Фантазию играя с учащимися я. Мастер-класс для педагогов «Игры развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста

Спицина Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №10
Населённый пункт: Пермский край г.Губаха
Наименование материала: статья
Тема: Игры - фантазии для детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации: 20.01.2016
Раздел: дошкольное образование

«Игры – фантазии краеведческого характера в развитии у детей

старшего дошкольного возраста патриотических чувств»
Воспитатель высшей квалификационной категории Спицина Л.А. МАДОУ «Детский сад № 10» г. Губаха Патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Понятие патриотизм исходит из традиционной русской философской идеи, которая рассматривает патриотизм как категорию нравственную. Под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим, толерантности. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут, - это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. У детей возникают вопросы о том, почему люди украшают место, в котором они живут. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Старшие дошкольники становятся способны к проявлению соответствующей их возможностям социальной активности, обращенной к городу и горожанам, - совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях (посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей, живущих в микрорайоне и пр.). Приобщение детей старшего дошкольного возраста к родному краю успешно, если обеспечивается активная познавательная, игровая и художественная деятельность ребенка
Что такое детская фантазия?
Взрослые часто забывают, как сами когда-то мечтали, смело претворяя фантазии в жизнь. Ребенок выдумывает сказки и разрешает ими проблемы своей жизни, потому что фантазия - это возможность восстановить свое душевное состояние. Фантазия у ребенка красочная и разнообразная. Не нужно отвергать подобные фантазии, так как люди с обширной фантазией вырастают творческими личностями: великими художниками, писателями, дизайнерами. Хотя есть и недостатки фантазий. Это когда фантазии появляются из-за каких-либо страхов, обид, конфликтов, злости. Так же к фантазии можно отнести и такую неприятную нам ложь, ведь дети когда-то все же начинают врать, причем все и нужно быть к этому готовыми. Но все же начнем с хорошего - развития фантазии. Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.
Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вариативная часть ООП МАДОУ «Детский сад №10» разработана на основе программы «Наша Родина – Россия», которая направлена на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции. Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, в развитии их интеллектуального потенциала. Краеведческий подход в воспитании детей способствует реализации основных дидактических принципов педагогики: от близкого ─ к далёкому, от известного ─ к неизвестному, от простого ─ к сложному. В связи с этим, Нами составлен план – программа взаимодействия с городским краеведческим музеем. Основная идея краеведческой деятельности заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного края, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. А интерес сопровождается положительными эмоциями. Как найти ту грань, где заканчивается игра и начинается серьёзная интеллектуальная работа? Насколько совместимы эти понятия? Поиск ответов на поставленные вопросы побуждает использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, способствующих проявлению активной деятельностной позиции. Одним из методов развития патриотических чувств у старших дошкольников является игра – фантазия. Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра, то и актуальным на этот период будет вопрос развития фантазии через различные виды игр. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игры – фантазии, игровые проблемные ситуации, игры - инсценировки, игры-этюды и пр.
В своей группе мы стремимся поддерживать проявления интереса детей к малой родине в вопросах, играх, рассматривании книг, слушании историй, рисовании и конструировании; рассказываем детям сюжетные истории о жизни города, об архитектурных сооружениях. В данное время углубленно ведется работа по проекту «Мой родной город – Губаха». Часто проводим игры-путешествия по родному городу, воображаемые экскурсии. Все это побуждает задавать вопросы о городе, использовать имеющуюся информацию, способствует развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх- фантазиях. Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников необходима соответствующая развивающая среда, а именно эвристическая с р е д а. Эвристическая среда характеризуется насыщенно стью положительными эмоциями и является для ребенка полем для проявления т в о р ч е с т в а, и н и ц и а т и в ы, с а м о с т о я т е л ь н о с т и. Стараемся уделять особое внимание среде, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка. В группе разработана богатая картотека игр на развитие фантазии и воображения. Такие игры, как «Увеличение и уменьшение», «Оживи предмет», «Придумай продолжение». Большое внимание уделяем играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения. Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность. Большую роль в развитии воображения имеет изобразительная деятельность. Дети в своих рисунках, в самостоятельной деятельности рисуют «космические ракеты», «путешествие на воздушном шаре», то, что им хотелось бы увидеть и самим быть участниками всего того, что нарисовали. Игра всегда неизмеримо продуктивнее, если мы с ее помощью ставим ребенка в приятные ситуации, которые позволяют видеть свое будущее полноценным и многообещающим. Тогда, получая удовольствие от игры, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. Помимо дидактических игр и упражнений, для развития фантазии и воображения огромную роль играют сюжетно-ролевые и строительные игры. В сюжетно-ролевых играх ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. Поэтому для проведения игр – фантазий, режиссерской и сюжетно-ролевой игры необходима предварительная работа. Она проводится, как в самостоятельной, так и в совместной деятельности и в тесном контакте с родителями. Алгоритм игры - фантазии 1. Наблюдение самостоятельной деятельности детей, выявление их фантазий, интересов, мечты,
2. Анкетирование родителей «О чем мечтает Ваш ребенок?» 3. Создание проблемной ситуации 4. Подготовка претворения детских замыслов – фантазий (альбомы, игрушки, просмотры мультфильмов, чтение художественной литературы, экскурсии и беседы о родном городе, рассматривание и создание фотоальбом; подготовка и изготовление атрибутов и т.д.) 5. Обговаривание, составление сценариев игр – фантазий 6. Разыгрывание отдельных сюжетов из предложенной игры 7. Общая совместная с педагогом игра 8. Самостоятельные игры детей Например, игра «Город моей мечты
»,
цель игры:  Поддерживать проявления интереса детей к малой родине, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким видят дети в своих фантазиях  Способствовать развитию творческого воображения детей на содержании освоенного краеведческого материала в ходе участия в играх-фантазиях, сочинения загадок, изобразительной деятельности  Р а з в и т и е к о н с т р у к т и в н ы х н а в ы к о в и у м е н и й стремление передать в постройке задуманное в своих фантазиях сооружение  Умения объединяться для создания коллективной постройки и умение обыграть ее. На подготовительном этапе предлагаем детям ответить на такие вопросы, как – Каким бы вы хотели видеть наш город? Что бы ты хотел построить в нашем городе и для чего? и др. Вопросы, которые требуют от детей умение фантазировать, способность к воображению, творчеству, а также умению сформулировать свой ответ. Одной из составляющих данной игры является обыгрывание сюжета «Зоопарк». Дети хотели бы, чтобы у нас в городе был зоопарк – как для диких животных, так и для домашних, чтобы ими любоваться и заботиться о них Мальчики решили, что у нас в городе идет строительство ракеты, для полета в космос. В этих играх, дети проявляют интерес к окружающему их миру, любовь к родному городу, желание сделать окружающий мир лучше, таким, каким они его видят. Другая игра, которую предложили дети – это «Дом моделей» Дети пробовали себя в разных ролях: дизайнер одежды, портной, модели, стилист и другие. В этих играх также идет обогащение и расширение активного словаря детей. Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети
«изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести. Фантазировать должно быть интересно. Научить чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Используя в работе с детьми игры – фантазии краеведческого характера, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Краеведение – социально значимое и необходимое в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формулируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.

Методическая разработка игры – фантазирования по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки»

Олейник Оксана Павловна.

Воспитатель.

Санкт – Петербург

Введение.

Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей вырастают великие писатели, скульпторы, художники, дизайнеры. Если бы не было фантазии и воображения, то не развивалась бы наука. Без воображения ни один школьник не мог бы усвоить ни одного предмета, так как не умел бы в своей голове оперировать абстрактными понятиями и конструировать образы.

Когда ребёнок рождается, у него ещё нет воображения. Чем старше становится ребёнок, тем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие воображения, тем больше развивается умения фантазировать, способность творить.

При фантазирование ребёнок сам создаёт какой угодно сюжет, в том числе и сказочный, какую угодно ситуацию, какую угодно задачу и сам решает её как угодно. При решении реальных задач ребёнок ищет не любое, а реальное, серьёзное, выполнимое решение. В обоих случаях он творит, но при фантазировании больше свободы, так как нет запретов, со стороны физических законов и не требуется больших знаний. Вот почему лучше начинать развитие мышления детей с развития фантазии.

В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее. Ребёнок сочиняет рассказы, создаёт новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям ещё трудно фантазировать, не действуя при этом. Чтобы фантазировать, детям надо действовать.

В пять лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

Как помочь дошкольнику развить своё творческое воображение. Существует множество разнообразных способов. Одно из них игра.

Игра лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Дети должны, как можно больше играть. Игра – особая форма активности, занимающая в жизни ребёнка главное место. Игра отличается от другой любой деятельности именно тем, что в её основе лежит фантазия.

Игры-фантазии содержат в себе элементы других игр. Характерной особенностью игр-фантазий является умение приспосабливать для игр любой предмет: катушку ниток, палочки, верёвочки, носовой платок, ленточка и пр. В играх-фантазиях всякий предмет мгновенно меняет значение: носовой платочек или верёвочка превращается в человечка, обыкновенная бумажная лодочка – в фантастический транспорт, который может передвигаться без воды.

Игра-фантазирование по мотивам стихотворения К. И. Чуковского «Жил на свете человек скрюченные ножки».

Цель: Развитие фантазии, воображения, речевых творческих способностей, побуждение к самостоятельной творческой деятельности.

Задачи:

Способствовать развитию игрового сюжета вокруг вымышленного персонажа, развитие воображения.

Развивать у детей творческое мышление, умение находить собственное решение, выдвигать гипотезы.

Активизировать в деятельности пояснительную, оценивающую речь детей

Воспитывать эмоциональную готовность участвовать в различных видах деятельности, готовность к взаимодействию друг с другом, стремление довести начатое до конца.

Реализуемые образовательные области: Социализация,коммуникация.

Интеграция образовательных областей:

Чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, труд.

Используемые материалы: Коробочка с надписью «Сюрприз» (внутри носовой платок), аудио запись песенки «Сюрприз», д\и «Построй дорожку», несколько соединённых вместе листов бумаги формата А4 , краски, вода, кисти для рисования, бумажная лодка, перья, колёса, парус, пряники, подносы, зубочистки, верёвочки.

Предварительная работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского и других детских писателей; инсценировка сказок, стихов, диалогов; д/и «Придумай конец истории», «Что было бы, если..»

Этапы формирования совместной деятельности:

Введение в игру.

Появление персонажа.

Путешествие с человечком.

Д/и «Построй дорожку».

Рисование речки.

Конструирование транспортного средства.

Строительство пряничного домика.

Изготовление верёвочных человечков.

Примерный ход игры-фантазирования.

С потолка свешивается коробочка с надписью «Сюрприз»,звучит аудиозапись детской песенки «Сюрприз».

Дети, сегодня у нас необычный день. Потому что нас ожидает…

Дети читают слово, написанное на коробочке.

Что такое сюрприз? – Как вы думаете, какой сюрприз ожидает нас?

Воспитатель снимает коробочку и с детьми рассматривает её содержание – носовой платочек.

Вот наш сюрприз! Вам он нравится? Почему? – Вот если бы мы могли этот платочек оживить, если бы мы с вами были волшебниками. В кого бы мы могли превратить платочек? – Давайте мы его как будто оживим, и у нас получится… (воспитатель делает человечка) – Кто это? – Жил на свете человек Скрюченные ножки. И гулял он целый день По скрюченной дорожке. – Давайте, ребята, проложим человечку дорожку. Какая она должна быть?

Дидактическая игра «Построй дорожку». Перед детьми таблица, состоящая из одноцветных геометрических фигур. Детям предлагается фишками закрыть только определённые фигуры (например, трапеции).

У нас получилась хорошая скрюченная дорожка, по которой пройдёт наш человечек, а мы ему поможем.

Жил на свете человек Скрюченные ножки. И гулял он целый день По скрюченной дорожке. А за скрюченной рекой…

Что должно быть у нас после скрюченной дорожки? Как сделать скрюченную речку?

Дети в конце дорожки замечают краски, кисти, бумагу. Начинают рисовать реку.

Чудесная у нас получилась река. Но мне показалось, что наш человечек взгрустнул. Как вы думаете почему? – Как же ему перебраться через реку? – Для постройки моста у нас ничего нет. Что можно ещё придумать?

Дети замечают у речки мешок с надписью «Возьми меня», достают из него бумажную лодку, перья, колёса, парус. Выслушать предложения детей.

На лодке перебраться через реку – это слишком просто. Мы сегодня с вами немножко волшебники. А у волшебников лодки могут не только плавать, но и…(летать) – Как сделать летающую лодку? Прикрепляем перья. – Получилась летающая лодка. А вдруг погода нелётная? А если, после засухи, река обмелела или её вообще не стало? Прикрепляем колёса.

У нас получился настоящий летающий транспорт, очень необычный. А если к нему прикрепить парус (крепим парус), да всем дружно на парус подуть (все дуют на парус), то лодка у нас ещё и двигаться сама будет.

У необычного транспорта и название должно быть необычное. Это у нас и лодка, и автомобиль, и парусник, да ещё и летать может. Какое название мы придумаем нашему транспортному средству.

Выслушать варианты детей.

Теперь наш автолодолёт готов отправиться в путь через реку. Дружно подуем, ещё раз и переправимся. «А за скрюченной рекой..» Что же может быть за скрюченной рекой? Куда спешит наш человечек?

Конечно, всем на свете нужен дом и нашему человечку тоже. Но дома, то нет. Что же делать?

Правильно, дом нужно построить. Но из чего? Человечек у нас необыкновенный и домик у него должен быть необычный. Из чего может быть дом?

Дети замечают сюрпризную коробку с надписью «открой меня» и находят в ней пряники и зубочистки.

Из чего мы построим дом?

Дети моют руки, а затем начинают строить домик, скрепляя пряники между собой с помощью зубочисток.

У нас получился великолепный, необыкновенный и вкусный домик для скрюченного человечка. Как вы думаете,ему в нём понравится?

Что хорошего в этом домике?

А что плохого?

Ребята, мы всё предусмотрели, но забыли что-то очень важное, без чего нашему человечку будет грустно. О чём мы забыли?

Каждому человеку, даже необычному, нужны друзья. А какие друзья могут быть у нашего человечка?

Давайте, мы их смастерим из верёвочек.

Дети по показу воспитателя мастерят человечков, затем придумывают им имена, рассказывают об их характере, увлечениях, разыгрывают диалоги между человечками.

Список литературы:

Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте».

Кравцова Е. Е. «Разбудим в ребёнке волшебника».

Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей».

Надежда Гуреева
Значение игр-фантазий для развития воображения у дошкольников

1. ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ

У современных детей умение играть развито очень слабо . Игра вытеснилась другими, взрослыми видами деятельности. Согласно возрастной переодизации, специфика каждого возрастного периода и условия полноценного психического развития связаны с возрастным новообразованием . Для дошкольников это психологическое новообразование проявляется в функции воображения . Так как основным видом деятельности для дошкольников остается игра , то и актуальным на этот переиод будет вопрос развития фантазии через различные виды игр.

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром». Фридрих Фребель.

Один из основоположников отечественной психологии Л. С. Выготский говорил, что основой игры является мнимая или воображаемая ситуация . Воображаемая ситуация имеет место там, где есть расхождение наглядного поля и поля смыслового.

В режиссерских играх, проигрывая ситуации, связанные с неприятными переживаниями, рассуждая вслух, ребенок научается более адекватно оценивать отображаемые события, приобретает возможность вставать на чужую точку зрения, осмыслять ее, что приводит к смягчению эмоциональной реакции, к большему пониманию ситуации.

Психологический анализ различных видов игр показал, что каждый из них имеет разное значение для формирования отдельных компонентов воображения . Так, предметная среда, в основном, складывается в начальных формах режиссерской игры, где ребенок упорядочивает единым сюжетом различные игрушки и предметы. Прошлый опыт ребенка получает наибольшую реализацию сюжетно – ролевой игре, когда проигрываются все его жизненные впечатления. Наконец, особая внутренняя позиция формируется сначала в образно – ролевой игре, а затем получает свое интенсивное развитие в режиссерской .

2. СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ИГРОВОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАЗВИТИЮ ФАНТАЗИИ У ДЕТЕЙ

Этому наш коллектив уделяет особое внимание, так как в предметной среде ребенок растет, действует, творит и поэтому предметная среда должна быть многофункциональной, не сдерживающей полет фантазии ребенка.

Самодельные куклы, куклы на перчатке, варежке,

Коробки (пещеры, шалаши, туннели, летающие тарелки, космодромы,

Самодельные значки на липучках ,

Переносная игровая комната с небольшими куклами, домик, лоскутки ткани, шарики, брусочки,

Наряды : накидки (многофункциональные-мушкетер, принцесса., платки разного размера, куски ткани разного цвета,

Коллекции : перья, веера, цветные ленточки, пояса, ремни.

Бросовый материал : гибкий шланг, трубочки, колесо, пластмассовые крышки, детали машин, формочки для яиц, поролон, баночки.

Материал для обустройства пространства : занавески с петлями на концах, с рисунком, который может обозначать - кафе , ресторан, больницу.

Волшебная палочка, сундучок,

Панно, карты с волшебными странами, сказочными пещерами, страны облаков, цветовых пятен со съемными изображениями героев и вещей,

Книжки-самоделки : «История одной вещи» , «Оживший холодильник» , «Туфельки на балу» , «Королевство зеркал и зеркалец» .

2. ИГРЫ, ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

В нашем детском саду для развития воображения проводятся следующие игры, упражнения,даются задания :

«Незаконченный рисунок» .Задание : предложите ребенку подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать ее.

«Угадай, кто я» .Ход игры : дети с помощью жестов или звуков изображает какой – либо предмет (паровоз, чайник, самовар, собака, кошка) .Задание : ребенку надо отгадать, что это за предмет.

«Укрась слово» .Задание : предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову (осень, дом, зима, лето, бабушка, цветок, мама, игра и др.)

«Использование предметов» .Задание : ребенок должен перечислить все возможные случаи употребления данного предмета.Варианты : карандаш, газета, листок бумаги, книга, кисточка, табурет, лопата, крышка.

«Представь, будто» .Задания : ребенок должен представить и изобразить, как вдевает нитку в иголку; как задувает свечи на торте в день рождения; часы с маятником, которые бьют; изобразить и озвучить часы с кукушкой, мотоцикл; парикмахера, который делает прическу; маленького рыболова, хирурга во время операции.

«Составь предложение» .Задание : составить предложение, используя названия предметов, изображенных на картинках.

«Составление изображений объектов» .Задания : пользуясь геометрическими фигурами, ребенок должен нарисовать лицо человека, нарисовать дом и другие предметы.

«Составь загадку» .Задания : предложите ребенку составить загадку о зонтике.Подсказки : на что похож предмет (на гриб, на волчок, на колокольчик) ; чем отличается (несъедобный, не крутится, укрывает от дождя) ;загадка : как гриб, но съесть нельзя, как волчок, но не крутится, как колокольчик, но от дождя укроет.

«Что произойдет» .Задание : предложите ребенку подробно ответить на предложенный вопрос.Например : что произойдет, если оживут все сказочные герои?; что произойдет, если все животные начнут говорить человеческим голосом? ; что произойдет, если дождь будет лить не переставая? И др.

Желаем всем педагогам творить и фантазировать, потому что только такой педагог может понять ребенка, сделать его жизнь интересной!

Игра – фантазирование

как средство развития воображения и детского творчества.

Кутузова Лидия Александровна,

педагог-психолог МБУ д/с № 147 «Сосенка»

Прекрасное пробуждает доброе. В эстетическом и умственном воспитании общий объект познания и освоения - окружающий мир ребенка. Эстетические ценности имеют и искусство, и природа, и быт, и взаимоотношения людей. Встреча с прекрасным в жизни и искусство развивают у детей эстетическое чувство. В процессе эстетического восприятия сначала под влиянием взрослого, затем самостоятельно ребенок делает обобщения, у него возникают ассоциации, сравнения, появляются эстетические оценки, суждения. Так возникает оценочные отношения к окружающему, а на его основе формируется эстетический художественный вкус.

Л. С.. Выготский считал, что основой всякой творческой деятельности является воображение, а именно - способности комбинировать впечатления, полученные либо из реального жизненного опыта, либо из литературы и произведений искусств .

В последние годы наметилась печальная тенденция – игры старших дошкольников становятся примитивными и агрессивными, их содержание и форма обеднены и однообразны. Дети 5-6 лет, играя, имитируют действия и голос выбранного персонажа, но создаваемые ими игровые образы обычно маловыразительны, лишены ярких эмоциональных проявлений, зачастую агрессивны. Традиционные сюжеты игр «Дочки-матери», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» включают две-три взаимосвязанные ситуации. Литературный опыт детей практически не включается в игровых сюжетах, свои впечатления от мультсериалов (роботы, трансформеры) в игру вносят, в основном мальчики. Взрослые, в первую очередь педагоги, способны помочь детям и многому их научить.

Одна из форм передачи игрового опыта – игра-фантазирование, совместная деятельность детей и взрослых.

Совместная игра-фантазирование развивает воображение, творчество, обогащает эмоциональную жизнь детей. В такой игре необходимо уметь комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы. Сюжетной игре не свойственно жёсткое следование плану. В этом проявляются её специфические черты - необязательность, свобода выбора действий. Общий сюжет складывается из предложений участников в процессе игры .

Такие игры позволяют взрослому, будучи партнёром детей, ненавязчиво стимулировать их к комбинированию и согласованию разнообразных сюжетных событий.

Наиболее удобными для таких занятий являются сюжеты волшебных сказок, имеющих общую сюжетную схему и последовательность событий:

1- обнаруживается желание иметь какой-то объект (или его пропажа), вследствие чего герой сказки отсылается (или уходит сам) за ним;

2 - герой встречается с "дарителем" (обладателем) волшебного средства и для его получения проходит испытание (на доброту, смекалку, ловкость, находчивость и.п.);

3- герой получает от "дарителя" волшебное средство или волшебного помощника, с помощью которого достигает искомый объект;

4- герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает заданные им трудные задачи);

5- герой побеждает противника и получает искомый объект;

6- герой возвращается домой и получает заслуженную награду.

Приведённая схема преобразования сказок нужна воспитателю, чтобы разворачивать игру-придумывание и изменять знакомый сюжет.

Мы решили сделать центральным героем игры - фантазирования Человечка – необычную мягкую игрушку, не похожую ни на одного из знакомых детям сказочных персонажей.

И
грушка изготовлена из мягкого, приятного на ощупь материала. Руки Человечка выполнены на проволочном каркасе, положение бровей, рта тоже можно менять так, чтобы лицо Человечка выражало разные чувства: радость, грусть, удивление, интерес, злость, страх в соответствии с игровой ситуацией, настроением героя.

Разработана карта сказочной страны с традиционными объектами, отражающими узловые точки сюжета (дорога, дворец положительного героя и замок анти-героя, река-препятствие, лес, горы). Карта помогает герою перемещаться во времени и пространстве. Работа с такой картой облегчает проведение игры-фантазирования, помогает детям самим организовывать игры, лучше запоминать придуманное. Все события в игре разворачиваются вокруг героя-Человечка и связаны сюжетной линией.

В начале игры, педагог дает «опорную точку», рассказывает о том, какие события в ней будут происходить, подробно описывает эмоциональное состояние героев, их переживания, дети совместно с педагогом изображают, как выглядит главный герой – Человечек в разные моменты сказки (мимика, позы, жесты).

Пример. В начале путешествия Человечек отправляется в сказочную страну Хохотанию. Дети придумывают, как выглядят жители этой страны, как называются города страны (например, Хохотанск), ее улицы, как выглядит столица, дворец, в котором живут правители и т.д. Жители страны Хохотании поведали Человечку грустную новость: Злой ветер украл юную принцессу Улыбку (описание принцессы: как выглядела принцесса?, Как проявлялась ее доброта?).

Наш смелый Человечек отправляется на поиски принцессы в царство Злого ветра.

Педагог постепенно привлекает детей к разработке сюжета, рассматривает вместе с детьми карту (например, «река на пути героя», «замок Злого ветра») и помогает детям вопросами: «Как могла называться река в волшебной стране?», «Какая в ней вода?», «Какой она стала после проделок Злого ветра?» и т.п.

По ходу игры привлекается литературный опыт детей, им, например, предлагается вспомнить, что в сказках всегда есть волшебные помощники, (Какие герои-помощники бывают в сказках?, Как они помогают герою?, Какие испытания придумывают?).

Наконец Человечек добрался до замка Злого ветра, но чтобы проникнуть туда, надо выполнить задание стражников (например, без бумаги и красок, одними словами нарисовать портрет Злого ветра, описать замок и его окрестностей, что можно увидеть внутри замка).

Особое внимание следует уделить развитию умения создавать образ персонажа, умению описывать знакомые эмоциональные состояния. Для этой цели используются музыкальные произведения (например Шопен «Ноктюрн» для обсуждения эмоционального состояния «грусть», П.И. Чайковский «Новая кукла» - для обсуждения эмоционального состояния «радость», Э. Григ «В пещере горного короля» - «страх» и т.д.).

Практически на каждом этапе игры-фантазировании в качестве заключительной части занятия можно использовать рисование в любой технике, в том числе и «волшебными красками», в состав которых входит гуашь, клей ПВА, крупная соль. При высыхании такие рисунки будут загадочно поблескивать.

На первых этапах игры педагог подробно описывает детям события, эмоциональное состояние героев, их переживания. Через некоторое время можно предложить детям использовать фишки-пиктограммы, на которых изображены основные эмоции Человечка. Детям нужно придумать, что произошло, почему у героя именно такое лицо, подробно описать новые события в жизни героев.

Игра-фантазирование, по мнению Д.П.Н. Н.Я. Михайленко, К.П.Н. Н.А. Коротковой способствует формированию монологической речи дошкольников, а именно - овладению детьми самым сложным ее видом - творческим рассказом. Этот вид игры расковывает воображение детей, развивает речевые умения и навыки в области сочинения, придумывания историей, рассказов, сказок.

Желание придумывать историю или сказку, героем которой является игрушка, побуждает ребенка подобрать нужные слова, грамматически оформить их в связные высказывания, ясно, четко, интонационно выразительно рассказать слушателям, чтобы вовлечь их в игру. Для этого нужно владеть хорошо развитой монологической речью, что на сегодня является скорее исключением, чем правилом для дошкольника.

С помощью игры-фантазирования решаются следующие задачи : умение комбинировать предложенные самим ребёнком и другими участниками события в общем сюжете игры; формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является играющим партнёром; самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для неё.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз 1999 305с.

2. Кудрявцев В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие,// Психологический журнал.2001. №5.с.57

3. Кравцова Е. А. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.

4. Михайленко Н., Короткова Н. Организация сюжетной игры в детском садуМ.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.

Калиниченко А.В. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М. Айрис-пресс, 2004.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Наука, 2007. 258с

6. Субботина Л.Ю. Детские фантазии: Развитие воображения детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2005 . 192с.

7. Смирнова Е.И. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.// Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - С. 70 – 74

9. Фантазия: Чубчик в стране Хохотании.//Обруч.-1997.-№4

Картотека игр по развитию творческого воображения

«Цепочка слов».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, путем вызова звуков и образов, ассоциаций и воспоминаний, представлений и мечт.

Ход игры:
Детям предлагается составить длинный поезд из слов – каждое слово – вагончик. Вагончики, как и слова, должны быть соединены между собой, то есть каждое слово должно тянуть за собой следующее.

Пример:
Воспитатель: Зима – какая? (ставит вагончик - зима).
Дети: Снежная, холодная (ставят два вагончика).
Воспитатель: А что бывает еще холодным?
Дети: Мороженное, лед, снег, ветер (на каждое слово ставится вагончик).
Воспитатель: (отталкиваясь от последнего слова) А ветер какой?
Дети: Северный, сильный…
Воспитатель: А кто еще может быть сильным? И т.д. пока детям не надоест или не закончатся вагончики.
Вариант игры:
Вагончики могут быть разного цвета. Каждый ряд столов или подгруппа детей имеет свой цвет. Во время ответов детей помощник воспитателя или более старший ребенок ставит вагончик определенного цвета. В конце игры подсчитывают, какая подгруппа или ряд набрали больше вагончиков (у кого поезд длиннее), те и выиграли.


«Бином фантазии».

Цель игры:
Активизировать воображение, стремясь установить между двумя, чуждыми друг другу, словами родство, создать единое, в которых оба чужеродных элемента могли существовать. В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно.

Ход игры:
На столах лежат карточки (рисунком вниз). В каждой стопке разные картинки: одежда, животные, мебель и т.д.
Вызванные двое детей берут из стопочки по одной карточке и показывают детям. Воспитатель предлагает соединить слова, обозначающее нарисованное на картинке.
Самый простой способ их соединить – это прибегнуть к предлогам. Чтобы было наглядно. Можно манипулировать карточками.

Пример:
Дети вытащили карточки «пес», «шкаф». Карточка «пес» располагается в середине, а карточка «шкаф» то сверху, то внизу, то справа, то слева и т.д.Дети называют расположение карточек, могут придумать и свои сочетания слов: «шкаф пса», «пес в шкафу» и т.д.
Каждое из этих словосочетаний может служить основой для рассказа или ситуации, придуманной детьми.
Можно использовать оператор РВС – увеличим пса до колоссальных размеров: он будет охранять шкаф, нося его в зубах. Или у пса на шее вместо медалей висят шкафы.
Шкаф огромный – пес сидит в замочной скважине, никого не пускает в шкаф и т.д.
Дети могут составить свой рассказ или выбрать любое сочетание слов. Можно предложить нарисовать иллюстрации к рассказу. По ходу рисования рассказ обрастает новыми подробностями.
Можно использовать коллективный способ обучения – двое или несколько детей составляют один рассказ, иллюстрируют его, затем один из детей рассказывает его остальным детям.


«Полиномы фантазии».

Цель игры:
Развитие фантазии, творческого воображения. В отличие от «Бинома фантазии» в этой игре «отстранения» слов доводится до крайности.

Ход игры:
I вариант:
У детей на столах самые разнообразные предметы и сюжетные картинки, рисунком вниз. Воспитатель задает вопрос, дети по очереди переворачивают карточку, стараясь, исходя из того, что на ней изображено, ответить на вопрос. Несправившемуся помогает сосед. Воспитатель задаёт второй вопрос – порядок ответа такой же. Вопросы:
Кто (что) изображён? (изображено?)
Где находится?
Из чего состоит?
Что делает?
Что говорит? (Что отвечает?)
Эти же вопросы можно отнести к прошлому и будущему (предполагаемому) состоянию рассматриваемого предмета (объекта).
В конце игры можно попытаться придумать один рассказ на всех, используя ответы детей.
II вариант:
Дети загадывают любое слово из трех букв. Можно использовать опять карточки с предметами. Делим это слово на звуки и придумываем слова, только на этот звук. Придуманные слова записываются на доске столбиком под каждой буквой, или обозначаются символом, или выставляется картинка. Потом произвольно выбираются слова по одному из каждого ряда и с ним составляется предложение. Это предложение может быть опорным для сочинения рассказа (составить несколько предложений, попытаться объединить их одним сюжетом).
Когда дети усвоят эту игру её можно усложнить: для первого звука подбирают слова, обозначающие предмет (существительное); для второго звука – слова, обозначающие свойства или состояния предметов (прилагательное или образованное от него наречие), при этом детям говорим «какой?», «как?»; для третьего звука – слова, обозначающие действие и отвечающие на вопрос «что делает?» (глаголы).
Этот вариант игры лучше проводить в подготовительных группах или в логопедических группах, когда дети знакомятся со звуковым анализом слов.

Пример:
Дети придумали слово «Дом».

Дым

Ослик

Мыло

Диван

Оса

Мяч

Душ

Окно

Маска

Дырка

Огонь

Магазин

Дорога

Огромный

Моет

Дым

Очаровательный

Мяукает

Дерево

Открытый

Мечтает

Дача

Обманутый

Мучается

Диван

Осторожно

Мигает

Дети составляют предложения или из слов по заданию, или произвольно по желанию детей, например – 1,3,2: «дорога», «открытый», «мяукает». Далее придумывается предложение с этими словами, например: «На открытой дороге во время дождя мяукает котенок». Или, например, для сочетания 5- 5- 5 («диван», «осторожно», «мигает») придумать фантастический рассказ, оттолкнувшись от этого сочетания.


«Произвольный префикс».

Цель игры:
Развитие воображения, одним из способов словотворчества – деформирование слова за счет ввода в действие префикса- предлога.

Ход игры:
На одном из векторов (осей) морфологической таблицы расположите предлоги: не, зам, мини, макси…, на другом слова предложенные детьми, обозначающие предметы. Из сочетания, полученного соединением предлога и слова, сочиняется предложение и далее рассказ.

Пример:

слова

не

зам

мини

макси

нож

ненож

замнож

мининож

максинож

кот

некот

замкот

миникот

максикот

бегемот

небегемот

замбегемот

минибегемот

максибегемот

одеяло

неодеяло

замодеяло

миниодеяло

максиодеяло

Рассмотрим на примере: нож – ненож. Если рассмотреть функцию ножа – разделять, разрезать, значить ненож может добиться того же результата, но как-то иначе, например, колет, прожигает. Как пользоваться таким «ножом»? Для чего мы будем его использовать? И т.д.….
Можно придумать целую страну, используя отрицательные предлоги. Например: «замкот» - заместитель кота- это кто? Что он делает? Какой он?
«минибегемот» - как будет жить такой «бегемотик»? в реке? А что для него будет «рекой»? А что он будет есть? «Максиодеяло»- это одеяло, укрывающее всех – что выполняет эту функцию? Вода в море, укрывающая все морские растения, снег - зимой, атмосфера - земной шар…
Можно в эту игру играть и на математике, прибавляя к произвольно взятым словам числительные: для коровы – «трёхкорова», это какая корова? Сколько у неё голов, ног, хвостов? Для чего ей нужны три хвоста?..
Неплохо повторить с детьми деление целого на части, добавляя к словам: полу -, четверть -,треть -…Например, ложка – полуложка: это может быть полложки,а как ею пользоваться? Можно рассмотреть по функциям – содержит ложка еду только до половины, как быть? Или что–то может содержать, а что–то нет, почему? Для чего?...

«Творческая ошибка».

Цель игры:
Учить детей фантазировать, с помощью орфографических ошибок.

Ход игры:
У каждого ребенка есть слова, которые он в детстве (особенно раннем) произносил неправильно, иногда он их помнит, так как родители часто их вспоминают, как забавные. Предложить детям вспомнить их и подумать, что они могли означать в таком произношении?

Пример:
«каклетка» - прыгающая котлетка, «лесапед» - велосипед, состоящий из веток; велосипед, который ездит только по лесу или только по деревьям…
Можно целенаправленно заменить одну букву в слове на другую: собака – «бобака», уже фантастическое животное, но характер собачий или совершенно другой?
Мыло – «дыло»,это такое мыло, которое моет все до дыр или дышащее мыло, им мылишься, а оно дышит, становится ещё больше….


«Фантастические гипотезы».

Цель игры:
Развитие фантазии, творческого воображения.

Ход игры:
Детям задаются вопросы: «Что было бы, если…?»Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать. Предложите детям поразмышлять: «Что было бы, если бы…?»дальше называется любой предмет и любое действие.
Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю.

Пример вопросов:
«Что было бы если внезапно исчезло солнце?»
«Что было бы, если бы исчезли все взрослые?»
«Что было бы, если бы к нам пришел крокодил? Слон?»


«Оживление предметов».

Цель игры:
Учить детей сочинять истории, рассказывая сказки или рассказы о тех предметах, которыми они учатся манипулировать.

Ход игры:
Можно играть с самыми маленькими детьми, но тогда сочинять придется самим, а вот с более старшими можно сочинять истории, только натолкнув их на объект оживления, или оттолкнуться от их наблюдения.
Необходимо подключать старших детей к рассказыванию сказок малышам.

Пример:
I вариант:
Рассмотрим на примере кормления детей.
Воспитатель рассказывает и показывает: «Жила- была ложка. Она была маленькая, не знала куда и как нести еду и все время попадала не туда, куда нужно. Вот пошла она за кашей для Тани (черпает кашу из Ваниной тарелки). Правильно ложка берет кашу? (дети исправляют). А у вас ложки умные? Как они достают кашу? Из ваших тарелок? Ой, у Пети ложка пошла гулять и не попала в рот Заблудилась? Пусть ваши ложки покажут Петиной, куда надо нести кашу».
Аналогично можно сочинить сказку про пуговицу, которая не знала, как попасть в свой домик, лезла в карман, под воротник.
С более старшими детьми можно оживлять любой предмет и предложить придумать сказку, рассказ.
Главная задача воспитателя в том, чтобы вовремя увидеть, на чем в данный момент сосредоточены интересы ребенка.
II вариант:
Можно назвать «Путешествие по собственному дому (группе)».
Как уложить малышей спать? Расскажите им сказку про кровать: «Жила была кровать, которая не давала мальчику спать, скакала под потолок, выбегала на площадку и падала с лестницы. Бывают кровати с моторами, они ездят в дальние края охотиться за крокодилами. Бывает говорящая кровать, которая рассказывает разные истории…»
Ребенок плохо сидит на стуле постоянно раскачивается. Расскажите ему рассказ про стул, который перебирая 4 ножками, бегал за трамваем. Он опаздывал и очень спешил. Вдруг одна ножка отвалилась и стул потерял равновесие. К счастью, один прохожий вовремя подхватил отвалившуюся ножку и приставил её. «Кто же тебе сломал ножку?» - спросил он. «Хозяин» - опустив спинку, ответил стул.
Можно придумывать интересные истории, составляя бином – оживший предмет + игрушка.
Главное в игре – предоставить ребенку придумывать историю самому, вовремя подключиться к игре, дать ей новое направление или сюжет. Но главное – желание ребенка творить.


«Создание лимерика».

Цель игры:
Развитие творческого мышления, воображения посредством создания лимерика (английский вариант организованной нелепицы).

Ход игры:
Детям объясняем технику создания стихотворения, но говорим, что оно должно быть немного сказочным, загадочным, можно использовать непонятные слова, но чтобы рифма сохранялась.
Первая строчка: выбор героя.
Вторая строчка: характеристика героя или его действие.
Третья строчка: реализация действий (как герой это сделал).
Четвертая строчка: выбор конечного эпитета или свое отношение к герою

Пример:
Вот стихи, сочиненные детьми:

«Красно – синий медвежонок
По небу летал,
Лапами, как крыльями махал,
Птичек всех перепугал»
(Вася Новоселов)

«Однажды серый добрый ежик
Иголки детям все раздал.
А чтоб от лисы спрятаться,
Иголки на спине нарисовал»
(Катя Коробкина)

«Снеговик пришел к нам в группу,
Сел за стол, поел посуду.
Потом съел наш весь обед
И растаял под конец»
(Старшая группа – все вместе)


«Лжезагадки».

Цель игры:
Учить детей отгадывать загадки, развивать внимание, творческое воображение.

Ход игры:
Предложить детям загадки, ответ которых содержится в самом стихе, но внимание отводится в сторону.
Само собой разумеется, что если загадывать детям 2-3 подобные лжезагадки, то на следующих они легко в ловушку не попадутся, ответ дают очень быстро. Но удовольствие получают огромное. Загадывают их потом товарищам, повторяют многократно и сами же смеются и наслаждаются замешательством отгадывающего.

Пример:
«Стоит дом, одна крыша пологая, другая с сильным скатом. В середине крыши гнездо. Оно дырявое. В гнездо петух снес яйцо. В какую сторону упадет яйцо?»
«Летит стая молотков в теплые края. Что они будут делать, когда прилетят?»
«Стоит «это». Идет мимо «этого» старуха, говорит: «Баба-Яга». Идет солдат, посмотрел на «это» и говорит: «Генерал». Идет девушка, посмотрела и говорит: «Василиса-Прекрасная». Что это?»(Зеркало).


«Стеклянный человечек».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии.

Ход игры:
Из характерных особенностей знакомого или придуманного персонажа можно логически вывести и его приключения. Героем рассказа или сказки можно предложить сделать человечка из какого - либо материала.(Например, стеклянного человечка) Он должен будет действовать, двигаться, заводить друзей, подвергаться всякого рода случайностям, быть причиной событий и т. д…
Используйте прием – «эмпатию» - предложите детям поставить себя на место этих человечков.(страна, где все из стекла) Здесь можно провести анализ материала.(стекло хрупкое, прозрачное, но оно может быть цветным, может мыться…)

Пример:
А теперь представьте себе жизнь в этом стеклянном городе. Так как все прозрачное – жизнь на виду у людей, можно не разговаривать, все мысли видны, так как голова прозрачная. А одежда? Цветная? А чем питаться?
Дети, знакомые с тризовскими приемами, сразу ответят: жидким стеклом, стеклянным порошком, мелкораздробленным стеклом.
А транспорт из чего? Ведь необходимо предохранить человечков от острых углов, от толчков. А животные тоже из стекла? Растения?
Все это можно обыграть, обговорить, зарисовать, стараясь сделать жизнь этих человечков как можно комфортабельнее.
Можно обыграть человечков из бумаги, которые живут в бумажном городе. Человечков из льда, снега, дыма, пластилина.

«Салат из сказок».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, путем соединения знакомых персонажей из разных сказок в одну и придумывания своей – новой сказки.

Ход игры:
Интересно сочинять сказку, используя морфологическую таблицу, где по вертикальной оси перечисляются названия сказок, а по горизонтальной оси – их герои. Выбор героев может быть произвольным. Дети могут выбрать сразу всех героев, место действия, а далее соединяют все в один сюжет.
Другой вариант: дети выбирают героев по ходу сочинения сказки, перемещаясь по осям таблицы как по лесенке.

Красная шапочка

Красная шапочка

Волк

Бабушка

Дровосек

Корзинка

Ружье

Лес

Мальчик – с - пальчик

Мальчик – с - пальчик

Людоед

Отец

Дети людоеда

Крошки

Спали

Лес

Дюймовочка

Фея

Жук

Жаба

Сын жабы

Ласточка

Мышь

Нора

Колосок

Петух

Круть

Верть

Мельница

Серп

Пироги

Колос

Репка

Дед

Баба

Внучка

Жучка

Мышь

Репка

Огород

Колобок

Колобок

Дед

Заяц

Медведь

Волк

Лиса

Пенек

В качестве наглядного материала можно использовать иллюстрации книг, рисунки героев сказок (уже готовые), рисунки детей. Располагать их удобно на наборном полотне или на фланелеграфе. Можно предложить ребятам нарисовать рисунок, изобразив выбранных героев, добавив по желанию каждый своего любимого героя, а потом по рисунку рассказать товарищам свою сказку.


«Разновидность фантастического бинома».

Цель игры:
Активизировать воображение, развитие способности детей реагировать на новый элемент по отношению к определенному ряду неожиданных факторов, учить использовать такое слово в известном сюжете, заставляя привычные слова реагировать на новый контекст.

Ход игры:
Предложите детям несколько (5- 6) картинок с изображением героев какой – либо сказки. Карточки можно заменить игрушками по сказке, настольным театром, опорными сигналами.
Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать сказку (по одному или по очереди). И «вдруг» среди карточек (игрушек, театра, сигналов) появляется новая, изображение которой не имеет никакого отношения к этой сказке.
I вариант:
Сначала ребенок рассказывает настоящую сказку, а ближе к концу или в самом конце Вы вводите новый персонаж.
II вариант:
Сразу с набором карточек вводите тут же незнакомый и неучаствующий в реальной сказке объект.

Пример:
Ребенок выбрал 5 карточек: девочка, волк, бабушка, лес, цветы + вертолет


«Сказка -наизнанку».

Цель игры:
Игра состоит в перевирании сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Эта игра аналогична игре «Наоборот».

Ход игры:
Вспомнить с детьми хорошо знакомую сказку и предложить поменять характер её героев. Положительный характер на отрицательный и наоборот. Предложить подумать и расс4казать как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки. Предложение о смене характера может быть разным:
1.Злая Волшебница заколдовала героев…
2.В сердце доброго героя попал кусочек льда, а злому стало его жалко и он подобрел…
3.Герой проглотил волшебную таблетку, выпил волшебную каплю, сказал однажды плохое слово…
Все эти варианты предложены детьми, предложите детям придумать свои версии и почти у каждого будет своя, одна лучше другой.
С помощью принципа «выворачивания наизнанку» можно найти исходную точку для вольного рассказа, самостоятельно развиваемого в любом направлении.

«Перевирание сказки».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, внимания.

Ход игры:
Наступает момент, когда сказки начинают надоедать, как старая игрушка, тогда сказку можно превратить в как – бы пародию – появляется другой угол зрения, на сказку можно посмотреть другими глазами, то есть, увидеть то, чего нет в реальной сказке.
Со сказкой работайте на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.

Пример:
Воспитатель: «Жила – была девочка, звали её Желтая шапочка…»
Дети: «Не Желтая, а Красная!»
Воспитатель: «Ах, да, Красная! Так позвал её папа и сказал…»
Дети: «Да нет же, не папа, а мама!»
Воспитатель: «Правильно! Позвала её мама и говорит, сходи - ка к тете..»
И так далее…
I вариант:
После того, как дети вас исправили, продолжайте рассказывать немного текста реальной сказки, а потом снова меняете её, но линию настоящей сказки ведете до конца.
II вариант:
Изменяя сказку в самом начале, ведете её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новых персонажей.

«Сказка в заданном ключе».

Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания сказки в определенном ключе.

Ход игры:
Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом направлении, месте действия.

Пример:
Жили - были старик со старухой у синего моря…в наши дни. Что будет просить старуха? Красная Шапочка живет сейчас…
Это мы изменили время действия. Можно использовать оператор РВС (размер- время- стоимость)- растянуть время до бесконечности, или сжать его до минимума и проследить, как у детей изменится сюжет сказки.
Можно поменять место действия:
Колобок живет на 10-м этаже с лифтом…
Теремок стоит на высокой- высокой горе или в море….
Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море…
Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно неожиданно и для вас и для самих детей.
Можно предложить детям проиллюстрировать сказку: каждый самый интересный момент на его взгляд, получится иллюстрированная книга.

«Что было потом».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством придумывания продолжения сказки.
Ход игры:
Дети очень любят продолжение сказки, с неохотой расстаются с полюбившимися героями. Можно в конце сказки, оттолкнувшись от самого интересного места или вопроса, предложить детям подумать: «А что было потом?»…
Если поработать по системному оператору, то продолжение сказки можно вести и в надсистеме, в системе, в подсистеме. Работая в будущем надсистемы, мы изменяем и продолжаем всю надсистему сказки.
Пример:
Залез медведь на крышу теремка, теремок и рассыпался. Закачались, загудели деревья в лесу, прибежали лесные звери, осуждают поступок медведя, советуют как поступить дальше. Потом все вместе строят новый теремок для зверушек.
Золушка вышла замуж за принца и родился у них сыночек, который решил научиться волшебству у Феи и ушел к ней в ученики.
А что стало с туфелькой Золушки после её замужества? Золушка отдала её маленькому волшебнику и тот выручал много девочек, когда им нечего было надеть на бал. Но в 2 часов туфли всегда возвращались к золушке.

«Фантастический анализ».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством фантастического анализа сказочных персонажей.
Ход игры:
Если рассматривать в системе любой сказочный персонаж, можно увидеть, что подсистемные признаки у него в разных сказках одинаковые: у Бабы- Яги это всегда метла, ступа, черный кот и т.д. Детям можно сказать, что каждый персонаж имеет свои орудия волшебства, без которых их трудно представить.
Баба- Яга одна, а источников вдохновения и волшебства много – произведите фантастическое вычитание в подсистеме – поменяется сюжет сказки, поведение героя.
Пример:
Дед Мороз, подсистемные признаки: борода, посох, мешок с подарками, шуба, валенки…..
Варианты, придуманные детьми:
- Дед Мороз без шубы, это в Африке. Африканские дети встречают Новый год, к ним пришел Дед Мороз. (Как он называется в Африке?). Принес подарки и среди них мороженое. (Как сохранить и донести, ведь мороженого надо много, на всех детей.)
Решение проблемы Дед Мороза, потерявшего посох, младшими детьми:
- Компьютер! Волшебная палочка. Дед Мороз сделает посох из дерева, дунет на него, он покроется инеем и станет волшебным. Потерявшийся посох найдут дети и будут творить чудеса вместо Деда Мороза. Детям захочется иметь каждому свой посох, они разделят его на много маленьких «посошков», получатся волшебные палочки. Когда дети наиграются, праздник кончится, они отдадут «посошки» Дед Морозу, а он сделает из них себе посох, а может быть, оставит их детям- пусть всегда у них будет праздник.
Сколько детей, столько может быть вариантов.
В этой игре можно также предложить детям зарисовать все изменения, каждый свой вариант, потом рассказать по картинке товарищам. Собрав все рисунки вместе, можно выпустить «книжку» в которой будут все новые сказки, придуманные детьми.

«Карты Проппа».
Цель игры:
Развитие творческого воображения, фантазии, посредством карт Проппа.
Ход игры:
Советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфологические сказки» и в своем исследовательском труде «Трансформация волшебных сказок» проанализировал структуру народной сказки, особенно русской, выделил постоянные функции сказки, которые всегда находятся в одной и той же последовательности.
Согласно системе Проппа, этих функций тридцать одна, но разумеется не во всех сказках наличествует все функции, строгая последовательность может нарушаться, возможны перекосы, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу.
Сказка начинается с первой функции, с седьмой, или с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться вспять, восстанавливать пропущенные куски. Главных функций двадцать.
Так как дети – дошкольники часто не умеют читать, предлагаем символическое изображение каждой карточки, придуманной детьми.
Предложите своим детям – они нарисуют вам множество вариантов, а из нарисованных выберите с детьми наиболее понятные и приступайте к игре.
Детям раздаются «карты», лучше они сидят за одним столом или разделены на подгруппы, но с каждой подгруппой взрослый и свой набор «карт». Выбирается герой, о котором будут сочинять сказку.
В первые дни игры лучше карты держать по порядку (можно пронумеровать – цифры старшие дети знают хорошо) и сюжет сказки вести последовательно по картам.
Но ребята любят перемешивать карты и придумывать свои правила: например, строить рассказ на вытащенных наугад одной или двух картах. Или начать сочинять с конца.
Преимущество «карт Проппа» очевидны: каждая из них – целый срез сказочного мира и каждая «функция» изобилует перекличками с собственным миром ребенка.


Лжезагадки – Лжезадачи.
1.Кто быстрее плавает: утёнок или цыпленок?
2.Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?
3.Летели над морем два голубя. Устали, опустились на воду отдохнуть, а потом полетели дальше. Сколько времени понадобилось голубям на отдых?
4.На одном берегу - утята, на другом – цыплята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до острова?
5.Над лесом летело три рыбки. Две приземлили. Сколько улетело?
6.Катиться по столу колесо разноцветное: один угол у него красный; другой – зеленый; третий – желтый. Когда колесо докатиться до конца стола, какой цвет мы увидим?
7.По морю плыл большой красивый паровоз. На палубе было много людей, звучала музыка. Всем было хорошо. Как звали капитана?
8.Летели два крокодила – один – красный, другой – синий. Кто быстрее долетит?
9.Сколько весит килограмм асфальта, если открутить верхнюю гайку от левого крыла самолета?

10.У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько детей у мамы?
11. Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек – маленькие зелененькие. Кто больше соберет шишек?
12. На полке стоят детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом ещё одну, потом еще две. Сколько книг она прочитает?
13. Что едят крокодилы на Северном Полюсе?
14. От папы пришла телеграмма: «Встречайте, еду автобусом в пять». В каком вагоне летел папа?
15.Час пик. Переполненный автобус. Все пассажиры торопятся. Что Вы сделаете, если автобус сойдет с рельс?
16.Мама уронила поднос, на котором стояли две чашки с цветочками, две в горошек, две с ягодками. Сколько стало чашек?
17.Заяц пригласил на Новый год двух медведей, трех ежей. Сколько приборов он должен поставить? (Звери зимой спят, звери не едят из приборов).
18. На Машином платьице было нарисовано три яблока, две вишенки. Одну вишню и два яблока съели, сколько осталось?
19. Кукла Света съела три порции мороженого, потом ещё две. Врача надо будет вызывать?
20.Собака Жучка сказала, что видела сегодня на горке Сашу, Петю и Катю. Сколько детей видела на горке собачка?
21.Сколько на празднике будет поросят, если на день рождения к поросенку пришли два гуся, утка и свинья?
22.Стоит маяк. Мимо ночью в тумане проплывает корабль. А маяк то потухнет, то погаснет. Увидят ли на корабле свет маяка?
23.Встретились два быка и заспорили: кто больше даст молока? Чтобы их рассудить, во что молоко разлить?
24.Что является второй подушкой для щеки?
25. Четыре яйца варятся четыре минуты. Сколько варится минут одно яйцо7
26. На одной ноге гусь весит 5 килограмм. Сколько весит гусь, стоящий на двух ногах?
27.От чего крокодил зеленый? (От носа до хвоста).
28.Шел солдат зимой лесом, полем, лесом, полем. Вдруг река. Как перейти реку?
29.У папы и мамы две дочки, а Юра родился первым. Сколько детей у папы и мамы?
30.На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали. Сколько стало яблок?
31.На столе стоят 5 стаканов ягод. Вова съел один стакан ягод и поставил на стол. Сколько стаканов стоит на столе?
32.По двору гуляли петух и курица. У петуха 2 ноги, а у курицы – 4. Сколько ног вместе?
33.На трех ветках сидело по одной табуретке. Сколько всего табуреток сидело на ветках?
34.Сколько меду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
35.У собачки Микки родились котята – 3 беленьких и 1 – черненький. Сколько котят всего родилось?
36.Сколько грибов можно вырасти из семян ели?
37.Сколько цыплят вывел петух, если он снес 5 яиц?
38.Сколько весит килограмм жаренных гвоздей, если из 2 килограммов яблок только 20 граммов свежих?
39.2 мальчика и 2 девочки шли домой под одним зонтом. Почему они не промокли? (не было дождя).

40.Чем больше Вы меня берете, тем больше я остаюсь? (Дырка)
41.На каком языке будут разговаривать между собой немецкая и шотландская овчарка?
42.У 9-го мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. А зернышко было единственное. Сколько лет мальчику, у которого жила кошка?
43.Плывет по пустыне бегемот, он быстро движется вперед. Как много елок он везет?
44.Прилетели 2 чижа, 2 стрижа и 2 ужа. Сколько стало птиц всего возле дома моего?
45.Сидели 5 зайчишек на розовом суку. К ним 2 –е прилетели и крикнули: «ку – ку». Раз «ку - ку». Два «ку - ку». Сколько зайцев на суку.
46.На дереве сидели три тетерева. Охотник выстрелил в одного из них. Сколько птиц осталось на дереве?
47. Пошли две девочки в лес за грибами, а на встречу два мальчика. Сколько всего детей шли в лес?
48. Плывут два цыпленка, один лапками гребет, другой крылышками. Который раньше доберется до берега?
49. На столе лежат два яблока и три груши. Сколько овощей лежит на столе?
50. Упали два горшка: железный и глиняный. Каких осколков будет больше?
51.Что будет с мухой, если она налетит на сосульку?
52.У одного пациента болело 6 зубов. На приеме у врача ему вырвали 3 здоровых и 2 больных зуба. Сколько здоровых зубов осталось у пациента, если он падая в обморок, выбил врачу еще один здоровый зуб?
53.Вася Пташечкин обычно выбивает в день по 3 стекла стоимостью 300 рублей каждое. Сколько стекол может позволить себе выбить Вася, если папина зарплата 1200 рублей? Хватит ли папиной зарплаты на 4 обычных дня?
54.Из 500 эскимо, что прислал волшебник, 350 съел крокодил Гена. Сколько понадобилось Гене Чебурашек, чтобы справиться с эскимо, если один чебурашка съедает 10 порций?
55.Как угостить быстро и поровну трех пингвинов двумя страусиными яйцами?
56. Сколько яиц накопиться в гнезде кукушки за три дня, если в день она сносит по одному яйцу?
57.У прыжонка виляйка длиннее, чем у топтыжонка. У летужонка виляйка длиннее, чем у попрыжонка. Чей хвост длиннее?
58.Сели на воду три воробья. Один улетел. Сколько осталось?
59.Вареный рак красного цвета. Какой он будет, если его сварить?
60.У двух хваталок по пять тыкалок. Что это?
61.Кто громче замычит: петух или корова?
62. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела по три котенка. Сколько ног было на мельнице?
63.Горело девять свечей, одна потухла. Сколько свечей осталось?
64. в теплые края летели птицы: два журавля и две синицы. Сколько птиц летело в теплые края?
65.Как лучше и быстрее сорвать арбуз с дерева?
66. Весной с юга кто раньше прилетает: ласточки или воробьи?
67. У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?
68.Когда собака бывает в конуре без головы?
69. Как петух кукарекает? А в Англии?
70. Наталья Ивановна попросила Сашу нарисовать два синих треугольника и три кранных квадрата. Сколько кругов нарисовал Саша?
71.Один банан падает с елки каждые пять минут. Сколько их упадет за один час?
72. Ехал автомобиль. Толька завернул за угол, пошел дождь. Как звали шофера? Какой номер был на машине? (шофера звали Толька, номер был мокрый).
73. Летели птицы: 2 впереди, 1 сзади, потом 1 впереди, 2 сзади. Потом 3 вместе. Сколько всего летело птиц?
74. Разделите 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый мог получить по яблоку и одно осталось в корзине.
75.На руке пять пальцев. На трех из них кольца. Сколько всего пальцев?
76. Сколько концов у пяти палок?
77. Какой цвет волос у Колобка?