородице.

Аще ли святому единому: седален свято-му, единожды; Слава, и ныне : богородичен (иже на ряду).

Устав о кондаках и икосах по 6-й песни канона

По 6-й песни глаголем токмо кондак и икос 1-го (старшаго) канона.

Общий конец всем канонам

Когда молишься несколько канонов, то по окончании их после Трисвятое и по Отче наш, Исусовой молитвы порядок таков:
I. Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице. Слава, кондак канона Господу. И ныне, кондак канона Богородице .
II. Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице), тропарь канона святому. Слава, кондак канона святому. И ныне, кондак канона Господу (или канона Богородице) .
III. Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице, тропари канонов святым (сколько молишься канонов). Кондак канона Господу, кондаки канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, кондак последнему святому. И ныне, кондак Богородице .
IV. Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице и тропари канонов святым. Кондаки канонов святым, кроме последнего канона. Слава, кондак последнего канона святому. И ныне, кондак канона Богородице .
V. Когда молишься два или несколько канонов святым: тропари всех канонов святым, кондаки всех канонов святым (подряд). Слава, кондак последнего святого. И ныне, богородичен, написан после тропаря последнего канона святому .
А далее окончание такое же, как, когда молишься один канон: Г осподи помилуй (40) и далее до конца.

По совершении же канонов, задостойник:

По совершении канона (после Катавасии по девятой песне) поем (кто не умеет петь — читает) задостойник:
В ладычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи. (Поклон земной).
Этот задостойник поется всегда, кроме великих праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда вместо этого задостойника поется празднику ирмос 9-й песни канона.
Затем читаем Т рисвятое, по О тче наш.
Исусова молитва: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь.
1. Когда молишься канон Господу (таков же порядок, когда молишься канон кресту или канон Богородице), то читай тропарь канона. (Если канон имеет два тропаря, то читай оба подряд). Слава, и ныне, кондак канона (если канон имеет два кондака, то читать оба подряд).
2. Когда молишься канон святому, читай тропарь канона. Слава, кондак канона. И ныне, богородичен, который написан после тропаря.
Далее окончание одинаково, независимо от того, кому молишься канон и сколько канонов читается.
Г осподи помйлуй (40) . Слава, и ныне. Ч естнейшую Херувим и славнейшую войстину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую сущую Богородицу Тя величаем (земной поклон) . Г осподи помилуй (дважды с поклонами) , Господи благослови (поклон) . И отпуст, написанный в конце канона (если молиться любой канон в воскресение, то в начале отпуста добавляется два слова: В оскрес из мертвых…. Например: В оскрес из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии …). ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ (они же и ПРИХОДНЫЕ).

В лады́чице, приими́ моли́тву раб Сво-и́х, и изба́ви нас от вся́кия ну́жди и печа́ли. Ты еси́ Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты еси́ Засту́пнице, и к Тебе́ при-бега́ем, Тя и ны́не на моли́тву призыва́-ем, да изба́виши ны от враг на́ших. Воз-вели́чим Тя вси Пренепоро́чную Ма́терь Христа́ Бо́га на́шего, Ю́же осени́ Дух Пресвяты́и (поклон до земли) .

Сей задостойник поется всегда, кроме великих (двунадесятых) праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда, вместо сего задостойника, поется ирмос 9-й пе-сни праздничнаго канона (от дня Праздника и до отдания его).

Посем: Т рисвятое и по О тче наш; И сусова молитва.

Указ о тропарех и кондакох, како глаго-лются по совершении канонов.

Аще канон един Спасу, глаголи: тропарь, Слава, и ныне: кондак .

Аще ли Кресту и Богородице, по едино-му; глаголи, яко же и Спасу единому .

Аще ли Спасу и Богородице, тропарь Спасу и Богородице. Слава: кондак Спасу. И ныне: кондак Богородице. Тако же и Кресту с Богородицею .

Аще ли Спасу и святому, глаголи: тропарь Спасу и святому. Слава: кондак святому. И ныне: кондак Спасу. Тако же и Кресту (или Богородице) по единому со святым (или со Ангелы) .

Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому, глаголи: тропарь Спасу, Богородице, Ангелом и святому. Таже, кон-дак Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице .

Аще святому (или Ангелом) по единому, глаголи: тропарь; Слава: кондак; И ныне: богородичен, по гласу тропаря от воскре-сных. (Ин устав: аще ли в храме Господьском или Богородичном, то покрывай по кондаке святаго, И ныне: кондак храму) .

Посем: Г о́споди, поми́луй (40, с поклона-ми) . Слава, и ныне .

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (Трижды.)

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, (трижды) . Сла́ва, и ны́не:

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Тропари, глас 6-й:

Поми́луй нас, Го́споди, поми́луй нас, вся́каго бо отве́та недоуме́юще, сию́ Ти моли́тву, я́ко Влады́це, гре́шнии прино́сим, поми́луй нас.

Слава: Го́споди, поми́луй нас, на Тя бо упова́хом, не прогне́вайся на ны зело́, ниже́ помяни́ беззако́ний на́ших, но при́зри и ны́не, я́ко Благоутро́бен, и изба́ви нас от враг на́ших, Ты бо еси́ Бог наш, и мы лю́дие Твои́, вси дела́ руку́ Твое́ю, и и́мя Твое́ призыва́ем.

И ныне: Милосе́рдия две́ри отве́рзи нам, Благослове́нная Богоро́дице, наде́ющиеся на Тя, да не поги́бнем, но да изба́вимся Тобо́ю от бед, Ты бо еси́ спасе́ние ро́да христиа́нскаго.

Го́споди поми́луй, (12 раз) . Сла́ва, и ны́не:

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Таже Псалом 50:

Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя. Яко беззако́ния моя́ аз зна́ю и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ Еди́ному согреши́х, и лука́вая пред Тобо́ю сотвори́х, я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х и победи́ши, внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниях зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́, безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся, омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие, возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х, и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́, и Ду́ха Твоего́ Свята́го не оты́ми от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́, и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́, возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Яко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо, всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н, се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая, тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́.

Канон, глас 6

Песнь 1

Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше.

Всяко моего рыдаю жития сквернаго, и множества безмерных моих зол: что же исповем ти Чистая, недоумею и ужасаюся: но помози ми Владычице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Откуду начну глаголати лукавая и лютая моя падения, страстный аз; увы мне, что буду прочее; но Владычице, прежде конца ущедри мя.

Слава: Смертный убо час, и судище страшное всегда помышляю, Пречистая, обычаем же всезлым прельщаюся люте: но помози ми.

И ныне: Благих тлитель, смотряя мя ныне нага Божественных добродетелей, и далече отступльша и отчуждена от Бога, поглотити мя устремляется: Владычице, предвари.

Песнь 3

Ирмос: Несть свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Душу окалях скверно от безмерных зол моих страстный аз, Богородице Владычице: и камо прочее пойду, отчаянием весь одержим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

И еже по образу, себе окалях, Чистая, и по подобию: делом, и словом, и помыслом содеях безместная.

Слава: Несть ин в человецех, иже неподобная содеяв, ни родися в мире, якоже аз, Благая, помрачен умом: ибо крещение Божественное оскверних.

И ныне: На конец достигох злых, пресвятая Дево, ты помози ми вскоре: небо и земля вопиют горце, от безместных деяний неподобных.

Песнь 4

Ирмос: Христос моя сила, Бог и Господь, честная Церковь боголепно поет, взывающи от смысла чиста, о Господе празднующи.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ангельстии чинове, и воинства небесных сил, твоего Сына ужасаются державы, Чистая: ныне же аз отчаявся, безстрашием одержимь есмь.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Удивися вся земля и ужасеся зрящи, лютая и злая творящу ми, и безместная: и твоего Сына многому милосердию чудится.

Слава: Церковь осквернив зле телесную, и Церковь Господню, в нюже человецы трепещуще входят, аз же блудный без студа вхожду: увы мне.

И ныне: Не яви, Владычице, не яви странна мя устраншася крова Сына твоего, всяко недостойнаго: но омый мене от скверны прегрешений моих.

Песнь 5

Ирмос: Божиим светом Твоим, Блаже, утренюющих Ти души любовию озари, молюся, Тя ведети, Слове Божий, истиннаго Бога, от мрака греховнаго взывающа.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Божественным сиянием твоим Благая, исцели душевныя моя страсти, яже ми тлитель всея: и избави мя сего пленения горькаго.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Адам преступи убо заповедь едину Дево, и во изгнание впаде: како же рыдаю прегрешений моих бездну аз преступный.

Слава: Убийца убо явлься древе, и братоубийца Каин, Богом проклят бысть: что же сотворю аз вседерзый, душу убо убив ныне, и не стыждуся.

И ныне: Исаву поревновах лютому, чревообъядением, и сытостию: весь, душу оскверних пиянством, и ласкосердством житие мое: и кто мене не плачет страстнаго, увы мне.

Песнь 6

Ирмос: Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Житие мое блудно, душа моя сквернава, и живот весь окаянен, тело же мое все во злых люте окалях: темже потщися Дево, помози ми.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Конец предста, и не теплю, Благая, совесть обличает мя: предстоят бо ми деяния лукавая, и житие блудное, и судища ужасаюся Сына твоего, Чистая.

Слава: Плоти моея разжжение, река огненна страшна и неугасима ждет воистинну, и червь неусыпаяй: но угаси ми сия молитвами твоими, Пречистая.

И ныне: Ныне трепетом одержимь есмь, Благая, и ужасаюся лукаваго ловления: прежде бо конца хощет мя тлитель убити, держа мя яко пленена всего, и нага добродетелей.

Господи помилуй (трижды). Слава, И ныне:

Седален, глас 6

Упование и стена, и пристанище людем твоим, Дево: из неяже родися безстрастно Спас всяческих: якоже плачася твоего Сына при кресте, того и ныне моли избавити от тли вся, поющыя тя.

Песнь 7

Ирмос: Росодательну убо пещь содела Ангел преподобным отроком, халдеи же опаляющее веление Божие, мучителя увещи вопити: благословен еси, Боже отец наших.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Седмь седмерицею пламень разжже ми страстьми лукавый, и люодеяньми сердце мое всегда умерщвляет: темже токами моих слез угаси его, Мати Божия, и спаси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Окаляема тиною прегрешений моих, не отрини мене, Владычице благая: ибо зря мя во отчаянии суща, смеется прелукавый враг: но сама, твоею державною рукою возстави.

Слава: Страшное убо судище, страстная душе моя и нечувственная, и мучение же некончаемое и грозное: но обаче ныне припади к Матери Судии твоего и Бога, и не отчайся сама.

И ныне: Омрачихся страстный, множеством безмерных зол, и оскверних душу и тело же и ум: темже Пречистая, светом твоих сияний, к безстрастию сладости скоро введи мя.

Песнь 8

Ирмос: Из пламене преподобным росу источил еси и праведнаго жертву водою попалил еси: вся бо твориши, Христе, токмо еже хотети. Тя превозносим во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Прихода смертнаго ужасаюся, Пречистая, и суда онаго весь ныне убояхся: дея же злая, никакоже стыждуся: ущедри мя прежде конца, молитвами твоими Дево.

Слава: Стенания немолчная, Владычице, даруй ми, и слез тучы даждь, да омыю моя прегрешения многая, и неисцельныя язвы: яко да улучу жизнь вечную.

И ныне: Зол моих множество тебе исповедах Владычице: яко ни един в мире ин прогнева тако Бога, Сына и Господа твоего: сего ми на милость вскоре премени, Дево.

Песнь 9

Ирмос: Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати; Тобою же, Всечистая, явися человеком Слово Воплощенно, Егоже величающе, с небесными вои Тя ублажаем.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Се прихожду ти Пречистая, со страхом многим и любовию, крепость ведый многую молитвы твоея, раб твой, много бо может воистинну, Владычице, мольба матерня к Сыну: милосердием бо преклоняется.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Яже от Троицы единаго Бога рождшая, и на руку носившая, Дево Мати: угаси страстей огнепальную пещь, и слезными токи омый душу мою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Лики прими Архангел же, и множество вышних воинств Зиждителя моего, Апостол же и Пророк соборы, и Мученики, и Преподобныя, и Священномученики: и молитву сотвори, Чистая, за нас к Богу.

Слава: И ныне и тогда твою помощь да обрящу Чистая, в час в оньже изыдет дух мой: вскоре изимающи избави мя бесовскаго мучительства, Пренепорочная, и не остави мене Благая, предану быти им.

И ныне: Судии щедраго чаю, и человеколюбиваго твоего Сына: Чистая, не презри мене, но того ми сотвори благопременна, поставити мене одесную тогда, Всенепорочная, пречистому судищу его: на тя бо уповах.

Молитва ко Пресвятей Госпоже Богородице

Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми твоими и всесильными мольбами, отжени от мене смиреннаго, и окаяннаго раба твоего уныние, забвение, неразумие, нерадение, и вся скверная, лукавая и хульная помышления, от окаяннаго моего сердца, и от помраченнаго ума моего. И погаси пламень страстей моих, яко нищ есмь и окаянен: и избави мя от многих и лютых воспоминаний, и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. Яко благословенна еси от всех родов, и славится пречистое имя Твое, во веки веков. Аминь.

Окончание канонов общее.

Досто́йно есть я́ко вои́стинну блажи́ти Тя Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́во ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Го́споди, поми́луй, (трижды)

Го́споди Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х, поми́луй и спаси́ нас, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Согласно библейскому учению, скорбь и уныние - это результат греховной жизни человека. Впадая в них, душа отпадает от Бога, от источника радости и любви, мира и блага. Но Господь обещал дать человеку по его вере, поэтому вопреки различным ситуациям и явлениям, которые могут происходить в нашей жизни, даже по грехам своим попав под один из смертных грехов - уныние, необходимо стремиться выйти из него как можно скорее, пока эта болезнь не укоренилась и не разрослась в душе.

Одним из способов, который позволяет избегнуть тягостного положения, стало чтение специального правила, которое помогает победить это опасное духовное заболевание. Правило называется Покаянный канон. Он может читаться к Ангелу-Хранителю, который приставлен к человеку и способен по просьбе своего подопечного многое для него сделать, ко Господу и, конечно, к нашей главной Заступнице - Царице Небесной.

История

В VIII веке от Рождества Христова молебный канон Божией Матери был создан святым человеком, духовным писателем по имени Феостирикт (или Феоктист). Это был известный в свое время почитатель священных икон и автор многих духовных текстов.

Тогда в Греции правил император Константин Копроним. Он был жестоким царем, а период его правления является временем появления иконоборчества вдобавок к гонениям на Церковь. Время правления императора Константина Копронима иногда даже сравнивают с периодом властвования языческого правителя Диоклетиана, который бесчеловечно издевался над христианами. Равным образом и данный правитель подвергал монахов за их верность Христу, за то, что те оберегали иконы, ужасающим пыткам.

К несчастью, и Святой Феостирикт не стал исключением: ему были обожжены горячей смолой нос и руки. Остальных побивали камнями. Впрочем, этот святой старец, создатель священных покаянных Канонов ко Господу, Богородице и святым, тем не менее стойко выдержал выпавшие на его долю испытания и в итоге прожил плодотворную долгую жизнь, преставившись в глубоком старчестве.

В древних источниках содержатся сведения, что святой Феостирикт нередко страдал от приступов черного уныния. Оно было связано с постоянными гонениями со стороны императора державы на христиан того времени. Он глубоко переживал за судьбы Церкви Христовой , Его людей, поскольку на них постоянно обрушивались жестокие нападки.

Потому, будучи глубоко верующим человеком и к тому же имея дар духовного писательства, он составил особые гимнографические песни-поэмы, которые получили название Священных Покаянных Канонов ко Христу, Божией Матери, Ангелу-Хранителю. Эти песнопения поддерживали монаха и позволяли побеждать это тягостное состояния и снова обретать мир в своей душе и гармонию в отношениях со Всевышним.

Чтение канона в наши дни

В наши дни верующие, которые читают в особых ситуациях эти каноны святого Феостирикта, равным образом испытывают позитивный результат не только в отношении своего внутреннего состояния, но также отмечают положительные изменения и во внешней, семейной, личной жизни.

Каноны распеваются совместно с другими песнопениями или по отдельности. Главное, чтобы молитва шла от сердца, именно это в итоге сыграет решающую роль.

О языке канона

Изначально, поскольку канон написан греком, он и был создан на родном языке автора - греческом. После нашими предками он был переведен на тогдашний славянский. На этом языке до сих пор в наших современных храмах на нем напечатаны книги, по которым церковнослужители поют молитвы по всем канонам. Для удобства пользования и понимания выпущены новые книги, в которых сохранены все слова молитв, но напечатаны современными буквами.

Это намного облегчило понимание. Собственно, именно этот вариант мы видим практически во всех молитвословах. Поначалу тяжело понимать славянские словесные конструкции, манеру выражения мысли, длинные сложные предложения и проч. Но для христиан, для которых русский язык стал вторым родным, но не был таковым изначально, существуют переводы, где все слова и выражения молитв написаны так, будто их писал современный человек с использованием полностью современной лексики. Такие молитвословы можно купить или услышать , к примеру, на Новом Афоне в Абхазии.

Разумеется, покаянные каноны переведены на все языки мира, чтобы к этому великому наследию возможности исцеления своей души и получения помощи свыше могли приступить и христиане из прочих народностей.

Основные виды молебных песнопений Пресвятой Богородице

Следует отметить, что на сегодняшний момент написано уже довольно значительное количество молебных обращений к Божией Матери, пожалуй, больше, чем кому-либо из святых или даже Господу. Связано это со множеством Ее святых чудотворных икон. Однако в целом все молитвы, как большие, так и малые, разделяют на:

  • молебные,
  • покаянные.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице

Больше всего известен молебный канон Божией Матери, который начинается со слов «к Богородице прилежно ныне притецем», текст которого применяется также при пении молебна Божией Матери. Он был написан в XII веке послушником одного из мужских монастырей того времени.

Это молебное песнопение получило свое название в силу исключительно проникновенных песнопевческих стихов, которые способны вызвать у молящегося этими словами каждого христианина состояние, которое евангельски называется «сокрушение сердца», - когда человек не просто признает свое несовершенство, но и начинает скорбеть об этом, что в итоге приводит к тому, что он становится более человечным, добрым, внимательным.

Именно это можно назвать «умягчение злых сердец». Это нужно не для того, чтобы просто сокрушить человека, ослабить его и отнять все его достоинства. А, можно сказать, поменять минус на плюс. Гордость заменить смирением, кротостью и любовью к ближнему - такому же когда-то поврежденному. Зло заменить также любовью и прощением за все причиненные скорби и стать добрее, а значит, сильнее.

Человек добрый и сильный в своем сердце и воле к добру возвращает внутрь себя истинное достоинство своей души. И, что еще важнее, достоинство перед глазами Бога - чтобы тот мог не только по милости давать человеку различные блага, но и по тому, что добрый и любящий человек этого становится просто достоин.

Разумеется, смирение перед Богом (как высшей любовью) позволяет творцу восстановить в нас все поврежденные участки души и дать благодать, которую исправленная душа человеческая будет в состоянии принять в себя. А с возвращением благодати Божией из души человека сами по себе уходят и все зло и посмертные состояния души:

В свое время такое благодатное влияние молебствия стало причиной того, что святые отцы включили канон Богородице перед Причастием - каждый верующий должен был прочесть его, чтобы с верным настроем подойти к принятию в себя Тела и Крови Христовой.

Следует отметить, что на первоначальное его предназначение указывает краткое пояснение, которое говорит о том, что это песнопение также стоит начать читать, когда человека одолевает различная душевная скорбь. Правило спасает от нее и от уныния.

Канон покаянный ко Пресвятой Богородице

Помимо молебного песнопения, в молитвослове для мирян и монахов также часто публикуется и канон покаянный ко Пресвятой Владычице нашей. Христианское православное вероучение говорит о том, что-то, что не в силах простить себе и другим человек, может Бог. А также во все времена, еще со времени своего земного странствования, Матерь Божия могла просить Своего прекрасного Сына о людях, о событиях - обо всем.

И сейчас, когда Она - Царица Неба и земли и имеет благодать от Бога получать все, что попросит, она не забывает нас. Поэтому к Ее покрову и защите от самих себя, от греха и повреждений души прибегают все те, кто осознал в этом необходимость. Теперь она является Помощницей и Покровительницей всех грешных людей.

Именно по этой причине все христиане (и не только) из века в век взывают к Ней в своих прошениях о помощи от последствий своих греховных действий. Прибегание к канонам к Матери Божией, прошениям о ее помощи в замаливании грехопадений - данное песнопение к Пречистой Деве Марии является наиболее доступным средством в достижении этой цели.

Канон Богородице перед причастием

Перед причастием читают совмещенные каноны:

  • Господу Иисусу Христу,
  • Молебный ко Пресвятой Богородице,
  • Ангелу-Хранителю.

От каждого канона взято по одному тропарю (песне). Между песнями поется припев (их несколько, и они меняются в зависимости от места канона). К Божией Матери запев звучит как «Пресвятая Богородица, спаси нас». Как вариант, может быть «Пресвятая Богородице», с буквой «е» в окончании. Это не стоит воспринимать как ошибку, а нужно знать, что сохранен древний вариант произношения, где сохранился звательный падеж, а он имеет окончания -о и -е.

Три канона перед причастием соединяются следующим образом:

Это обычная процедура чтения совмещенных канонов. Но, в любом случае, следует полагаться на составителя молитвослова: в них все обычно все соответствует правилам.

Также можно обратиться за подробными разъяснениями к Богослужебным указаниям или же Типикону - полному уставу Церковной жизни и проведения молитвословий и Богослужений.

Значение канонов ко Пресвятой Богородице

Чтение канонов перед Таинствами исповеди и Причастия - это последовательность просьб ко Господу и Матери Его, чтобы даровали возможность исповедаться, здоровье, чтобы дали сил приступить ко Причастию и очистить душу перед собой и Богом, чтобы Ангел-Хранитель был неотступно рядом и не позволял темным силам нападать, влиять и посылать дурные мысли, не допускал к душе духа уныния и проч., избавил от искушений. Канон перед причащением святых Христовых Таин способен:

  • помочь настроить ум, сердце и душу на общение с Отцом Небесным,
  • придать сил и здоровья сходить на исповедь,
  • освободиться от грехов,
  • дать внутренние возможности для борьбы с ними и со злыми духами.

Ни в коем случае не стоит оправдывать свою лень, давать себе поблажки или обвинять кого-то другого в своих грехах. Скорбь и стыд за свои действия должны быть нелицемерными. Здоровье души сообщит силы и плотской составляющей человека.

Постоянное чтение канона способно на многое:

  • вылечить злобу и гневливость.
  • утихомирить желание ругаться и ссориться,
  • придать хорошее настроение,
  • утолить жадность и подарить желание делиться добром с людьми.

Существует множество примеров, когда после молитвы с людьми происходили самые благоприятные события, получалось то, что раньше было недоступно. Молитва - это дверь в жизнь каждого для разного блага. Господь всегда слышит (даже если не показывает) мольбы грешников, а множество Ангелов, по заверению Христа Иисуса, радуются на небесах и торжествуют, когда кто-то из грешников (а это мы все) приносит Богу покаяние и возносит искренние молитвы.

Чтение канона ко Пресвятой Деве Марии, как и все прочие молитвы, необходимо не спеша, с сердечным вниманием и сокрушением сердца. Имеет большое значение старание осознать значение канона, чтобы через правильный настрой получить благодать Божию.

Календарь Устав Аудио Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

ПРАВИЛО ЧТЕНИЯ МОЛЕБНЫХ КАНОНОВ

По обычнем начале мiрянин глаголет: М олитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.

С вятый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с поклонами) .

С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. А минь.

П ресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Г осподи помилуй (трижды). С лава , и ныне .

О тче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

А минь.

Г осподи помилуй (12). С лава, и ныне.

П риидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон) .

П риидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон) .

П риидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон) .

Псалом 142.

Г осподи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века. И уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, в творениих руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля, безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, Господи, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи, путь Твой, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене ради Твоего, Господи, живиши мя, правдою Твоею изведеши из печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся, стужающие души моей, яко аз раб Твой есмь.

С лава, и ныне. А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами).

Г осподи помилуй (12) . С лава, и ныне.

Б ог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне.

И споведуйтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

О бышедше обыдоша мя и именем Господним противляхся им.

Н е умру, но жив буду и повем дела Господня.

К амень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей и есть дивен во очесех наших (и к каждому стиху припеваем: Б ог Господь:).

Таже, тропарь празднику, коему изволиши пети, глаголи дважды, С лава, и ныне: паки той же.

Аще ли единому святому поеши , то тропарь святому дважды. С лава, и ныне: Богородичен воскресен, по гласу тропаря святаго.

Псалом 50. П омилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Г осподи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. А минь.

Посем канон ему же изволиши, празднику или святому.

Посем, Т рисвятое и по О тче наш: (молитвы от С вятый Боже: до О тче наш: и молитвы И исусовой включительно.)

Тропарь празднику. С лава, и ныне, кондак ему же.

Аще ли канон святому, то прежде тропарь святому. С лава, кондак ему же (ищи по 6-й песни). И ныне, Богородичен воскресный, по гласу тропаря.

Посем, Г осподи помилуй (40) . С лава, и ныне.

Приложи и молитву святому, если есть.

По сем:

Ч естнейшую херувим и Славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

С лава, и ныне. Г осподи помилуй (трижды), Г осподи благослови (с поклонами), и отпуст:
Г осподи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, и святаго (имя рек, имуже канон пелся), и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец.

А минь.

И по отпусте молимся о здравии и о спасении, глаголя трижды:

М илостиве Господи, спаси и помилуй рабы Твоя (имена их), [поклон]

избави их от всякия скорби, гнева и нужды, [поклон]

от всякия болезни, душевныя и телесныя, [поклон]

прости им всякое согрешение, вольное и невольное, [поклон]

и душам нашим полезная сотвори. [поклон]

Примечания:

(а по дониконовской практике катавасия читается после каждой песни)

После 3-й песни могут быть седальны - тропари в честь святого, названные так потому, что раньше при исполнении их и следовавших за ними святоотеческих чтений было принято сидеть. Последний седален (как и вообще последний тропарь) посвящен обычно Пресвятей Богородице, и потому называется Богородичен .

После 6-й песни и катавасии следует кондак и иногда икос .

После 9-й песни читается либо Д остойно есть: ( в начальных поклонах), либо сей задостойник: В ладычице, приими молитву раб Своих и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице оружие наше и стена. Ты еси Заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших, возвеличим Тя вси, Пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятый.

В великие праздники читается задостойник праздника.

После канона вновь читается Т рисвятое и по О тче наш: тропарь и кондак празднику или святому, 40 раз Г осподи помилуй (заменяющие сугубую ектению, читаемую, когда служит священник), затем может быть молитва святому, и затем обычное окончание с отпустом .

Есть древняя практика после отпуста молиться о здравии (например, тех, о ком пелся молебен), читая трижды с поклонами “М илостиве Господи, спаси и помилуй... ” ( в тексте). Всего 15 поклонов. При совместном молении старший прочитывает первую часть молитвы и произносит имена, а остальные хором дочитывают остальное (“Избави их от всякия скорби...” и далее до конца.)

По окончании молебна следует положить те же поклоны, что и в начале.

Если молебен совершают несколько человек, возглавляющий читает эту часть отпуста так: “...святых Ангелов, хранителей наших, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец”.

Вообще, если последующие чтения (например, седальны) разделяются Слава и ныне , то оно читается именно там, а не после “Г осподи, помилуй”. По 6-й же песни Слава и ныне читается сразу после “Г осподи, помилуй”, так как кондак и икос никогда славословием не разделяются.

Данная статья содержит: как читается молитва богородичен - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

В православии особо почитается Дева Мария. Считается, что своими чудесными молитвами к Господу Пресвятая Богородица спасет всех живущих на Земле христиан.

Ее образ запечатлен во множествах икон. На многих из них святая изображена с младенцем Иисусом на руках. Одно только чудо непорочного зачатия девушки уже заставляет уверовать в великую силу Божьего промысла. Житие Марии является примером кротости, смирения для каждого из нас.

Помощь Богородицы

Многие православные отмечают чудодейственную силу Божией Матери. Она спасает и оберегает верующих.

  • Дева Мария является покровительницей всех матерей.
  • Она способна излечить различные недуги, в том числе бесплодие.
  • Принято считать, что образ Богоматери спасает верующих от междоусобиц и войн.
  • Дева Мария способствует разрешению в родах, учению, воспитанию детей.

Наверное, нет ситуации, когда пресвятая Богородица не помогла бы правосланым христианам.

Обращение к Деве Марии – богородичен. Что это?

Как помогает верующим святая? В молитвослове есть специальный раздел обращений к Деве. Он носит название “богородичен”. Представляет собой собрание всех молитв ко пресвятой Божией Матери. Они применяются для разрешения проблем в любых жизненных ситуациях, начиная с беременности и родов и заканчивая поминовением усопших.

Итак, почему молитвенное обращение к Деве Марие называется богородичен? Что это?

Богородичен входит в обязательный состав чтения литургии (утренней службы). Особенно почитается обращение к Пресвятой Деве во время великих православных праздников. Считается, что своими молитвами Богоматерь оберегает все христианские храмы и соборы и несет благодать верующим.

Святые отцы отметили, что молитвы, обращенные именно к Деве Марии, имеют особую силу. Поэтому было принято решение обобщить их названием богородичен для указания их великого статуса. В настоящее время значение слова несколько видоизменилось. Многие служители храмов данным определением называют просто обращение к Пресвятой Деве.

Как читать богородичен

Основная молитва Деве Марии – «Пресвятая Богородица, спаси нас». Ее принято читать во всех жизненных ситуациях. Дает спасение в случае опасности и покровительство в удаче эта молитва.

Богородичен читается во время литургии после «Отче наш». Ее текст повторяется единовременно в количестве 33 раз. Затем основное обращение к Богородице производится в начале каждой части службы.

Особую силу имеет молитва перед совершением таинства причастия. Считается, что именно в этот период на христианина налагается благодать Божия. Что такое богородичен перед причастием? Обращение к Деве Марии перед святым таинством позволяет открыть душу верующего Богу и отпустить все его грехи.

Сила молитвы

Жизнеописание святой считается примером для всех православных. Еще при жизни Богородицы молитвенное обращение к ней спасало верующих от невзгод и неурядиц. В период после своей смерти и по сей день великая Дева Мария не перестает покровительствовать христианам.

Практически каждый верующий отмечает ее помощь в самых трудных ситуациях.

Свою любовь к православным пречистая Дева не раз показывала в виде мироточения икон, чудесного исцеления от пояса Богородицы, проявления благодати во время празднования Рождества, Успения и входа во храм.

Поможет ли богородичен

Многие скептики утверждают, что молитвенное обращение к святой – не что иное, как просто программирование своих мыслей и поступков на определенные действия. Результат их будет не помощью от Божией Матери, а логичный итог их работы. Однако святые отцы отмечают, что подобное суждение является настолько поверхностным, что даже не принимается в счет. Помощь христианам при молитве к пресвятой Деве Марии оказывается на протяжении уже более 2000 лет. Подобная продолжительность чудесных явлений и миллионы благодарных христиан являются лучшим доказательством силы и влияния молитвы.

Читаем богородичен в домашних условиях

Православному христианину не обязательно постоянно посещать службы в храме. Можно совершать домашние молитвы. Обычно они производятся утром после пробуждения и перед отходом ко сну.

Домашний богородичен – что это? У каждого православного в месте проживания должен быть оборудован специальный угол для обращения к Богу. Центральное место его занимают иконы (Спасителя, пресвятой Девы Марии и святых отцов).

Здесь можно обращаться с молитвой к Господу. В этом же углу читают богородичен. Символом веры также может служить горящая свеча или лампада, установленные рядом с иконами.Обращаться в молитве к Деве Марии принято за себя и своих близких, также за уже усопших православных христиан.

И все-таки богородичен – что это? Это молитва, которая может помочь и оказать любую помощь просящим. Обращение к святой Деве Марии через богородичен – один из лучших способов очищения христианской души.

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения - например, сокращение «Слава, и ныне:» - есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) - оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

«Слава, и ныне: (либо : «Слава: И ныне:») - Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» - Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» - И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм - двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения - делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу . (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон) .

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас , а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу .

Православная молитва Богородичен для верующего

Начинающий православный христианин, купив молитвослов, может заглянуть в него и увидеть множество сокращений. Не в каждом молитвослове бывают пояснения, и поэтому за разъяснениями приходится идти к священнику или к более опытным верующим знакомым. Среди прочих сокращений часто можно встретить слово Богородичен. Что же оно означает?

Это короткий вариант словосочетания богородичная молитва, означает, что по очередности в том месте, где оно написано, следует читать определенную молитву, обращенную к Матери Божьей. В молитвенных правилах для мирян это, как правило, молитва Пресвятая Богородица, спаси нас. В богослужебной практике слово Богородичен обозначает песнопение, посвященное Царице небесной.

Богородичен догматик

Люди, зашедшие в субботу вечером на службу в православный храм, часто слышат восклицание чтеца на клиросе: богородичен догматик. Вслед за этим восклицанием хор поет короткое торжественное песнопение, содержащее похвалу Божьей матери и одновременно прославляющее два начала Ее Сына: божественное и человеческое.

Всего существует восемь богородичных догматиков, их еще называют догматики восьми гласов, и поются они только накануне великой вечерни. Скорбные песнопения, посвященные плачу Богоматери у Креста, называются крестобогородичны.

Богородичные молитвы для православного верующего

Все православные молитвы, обращенные к Божьей Матери, принято называть богородичными молитвами. В православное церкви их великое множество, поскольку Богородица очень почитается верующими, и к Ней принято обращаться во всех важных жизненных ситуациях, и в скорбных, и в радостных. Пресвятая Дева славится на всех богослужениях, вспоминается на всех церковных праздниках, так как явила Своим примером образец истинного смирения, покорности воле Божьей, любви к Богу и сочувствия людям, не смотря на то, что пережила много горя.

Православные тексты богородичных молитв читаются православными утром и вечером, перед началом и по окончании всякого дела. Существуют и особо торжественные богородичные молитвы для домашнего чтения – акафисты и каноны. Слушать акафисты и каноны можно в записи, в профессиональном исполнении церковных хоров, так как традиционно они исполняются нараспев.

Слушать на видео молитву Богородичен

Читать текст православной Богородичной молитвы

Прими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя, от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных высшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся святаго тела Его, и пречистыя крове Его; тем же блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, херувимов светлейши и серафимов честнейши сущая. И ныне всепетая, Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабах Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго, и от всякаго обстояния, и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди: яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми; славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице единому Богу, и всех Создателю возсылаем, ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Что такое Богородичное правило?

Более правильно, это делать за один приём. После каждого десятка произносится Отче Наш и “Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского. ” Затем тропарь, соответствующий одному из событий в жизни Пресвятой Богородицы.

Само правило разбито на 15 ступеней по 10 молитв, символизирующих ключевые события в жизни Богородицы. Ниже, будут рассмотрены подробно схемы Богородичного правила. Если совсем нет времени, то можно просто произнести 150 раз молитву Богородичного правила. Иногда, в дополнении к схемам Богородичного правила, бывает полезно дополнительно прочитать 150 раз Богородицу непрерывно.

Только, если это делать правильно, то будет очень жёстко и совсем не просто. Ведь произносить необходимо с максимальным, стопроцентном, вниманием к каждому слову молитвы. Так, чтобы на протяжение всех 150 молитв ни разу не прорвалась посторонняя мысль в ваше сознание. Это очень и очень трудно и для новичка невозможно без длительной практики. Как только появляется посторонняя мысль, вы не должны засчитывать эту бусинку чёток и продолжать с предыдущей бусинки. И так каждый раз. Таким образом, ваше Богородичное правило может растянуться на несколько часов, а то и на весь день.

Но, постепенно, день ото дня, Вам будет легче справляться с блужданием ума и управлять им. Помните, что враг душ человеческих и его слуги боятся, как огня Богородичной молитвы и они будут всячески мешать вашему правилу.

Чем мешать и как? Посторонними отвлекающими мыслями ослаблять молитву, вы можете, даже, на время погрузится в сон. Помните, что всё это происки бесов, коих вокруг вас тьма. Проявляя настойчивость и усилие в творении Богородичного правила, вы сможете постепенно победить их всех, поэтому очень важно не засчитывать бусинку чёток, если внимание к молитве ослабло. В этом случае, бесы будут вынуждены отступить и оставить вас, ведь на каждую помеху от них, вы реагируете удлинением времени Богородичного правила, что губительно для них.

Как читается молитва богородичен

Троицкий храм с. Тербуны

Всем своим православным читателям рекомендую применять Богородичное правило – это очень сильная молитва! Если вам тяжело на сердце, случились какие-либо неприятности, читайте Богородичное правило, и все разрешится. Пресвятая Богородица никогда не оставит в беде тех, кто призывает ее на помощь. Главное – молиться от всего сердца.

Всегда читайте «Богородицу», и тогда Матерь Божия всегда будет охранять вас от всех искушений. Даже когда в магазин идете или в какое-либо другое общественное место, читайте «Богородицу», тогда не будет искушений. Тому, кто читает эту молитву, Матерь Божия помогает удаляться от всех искушений, а иначе обязательно будут искушения. И в дороге, чтобы все гладко прошло, читайте «Богородицу». Если вам придется в пути столкнуться со всякими неожиданностями, то ни чего не бойтесь, не волнуйтесь, не беспокойтесь, ибо «аще и во ад сниду, если Ты Господи, со мною, не убоится сердце мое». Где бы вы ни были: на работе, дома, в общежитии…. Ругаются там, бранятся, а вы читайте Иисусову молитву или «Богородицу», и вы всегда будете с Господом, с Божией Матерью. Не страшитесь! Господь не допустит, чтобы вам что-нибудь повредило.

Святые угодники Божии – Николай Чудотворец, преподобный Сергей Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие – говорят нам, что, как бы мы их ни призывали, как бы мы их ни прославляли, но более совершенный путь – призывать Матерь Божию, чтобы победить все греховные наклонности. Она Всеблагая, во всем первая Помощница!

Сама Царица Небесная дала людям это правило в VIII веке, и его исполняли когда-то все христиане, а потом забыли о нем.

Богородичное правило – читается 150 раз "Богородице Дево…":

ЧТО ОЗНАЧАЕТ БОГОРОДИЧЕН В МОЛИТВОСЛОВЕ?

Слово Богородичен в молитвослове часто вводит начинающих христиан в ступор. Давайте для начала разберемся с этимологией слова Богородичен. В переводе с церковнославянского языка оно означает «принадлежащий Божьей Матери». Так православные христиане называют все молитвы, каноны и акафисты, обращенные к Пресвятой Богородице.

Но в молитвослове Богородичен означает самую распространенную православную молитву, содержащую одновременно прошение к Царице Небесной и ко всем лицам Святой Троицы: Пресвятая Богородице, спаси нас, Господи, очисти грехи наша, Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Само слово Богородичен читать при этом не надо.

Помимо Богородична, в молитвослове обычно содержится еще несколько сокращений. Так, слово Трисвятое означает молитву к Святой Троице, которая читается перед началом любого молитвенного правила: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас, а когда мы видим сокращение Слава, и ныне, то следует произносить полностью: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Зачем нужен кожаный молитвослов верующему человеку?

Богородичен в молитвослове не ограничиваются упомянутой выше молитвой. За две тысячи лет христианства святыми старцами было написано огромное множество молитв, обращенных к Божьей Матери. Почитание Богородицы ведет свое начало от самых первых последователей Христа. Еще при жизни Пречистой слава о Ней разнеслась по всему христианскому миру, хотя Она Сама этого не хотела и не добивалась. Но как светильник трудно спрятать ночью, так и свет благодати, исходивший от Матери Спасителя нашего, привлекал к себе людей. Церковное предание повествует, что Богородица была необычайно кроткой и смиренной, никогда никого не обижала и не унижала, никому не говорила злых слов. Всех, кто приходил к Ней с молениями, Она принимала, несмотря на усталость и болезни.

Поэтому и сегодня, читая Богородичен в молитвослове, мы рассчитываем на Ее милосердие и помощь. Некоторые богословы пишут, что Матерь Божия является в то же время и Матерью всех христиан, заботливой и любящей, по молитвам Которой Ее Сын творит настоящие чудеса. Именно поэтому в православии так много Ее чудотворных икон, именно поэтому утренние и вечерние молитвы, а также молитвы к Причащению обязательно содержат в себе так много молитв к Божией Матери. А некоторые православные молитвословы даже содержат молитвы Богородице на всякий случай жизни – их называют молитвословами на всякую потребу. Таким образом, Богородичен в молитвослове – одна из самых распространенных молитв.

Где можно купить кожаный молитвослов?

Православный молитвослов – это книга, которая помогает христианам общаться с Господом. Как и ко всякой святой книге, верующие стараются относиться к молитвослову с почтением и всячески его украшают. В последнее время большую популярность в связи с этим получили кожаные молитвословы, отличающиеся красотой и добротностью.