Отрасли политического знания. Политология как наука

Уровни политологии:

Уровни политологии:

Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;

Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития

Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики


Основные парадигмы и школы современной политологии.

В истории развития политического знания выделяют три крупных этапа:

первый этап уходит в историю Древнего мира, Античности и продолжается до Нового времени. Это период господства мифологических, а позже философско-этических и теологических объяснений политических явлений и постепенной замены их рациональными трактовками. При этом сами политические идеи развиваются в общем потоке гуманитарных знаний;

второй этап начинается с Нового времени и продолжается приблизительно до середины XIX в. Политические теории освобождаются от религиозного влияния, приобретают светский характер и, самое главное, становятся более привязанными к конкретным потребностям исторического развития. Центральными вопросами политической мысли становятся проблема прав человека, идея разделения властей, правового государства и демократии. В этот период происходит становление и первых политических идеологий. Политика осознается как особая сфера жизнедеятельности людей;

третий этап - это период становления политологии как самостоятельной научной и образовательной дисциплины. Процесс оформления политологии начинается приблизительно во второй половине XIX в. Затем потребуется почти сто лет для окончательного оформления и профессионализации политической науки.

Основные парадигмы: теологическая- божественное объяснение политики; социальная- объяснение через социальные факторы; биополитическая- объяснение политики поведением; натуралистическая- объясняется влиянием окружающей среды, географическими факторами, биологической и психологической природой человека; рационально- критическая- суть политики в ее внутренних причинах, свойствах и элементах.


Основные концепции власти.

Власть - отношения, в которых воля и действие одних господств над волей и действиями др Мотивы подчиненных могут быть основаны на заинтересованности в цели, на авторитете властвующего и т.д. Мотивы большое значение для эффективности власти и ее долговечности. Властные отношения объективно присущи обществен жизни. "Власть" означает право и возможн одних повелевать и управлять др., способность и возможность одних осущ-ть свою волю по отношению к др используя при этом авторитет, право, насилие и др ср-ва.

отличительные признаки полит. власти:

Верховенство, обязательное решение для общ-ва и др. видов власти

Всеобщность т.е. публичность

Легальность

Моноцентричность

Широчайший спектр средств для реалиэац власти

Теологическая концепция (Августин) – по своей сущности власть является божественным установлением, которое основано на христианских заповедях. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Биологическая (Марсель, Ницше) – представители этой концепции власть рассматривают как механизм обуздании человеческой агрессивности, заложенной в инстинктах человека как биологического существа. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими.

Бихевиористская (Мерриам, Лассуэла, Кетлин) – представители этой концепции выводили властные отношения из природы человека, его естественных свойств, отказываясь от моральных оценок политики. Человек рассматривался как «властолюбивое животное», в основе поступков и действий которого лежит стремление к власти. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Баланс стремлений к власти политических сил обеспечивается системой политических институтов. Нарушение равновесия полит. сил приводит к кризисам и конфликтам в обществе.

Психоаналитическая – власть рассматривается как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Так, американский психоаналитик Хорни определяющим мотивом политического поведения считал страх, порождае-мый враждебной человеку социальной средой. Стремление избежать ситуаций, внушающих страх, определяет модели поведения людей в конкретных обстоятельствах.

Мифологическая (Дюги) – обладание властью одних людей связывается с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывают им свою волю и достигают желаемых целей. Т.о. естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Однако для придания законности (легитимности) своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В современных обществах использовался миф об «общественной воле», кот. должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных».

Структурно-функциональная (Парсонс) – власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (роль управляющих и управляемых). Власть, по Парсонсу, предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти (Маркс, Энгельс, Ленин) – власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экон. неравенством, местом и ролью класса в экон. системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экон. господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.

Дуалистическая концепция (Дюверже) – выделяются два элемента внутри власти: а) материальное принуждение; б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство может выражаться в таких формах, как физическое насилие, экон. принуждение, давление. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета.


Типы и формы государства.

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающей суверенитетом и осуществляющей управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата) и монополии на легальное насилие.

Типы государства:

1) Правовое государство – форма организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельный индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. В этом случае право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конститу-ции.

Признаки: - верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Гарантии прав личности, возможности её свободного развития;

Взаимная ответственность государства и личности

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную

2) Социальное государство – такая форма организации гос.власти, для которой свойственна забота о благосостоянии граждан, создании достойных условий существования, равных возможностей реализации их талантов и способностей, благоприятной среды обитания. Такое государство формирует новый тип соц.связей между людьми, основанный на принципах соц.справедливости, соц.мира и гражданского согласия. Соц.гос-во принимает на себя ответственность за поддержание стабильного соц.-эконом. Положения своих граждан, соц.мир в обществе.

Форма гос-ва – способ организации политической власти.

Форма гос-ва как сов-ть внешних признаков гос-ва включает 3 эл-та: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.

Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления гос.власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения её с властью. История человечества знает различные виды режимов: деспотический(характерен для монархической формы правления, когда власть единолично осуществляется монархом; режим отличается крайним произволом в управлении), тиранический(единоличное правление лица, насильственно захватившего власть; основан на терроре, страхе), тоталитарный(всеобщий контроль и регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности человека)авторитарный(неограниченная власть одного человека или группы лиц, опирающихся в своих действиях на развитую систему насилия по отношению к личности, обществу), и демократический(источник власти народ, свободные выборы, равноправие граждан, гарантия прав и свобод личности..).

Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений её органов, степень участия населения в их формировании.

По форме правления гос-ва делятся на: монархию(абсолютная и конституционная) и республику(президентская, парламентская, президентско-парламентская).

Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством выражает понятие «форма гос.устройства»:

1) Унитарное государство(Польша, Франция, Италия, Болгария, Япония)- наиболее простое и распространенное гос.устройство; такая форма территориально-политического устройства, при которой сущ-ет единое гос-во, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих полит.самостоятельностью.

2) Федеративное гос-во(США, Канада, ФРГ, Австралия, Швейцария, Австрия, РФ) – единое союзное гос-во, состоящее из относительно самостоятельных гос.образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закреплённом в Конституции

3) Конфедерация – союз нескольких независимых гос-в, которые объединяются для проведения совместной политики в определённых целях (оборона, экономика)


Политология как наука. Становление политологии как само-стоятельной отрасли знаний.

Политоло́гия - наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов функционирования политических систем и институтов, политическом поведении и деятельности людей.

Уровни политологии:

Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;

Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития

Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики

Как учебная дисциплина, политология заявила о себе в 1857 году, когда в Колумбийском университете (США) была создана кафедра истории и политической науки. В 1872 году во Франции была открыта приватная школа политической науки, которая готовила кадры для чиновничьего аппарата. Большую роль также сыграл международный симпозиум по политической науке, проведённый в 1948 году под эгидой ЮНЕСКО. Именно тогда был предложен термин "политология" и была разработана рекомендация по введению преподавания соответствующей дисциплины в рамках системы высшего образования.

Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 1940-х; до того рассматривалась как одно из направлений в философии. В СССР официально считалась буржуазной лженаукой.
2. Предмет политологии и ее место в системе общественных наук.

Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.

Предметом политологии являются закономерности становления, функционироания и изменения политической власти. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией, государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, по существу представляет собой междисциплинарную науку.

Уровни политологии:

Политическая теория, изучающая закономерности становления, развития и смены политических систем;

Рассмотрение реальных политиеских процессов применительнок конкретному этапу общественного развития

Конкретные исследования политических институтов, ситуаций, деятельности субъектов политики

Задачи политологии – формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.

Политология – наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также других политических явлений.

Политическая философия отрасль знаний, изучающая политику как целое, ее природу, значение для человека, взаимоотношения между личностью, обществом и государственной власть, разрабатывающая идеалы и нормативные принципы политического устройства, общие критерии оценки политики как явления.

Юридическая наука изучает правовые механизмы разработки и реализации политических решений

Экономическая наука раскрывает основы политических процессов через борьбу субъектов за свои экономические интересы.

Политическая история изучает политические теории, взгляды институты и события в их хронологической последовательности и в связях друг с другом.

Политическая астрология занимается выяснением влияния космоса, расположения звездных светил, солнечной активности, фаз луны и т.п. на политические события, на групповое и индивидуальное политическое поведение.

Политическая социология использует макросоциологический подход, предполагающий выяснение социальных основ власти, влияния конфликтов между социальными группами на политические процессы и т.п., в анализе их формальной и неформальной структур, методов руководства и т.д.

Политическая психология изучает объективные механизмы политического поведения, влияние на него сознания и подсознания, эмоций и воли человека, ценностных ориентаций и установок.

Политическая антропология изучает зависимость политики от родовых качеств человека: биологических, интеллектуальных, социальных, культурных, религиозных и др., а также обратное влияние политического строя на личность.

Политическая география исследует взаимосвязь политических процессов в конкретных странах с их пространственным положением, территориальными, экономико-географическими, климатическими и другими природными факторами.


3. Познавательная ценность политологии. Политологические знания как важнейший элемент профессиональной подготовки сотрудника таможенных органов.

Значение политологии. 1) познавательная ф-ция. Развитие теории полит. науки дает возможность глубоко освоить различные проблемы полит. бытия и хорошо разбираться в полит. жизни общества. 2) прогностическая. Изучая полит. реальность, политология прогнозирует события и дает консультации как решить те или иные проблемы, изучая различные стороны полит. деятельности, полтитологи дают прогнозы в избирательных кампаниях, дают консультации представителям администрации, профсоюзам, вырабатывают рекомендации политикам, бизнесменам, предоставляют материал СМИ. Современная пол-гия глубоко вторгается в полит. жизнь, давая советы, прогнозы, предположения, рекомендации заинтересованным лицам, инстанциям, организациям.

Функции политологии как науки и как учебной дисциплины имеют немало общего, но между ними существуют и определенные различия. Рассмотрим каждый из видов функций политологии.

Политология как наука

Политология как наука является необходимой теоретической базой для дальнейшего развития политических исследований и для внедрения научных разработок в реальную политику. Она исследует реально существующие политические системы, способы организации общества и государства, типы политических режимов, формы государственного устройства, деятельность политических партий и общественных организаций, состояние политического сознания и политической культуры, образцы политического поведения, проблемы эффективности и легитимности политического руководства, способы формирования институтов власти и многое другое.

Политические исследования создают определенную теоретическую и научно-методическую базу, необходимую для развития самой политологии и для совершенствования политической сферы общества. Научные знания в области политики позволяют прогнозировать и конструировать политическую реальность, отслеживать позитивные и негативные тенденции в развитии политических процессов и в случае необходимости вносить соответствующие коррективы.

Политология как наука может также выполнять идеологические функции, например, формировать определенные идеалы, потребности, ценности и тем самым консолидировать общество для достижения каких-либо целей (например, построение правового государства).

Политология как научная дисциплина

Перед политологией как учебной дисциплиной стоит не менее ответственная задача. В нашей стране в периоды господства тоталитарного и авторитарного режимов власти политологии как учебной дисциплины не существовало. Реакционному режиму было проще управлять политически неграмотными людьми.

Отсутствие у людей знаний о политике, о строении политической системы, о способах формирования органов власти и их функциональном назначении, наконец, о своих личных правах и свободах позволяет разного рода политическим авантюристам, используя демагогию и ложь, безнаказанно проводить свои иезуитские эксперименты над целыми странами и народами.

Задача политологии как учебной дисциплины состоит в том, чтобы помочь людям разобраться во всех хитросплетениях политики, научить их правильно осознавать (воспринимать) существующий общественный и политический строй, адекватно реагировать на складывающуюся политическую ситуацию. Политология должна способствовать развитию у людей гражданской политической культуры, чтобы они умели защищать свои права и интересы и при этом уважительно относились к интересам и правам других. Необходимо прививать людям нетерпимость к любым формам проявления , насилия, узурпации власти, к нарушениям прав и свобод личности.

Поэтому политическое образование, массовая политическая грамотность людей являются необходимым условием построения правового государства и формирования гражданского общества.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Возникновение и становление политической науки

Первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) форм организации общества носили религиозно-мифологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей (фараонов). По древнекитайскому мифу власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

В VI — IV вв. до н. э. благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности, как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие «политика» (Аристотель).

В Средние века политическая наука развивалась в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются А. Августин и Ф. Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепция политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др., учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины XIX в. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. создастся Американская ассоциация политических наук, которая существует и в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Таким образом, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В России в конце XIX — начале XX в. политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М. М. Ковалевский, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, М. В. Острогорский, Г. В. Плеханов, В. И.Ленин и другие.

Однако после революции 1917 г. и установления советской власти политология оказалась под запретом. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Место политологии среди других социальных и гуманитарных наук

В современной общественно-политической системе как целостном социуме выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономическая, социальная, духовная и политическая. Производственная подсистема обеспечивает материальную инфраструктуру, а политическая - механизм реализации обшей воли и общего интереса всех основных элементов системы. Социальная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также можно обозначить как единую подсистему. В соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно было бы изобразить в виде схемы, представленной на рис. 1.

Теперь, руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, каждая из которых призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. В таком случае мы имеем следующий расклад:

  • А — социальные науки, группирующиеся вокруг социологии;
  • В — науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствознание и т.д.);
  • С — политические науки;
  • D — экономические науки.

Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин.

Рис. 1. Сфера (подсистема): А — социальная, В — духовная, С — политическая,

Но это лишь самое начало разговора о классификации социальных и гуманитарных наук. Трудности начинаются сразу же, как только мы приступаем к определению места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, к более или менее точному выявлению сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического — политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается крайняя трудность, если не невозможность определения, где именно на рис. 1 на линии АС кончается социальная и где начинается политическая подсистема. Не прояснив этот вопрос, мы не можем, разумеется, даже приблизительно определить круг тем и проблем, охватываемых соответственно социологией и политологией. Выяснение данного вопроса входит в круг проблем, являющихся предметом исследования политической социологии.

Еще более сложным оказывается вопрос о том, где на рис. 1 кончается духовная сфера и где начинается мир политического. Человек является существом не только социальным, политическим и экономическим, но и духовным носителем определенных социокультурных, политико-культурных, морально-этических норм и ценностей. Здесь речь идет прежде всего о парадигмальном и мировоззренческом измерении мира политического, которое является объектом политической философии. С названными двумя подразделами политологии более или менее тесно связаны этнополитология и политическая психология, изучающие соответствующие составляющие мира политического.

Политология, как и любая другая социальная и гуманитарная научная дисциплина, изучает свой предмет путем его соизмерения и соотношения с другими феноменами и процессами. Иначе говоря, сам принцип сравнительности имплицитно присущ любому политологическому исследованию, особенно когда речь идет о классификации и типологизации. Политологическая традиция, начиная от Платона и Аристотеля, уже сама по себе содержит значительный элемент компаративизма. Именно на основе сравнительного подхода Аристотель создал свою типологизацию форм государственного устройства. Собственно говоря, все типологизации, предложенные в последующие эпохи, также построены на принципах сравнительного анализа.

Однако сравнительному анализу подвергаются почти все сколько- нибудь значительные феномены и аспекты мира политического. Для изучения этого комплекса проблем сформировался такой важный раздел политологии, как сравнительная политология.

Соотношение истории и политологии

Дня понимания исследуемой здесь темы особо важное значение имеет выяснение вопроса о характере соотношения истории и политологии. Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел — политическая история, которая изучает основные направления и тенденции политического развития человеческих сообществ в прошлом.

На заре формирования политической науки как самостоятельной дисциплины известный английский историк Э. Фримен не без определенных оснований говорил: «История — это прошлая политика и политика — это сегодняшняя история». И неудивительно, что политическая наука сформировалась в тесной взаимосвязи с историей. По это отнюдь не говорит об отсутствии серьезных различий между двумя дисциплинами, что можно проиллюстрировать, сравнив задачи и функции историка и политолога. Как правило, историк имеет дело со свершившимися процессами и феноменами, ставшими уже достоянием прошлого. Он может наблюдать начало, развитие и конец изучаемых процессов. Политолог, напротив, имеет делос еще не свершившимися фактами. Он смотрит на эти факты как на продолжающееся действие. Он смотрит на историю как на спектакль и воспринимает ее как действие, участником которого является сам. В отличие от историка, который может анализировать свой предмет, как бы став над ним, отстранившись от него, политолог должен сохранить теснейшую связь с предметом исследования, он находится как бы внутри изучаемого им процесса. Реальный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать состояние политической ситуации до того, как она примет историческую форму, т.е. станет необратимой. А это побуждает политолога зачастую смешивать свои собственные желания с реальностью.

Касаясь возможностей той или иной науки адекватно изучить свой объект, уместно применить здесь гегелевскую метафору: «Сова Минервы начинает свой полет в сумерках». И действительно, более или менее исчерпывающие и соответствующие реальному положению вещей знания о том или ином общественно-политическом феномене можно получить лишь тогда, когда этот феномен стал свершившимся объективным фактом общественной жизни. Соответственно исследователь может изучать этот факт, наблюдая и изучая его как бы со стороны. С этой точки зрения положение историка предпочтительнее, поскольку он имеет дело с уже свершившимися историческими феноменами и фактами. Что касается политолога, то объектом его интереса являются живые реальности, затрагивающие интересы множества действующих в этих реальностях лиц.

Политолог, будучи одним из этих лиц, неспособен в полной мере подняться над изучаемыми им реальностями, которые еще не стали свершившимися фактами, находятся в движении, процессе становления. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств. Образно говоря, для политолога час сумерек еще не наступил и сова Минервы только расправляет крылья.

Предмет политологии как науки

С учетом вышеизложенного всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно подразделить на три блока.

Во-первых, социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду.

Во-вторых, и , отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и смены.

В-третьих, политический процесс, политическое поведение. Причем речь отнюдь не идет о какой бы то ни было иерархической соподчиненности этих трех блоков, о большей или меньшей значимости того или иного из них.

Политические феномены, несомненно, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Задача политолога состоит в выяснении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, соотношения и взаимодействия друг с другом. Но без учета исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки такой анализ был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно сущности политических явлений. Поэтому политологическое исследование должно включать три важнейших аспекта: исторический, конкретно-эмпирический и теоретический.

Основополагающими объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения , составляющие как бы осевой стержень политического. Они имеют много измерений — экономическое, социокультурное, философское, социально- психологическое, структурное, функциональное и др. Каждое из этих измерений обладает своими собственными характеристиками, нормами и функциями. Задача политической науки в этом плане гораздо шире задач государствоведческой и правоведческой дисциплин, изучающих прежде всего правовые аспекты данной проблемы.

Политическая наука призвана анализировать государство и властные отношения прежде всего как социальные феномены, как институты политической организации общества, главная цель которой — реализация всеобщего интереса.

Важным объектом изучения политологии является также система международных отношений со своими собственными системообразующими характеристиками, структурными составляющими и функциями. Важная задача политологии — изучение закономерностей, основных норм и особенностей взаимодействия государств, региональных и всемирных организаций и других субъектов международных отношений в современных условиях. Особенно значимо исследование механизмов принятия решений, ролей и функций важнейших институтов в системе разрешения международных конфликтов и достижения консенсуса между государствами. В более широком плане речь идет о мировом сообществе стран и народов в его политическом и военно-политическом, а также других связанных с ними аспектах. В таком понимании мировое сообщество является объектом изучения геополитики.

Подводя итог, можно сказать, что предметом политологии в общей сложности выступает политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействия и переплетения различных социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта. В фокусе ее зрения-такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое повеление, политическая культура. история политических учений и др.

Эти проблемы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах и измерениях также историей, философией, социологией, государствен но-правовой наукой и другими научными дисциплинами. Поэтому естественно, что политическая наука открыта влиянию со стороны других социальных и гуманитарных, а зачастую и естественных наук. Интегрируя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.

наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТОЛОГИЯ

отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения официальных общностей, личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.

К основным разделам политологии можно отнести: предмет и метод политологии, историю политических учений; субстанциональность политики; институциональные элементы политики; духовные компоненты политики; деятельностные, функциональные механизмы политики, политический процесс. Законы и категории политологии находятся в начальной стадии выявления и изучения.

Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимообусловленность. Законы функционирования - это существенные, необходимые связи между политическими субъектами в процессе их временного изменения. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации политической системы, сохраняют ее динамическую устойчивость. Законы развития - это законы переход от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, от одного состояния структуры к другой.

В общем виде категории политологии можно представить как структурные, функциональные и категории развития. Но это деление условно, так как одна и та же категория может выражать элементы всех законов в зависимости от контекста времени и пространства рассмотрения процесса, отражения в ней политической жизни, политического процесса и т.п. Другие категории относительно жестко привязаны к отражению необходимых связей "своего" закона. Центральными категориями политологии являются такие как политика, политическая власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и другие.

Эти категории есть собственно политологические. В то же время понятийный аппарат политологии включает понятия, имеющие универсальный характер, то есть используемые многими социально-гуманитарными и естественными науками (например, структура, система, функции, развитие, движение и т.п.).

Политология выполняет множество функций, основными из которых можно считать познавательную, мировоззренческую и практически - деятельностную. Познавательная функция фиксирует факт познания, уяснения системы знаний о политике во все ее сложности и противоречивости. В мировоззренческой функции отражаются изменения системы взглядов человека, социальных общностей, место и роль в них политических знаний. Результат познания и изменения мировоззрения выражается в практически-политической деятельности субъектов. Политика по своей природе деятельностна, поэтому все функции политологии и их качество можно выявить и определить только по характеру политической деятельности субъектов. Кроме перечисленных выделяют следующие функции: методологическую, воспитательную, прогностическую, идеологическую и другие. Ясно, что рассмотренные в единстве, они дают представление о политологии.

Политология тесно взаимодействует со многими общественными, гуманитарными науками (экономической теорией, социологией, философией, правом, этикой и др.). Ее роль в российской жизни возрастает, поскольку растет потребность в основательном изучении теории политики, ее осуществления на практике многими субъектами.

В последние годы в российской политической жизни особое место занимают проблемы политических технологий, в частности технология избирательных кампаний, технология разработки, принятия и осуществления политических решений, технология политического имиджа и другие, которые стали предметом обстоятельного изучения в прикладной политологии. Широкое применение компаративистского метода в научных исследованиях позволило появлению еще одной политологической отрасли знания - сравнительной политологии. Таким образом, политология развивается как вширь, так и вглубь.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Министерство образования РФ

Московский Государственный Университет

технологий и управления


Контрольная РАБОТА

по дисциплине

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

Политология как область знания


Выполнила

студентка 4 курса

специальности 080109 (п.ф.о.)

Стоюнина Анна Игоревна


Москва 2011



Введение

Предмет политологии

Методы политологии

Функции политологии

Заключение


Введение


Политология занимает видное место среди наук об обществе. Это место определяется тем, что политология изучает политику, роль которой в жизни общества очень велика. Политика связана со всеми сферами общества и активно воздействует на них. Она воздействует на судьбы стран и народов, на отношения между ними, влияет на повседневную жизнь человека. Вопросы политики, политического устройства, демократии, политической власти, государства касаются всех граждан, затрагивают интересы каждого. Поэтому проблемы политики, политической жизни никогда не утрачивали и тем более не утрачивают сейчас актуального значения буквально для всех членов общества.

В связи с указанными причинами в настоящее время приобретают особую актуальность научные исследования политики, наращивание знаний о политической сфере, развитие теорий политики и политической деятельности. Этими вопросами и занимается наука о политике - политология. Являясь наукой о политике, политология анализирует в той или иной мере все связанные с ней процессы и явления, всю политическую сферу жизни общества.

Современная политология начала формироваться с конца XIX - начала ХХ века. В наши дни она превратилась в одну из самых влиятельных обществоведческих наук и наиболее широко распространенную учебную дисциплину.

Надо иметь в виду, что в политологии на протяжении ее существования, как и в большинстве других наук, вопрос о ее предмете трактовался неоднозначно. Среди современных политологов также распространены существенно различающиеся мнения на этот счет. Одни ученые считают, что политология представляет собой лишь одну из наук о политике, а ее предмет охватывает далеко не все области политической сферы общества. Другие исследователи, по существу, отождествляют политологию и политическую социологию как наиболее общие науки о политике. Третья точка зрения заключается в том, что ее сторонники рассматривают политологию как общую, интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях.

Все три точки зрения на подходы к определению предмета политологии имеют как достоинства, так и некоторые слабые места. Большинство политологов все же отдает предпочтение последней точке зрения.

Политология представляет собой целостную, логически стройную совокупность знаний о политике и организации политической жизни.

Во всех сферах жизнедеятельности российского общества идет процесс обновления. Возрастает и внутринаучный статус гуманитарного знания. Политология в нем играет важнейшую роль. Как отрасль науки она изучает политическую жизнь общества, исследует политику как разновидность продуктивной деятельности, посредством которой люди изменяют свою судьбу и окружение, ищут и осуществляют альтернативные проекты будущего. Важнейший аспект современной политологии - выявление причины, а не цели политической деятельности, выяснение кто есть кто и кто где в политической жизни.


Предмет политологии


Политология - термин, образовавшийся из двух греческих слов: politike + logos, и буквально означает политическая наука. Исходное значение термина наука - знание. Наука - это система постоянно развивающегося знания, адекватно отражающая объективную реальность в понятиях. Следовательно, определение предмета политологии требует выяснения и анализа политической реальности как таковой (политической сферы, политики как системы деятельности, политического пространства) и понятийного аппарата как инструментария этой науки. Трудность определения предмета политологии сегодня состоит в том, что многие авторы стремятся ответить на вопрос: Что есть наука политология? А проблема, думается, лежит несколько в другой плоскости. Необходимо сосредоточить внимание на том, что политология делает, выделяя главное, из чего постепенно складывается эта наука (подходы, методы, понятия, модели), ее основные элементы, чтобы последние можно было, затем применять к анализу политической действительности, изучая политику, власть, политическую систему в их конкретной форме.

Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества. Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

В процессе становления и развития политической науки оформились различные теоретические подходы к изучению политики. Они определяются термином "парадигма", введенным в научный оборот в 20-е гг. прошлого столетия американским историком науки и философии Т. Куном.

Основные парадигмы политологии - теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Суть теологической парадигмы состоит в объяснении политики и власти божественной волей. Ее возникновение связано с ранними этапами теории, когда человечество не имело рациональных представлений о политике.

Натуралистическая парадигма ориентируется на обусловленность политики географической средой, биологическими и психическими качествами людей.

Социальная парадигма истолковывает политику как производную других сфер жизни общества - экономики, социальной структуры, права, культуры, этики.

Рационально-критическая парадигма ориентируется на выявление важнейших элементов политики, раскрытие ее противоречивости и конфликтогенности.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день борется за статус самостоятельности, несмотря на, казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, что в политике является политическим.

Политология как самостоятельная научная дисциплина имеет свой категориальный аппарат и систему методов познания политической действительности. Рассмотрим их.


Методы политологии


Общепризнано, что методы исследования - это средства анализа, а также способы проверки и оценки теории. Некоторые авторы считают, будто не существует специфических политологических методов, что исследование политической жизни характеризуется определенной эклектичностью, симбиозом методики гуманитарных исследований и техники эмпирических исследований. Правда, какая из общественных наук может претендовать на чисто свои методы. Известное течение в политологии - эмпирико-аналитическое (сциентистское - представление о единстве наук), основано на такой позиции: всем наукам свойственны одни и те же научно-логические эмпирико-аналитические критерии.

Методов познания действительности довольно много. Существует и их классификация. Говорят, например, о методике экспериментов, о методах обработки эмпирических данных, методах построения научной теории, методах изложения научных результатов. По другой классификации, методы делятся на философские, общенаучные и специально-научные. Так, методы, имеющие общенаучный характер - это сравнение, анализ и синтез, обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, индукция и дедукция, наблюдение. Есть и иная классификация. Она опирается на различие методов качественного и количественного изучения реальности. Образно говоря, методы можно квалифицировать и по такому признаку: с птичьего полета, с горы и из мышиной норы (Л. Гумилев). В настоящее время углубление взаимосвязи наук приводит к тому, что результаты, модели и методы одних наук все более широко используются в других, конкретизируясь в каждой отдельной науке.

В политологии представляется возможным разделить методы на две группы: традиционные и новые. К первой группе относятся следующие.

Исторический метод. Важность применения в политическом анализе исторического метода в огромной степени обусловлена потребностями политической практики, ибо своевременное и правильное его применение позволит избежать проявлений волюнтаризма и субъективизма в политике. Кроме того, точное и полное отражение истории изучаемого политического явления, события предполагает также воспроизведение конкретных черт и специфических особенностей, присущих им в конкретных исторических условиях.

Метод сравнения. С точки зрения формальной логики всякое сравнение это действие, направленное на установление признаков сходства или различия двух или более сопоставимых событий, явлений, так как кто знает одно, не знает ни одного. Известно и высказывание Юма: Если хотите знать греков и римлян - изучайте англичан и французов. Сравнительный метод в политике ориентирует прежде всего на раскрытие общих черт политической жизни разных стран, народов и эпох. Однако только этим он ограничиться не может, так как в политике мы имеем дело с системами особой сложности. К примеру, в политике, как нигде, большое значение имеют такие подвижные переменные, как личность лидера, динамика политических ситуаций, процессов, соотношение и расстановка политических сил; как участников политических событий, характер внешних и внутриполитических конфликтов, разработка, принятие и реализация политических решений, поведение избирателей и др. Поэтому сравнительный метод не может фиксировать лишь общие черты политических систем, режимов, а должен выявлять и специфику их функционирования и развития.

Системный подход. В настоящее время он занимает одно из ведущих мест в научном познании вообще. Наиболее широкое применение системный подход находит при исследовании сложных развивающихся объектов - многоуровневых, как правило, самоорганизующихся. К ним, в частности, и относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Например, среди политических институтов важное место принадлежит государству. При его анализе основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри государства (системы), так и в его взаимоотношениях с внешним окружением (другими политическими институтами внутри страны, государствами). Государство структурно представлено многими элементами. Среди них основным является аппарат управления, состоящий, в свою очередь, из сотен элементов. Системный подход в политологии одним из первых применил Д. Истон (США). Подробно его концепция изложена в теме "Политические системы".

Структурно-функциональный анализ. Используя структурно-функциональный подход, политолог определяет важнейшие структуры и пытается проследить их функции или же анализирует определенные действия в обратном порядке - вплоть до структур, породивших их, не руководствуясь при этом какой-то конкретной связью между данной структурой и функциями. Цель структурно-функционального анализа состоит в количественной оценке тех изменений, к которым данная система может приспособиться не в ущерб своим основным функциональным обязанностям

Метод моделирования. Потребность в этом методе возникает тогда, когда исследование реального политического явления, события невозможно или затруднительно, слишком дорого или требует длительного времени. Модель здесь выступает как аналог реального политического объекта. Моделированию подлежат: какой-либо механизм политической системы (скажем, механизм реализации политической власти) или же процесс (к примеру, процесс принятия решений), либо отдельный фрагмент функционирования системы (предположим, управление ею), институты, их элементы или объединения (государство, его органы, политический режим конкретно), взаимодействие с другими политическими системами (международные отношения) и т.п.

Кроме традиционных методов, политология использует и свои средства познания политической реальности. К ним относятся следующие.

Группа бихевиористских методик. Бихевиоризм (от англ. behaviourism поведение) в качестве объекта исследования рассматривает политическое поведение индивидуумов в различных ситуациях: при проведении выборов в условиях конкуренции разных партий; при принятии политического решения и др. Цель исследований - в построении системной эмпирической модели. Исследование политического поведения личности направляется на поиск всей эмпирической информации (измерение) с помощью непосредственных наблюдателей (участвующих) или опосредованно.

Теория групп. В соответствии с его теорией, главное - это не общность позиций, а взаимодействие внутри группы на основе тех взглядов, которые разделяют члены группы. Это взаимодействие является ключом к пониманию групп интересов.

Групповую теорию политики кратко можно изложить следующим образом: политика - процесс авторитетного распределения социальных ценностей - это достигается с помощью принятия решений; решения - продукт деятельности; любая деятельность не изолирована от прочих ее видов, и совокупность последних характеризуется общей тенденцией в отношении принятия решений; многообразие видов деятельности обусловлено деятельностью групп, поэтому борьба между группами (за интересы) определяет принятие тех или иных решений. Группа и интерес неразделимы. Принятие решений является результатом деятельности организованных групп, вторгающихся в процесс выработки и принятия решений. Поэтому политическая реальность кроется в постоянной борьбе за власть и влияние между группами.

Итак, группы воздействуют на политическую деятельность и процессы. Это воздействие необходимо исследовать, изучать в свете целого ряда факторов: общенационального или регионального характера групп; их универсальности или специфичности; их структуры и членства; их лидеров и ресурсов, методов мобилизации общественного мнения; их взаимоотношений с политическими партиями и другими квазиобщественными институтами; по степени внутренней автономии и характеру внутренней организации.

Метод политической коммуникации. Коммуникация - передача смысла с помощью символов. Это процесс, посредством которого лицо или группа (лиц) дает знать другому лицу или группе (лиц) о своем отношении к конкретному вопросу. Коммуникация осуществляется посредством произведений живописи, музыки, математических символов, художественных произведений, жестов, мимики и т.д.

Теория игр и метод принятия решений. В политологии теория игр представляет большую ценность. На уровне политической философии формальные игровые модели помогают исследованию таких категорий как власть, свобода, равенство. С точки зрения изучения бюрократического процесса они полезны при исследовании коммуникации, информатизации, а также централизации и децентрализации. Модели (игровые) также способствуют постановке вопросов, связанных с общественной и политической стабильностью. Теория игр помогает ответить на вопрос о достоверности, адекватности формальных рациональных моделей поведения политического лидера. В изучении процесса политических переговоров и достижения соглашений, они помогают выявить значение таких понятий как, например, угроза.

Составной частью теории игр является метод принятия решений. В любой политической системе имеются лица или организации, принимающие решения. Они составляют элиту данной политической системы. В то же время бывают ситуации, когда официальные институты превращаются в марионеток и ответ на вопрос - кто принимает решения - не так прост. В подобных случаях следует выявить конкретные лица, которые контролируют или оказывают влияние на формальные институты, принимающие решения.

В политологии представляется целесообразным разграничение методов и методик. Политология стремится не только описать и объяснить политические феномены, но и ориентируется на действие, на организацию современной общественной жизни. Есть, однако, мнение, что по мере развития политологии, все больше используются количественные методы исследования, происходят изменения в ее языке. Это затрудняет восприятие общественностью ее результатов. В связи с этим существует некоторое недоверие к выводам и рекомендациям политологов.

политология общество наука

Функции политологии


Само понятие функция (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу - классических теоретических функций. В нее входят:

) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос что и как делается? ;

) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос почему делается так, а не иначе? ;

) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

Одна из целей науки - прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий. Заметим, что определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества не входит в функцию политологии (это прерогатива науки прогностики).

Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

) методологически оценивающая. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований;

) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и соседа.

Третья группа функций - реализуемые за пределами науки:

) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - как и почему? Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса - для чего? Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий. Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, роль которой сегодня в политической модернизации России неуклонно возрастает.

Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе.

Круг вопросов политического знания довольно широк и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них, присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным.

Поэтому политология как и любая общественная наука, если она хочет предотвратить дезинтеграцию или утрату своего структурного единства, сохранить и повысить свое научное и практическое значение, обязана постоянно уточнять свой предмет, категориальный аппарат (язык науки), методы и функции.


Заключение


Заканчивая работу, хочется подчеркнуть, что разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и так далее. Неопределенность и размытость границ политологии дополняются разнообразием социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования. И, тем не менее, нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей стране, обостренный интерес к ее проблемам со стороны ученых самых разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут преодолены.

Политология тесно связана с жизнью общества. Как и всякая другая наука, политология появилась вследствие определенных общественных потребностей и потому ее развитие, разработка той или иной проблематики направлено на удовлетворение этой потребности. Общественное предназначение политологии определяется теми функциями, которые она выполняет для индивида и общества и которые можно свести к трем основным:

во-первых, познавательной, связанной с процессом исследования и проникновения в механизм и закономерности политической жизни, а также описания, объяснения и оценки тех или иных ее событий и явлений.

Политология во всех своих структурных отраслях, на всех уровнях исследования обеспечивает, прежде всего, прирост знания о различных областях политической жизни, раскрывает закономерности и перспективы политических процессов. Этому служат как теоретические изыскания, вырабатывающие принципы познания политических явлений, так и непосредственно исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни;

во-вторых, с познавательной функцией тесно связана функция рационализации общественной жизни. Политическая наука дает объяснение и истолкование сложных политических процессов, раскрывает рациональный механизм этих процессов как взаимодействие человеческих целей, интересов, амбиций и так далее. Благодаря этому политические действия приобретают ясный и доступный сознанию индивида характер.

в-третьих, практическая направленность политологии выражается и в том, что она способна вырабатывать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития политической жизни общества. В этом проявляется прогностическая функция политологии. Политология способна дать:

долговременный прогноз о диапазоне возможностей политического развития той или иной страны на данном историческом этапе;

представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупномасштабного политического действия;

рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковременные прогнозы о развитии политической ситуации в стране или регионе, перспективах и возможностях тех или иных лидеров, партий и так далее.

Политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, обеспечивается необходимая информация, формируется социальная, национальная и оборонная политика правительства, предотвращаются и разрешаются социальные конфликты.


Список использованных источников


1.Лукьянов В.Ю. Политология. - СПб: СПбГУ ИТМО, 2007

.Малетин С.С. Политология. - Новосибирск, 1998

.Пронин Э.А. Политология. - М.: МИЭМП, 2005. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Полифункциональность политической науки обусловила возникновение различных отраслей политологии. К таким отраслям традиционно относят: теорию политики, сравнительную политологию и прикладную политологию.

Теория политики представляет собой отрасль, в рамках которой создаются концепции, модели и образы политической действительности. Целью исследований является выявление каузальных связей и построение теорий, описывающих политические процессы и претендующих на объяснение причин политических явлений.

Сравнительная политология также является отраслью политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются общие черты и специфические различия разнообразных групп политических объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах Аристотеля, Полибия, Цицерона можно найти черты сравнительных исследований. В более поздние периоды сравнительный метод применялся Ш.-Л. Монтескье, А. де Токвилем и др. В конце XIX - начале XX в. появились работы, ориентированные на сравнительный анализ отдельных политических институтов. В период между Первой и Второй мировой войнами сравнительные исследования были ориентированы на выявление индивидуальных черт различных государств, их политических институтов, сопоставление функций различных политических структур, политических норм и процедур. Сравнительная политология этого периода опиралась на исторический, правовой, описательный и институциональный методы. Однако такой подход страдал формализмом, статичностью и описательно-стью, поскольку ограничивался лишь описанием политических норм, процедур, конституционного права различных государств, оставляя без внимания условия функционирования политической системы и неформальные политические процессы. В сферу сравнительного анализа попадали в основном лишь западноевропейские страны и США. Только после Второй мировой войны в исследовательское поле сравнительной политологии были включены развивающиеся страны. Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям, как групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т. д. Существует несколько разновидностей сравнительных исследований: кросснациональное сравнение ориентировано на сопоставление государств друг с другом; сравнительно ориентированное описание отдельных случаев (case studies); бинарный анализ, основанный на сравнении двух (чаще всего похожих) стран; кросскультурные и кроссинституциональные сравнения, нацеленные соответственно на сопоставление национальных культур и институтов. Сравнительная политология играет значительную роль в структуре политической науки.

Прикладная политология - отрасль политологии, в рамках которой изучаются конкретные политические проблемы и ситуации, осуществляется выработка практических рекомендаций относительно действий и мер, направленных на решение практических социальных и политических задач по реформированию и изменению организаций, институтов и социальных групп, разрабатываются политические технологии и определяются способы их применения. Основные усилия исследователей в области прикладной политологии направлены на разработку и применение методов политического анализа для исследования конкретных политических ситуаций, изучение процессов принятия решений, выработку и применение технологий политического воздействия. Прикладная политология непосредственно связана с практикой государственного управления, выработкой политической стратегии и тактики политических партий, урегулированием политических конфликтов, проведением избирательных кампаний.