Объяснения церковных и домашних молитв. Божественная Литургия

оглашенных (наставляемых в вере) - то есть людей, ещё только готовящихся к принятию крещения , а также людей кающихся и отлучённых от причастия. В древности оглашенные стояли в притворе и должны были покинуть храм после произнесения диаконом слов: «Ели́цы оглаше́ннии, изыди́те; оглашеннии, изыдите; елицы оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся », по произнесении которых заканчивается литургия оглашенных.

Состав священнодействий

После проскомидии священник, подняв руки, молится о ниспослании на священнослужителей Святого Духа , чтобы Он «сошел и вселился в них » и отверз их уста возвестить хвалу Богу. После этой молитвы начинается литургия оглашенных.

В состав литургии оглашенных входит:

  • великая ектения - в ней подробно перечисляются христианские нужды и лица, за которых молится церковь. Во время произнесения диаконом Великой ектении священник в алтаре тайно молится чтобы Господь призрел на храм и молящихся в нём людей;
  • изобразительные и праздничные антифоны - используются, чтобы усилить благоговейное упование на Бога. Для этого используются псалмы 102 и 145 в которых в поэтической форме изображены благодеяния Бога еврейскому народу (поэтому они называются «изобразительными »). Так как эти псалмы поются попеременно на двух клиросах , то они также называются антифонами . В двунадесятые праздники поются не изобразительные антифоны, а особые новозаветные стихи к которым прибавляется припев соответствующий празднику;
  • гимн «Единородный Сыне » исполняется независимо от того какие антифоны (изобразительные или праздничные) поются на литургии. Он напоминает верующим о главном для христиан благодеянии Бога - ниспослании на землю своего Сына:
    Единородный Сыне и Слове Божий, Безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас
  • малая ектения разделяет изобразительные и антифоны, а также возглашается после молитвы «Единородный Сыне ». Во время малой ектении священник в алтаре молится об исполнении Богом прошений присутствующих в храме людей;
  • пение Евангельских блаженств в которых показывается практический идеал истинного христианина и указывается, что верующий испрашивая милостей у Бога должен быть «смиренным духом, сокрушающимся и даже плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде, чистым сердцем, милосердным к ближнему и терпеливым во всех испытаниях и даже готовым умереть за Христа ». После Блаженств поются особые тропари , называемые «тропарями блаженными», количество которых зависит от приходящегося на этот день праздника;
  • малый вход с Евангелием во время которого открываются Царские врата и священник с диаконом выходят из алтаря, неся Евангелие. В настоящее время это действие носит только символический характер, но в древности оно объяснялось тем, что Евангелие хранилось не на престоле , а в диаконнике и для чтения торжественно переносилось в алтарь;
  • чтение Апостола и Евангелия совершается для разъяснения верующим христианской веры. Перед чтением Апостола чтец (или диакон) и хор исполняют прокимен , перед чтением Евангелия - аллилуиарий . Во время чтения Апостола диакон совершает каждение, символизирующее благодать Святого Духа с которой проповедовали апостолы, а священник стоит, на горнем месте , как равный апостолам по благодати учительства. Если служит епископ то он сидит, так как является живой иконой Христа
  • ектении об умерших;
  • ектении об оглашенных в которых возносятся просьбы чтобы Бог просветил оглашенных и удостоил их крещения ;
  • ектения о выходе оглашенных завершает данную часть литургии.

Символическое значение литургии оглашенных

Слова, являющиеся начальным возгласом литургии - «Слава в вышних Богу » символизируют песнь пропетую ангелами при рождении Иисуса Христа то есть начало литургии напоминает верующим о воплощении Сына Божия. Пение евангельских блаженств напоминает о начале проповеди Иисуса Христа и показывают пример христианской жизни. Малый вход символизирует проповедь Христа по городам и сёлам Палестины, а несомый перед Евангелием светильник обозначает Иоанна Предтечу . Чтение Апостола и Евангелия доносит до верующих жизнь и учение Христа о Боге, а каждение между чтениями символизирует распространение благодати на земле после проповеди Христа и апостолов. Ектении и молитвы за оглашенных приглашают верующих помолиться за некрещёных и напоминают, что и крещёные своими грехами могут потерять благодать спасения. Три краткие ектении, возглашаемые до Херувимской песни, символизируют трёхлетнюю проповедь Иисуса Христа.

Напишите отзыв о статье "Литургия оглашенных"

Примечания

Литература

  • Богослужение православной церкви (репринтное издание 1912 года). - М .: Даръ , 2005.
  • Гоголь Н. В. Размышления о божественной литургии . - М ., 1889.
  • Настольная книга священнослужителя Т. 1. - М.: Издательский Совет РПЦ, 1992 г.

Ссылки

См. также

Отрывок, характеризующий Литургия оглашенных

На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.
– Потому что, – согласитесь сами, – если не знать верно, сколько там, от этого зависит жизнь, может быть, сотен, а тут мы одни, и потом мне очень этого хочется, и непременно, непременно поеду, вы уж меня не удержите, – говорил он, – только хуже будет…

Одевшись в французские шинели и кивера, Петя с Долоховым поехали на ту просеку, с которой Денисов смотрел на лагерь, и, выехав из леса в совершенной темноте, спустились в лощину. Съехав вниз, Долохов велел сопровождавшим его казакам дожидаться тут и поехал крупной рысью по дороге к мосту. Петя, замирая от волнения, ехал с ним рядом.
– Если попадемся, я живым не отдамся, у меня пистолет, – прошептал Петя.
– Не говори по русски, – быстрым шепотом сказал Долохов, и в ту же минуту в темноте послышался оклик: «Qui vive?» [Кто идет?] и звон ружья.
Кровь бросилась в лицо Пети, и он схватился за пистолет.
– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.

Литургия оглашенных

Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Диакон выходит из алтаря на амвон и произносит: «Благослови, владыко!» (т. е. благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога). Священник в первом своем возгласе прославляет Святую Троицу: «Благословенно (т. е. достойно прославления) царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно)». Певчие поют: «Аминь » (т. е. «действительно так»).

Затем диакон произносит великую ектенью , в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил их нужды.

После великой ектеньи поются псалмы 102-й: « Благослови, душе моя, Господа » и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа ». В этих псалмах изображены Божии благодеяния человеческому роду. Псалмы призывают прославлять (благословлять) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие желания, избавляющего нашу жизнь от тления греха. Во 145 псалме говорится о важном духовном законе – надежде на Всемогущего Бога, а не на грешного и немощного человека: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения …» (ст. 3).

Псалмы 102 и 145 положено петь попеременно двумя хорами. Такой вид пения известен еще с ветхозаветных времен и называется антифонным. Церковное предание гласит, что во II веке по Рождестве Христовом св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохии, будучи восхищен на небо, видел ангельские хоры, попеременно славословящие Бога. В подражание им он ввел антифонное пение в Антиохийской Церкви. Впоследствии этот род пения получил широкое распространение. И сами псалмы, исполняемые на Литургии двумя хорами попеременно, стали называться антифонами .

По окончании второго антифона всегда поется песнь: «Единородный Сыне…». В этой песне изложено православное учение о Втором Лице Св. Троицы – Сыне Божием, Господе Иисусе Христе.

В это время священник берет с престола Евангелие, передает его диакону и выходит, в предшествии диакона, несущего Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей с Евангелием называется Малым входом (в отличие от следующего Великого входа) и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь.

Смотря на Евангелие как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или: молитвами Богородицы, или: во святых дивен Сый), поющия Ти: аллилуиа!» После сего поются тропари и кондаки – краткие песнопения, в которых описывается суть праздника.

Далее поется «Трисвятое» : «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». История этого песнопения такова. При императоре Феодосии II (V век) в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молили Бога о помиловании и прекращении бедствия. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин Божественной Литургии.

По окончании «Трисвятого» читается Апостол – небольшой фрагмент (зачало) из посланий святых апостолов. Затем читается Евангелие , предваряемое и сопровождаемое радостным славословием Бога: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» , так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, чем благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа.

После Евангелия следует сугубая ектенья , в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: «Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления…»

Далее следует особая ектения об усопших , в которой мы молимся за всех умерших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных.

Потом произносится ектенья об оглашенных , в которой мы просим, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах святой веры («открыл им Евангелие правды») и удостоил святого Крещения («соединит их святей… Церкви» ).

Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: « Елицы оглашении изыдите». Словами: «Елицы вернии паки и паки миром Господу помолимся» начинается Литургия верных.

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

Литургия оглашенных святого Кирилла Иерусалимского. О литургии оглашенных сведений почти нет. Им упоминаются в Церкви следующие чины: катихумены, просвещаемые, монахи, девы, клир и певцы. Из Огласительных слов ясно, что во время литургии оглашенных читалось Слово Божие и

Из книги Богословская мысль Реформации автора Макграт Алистер

Литургия оглашенных. Чтение Писаний.Иерей, восходя на трон, говорит: «Мир всем».Народ: «И духу твоему».Читающий Пророчества начинает: «Так говорит Господь».Читающий Апостола: «Явилась благодать Божия»… и т. д. из послания к Титу 2:11 и след.Певчий поет, и все

Из книги Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы автора Мейендорф Иоанн Феофилович

Литургия оглашенных. Вход.«Святый Боже и Отец, Святый Крепкий, Сын Божий, воплощенный и распятый плотию ради нас, Святый Бессмертный, Дух Святый, Единый Господь Саваоф, помилуй нас».Чтение Апостола и

Из книги Беседы о Литургии автора (Федченков) Митрополит Вениамин

Литургия оглашенных. Каждение.Иерарх, закончив священную молитву у божественного жертвенника, начинает от него каждение и идет во всякое место храма.Затем описывается чтение Священного Писания и удаление оглашенных, одержимых и

Из книги ОБЪЯСНЕНИЕ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ по чину Иоанна Златоустаго автора Златоуст Иоанн

Ектении об оглашенных. После этой ектении произносится ектения об оглашенных, напоминающая нам о древнем институте катихумената. В предшествовавшем историческом обозрении Литургии были приведены те древние чины литургий, основанных на апостольском предании и носящих

Из книги Литургика автора (Таушев) Аверкий

Литургия Письменный текст общественных богослужений, особенно Евхаристии. Поскольку во время Реформации литургия была канонизирована, реформа литургии считалась особенно важной. См. стр.

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

5. Литургия Появление сочинений Дионисия хронологически совпало с поворотным пунктом в истории христианской Литургии. Когда Юстиниан закрыл последние языческие храмы и школы, христианство стало бесспорно религией народных масс в империи. Литургия, которая

Из книги Русская идея: иное видение человека автора Шпидлик Томас

Беседа шестая ЛИТУРГИЯ ОГЛАШЕННЫХ Вторая часть Божественной литургии носит название литургии оглашенных. Так называется она потому, что при совершении ее могли присутствовать оглашенные, то есть те, которые только готовились ко святому крещению. Кроме них, здесь могли

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

Литургия Оглашенных По прочтении «Часов», и вслед за окончанием тайно (не вслух народа) совершенной «проскомидии», начинается часть литургии, называемая Литургиею Оглашенных, потому что при совершении ее могли присутствовать и оглашенные, т. е. готовившиеся к принятию

Из книги Размышления о Божественной Литургии автора Гоголь Николай Васильевич

Литургия Оглашенных Вторая часть литургии, совершающаяся уже во всеуслышание предстоящего в храме народа, называется «Литургией оглашенных», так как на ней разрешалось присутствие «оглашенных», то есть только готовившихся к принятию Христовой веры, но еще не крещенных.

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

4. Литургия Оглашенных "Апостольских Постановлений" Мы уже знаем Эфиопский извод этой Литургии, который есть в ваших хрестоматиях и занимает там всего 2 страницы. Причём вся анафора умещается в 25 строк. Схема её: PAEJ. "Санктуса" ещё нет, т.е. по-видимому, это действительно

Из книги автора

III. Литургия Средоточие благочестия Литургия, переведенная на славянский язык, почти сразу же стала средоточием русского благочестия. Большая часть изначальных текстов Киевской Руси была предназначена для непосредственного использования при совершении

Из книги автора

Ектения об оглашенных Д. Помолитеся, оглашеннии, Господеви.Л. Господи, помилуй.Д. Вернии, о оглашенных помолимся, да Господь помилует их.Л. Господи, помилуй.Д Огласит их словом истины.Л. Господи, помилуй.Д Открыет им Евангелие правды.Л. Господи, помилуй.Д Соединит их Святей

Из книги автора

Молитва об оглашенных Господи Боже наш, иже на высоких живый и на смиренныя призираяй; иже спасение роду человеческому ниспославый, Единороднаго Сына Твоего и Бога, Господа нашего Иисуса Христа: призри на рабы Твоя оглашенныя, подклоншия Тебе своя выя, и сподоби я во время

Из книги автора

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных. Как первая часть, Проскомидия, соответствовала первоначальной жизни Христа, Его рожденью, открытому только ангелам да немногим людям, Его младенчеству и пребыванью в сокровенной неизвестности

Из книги автора

Литургия оглашенных Вторая часть Литургии называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся к принятию Святого Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Святого Причащения.Диакон выходит из

Христианство, как и любая другая состоявшаяся и оформившаяся религия, имеет большое количество обрядов. Они позволяют пастве ощущать себя частью чего-то важного и стремиться к этому всеми своими помыслами и поступками. Богослужения и обряды в православии и католицизме имеют много общего, но и различий между ними немало. Обычно новичкам, которые только пришли к Богу, они становятся заметны не сразу, так как воцерковление является долгим процессом, во время которого постепенно раскрывается смысл всех таинств и обрядов. Однако даже те прихожане, которые считают неизменной частью своей жизни посещение богослужений, не всегда могут объяснить их смысл, рассказать о значении и перечислить чинопоследование. Литургия оглашенных - это церковная служба, кажущаяся одной из самых сложных для понимания православных. Многие даже не могут сказать, когда она начинается и чем заканчивается. Но на самом деле литургия оглашенных является важной частью коллективного служения Богу в христианстве и имеет свою историю становления, обращающую нас к временам, когда последователи религии подвергались массовым гонениям. Сегодня мы подробно расскажем о данной литургии и отдельно выделим все ее этапы.

Литургия: обратимся к терминологии

Для того чтобы начать рассказывать читателям непосредственно о литургии оглашенных, важно иметь некоторое представление о православной терминологии. В первую очередь давайте разберем, что именно представляет собой данное богослужение.

Слово «литургия» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «общее дело», что как нельзя лучше характеризует суть этого действа. С тех времен, когда христианство переживало этап становления, богослужения носили коллективный характер. Изначально это было единственной возможностью вознести хвалу Творцу и получить знания о христианстве.

Сегодня в литургии тоже участвует множество человек. Их можно условно разделить на четыре категории:

  • священнослужитель, ведущий службу;
  • диаконы;
  • хористы;
  • прихожане.

Действия всех участников богослужения обычно довольно слажены и подчинены определенным правилам. При этом многие прихожане считают себя всего лишь слушателями молитвы, что является в корне неверным отношением к литургии. Ведь обычные люди, пришедшие в храм, не могут быть пассивными зрителями всего происходящего у алтаря. Они принимают во всем непосредственное участие. И особенно это касается молитвы. Ведь в христианстве наделяют особенной силой. На подобных службах нужно обращаться к Богу не только со своими проблемами и заботами, но и вникнуть в слова священника, чтобы в едином порыве обратить к Творцу свое сердце. В такие моменты на всех молящихся нисходит истинное благословение.

Ранее считалось, что без подобных молитв невозможно свершить таинство причастия, так как хлеб и вино не превратятся в кровь и тело Христовы. Впрочем, и по сегодняшний день во многих храмах к литургии оглашаемых осталось такое же отношение. Отчасти его можно считать верным, но все же данное богослужение имеет и другой смысл. В первую очередь его нужно воспринимать как важную часть Великой литургии, которая может быть как повседневной, так и праздничной.

Краткое описание

Когда мы говорим о богослужениях в православии, то практически на сто процентов мы имеем в виду византийский обряд. Он возник почти на заре христианства и состоит из нескольких частей, одной из которых и является литургия оглашенных.

Главной целью византийского обряда считается подготовка верующего к причащению. Он должен еще раз вспомнить все основы христианства, моменты из земной жизни Христа и о его страданиях при распятии. Церковь за ограниченный временной интервал объясняет прихожанам, зачем Бог послал Сына своего к людям и поясняет важность таинств. Именно таким образом можно вкратце описать суть литургии оглашаемых.

Но почему она названа так? Этот вопрос интересует практически всех, кто недавно пришел к Богу и только знакомится с большинством обрядов. Ответ на него крайне прост. Богослужение, которое принято называть «литургия», является единым действом. Но состоит оно из нескольких частей. Самыми главными и внушительными по времени являются как раз литургия оглашенных и литургия верных. Названия им были даны еще в давние времена, и связаны они с таинством причащения.

Дело в том, что определенная категория прихожан не имеет права принимать участие в данном обряде. К этой группе относятся люди, отлученные от причастия, кающиеся за свершение грехов и те, кто только готовится к крещению. Они могут присутствовать на всем богослужении, кроме его заключительного этапа. На данный период они должны выйти за пределы храма. Сигналом к выходу из церкви служит оглашение священника, поэтому часть богослужения, доступная перечисленной категории людей, и была названа «литургия оглашенных».

Значение литургии

Сегодня эта часть службы недооценивается многими православными, они не понимают ее важности и воспринимают как этап, предшествующий причастию. Однако в Древней Руси ко всем относились очень серьезно. Сторонний человек, не прошедший долгий подготовительный этап, просто не мог стать христианином. Временной интервал от волеизъявления человека принять православие до самого таинства мог растянуться на годы. Это было особенно характерно для старообрядцев, но и в обычной церкви человек проходил несколько месяцев обучения и лишь потом получал право стать христианином. Процесс знакомства с религией в обязательном порядке включал в себя посещение основных богослужений в качестве активного участника на протяжении всего отведенного духовным наставником на обучение времени.

Литургия оглашенных была единственной возможностью присутствовать на служении, предшествующим причастию. После принятия крещения верующий получал полное право отстоять службу полностью и не выходить из храма после оглашения.

Интересно, что сами священники всегда с удовольствием рассказывают прихожанам о значении литургии с точки зрения церкви. Они говорят о том, что каждый ее этап символичен определенным событиям. К примеру, первые слова богослужения - это своеобразная ангельская песнь, возвещающая человечеству о рождении Сына Божьего. Обязательные пения делают отсыл к проповедям Христа, которые он вел в разное время. Малый вход можно соотнести с путешествием Иисуса по Палестине и проповедованием во всех городах и селах истинной веры. Дальнейшие этапы литургии должны напомнить людям о том, что молиться нужно не только за близких, но и за тех, кто не обрел благодать вечной жизни, не приняв своим единственным богом Всевышнего. Эта категория нуждается в наставлении и указании пути, а значит, молитва сможет стать для них некой путеводной звездой.

В Константинополе и других городах в древности литургии проводились очень пышно. Они сопровождались крестным ходом с массовыми проповедями. Обычно подобные богослужения было принято проводить в качестве благодарности за избавление от эпидемии, в честь окончания войны или как прошение о защите в тяжелые времена. В древности в храме литургия оглашенных проходила не всегда. Довольно часто после крестного хода к дверям церкви люди оставались за ними и слушали службу с улицы. Они считались непосредственными участниками действа, несмотря на место их нахождения. После оглашения двери храма закрывались, и внутри оказывались только те, кто имел законное право принять причастие в таинстве причастия.

Этапы проведения литургии

В православии существует специальная наука о проведении богослужений - литургика. Литургия оглашенных, согласно ее канонам, состоит из нескольких частей. Каждая имеет свой смысл и подчинена строгой последовательности. Мы изложим все этапы проведения службы в упрощенном и кратком варианте:

  • Проскомидия. Если быть максимально точными, то это еще не сама литургия, а ее преддверие. На данном этапе совершается своеобразное жертвоприношение из хлеба и вина, которые затем будут использованы для причащения прихожан.
  • Великая являются важной частью всех церковных богослужений и представляют собой перечень прошений к Господу.
  • Антифоны. Под данным термином скрываются песнопения, которые должны произносить хористы. В древности это делалось посредством двух хоров, расположенных друг напротив друга.
  • Гимн.
  • Малая ектения.
  • Пение.
  • Малый вход.
  • Разъяснение христианской веры. Данный процесс включает в себя чтение Евангелия.
  • Четыре ектении, идущие последовательно друг за другом: сугубая, об умерших, о входе оглашенных и о выходе оглашенных.

Новичкам все перечисленные этапы могут показаться непонятными, а само богослужение - слишком длительным. Сколько литургия оглашенных длится, ответить точно нельзя. Несмотря на то что все ее части подчинены строгому порядку и четко регламентированы, каждый священнослужитель вкладывает в нее всю свою душу и веру в Бога. Поэтому возможны серьезные расхождения по времени служения Всевышнему.

Самые распространенные вопросы, касающиеся литургии

Очень часто прихожане, только вставшие на путь веры, стесняются задавать вопросы о богослужениях. В итоге они теряют интерес к этим важным действиям и подчас пропускают значимые этапы, которые в будущем сделали бы их сильнее и крепче духом.

Нередко интерес вызывает то, какая литургия важнее - праздничная или ежедневная. По данной теме не может быть двух ответов. В православии любое обращение к Богу - это важное и значимое действие. А принятие участия в общей молитве, которую и представляет собой в некотором смысле литургия, придает человеку духовных сил и укрепляет его в вере. Поэтому обязательно выделите время и примите участие в этом действе, которое очень важно для каждого христианина. При этом не стоит разделять литургии между собой по значимости.

Когда дело касается воцерковленных людей, которые не так давно пришли в лоно церкви, то для них характерна ошибка, связанная с разделением одного богослужения на части по степени важности. Литургия оглашенных и литургия верных при таком подходе считаются разными. Первая крещеными людьми воспринимается как необязательная для присутствия. А вторая, после которой и происходит причащение, считается крайне важной. Священники выступают категорически против подобного подхода к служению Богу. Они утверждают, что литургия оглашенных является подготовительным этапом к таинству, а потому пропускать ее ни в коем случае нельзя.

Для того чтобы читателям было проще понять основную суть литургии и принимать в ней осознанное участие, мы дадим некоторые разъяснения к ее самым важным этапам.

Начало литургии

После проскомидии священник и диакон начинают подготовку прихожан к таинству причастия. Первыми словами литургии являются молитвы о призвании Святого Духа. Произносятся они священником и диаконом по очереди. Им вторят хористы. Паства обычно повторяет только последние слова текста, представляющие собой некую печать, подтверждающую и закрепляющую сказанное.

Считается, что во время литургии всем происходящим руководит сам Господь. А участники действа являются его помощниками. Причем здесь неважен статус человека - священники и рядовые прихожане равны перед Богом.

Далее наступает черед великой ектении. Она должна проводиться только в благостном расположении духа, поэтому священник начинает ее с молитвы, призванной вселить мир в сердца прихожан. В христианстве категорически запрещено приносить любые жертвоприношения Господу, в число которых входит и молитва, находясь в гневе или раздраженном состоянии.

Молитва читается в несколько этапов, каждый включает в себя определенные прошения. В процессе священник охватывает практически все сферы жизни человека, особый упор делается на духовное прозрение. Также просится милость на всех молящихся и саму церковь. Кроме уже перечисленных моментов важным считается прошение о благословении. Именно во время литургии благодать Божья спускается на всех принимающих в ней участие.

Антифоны

Пение - это неотъемлемая часть служения Господу. Но оно имеет некие различия в зависимости от того, какая служба ведется. Во время литургии значительное внимание уделяется антифонам. Они представляют собой псалмы, поющиеся целиком или группами по нескольку стихов. Отличительной особенностью антифонов от других песнопений является манера их исполнения. Петь псалмы должны оба хора попеременно.

Это создает особую атмосферу, которая наполняет храм прославлением Бога. Антифоны полностью состоят из прославляющих текстов, и когда пение идет со всех сторон, на молящихся снисходит особая благость, наполняющая их сердца и души любовью к Господу.

Интересно, что изначально антифоны были самостоятельными песнопениями. Их часто исполняли прихожане, направляющиеся в храм. Затем их начали использовать во время крестных шествий до начала литургии.

И лишь с течением времени они стали полноценной часть богослужения. Сегодня довольно сложно представить литургию без этих восхвалений, чередующихся с молитвой.

Сразу отметим, что хор поет несколько антифонов. Они сочетаются с малой ектенией и молитвой священнослужителя. Когда поется первый антифон, служитель церкви читает молитву о защите всех православных, и в частности тех, кто относится к прихожанам данной церкви. Параллельно читается малая ектения, к словам которой присоединяются все присутствующие в едином порыве.

Второй антифон полностью посвящен Сыну Божьему. В песнопениях рассказывается о том, как в Иисусе Христе слилось божественное и человеческое начало, что позволило ему возлюбить всех людей без исключения и отдать за них свою жизнь. Параллельно священник читает молитву о даровании вечной жизни и благословений. Сразу после нее произносится еще одна малая ектения.

Третий антифон посвящен заповедям Божьим. В песнопениях славится Господь, который мудро рассудил, дав людям свод правил, согласно которым они смогут жить праведно. Обычно на данном этапе происходит малый вход.

Малый вход: описание и значение

Еще в процессе исполнения псалмов хором священнослужитель заходит за алтарь. Через несколько минут он выходит оттуда с Евангелием и обходит всех присутствующих. Параллельно читается молитва, к которой присоединяются и прихожане. Все действия в совокупности направлены на прославление деяний Господа.

Интересно, что малый вход имеет два значения - духовное и практическое. Второе пришло к нам с тех времен, когда религия только проходила этап становления. Дело в том, что Евангелие - это очень ценная книга, иметь которую могли далеко не все простые люди. Даже церковь получала ее нередко в качестве бесценного дара от обеспеченного прихожанина. Хранилась книга в определенном месте и зачастую не в храме. Это могло уберечь ее от кражи в случае разграбления церкви врагами. Поэтому во время литургии Евангелие торжественно вносилось в храм для чтения перед всеми собравшимися.

Также малый вход имеет и духовное или символическое значение. Считается, что он изображает собой явление церкви как таковой для прославления Господа.

Чтение текстов

После антифонов литургия продолжается чтением тропарей, кондаков и текстов из Священного Писания. Все это выбирается в соответствии к тому дню, в который проходит служба.

Заключительные ектении

В конце литургии оглашенных священнослужитель читает несколько ектений. Сугубая посвящена молитвам о главах православной церкви. Следующая за ней - заупокойная, посвященная поминовению всех ушедших из этого мира православных. Однако стоит иметь в виду, что по воскресным и праздничным дням она пропускается. Заключительным этапом данной литургии является ектения об оглашенных. Во время ее прочтения даются пояснения к таинству крещения и значению подготовки к нему. После окончания текста священнослужитель требует оглашенных покинуть храм. Таким образом, литургия для них заканчивается.

«Литургия оглашенных» Алексея Рыбникова

В последние годы интерес к православной церкви среди людей значительно возрос. В городах и селах возрождаются храмы, люди крестятся и венчаются, а деятели искусства ставят даже спектакли на тему христианства.

Еще в девяностые годы прошлого века постановка в - «Литургия оглашенных» - наделала много шума. Она соединила в себе божественное и обыденное, тем самым доказав, что церковь неотделима от людей. Сегодня по мотивам постановки создан фильм, не менее интересный и необычный, чем спектакль.

Называется Литургией оглашенных, потому что при совершении ее могут присутствовать и оглашенные, то есть готовящиеся к принятию Св. Крещения, а также кающиеся, отлученные за тяжкие грехи от Св. Причащения.

Диакон, получив благословение от священника, выходит из алтаря на амвон (место против царских врат) и громко произносит: "Благослови, владыко!" , то есть благослови начать службу и собравшимся верующим участвовать в молитвенном прославлении Бога. Священник в первом своем возгласе прославляет Св. Троицу: "Благословенно (то есть достойно прославления) Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно (всегда), и во веки веков (вечно)". Певчие поют: "Аминь" (действительно так). Затем диакон произносит великую ектению, в которой перечисляются разнообразные христианские нужды и наши прошения к Господу, а священник в алтаре тайно молится, чтобы Господь призрел на этот храм и молящихся в нем и исполнил бы их нужды. Великая ектения начинается напоминанием, что молиться Господу нужно "миром" , то есть примирившись со всеми, не имея ни на кого гнева или вражды; по учению Спасителя мы не можем приносить Богу дары, если имеем "что-нибудь против ближнего" (Мф. 5, 23-24). Высшее благо, о котором следует молиться, это - душевный мир и спасение души: "о свышнем (небесном) мире и спасении душ наших" ; этот мир есть то спокойствие совести, то отрадное чувство, которое мы испытываем, например, после внимательной исповеди и достойного причащения Святых Таин, в участливом отношении к судьбе ближнего, после всякого доброго дела; этот мир Спаситель преподал апостолам в прощальной беседе на Тайной Вечери (Ин. 14, 27). "О мире всего мира" - чтобы не было раздоров и вражды между народами и государствами во всем мире (вселенной). "О благостоянии святых Божиих церквей" - чтобы православные церкви во всех государствах твердо и непоколебимо, на основании Слова Божия и правил Вселенской Церкви, исповедовали святую православную веру, не увлекаясь гибельными ересями и не допуская раскола, "о соединении всех" верующих в единое стадо Христово (Ин. 10, 16). Молимся "о святом храме сем" , который составляет главную святыню прихода и должен быть предметом особенного попечения каждого прихожанина, чтобы Господь сохранил его от пожара, воров и других несчастий, и о тех, кто входит в него ("в онь" ) с искреннею верою, благоговением и страхом Божиим. Молимся о патриархе, митрополитах, архиепископах и епископах, потому что им принадлежит главный надзор за чистотою Христианской Веры и нравственности; о благоверных правителях, которые охраняют свободу Православной Веры и общий законный порядок для мирной жизни всех граждан. "О граде сем" (или веси - селении), в котором мы живем и трудимся, "о всяком граде, стране и верою живущих в них" молимся также по чувству христианской любви о всех других городах и окрестностях (стране - стороне) их и о всех живущих в них верующих людях. "О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных" – молимся о хорошей благотворной погоде, чтобы земля дала изобилие плодов, необходимых для пропитания всех жителей страны, - и о времени мирном, чтобы среди граждан не было вражды или борьбы, отвлекающей от мирного и честного труда. "О плавающих, путешествующих, недугующих (больных), страждущих (у кого много горя и скорби на душе), плененных и о спасении их" - все эти лица преимущественно пред всеми нуждаются в Божественной помощи и нашей молитве. Молимся "о избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды". Затем просим Господа, чтобы Он заступил и сохранил нас не по делам нашим или заслугам нашим, которых у нас нет, а единственно по Своей милости (благодати) - "заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию". В последних словах ектении "помянувше" , то есть призвав на помощь Божию Матерь и всех святых, мы предаем, поручаем Христу Богу себя и друг друга, чтобы Он руководил нами по Своей премудрой воле. Священник заканчивает великую ектению возгласом "Яко (потому что) подобает (приличествует, следует) Тебе всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков" , содержащим в себе, по образцу молитвы Господней, славословие, прославление Господа Бога.

После великой ектении поются псалмы 102-й "Благослови, душе моя, Господа..." и 145-й: "Хвали, душе моя, Господа..." , разделяемые малой ектенией "паки и паки (еще, опять) миром Господу помолимся" . В означенных псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому: сердце (душа ) христианина должно прославлять (благословлять ) Господа, очищающего и исцеляющего наши душевные и телесные немощи, исполняющего благие наши желания, избавляющего от истления жизнь нашу, - и не забывать всех Его благодеяний (воздаяний ); Господь - щедр, милостив и долготерпелив; Он хранит истину во век, творит суд обидимым, дает пищу алчущим, освобождает заключенных (решит окованныя ), любит праведников, принимает сирот и вдов и наказывает грешников... Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также "антифонами". В двунадесятые Господни праздники изобразительные псалмы (антифоны) не поются; вместо них поются особые стихи из других псалмов, соответствующие празднуемому событию. За каждым стихом первого праздничного антифона поется припев "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас!" а за каждым стихом второго антифона – смотря по празднику "спаси нас, Сыне Божий, рождейся от Девы" (в Рождество Христово), или "во Иордане крестивыйся" (в Крещение Господне), или "Воскресый из мертвых" (в Пасху) и тому подобное... "поющия Ти: аллилуиа!" (хвалите Бога). По окончании второго антифона всегда поется песнь "Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един Сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас". В этой песне изложено православное учение о втором Лице Святой Троицы - Сыне Божием, Иисусе Христе; Единородный (единственный по существу) Сын и Слово Божие, Христос Бог, будучи бессмертным, сделался человеком, не переставая быть Богом ("непреложно" - неизменно "вочеловечивыйся" ), приняв человеческую плоть (тело) от Святой Богородицы и Приснодевы Марии и, будучи распят, Он Своею смертию победил нашу смерть, "смертию смерть поправый" , один из трех Лиц Святой Троицы, прославляемый наравне с Отцом и Святым Духом.

После пения "Единородный Сыне..." следует малая ектения и пение блаженств евангельских (Мф. 5, 3-12), в которых указывается, что христианин, испрашивая милости у Бога, должен иметь смирение духа (духовную нищету ), сокрушаться о своих грехах, быть кротким (незлобивым ), поступать по правде Божией, иметь чистоту в сердце, быть милосердным к ближнему, умиротворять враждующих, быть терпеливым во всех испытаниях, готовым перенести поношение, изгнание ("ижденут" ) и смерть за Христа, то есть быть исповедником Его, за каковой подвиг ожидает великая награда ("мзда" ) на небесах. В великие Господни праздники вместо евангельских блаженств поется несколько раз соответствующий тропарь со стихами. При пении евангельских блаженств царские врата открываются для малого входа. В конце "блаженств" священник берет с престола Св. Евангелие, передает его диакону и выходит в предшествии диакона, несущего Св. Евангелие, северными дверями на амвон. Этот выход священнослужителей со Св. Евангелием называется малым входом, в отличие от следующего великого входа, и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на всемирную проповедь. Получив благословение от священника, диакон останавливается в царских вратах и, возвышая св. Евангелие, громко возглашает: "Премудрость! Прости!" - входит в алтарь и полагает Св. Евангелие на престоле. Возглас "Премудрость! Прости!" напоминает верующим, что они должны стоять прямо (по буквальному переводу с греческого языка "прости" значит правильно, прямо), то есть быть внимательны, сосредоточены в мыслях. Смотря на Св. Евангелие, как на Самого Иисуса Христа, идущего на проповедь, верующие поют: "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых (или молитвами Богородицы, или во святых дивен Сый ), поющия Ти: Аллилуиа!" После сего поется тропарь (воскресный, или праздничный, или святого) и другие песнопения, а священник в это время в тайной молитве просит Отца Небесного, воспеваемого Херувимами и славословимого Серафимами, принять и от нас ангельскую (трисвятую) песнь, простить грехи, освятить и дать нам силы праведно служить Ему; конец этой молитвы "Яко свят еси, Боже наш..." он произносит вслух.

После возгласа священника "Яко свят еси, Боже наш..." поется "трисвятое" - "Святый Боже..." В Рождество Христово, Крещение Господне, Пасху (всю седмицу), и день Святой Троицы, а также в субботы Лазареву и Великую, вместо "трисвятого" поется "Елицы (которые) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись в одежду правды) аллилуиа" , потому что в древней Церкви оглашенные преимущественно в эти праздники принимали св. крещение. В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября ст. ст.) и в третью неделю (воскресенье) Великого поста, когда совершается поклонение Кресту, вместо "трисвятого" поют "Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим".

По окончании "трисвятого" читается очередной Апостол (апостольское чтение из книги Деяний св. апостолов, семи соборных апостольских посланий и четырнадцати посланий св. ап. Павла - по особому указателю). К внимательному чтению Апостола верующие приготовляются возгласами: "Вонмем" (будем внимать!) "Мир всем! Премудрость!" и пением прокимна - особого краткого стиха (переменяемого). Во время чтения Апостола совершается каждение в знак той благодати Св. Духа, с которою апостолы проповедали всему миру учение Иисуса Христа. На каждение, а также и на возглас священника "Мир всем!" нужно отвечать простым поклоном (без крестного знамения). Затем поется "аллилуиа" три раза с произношением особых стихов и читается очередное Евангелие (также по особому указателю), предваряемое и сопровождаемое пением радостной песни "Слава Тебе, Господи, слава Тебе!" - так как для верующего христианина не может быть более радостной вести, как благовестие (Евангелие) о жизни, учении и чудесах Господа Иисуса Христа. Апостол и Евангелие должны быть выслушаны с особенным вниманием, при наклоненной главе; хорошо делают те, кто предварительно знакомятся с этими чтениями дома. Пред началом чтения Апостола и Евангелия следует перекреститься, а по окончании - совершить крестное знамение с поклоном троекратно.

После Евангелия следует сугубая (усиленная) ектения, в начале которой верующие приглашаются помолиться Господу Богу от чистого сердца, всеми силами души: "Рцем (будем говорить, молиться) вси от всея души и от всего помышления..." Далее в двух прошениях мы сугубо (усиленно) просим Господа услышать нашу молитву и помиловать нас: "Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся (молимся Тебе), услыши и помилуй. - Помилуй нас, Боже..." Следуют сугубые прошения о Святейшем Патриархе, правящем архиерее и всей "во Христе братии нашей" (о всех верующих христианах), о благоверных правителях, о священниках, о монахах, состоящих в священном сане, и о всех служителях Христовой Церкви, о блаженных и приснопамятных (всегда достойных памяти) святейших патриархах православных, и благочестивых царях, и благоверных царицах, и о создателях св. храма и о всех усопших православных отцах и братиях, здесь и повсюду погребенных. Нужно молиться за умерших по чувству христианской любви к ним, никогда не оскудевающей, тем более что для умерших за гробом нет покаяния, а только воздаяние - блаженная жизнь или вечные мучения. Христианская же молитва за них, добрые дела, совершаемые в память их, и особенно принесение бескровной Жертвы могут умолить правосудие Божие и облегчить мучения грешников. Еще сугубо молимся о милости (чтобы Господь умилосердился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (посетил, не оставил своими милостями), прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого храма сего (т. е. прихожан). В последнем прошении сугубой ектении говорится о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся (для храма), поющих и предстоящих в нем людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости. Под плодоносящими и добродеющими (делающими добро) для храма разумеются верующие, которые приносят в храм все необходимое для Богослужения (елей, ладан, просфоры и проч.), жертвуют на нужды храма и прихода деньгами и вещами (на благолепие храма, на содержание труждающихся в нем - причта, певчих, служителей, в пользу бедных прихожан и на другие общеприходские религиозно-нравственные нужды).

За сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой мы молимся за всех усопших отцов и братьев наших, просим Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который не согрешил бы в своей жизни, умоляем Праведного Судию даровать им Царство Небесное, где все праведные упокоеваются.

Далее произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, наставил в истинах св. веры ("открыл им Евангелие правды" ) и удостоил Св. Крещения ("соединит их святей... Церкви" ). Во время этой ектении священник развертывает на престоле антиминс, а ектению заканчивает возгласом: "Да и тии с нами славят..." , то есть чтобы и они (оглашенные) вместе с нами (верующими) прославляли пречестное и великое имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем оглашенные приглашаются выйти из храма: "Елицы оглашеннии, изыдите..." Все они нуждаются в милосердии Божием, и потому мы обязаны молиться за них. Что касается повеления оглашенным выйти из храма, то эти слова должны быть предупреждением и нам, если даже и нет среди нас "оглашенных". Мы, крещеные, часто грешим и без раскаяния присутствуем в храме, без должного благоговения, или имеем в душе вражду и ненависть против ближнего. А потому при грозных словах "оглашеннии изыдите", мы, как недостойные, должны углубиться в самих себя, поразмыслить о своем недостоинстве, простить своим личным врагам, иногда воображаемым, и просить у Господа Бога прощения своих грехов при твердой решимости сделаться лучшими.

Словами "Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся" начинается Литургия верных.

Само название этой литургии воскрешает в нас воспоминания о седой древности церковной истории, когда был еще в силе институт катихумената, т. е. оглашенных, готовящихся к принятию крещения. На этой части литургии оглашенным было дозволено присутствовать, т. к. она в себе не содержит самого приношения евхаристической Жертвы, а только подготовительные действия, в значительной степени предназначенные для самих оглашенных. Эта часть литургии синагогального происхождения, она преобразовалась из внехрамовых молитвенных собраний евреев, на которых им предлагалось чтение Закона и Пророков с соответствующими истолкованиями прочитанного. Христианская литургическая традиция внесла сюда чтение и новозаветных писаний, Апостола и Евангелия, наряду с ветхозаветными. Ветхозаветные чтения постепенно почти исчезли из употребления на Литургии, кроме некоторых праздничных Литургий, совершение которых связано с вечерней, их предваряющей. Только у несториан, как было уже указано выше, эти чтения сохранились в более полном объеме.

Хотя в наше время литургия оглашенных и потеряла свой первоначальный характер и назначение, ввиду прекращения самого института оглашенных, все же она представляет собой службу более богатую дидактическим материалом, чем литургия верных, служба чисто сакраментальная. Это первая ее отличительная черта. Вторая состоит в том, что литургия оглашенных отличается большей, сравнительно с литургией верных, изменяемостью. Все изменяемые части богослужения, стоящие в зависимости от дня, празднуемого святого, времени года и т. д., включены именно в эту часть, а не в литургию верных. Сами чтения Писания, о которых была речь и которые зависят от празднуемого события или времени церковного года, антифоны, тропари, кондаки и пр. - все это включено в состав именно этой части, а не в литургию верных, которая в рамках одной и той же литургии (Василиевой и Златоустовой) остается всегда неизменной, несмотря ни на какие календарные или иные особенности. Этим в значительной степени и отличается, как указывалось ранее, литургическая практика Востока от практики Запада, допускающей переменные части даже в самом евхаристическом каноне. Единственным исключением на Востоке может быть признана только оригинальная практика Порфириева Евхология с его переменными заамвонными молитвами. Неизвестно, насколько эта практика была прочна и распространена на Востоке.

Перед началом Литургии священник и диакон, поклонившись трижды перед престолом, молятся о ниспослании им благодати Святого Духа для достойного совершения страшной службы. Священник, подняв руки ввысь, тогда как диакон поднимает вверх орарь, как во время ектении, читает молитву "Царю Небесный" (один раз) - "Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение" (дважды) - "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою". В служебнике нет никаких указаний о поднятии рук, но это повсеместная практика, как русская, так и восточная. Священник целует Евангелие, а диакон святой престол. Затем, держа таким же образом орарь и преклонив голову, диакон произносит:

"Время сотворити Господеви, владыко, благослови".

Священник благословляет диакона и говорит:

"Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков".

Диакон: "Помолися о мне, владыко святый".

Священник: "Да исправит Господь стопы твоя".

Диакон: "Помяни мя, владыко святый".

Священник: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков".

Диакон: "Аминь".

Само собой разумеется, что если диакон не служит, то иерей этих слов не произносит.

Сама Литургия начинается после слов диакона: "Благослови, владыко" возгласом священника: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа". Это самый торжественный начинательный возглас в православной литургической практике. Такие службы, как вечерня, повечерие, часы, утреня и подобное, начинаются обычно "Благословен Бог наш…" Всенощному бдению усвоено начало, заимствованное из последования утрени: "Слава Святей, Единосущней…", а Литургия начинается самым торжественным возгласом, который указывает, что Евхаристия открывает вход в Царство Отца и Сына и Святого Духа. Некоторые таинства, как крещение и венчание, также начинаются возгласом Литургии, что указывает на их связь с Литургией в древности, когда эти таинства включены были в состав Литургии. На Востоке принято на этот возглас снимать клобуки и камилавки.

Этот начальный возглас священник произносит, поднимая слегка обеими руками святое Евангелие над престолом и делая им знак креста поверх антиминса. Про это движение священника ничего не сказано в служебнике, но оно указано в чиновнике архиерейского служения и является повсеместной практикой как у нас, так и на Востоке.

может быть сама по себе для удобства обозрения поделена на две части - до малого входа и после такового. Разумеется, деление это чисто школьное, и в самом чине литургии для этого нет никаких указаний. В этой первой своей части она состоит из чередующихся трех ектений с тремя молитвами и трех антифонов. Ектении и молитвы всегда и на всех литургиях (как святого Василия Великого, так и святого Иоанна Златоустого) неизменны, тогда как антифоны представляют собой переменную часть службы. Антифоны поются разные в зависимости от степени праздничности того или иного дня. Так для дней будничных положено пение обычных, "вседневных" антифонов:

"Благо есть исповедатися Господеви…" с припевами "Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас" (Пс. 91:2, 3, 16).

"Господь воцарися, в лепоту облечеся…" с припевами "Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас" (Пс. 92:1-6), и после Слава и ныне: "Единородный Сыне…"

"Приидите, возрадуемся Господеви…" с припевами "Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый".

Во дни, от "шестеричных" святых начиная, и до двунадесятых Богородичных праздников включительно поются так называемые "изобразительные" (τά τυπικά):

"Благослови, душе моя, Господа. ... Благословен еси, Господи" (Пс. 102).
"Хвали, душе моя, Господа" (Пс. 145) и после Слава и ныне "Единородный Сыне…"
Блаженства с тропарями канона из Октоиха, Минеи или Триоди.

В праздники Господские - Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасха, Вознесение, Пятидесятница и Воздвижение, а по греческой практике и на Сретение - поются особые праздничные антифоны:

Стихи соответствующих псалмов или пророчеств с припевами "Молитвами Богородицы…"
Стихи с припевами "Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы... (или: преобразивыйся... и под.), поющыя Ти: аллилуиа" и после Слава и ныне: "Единородный Сыне…"

Стихи, чередующиеся с тропарем праздника.

Этот обычай антифонного или простого пения псалмов в начале Литургии не чужд и литургической традиции иных исповеданий. Его мы встречаем в большей или меньшей степени и у римо-католиков (introitus [вход]), и у несториан, и отчасти у коптов. Что касается заповедей блаженства, то у нас они присвоены еще службам утрени Великого канона, Великой Пятницы и чину погребения, откуда, по мнению литургистов, они и вошли в чин литургии сравнительно позднее. В древности священник начинал пение антифонов, а народ продолжал.

Таким образом, эта первая часть литургии оглашенных представляется в таком виде:

"Благословенно Царство…"

Великая ектения: "Миром Господу помолимся" и молитва: "Господи Боже наш, Егоже держава несказанна и слава непостижима, Егоже милость безмерна и человеколюбие неизреченно: Сам, Владыко, по благоутробию Твоему, призри на ны и на святый храм сей и сотвори с нами и молящимися с нами богатыя милости Твоя и щедроты Твоя" (Пс. 24:16; Еф. 2:4).

Возглас: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков" (сравни: 1Тим. 1:17).

Первый антифон.

Малая ектения: "Паки и паки (Пс. 140:5) миром Господу помолимся" и молитва:

"Господи Боже наш, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое (Пс. 27:9), исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящыя благолепие дому Твоего (Пс. 25:8): Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя" (Пс. 26:9; 16:7).

Возглас: "Яко Твоя держава, и Твое есть Царство, и сила, и слава (Мф. 6:13) , Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков".

Второй антифон.

Малая ектения и молитва:

"Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема, или трем, согласующымся о Имени Твоем, прошения подати обещавый (Мф. 18:19-20), Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни (Пс. 19:6), подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины (Евр. 10:26), и в будущем живот вечный даруя".

Возглас: "Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".

Третий антифон.

Малый вход, или вход с Евангелием.

К этому необходимо сделать некоторые замечания.

1. Диакон говорит ектении перед царскими вратами, а во время пения антифонов он отходит к иконе Спасителя.

2. Молитвы трех антифонов - общие для литургии святых Василия Великого и Иоанна Златоуста - священник произносит про себя во время ектении, сказываемой диаконом. Если же он служит без диакона, то читает их опять-таки во время ектении, лучше всего после прошения "Пресвятую, Пречистую…", для чего певцам следует несколько замедленно петь "Тебе, Господи", а не после возгласа, ибо возглас есть заключительная фраза данной молитвы. Эти молитвы, как и все литургийные молитвы теперь (кроме заамвонной), относятся к "тайным" молитвам. Тайные, как таинственные, мистические, современная литургическая практика понимает, как "секретные", потаенные. Необходимо указать, что в древности было не так. Взгляд на евхаристические и другие молитвы, как на достояние одного только священника, а не всего народа, - более позднего происхождения. Первохристианское сознание смотрело на народ, как на активного участника в таинствах, как на соучастника, если угодно, даже как на сослужителя, а не на пассивного посетителя храма, зрителя и слушателя. Этот древний взгляд нисколько, конечно, не умалял необходимости богоустановленной иерархии. Можно даже говорить, конечно, совершенно условно, о каком-то всеобщем священстве, не иерархическом, разумеется, а духовном, не боясь впасть в протестантизм или в беспоповство. Соборная природа Церкви не допускает мысли об отделении священника от паствы. Священнодействуя, он молится совместно в духе соборной любви со всей плиромой Церкви. Первенствующая Церковь ясно свидетельствовала об этом, хотя бы устами святого Климента Римского (1 посл. Коринф. 40-46): "Каждый из нас, братие, в своем чине да благодарит Господа" (то естъ да участвует в Божественной Евхаристии). Святой Киприан Карфагенский подтверждает это, говоря: "Cum Dei sacerdote celebramus" [мы воспеваем вместе со священником Божьим] ("De oratione", IV. - M. P. L. T. 4, col. 522). Да и в современной нам литургии Златоуста мы читаем: "Даруй, Боже, и молящымся с нами... всегда со страхом и любовию служащым Тебе…" Это молитвенное соучастие верных не ниспровергает ничего в церковной иерархии ценностей, и мирянам этим не делегируются никакие сакраментальные полномочия. И в своих творениях-беседах тот же Златоуст ясно поучает нас тому, что молитва совершается священником сообща с народом. Евхаристические молитвы в древней Церкви, как и все, впрочем, молитвы, были молитвами всей общины к Богу. В сирийской литургии апостола Иакова (см. выше) священник прямо говорит: "Ибо народ Твой и достояние Твое умоляет Тебя".

Но со временем началось ослабление церковного сознания и евхаристической жизни христиан. Равнодушие народа к церковной жизни ввело в практику чтение молитв тайно, а это не только не укрепило евхаристического сознания, но даже ослабило его и почти уничтожило. Начало такой практики исследователь возводит ко времени Императора Юстиниана, т. е. к VI веку, а к VIII в. это становится общепринятой традицией на Востоке, несмотря на неоднократные по этому поводу недоумения и споры. К тому же времени относится и зарождение тайных месс на Западе.

В своей статье "О причинах и времени замены гласного чтения литургийных молитв тайными" проф. А. Голубцов приводит три фактора, повлиявших на это, а именно:

а) удлинение состава молитв

б) "disciplina arcana" [тайное учение]

в) прекращение всеобщего и частого приобщения. Перемену эту он относит к V в. Любопытна и приводимая им новелла 137-ая императора Юстиниана, в которой говорится: "Повелеваем, чтобы все епископы и пресвитеры не тайно (non in secreto) совершали божественное приношение и бывающую при святом крещении молитву, но таким голосом, который хорошо был бы слышен верным народом (sed cum еа voce, quae a fidelissimo populo exaudiatur), дабы души слышащих приходили от того в большее благоговение, богохваление и благословение".

При тайном чтении молитв Церковь:

а) лишает верный народ участия в сознательной евхаристической жизни

б) лишает его назидательного содержания литургийных молитв, являющихся, как и весь литургический материал, живым исповеданием церковной веры, откровением народу церковного литургического богословия

в) способствует не укреплению, а именно ослаблению церковного чувства; и наконец

г) это является причиной того, что народ, ничего не понимающий из отрывочных возгласов: "Благодарим Господа - Победную песнь поюще, вопиюще.., - Приимите, ядите..., - Пийте от нея вси..., - Твоя от Твоих…" - желая удовлетворить свое религиозное чувство, ищет тому других путей. Он выражает свои нужды и моления не в евхаристической Жертве "о всех и за вся", а просит послужить ему молебен или панихиду после Литургии; или же он подменяет настоящие жемчужины евхаристических молитв часто весьма сомнительными по своему содержанию и литургическому вкусу и стилю акафистами

О желательности восстановления гласного чтения евхаристических молитв высказывались в России не только одни профессора-литургисты, высказывались, так сказать, теоретически. Объективную практическую пользу этого литургического возврата к древности признавали и отдельные архипастыри Русской Церкви. Так в своих докладах для подготовки предстоящего тогда Всероссийского Поместного Собора за чтение евхаристических молитв вслух высказались и следующие епископы: еп. Иоанникий Архангельский, еп. Назарий Нижегородский, еп. Сергий Финляндский (впоследствии местоблюститель Патриаршего престола) и преосвященный Анастасий Олонецкий. (См. их доклады в сборнике "Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе". СПб, 1906. Вып. I, стр. 337; II, 461; III, 212 и след., и III, 443 и след.) Мнение Олонецкой Дух. Консистории, неутвержденное епархиальным архиереем за его болезнью и смертью, шло и дальше по пути "популяризации" богослужения. Авторы докладной записки настаивали на "уменьшении иконостаса" и на открытых царских вратах в течение всего евхаристического канона, что вряд ли могло бы быть вполне оправдано и, вероятно, натолкнулось бы на неприятие этого акта на Востоке, где в некоторых местах даже и во время архиерейских и пасхальных служб при открытых царских вратах завеса бывает задернута.

Надо всячески желать возвращения к древней практике, т. е. к восстановлению чтения молитв литургии вслух, но подобное возвращение в Церкви не смеет быть произвольным действием того или иного иерея, а только соборным решением высшей власти. Поэтому не заслуживают оправдания те защитники тайных молитв, которые хотят во что бы то ни стало сохранить этот обычай, чтобы верующие как-нибудь не узнали того, что им не должно знать, и не сделали бы из них недолжного употребления. В Церкви не существует секретных обрядов, и тайная дисциплина первых веков отошла в область преданий. Тайные молитвы - не секретные, а только таинственные.

3. Символическое значение всех действий и песнопений этой первой части литургии оглашенных таково: вся Литургия есть возобновление и воспоминание всего искупительного подвига Христова; отдельные части литургии символизируют и отдельные моменты или этапы Его жизни на земле. Так проскомидия знаменует Его таинственное рождение в Вифлеемских яслях. Первая часть литургии оглашенных - жизнь Спасителя до выхода на проповедь; к этому времени приурочено пение блаженств во время "изобразительных". Чтение Евангелия - сама проповедь народу. В этом символическом обозначении уже совершившегося Воплощения имеет свое значение и пение гимна "Единородный Сыне". Он поется в составе второго антифона всегда, какие бы антифоны ни были, и какой бы праздник ни праздновался. Это некое исповедание веры в Воплощение Христово, торжественное признание Церковью Халкидонского догмата. По преданию, составлен этот гимн императором Юстинианом.