Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим

празднование совершается в последнее воскресение перед Пасхой

В оспоминанию одного из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа - Его торжественного прибытия в Иерусалим накануне праздника Пасхи - посвящен один из главных церковных праздников, в православной Церкви входящий в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную Седмицу. Это событие описали все четыре Евангелиста (Мф 21. 1-11; Мк 11. 1-11; Лк 19. 28-40; Ин 12. 12-19).

За 5 дней до иудейского праздника Пасхи Господь подошел к селениям Виффагия и Вифания у Елеонской горы вместе со Своими учениками и поручил двум из них привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Когда ученики исполнили повеление, Христос сел верхом и стал спускаться с горы к Иерусалиму под приветственные возгласы учеников и народа, который встречал Христа, постилая одежды и срезанные с деревьев ветви на Его пути, восклицая: «...осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21. 9; ср.: Мк 11. 9; Лк 19. 38; Ин 12. 13). Все евангелисты, кроме Марка, отмечают недовольство иудейских учителей обстоятельствами события, в первую очередь тем, что Иисус Христос не запретил встречать Его этими словами, понимавшимися в том числе как мессианское приветствие. Евангелист Матфей пишет, что вход Господень в Иерусалим заставил весь город прийти в движение (Мф 21. 10); Иоанн подчеркивает, что торжественная встреча Христа была вызвана тем, что народ был потрясен чудом воскрешения из мертвых праведного Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие Входа Господня в Иерусалим с последовавшим за ним изгнанием Христом торгующих из иерусалимского храма (Мф 21. 12-13; Лк 19. 45-46).

Сама поездка на осле, согласно евангелистам, была осуществлением пророчества Захарии (Зах 9. 9) и по толкованию святителя Иоанна Златоустого"… подъяремная ослица, которую вместе с осленком привели ученики к своему Господу, символически означала народ Иудейский. Господь не восхотел сесть на нее, давая тем понять, что избранный народ отвержен за свое неверие, что отнято от него Царство Божие и отдано народу, приносящему плоды его (Мф. XXI, 43). Молодой осленок, на которого никто не садился, означал, по его словам, все те новые, малоизвестные в ветхозаветной истории языческие народы, которые составили на первых порах молодую Церковь Христову и приняли легкий ярем Евангелия. Одежда, которой покрыли апостолы осленка, означала Его учение. Таким образом, все событие отмечало коренной перелом в плане Домостроительства Божия о спасении человека, когда то исключительное, руководящее значение, которое имел народ Израильский в Ветхом Завете, перешло от него к другим народам. Садясь на осленка, Господь показал, что Он принимает эти народы под Свое водительство. (Беседы на Евангелие от Марка, епископ Василий Кинешемский, глава XI, ст. 1-10)

Поскольку в символике и события Входа Господня в Иерусалим, и его литургического празднования важное место занимают пальмовые ветви (греч. ваия), праздник Вход Господень в Иерусалим обычно называют Неделей ваий. В славянской традиции известно его обозначение еще и как Недели цветоносной или цветной. На Руси в богослужебной практике пальмовые ветви традиционно заменяют ветвями вербы, отчего Неделя ваий носит также название Вербного воскресенья.

Перед Пасхой, в воскресный день шестой седмицы Великого Поста, отмечается светлый двунадесятый праздник, особенно любимый православными Христианами. Называется он Святым Вербным Воскресеньем .

Названий у этого праздника несколько. В православной Христианской традиции его также называют Входом Господним в Иерусалим, реже – Пальмовым Воскресеньем . Посвящен праздник знаменательному событию, которое случилось незадолго до Тайной Вечери, казни на кресте и воскресения Господа нашего, Иисуса Христа.

В Евангелиях повествуется о том, что Господь за шесть дней до Пасхи решил идти в Иерусалим. Многие из тех, кто слышал о чудесах, которые сотворил Христос, выразили твёрдое намерение идти вместе с ним. Эта народная любовь и почтение рассердили фарисеев, которые положили убить Господа, а вместе с ним и воскрешенного из мёртвых Лазаря. Воскрешению Лазаря посвящается Лазарева суббота, которая в православном Христианском календаре предшествует Вербному Воскресенью .

Перед тем, как войти в Иерусалим, Христос посылает своих учеников в селение, называемое Вифания, чтобы они взяли там ослицу и ослёнка и привели к нему. Сделано это было для того, чтобы показать евреям, что Мессия явился к ним с миром, с вестью благой, и Бог не желает войны и кровопролития. На Востоке въезд в город на осле – символ расположения к этому городу и его народу, мирный символ.

Господа Иисуса Христа население Иерусалима встретило чрезвычайно торжественно, словно законного царя. Люди ликовали, радостно восклицали и пели, простирая одежды свои и свежие пальмовые ветви под копыта осла, на котором ехал Господь. Восторг объял всех, и взрослых, и детей. Так пишет об этом событии евангелист Иоанн, любимый ученик Христа: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!»

Вспоминая о ликовании евреев во время въезда Христа в Иерусалим, верующие украшают дома свои пальмовыми ветвями до сих пор. В православной традиции пальму заменила верба. Верба одной из первых просыпается после зимы, свидетельствует торжество жизни. Именно поэтому она и была выбрана Православной Христианской Церковью.

Во время празднования Входа Господня в Иерусалим в Христианских храмах, церквях и монастырях проводится всенощная служба. Все молящиеся, и миряне, и священнослужители, душой встречают Господа со светлой и чистой радостью. В руках своих они держат горящие свечи и распустившиеся веточки вербы. Во время второй части всенощного бдения читается молитва, в которой верующие просят благословить «ваий», то есть вербные ветви. После прочтения этой молитвы веточки окропляются святой водой.

В православной Христианской традиции принято бережно хранить освящённые ветви вербы в течение целого года, вплоть до следующего Вербного Воскресенья , украшать ими домашний иконостас. Порой небольшие букетики из освящённой вербы вкладываются в руки усопшим как символ будущего воскресения из мёртвых, победы Христа над смертью, грехом и всем воинством ада.

Вход Господень в Иерусалим – праздник великопостный. Это означает, что действуют определенные ограничения, не все продукты верующие могут вкушать. В воскресный день шестой седмицы разрешается православным, которые решили поститься, есть пищу растительную варёную, с маслом и виноградным вином. Вкушать рекомендуется её дважды в день. В честь великого двунадесятого праздника, Вербного Воскресенья, православным верующим разрешается также есть блюда из рыбы. В Лазареву субботу, преддверие светлого праздника, рыбу вкушать нельзя, но можно кушать икру

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье -переходящий Великий церковный праздник. Празднуется за неделю до Пасхи.

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВХОДА ГОСПОДНЕГО В ИЕРУСАЛИМ

Вход Господень в Иерусалим – так начинается последняя неделя земной жизни Иисуса Христа. Это один из Великих православных праздников, который открывает Страстную неделю.

После воскрешения Лазаря, Спаситель отправился в Иерусалим для празднования Пасхи. Много людей уверовало в Него после этого чуда и поэтому с торжеством, достойным правителей, народ сопровождал Иисуса Христа на праздник. Господь не первый раз был в Иерусалиме, но до этого Он запрещал рассказывать своим ученикам о том, что именно Он и есть всеми ожидаемый Мессия. В этот раз Господь знал, что это Его последний (при земной жизни) приход в священный город Иерусалим и поэтому Иисус Христос вступал в него, как Царь Иудейский. Подобно Своему предку, царю Давиду, который делал это также на осле — символе мира.

В этот день жители священного города ликовали, увидев Его, бросали Ему под ноги пальмовые ветви и кричали: «Осанна! », что означает — «Хвала! ».
Иудея в то время была под властью Рима и евреи знали от пророков о том, что скоро придет тот, кто освободит их от 90-летнего римского гнета и станет царем Израиля. Иисус Христос действительно пришел освободить человечество, но не от гнета, а от грехов, ненависти и неправды, чтобы человек смог обрести вечную жизнь в Царствии Небесном. Люди сначала приняли Его с великими почестями, а вскоре стали требовать казни Иисуса: «Распни Его! ».

А в этот день Иисус верхом на молодой ослице въезжал в Иерусалим, и все люди вышли встречать Его. Господь воссел на осла для того, чтобы исполнилось пророчество Захарии: «Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле ». Таким образом, Иисус показывал свое смирение и кротость (ехал не на лошади, а скромно на осленке). Это было Первое пришествие Христа. Шел Он кротко, потому, что в это пришествие явился спасти мир, а не судить его.
На входе в священный город Его путь народ устилал своими одеждами и пальмовыми ветвями, что означало высшую степень почитания, которая оказывалась только правителям и царям. Чужестранцы и те, кто ничего не слышали об Иисусе, спрашивали: «Кто это?». Им все отвечали: » Это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского… Это Он воскресил из мертвых Лазаря».

В этот же день Иисус Христос выгнал из иерусалимского храма “всех продающих и меняющих” и сказал: “ дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников ”. Этим своим поступком он запретил использовать храмы для дел, которые не связаны с почитанием Бога. Изгнав из храма продающих быков и голубей, Он тем самым обозначил, что теперь в Новом Завете отменяет кровавое жертвоприношение, сейчас Богу нужна не жертва, а только искренняя молитва.

Такое поведение вызвало сильное недовольство иудейских первосвященников. Они уже поняли, что скоро вообще могут потерять власть над народом и задумали помешать Иисусу Христу.
Синедрион (верховный совет Иерусалима) , который состоял из первосвященников, законников и старейшин, объявил Иисуса Христа опасным для общества человеком: «все мы из-за Него погибнем … Придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом… лучше, чтобы один человек умер за людей, нежели, чтобы весь народ погиб » (Ин. 11, 48-50)

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

Праздник Входа Господня в Иерусалим, в переводе с еврейского языка, называется Неделей (воскресением) Ваий (ветвей).
У нас, в северной стране, этот праздник называют еще Вербным воскресеньем. В наших краях, вместо пальмовых ветвей люди приносят для освящения в храм веточки вербы. Верба первой распускается после долгой зимы.

Богослужение Вербного Воскресенья начинается в субботу на вечерней службе. После чтения Евангелия священники совершают каждение верб, читают молитву и окропляют веточки святой водой. Освящение вербы проводится и в праздничный день после литургии, на которой воспеваются воскрешение Лазаря и торжественное вхождение Иисуса Христа в Иерусалим.
С веточками и зажженными свечами верующие, подобно древним жителям Иерусалима, которые вышли встречать Господа, стоят при чтении праздничного канона. Свечи в руках верующих символизируют светлость праздника Воскресения Господа и воскресения для вечной жизни.
Освященные веточки вербы дома ставят в вазочку и хранят до следующего Вербного воскресенья.

С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица — последняя и самая важная часть Великого поста.

——————————————————————


Порядок чтения по уставу
——————————————————————

Тропарь, глас 1-й

О бщее воскресение прежде Своея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. Тем же и мы яко отроцы, победныя образы носяще, Тебе Победителю смерти вопием, осанна в вышних благословен грядыи во имя Господне. (2 раза). Слава, и ныне.

Тропарь, глас 4-й.

С погребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем, благословен грядыи во имя Господне.

Канон, глас 4-й

Песнь 1. Ирмос

Я вишася источницы бездны, югу непричастни, и открышася моря волнующася основания бурею, манием бо запретив ему, избранныя же люди спасл еси поюща, победную песнь Ти Господи.

Запев: С лава Тебе Боже наш, слава Тебе (поклон) .

И зо уст младенец незлобивых и ссущих, хвалу Твоих раб свершил еси. Разрушити супостата, и отмстити страстию Креста, падение древняго Адама, древом же воздвигнути сего поюща, победную песнь Ти Господи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. П ение церкви преподобных, живущему в Сионе, Тебе Христе приносит, о Тебе же Израиль Творце своем радуется, и горы языцы противнии закону и каменосердечнии, от лица Ти возвеселишася, и поюще победную песнь Ти Господи.

И ныне. (Повторяем стих).

Катавасия: С охрани от бед рабы Своя Милостиве, яко усердно к Тебе прибегаем к милостивому Избавителю и всех Владыце Господу Исусу (поклон) . Г осподи помилуй (3 раза с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Т очащь несекомыи повелением Твоим, твердыи ссавше камень израильстии людие. Камень же Ты еси Христе и Жизнь, на Нем же утвердися церковь зовущи, осанна благословен еси грядыи.

Запев. М ертвеца четверодневна повелением Твоим, из мертвых с трепетом ад испусти Лазаря. Воскресение бо Ты еси Христе и Жизнь, о Нем же утвержена бысть церкви зовущи, осанна благословен еси грядыи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. В оспойте людие боголепно в Сионе, и молитву воздадите Христу во Иеросалиме, Сам грядет во славе со областию, о Нем же утвердися церкви зовущи, осанна благословен еси грядыи.

Слава, и ныне. Ипакой, глас 8-й. С ветвьми воспевше первее, последи с древесы яша неразумивии иудее Христа Бога. Мы же верою непреложною присно почитающе, яко благодателя, всегда поюще вопием Ему, благословен еси грядыи Адама воздвигнути.

Песнь 4. Ирмос

Х ристос грядыи яве Бог наш, приидет и не закоснит, из горы присенныя часты, Девы раждающия неискусомужныя, пророк древле рече. Темже вси вопием, слава силе Твоей Господи.

Запев. Д а каплют облацы веселие крепко, на масличней горе, и вси холми, и древа дубравная да воспоют Христа, хваляще с языки. Тому вси людие вопием, слава силе Твоей Господи.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. В крепости царьствуяи вечныи Господь, оболчен приидет, сего убо красоты же и славы, несказанно есть благолепие в Сионе. Тем же вси вопием, слава силе Твоей Господи.

И ныне. П ядию измеривыи небо, дланию же землю, Господь прииде. Сиона бо избра, в том жити и царьствовати изволи, и возлюби люди верно поющия, слава силе Твоей Господи. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

Н а Сион гору взыди, благовествуяи, и Иеросалиму проповедуяи, крепостию вознеси глас, преславная глаголашася о тебе граде Божии, мир на Израиля и спасение языком.

Запев. И же в вышних седяи на херувимех Бог, и призираяи на смиренныя, Той грядет во славе со областию, да исполнятся всяческая божественыя хвалы Его, мир на Израиля, и спасение языком.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. С ионе, горо Божия святая, Иеросалиме окрест очи твои возведи, и виждь собранная чада твоя в тебе, се бо приидоша издалеча поклонитися Царю твоему, мир на Израиля, и спасение языком.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

В озопиша с веселием праведных дуси, ныне мирови завет нов завещается, и кроплением да обновятся людие, божественою кровию.

Запев. П риими Израилю Божие Царство, и пребываяи во тме, свет да узриши велик, и кроплением да обновятся людие, божественою кровию.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Р азрешены своя юзники Сионе испусти, и от рова неведения безводна возведи, и кроплением да обновятся людие, божественою кровию.

И ныне. (Повторяем стих). Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 6-й. Н а престоле на Небеси, на жребяти на земли носимь Христе Боже, от Ангел хваление, и от детей воспевание приимаше, зовущих Ти, благословен еси пришедыи Адама воздвигнути.

Икос. П онеже ада связав, и смерть умертвил еси, и мира воставил еси, с ваием отроцы восхваляху Тя Христе яко Победителя, и вопиюще Ти днесь, осанна Сыне Давыдов. Не к тому бо рече, закалаются младенцы, за Младенца Мариина, но за вся и младенцы и старцы, Един распинаешися, и к тому на нас не вместится мечь. Твоя бо ребра прободутся копием, тем же радующеся глаголем, благословен еси грядыи Адама воздвигнути.

Песнь 7. Ирмос

С пасыи во огни авраамския си дети, и халдеи убивыи яже без правды праведныя уловляху, препетыи Господи Боже отец благословен еси.

Запев. П оклоняющеся людие, и со ученики радующеся, с ваиями осанна Сыну Давыдову зовяху, препетыи Господи Боже отец благословен еси.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Н еискусозлобное множество, еще младенствующее естество, боголепно Тя Царя израилева отрочески пояху, препетыи Господи Боже отец благословен еси.

И ныне. С ваиями Тя Христе, и ветвьми хваляще множество, благословен пришедыи Царь веком вопияху, препетыи Господи Боже отец благословен еси. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

В еселися Иеросалиме, торжествуйте любящии Сиона, царьствуяи бо во веки Господь силам прииде, да говеет от лица Его вся земля, и да вопиет, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. Н а жребя младо всед, царствуяи тобою Сионе Христос, прииде бо безсловесную идольскую прелесть разрушити, и неудержанное стремление уставити всех языков, во еже пети, благословите вся дела Господня Господа.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Б ог твой Сионе, радуися зело, царствуяи бо во веки Христос, Сей яко же пишет, кроток и спасаяи, праведный Избавитель наш прииде на жребяти, конечное вражие убити шатание, Ему же вопием, благословите вся дела Господня Господа.

И ныне. О скуде божественых даров, законопреступное сонмище непокоривых: дом бо молитвы Божия, вертеп сотвориша разбойническ, и от сердца Избавителя отринувше, Ему же поем, благословите вся дела Господня Господа. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

Б ог Господь и явися нам, составите праздник, и радующеся приидите. Возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще, благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего.

Запев с поклоном. Я зыцы почто шатаетеся писаньми; и священницы почто тщетным поучистеся; кто Сей рекше, Ему же дети с ваиями и ветвьми и песньми зовут: благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. С е убо Бог наш, Ему же никто же подобен: праведен всяк путь изобрет, и даде возлюбленному Израилю. По сих же с человеки поживе и явлься: благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего.

И ныне. С облазны стези, что близ вы положисте непокоривии: ноги ваша скоры кровь излияти Владычню. Но воскреснет всех спасти зовущих: благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего. Катавасия.

Задостойник: Б ог Господь и явися нам, составите праздник, и радующеся приидите. Возвеличим Христа, с ваиями и ветвьми, песньми зовуще, благословен грядыи во имя Господа Спаса нашего. (Поклон земной).

Отпуст: П ришедыи во град Иеросалим, и хвалу прием от детей еврейских, Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь.

Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) является одним из главных праздников, установленных Русской Православной Церковью.

Впервые упоминание о его праздновании встречается в письменных источниках III в. Эта дата очень важна для христианского учения в целом, т. к. факт прихода Спасителя в город, где люди, облеченные властью, были особенно враждебно к нему настроены, указывает на то, что крестные страдания и смерть Иисуса были вольными. О событиях, связанных с этим праздником, повествуют все без исключения евангелисты, что также указывает на его особую значимость.

Время празднования Входа Господня в Иерусалим напрямую зависит от даты наступления Пасхи и приходится на день ровно за неделю до нее. Так как Пасха наступает каждый год в разные дни, то и Вербное Воскресенье не имеет постоянной даты, т.е. это переходящий праздник.

Значение праздника Входа Господня в Иерусалим

О событиях, связанных с этим праздником, нам рассказывает Евангелие. Чтобы утвердить веру народа в то, что Иисус и есть Спаситель мира, за неделю до событий Страстной седмицы и Своего воскресения, Он в сопровождении учеников отправился в Иерусалим. По дороге Иисус послал Петра и Иоанна в селение, наказав им привести молодого осла. При этом Спаситель точно указал место, где его можно будет найти. Вскоре Иисусу привели осленка, которого ученики покрыли своими одеждами. Сын Божий сел на него и в сопровождении большого количества людей торжественно въехал в столицу.

Одни люди стали расстилать на его пути одежды, другие же срезали пальмовые ветви и, размахивая ими, кричали: «Осанна (т.е. спаси, слава) в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», так как уверовали, что Иисус и есть предсказанный пророками Царь-Спаситель народа Израиля.

Когда Иисус вошел в храм, то опрокинул лавки торговцев и меновщиков, после чего выгнал их из храма, сказав: «Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» ( . 21,13). Народ Иерусалима с восхищением слушал слова Учителя, к Иисусу подошли больные, хромые и увечные. Он исцелил их, а дети воспели Ему хвалу. Затем Иисус покинул Иерусалимский храм и вернулся с учениками в Вифанию.

Богословы сосредотачиваются на сверхъестественно явленном царском достоинстве Спасителя: сам Святой Дух устами детей и народа засвидетельствовал Христа. Вступив в Святой город с величайшим смирением Сына Божия, Он, между тем, оказывается равночестным Отцу.

С пальмовыми ветвями, или вайями, в древности встречали победителей, от этого обычая произошло второе название праздника Входа Господня во Иерусалим – Неделя ваий. Но в России верующие называют этот праздник Вербным воскресеньем, т. к. вместо пальмовых ветвей верующие ежегодно приветствуют Спасителя ветвями вербы – единственного растения, которое расцветает в эту пору в условиях российского климата.

Мы, держа в руках первые распускающиеся весною ветви, прославляем Спасителя как Победителя смерти, потому что Он воскрешал умерших и в этот самый день входил в Иерусалим для того, чтобы умереть за наши грехи и воскреснуть и тем спасти нас от вечной смерти и вечных мук. Ветка вербы служит для нас знаком победы Христа над смертью и должна напоминать нам о будущем воскресении всех нас из мертвых.

Освященные веточки цветущей вербы православные христиане хранят дома у икон в течение всего года.

Как отмечают Вербное воскресенье?

В этот светлый день православные верующие поздравляют друг друга с праздником и спешат в церковь на службу. Утром во всех храмах совершается праздничная литургия и освящение вербы – символа праздника. Церковь напоминает нам о торжественном Входе Господня в Иерусалим и воспевает:

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати». (Кондак, глас 6-й)

За утреней присутствующим раздают зеленеющие ветви вербы со свечами в память того, как встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

Вербным воскресеньем заканчиваются труды Великого поста и начинаются события Страстной седмицы. Уже через неделю верующие отпразднуют главный христианский праздник — Святую .