Царь-колокол: фото и описание памятника русского литейного искусства XVIII века. Царь-колокол в московском кремле - гигант, который никогда не звонил Царь колокол интересные факты

Одной из самых интересных и заметных исторических достопримечательностей Московского Кремля является . Но поражает он не своим сильным звучанием (он никогда не звонил), а своими огромными размерами и массой. Царь-колокол расположен на Ивановской площади и все желающие могут на него полюбоваться. Его высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр — 6,6 м, масса 202 тонны.

Царь-колокол был отлит семьей известных мастеров-литейщиков Моториных (отец Иван и сын Михаил) в XVII веке. Несомненно, Царь-колокол их лучшая и самая грандиозная работа, однако, Моторины также отлили множество других колоколов и пушек. Причем старались они не только для Московских храмов - их колокола, например, можно встретить в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

У нынешнего Царь-колокола было несколько преемников. Самым первым был колокол весом в 40 тонн и отлитым в 1600 году. В середине XVII века он разбился и было принято решение выплавить новый, но гораздо большего размера. Новый колокол был отлит и размещен у колокольни царя Ивана Великого. Его вес составил 130 тонн. Но и он не смог долго прожить, разбившись в 1654 году во время рождественского колокольного звона. На этом также решили не останавливаться и поручили профессиональному литейщику А. Григорьеву отлить новый колокол, но уже весом в 160 тонн.

Очередному колоколу также было не суждено долго звонить - он разбился в 1701 году во время сильного пожара. И лишь спустя 30 лет императрица Анна Иоановна предприняла попытку возрождения Царь-колокола. Лишь на подготовительные работы ушло порядка 4 лет.

Для того, чтобы отлить новый колокол, на Ивановской площади создали специальную форму, установленную в 10-метровой яме. Стенки формы укрепили кирпичом и специальными вставками из дуба, а на дно разместили железную решетку. Для основания этой конструкции было принято решение использовать дубовые сваи. После того, как форма колокола была помещена в яму, в нее залили расплавленный в четырех плавильнях металл. Материалом послужил старый Царь-колокол, разбившийся во время пожара. Руководителем и исполнителем проекта был Иван Моторин.

26 ноября 1734 года, после проведения службы в Успенском соборе, были затоплены плавильные печи. И вот, когда казалось, что уже ничего не должно помешать отливке колокола, две плавильные печи дали сбой и через них начал вытекать расплавленный металл, который привел к большому пожару. А спустя некоторое время умер Иван Моторин...

Завершить создание Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина - Михаил. 25 ноября 1735 года за 1 час и 12 минут был отлит последний вариант колокола, после чего его начали украшать чеканкой. Однако очередной пожар, произошедший в мае 1737 года, опять вмешался в судьбу колокола. В результате него загорелись бревна, служащие каркасом кожуха в литейной яме. Колокол начал нагреваться и для того, чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Такого перепада температур Царь-колокол не выдержал и от него откололся кусок, вес которого составил более 11 тонн. После пожара Царь-колокол так и остался лежать в литейной яме, пробыв там почти 100 лет.

Лишь после войны с Наполеоном, во время восстановления Кремля в 1836 году, Царь-колокол был установлен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время. Царь-колокол стал шедевром литейного искусства царской России. Рассказывая о Царь-колоколе, нельзя не упомянуть одного замечательного человека - Августа Монферрана. Он приобрел славу отличного мастера по работе с тяжелыми конструкциями после возведения Исаакиевского собора, где он был главным архитектором. Именно он организовал подъём Царь-колокола на постамент, построенный по его же проекту. Люди поражались увидев мощь и величие поднятого Царь-колокола.
Август Монферран также отлил медную державу с крестом, установленную сверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а позолоченный. Тем не менее от этого вид Царь-колокола не становится менее захватывающим. На украшающих Царь-колокол барельефах можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий колокол, а также вдохновительницу создания нового - императрицу Анну Иоановну. Под изображением императрицы красуется надпись о создателях Царь-колокола - Иване и Михаиле Моторинах. Также на колоколе изображены христианские святые - Христос с Богоматерью, апостол Петр и Иоан Предтечи. Однако из-за предыдущего пожара 1737 года, чеканка не была полностью завершена. Мастером занимавшимся чеканкой являлся Фёдор Медведев, чьё имя было установлено лишь недавно.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол был отлит во времена Петра I (конец XVII - начало XVIII вв.). Когда царь вернулся в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонаря раскачать колокольный язык. В ярости Петр I послал ему на помощь роту военных, однако те лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не начал звонить. В народе говорили, что колокол упрямей царя. В руках Петр I держал отобранную у шведского короля дубинку. В гневе за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара от Царь-колокола откололся кусок, а он сам с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты верят в то, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • У Царь-колокола никогда не было языка. Тот, что находится рядом с ним, был взят от другого колокола.
  • В плавку было добавлено 525 кг серебра и 72 кг золота, что должно было улучшить звучание.
  • Несколько раз предлагалось спаять колокол для использования его по прямому назначению. Однако специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получиться.
  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы он не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили.

По крайней мере, именно об этом свидетельствует надпись на беломраморной доске, укрепленной по распоряжению архитектора Августа Монферрана на лицевой стороне постамента, на котором и стоит памятник русского литейного искусства XVIII века: «Колокол сей вылит в 1733 году повелением г-ни имп. Анны Иоанновны. Пребыл в земле сто и три года и волею благочестивейшего г-ря имп-ра Николая I поставлен лета 1836 августа в 4 день ». Подробности этой занимательной истории представлены ниже в виде интересных фактов.

1. Первые колокола-тяжеловесы появились на Руси в 30-е годы XVI века , когда литейный мастер Немчинов сделал сначала колокол весом около двух тысяч килограммов, а вслед за ним и другой – свыше восьми. Однако «прадедом» того самого Царя-колокола считается Большой Успенский, отлитый по приказу Бориса Годунова Андреем Чоховым . По свидетельствам очевидцев, гигантский колокол весил почти 18 тонн, и для того, чтобы привести в движение его язык, нужна была сила двадцати четырех мужиков. К сожалению, это «чудо» разбилось во время одного из пожаров в середине XVII века.

На смену ему по приказу царя Алексея Михайловича в 1654 году известный мастер-литейщик Данила Данилов и его сын Емельян отлили новый, еще больше и тяжелее. Колокол весом около 131 тонны подняли на деревянную звонницу колокольни Ивана Великого, но провисел он там до первого сильного удара, от которого рассыпался на куски.
На следующий год 20летний мастер Александр Григорьев вызвался за 10 месяцев отлить из обломков колокола Даниловых очередного гиганта. В итоге, у него получился Большой Успенский колокол, который по весу ничуть не уступал своему предшественнику. Он прослужил до 19 июня 1701 года. В этот день случился пожар. Деревянные постройки церкви Рождества Христово сгорели, колокол упал и разбился на множество осколков. Позже они были использованы при изготовлении настоящего Царя-колокола.

26 июня 1730 года императрица Анна Иоановна выпустила указ, согласно которому мастерам-литейщикам предстояло сделать колокол весом не меньше 160 тонн.

2. Поисками мастеров по поручению императрицы занялся граф Миних. Сначала он отправился за умельцами в Париж, где предложил взяться за колокол королевскому механику Жерменю , но тот, услышав о весе изделия, воспринял все как шутку и отказался. Хотя по другим сведениям, сильно удивленный и озадаченный француз все-таки согласился составить проектные документы.

Тем не менее, отливкой колокола занялись русские ремесленники: потомственный литейщик Иван Федорович Моторин и его сын Михаил.

3. Для начала, Моторин-старший сделал необходимые чертежи , отлил уменьшенную в тысячу раз модель будущего колокола и занялся расчетами, каким образом поднять колокол на Ивановскую колокольню. Оформив все основные документы, Иван Федорович отправил их в Петербург на утверждение. Разрешение на изготовление колокола пришло только в 1931 году.

4. Литейная яма глубиной 10 метров располагалась во внутреннем дворе Кремля , между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого. Ее стены были усилены дубовым срубом и выложены кирпичом. Дно укрепили дубовыми сваями и положили на них железную решетку, которая стала основанием для формы колокола. В центре ямы установили глиняный стержень, определявший внутренний объем будущего колокола. Затем из глины была сделана и форма.

5. Четыре печи, предназначенные для плавки металла, заработали 26 ноября 1734 года после торжественной службы в Успенском соборе Кремля. Однако 28 ноября у двух печей поднялись поды и медь ушла. На совете мастеров было решено продолжить плавильные работы на исправных печах, добавив в них недостающий металл. Для этого с московского Пушечного двора срочно привезли 600 колоколов по 27 тонн каждый и денежной меди общим весом 68 тонн. Однако в ночь на 29 ноября одна из перегруженных печей дает течь. Было решено приостановить работы. При этом самая главная неприятность ждала литейщиков впереди.

6. В разгар восстановительных работ 19 августа 1735 года умирает Иван Федорович Моторин. Дело по созданию колокола возглавляет его сын Михаил.

7. Царь-колокол высотой с ушками 6, 24 метра и диаметром в 6,6 метра был полностью отлит ночью 25 ноября 1735 года. Его вес превысил 200 тонн.

Для отливки было подготовлено не менее 250 тонн рабочего материала. Помимо меди, мастера использовали олово, а также 72 кг золота и 525 кг серебра.

Последняя плавка металла продолжалась 36 часов, а заливка формы заняла всего 36 минут. В каждую единицу времени поступало не менее 6 тонн металла.

8. Изначально, размещение имени литейщика на колоколе предусмотрено не было. Чтобы оставить свой «автограф», Иван Моторин через артиллерийскую контору подал соответствующее прошение в Сенат, откуда документ был перенаправлен на утверждение самой императрицы. И только после этого на колоколе появилась надпись: «Лил сей колокол росиской мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным».

9. С момента отливки колокола и вплоть до первой половины 1737 года продолжалась чеканка – художественная обработка «Царя».

Кстати, скульптором, работавшим над декоративным убранством гигантского колокола, был обучившийся ремеслу в Италии Федор Медведев . Ему помогали: Андрей Селиванов, мастера пьедестального дела Василий Кобелев, Петр Галкин, Петр Кохтеев, Петр Серебряков и формовщик Луковников.
Интересно, что первоначально работать над колоколом должен был скульптор Карло Растрелли. Однако он запросил такую цену, что от его услуг отказались.

10. В мае 1737 года вспыхнул Троицкий пожар. В яму с колоколом начали падать горящие бревна. В итоге, раскаленный колокол залили водой, отчего по нему пошло 11 трещин и откололся кусок весом одиннадцать с половиной тонн.

Однако некоторые современные исследователи подвергают сомнению данный факт, утверждая, что трещины пошли из-за неправильной технологии изготовления колокола.

11. Всего было три попытки извлечь Царь-колокол из земли. Первые две – в 1792 и 1819 годах – не увенчались успехом. Третий раз за колокол взялся архитектор Август Монферран в 1836 году. Ему поручили поднять «Царя» и установить на пьедестал, потому как из-за многочисленных повреждений использовать его по прямому назначению было нельзя.

По приказу Монферрана над литейной ямой установили деревянные леса с системой блоков, канатов и воротов. Однако вытащить колокол удалось не сразу. Первая попытка из-за того, что колокол прилип к железной решетки, на которой стоял, провалилась – под излишней тяжестью несколько канатов просто не выдержали и лопнули. Новый подъем был назначен на 5 часов утра 23 июля 1836 года. После приготовления, занявшего около одного часа, примерно в 6:05 солдаты принялись извлекать Царь-колокол из ямы. И через 42 минуты он оказался на поверхности.

Спустя три дня, 26 июля, его установили на восьмигранный постамент, сделанный по проекту Монферрана из блоков белого известняка и красного кирпича, скрепленных между собой железными скобами и кованными штырями.
На этом самом постаменте Царь-колокол стоит и сегодня. Лицевую сторону подставки украшает табличка, на которой Монферран указал 4 августа как день подъема колокола из земли. Исследователи считают, что архитектор решил увековечить дату завершения всех работ, связанных с подъемом и установкой Царя-колокола на белокаменном восьмиугольном пьедестале.

1. Колокол был отлит после полутора лет подготовительных работ. При литье постоянно возникали непредвиденные ситуации. Так, мастер Иван Моторин умер, не успев закончить отливку, и дело завершил его сын Михаил.

2. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова.

3. Вес колокола составил примерно 200 тонн.

4. После завершения всех работ колокол еще 100 лет простоял в яме, в которой он был отлит.

5. В 1737 году при пожаре в яму стали падать горящие бревна. Таким образом колокол нагрелся, и от него откололся кусок массой 11,5 тонн.

6. После нескольких безуспешных попыток поднять колокол из ямы, сделать это все-таки удалось. Однако без огромного куска его нельзя было использовать по назначению, поэтому было принято решение установить колокол на постамент. «Царя» и сейчас можно увидеть на территории Московского Кремля.

7. Моторин получил за отливку Царь-колокола всего 1000 рублей.

8. Сейчас на колоколе можно увидеть надпись о том, кто его отлил. Для того, чтобы запечатлеть свое имя, Ивану Моторину пришлось подать прошение в Сенат – утвердила его императрица Анна Иоановна.

9. Скульптором колокола должен был стать Карло Растрелли (отец архитектора Бартоломео Франческо Растрелли). Но он запросил за свою работу столько, что от его услуг пришлось отказаться. Несмотря на это, работы Растрелли в России все-таки появились. Например, бронзовый бюст Петра I, который можно увидеть в петербургском Эрмитаже.

10. Царь-колокол изображен на тысячерублевых белогвардейских купюрах, выпускавшихся генералом Деникиным в Крыму во время Гражданской войны. В народе деньги прозвали "колокольчиками".

Также предлагаем вам посмотреть фильм о самом большом колоколе в мире:

В ечерний звон, набат, благовест… Колокол - музыкальный инструмент, система оповещения и даже предмет изучения особой науки - кампанологии (лат. campana - «колокол»). В Россию мелодичный звон колоколов пришел с принятием христианства, а к XVI веку литейное искусство достигло масштабов «тысячников», задававших тон в особых случаях. Главный исполин среди мелодичных гигантов - Царь-колокол. Как и многие собратья по звону, он не раз восставал из осколков. Узнаем историю самых знаменитых колоколов России вместе с Натальей Летниковой.

Царь-колокол . Предназначался для колокольни Ивана Великого. Историю свою ведет со времен Бориса Годунова. Дважды погибал в пожаре и восстанавливался вновь, тяжелея раз от раза. При Анне Иоанновне весил уже около 200 тонн. Работы по отливу велись прямо на площади - после полутора лет подготовки. 36 часов плавки металла, отливка за час с небольшим и чеканка колокола в гигантской яме, накрытой деревянным перекрытием. В 1737 году во время пожара перекрытие загорелось. Колокол треснул, и откололся кусок весом 11,5 тонны. Спустя почти 100 лет Царь-колокол был установлен на постамент, созданный по проекту архитектора Огюста Монферрана, и стал памятником мастерству русских литейщиков.

Большой Успенский колокол Московского Кремля . Самый большой из 34 колоколов колокольни Ивановской звонницы, весит более 65 тонн. Был перелит из обломков своего предшественника, разрушенного в Отечественную войну 1812 года: французы при бегстве из Москвы взорвали звонницу, пристроенную к колокольне. В память о победе над Наполеоном к металлу разбившегося колокола добавили бронзы трофейных французских пушек. Отливал колокол 90-летний мастер Яков Завьялов, который почти за 60 лет до этого участвовал в отливке предыдущего Успенского колокола. До революции ударом в праздничный колокол начинался торжественный звон московских колоколов на Пасху. Вновь Большой Успенский колокол подал свой голос по случаю Христова Воскресения в 1993 году.

Троицкий благовестник. Свой Царь-колокол есть и в Троице-Сергиевой лавре . Задает тон особой густотой и силой звучания. Отливали колокол по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1748 году. 65 тонн веса поднимали на звонницу 300 человек. В антирелигиозную кампанию 1930 года с колокольни сбросили около 20 колоколов - и благовестник в их числе. В 2003 году колокол отлили заново на Балтийском заводе в традициях русских мастеров из сплава олова и меди. Колокол - самый тяжелый из действующих в России, весом в 72 тонны. Его украшают изображения всех радонежских святых. Поднимали благовестник на прежнее место около часа под нескончаемый колокольный звон.

Большой торжественный колокол. Главный колокол храма Христа Спасителя был третьим в Москве по весу - 1654 пуда (более 26 тонн). Утрачен вместе с разрушенным храмом. Из колоколов старого храма сохранился лишь один - он находится в Троице-Сергиевой лавре. Остальные колокола пришлось восстанавливать по старым фотографиям с участием Общества древнерусской музыкальной культуры - по нотным записям и книгам. Звон храма, возведенного в честь победы 1812 года, был выстроен в ля миноре. Сегодня колокол, отлитый в 90-х годах прошлого века в цехах ЗИЛа, вновь звучит в дни больших праздников. А при самом храме Христа Спасителя действует школа колокольного звона.

Ростовская звонница. Уникальный ансамбль колоколов Успенского собора Ростовского кремля . «На своем дворишке лью колоколишки, удивляются людишки», - говаривал ростовский митрополит Иона, который любил отливать колокола в своей резиденции. Самые знаменитые ростовские 17 звонов и колокола: «Сысой» в 32 тонны веса с бархатистым до малой октавы; 16-тонный «Полиелейный» дает ми, и завершает аккорд «Лебедь» с нотой соль. Священник Аристарх Израилев изготовил камертоны на все колокола звонницы и представил их на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, получив золотую медаль. Знаменитые звоны слушали государь Николай II с семьей и живший на даче под Ростовом Федор Шаляпин.

Угличский ссыльный колокол. Набатный. В 1591 году известил Углич о смерти царевича Дмитрия. В Спасском соборе били в набат по приказу царицы Марии Нагой. На колокольный звон собрались горожане, «сделалась великая смута» и самосуд над подозреваемыми в убийстве. Колокол сбросили с колокольни, вырвали язык, казнили отсечением уха и сослали в Тобольск. В Сибири он служил в различных храмах, побывал набатным, «часобитным» и «звонным», пострадал от пожара. В 1890 году был выкуплен тобольским музеем, а спустя два года был торжественно возвращен в Углич в церковь Димитрия на Крови .

Херсонесский колокол. Отлит в Таганроге в 1778 году из трофейных турецких пушек для церкви Николая Чудотворца - в память о героизме русских солдат и матросов. В начале ХIX века был вывезен в Севастополь, а после Крымской войны попал на колокольню собора Парижской Богоматери. В 1913 году «колокол-пленник» усилиями русских дипломатов вернулся - в «знак союза и дружбы» - и стал «туманным». Как и все колокола Херсонесского монастыря, звонил во время тумана, оповещая корабли. С 1925 года, когда монастырские здания стали музейными, колокол работал звуковым маяком, а с появлением звуковых сирен стал памятником истории Севастополя .

Благовестник Соловецкого монастыря . Памятник воинской доблести. Дар обители императора Александра II в память о героической обороне монастыря в 1854 году. Две пушки береговой артиллерии, восемь на крепостной стене и крестный ход остановили атаку двух английских фрегатов «Бриска» и «Миранды». Суда выпустили по обители около 1800 снарядов и бомб, но Соловецкий монастырь остался невредим и не сдался. По императорскому приказу был отлит колокол весом в 75 пудов. На медальонах колокола изобразили панораму обители и картины боя. Специально построенная для размещения колокола часовня не сохранилась, но колокол чудом уцелел.

Благовестник Саввино-Сторожевского монастыря. Символ Звенигорода, изображенный на гербе города. Отливал колокол весом в 35 тонн на Соборной площади монастыря в ХVII веке «государев пушечный и колокольный» мастер Александр Григорьев с дружиной мастеров Пушкарского приказа. Поверхность благовеста девятью рядами покрывали надписи, а нижние три строки - тайнопись, автором которой исследователи считают царя Алексея Михайловича. Звучание колокола называли одним из самых красивых в мире: «певучий, густой, превосходный и удивительно гармоничный». В 1941 году, в дни немецкого наступления под Москвой, попытка спасти колокол, сняв с колокольни, оказалась неудачной. Он разбился, и металл использовали для военных нужд.

Соборный колокол Нижнего Новгорода. Расположился на слиянии двух рек, Оки и Волги, на площади перед Александро-Невским собором . Создавался один из самых больших колоколов в России в 2012 году в память об историческом событии, по словам архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия, «не по гордыне, а со смирением и спокойной радостью». 64-тонный колокол отлит в 2012 году к 400-летию подвига Нижегородского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского. Украшен медный гигант рельефными иконами с изображением нижегородских святых - Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода князя Юрия Всеволодовича.

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45"02.9"N 37°37"07.1"E

Содержание:

Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей - Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом .

Безусловно, Царь-колокол - лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы - колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения - это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше - весом уже 160 тонн.

Однако и ему не суждено было долго звонить - григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер...

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут - это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания - 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало - почти 100 лет.

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время . Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек - Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола - отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых - на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя - Фёдор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

Рейтинг достопримечательности

← ПАМЯТНИКИ КРЕМЛЯ МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ →