Принудительный выкуп акций: не опоздать и не продешевить. Принудительный выкуп акций у акционеров – что это такое? Выкуп акций у миноритарных акционеров

В акционерных обществах открытого типа практикуется узаконенный принудительный , если размер пакета, принадлежащий одному лицу, достигает 95%. Существует два варианта требований к выкупу: обязательное и добровольное предложение. В первом случае инвестор обязан предложить акционерам продать свои акции, во втором – акционеры предлагают ему выкупить оставшиеся 5%.

Принудительный выкуп акций по требованию владельца основного пакета ценных бумаг

Крупный акционер имеет полное право принудительно затребовать выкуп бумаг (squeese-out), оставшихся на руках у акционеров без их предварительного согласия. Инвестор в течение полугода с того момента, как он стал обладателем 95% пакета, может направить требование о выкупе всем остальным владельцам, извещая их об условиях сделки.

Цена акций и ценных бумаг при принудительном выкупе не может быть ниже цены:

  • рыночной (по расчёту независимого эксперта-оценщика);
  • цены их приобретения по обязательному или добровольному предложению, благодаря которому владельцем пакета были приобретены 95%;
  • максимальной цены, по которой главный владелец приобрёл акции после срока истечения действия полученного предложения.

Оставшиеся держатели бумаг имеют право предъявить требование о выкупе оставшихся акций (sell-out). Не позднее 35 календарных дней со дня обретения пакета инвестор должен отправить 5% держателей бумаг уведомление с изложенными условиями предстоящей сделки о том, что они имеют право потребовать выкуп оставшейся доли. Акционеры, принимая условия, направляют инвестору требование о выкупе не позже, чем через полгода после их уведомления о таком праве.

Цена выкупаемых акций не может быть ниже:

  • цены, по которой осуществлялась покупка акций по обязательному или добровольному предложению;
  • максимальной цены, по которой владелец пакета купил ценные бумаги после завершения принятия предложения (обязательного или добровольного).

Право на выкуп оставшихся 5% имеет обладатель пакета, если им приобретено не < 10% голосующих акций при принятии предложения (обязательного или добровольного).

Инвестор выкупает оставшиеся акции у всех акционеров, не зависимо от их желания. Если мелкие владельцы не предъявят заявления о продаже своей доли, их акции будут списаны и перейдут на счёт главного владельца. Денежные средства, перечисленные за ценные бумаги, для последующего расчёта с акционерами хранятся на депозите нотариуса в районе расположения акционерного общества.

Мелкие держатели акций, не желающие отказываться от своей доли или не удовлетворённые ценой, вправе направить иск о возмещении убытков в арбитражный суд, но не позже полугода со дня списания выкупаемых акций со своего лицевого счета. Предъявление иска не может приостановить процесс принудительного выкупа или признать его недействительным.
Обладатель 95% пакета ценных бумаг получает полный контроль над компанией и становится её собственником. Главная мотивация принудительного выкупа - 100% пакет позволит его единственному владельцу гораздо эффективнее управлять компанией. Как правило, при этом игнорируются права мелких акционеров.

Принудительный выкуп для акционерных обществ закрытого типа намного сложнее, но они пользуются правом преобразования закрытого акционерного общества в открытое.

Впервые специальная процедура приобретения крупного пакета акций (более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитала общества) была описана Федеральным законом от 05.01.2006 г. № 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" , дополнившим Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее также – Закон об АО) новой главой XI.1 "Приобретение более 30 процентов акций открытого общества". Именно эта глава ввела понятия "добровольное предложение" и "обязательное предложение", описывающие механизм приобретения акций на основе публичной оферты.

Но вернемся в настоящее. С 01 сентября 2014 года глава 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) претерпела существенные изменения. Из ГК РФ исключили конструкции закрытых и открытых акционерных обществ, и законодательно закрепили новые организационно-правовые формы: публичные и не публичные акционерные общества . Так на какие же акционерные общества сейчас распространяются требования главы XI.1 закона об акционерных обществах в общем и статьи 84.2, определяющей основные положения относительно обязательного предложения, в частности?

Как мы помним, в соответствии со статьей 84.2 Закона об АО обязанность направить публичную оферту была предусмотрена для открытых акционерных обществ, и с учетом ныне исключенного пункта 1.1 указанного закона , начиная с 01.09.2014 г. обязательное предложение о выкупе акций в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах могло быть направлено только в отношении акций публичного акционерного общества.

По правилам пунктов 1 и 2 статьи 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Однако Банк России в своем письме от 01.12.2014 г. уточнил, что " начиная с 01.09.2014 процедуры, установленные главой XI.1 Закона об акционерных обществах (добровольное или обязательное предложение, уведомление о праве требовать выкупа и требование о выкупе ценных бумаг), применяются в отношении ценных бумаг открытых акционерных обществ (до приведения их устава в соответствие с ГК РФ в редакции Закона)…", при этом добавив что "…процедура, начатая в отношении ценных бумаг открытого акционерного общества, не прекращается в связи с исключением из его фирменного наименования указания на тип акционерного общества и отсутствием у него публичного статуса".

Таким образом, регулятор обозначил перечень акционерных обществ, к которым с 01.09.2014 г. могут быть применимы (начаты) процедуры главы XI.1 Закона об АО:

  • публичные акционерные общества, отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ;
  • акционерные общества, не отвечающие признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (т.е. технически являющиеся публичными акционерными обществами);
  • открытые акционерные общества, которые не привели устав и фирменное наименование в соответствие с ГК РФ, обозначив, тем самым, публичный или непубличный статус.

Но отметим, что законодатель при приведении закона об акционерных обществах в соответствии с ГК РФ расширил вышеуказанный перечень, распространив действия положений главы XI.1 закона также и на ранее (до 01.09.2014 г.) открытые акционерные общества, которые исключили из своего фирменного наименования указание на тип акционерного общества ("открытое"), установив непубличный статус. Данную норму он изложил в пункте 8 статьи 27 Федерального закона 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". То есть с 01.07.2015 г. перечень обществ, в отношении которых применяются процедуры главы XI.1 Закона об АО и, в частности, статьи 84.2, следующий:

Обратимся к понятию "обязательное предложение". Исходя из буквального толкования статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" обязательное предложение – это публичная оферта, сделанная лицом, которое приобрело более 30% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, и содержащая предложение акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, о приобретении этих ценных бумаг.

Отметим, что статья 84.2 закона об акционерных обществах не содержит указаний на иные общества, в которых возможна описанная в этой статье процедура. Но, как мы с вами уже выяснили, обязанность по направлению публичной оферты распространяется также на лиц, которые приобрели более 30 % голосующих акций, составляющих уставный капитал непубличного акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось открытым акционерным обществам, открытого акционерного общества, которое не привело свое наименование в соответствие с действующим законодательством, а также формально публичного акционерного общества (не отвечающего признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, но устав и фирменное наименование которого содержат указание на его публичный статус). Для простоты изложения далее будем использовать укрупненное понятие "акционерное общество".

Итак, у лица, которое приобрело более 30 % общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций публичного общества, предоставляющих право голоса с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, появляется обязанность направить предложение остальным акционерам о приобретении их акций. Но, если обратить внимание на пункт 7 статьи 84.2 Закона об АО, то мы видим, что законодатель ввел и два других пороговых значения: 50 и 75 % общего количества голосующих акций общества.

Как представляется, речь идет о случаях приобретения акционером, уже владеющим более 30% голосующих акций, составляющих уставный капитал, голосующих акций акционерного общества, в результате чего доля акций этого акционера превышает 50 или 75% общего количества голосующих акций этого общества (с учетом акций, принадлежащих этому акционеру и его аффилированным лицам). Т.е. ограничения, установленные пунктом 6 статьи 84.2 Закона об АО, распространяются только в отношении вновь приобретенных акций, превышающих соответствующую долю. Какие ограничения определены в указанном пункте? С момента приобретения более 30 процентов общего количества голосующих акций акционерного общества и до даты направления в публичное общество обязательного предложения (согласно пункту 1 статьи 84.2 обязательное предложение должно быть сделано в течение 35 дней с момента внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) или с момента, когда это лицо узнало или должно было узнать о том, что оно самостоятельно или совместно с его аффилированными лицами владеет указанным количеством таких акций), покупатель и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 30 процентов таких акций. При этом остальные акции, принадлежащие этому лицу и его аффилированным лицам, голосующими акциями не считаются и при определении кворума не учитываются. Применительно к ситуации приобретения доли акций, превышающей 50 или 75% общего количества голосующих акций акционерного общества, и до даты направления в общество обязательного предложения акционер, владеющий крупным пакетом акций, и его аффилированные лица имеют право голоса только по акциям, составляющим 50 или 75% общего количества акций соответственно.

На практике не редки случаи признания судами недействительным решения общего собрания акционеров, принятого с нарушений требований к кворуму собрания вследствие не направленного обязательного предложения, ссылаясь, в том числе, на правовые позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 14613/11, от 30 октября 2012 года № 7709/12.

Какие еще существуют негативные правовые последствия, связанные с ненаправлением обязательного предложения?

Действующее законодательство предусматривает только два последствия неисполнения лицом, которое приобрело более 30 процентов голосующих акций акционерного общества, обязанности направить остальным акционерам обязательное предложение. Первое последствие мы описали выше - это ограничение количества акций, которыми такое лицо и его аффилированные лица вправе голосовать до даты направления обязательного предложения, второе - административная ответственность в виде штрафа по статье 15.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Причем истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности , не освобождает такое лицо от обязанности направить публичную оферту о приобретении акций остальных акционерам в порядке статьи 84.2 закона об акционерных обществах, а также от ограничения, установленного пунктом 6.

При этом следует отметить, что в случае ненаправления обязательного предложения в установленный законом 35-дневный срок остальные акционеры общества не обладают правом на иск о понуждении лица, обязанного направить публичную оферту о приобретении акций, к исполнению такой обязанности. Данная позиция нашла широкое отражение в судебной практике (см., например: Определение ВАС РФ от 17.09.2012 г. № ВАС-11896/12 по делу № А12-12288/2011, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 03.06.2016 г. № Ф05-7277/2016 по делу № А40-159967/2015 , Постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.05.2015 г. № Ф05-5669/2015 по делу № А40-132281/14-22-1117, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2014 г. по делу № А66-1272/2014 , Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2013 г. по делу № А19-13539/2012, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 г. № Ф03-1833/2013 по делу № А51-8475/2012, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.07.2011 г. по делу № А78-7937/2010 и др.) Во всех этих случаях суды обосновывают свое решение (отказ в удовлетворении соответствующих требований) ненадлежащим средством правовой защиты, избранным истцами, поскольку законодательством предусмотрены иные негативные последствия ненаправления обязательного предложения. Также суды сходятся во мнении, что акционеры не могут обязать это лицо выкупить принадлежащие им акции.

Но представляется, что в ближайшем будущем данная ситуация изменится. Государственной думой в первом чтении принят проект Федерального закона № 1036047-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=1036047-6) , согласно которому владельцу ценных бумаг общества планируется предоставить право требовать их выкупа в случае, если не сделано обязательное предложение о приобретении акций. Согласно проекту в случае неисполнения обязанности по направлению обязательного предложения, акционерам предоставляется право предъявить требование о выкупе своих акций, при этом самостоятельно определяя минимальную цену продажи акций.

Но это в будущем, а в настоящем? Какие действия на сегодняшний момент может предпринять миноритарный акционер для защиты своих интересов? Ни для кого не секрет, что миноритарии, как правило, заинтересованы в продаже принадлежащих им акций по максимально высокой цене. Причем независимо от момента их отчуждения – в рамках обязательного предложения или нет.

Поэтому, во-первых, он может оспорить цену выкупаемых ценных бумаг путем обращения с соответствующим иском в суд.

Согласно пункту 4 статьи 84.2 закона об акционерных обществах определение цены ценных бумаг, приобретаемых в рамках обязательного предложения, осуществляется следующим способом:

1) рассчитывается средневзвешенная или рыночная цена акций;

2) производится сравнение указанной цены с наибольшей ценой, уплаченной оферентом (его аффилированными лицами) при приобретении акций общества до направления публичной оферты.

В итоге цена обязательного предложения определяется как большая из двух вышеуказанных двух цен. "Такой подход фактически основывается на принципе уплаты наивысшей цены, и направлен на защиту прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях" (из Решения Арбитражного суда Томской области от 19.01.2012 г. по делу № А67-3097/2011).

При этом не стоит забывать, что в случае определения рыночной цены акций на основе отчета оценщика, как обязывает Закон об АО, их стоимость должна учитываться в 100-процентном пакете без учета размера пакета, в составе которого проводится оценка. Такой правовой подход обозначен Президиумом Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 г. № 443/11 по делу № А08-2788/2008-21).

Во-вторых, продать принадлежащие ему акции третьим лицам по выгодной цене, не акцептируя полученное обязательное предложение о приобретении акций от лица, ставшего владельцем более 30 % (50 %, 75 %) голосующих акций общества самостоятельно или с его аффилированными лицами. Причем офферент не вправе требовать признания таких сделок недействительными.

Итак, мы рассмотрели, какое развитие получил институт обязательного предложения в акционерном законодательстве России с момента его появления в 2006 году по настоящее время, затронув, к сожалению, лишь некоторые проблемные моменты.

Как мы упомянули выше, в настоящее время Государственной думой рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования правового регулирования приобретения крупных пакетов акций публичных акционерных обществ)" (№ 1036047).

"Целью законопроекта является повышение уровня защиты прав акционеров при поглощении в целях установления ясного, непротиворечивого и адекватного механизма поглощения, а также обеспечение баланса интересов всех участников процедуры поглощения" – указывают в Пояснительной записке к законопроекту его разработчики. И мы надеемся, что эта цель будет достигнута.

Вступил в силу 01.07.2006 г.

См. подробнее Федеральный закон от 5 мая 2014 года № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Утратил силу с 01.07.2016 г.

<Письмо> Банка России от 01.12.2014 г. № 06-52/9527 "О применении законодательства Российской Федерации в связи с вступлением в силу новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации"

Дата вступления в силу Закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ.

Отметим, что в соответствие с п. 7 ст. 27 Федерального закона от 29.06.2015 г. № 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого на 01.07.2015 г. содержит указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, до 01.07.2020 г. обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление об административном правонарушении за нарушение законодательства об акционерных обществах не может быть вынесено по истечении одного года, а в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, в том числе, в связи с истечением сроков давности к административной ответственности.

Вопрос о коэффициентах конвертации и ценах выкупа является одним из важнейших при проведении реорганизации акционерного общества.

Напомним, что согласно закону «Об АО» реорганизация общества сопровождается выкупом обыкновенных и привилегированных акций у несогласных акционеров. Если при этом выкуп обыкновенных и привилегированных акций осуществляется по разным ценам – это является грубым нарушением прав акционеров. Как следствие таким же нарушением является практика, когда для привилегированных акций в ходе присоединения компаний устанавливаются коэффициенты конвертации, отличающиеся от обыкновенных акций. Представляется весьма важным заострить здесь внимание на этом вопросе, ибо советы директоров достаточно часто совершают подобные ошибки.

Одно из оснований для установления единой цены выкупа (и единых коэффициентов конвертации) содержится в п.1 ст. 75 Закона «Об акционерных обществах», в которой установлено, что требовать выкупа вправе в равной степени все владельцы голосующих акций (а по вопросу реорганизации голосуют владельцы всех типов акций). Для этих целей составляется единый список лиц, владеющих голосующими акциями, имеющих права требовать их выкупа. Таким образом, Закон «Об акционерных обществах» не делает различия при выкупе акций у акционеров на владельцев обыкновенных и привилегированных акций. Применяется один критерий – голосующие акции, соответственно, и цена выкупа подразумевается единая. При этом привилегированные акции являются голосующими наравне с обыкновенными в вопросах реорганизации общества в соответствии с п. 4 статьи 32 Закона «Об акционерных обществах».

Для владельцев акций с одинаковым объемом прав по вопросам реорганизации общества в результате выкупа должны наступать одинаковые правовые последствия в виде одинаковой цены выкупа акций, что следует из п. 1 статьи 2 Закона «Об акционерных обществах», устанавливающего принцип имущественного равенства всех акционеров общества, имеющих одинаковые права по отношению к обществу.

Зачастую совет директоров общества вводится в заблуждение оценщиками, которые оценивают компании для целей реорганизации по заказу Советов директоров. Но если оценщик не понимает природы формирования цен привилегированных акций (как показывает практика, для него – это некая «заданная сверху субстанция», в оправдание которой могут приводиться самые разнообразные вещи: дисконт за ликвидность, объем оцениваемого пакета и т.д., то есть все что угодно, кроме устава компании, где четко прописаны права владельцев акций, в том числе на дивиденды и ликвидационную стоимость), то Советы директоров просто обязаны исправлять такие ошибки.

Тем не менее, советы директоров постоянно принимают за основу коэффициенты конвертации и цены выкупа, посчитанные оценщиком. А ведь закон «Об акционерных обществах» четко говорит, что цены оценщика служат не истиной в последней инстанции и даже не ориентиром (так как отклонение цены допускается ТОЛЬКО в одну сторону, то есть они могут быть ТОЛЬКО выше!). Они являются минимально возможными ценами выкупа, то есть ценами, ниже которых даже самый «некомпетентный» оценщик не готов позволить заинтересованным членам Совета директоров санкционировать отъем имущества у миноритарных акционеров.

Добровольные и обязательные предложения: возможные злоупотребления и ошибки

Одним из наиболее распространенных нарушений, допускаемых компаниями, является ущемление прав миноритарных акционеров при проведении реорганизации общества и выставлении оферты по справедливой цене в случае принудительного выкупа мажоритарным акционером их долей. Подобное нарушение является весьма болезненным, так как в данном случае речь идет о безвозвратных потерях денег миноритарными акционерами. По сути дела, речь идет о попытке воровства со стороны мажоритарного акционера у миноритарных.

К сожалению, привычными стали случаи, когда при принудительном выкупе компания оценивается ниже балансовой стоимости или в две-три годовых прибыли. Понятно, что «независимый оценщик» сделал все, чтобы уценить объект оценки. В итоге миноритарные акционеры получают несправедливую цену за свои акции практически без шансов опротестовать саму процедуру: доказывать в суде неадекватность отчета оценщика – дело крайне неблагодарное.

Согласно положениям закона «Об АО» цена принудительного выкупа не может быть ниже рыночной стоимости ценных бумаг, определенной независимым оценщиком. В этой связи ПЧСД должен детально ознакомиться с отчетом оценщика, подвергнув его критической оценке. Если выводы оценщика представляются сомнительными и приводят к занижению цены выкупа, ПЧСД должен известить об этом органы управления обществом, а также направить соответствующий запрос в регулирующий орган, обратив его внимание на несправедливость цены принудительного выкупа и прилагая усилия для определения адекватной оценки рыночной стоимости акции (например, путем проведения повторной оценки иным авторитетным оценщиком).

В случае если добровольное или обязательное предложение не сопровождается принудительным выкупом (при пересечении порогов владения в 30%, 50%, 75%), в этом случае компетенция совета директоров как органа управления обществом видоизменяется. Во избежании конфликта интересов часть полномочий автоматически переходит от совета директоров общества к ОСА. Однако самое главное, на что следует обратить внимание, это действия совета директоров после получения обществом такого предложения. В этой ситуации в обязанности совета директоров входит рассмотрение и выработка рекомендаций в отношении полученного предложения, включая оценку предложенной цены приобретаемых ценных бумаг и возможного изменения их рыночной стоимости после приобретения, оценку планов лица, направившего такое предложение, в отношении общества, в том числе в отношении его работников. Иными словами, совету директоров предлагается дать мотивированное заключение акционерам относительно выгодности для них направленного предложения. Для этого необходимо оценить текущую ситуацию в обществе, дать прогноз развития общества, как без учета поступившего предложения, так и с его учетом, и выбрать лучший из имеющихся вариантов. Такие действия совета директоров должны быть свободны от личной заинтересованности, симпатий или антипатий. Основным критерием становится максимум акционерной стоимости, который можно получить, выбрав один из имеющихся вариантов. Если совет директоров придет к выводу о том, что поступившее предложение не учитывает перспектив развития компании или в полной мере синергетического эффекта, которое получит лицо, направившее такое предложение, то в этом случае в интересах акционеров совет директоров обязан выразить отрицательное отношение к поступившему предложению. Кроме того, действуя в интересах акционеров, совет директоров в такой ситуации может вступить в переговоры с данным лицом об улучшении цены предложения, а также создать условия для направления конкурирующего предложения (предложений) о приобретении акций общества по более высокой цене. В этой связи категорически неприемлем механистический подход: автоматическое положительное заключение, невзирая на предложенную цену.

Также весьма важным представляется соответствие сделанного предложения требованиям закона «Об акционерных обществах»: необходимо убедиться, что сделанное предложение ставит всех акционеров общества в равные права относительно распоряжения собственными акциями.

На практике очень часто встречаются ситуации, когда лицо, приобретающее акции общества, пересекает установленные законодательством пороги владения (30%,50%,75%,95%), стараясь при этом избежать необходимости выставления оферты миноритарным акционерам. Как известно, законодательство предусматривает закрытый перечень ситуаций, освобождающих лицо от необходимости выставлять оферту. ПЧСД в такой ситуации должен добиваться структурирования условий предложения таким образом, чтобы у лица, направившего такое предложение, не возникло освобождения от выставления оферты. В этой связи особое внимание следует обратить на степень аффилированности сторон, консолидирующих акции общества, а также на попытки преодолеть пороговые значения искусственным путем, например, с помощью допэмиссии в ходе реализации своего преимущественного права или выкупа обществом акций (подробно эти случаи рассмотрены в разделе «МУАК»).

Серьезного внимания заслуживает и цена обязательного предложения. Для биржевых бумаг она не может быть ниже средневзвешенной цены за шесть месяцев, предшествующих дате направления предложения в регулирующий орган. Для необращающихся ценных бумаг цена предложения не может быть ниже рыночной цены, определенной независимым оценщиком. В обоих случаях существуют возможности злоупотребления со стороны лица, направившего предложение, касающиеся влияния на цену. Для биржевых бумаг создается возможность манипулирования средневзвешенной ценой путем проведения через организатора торговли фиктивных сделок с большими объемами ценных бумаг по ценам, значительно отклоняющимся от цен вторичного рынка. В случае привлечения оценщика таких возможностей еще больше, ибо заказчиком отчета об оценке является заинтересованное лицо, направившее обязательное предложение.

Законом также определено, что цена обязательного предложения не может быть ниже наибольшей цены, по которой лицо, направившее обязательное предложение, приобрело, либо взяло на себя обязанность приобрести соответствующие ценные бумаги в течение предыдущих шести месяцев. Это означает, что на практике не должно быть никакого дисконта между ценой обязательного предложения и максимальной ценой, по которой крупным акционером наращивался пакет за последние полгода. На практике, к сожалению, часто встречаются случаи, когда такой дисконт пытаются обусловить величиной приобретаемого пакета (так называемая, «премия за контроль»), игнорируя физический смысл акции. С точки зрения экономики, размер дохода на одну акцию не должен зависеть от того является она частью крупного пакета или нет. Изменение курсовой стоимости, размер дивидендов, нераспределенная прибыль - все эти показатели одинаковы в пересчете на одну акцию и не зависят от того входит акция в крупный пакет или нет.

Во всех перечисленных случаях ПЧСД должен внимательно отнестись к цене обязательного предложения. При наличии вышеописанных признаков злоупотребления ПЧСД обязан незамедлительно проинформировать об этом совет директоров общества, а также регулирующий орган.

Идущая сейчас «большая приватизация» может привести к ситуациям, в которых закон обязывает покупателя выставить оферту на выкуп акций у миноритариев по ценам выше рыночных. Подобные предложения могут возникать и в других случаях. Что надо знать об этом?


Что такое обязательное предложение


Обязательное предложение - публичная оферта, которую мажоритарный акционер обязан направить прочим владельцам акций и конвертируемых в них эмиссионных ценных бумаг. Это предложение выкупить акции по определенной цене.

Когда мажоритарий обязан выкупать акции


Согласно закону «Об АО», обязанность выставить оферту возникает у акционера, который приобрел такой пакет, что его доля вместе с аффилированными лицами превысила 30%, 50% или 75% общего количества голосующих обыкновенных и привилегированных акций публичного общества. На это отводится 35 дней со времени внесения приходной записи по лицевому счету или же с момента, когда акционер узнал либо должен был узнать об этих событиях.

Подобного рода оферт за десять лет, прошедших с момента появления этой нормы в законе, акционерами российских компаний сделано множество. Тем не менее мажоритарные акционеры не так уж редко успешно уклонялись от этой обязанности. Способов сделать это придумано немало - от создания сложных схем владения акциями до простого игнорирования требований закона.

Это может грозить мажоритарию санкциями. Так, например, лицо, не выставившее обязательную оферту, по закону имеет право голосовать лишь акциями, не превысившими в зависимости от ситуации долю 30%, 50% или 75%. Однако если и до увеличения пакет был контрольным, то это мало что меняет.

Какова должна быть цена акций при выкупе


Цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам организованных торгов за шесть месяцев, предшествующих дате направления обязательного предложения в Банк России. Если бумаги обращаются на двух и более биржах, средневзвешенная цена определяется по результатам всех организаторов торговли, где эти акции обращаются более полугода.

В случае если акции обращаются на организованных торгах менее шести месяцев или не торгуются вовсе, их цена не может быть ниже рыночной стоимости, определенной оценщиком.

Цена также должна быть не ниже наибольшей, по которой офферент и его аффилированные лица приобретали акции в течение полугода до обязательного предложения. При поглощении компаний сделки нередко проходят по ценам выше биржевых, и благодаря этому за последние десять лет было немало оферт, выгодных для тех, кто ранее покупал акции по рыночной цене.

Однако было и множество случаев, когда мажоритарий обходил это требование, и оферта выставлялась по цене заметно более низкой, чем уплаченная им самим. Способов для этого также придумано немало. Достаточно, например, просто сильно «затянуть» с выставлением обязательного предложения.

Когда оферты можно не ждать


Обязательное предложение можно не выставлять и вовсе не обходя закон. Последний перечисляет целый ряд таких случаев. Так, это не нужно делать при учреждении и реорганизации публичного общества или преобразовании в таковое НПФ. При приобретении акций на основании ранее направленного обязательного или добровольного предложения (если оно соответствует ряду требований) в этом также нет нужды.

Есть и еще немало исключений. При передаче акций аффилированным лицам или получении долей от них, разделе имущества супругов и при наследовании. При погашении части акций и при приобретении их в результате осуществления преимущественного права на приобретение размещаемых акций. При приобретении акций лицом, оказывающим услуги по организации их размещения, при формировании имущества госкорпорации, а также в ряде других случаев. Они перечислены в п. 8 ст. 84.2 закона «Об акционерных обществах».

В качестве завершающего этапа приобретения им акций акционерного общества, осуществляемой посредством процедуры добровольного или обязательного предложения, в результате которой таким крупным акционером приобретен доминирующий пакет акций (обычно не менее 90-98% величины уставного капитала в зависимости от конкретного законодательства).

Зеркальным отображением права на сквиз-аут является право миноритарных акционеров на селл-аут (право требования обязательного для крупного акционера выкупа акций миноритарных акционеров при наличии желания последних). Предоставляется миноритарным акционерам при тех же условиях, при которых право на сквиз-аут наступает у крупных акционеров.

Экономический смысл

С точки зрения экономической целесообразности принудительный выкуп акций рассматривается как возможность завершить процесс консолидации акций акционерного общества в руках одного акционера или нескольких аффилированных между собой акционеров на условиях, максимально выгодных как для приобретателя, так и для миноритарных акционеров. Логика при этом заключается в том, что, с одной стороны, в крупных акционерных обществах у лица, стремящегося осуществить приобретение контроля над обществом посредством консолидации его акций, практически нет шансов выкупить все акции, даже в случае предложения выгодной цены (хотя бы просто в силу наличия «мертвых душ» в реестре). С другой стороны, при сосредоточении в руках одного акционера крупного пакета акций, ликвидность таких акций резко снижается, и миноритариям практически невозможно реализовать свои акции по выгодной цене на публичном рынке. Жесткий контроль за процедурой принудительного выкупа и за ценообразованием по сделке позволяет максимально учесть интересы обеих сторон.

Правовое регулирование принудительного выкупа акций

В странах общего права и в особенности, в США, помимо самого корпоративного законодательства, большую роль в защите миноритариев играют судебные решения (суды в странах общего права, выполняют не только правоприменительную, но и нормотворческую функцию). Во многих случаях суды берут на себя оценку справедливости условий, на которых осуществлялась фундаментальная сделка, прибегая к независимой аналитике . Это позволяет решить дело в пользу миноритариев, если сделка признана несправедливой, даже когда все требования корпоративного законодательства формально соблюдены.

Сквиз-аут в России

В Российской Федерации процедура сквиз-аута вводится новой редакцией Закона «Об акционерных обществах» (вступил в силу с 01 июля 2006 года) и предоставляется в качестве права крупному акционеру, являющемуся на момент вступления в силу данной редакции Закона владельцем 95% акций открытого общества, либо акционеру, который станет после вступления в силу данной редакции Закона владельцем 95% акций открытого общества в результате процедуры добровольного или обязательного предложения.

См. также

  • Добровольное предложение
  • Обязательное предложение

Источники

  • Федеральный закон «Об акционерных Обществах». Глава XI.1.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принудительный выкуп акций" в других словарях:

    Миноритарий - (Minority) Миноритарий это акционер компании с незначительным количесвом акций Миноритарий: права и их защита, выкуп акций, консолидация и дробление акций, ТНК ВР и Роснефть Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Миноритарий акционер компании (физическое или юридическое лицо), размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией (например, путём формирования совета директоров). Такой пакет акций называется… … Википедия

    - (миноритарий) акционер компании (физическое или юридическое лицо), размер пакета акций которого не позволяет ему напрямую участвовать в управлении компанией (например, путём формирования совета директоров). Такой пакет акций называется… … Википедия

    Уставной капитал - (Ustavnoy capital) Содержание Содержание Определение Минимальный размер в Учет уставного капитала Увеличение уставного капитала ООО Увеличение уставного капитала ООО за счет имущества Общества Увеличение уставного капитала ООО за счет… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Акция. Ценные бумаги … Википедия

    Принудительный выкуп акций или сквиз аут (от англ. squeeze out «вытеснение», «выдавливание») предусмотренная законодательством некоторых стран процедура обязательной продажи акций миноритарных акционеров (без их согласия) крупному акционеру в… … Википедия

    Листинг - (Listing) Листинг это совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже Определение листинга, преимущества и недостатки листинга, виды листинга, этапы процедуры листинга, котировальный список листинга, делистинг… … Энциклопедия инвестора

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Мировой финансовый кризис 2008 2010 года негативно повлиял на … Википедия

    I в современном экономическом строе Б. являются высшей формой кредитного посредничества и важнейшими органами вексельного и денежного обращения. Цель банковой деятельности: во первых, создать систему кредита (см. это сл.), которая обеспечивала бы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Долг - (Debt) Долг денежная сумма или материальные ценности, взятые взаймы на определенных условиях Понятие долг, внутренний и внешний долг государства и другие виды долгов, государственный долг США и России, долговые инструменты и погашение долгов… … Энциклопедия инвестора