Штурм ада. Всех ли вывел из ада Христос? Иисус, когда был мертв — три дня проповедовал в аду

  • «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1Пет. );
  • «Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом» (1Пет. );
  • «Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А „восшел“ что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. ).
  • Из пророчеств о сошествии во ад выделяют:

    • слова самого Христа, обращённые к ученикам: «как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи » (Мф. );
    • ветхозаветные пророчества: «Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов. ), «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. ), «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. ), «…медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; и отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства» (Ис. ).

    Значение сошествия во ад в христианстве

    Христианская традиция, по мнению епископа Илариона (Алфеева) , из анализа этих библейских текстов делает следующие выводы:

    1. Учение о сошествии Христа во ад является неотъемлемой частью догматического Предания Церкви;
    2. Факт самого сошествия никем из отцов церкви не оспаривался, однако существовали различные мнения о том, кто был выведен Спасителем из ада: все находившиеся там люди или только ветхозаветные праведники. Также различались и мнения о том, к кому в аду была направлена проповедь;
    3. Христос, сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад. В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада, с уточнением, что смерть и ад продолжают существовать постольку, поскольку этому способствует злая воля людей. В западной традиции крестная смерть Христа воспринимается как нанесение ущерба аду, но не его уничтожение.

    В христианстве сошествие во ад завершило искупительную миссию Иисуса Христа и явилось пределом уничижения Христа и в то же время началом его славы. Согласно христианскому вероучению, Иисус своим вольным страданием и мучительной смертью на кресте искупил первородный грех прародителей и даровал силу бороться с его последствиями их потомкам. Таким образом, учение Церкви рассматривает сошествие во ад как неотъемлемую часть искупительной жертвы Христа. Церковь считает, что души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву , были выведены Христом из ада в райские обители (где до этого времени были только Илия , Енох и благоразумный разбойник). По учению Церкви человеческая душа Иисуса в глубинах ада проповедовала и душам умерших грешников (до сошествия Христа, в аду уже вели евангельскую проповедь Симеон Богоприимец и Иоанн Креститель ).

    По апокрифическим сказаниям

    Наиболее подробно тема посещения Иисусом преисподней раскрывается в апокрифической литературе. Из данных сочинений можно выделить:

    • «Вознесение Исаии» (раннехристианская переработка иудейского апокрифа II века до н. э.). Полный текст сочинения сохранился только в эфиопской версии, но главы 6-11 сохранились также в латинской и славянской (староболгарской) версиях. Данный апокриф содержит следующий фрагмент о сошествии Иисуса Христа в ад:
    • «Евангелие от Петра » (первая половина II века) содержит описание видения стражи у гроба Христа:
    • «Вопрошания Варфоломея» (или «Евангелие Варфоломея»). Апокриф сохранился в полной версии только на греческом языке, известны также его отрывки на коптском, сирийском, латинском и славянском языках. Создание текста относится к промежутку между II и VI веками. В тексте содержится ответ Христа на вопрос апостола Варфоломея о событиях, произошедших после его крестной смерти:

    В тексте приводится также разговор между адом, смертью и Велиаром, оказавший непосредственное влияние на христианскую церковную гимнографию (данный гимнографический сюжет присутствует у Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца).

    Евангелие от Никодима

    Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима » (III век). Данный апокриф оказал огромное влияние на формирование церковного учения по данному вопросу, а также на его иконографию. В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы ».

    В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад » рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня » и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада. Ад в рассказе является одушевлённым существом: «отвещав же ад глаголя », «рече ад ко диаволу ».

    Силы небесные, стоя перед вратами ада, многократно обращаются к нему говоря: «…возьмите врата вечная и внидет Царь Славы », а на вопрос ада кто является этим царём отвечают: «Господь крепок и силен, Господь силен в брани ». Приход Христа производит панику, и ад в страхе говорит дьяволу, называемому «треглавниче и вельзауле преокаянне », что ему пора выйти и бороться с Христом и его войском. Но дьявол в страхе отвечает: «помилуй мя аде, брате мой, не отверзай ему врат… подвигнися мене ради, аще и поруган будеши ». Но врата не выдерживают и «падоша сами » повергают ад в плач. Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий ».

    В аде Христа встретили ликующие «святии пророцы и праведницы » и пророк Давид , играющий на гуслях и воспевающий победу Бога над адом. Все они были выведены Христом из ада.

    Богословское толкование

    Рассмотрение догмата о сошествии Христа в ад имеется в трудах ряда отцов церкви , которые рассматривали эту тему прежде всего в контексте учения об Искуплении .

    Раннехристианские авторы

    Тема сошествия Христа в ад присутствует в сочинениях христианских авторов, начиная со II века. Из ранехристианских авторов об этом писали Поликарп Смирнский , Игнатий Богоносец , Иустин Философ , Мелитон Сардийский , Ипполит Римский , Климент Александрийский , Ориген и Тертуллиан . Первые авторы в основном развивали тему воскрешения Христом ветхозаветных праведников, однако начиная с Мелитона Сардийского (ум. ок. 190 года) в богословскую традицию входит утверждение, что

    В сочинениях Ипполита Римского (ум. ок. 235 года) уже содержатся упоминания о проповеди в аду Иоанна Предтечи и о сокрушении Христом ада: «привратники ада, увидев Тебя, убоялись, и сокрушились врата медные, и вереи железные сломались, и се, Единородный вошел [туда] как душа к душам, Бог Слово одушевленное; ибо тело лежало во гробе и отнюдь не было лишено Божества; но, даже во аде пребывая, сущностью Он был со Отцом и таким образом был и в теле и во аде ».

    Ориген

    Из богословов первых веков христианства наиболее часто тема сошествия во ад присутствует в сочинениях Оригена (ум. в 254 году). Он рассматривает следующие аспекты данного вопроса:

    Особо в своём толковании на Послание к Римлянам Ориген рассматривает вопрос разрушения Христом ада и его победы над дьяволом. Он считает, что диавол был побеждён Христом и лишён своей власти, но так как только при втором пришествии дьявол должен быть повержен окончательно, то Ориген называет его «не столько царствующим, сколько разбойничающим » (лат. non tam regnari, quam latrocinari ).

    Иоанн Златоуст

    Златоуст в своих трудах неоднократно обращался к вопросу сошествия Христа во ад. Он особо подчеркивает, что сошествие Христа во ад было предсказано ветхозаветными пророками:

    Не умолчали пророки и о том, что Господь, сошедши во ад, приведет его в смущение, исполнит смятения и страха, и сокрушит твердыню его. Об этом Давид говорит так: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечныя, и внидет Царь славы (Пс. ); а Исаия говорит другими словами: врата медяная сокрушу, и вереи железныя сломлю, и дам ти сокровища темная сокровенная: невидимая отверзу тебе (Ис. ), разумея здесь ад .

    Святитель Иоанн часто возвращается к образу «медных врат » из пророчества Исаии . При этом он всегда акцентирует внимание, что Христос не «открыл врата медные », но «сокрушил врата медные ». Этим он показывает, что сошествием Христа во ад последний стал бесполезен - «…стража сделалась немощной. Где нет ни двери, ни засова, там, даже если кто и войдет, не удерживается. Итак, когда Христос сокрушит, кто другой сможет исправить? ».

    Основной идеей Златоуста является, что сошествием Христа во ад полностью была истреблена сила смерти - «Им сила смерти разрушена », но при этом замечает, что это не означает, что «истреблены грехи умерших прежде пришествия Его ». Вопрос о том, кого вывел Христос из ада, у Златоуста решается однозначно: освобождены были только те, кто веровал в истинного Бога.

    К одним из самых ярких сочинений святителя, в котором он говорит о сошествии Христа в ад, относится его «Огласительное слово на Пасху ». В нём Иоанн Златоуст в торжественной форме воспевает победу Иисуса над адом и смертью:

    Евсевий Кесарийский

    Им приводится рассказ о проповеди апостола Фаддея эдесскому царю Авгарю , в котором апостол рассказывает царю о Христе: «…Он смирил Себя и умер, как распят был и сошел во ад, сокрушил ограду, от века неразрушимую, потом воскрес и совоздвиг мертвых, почивавших от начала мира, как сошел один, а восшел к Своему Отцу с великим множеством людей ».

    Григорий Богослов

    В его знаменитом «Слове на Пасху » (которое длительное время читалось в этот праздник, пока не было замено аналогичным творением Иоанна Златоуста) он так говорит о сошествии Христа в ад и о совершенном там им деле спасения: «Сегодня спасение миру - как видимому, так и невидимому! Христос [воскрес] из мертвых - восстаньте с Ним и вы; Христос [взошел] к Себе - восходите и вы; Христос [вышел] из гробов - освобождайтесь от уз греха. Врата ада отверзаются, и смерть истребляется, и ветхий Адам отлагается, и новый совершается. Если кто во Христе новая тварь, обновляйтесь… Пасха Господня, Пасха, и снова скажу „Пасха“ в честь Троицы. Она для нас праздников праздник и торжество торжеств… ».

    В трудах Григория Богослова есть и стихотворные творения, посвященные победе Христа над адом:

    Сегодня великий Христос от мертвецов, с которыми смешался,
    пробужден, и отразил жало смерти,
    и мрачные затворы унылого Аида
    сокрушил и душам даровал свободу.
    Сегодня, от гроба воспрянув, явился Он людям,
    ради которых родился, ради которых умер и пробужден из мертвых,
    чтобы мы, возрожденные и избежавшие смерти,
    восхищены были вместе с Восходящим.
    Сегодня светозарный и великий возрадовался хор
    ангельский, воспевая победную песнь .

    Григорий Богослов. «О самом себе»

    Протестантские богословы

    Вопрос о сошествии Иисуса Христа в ад и о роли данного события в спасении им людей рассматривался и протестантскими богословами. Мартин Лютер в своей проповеди в Торгау в 1533 году , основываясь на Священном Писании , обосновал данный догмат и отметил, что вся полнота Христа (то есть и божественная и человеческая природа) сошла в ад. Догмат о сошествии Христа в ад был включён в Аугсбургское исповедание (1530 год), самый ранний из официальных вероисповедальных документов лютеран .

    После смерти Лютера среди его последователей возникли споры - к чему отнести сошествие Христа в ад: к продолжению его страданий или к триумфальному Воскресению . Для разрешения этих споров в Формуле согласия было дано следующее определение:

    Литургика

    В Православной церкви

    Тема сошествия Христа в ад широко используется Православной церковью в богослужебных текстах Октоиха , постной и цветной триодей .

    В Октоихе сошествие во ад является одной из центральных тем, которая тесно переплетается в песнопениях с крестной смертью Христа и его Воскресением :

    Богослужебные тексты цветной триоды, которые начинают использоваться с Пасхальной полунощницы, наполнены радостью Воскресения Христова, однако затрагивают тему его сошествия в ад. В цветной триоди содержится одно из самых известных песнопений на данную тему:

    В Католической церкви

    Упоминание о сошествии Христа в ад содержится в древнем Апостольском Символе веры , который широко используется в католической богослужебной и молитвенной практике:

    В толковании на Апостольский Символ веры Катехизис Католической Церкви говорит:

    В богослужении латинского обряда тема сошествия Христа в ад используется в пасхальный период . В гимне провозглашения Пасхи, который завершает Литургию Света, первую часть богослужения навечерия Пасхи, поётся:

    В день Воскресения Христова утреня Литургии часов содержит древний торжественный гимн «Восток оделся пурпуром» (лат. Auróra lucis rútilat ) в котором говорится:

    Тема схождения Христа в ад и освобождения им томящихся там душ звучит также в многочисленных пасхальных гимнах и песнях.

    Иконография

    В православной иконописи сюжет «Сошествия во ад» , сопровождаемый греческой надписью «Η ἀνάστασις», являлся одновременно изображением Воскресения Христова, что закономерно вело к его популярности и сделало обязательным сюжетом храмовой декорации. Место данной иконы в иконостасе было в 12-частном праздничном цикле, миниатюры с неё помещались на окладах напрестольных Евангелий в окружении ликов четырёх евангелистов. Иконография «Сошествия во ад» сложилась к X веку . К ранним примерам изображения Сошествия во ад относятся миниатюры Хлудовской Псалтыри (IX век).

    На иконах пишутся обломки сокрушённых Иисусом ворот и разбитые им замки (эти сломанные створки складываются в подобие креста андреевского типа). Под ногами Иисуса на поверженных вратах ада изображается Сатана , закованный в цепи, в ранних византийских миниатюрах изображённый в виде Силена . Кроме того, встречается персонифицированная человеческая фигура Ада, который также может попираться ногами Иисуса, и удерживать одновременно встающего из саркофага праотца Адама. Сам ад, как пекло, на иконах обозначается символическим разломом земли, за которым приоткрываются невидимые тайные адские бездны - мрачное пространство преисподней. Таким образом, икона обычно делится на три зоны: ад, не от мира сего, и пространство, куда выведены праведники.

    На некоторых иконах Христа окружает множество ангелов - персонификаций христианских добродетелей, которым соответствует множество бесов, олицетворяющих грехи. Их фигуры могут быть подписаны говорящими именами (к примеру, «Смирение», «Счастье», «Чистота» или же «Смерть», «Ненависть», «Неразумье») Ангелы могли держать в руках молотки - это означало, что они заковывали Сатану. Или же он может быть связан верёвками.

    Изредка этот сюжет мог совмещаться с изображением жен-мироносиц у гроба Господня , и еще реже - с изображением Страшного суда .

    1. нарративный тип, с Христом, идущим навстречу Адаму;
    2. ренессансный , со Христом, влекущим Адама за собой. Эта иконография рождается в начале IX века на базе нумизматических моделей IV-V веков, где место Христа занимала фигура императора, протягивающего руку освобождаемым пленникам;
    3. гимнологический (догматический), с фронтальным изображением Христа фронтально и прямолично, с распростёртыми руками, в ореоле света как «Солнце правды», в мандорле . Появляется с IX века, происхождение этого типа объясняется влиянием литургической поэзии и текстами служб на Великую Субботу и Пасху . Он также связан со служебными Псалтирями и Пасхальным каноном Дамаскина («Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы» (Пс. ); вечерня Пасхальной службы);
    4. синтетический .

    Стоит отметить иконы двух выдающихся русских иконописцев - Рублева и Дионисия , а также фрески, в частности, в Мироже .

    Среди произведений строит отметить клеймо «Маэсты » Дуччо , картины Джотто , Себастьяно дель Пьомбо , Якопо Беллини , Фра Беато Анджелико , Алонсо Кано , Иеронимуса Босха , гравюру Дюрера , а также картину Пола Сезанна . Следует отметить, что в западном искусствознании обычно употребляется термин «Христос в лимбе » (Christ in Limbo), точно обозначая конкретный круг ада, куда спустился Иисус. На этих полотнах Иисус либо склоняется над провалом в земле, либо (в ранних произведениях, а также средневековых миниатюрах), ад изображен в виде пасти гигантского левиафана , наполненной людьми.

    Сошествие в ад в других культурах

    Бог или герой , спускающийся в подземное царство, чтобы вернуть оттуда умершего, - хорошо известный сюжет античной мифологии:

    Здесь внове был тогда я,
    Когда нисшел могучий Посетитель,
    Победоносным знаменем сияя.
    С ним отошли Адам, наш прародитель,
    И Авель , сын его, и Моисей ,
    Народа вождь и Господа служитель,
    Ной , Авраам , Давид - пример царей…
    А ведать надо, что до тех святых
    На свете не было души спасённой.

    Данте Алигьери. «Божественная комедия »

    В искусстве

    Литература Кинематограф
    • «Сошествие в ад » (художественный фильм). Режиссёр Франсис Жиро, .

    См. также

    Примечания

    1. Ад (Энциклопедия «Религия»)
    2. Пасха - путь из ада, или почему в Православной Церкви нет иконы Воскресения Христа
    3. Епископ Иларион (Алфеев). (Новый Завет, апокрифическая литература, раннехристианская гимнография)
    4. Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Богословская значимость догмата о сошествии Христа во ад)
    5. Успенский Л. А. Воскресение Христово // Журнал Московской патриархии, 1996 г № 4-5
    6. Сошествие во ад. Информационный сайт Казанской епархии
    7. Рай // Нюстрем Э. Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный), 1868 г.
    8. Евангелие от Никодима
    9. Цитируется по: Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Апокрифическая литература)
    10. Евангелие от Петра (сохранившийся отрывок)
    11. Здесь и далее цитаты по изданию: Страсти Христовы . Единоверческая типография, 1901 г.
    12. Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции
    13. Мелитон Сардийский. О душе и теле и страстях Господних
    14. Цитируется по Епископ Иларион (Алфеев). Христос - Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции (Восточные Отцы II-III веков)
    15. Тертуллиан. О душе . 55
    16. Ориген. Против Цельса . 2,43
    17. Ориген. Беседы на Книгу Бытия . Гл. 15
    18. Ориген. Беседы на Матфея-Евангелиста . 12,13
    19. Ориген. Толкование на Послание к Римлянам . 5,1
    20. Иоанн Златоуст. Рассуждение против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог
    21. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте
    22. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея-Евангелиста
    23. Иоанн Златоуст. Огласительное слово на Пасху
    24. Евсевий Кесарийский. Церковная история . 1, 13.
    25. Григорий Богослов. Слово 45:1-2 .
    26. Юджин Клуг. «Происхождение Формулы Согласия » (Дискуссия о сошествии Христа в ад)
    27. «Он также сошел в преисподнюю и воистину воскрес в третий день » (Аугсбургское исповедание, артикул III: О Сыне Божьем)
    28. Формула Согласия. IX, 4
    29. Жан Кальвин. Наставление в христианской вере (глава XVI. О том, как Иисус Христос ради нашего спасения исполнил миссию Посредника, и о его смерти, воскресении и вознесении)
    30. Текст 39 Статей по Книге общих молитв 1662 года
    31. Октоих. Воскресение, глас 1. Канон утрени, песнь 8; вариант перевода: «Во вратах и крепостях ада Ты, Христос, упразднил адское мучение и страдание ».
    32. Октоих. Воскресение, глас 1. Утреня, стихиры на хвалитех; вариант перевода: «Когда Ты пригвоздился на древе креста, власть врага была умерщвлена… а ад был пленен Твоей властью; мертвых Ты воскресил из могил, а разбойнику открыл рай ».
    33. Октоих. Суббота, глас 1. Канон утрени, песнь 1; вариант перевода: «Своей смертью Ты, о, Бессмертный, сокрушил врата и засовы смерти ».

    Был ли Иисус в аду между Своей смертью и воскресением?

    Находилась ли душа Иисуса в аду в отрезке времени между Его смертью и воскресением? Относительно этого вопроса существует немалое замешательство. Эта идея первоначально происходит от апостольского вероучения, которое утверждает: «Он снизошел в ад». Существует еще несколько библейских стихов, которые, в зависимости от их перевода, описывают Иисуса, спускающегося в «ад». Исследуя этот вопрос, важно, прежде всего, понимать, что Библия говорит о «царстве» мертвых.

    В древнееврейском оригинале слово, использующееся для описания царства мертвых, звучит как «шеол». Оно просто означает «место мертвых» или «место умерших душ/духов». Греческое слово, используемое в отношении ада в Новом Завете, звучит «гадес», и также обозначает «место мертвых». Другие новозаветные тексты отмечают, что шеол/гадес – это временное место, где души пребывают в ожидании окончательного воскресения и суда. Откровение 20:11-15 проводит четкое различие между этими двумя понятиями – «ад» и «гадес». Ад (озеро огненное) является постоянным и окончательным местом суда грешников, в то время как гадес является местом временного пребывания. Поэтому, нет – Иисус не был в «аду», потому что это место появится в будущем, после окончательного Божьего суда (Откровение 20:11-15).

    Шеол/гадес разделен на два отделения (Матфей 11:23; 16:18; Лука 10:15; 16:23; Деяния 2:27-31), отведенные для спасенных и грешников. Обиталище спасенных называется «Раем» или «лоном Авраамовым». Места пребывания спасенных и нечестивых душ разделены «великой пропастью» (Луки 16:26). Когда Иисус вознесся на Небо, Он забрал обитателей Рая (верующих) с Собой (Ефесянам 4:8-10). Грешники же остались в прежнем месте шеола. Все умершие неверующие направляются туда, ожидая своего окончательного суда в будущем. Был ли Иисус в шеоле/гадесе? Да, в соответствии с Ефесянам 4:8-10 и 1 Петра 3:18-20.

    Некоторое замешательство возникает из-за таких текстов, как Псалтирь 15:10-11: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни…» Слово «ад» в этом стихе переведено неверно. Правильный вариант перевода должен звучать как «могила» или «шеол». Спустя много лет Иисус сказал на кресте вору, висящему возле Него: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лука 23:43). Его тело находилось в могиле, а Его душа отправилась в отделение шеола/гадеса для спасенных. После этого Он забрал из Рая всех умерших праведников с Собой на Небеса. К сожалению, во многих переводах Библии переводчики непоследовательны или ошибаются в переводе еврейских и греческих слов, означающих «шеол», «гадес» и «ад».

    Некоторые полагают, что Иисус был в «аду» или в части шеола/гадеса, отведенной для грешников, чтобы нести дальнейшее наказание за наши грехи. Эта идея абсолютно не соответствует Библии! Его смерти на кресте и Его страданий за нас было достаточно, чтобы обеспечить наше спасение. Его пролитая кровь совершила наше очищение от греха (1 Иоанна 1:7-9). Вися там, на кресте, Он принял на Себя бремя грехов всего человечества. 2 Коринфянам 5:21 свидетельствует: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Это бремя греха, возложенное на Иисуса на кресте, помогает нам понять Его борьбу в Гефсиманском саду.

    Иисус воскликнул, вися на кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Марк 15:34), когда из-за грехов, вылившихся на Него, был отделен от Отца. Испуская дух, Он промолвил: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой». Он понес эти страдания вместо нас, после чего Его душа/дух отправилась в райскую часть гадеса. Он не был в аду, так как Его страдания окончились в момент Его смерти. Плата за грех была оплачена сполна. В то время Он ожидал воскрешения Своего тела и Своего славного вознесения. Так был ли Иисус в аду? Нет. Был ли Он в шеоле/гадесе? Да.

    Сошествие Христа в ад упоминается во многих религиозных текстах. Этот эпизод нашел свое отражение и в иконописи. Но как же Иисус оказался в аду? А, главное, зачем он туда спустился?

    Как Христос попал в ад?

    Согласно Библии, за грехопадения и отступления людей от Бога, долгое время дорога в рай была закрыта как для грешников, так и для праведных. Все люди, независимо от их поступков, совершенных при жизни, после смерти попадали исключительно в ад. Примечательно, что праведники имели в преисподней отдельное место, называемое Авраамово лоно. Некоторые богословы, как, например, Игнатий Брянчанинов, считают Авраамово лоно неким филиалом небес в аду.
    Монах Симеон Новый Богослов пишет «некогда Христос Бог наш после того, как повешен был на кресте и пригвоздил на нем грех всего мира, сошел в преисподняя ада, потом поднявшись из ада, опять вошел в пренепорочное тело Свое и тотчас воскрес из мертвых и затем, наконец, вознесся на небеса с силою и славою многою, скончался, спустился в преисподнюю, а потом, поднявшись оттуда, снова «вошел в пренепорочное тело Свое и воскрес»».

    Что Иисус делал в аду?

    Спустившись в ад, Христос таким образом подтвердил предсказание пророка Исаии: «На живущих в стране тени смертной (в преисподней) свет воссияет». Зная об этом пророчестве, мертвые ждали Мессию. Потому как, согласно христианскому учению, Иисус перенес мученическую смерть не только ради живых, но и ради мертвых.
    Перед тем, как войти в преисподнюю, Христос, как пишет Иоанн Златоуст, разрушил медные адские ворота. Тем самым Спаситель полностью сокрушил саму смерть и открыл людям дорогу в рай.
    При этом Златоуст утверждает, что грехи людские остались при них же. Для того, чтобы грешники покаялись, а незнающие познали Бога, Христос читает проповедь душам умерших. «Иисус «сошед, проповедовал» — пишет апостол Петр.

    Греческий богослов Кармирис утверждал, что Мессия читал проповедь для всех, чтобы каждый имел возможность спастись: «Проповедь Спасителя простиралась на всех без исключения и спасение было предложено всем», праведным и грешникам, иудеям и иноверцам. Фома Аквинский предполагал, что та проповедь не являлась обличительной и осуждающей, а только радостной благой вестью о возможности спасения.

    Кого Христос взял на небеса?

    Уничтожив смерть, Иисус отправился туда, где ему и следовало быть, то есть в рай. Однако ушел он из ада не один. Святитель Григорий Богослов так говорит о Спасителе: (Иисус) «погребается, но восстает, нисходит в ад, но возводит из него души».
    Христианский комментатор Маркион Синопский утверждал, что Христос полностью опустошил ад, то есть вывел оттуда всех, кто там находился. Однако другой богослов Ириней Лионский заявил, что Спаситель вывел из преисподней только тех, кто обрел веру и покаялся в грехах. С ним согласны и большинство представителей христианского учения.
    Так вслед за Христом поднялись на небеса все ветхозаветные праведники. Едва завидев Мессию в преисподней, к нему ринулись «Святые Пророки, Моисей, Авраам, Исаак, Иаков, Давид, Самуил, Исаия и Иоанн Креститель» (Евангелие от Матфея).
    Однако Иисус все же забрал из преисподней и некоторых грешников. Так вместе с Христом покинули ад первые люди Адам и Ева, с которых и началось грехопадение. Но оба они давно раскаялись в своих деяниях, а потому милостью Господа были прощены. На иконе, которая так и называется «Сошествие в ад» Иисус изображен на фоне сломанных адских ворот, держащим за руки Адама и Еву.

    "Сошествие в ад"

    (Апокрифическое сказание)

    Искусство сберегло нам полное представление о том, что, по свидетельству очевидцев, назад тому 1860 лет происходило в минувшую ночь в Раю и в преисподней.

    Памятник, который передает это, - есть икона "Воскресения с сошествием" древнего, греческого типа, точно воспроизводимая русским "Строгановским подлинником", о которой летом 1893 года писали друзья наши французы, обсуждая изображение со стороны "фантазии художника". Эта икона совсем не похожа на "живописную" икону, "полагаемую" сегодня на аналои господствующей церкви. На новой иконе изображен гроб, какого не знали в Иудее в Христово время, - Христос представлен взлетающим на воздух, с знаменем в руке, а внизу два спящие воина. Иногда прибавляется еще ангел, отваливающий "крышку" гроба, тогда как, держась синоптика, надо бы изображать, что ангел отваливает "камень у двери гроба". В новой иконе нет никакой археологической верности и никакого указания на события, сопровождавшие воскресение Христа на небе, на земле и в преисподней.

    Сюжет "полной" иконы очень интересен и много говорит воображению: в нем мы наглядно видим, как представляли себе события христиане ранних веков, имевшие о воскресных "деяниях" много таких сведений, каких мы не имеем и принять их не желаем или не можем, потому что основательность их не достоверна. Однако, по этим-то именно представлениям и сочинен рисунок икон "Воскресения с сошествием во ад", который и внесен в "Подлинник"

    (установленный образец). Только одному невниманию русских к уяснению своих памятников следует приписать то, что многие до сих пор видят в "полной"

    иконе "Воскресения с сошествием" "фантазию". Древний иконописец или изограф не смел фантазировать, а он рабски воспроизводил только то, что установлено "Подлинником". Что же такое мог принимать в соображение первый сочинитель рисунка? Вот тут и является огромное значение апокрифа, без которого совсем нельзя понять (и никто не понимает), откуда и на каком основании на многочтимую воскресную икону древнегреческого типа нанесены такие "деяния" в Аду и в Раю, для которых в канонических книгах нет указания.

    Прежде всего скажем вкратце, что представляется на почитаемой "полной иконе с сошествием".

    Здесь не три лица (Христос и два спящие воина), а тут всего изображено около ста тридцати лиц, и все эти лица в "деяниях", то есть они изображены действующими, причем "деяния" идут сразу в "трех планах": а) посередине - на земле, б) наверху - в Раю и в) внизу - в преисподней у Сатаны. Христос "во едином часе" является во всех трех планах: он на земле воскресает, во аде Ад пишется со строчной буквы, где этим словом обозначается преисподняя, как место мучения, и с прописной, где Ад трактуется как лицо. Так же и смерть - как умирание, и Смерть - как лицо. (Прим. автора.)

    казнит Сатану и Смерть и в Раю - вводит "содержавшихся связанными от Адама". Чтобы понять изображение, надо начинать смотреть его с среднего плана, где Христос воскрес и стоит весь "облистанный" лучами сияния. Под ногами его уже упавшие крест-накрест "врата адовы". Они сорвались с петель от "сокрушенных верей" (притолок) и с грохотом летят вниз в зияющую бездну.

    Преисподняя вся раскрыта и обнажена. Христос подает руку Адаму, за которым следует Ева, а за ними весь "лик праотцов". Праотцы идут вереницею в три оборота, и вереница не оканчивается, а теряется за "полями" изображения. В "разверстом" аду уже нет людей, которые содержались здесь целые века в великом множестве: все они теперь выведены Христом на волю; а на всем видимом пространстве ада, начиная от открытого входа, идет сражение и расправа над Сатаною, над Князем Тьмы, над Смертию и "аггелами Сатаны".

    Ангелы поражают их копьями, а самого Князя Тьмы заковывают молотами в цепи.

    Движение огромное и живое. Христос тут же во второй раз. Фигура Ада так велика, что от нее видна только одна большая голова - вся красная. Сатана -

    тоже красный, дородством помельче и зато он виден по пояс. При нем неотлучен Иуда с его кошельком, в котором тридцать сребреников. Смерть в "зеленом теле", Князь Тьмы - синий. У всех у них волосы дыбом от страха, который производит "блистание божества". В третьем месте Христос с "благоразумным разбойником Рахом", - дает ему красный крест и посылает его в рай. Это происходит между раем и адом. Рай наверху, - "в ограждении" - там "древеса"

    и опять весь "лик" праведных, уже вошедших и приветствуемых Ильею и Енохом, которые до сих пор жили в раю только вдвоем. Последним входит Иоанн Предтеча "в шерсти", - у дверей "огненный серафим" хочет ударить "благоразумного разбойника", но тот ему показывает данный Христом красный крест, и серафим оставляет Раха у дверей, пока разберутся и станет видно, имеет ли он право здесь оставаться. Представляется вопрос: откуда все это взято? А взято все это ни больше, ни меньше как с показания "очевидцев", которые самолично были в аду в ту ночь, когда туда приходил воскресший Христос...

    Этого, конечно, нет в канонических книгах, и верить этому ни для кого не обязательно, но все-таки это живет в народе и сохраняется в иконописи, и потому это интересно.

    Начать надо с того - "как старейшина жидовская" производил пристрастные допросы над своими же евреями, рассказывавшими, что они видели Христа после

    Его смерти.

    "Видеся же сотник еже Иисус предаде дух, прослави Бога, глагола: "во истину человек сей праведен бе". И вси пришедшие на позор сей видяше бываемое, бьюще перси своя, возвращахуся во Иерусалим. Воин же Логгин, прием копие, удари в ребра Иисуса, и абие изыде кровь и вода (В канонических

    Евангелиях сказано просто, что "сотник ударил", но не сказано, что этот сотник был Логгин.) Тогда сотник, пришед к Пилату, возвести ему вся. И

    оскорбе Пилат зело, и призвав Иудеи, вопроси их, еда зреша знамения, яже в солнце, и иная бывшая о Иисусе умершем? ("А что: видели ли вы знамения на солнце и другие, которые явились при смерти Иисуса?"). Они же, слышав сие, рекоша: яже омрачися солнце днесь, якоже и иногда (т. е. "Что же такое?

    Солнце затмилось так, как это и в другое время бывало").

    "И се Иосиф, иже от Аримафея, сый потаен ученик Иисусов, прииди к Игемону, моли его, да повелит сняти со креста тело Иисусово. И повеле Игемон ему. Прияста же тело Иисусово и обвиста его ризами и ароматы, положиста Иисуса, и привалише камень над (sic) двери гроба" "Иудеи же слышавше, яко Иосиф с Никодимом испросиста тело Иисусово, помышляху как убити я (их) и (с ними) дванадесятих (апостолов), такожде и других иже свидетельствоваху о Иисусе пред Пилатом. Вси бо тогда быша вкупе, последи же скрышася страха ради Иудейска. Един Никодим токмо ста пред Иудеи, зане князь бе в них. (Был человек с весом и положением и мог их не бояться.)

    Сей рече им: чесо ради приидосте паки в сонмище ныне? Они же реша ему: ты же что пришел и како вшел еси семо причастник бо сый Иисусов и в части Его будеши во веки. (А ты сам для чего пришел? Да ты еще как смел и войти сюда -

    ты ведь Его сообщник! Тебе и самому будет то самое, что и Ему досталось.)"

    Никодим представлен человеком горячим, простым и решительным. "И отвещав Никодим, рече: "ей! буди ми тако". (Т. е. Что же за важность! Я и не боюсь: пусть будет, как вы говорите.)

    "По сих же прииде Иосиф (этот рисуется другого характера), он рече:

    "учители, чесо ради оскорбистеся на мя, яко испросих тело Иисусово, и погребох в новом своем гробе, и камень возложих нань. Мужие Израильйстии, не добро дело сотвористе о праведнице сем, но распясте того, - неповинна суща.

    И не раскаетеся еще о грехе своем, но и в ребра прободосте его?"

    Но вся эта ласковость и уветливость не помогла Иосифу... "Слышав сие Иудеи яша Иосифа и затвориша в темницу. (Об этом в канонич. книгах нет никакого упоминания.) Заутра же глаголаху ему: виждь яко днесь злыя приидут на тя, смерти же не имаши вкусити ныне, зане суббота настоит: по сей же (т.

    е. после шабаша) умертвим тебя и тело твое зверем предадим. Отвещав Иосиф, глагола им: той, Его же вы распясте на кресте, силен есть изъяти мя от рук ваших. Не бо, яко же Пилат буду вам. Той бо и без обрезания плотского, но во обрезании сердца своего, очистися от греха, умыся прямо солнцу (перед солнцем), глаголя: чист есмь от крови праведника сего, вы узрите". (Это объяснение умывания рук перед солнцем, чтобы оно было свидетелем непричастности к делу, очень интересно, и достойно замечания, что о нем нигде не упоминается с таким истолкованием.)

    "Слышавше же Иудеи словеса сия, исполнишася ярости зело и емше его, всадиша в темницу, и затворивше утвердиша печатьми и стражу поставиша. На утрий же князи и старцы людстии собрашеся в сонмище, совет сотвориша, яко да лестию убиют Иосифа. И шедше, отверзоша темницу и не обретоша Иосифа тамо, печатем же целым и дверем затворенным сущим. И уже к тому не смеяху на иных возложити рук, бояхубося". (Боялись, чтобы такого чуда еще вперед не повторялось.)

    Чудо это предшествовало первому известию, которое принесли сторожа, приставленные к пещере, где было положено тело Иисусово. Но сейчас вслед за сим приходит и это известие, изложенное опять значительно иначе, чем в наших книгах.

    "Еще же седящим им на сонмищи и судящим о Иосифе, се воини приидоша от кустодии, и глаголюще: яко стрегущим нам гроб, абие гром бысть велик, и се ангел Господень сниде с небесе и отвали камень от дверей гроба, и седе на нем, бяше лице его яко же молния и от страха его быхом яко мертви, и слышахом его глаголюща женам, яже приидоша помазати тело Иисусово и стояху у гроба. (По этому описанию выходит, что когда прибежали жены, сторожа все еще спали, или дремали в полусне за пещеркою.) Глагола им ангел: не ужасайтеся, Иисуса ищете назорянина распятого; несть зде, но возста. Приидите и видите место, иде же лежаша Господь и шедше рцыте учеником Его и Петрови, отвергшемуся Его, да не в горшую печаль прийдет, зане сей Петр, внегда отрещися ему от Него, плакав горько, не ядый не пияй даже доселе. Слышав же Петр возрадовася зело, тече ко гробу и Иоанн, с ним. Иоанн же тече скорее

    (бежал резвее) Петра. Пришед же и Петр ко гробу и приник виде ризе едины лежаща и сударь".

    Как только известие это дошло до иудейских старшин, те сейчас же распорядились узнать: что это были за женщины, с которыми, по словам сторожей, разговаривал ангел?

    "Реша же Иудее: кто суть жены, им же глаголаше ангел? отвеща же воины, реша, не вемы. Глаголаху Иудее, чесо ради не ясте их?" (Для чего вы их не схватили!?)

    Сторожа отвечают старейшинам очень резко: "толико знамение видевше о человеце сем, еще ли не уверовасте Ему? И паки слышахом яже о Иосифе, яко и того затвористе в темнице и двери утвердисте утверждением крепце, и се не обретосте его в темнице, дайте нам Иосифа, и дамы вам Иисуса". Синедрион как бы оробел перед сторожами и начинает с ними переторговываться.

    "Глагола Иудее: дадите вы первее Иисуса нам. Воины же отвещаша, глаголя: ни, но вам достоит первее дати нам Иосифа, днесь бо истязуете ны о

    Иисусе недоведомем, сами же не весте, како Иосиф изведе из темницы: убо и мы не вемы, како Иисус воскресе, изыде из гроба и невидим бысть, такожде и жены невидимы быша: дайте убо Иосифа и дамы вам Иисуса".

    Старейшины не могли сказать - как у них ушел из-под печати Иосиф, и они начинают лгать сторожам: "Глаголаху Иудее, яко отъиде Иосиф во свояси, во град Аримафейский". Отвещаху же воины, глагола: яко и Иисус, восстав, отъиде в Галилею, яко же ангел, отваливый камень от двери гроба, глагола женам".

    "Тогда Иудее, слышавшие сия (т. е. услыхав, что упомянута снова Галилея), убояхуся зело и глаголаху: аще услышано будет слово сие о Иисусе, яко восста от мертвых, во всем мире вси людие имут веру ему и уверуют в он, и будем посрамлены от всех и поношение будет на нас от сынов израилевых во веки. И совет сотворше, собраша сребреники довольны, даша воином и заповедаша им с клятвою никому же рещи, яко воскресе Господь, но токмо глаголите: яко нам, спящим, приидоша ученики Иисусовы и украдоша тело его. И аще услышано будет сие у Игемона, яко мзду приясте от нас, мы умолим его и вас беспечальны сотворим. Они же вземше сребреники от Иудей, рекоша, яко же наущени быша от них".

    Но едва замолкают сторожа, как появляются новые беспокойные рассказчики о новом чуде, если не больше, то во всяком случае никак не меньше удивительном.

    "Священник некий именем Финеес и Адда учитель, и Исаия Левит, приидоша от Галилеи во Иерусалим и поведоша архиереом и старцем и Левитом, яко видеши Иисуса на горе, нарицаемой Елеон, и с ним единадесятих ученик его, и учаше их". "По сих же отступи Иисус от них, благослови я и вознесся на небо. И се юноши два, светом страшным одеяна, стали пред народом, глаголюще: мужие Галилейстии, что стоите зряще на небо: имже образом видесте Его грядуща на небо, такожде паки приидет судити миру".

    Таким будто образом дошла в Иерусалим первая весть о вознесении, принесенная тремя поименованными еврейскими людьми, священником Финеесом, учителем Аддою и Левитом Исаиею.

    Сложилось целое сказание, имеющее начало и конец согласный с началом!

    Иудеи встревожились и сейчас же принялись действовать с усиленною энергиею.

    Надо скорее сбить или подкупить Адду, Финееса и Исаию Левита, чтобы они отреклись от своего рассказа.

    "Тогда глаголаху архиереи и старцы: заклинаем вы Богом живым рцыте: аще во истину тако бысть, якоже глаголете? Они же реша: жив Господь Бог, - яко же видехом, тако и возвестихом вам. Тогда архиереи и старцы, вземше писания, закляша ни кому же возвестить сего и давше сребреники, повелеша изысти их даже до Вифлеема, в Галилею (?). И отъидоша кийждо во свояси".

    Им дали денег, пригрозили никому не рассказывать и выслали всех порознь из столицы.

    Так сбыли с рук эту вторую серию очевидцев, но стало беспокойно, что если уж священник, и левит, и учитель разносят вредные синагоге вести, да еще присягают, что это правда, и всем им надо "давать сребреники довольны", то до чего же это может дойти? Тратам и конца не будет!

    "Тогда совет сотвориша, архиереи Анна и Каиафа, утешающе их, и глаголаша: что скорбите, сия вся глаголы лжа суть. Ученицы бо Его купиша от воин тело Его и наустиша я рещи: яко ангел с небеси сниде и отвали камень от дверей гроба: и сотвориша тако".

    "Но Никодим, ста посреде и рече им: право ли глаголете, николи слышаста людей сих, пришедших от Галилеи и не помниста ли, еже они возвестиша нам? аз же повем вам, яко праведни мужие тии и возвестиша, еже видеша о Иисусе, яко сущу Ему на горе Елеонстей со ученики своими, вознесся на небо. Точию не вемы, тако ли, яко же и о Исаии пишется? яко с плотию взят бысть на небо, или духом взятся Иисус и отнесен на гору тем же убо подобает нам послати и поискати о нем по всей стране".

    "Тогда послаша мужей от среды своея, и возвращшеся тии глаголюще: яко нигде же обретохом Иисуса; бывшим нам во Аримафеи, обретохом Иосифа. Иудеи же, слышавше сия, возрадовахуся радостию велию".

    Не разыскав Христа, о котором говорили чудо, они обрадовались, что могли отыскать Иосифа, освобождение которого из темницы молва также представляла чудесным. Теперь представлялась возможность вызвать его в Иерусалим и лично от него узнать, как он ушел из-под камня и печати?

    Старейшины надеялись, что он разъяснит это как-нибудь просто, и тогда опровержением одного чудесного слуха ослабится вероподобность и того, что сказывают об Иисусе.

    Надо только было вызвать Иосифа в Иерусалим, но пойдет ли он сюда из Аримафеи, где он безопасен?

    "Иудеи послание написаша (к Иосифу) с молением великим - глаголюще: мир ти и дому твоему: согрешихом пред Богом и пред тобою, честнейший Иосифе. Зле бо в темницу всадих тя. И ныне молимтися: потщися и прииди паки во Иерусалим. Се бо раскаяхомся о тебе". "Потом избравше от среды своея седмь мужей честнейших, их же и сам Иосиф любляше, послаша их, глаголюще: идите днесь ко Иосифу, и аще приемлет от вас писание наше, ведите, яко паки приидет семо, аще ли же ни, ведите, яко озлобих на ны и уже не ктому возвратится во град наш. Вы же целовавше его возвратитеся с миром, и благословивше отпустиша я в путь их". "Послы приидоша ко Иосифу, поклонишася ему и реша: мир ти и всему дому твоему буди во веки. И отвеща Иосиф, рече:

    вам мир, пришедшим издалеча, и всем людем Израилевым".

    "Вземшу же послание Иосифу и прочетшу е, облобыза написанное и благослови Бога, рече: благословен Господь Бог мой, иже посла ангела Своего и покры мя крылами благости своея".

    "Тогда уготова Иосиф трапезу и ядоша, и пиша, и почиша даже до утра.

    Восставшим же им повеле Иосиф уготовати в путь осла и всед на не, отъиде в путь свой во Иерусалим. И бысть, егда вхождаше во Иерусалим, изыдоша иудеи во стретение его - глаголюще: мир тебе господине Иосифе, Иосиф же, целовав их, рече им: буди и вам мир". Тогда Иосифа "закляли на книге закона"

    говорить правду: как он ушел из-под замка и печати.

    "Глагола Иосиф: мужие братие! ведомо вам буди, яко в день той, внегда затвористе мя, пребых тамо чрез всю нощь и день субботный, даже до другия нощи. О полунощи же (в час воскресения Христа), стоящи ми на молитве, се верх темницы, в ней же бех, взятся от места своего, и отъятся от четырех угл и видех свет пред очима моима, и пристрашен бых аз, и падох на землю, и воззрев, видех пред собою стояща мужа, и той взят мя за руку и постави на нозе моя, и изведе из темницы. Тогда облобызав мя, рече: не бойся Иосифе и возведи очи твоя и виждь, кто есть глаголяй с тобою. И пристрашен бых аз, мняще дух видети, и рех ему: кто еси Господи; Илия ли, или един от пророк? И отвещя ми глаголя: несмь Илия, ни пророк, но Иисус есмь Христос; Его же испросил еси у Пилата на погребение".

    Таким образом надежды старшин услыхать от Иосифа опровержение тревожных для них слухов были разрушены и вместо опровержения они получили новое

    Для иудеев дело принимало самый отчаянный оборот, потому что Иосифа Аримафейского подкупить было невозможно.

    "Никодим и архиереи и старцы", услыхав то, что сказал им Иосиф, так испугались, что попадали ниц, "и быша яко мертвии, и не ядоша, не пиша даже до вечера". Первый поднялся Никодим, и "глаголя им: восстаните на нозе ваша, помолимся и вкусите от брашен и укрепитеся, яко суббота заутра есть". Старцы

    "воссташа и возмоша ясти", а перебыв шабаш, придумали вызвать из Галилеи тех трех человек, которые говорили, что они Христа видели, но, однако, позволили себя подкупить "взявше довольны сребреники". Рассадили их порознь и стали сбивать на переспросах, а потом начали сводить вместе на очи.

    "Они же исповедаша истину, яко же и первее свидетельствоваху о нем".

    Анна и Каиафа не хотят и слышать, но встает Иосиф и делает посылку на новых лиц, которые со Христом ожили и встали из своих могил и теперь живут снова. Эти были уже в аду и там все видели.

    "Внемлите, еже реку вам! говорит Иосиф Аримафейский: весте Симеона, иже срете в церкви и прият Иисуса на руку свою, младенца суща. Сей имеяше два сына, иже умроста уже (они уже умерли, а между тем), и видехом их вси.

    Тецыте убо ныне и видите яко гробы его отворена суть, зане воскресоша (они уже ушли из гробов, и теперь) во Аримафеи суть в молитве и молчании пребывающе. Идем убо к нима молящие (и упросим их), да приидут семо, и вопросим их с клятвою возвестите нам, како воскресоста?" Иудее же, слышавше сия, возрадовашася зело и шедше Анна и Каиафа, Никодим, Иосиф и Гамалиил ко гробу его (к фамильной гробнице Симеона) и не обретоша (не нашли тех двух его покойных сыновей). Идоша же во Аримафей и обретоша я коленопреклененна молящася, и объемше и целовавше, ведоша в Иерусалим в Церковь. Затвориша же двери, приемши скрижали Господни, возложиша на ня, и заклявше Господом Богом

    Адонаи и Богом израилевым (подвели под присягу) и реша: рцыте ныне: аще веруете, яко Иисус воскреси вы от мертвых, возвестите убо нам: еже видеста и како воскресоста? Кариин же и Лектий (сыны Симеоновы), слышавше сия, трепетна быста, и воздохнув и воззрев на небо, вообразиста персты своими знамение креста, на языку своего рекоста: дадите хартию нама и напишем еже вема. Они же даша има и воссед писаста".

    Отсюда начинается рассказ о происшествиях во аде, списанный Кариином и

    Лектием, которые сами в то время были в аду и все сами, своими глазами видели, и своими ушами слышали, и оба собственными руками одно и то же слово в слово на хартии написали.

    Вот это любопытное сказание.

    "Седящим нам всем со отцы нашими в преисподнях ада, во тме кромешной, се внезапу свет, яко свет солнца и луч, яко луч огня облиста ны. Адам, отец земнородных, и патриархи, и праотцы, трепетни быша, и рекоша: се луч от источника света вечного". Всех прежде понял явление пророк Исаия. Он воскликнул: "сей есть свет Отца и Сына Божия, якоже предрекох, сый на земли в животе моем".

    Все засуетились.

    Приходит Симеон и сказал "боящимся": "прославим Иисуса Христа, Сына

    Божия, его же аз приях младенца суща, в руку мою". Едва Симеон кончил, -

    выходит "муж во образе пустынножителя, и вси сущии в преисподнях (бросились к нему и) вопросиша его глаголюще: рцы нам, кто еси ты?" Пустынножитель отвечал: "аз есмь глас вопиющего в пустыне - Иоанн Креститель и пророк вышнего. Аз видех Иисуса грядуща ко мне и рекох о нем Духом Святым: се Агнец

    Божий, вземляй грехи мира, тем же и ныне предтекох Ему и снидох возвестити вам, яко в славе Сын Божий снидет с высоты своея семо".

    Тотчас началось в аду чрезвычайное оживление, все спешили сообщать дошедшую до них радостную новость друг другу, и стали посылать один другого далее по всем областям ада. Так радостная весть быстро дошла до самого Адама и тот сейчас "призва Сифа сына своего и глаголя ему: шед возвести сыном твоим патриархом и пророком вся, иже слышал еси от архангела (sic), всегда болящу ми, послах тя ко вратом рая испросити помазание на главу мою". Сиф пошел исполнять волю отца, и "приступи к патриархом и пророком и глагола им:

    аз есмь Сиф. Егда молихся у врат Рая (просил отцу лекарства), се ангел

    Господень явися мне, глаголя: Сифе, да не пролиеши ныне слез пред Господем, не дастся бо тебе елей милосердия, во еще помазати главу отца твоего, в болезни суща: несть бо возможно сие, последи же имеет быти, внегда скончаются лета пять тысяч и пять сот. Тогда возлюбленный Сын Божий приидет на землю возвести Адама и воскресити с ним телеса умерших".

    Тут все святые, дожидавшиеся в аду, обрадовались и, ободрившись духом, стали уже наступать на Князя Тьмы и гнать его вон из ада, чтобы Христу было не скверно сюда спуститься в его присутствии.

    Сатана, однако, не выходил. Пророк и царь Давид поддержал общее движение толпившихся в аде, возгласив: "не предрекох ли в животе моем, яко изведе я из тьмы и сени смертныя, и врата медная сокруши и вереи железныя сломи". Но Сатана и царя Давида не слушался, - тогда отозвался пророк Исаия, глаголя: "и аз предрекох в животе моем: воскреснут мертвыи, восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются!" Но Сатана и Исаию пророка не послушался.

    Тогда в аду сделалось всеобщее движение и против Князя Тьмы раздался голос из иных сфер, откуда Князь Тьмы и сам сообразить не может.

    "Се услышан бысть глас шумен - яко глас грома, глаголющ: возьмите врата князя ваша и возмитеся врата вечныя, се бо входит Царь славы". Сатана впрочем и тут все-таки еще продолжал упорствовать и обратился к хитрости.

    "Князь адский слышав сия, и творяй себе не разумети слышаннаго (притворился будто не понимает) и рече: Кто есть сей царь славы?" - Давид отвеща ему:

    "Господь силен в брани, той есть Царь Славы. Се Он прииде с высоты святыя своея: услышати воздыхание окованных и разрешити сыны умерщвленных! Отверзай убо врата и внидет Царь Славы!"

    Услыхав это, все святые, патриархи и пророки еще более обрадовались и заплескали в восторге ладошами. Шум радости и ликования сделался так велик, что его услыхал сам "Сатана - глава смерти", пришел сам.

    Сатана стал говорить с ласкою: "Се аз готов есмь прияти Иисуса

    Назарянина иже непщева себе на земли Сыном Божиим быти". Он мне не опасен.

    Он боялся смерти и говорил: "прискорбна есть душа моя даже до смерти".

    Правда, что он делал мне много неприятностей (сотвори пакости мнози) тем, что исцелял тех, кого я поражал недугами, и воскресил много мертвых, но это еще не страшно. Выходит, что Сатана не понимал Иисуса Христа и судил о нем не высоко, почитая его за смертного, и притом еще за такого, который боялся смерти и говорил: "прискорбна есть душа моя". Но Князь Тьмы хоть и меньше значит в аду, чем Сатана, однако он оказался благоразумнее и осторожнее.

    "Князь же ада отвеща Сатане, глаголя: како может сей такову власть имети; аще бо человек прост был? вси бо владыцы мира сего под державою моею суть, их же поработил ми еси силою твоею; сей же во истину силен есть и не токмо за человечество, но и за Божество, и никто власти его противостати может. Еда же и рече сей, яко убояся смерти, не ими веры ему (если он и сказал, что боится смерти - то ты ему не верь), зле-бо будет нам отселе

    (худо нам будет)".

    Сатана же остался легкомысленником, и "слышав сие, отвеща: Он не может противостать нам, - я уже его искусил, возмутив против него ревностию и гневом народ Иудейский, и Смерть прикоснулась к нему. Не бойтесь, - я его приведу к вам покорного".

    Князь Тьмы опять сдерживает пылкость Сатаны.

    "Глагола Князь Тьмы: не сей ли, иже Лазаря воздвиже четверодневна, его же аз держах мертва? заклинаю тя силою нашею, да не приведеши его семо: яко се Бог-Вседержитель есть, и может творити вся яко же хощет".

    А пока они между собою это переговорили, "се абие слышан глас бысть, яко глас грома и бури: возмите врата князи ваши, се бо входит Царь славы".

    Испуганный Князь Тьмы закричал Сатане: "бежи скорей и удались от жилищ адовых, а если ты силен, то сразись с ним!"

    Но увидав, что Сатана все храбрится и хочет сам ввести Христа в ад,

    Князь Тьмы рассердился "и изгна Сатану от жилищ своих и глагола клевретом своим: заключите (заприте скорее) врата медная и противостаните". И только что Князь Тьмы успел сделать это распоряжение, как "Господь в велелепии

    Божества и во образе человечестем вниде и осия тьму вечную и узы нерешимыя расторже".

    "Тогда Смерть со клевреты своими объята бысть ужасом и возопи:

    побеждены есьмы тобою, яко смятение вселил еси в нас!"

    "Тогда Господь славы поверже смерть к ногу своею, и Князя адова обессили, и возвед отца земнородных к свету". Что собственно и изображается по "подлиннику" на иконе "Воскресения с сошествием".

    Обессиленный Князь Тьмы не сопротивлялся, но "начел укоряти Сатану: о сатано! Что восхотел еси распяти Царя славы! Не веси ли ныне, яко безумен еси! (узнал ли теперь, что ты глуп)".

    Ссора и перекор у Князя Тьмы с Сатаною вышли на виду у всех, и самого

    Иисуса Христа, который в это время отозвался с словом к Князю Тьмы.

    "Глагола Вельзевулу: отныне да будет Сатана во власти твоей во век, и поработает ти во Адама место и сынов его, иже кровию моею оправдишася".

    Этим Спаситель кончает с Сатаною и обращается к настрадавшимся в аду праотцам.

    "Простер Иисус десницу свою, глаголя: приидите ко мне вси святии, созданныя по образу моему, иже осуждени бывше преступлением заповеди, еже о древе - оживитеся ныне древом креста моего. Князь-бо мира сего осужден есть и смерть попрана".

    "Тогда вси святии собрашася под-руку Всевышняго: Господь же держа десницу Адама, глагола ему: мир ти и чадам твоим". - Этот и последующие эпизоды изображаются на истовых иконах "Воскресения с сошествием".

    "И припаде Адам к коленома Господа Иисуса Христа, моли его со слезами, глаголя: вознесу тя Господи, яко подъял мя еси и возвел еси от Ада".

    "Такожде и вси святии, припадше к ногу Иисусову. Господь же простре десницу, сотвори знамение креста над Адамом и над родом его и взем за руку

    Адама, изведе от ада и вси святии с ним". Это и есть тот ход в несколько раз обороченною вереницею, которая занимает средний план иконы.

    "Царь и пророк Давид" как только тронулись, запел: "Воспойте Господеви песнь нову". Святые отвечали антифонами: "Слава сия будет всем преподобным

    Его". "По сем же пророк Аввакум возопи: "исшел еси во спасении людей твоих, спасти помазанныя твоя". Святые на ответ Аввакуму запели: "Благословен грядый во имя Господне". Итак: "вси святии и пророцы" проследовали из ада в рай с пением "хвалу воздающе и идоша во след Господа".

    "Держай Господь руку Адама, введе его Архангелу Михайлу и вси идоша с ним, и со славою введени быша в рай".

    Но и в раю начинается то же недоумение: там тогда было всего только два обитателя, Енох и Илия, и они удивились, что это за огромное нашествие и кто его ведет. "Два старца стаста пред ними (пришельцами из ада) и вопросиша их святии: кто еста, не бо беста с нами во Аде. Един же от них отвещав: аз есмь

    Енох, а сей Илия Фезвитянин".

    "Егда же Енох и Илия глаголаста сия, прииде муж некий странен, носяй крест на раме своей, и святии вопросиша его: Кто сей? зрак разбойника имый, и чесо ради носиши крест на раме своей?"

    "Он же отвеща: во истину разбойник есмь, много бо зла сотворих на земли, и со Иисусом распят бех, и даде ми крест свой - глагола: иди, и аще ангел, иже при вратех рая, воспретит ти вход, яви ему крест и рцы: яко Иисус

    Христос, днесь распятый, присла мя к тебе".

    Этот "ст. Pax разбойник" или по неправильному обозначению титла "Страх разбойник", или "Благоразумный разбойник" (которого видим на картине Ге) у самых ворот рая дожидается с крестом на ладони.

    "Скончавшу же разбойнику глаголы сия, вси патриарси и пророци возопиша гласом велиим: Боже Вседержителю! устрой убо ему милость Твою в раи, и постави его в животе вечнем".

    Этим оканчивается рукописание на хартиях, на которых писали сыновья

    Симеона, бывшие очевидцами событий в аду. Рукопись, которую они дали еврейским архиереям, заключалась следующим заявлением:

    "Сия убо суть священная и божественная таинства, яже мы, Кариин и

    Лектий и вси сущии тамо видехом; прочее же возбрани нам возвещати (прочего же что еще видели, мы открыть не можем), якоже яви нам архангел Михаил, повелевый намо идти с братиею нашею во Иерусалим". Егда же сконча кийждо писати сия, вдаде Карии писанное Анне, Каиафе и Гамалии, Лектий же Никодиму и Иосифу, и внезапу преобразистася пред ними, и беста бела яко снег, и невидима беста. Писание же обою равно бе, и неразличествова ни в едином словеси. Тогда весь сонм Иудейский, видев сие, дивися, и глагола друг ко другу: во истину Сын Божий есть, сотворивый сия. И изыдоша от сонмища, плачуще и бияще перси своя, и отъидоша во свояси. Иосиф же и Никодим возвестиста Игемону вся бывшая и написа сия Пилат и положи в кивоте".

    Вот почему на некоторых старых лубочных изображениях "суда" вместе с

    "старейшинами иудейскими" сидит Пилат в епанче, в узких штанцах в обтяжку и в шляпе с пером вроде атаманской. Там же обозначается какой-то сундучок, в котором повидимому нет никакого смысла, если не знать, что он спрятан в

    "Вниде Пилат в церковь и собрав архиереи и книжники, повеле заключить двери и глагола: увидев, яко имаше книгохранительницу церковную, сего ради заклинаю вы Богом отец ваших, не сокройте правды от мене, рцыте ми, еда-ли в писании обретаете, яко Иисус, его же распясте, Сын Божий бе? Тогда повелеста

    Анна и Каиафа изыти из церкве всем, и заключивше двери, рекоста Пилату: едга распяхом Иисуса, не ведехом его Сына Божия быти, мняще яко волхвовании знамения творяше. Таже по смерти его поискахом о еже содела; и обретохом свидетелей мнозех от колена нашего, иже видеша его жива по страдании и смерти; и сами видехом двою свидетелю, их же воскреси Иисус от мертвых. Тии бо возвестиша нам дивная чудеса, яко сотвори Иисус во аде; обычай же имамы на всяко лето искати от писаний свидетельства Божия, и обретохом в первой книзе толкований, яко глагола архангел третьему сыну Адама, яко по пяти тысящах и пятистах летех, имать приити с небесе взлюбленный сын Божий

    Христос; и разумехом, яко той есть Бог Израилев".

    Таким образом даже и для помещения Пилата сидящим в собрании с архиереями и старейшинами иудейскими есть письменное основание, к которому первые компановщики иконы "суда" и "сошествия", конечно, отнеслись с полным доверием и критиковать его не могли, да вероятно, и не желали.

    Сюжет этот как вошел в иконописный "подлинник", так и стал воспроизводиться, и почитался до церковной реформы за "правильное". После реформы, когда старое стали почитать за неправильное, новые "фрязьские мастера" начали писать икону "Воскресенья" иначе.

    Апокриф же этот, из которого сделаны выписки, объясняющие кажущуюся произвольность фантазии русских иконописцев, весьма многим из простолюдинов известен, и вот что я, например, помню о распространении его во время всеобщего безграмотства среди самых темных, крепостных крестьян в Орловской губернии.

    В селе Добрыни, где я проводил детство, был диакон на дьячковской вакансии. Он получил свое скромное место в приданое за женою, бывшею дочерью униатского попа или распопа, по имени Фока. Отец Фока был "из непокорных униатов". Впрочем, все данные для истории Фоки у нас ограничивались тем, что он "с митрополитом Семашкой был в школе товарищ и вместе с ним на православие подписался, но не захотел "долгих кос носить", и так заспорил, что сказал: "я тебя переживу". Семашко же будто отвечал Фоке: "а я тебя на высыл представлю". Каждый и начал доказывать друг другу то, чем грозился.

    Семашко удалил Фоку с места и "представил на высыл", а Фока пошел его

    "переживать". Высыл Фоке вышел из Виленской губернии в Орловскую, где о ту пору был архиерей из южных уроженцев, - нерасположенный к Антонию Семашке.

    Это стечение обстоятельств послужило в пользу Фоке: архиерей узнал о бедственном положении голодавшего "недоверка" - и "предоставил одной из его дочерей дьяческую ваканцию в селе". Но этим еще владыка орловский не окончил свою укоризну Семашке, а взял да и произвел Фокина зятя из дьячков в дьяконы. Сам же Фока как-то совсем отпал духовного чина, ходил в "сурдуте" и обучал латинскому языку и другим наукам детей у нашего предводителя, а потом оставался у него "вольным секретарем". Что касается духовных прав отца Фоки, то никто не знал, как на этот счет располагать о нем. Приходские батюшки не отчисляли Фоку ни к приказным, ни к благородным, но в отличие от себя называли его "распопом", а мужики, слышавшие, что он "униат" - без дурной мысли именовали его "тунеядом".

    У Фоки была изрядная библиотека, в которой находилось много книг почаевской и гродненской славянских типографий и несколько рукописей, -

    извлечений и переводов, сделанных самим отцом Фокою.

    Когда Фока умер и библиотека его перешла к его зятю диакону на дьяческой вакансии, - тот устроил литературное сокровище Фоки сообразно своему усмотрению, и только одну рукопись оставил себе "для душевной пользы", а польза заключалась в том, что в пасхальную ночь, когда дворяне, их дети, дворовые люди и мужики, боясь ночной темноты и распутицы, прибывали из деревень к церкви с вечера и в ожидании заутрени размещались по домам на поповке, - тогда каждый год в риге у диакона составлялось прелюбопытное чтение, за удовольствие слушать которое всякий "слухач" должен был дать три копейки на свечку.

    Тут мы и получали о предстоящем часе воскресения Христова такие любопытные сведения, каких ни в каком другом месте не получишь. И вот зато теперь нам странно и смешно слышать, что чужестранцы толкуют, будто самая любимая икона русского народа "пишется по фантазии художника", а бывшие в ту пору в Париже писатели наши не нашлись это поправить. Пусть, однако же, хоть далее не думают так ошибочно наши просвещенные люди, которым не пришлось раньше узнать об этом.

    Николай Лесков - Сошествие в ад , читать текст

    См. также Лесков Николай - Проза (рассказы, поэмы, романы...) :

    Справедливый человек
    ПОЛУНОЩНОЕ ВИДЕНИЕ Я много раз слышал и не однажды читал, что он исчез...

    СТАРИННЫЕ ПСИХОПАТЫ
    Полагаю, что редко кому не приводилось слышать или читать рассказ о ка...

    Батюшка, скажите, где в Писании можно найти строки о том, что Спаситель вывел из ада всех праведников и покаявшихся? Спаси Господи.

    Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

    О сошествии Спасителя в ад говорит св. апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и вПослании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10). На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».