Использование возможностей дистанционного обучения. Плюсы использования дистанционного обучения Возможности дистанционного обучения в системе специального образования

1

В настоящее время в контексте парадигмы непрерывного образования все больший интерес ученых и педагогов-практиков привлекает проблема разработки технологий дистанционного обучения. Такая форма организации обучения позволит решить множество проблем, перед которыми бессильны другие формы образования. Получить первое или второе высшее образование, повысить свою квалификацию, обменяться опытом, получить консультацию специалиста, активно участвовать в профессиональном общении, не покидая семью, работу, - эти проблемы, которые касаются большого числа граждан любой страны, тем более такой огромной, как Россия. По данным аналитического исследования, проведенного ЮНЕСКО, в России 8 миллионов человек желали бы получить образование или повысить свою квалификацию дистанционно. Многие страны уделяют пристальное внимание развитию системы образования и единой системы непрерывного образования. неотъемлемой частью которой является дистанционное обучение.

Какие же преимущества дает такое обучение и почему оно является таким привлекательным для огромного числа людей? Особое значение развитие системы дистанционного обучения приобретает в вузовском образовании. В России уже более 200 университетов имеют дистанционную форму обучения. Дистанционное обучение в сфере высшего профессионального образования способно обеспечить:

Предоставление возможности обучающимся с ограниченными возможностями здоровья без ущерба для себя получать знания, общаться с преподавателем, получать своевременную методическую помощь со стороны тьютора или других преподавателей вуза;

Построение индивидуального плана освоения учеб6ых дисциплин с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, их потребностей и интересов;

Возможность получить консультацию по интересующему вопросу не только со стороны закрепленного за данной специальностью (или конкретной учебной группой) тьютора, но и любого преподавателя вуза;

Рациональное распределение времени, затрачиваемого студентом на изучение учебных дисциплин согласно учебного плана подготовки по выбранной специальности; студент самостоятельно определяет, сколько времени он затратит на изучение той или иной учебной дисциплины, например, по принципу «погружения в учебный предмет», «обучение быстрым темпом» и т.д.;

Оперативное получение студентом информации об уровне своей подготовленности за счет использования специальных программ для дистанционного электронного тестирования уровня освоения студентом содержания учебной дисциплины (аналогично применению Интернет-тестирования в системе среднего профессионального и высшего профессионального образования);

Свободный и быстрый доступ студентов к электронным базам данных учебного заведения, содержащим учебную и методическую литературу по различным учебным дисциплинам;

Одаренным студентам более углубленно изучить интересующую их учебную дисциплину;

Активное участие в различных электронных форумах и конференциях, которые проводятся вузом в режиме on-line.

В настоящее время происходит изменение требований к выпускнику высшего учебного заведения, будущему специалисту. На смену одним ценностям приходят другие, обусловленные изменившимися социально-экономическими, технологическими, информационными условиями развития современного общества. Для нынешнего специалиста недостаточно иметь прочные, фундаментальные знания. Многие знания быстро устаревают, поток информации настолько стремительно возрастает, что приобретенных в вузе знаний не хватает. Поэтому работа с информацией, умение самостоятельно добывать знания, повышать свою квалификацию - показатель профессионализма. А система дистанционного обучения как никакая другая форма максимально ориентирует будущих специалистов на работу в автономном режиме, непосредственно формирует нужные качества.

Кроме того, ценным является умение специалиста-профессионала принимать взвешенные, аргументированные решения, брать ответственность на себя за результаты своей деятельности. В дистанционном обучении доля самостоятельности максимальна. Студент знает, что он в такой же степени несет ответственность за результаты своего образования, за качество знаний и умений, как и преподаватель, а часто даже в большей степени. Конечно, он может рассчитывать на помощь со стороны тьютора, но, тем не менее, своим успехам он будет обязан себе самому, своему терпению, собранности, ответственности, познавательной активности, рациональному распределению сил и времени на освоение содержания образования.

В дистанционном обучении немаловажную роль играет и возможность установления конструктивного общения между педагогом и обучающимся, позволяющего обеспечить индивидуальный стиль взаимодействия. Учесть особенности каждого, осознать и понять точку зрения партнера. Опираясь на принципы гуманистической психологии, можно сказать, что взаимопонимание, к которому стремится человек и которое является необходимым условием его развития, достигается только в процессе общения, и в первую очередь доверительного, между педагогом и обучающимся.

Личностно-ориентированный подход, который лежит в основе дистанционного обучения, способствует раскрытию потенциала каждого студента. Дистанционное обучение дает студенту возможность личностного роста, развития, раскрытия индивидуальности.

Автономность личности в образовании - это социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности

Внедрение дистанционной формы обучения в практику высшего профессионального образования, на наш взгляд, обеспечит формирование автономности студентов, так как ее развитие тесно связано с необходимостью проявления познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий.

Работа представлена на научную международную конференцию «Проблемы высшего и профессионального образования», 8-15 августа 2007 г. Коста Брава (Испания). Поступила в редакцию 05.06.2007.

Библиографическая ссылка

Сырцова Е.Л. ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 10. – С. 103-104;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4530 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дистанционное обучение получает все большее распространение. Это обусловлено рядом факторов, в том числе, более низкой стоимостью по сравнению с традиционным очным обучением. Однако не только стоимостью определено широкое распространение дистанционного обучение. В настоящее время дистанционное обучение предоставляет гораздо больше возможностей по сравнению с другими формами обучения По нашему мнению, ключевые возможности дистанционное обучение следующие:

1. Удаленное прохождение обучения.

Одной из главных возможностей дистанционного обучения, которая является его главным достоинством, является возможность удаленного прохождения обучения. Предоставление удаленного доступа к обучению является основной задачей дистанционного обучения, что отражено в его названии. Благодаря возможности удаленного доступа к обучению, возможность пройти качественное обучение получают лица, которые раньше такой возможности не имели: лица с ограниченными возможностями, лица в месте проживания которых отсутствуют качественные учебные заведения, лица постоянно находящиеся в командировках и т.д.

2. Самостоятельное обучение.

Возможность проходить обучение самостоятельно (наряду с возможностью удаленного обучения) также является ключевой возможностью дистанционного обучения. Дистанционное обучение сегодня в первую очередь ориентировано на организацию корпоративного обучения. При прохождении дистанционного обучения большинство слушателей дистанционного обучения должны одновременно выполнять свои должностные обязанности. В результате для них трудно составить график обучения для прохождения ими традиционного очного обучения. Возможность самостоятельно проходить обучение, когда им удобно, является ключевой для этой категории учащихся.

3. Персонифицированное обучение.

Дистанционное обучение обладает еще одной уникальной возможностью - обеспечение персонифицированного обучения. Слушатель дистанционного обучения может сам определить: когда, и в каком объеме, ему проходить обучение. Но что гораздо более важно, дистанционное обучение позволяет адаптировать траекторию обучения под каждого слушателя. Можно предоставить возможность самому учащемуся определить, что ему нужно изучить. А можно сделать так, чтобы дистанционное обучение само адаптировалось под результаты, которые показывает слушатель дистанционного обучения, что практически невозможно сделать, когда проводится традиционное очное обучение.

4. Удаленное взаимодействие участников обучения.

При проведении дистанционного обучения большинство его участников удалены друг от друга. Проведение такого обучения требует наличия широкого набора возможностей, позволяющих организовать взаимодействие слушателей. К таким возможностям можно отнести видеоконференции, аудиоконференции, чаты, форумы, IP телефония.

5. Широкое использование информационных технологий.

Дистанционное обучение тесно связано с информационными технологиями, по сути являясь в некотором смысле их частью. По этой причине большинство появляющихся новых возможностей в сфере информационных технологий быстро находят свое применение в дистанционном обучении, которое намного быстрее принимает их на вооружение по сравнению с другими формами обучения.

6. Расширенный доступ к дополнительной информации.

Дистанционное обучение большинство слушателей проходят самостоятельно. Безусловно в рамках дистанционного обучения слушателям предоставляется методическая поддержки. В том числе они имеют возможность периодического on-line общения с преподавателем. Однако, во время обучения слушатели часто сталкиваются с необходимостью получения дополнительной информации. Дистанционное обучение, в отличие от других форм обучения, предоставляет возможность дать слушателю доступ к большому количеству дополнительного материала, которым он может воспользоваться непосредственно во время обучения.

7. Широкая интеграция в бизнес-процессы.

Дистанционное обучение значительно дешевле других форм обучения. Более того, дистанционное обучение пользователей, после того, как осуществлены инвестиции в разработку учебного контента, очень дешево. Поэтому дистанционное обучение легко привязать ко всем бизнес-процессам. Большое количество стандартов, связанных с управлением предприятием, предполагает широкое внедрение дистанционного обучения в рамках построения бизнес-процессов. Достигнуть уровня зрелости бизнес-процессов выше третьего не возможно без широкого внедрения в бизнес-процессы дистанционного обучения.

8. Мобильный доступ к обучению.

Сегодня люди пользуются огромным количеством разнообразных гаджетов (мобильных устройств). В том числе сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы, web-планшеты.

Использование при проведении дистанционного обучения мобильных устройств позволяет предоставить слушателям дистанционного обучения доступ к обучению практически из любого места. Расширение использования мобильных устройств при проведении дистанционного обучения привело к появлению нового термина - m-Learning.

9. Предоставление большого диапазона показателей результатов обучения .

Анализ показал, что важным аспектом обучения является получение информации о полученных слушателями в результате обучения знаниях и приобретенных ими навыках и умениях. Дистанционное обучение позволяет получить значительно больше информации о результатах обучения по сравнению с традиционным очным обучением.

Например, при проведении традиционного очного обучения, затруднительно получить информацию, сколько времени слушатель тратит на решение той или иной задачи, сколько неудачных попыток он делает, какие именно вопросы вызвали наибольшее затруднение. Кроме того, есть показатели, получить которые при проведении традиционного очного обучения крайне трудно. Например, определить количество времени, необходимое слушателю, чтобы понять, что он решает задачу не правильно.

Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий:

Чат-занятия -- учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.

Веб-занятия -- дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы -- форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференции -- проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

В основе такой системы заложен метод обучения, который получил название «Природный процесс обучения» (Natural Learning Manner).

Для вузовского дистанционного обучения характерно использование следующих технологий: кейс-технология, телевизионная технология и сетевая (он-лайн) технология (интернет образование):

1. кейс-технология - наиболее распространённый вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов традиционным или дистанционным способом;

2. ТВ-технология - редко применяемый вид дистанционной технологии обучения, базирующийся на использовании систем телевидения для доставки обучающемуся учебно-методических материалов и организации регулярных консультаций у преподавателей-тьюторов;

3. сетевая технология, или интернет-образование - дистанционное обучение, средством телекоммуникации которого является сеть Интернет .

Рассмотренные технологии можно представить в сводной таблице, где отражены характерные особенности каждой модели с точки зрения доставки учебно-методических материалов, средств обучения, средств взаимодействия между преподавателем и учащимся и форм обучения (Приложение 1).

Выделим ряд отличий рассматриваемой сетевой (он-лайн) технологии (интернет-образования) обучения от других форм обучения:

Студентам не нужно будет приезжать в университет на регулярные занятия и на сессию. Весь процесс проходит через Интернет. Поэтому расстояние от места нахождения студента до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса. Студенты учатся в удобном для себя месте, по удобному графику и в удобном для себя темпе. Единственное посещение - это сдача государственных аттестационных экзаменов и получение диплома. По нормативным документам, аттестация будущего специалиста возможна только очно.

Так как мотивом выбора для студента определенного учебного курса служит его реальная потребность в конкретных знаниях, умениях и навыках, которые он будет применять на практике, продуктивность и эффективность обучения несравненно возрастёт по сравнению с другими формами обучения.

Студенты занимаются по индивидуальному плану, составленному с учётом уровня их базовой подготовки и их потребностей. Для них вполне возможно совмещение обучения с другой учебой или с основной профессиональной деятельностью.

Данная форма обучения проходит вдали от учебного заведения, вдали от преподавателей и не предполагает визуального контроля преподавателей за действиями обучающихся, она потребует от ребят исключительной мотивированности, самоорганизации, трудолюбия, умения и желания работать самостоятельно. Также им, как и всем участникам ДСО, необходимо обладать определённым стартовым уровнем владения компьютерной грамотностью. Но, если студентам что-то непонятно или они испытывают какие-либо затруднения в учебе, через форум в любой момент, на любом этапе обучения они могут обратиться за разъяснением к администратору, преподавателям-тьюторам и своим однокурсникам. Это очень важный момент, который коренным образом отличает сетевое обучение от заочного: студент не остается один на один с непонятным материалом, а, как и при очном обучении, может всегда оперативно прояснить все вопросы.

Программа дистанционного сетевого обучения традиционно состоит из отдельных курсов (модулей). Общие дисциплины студенты изучают по материалам, выложенным в оболочке (после чего выполняют контрольную работу - это может быть выполнение теста, решение задач, составление и защита проекта и т.д. Профильные дисциплины вначале также изучаются студентами по электронным учебникам и программам, но наиболее важные вопросы профильных дисциплин после общего самостоятельного ознакомления разбираются вместе с преподавателем-тьютором на консультациях и видеоконференциях. В качестве контроля будут использоваться компьютерные тестирующие системы, защита разработанных проектов и также традиционные формы: экзамены, собеседования, защита курсовых работ, проводимые в режиме видеоконференции .

Под виртуальным образованием понимается процесс и результат взаимодействия субъектов и объектов образования, сопровождаемый созданием ими виртуального образовательного пространства, специфику которого определяют данные объекты и субъекты. Существование виртуального образовательного пространства вне коммуникации преподавателей и обучающихся невозможно. Другими словами, виртуальная образовательная среда создается только теми объектами и субъектами, которые участвуют в образовательном процессе, а не техническими или различными пособиями. Виртуальное образование тесно связано с дистанционным обучением, но не сводится только к нему. Оно происходит также и в очном взаимодействии преподавателей, учащихся и изучаемых объектов. Дистанционные учебные технологии позволяют расширить возможности образования, увеличив взаимную доступность удаленных друг от друга обучающихся, преподавателей, специалистов, а также информационных массивов.

Отличием дистанционного обучения от традиционного является удалённость преподавателя от учащихся, отсутствие возможности живого диалога участников (в этом отношении традиционная форма всегда будет иметь преимущество, какой бы совершенной ни была техническая система передачи информации), но процесс обучения в дистанционном режиме проходит интерактивно в своей организации, при постоянном опосредованном взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения от программ самообразования, по которым может заниматься учащийся: учебных компьютерных программ, программ на компакт-дисках, курсов на видеокассетах, телевизионных и радио-курсов. Дистанционное обучение также нельзя смешивать с заочным потому, что при дистанционном обеспечивается систематическое и эффективное взаимодействие на основе компьютерных телекоммуникаций. В дистанционном обучении, особенно при онлайновом режиме, все признаки учебно-воспитательного процесса (учитель, ученик, средства обучения, соответствующие методы обучения и организационные формы).

Основными отличиями дистанционного образования от очной формы обучения являются:

обучение по месту жительства или работы, следовательно, распределенный характер образовательного процесса;

гибкий график учебного процесса, который может быть либо полностью свободным при открытом образовании, либо быть привязанным к ограниченному количеству контрольных точек (сдаче экзаменов, on-line сеансам с преподавателем), либо к групповым занятиям, а также к выполнению лабораторных работ на обору­довании (возможно, удаленном);

контакты с преподавателем (тьютором), в основном, осуществляемые посредством телекоммуникаций.

Основными отличиями дистанционного образования от заочной формы обучения являются:

постоянный контакт с преподавателем (тьютором), возможность оперативного обсуждения с ним возникающих вопросов, как правило, при помощи средств телекоммуникаций;

возможность организации дискуссий, совместной работы над проектами и других видов групповых работ в ходе изучения курса и в любой момент (при этом группа может состоять как из компактно проживающих в одной местности студентов, так и быть распределенной). В этом случае учащиеся также контактируют с преподавателем (тьютором) посредством телекоммуникаций;

передача теоретических материалов учащимся в виде печатных или электронных учебных пособий, что позволяет либо полностью отказаться от установочных сессий с приездом в высшее, либо значительно сократить их число и длительность .

Анализ показал, что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интерактивные возможности используемых в системе дистанционного обучения программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

В ближайшие годы образовательный рынок будет претерпевать радикальные изменения. Уже сегодня экспертами отмечается повышенный интерес пользователей всемирной сети интернет к дистанционному образованию.

Система дистанционного обучения – это одно из самых перспективных учебных направлений у миллионов человек по всему миру. Ведь у каждого появляется уникальная возможность получить высшее образование, освоить новую профессию или повысить квалификацию. При этом не имеет значения ни фактическое место работы и проживания, ни физические возможности, ни возраст или семейный статус. Такой способ получения знаний позволяет самостоятельно планировать график занятий, выбирая для этого удобное время. Получать дополнительное образование можно удаленно, не покидая дома или рабочего места.

В мире уже давно практикуют данный вид обучения, тогда как в России это становится прорывом только сейчас. Развитие дистанционной формы образования в нашей стране тормозит неповоротливость государственной системы и затяжной пересмотр образовательных стандартов. Тем не менее дистанционное обучение становится все популярнее.

Интерес к подаче информации в такой форме подтверждают также растущие цифры подписчиков образовательных каналов на YouTube. Заинтересованные в своем образовании лица готовы черпать знания удаленно, слушая лектора с экрана по интересующей теме, порой даже независимо от подачи и языка носителя информации. Безусловно, для подобного способа получения знаний необходима самодисциплина, ответственность и понимание, зачем это нужно. Кроме того, дистанционное обучение именно для России становится решением территориальной проблемы в получении образования для людей удаленных населенных пунктов.

Как проходит дистанционное обучение?

Виртуальное пространство – это и есть площадка для дистанционного образования. Для обучения требуется лишь компьютер или смартфон и доступ в интернет. Учебное заведение осуществляет образовательный процесс посредством телекоммуникационных средств, компьютеров дистанционных и мультимедийных технологий, предоставляя слушателям самые актуальные учебные материалы.

Любое дистанционное обучение, как правило, проходит в три этапа:

  1. Выбор учебного заведения (подача документов и оплата)
  2. Обучение (доступ в личный кабинет, изучение материалов, прохождение тестов)
  3. Получение документов (удостоверение или диплом установленного образца, сертификат и пр.)

Для чего нужно учиться дистанционно?

Возможности получения знаний увеличиваются в разы благодаря этому формату обучения. При этом слушатели получают неоспоримые преимущества:

  • экономия времени и денег;
  • нет необходимости присутствовать на лекциях и, следовательно, отвлекаться от основной деятельности;
  • поступление без экзаменов, дистанционно и быстро.
  • обучение в комфортных условиях за домашним компьютером, планшетом или мобильным телефоном;
  • возможность выбора графика и темпа обучения;
  • любые вопросы оперативно помогут разрешить специалисты учебного центра;
  • информация представлена на учебном портале в современном аудио-, видео- и текстовом формате;
  • доступность – обучение из любой точки России;
  • компактность и содержательность программ дистанционного обучения – получаемая информация максимально применима на практике.

Дистанционное обучение – оптимальное решение для амбициозных и целеустремленных людей, которые хотят учиться и совершенствоваться в своей профессиональной сфере.

Все больше школ сегодня активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах, курсах, олимпиадах.

Развитие системы дистанционного (дистантного) обучения обусловлено целым рядом его преимуществ и возможностей . Это прежде всего более гибкие условия образования для детей , которые не смогли или не могут осуществить его обычным путем из-за удаленности от квалифицированных учебных заведений, физических недостатков, индивидуальных особенностей и потребностей.

Дистантное обучение способно удовлетворить дополнительные образовательные потребности учеников . Талантливый ученик сельской школы может, например, одновременно учиться дистантно у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке страны и мира, не покидая своего места жительства. С помощью электронных сетей ученик из любого города, поселка или деревни имеет доступ к мировым культурным и научным сокровищам, может учиться в престижных университетах мира.

Предполагается, что по мере развития информационных технологий человек будет отводить до 40% своего общего учебного времени на дистанционные формы образования, сочетая их с очными занятиями (40%) и самообразованием (20%).

Дистанционное обучение имеет следующие преимущества перед очным:

Оперативные (преодоление барьеров в пространстве и времени, получение актуальной «свежей» информации, быстрая обратная связь);

Информационные (возрастает доступность образовательных массивов, которые находятся на специализированных серверах, поставляются потребителю с помощью интерактивных веб-каналов, публикуются в телеконференциях, списках рассылки и других средствах сети Интернет);

Коммуникационные (увеличивается число потенциальных участников обучения – школьников, педагогов, специалистов, которые оперативно взаимодействуют друг с другом с помощью электронных сетей; снимаются территориальные ограничения для проведения Интернет-уроков, проектов, олимпиад);



Педагогические (в силу специфики дистанционных телекоммуникаций обучение становится более мотивированным, интерактивным, технологичным и индивидуализированным; упрощается публикация ученических работ в сети, их экспертиза и оценка);

Психологические (создание более комфортных по сравнению с традиционными эмоционально-психологических условий для самовыражения ученика, снятие психологических барьеров и проблем, устранение погрешностей устного общения);

Экономические (общие затраты на обучение уменьшаются примерно на 40% из-за экономии транспортных расходов, затрат на аренду или содержание помещений, сокращение «бумажного» делопроизводства и тиражирования пособий);

Эргономические (дистантные ученики и педагоги имеют возможность распределять время занятий по удобному для себя графику и темпу, выбирать и использовать для занятий наиболее подходящую технику и компьютерное оборудование).

Дистанционное обучение позволяет учебным заведениям увеличить количество учащихся . Если у школы не слишком много учеников, но есть высококвалифицированные педагоги и у них остается свободное время, они могут обучать тех, кто физически не посещает учебное заведение по тем или иным причинам. В условиях существенного сокращения в будущем числа школьников для талантливых учителей это еще и дополнительный доход (по прогнозам специалистов, из-за демографического спада к 2010 году вместо 21 млн. школьников, имеющихся на сегодняшний день, в России будет только 13 млн. учеников).

Школа может приглашать для работы педагогов из других регионов . Например, школа в Перми может доверить обучение детей французскому языку учителю, который живет во Франции, а французских детей русскому языку мог бы обучать учитель из России.

Всем учителям необходимы курсы повышения квалификации. Но на их посещение обычно тратится очень много времени и средств. С помощью Интернета можно повышать квалификацию регулярно без отрыва от основной работы, используя для этого преимущества дистанционных телекоммуникаций.

Современное дистанционное обучение осуществляется в основном с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Отличительные признаки дистанционного обучения:

1. Отдаленность в пространстве преподавателя от учащихся, по крайней мере, на большую часть учебного процесса.

2. Использование образовательных мультимедийных средств и электронных ресурсов как удаленных, так и находящихся в непосредственном окружении учащихся.

3. Обеспечение телекоммуникаций между педагогами и учащимися, а также между самими учениками.

4. Продуктивный характер образовательного процесса, то есть получение в качестве результата образовательной продукции, отличающейся от той, которая используется в качестве содержания электронной образовательной среды.

Глобализация дистанционного образования предоставляет широкие возможности развивающимся странам для реализации систематических задач, из которых решающими являются следующие:

А. Расширенный доступ Программы МВА, предлагаемые институтами в Америке, Канаде, Австралии, Великобритании, теперь доступны в большинстве развивающихся стран. Действует множество других программ, предложенных развитыми странами, которые доступны в развивающихся странах. Учащиеся в развивающихся странах имеют доступ к образовательным и учебным программам, предложенным многими развитыми странами. Теперь можно получить диплом об образовании за рубежом, не выезжая за пределы своей страны. Многие развивающиеся страны с ограниченными образовательными ресурсами получают широкий допуск к мировым образовательным и учебным средствам, чтобы дополнить и усовершенствовать свои усилия по предоставлению образования большому количеству людей. Спутниковые технологии широко используются развитыми странами для передачи своих образовательных программ в отдаленные части стран, таких как Индия. Большая потребность существует в получении образования в технической и профессиональных сферах, таких как менеджмент, пользование компьютером, образование, мультимедиа и др. Список иностранных учреждений в Индии, предлагающих дистанционные программы образования, -очень впечатляющий и большой. Это повлияло на то, что у людей в Индии появилось больше возможностей для получения образования за рубежом.

В. Обучение с использованием чужого опыта и знаний. Благодаря современным технологиям коммуникации происходит легкий доступ к источникам информации, материалам и осуществляется быстрая связь между людьми, что способствует получению образования, используя чужой опыт и накопленные знания. Различные методы, используемые учреждениями дистанционного образования в развитии, создании и подачи материалов, становятся легко доступными посредством баз данных. Информационные технологии позволили разработать учебные материалы для дистанционного образования, опираясь на существующие знания и практику, и сделали процесс обучения более доступным. Глобализация, в этом смысле, способствует процессу получения знаний, используя существующий опыт и практику.

С. Взаимовыгодное партнерство.

Пословица «Два лучше, чем один» оправдывает себя как в дистанционном образовании, так и во многих других областях. Партнерские договоренности между участниками, находящимися в разных странах, что опять-таки возможно благодаря технологиям, могут внести вклад в предоставление услуг, которые выходят за рамки какого-то одного учреждения/института. Партнерство в развитии равноправного дистанционного образования определенным образом дополнит опыт и ресурсы, и будет способствовать созданию улучшенных учебных материалов. Одним из таких примеров международного сотрудничества, возможного благодаря глобализации, является партнерство между Commonwealth of Learning (COL), Канада, и национальным Открытым Университетом Индиры Ганди. Они предложили Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) под партнерской программой Раджива Ганди. Сотрудничество между Commonwealth of Learning(COL), Канада и Национальным Открытым Университетом Индиры Ганди, Индия, является одним из таких примеров международной деятельности, возможной благодаря процессу глобализации. Они предлагают Masters Programme в дистанционном образовании (MADE) при поддержке Научного Общества Раджива Ганди. Широкие процессы глобализации повлияли также на деятельность Европейского Сообщества в развитии дистанционного образования (John Field,1995). Партнерские соглашения могут эффективно удовлетворять потребности в образовании небольших развивающихся стран, в особенности способствовать развитию учебных материалов, которые являются основополагающей составляющей в дистанционном образовании.

D. Конкурентная Среда

Расширенный доступ может повлиять на усиление конкурентно-способности. Например, как упоминалось ранее, некоторые из лучших мировых административных и компьютерных программ, развитых в определенных передовых странах доступны многим другим странам, включая развивающиеся. Это, предполагается, должно инициировать дух конкурентной борьбы среди местных учреждений/институтов. Технологическое преодоление границ может поставить под угрозу существование посредственных учреждений/программ. Стремление к лучшему мотивирует других к самосовершенствованию. Свободный рынок может отвергнуть несовершенных исполнителей. Мировые программы дистанционного образования вносят конкурентоспособность в работу местных учреждений/институтов дистанционного образования. Этот процесс может повлечь за собой улучшение организации дистанционного образования.

Развитие дистанционного образования в мире

Анализ любой системы обучения показывает, что основными элементами обучения на протяжении сотен лет являлись:

  • * преподаватель (учитель);
  • * аудитория (лаборатория) в том или ином виде;
  • * учебные материалы по изучаемому курсу;
  • * библиотека как накопитель и хранитель знаний.

Сетевое дистанционное обучение, через Интернет, в отличие от других,

обеспечивает возможность обучаться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем базового учебного заведения, студентами и администрацией. Подобные системы становятся неотъемлемой частью образования различного уровня во всем мире. Это объясняется низкой стоимостью обучения (в 3-5 раз ниже, чем при очной форме обучения), возможностью получить образование в удобное для обучающегося время и в удобном для него месте.

В мире разработаны и успешно используются системы дистанционного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов. Системы сетевого дистанционного обучения состоят из следующих базовых элементов:

  • * учебное заведение, как организационная структура дистанционной формы обучения;
  • * информационные ресурсы - базы данных учебно-справочных материалов;
  • * технические и программные средства обеспечения технологии ДО;
  • * преподаватели дистанционной формы обучения (тьюторы);
  • * обучающиеся (студенты);

Важным аспектом в дистанционном образовании является совокупность применяемых технологий. В учебном процессе используются две группы технологий неинтерактивные (например, предоставление учебно-методических материалов в печатном виде, на аудио- и визуальные носителях или CD-ROM), и интерактивные - компьютерные (например, видеоконференции, электронная почта и т.д.) .

Эффективность обучения при применении средств ДО зависит от того, насколько оперативна связь обучаемого с преподавателем. Без контакта обучаемого с преподавателем невозможно построить эффективную систему обучения.

В системах дистанционного обучения применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции с использованием одной из форм телевещания, аудиоконференции и видеоконференции на основе телефонных технологий, интранет систем и глобальной сети Интернет.

Наиболее универсальной и перспективной технологией, обеспечивающей доступ в систему дистанционного обучения как обучающегося, так и преподавателей на любом уровне информационных ресурсов - внутривузовском, национальном и мировом, является сетевая Интернет-технология. В сетевой технологии могут быть реализованы различные способы и методы обучения: электронные учебники и библиотеки, тестирующие системы, средства общения обучающихся, преподавателей и администрации учебной организации.

Во многих западных странах, прежде всего в США, индустрия дистанционного обучения активно развивается уже более 10 лет, о чем свидетельствуют приведенные ниже цифры о состоянии мирового ДО (в том числе, ДО США):

  • * 50% корпораций США используют технологии дистанционного обучения
  • * Более 80% университетов США предлагают услуги по дистанционному обучению.
  • * Объем мирового рынка е-learning в 2004 году составил 40 млрд. долларов (объемы рынка традиционного высшего образования - несколько триллионов долларов). За последние 10 лет объемы рынка е-образования выросли более чем в 2000 раз
  • * Обучается в Интернете около 100 млн. человек; численность очных студентов по всему миру - 97 млн.

К 2010 году две трети мирового образования будет получаться через Интернет (по прогнозам American Educational Research Association)

Исследователи дистанционного рынка США дают различные оценки его величины и перспектив его развития. Сами цифры могут отличаться, но в одном авторы сходятся: темпы роста этого рынка очень высоки. По данным сайта www.Brainware.com, в 2002 г. рынок ДО в США оценивался в 10,3 млрд., к 2006 г. ожидается его увеличение до 83,1, а к 2011 г. - до 212 млрд. долл. Значительную часть мирового рынка ДО составляет корпоративное электронное обучение. Специалисты компании International Data (США) так оценивают его перспективы: от 6,6 млрд. долл. в 2002 г. до 23,7 млрд. долл. в 2006 г. В США, по оценке этой компании, на корпоративное обучение в 2001 г. было потрачено 4,2 млрд. долл., к концу 2005 г. эта сумма увеличится до 18 млрд. долл. По другим оценкам объем рынка электронного обучения в США составит к 2010 г. 46 млрд. долл. По данным Американского общества обучения и развития, доля времени, которое американские организации будет тратить на электронные тренинги, возрастет с 10,5% в 2001 г. до 25% в 2004 г. По данным аналитиков сайта eMarketer, объем доходов, полученных в сфере корпоративного электронного обучения в США, составил в 2002 г. от 6 до 7 млрд. долл. В Японии, по данным Министерства государственного управления, внутренних дел, почты и средств связи, ожидается что в 2003 г. доходы от электронного обучения составят около 716 млн. долл., а к 2006 г. ожидается увеличение доходов в этой сфере до 1,73 млрд. долл.

Специалисты компании считают, что такое обучение станет более удобным и приятным, станет дешевле. Оно получит широкое распространение в глобальных компаниях, которым необходимо обучать персонал в различных точках по всему миру.

Одной из важных тенденций последних лет является сокращение доли учебных программ на CD-ROM и рост количества программ обучения, доступных через Интернет или корпоративные учебные порталы (E-learning).

Одним из наиболее грандиозных решений в области “онлайнового” образования, подтверждающий лидирующее положение США на рынке ДО, является проект бесплатного образования в Сети (OpenCourseWare или OCW), разработанный Массачусетским технологическим институтом (Massachusetts Institute of Technology или MIT) и представляющий собой массу материалов по множеству дисциплин, выложенных на специально для того созданных сайтах. Всего таких сайтов будет около сотни и на них будет размещено всё, к чему получают доступ настоящие ("оффлайновые") студенты и аспиранты MIT (материал будет представлен как в виде привычных текстовых документов, так и в виде потоковых аудио/видеозаписей семинаров, лекций, экспериментов). Важно, что OCW не станет альтернативой обучению в MIT. Получить диплом или защитить таким образом степень не удастся. Работы над проектом ведутся с апреля 2001-го года, обходятся весьма недёшево (на первые 27 месяцев спонсорами выделены 11 млн. долл., каждый последующий год обойдётся примерно в 10 млн. долл.) и планируется, что они продлятся ещё как минимум 10 лет. К настоящему моменту OCW существует лишь в виде пилотного проекта, включающего примерно двадцатую часть той информации, что будет доступна по завершении работ. Но даже в таком виде это поистине бесценный ресурс, аналогов которому попросту нет.