Избиение гугенотов. Варфоломеевская ночь - bubligum9000

Поклонники творчества Проспера Мериме, читавшие его «Хроники царствия Карла IX», прекрасно знают, где была Варфоломеевская ночь. Событие это навсегда изменило сознание европейцев и вошло в историю как одно из самых кровавых преступлений на религиозной почве. Хотя противостояние католиков и протестантов давно уже кануло в лету, память об этой трагедии жива во Франции до сих пор.

Исторический фон и предпосылки

Массовое убийство, начавшееся 23 августа 1572 года, было следствием подспудно тлевшего во Франции религиозного конфликта между официальной государственной верой (католицизм) и сторонниками Реформации (гугеноты, французские кальвинисты).

К выходу отрицательной энергии на поверхность привели такие события:

  1. Сен-Жерменский мирный договор (1570 г) предоставил протестантам свободу вероисповедания, чем немало разозлил большую часть народонаселения, нетерпимого ко всему чужому. На ненавистных гугенотов обыватели возлагали ответственность за все свои беды - но те вдруг получили право занимать государственные должности;
  2. 18 августа 1572 года была отмечена свадьба между королевской дочкой и родовитым протестантом. Этот союз получил неодобрение со стороны Святого Престола и в ряде государств Европы;
  3. Непосредственно за день до Варфоломеевской ночи состоялось неудачное покушение одного из виднейших гугенотов, адмирала де Колиньи. В списке имен возможных заказчиков значится Екатерина Медичи, мать правившего короля.

Не последнюю роль сыграл тот факт, что кальвинисты в годы, предшествовавшие резне, направили огонь своей критики на монархию как режим.

Где и когда была Варфоломеевская ночь?

Основные события трагедии развивались крайне стремительно:

  • После покушения на адмирала де Колиньи королевская семья опасалась ответной мести со стороны реформатов. В качестве предупредительной меры монарх разместил близ Парижа гарнизон в 4000 человек, готовый моментально напасть на иноверцев;
  • Вечером 23 августа прошел королевский совет, на котором Карл IX вместе с матерью приняли решение нанести превентивный удар по протестантам;
  • Муниципальные власти получили приказ закрыть городские ворота и раздать оружие рядовым гражданам (католикам);
  • Условным сигналом к резне стал перезвон колоколов к заутрене в церкви Сен-Жермен-л’Осеруа возле Лувра;
  • Первые убийства начались в Луврском замке, когда королевские стражники убили вельмож-гугенотов;
  • Вскоре к кровопролитию примкнули народные массы. Обычные обыватели с помощью цепей закрывали выходы из домов гугенотов, лишь бы те не смогли вырваться на улицу;
  • Официальные лица католической церкви не гнушались принимать активное участие в боях за веру. Историки отмечают случаи сопротивления духовенства массовой истерии, но они носили фрагментарный характер.

Масштаб случившегося

Полностью воспроизвести картину резни не представляется возможным, поскольку правившие страной палачи сделали все для обеления своего образа в истории. Поэтому информация о случившемся крайне противоречива :

  • Католическое духовенство, молча одобрявшее массовое убийство, привело цифру в 2 000 погибших протестантов. Герцог де Сюлли, едва избежавший гибели, писал о 70 000 невинно убиенных;
  • По оценкам историка Реформации Филиппа Бенедикта (на 1978 год), погибло 5 000 человек (2 000 в Париже и 3 000 в провинциях);
  • В американском издании 2008 года «История терроризма: от античности до Аль-Каиды» имеются данные о 10 000 погибших в злополучную ночь (3 000 из которых - в столице);
  • Чаще всего в качестве итоговой называют цифру в 30 000 чел., названную историком Фелипе Фернанде-Арместо.

Даже при самых скромных подсчетах размах трагедии впечатляет. В парижскую реку Сену добропорядочные граждане выбросили более тысячи тел жертв. Началось массовое бегство уцелевших гугенотов в более отдаленные области страны. Некоторые из них, устав сопротивляться, приняли католическую веру.

В каком городе была Варфоломеевская ночь?

Почуявшая запах крови, чернь не могла более остановиться и продолжала буйствовать на протяжении многих дней после злополучной ночи Святого Варфоломея. Ключевые исторические события прошли в столице Франции, Париже , но потом волна ненависти стала накрывать и провинции:

  • Король Карл IX старался не допустить начала гражданской войны, для чего 24 августа разослал по городам и весям указ соблюдать условия мира 1570 года;
  • Однако маховик убийств было уже не остановить. Тулуза, Лион, Бордо, Руан, Труа, Сомюр и другие города со значительным протестантским меньшинством стремительно от него избавлялись;
  • В ряде отдаленных провинций отголосок религиозной розни ощущался вплоть до октября 1572 года;
  • Известны случаи, когда официальные лица открыто призывали к истреблению сограждан. 29 сентября видный представитель Ордена иезуитов Эдмон Оже в Бордо поддержал парижский геноцид. Эта пламенная речь привела к новой волне погромов.

События послужили толчком к началу четвертой французской гражданской войны (1572-1573 гг.)

Кто виноват в трагедии?

На протяжении веков не утихают споры относительно истинных виновников случившихся:

  1. Традиционно историческая наука возлагает всю полноту ответственности на Екатерину Медичи и ее католических советников. Они надавили на слабовольного короля в этот непростой исторический момент;
  2. Историк Дени Крузе не согласен с такой интерпретацией. Он полагает, что Карл сильно боялся государственного переворота, который якобы готовили реформаты. Страх толкнул короля задушить оппозицию в зародыше;
  3. Ряд исследователей сходятся во мнении, что ведущую роль в кровопролитии сыграл амбициозный младший брат короля герцог Анжуйский. Он смог извлечь наилучшую выгоду из покушения на Колиньи и начавшейся после этого истерии. Но все его претензии на престол пошли крахом, когда Екатерина Медичи отправила его править Речью Посполитой;
  4. Популярная точка зрения заключается в возложении вины на духовенство в целом. Пропаганда в эти темные дни была развернута колоссальная. Весь Париж был увешан в листовках и исполненных ненависти плакатах. Простые священники науськивали недалекий народ, но при этом искренне считали себя исполнителями воли бога и монарха.

В среде современных диванных экспертов популярна идея о бессмысленности толерантности и политкорректности. Якобы они уничтожают искренность и юмор, разлагают общество. Но в Париже - городе, где была Варфоломеевская ночь, придерживаются иного мнения. Жители этого города своей кровью выстрадали необходимость уважительного отношения к меньшинствам и всем тем, кого серая масса почитает за чужаков.

Почему Варфоломеевская ночь стала синонимом массовых убийств? July 4th, 2013

Выражение «Варфоломеевская ночь» уже давно вошло в языки многих народов, означая жестокое вероломное убийство беззащитных людей, не имеющих возможности к сопротивлению. Его появлению предшествовали реальные события во Франции, когда в ночь на 24 августа 1572 года (день святого Варфоломея) католиками была устроена жестокая резня гугенотов.

В XVI веке в Европе разразились религиозные войны, связанные с яростным сопротивлением католичества отходу от этого религиозного учения все большего количества людей в различных странах. Набирало силы движение «реформации», приведшее к возникновению новых религиозных учений, базирующихся на христианстве, но отвергающих многие каноны католической религии. Наиболее крупными протестантскими движениями в этот период стали лютеранство, кальвинизм, англиканство и ряд других.

Различия между протестантскими движениями были незначительными. Отвергая католицизм, протестанты упразднили многие таинства, согласившись оставить только крещение и евхаристию (причащение). Ими было отвергнуто учение о благодати, почитание святых, мощей и образов. Были отменены молитвы за усопших, а молитвенные дома освобождены от алтарей, образов, статуй, лишились колоколов и пышного убранства. Богослужение было упрощено и сводилось к проповеди, молитве, пению псалмов и гимнов на родном языке паствы. Библия была провозглашена единственным источником вероучения и переведена на национальные языки. В протестантизме не было монахов и не существовало обета безбрачия. А главное, с чем никак не могли согласиться в Ватикане, отвергалась власть Римского папы и был введен принцип всеобщего священства, когда обязанности священника мог выполнять любой член общины.

Эдуард Деба-Понсан, «Утро около ворот Лувра» (1880)

Естественно, что новое религиозное движение встречало яростное сопротивление, выливавшееся в кровавые противостояния и войны. Ареной жестокого противостояния католиков и протестантов стала Франция, где новое учение распространялось в виде кальвинизма. Французские католики стали презрительно называть последователей учения Кальвина гугенотами, но вскоре это название прижилось и среди самих протестантов.

Во Франции религиозное расслоение вызвало несколько войн. Кстати, осада Ларошели, в которой участвовали герои романа «Три мушкетера», проводилась в ходе одной из войн с гугенотами.

В 1570 году третья гугенотская война завершилась Сен-Жерменским миром, вернувшим кальвинистам многие права. Они получили частичную свободу вероисповедания, у них остался ряд крепостей, а их вождь адмирал Колиньи вошел в королевский совет. Вскоре Колиньи добился расположения молодого короля Карла IX и стал одним из его ближайших советников. Чтобы укрепить хрупкий мир принцессу Маргариту Валуа решили выдать замуж за Генриха Наваррского, одного из вождей гугенотов.

Яростным противником Колиньи оставалась мать короля Екатерина Медичи, которую откровенно пугало его большое влияние на монарха и попытки втянуть Францию в войну с католической Испанией. Королева-мать и её советники искали любой предлог, чтобы уничтожить вождей гугенотов и вернуть всю страну в лоно католической церкви.

В преддверии свадьбы Генриха и Маргариты в Париж приехало большое количество высокопоставленных гугенотов и масса дворян. Население столицы, среди которого преобладали католики, встретило появление гугенотов крайне неприязненно. Эти отношения к гугенотам умело подогревало католическое духовенство. В столице распространялись слухи о гугенотском заговоре с целью свержения короля и введения новой религии.

Пышная свадьба, состоявшаяся 18 августа 1572 года, только усилила неприязнь горожан к гугенотам, которых они видели в королевской свите. События нарастали стремительно. На адмирала Колиньи 22 августа было совершено покушение, организатором которого оказался герцог Генрих де Гиз, пользовавшийся у парижан популярностью как защитник веры. Раненого адмирала с соболезнованиями посетили король и Екатерина Медичи. Но гугенотская знать требовала от короля наказания Гиза. Среди гугенотов распространялись слухи о неизбежности новой войны. Кальвинисты начали покидать Париж.

К.Ф. Гун. Сцена из Варфоломеевской ночи

Сложившейся обстановкой умело воспользовалась Екатерина Медичи, убедившая короля в необходимости физического устранения вождей гугенотов, ради предотвращения новой гражданской войны. Парижскому муниципалитету 23 августа отдали приказ закрыть ворота и подготовить к действию городскую милицию.

В ночь на 24 августа заговорщики, перебив охрану, ворвались к Колиньи и пронзили его шпагами. В городских церквях ударили в набат, призывая народ к расправе над гугенотами. Началась откровенная резня, гугенотов убивали даже в королевском дворце. Только из городского предместья Сен-Жермен-де-Пре части гугенотов удалось вырваться с боем и спастись бегством. Скоординированное уничтожение гугенотов началось и в других французских городах. В столице король милостиво сохранил жизнь Генриху Наваррскому и его кузену Генриху Конде, но потребовал от них перехода в католичество.
Резня в Париже продолжалась несколько дней. Дома протестантов были заранее помечены мелом. В них врывались озверевшие от крови католики и убивали всех без разбора. Уничтожались не только французские гугеноты, вырезали всех, кто имел отличную от католицизма веру. Католическими священниками была организована «информационная поддержка» убийств. Сомневающихся в оправданности такой жестокости убеждали или грозили отлучить от церкви, прямо на залитых кровью улицах убийцам отпускали грехи, в церквях шли службы в благодарность за избавление города от гугенотов.

26 августа Карл IX официально признался, что уничтожение кальвинистов проводилось по его приказу, так как он стремился сорвать новый гугенотский заговор и покарать мятежников.

Считается, что в эти дни в Париже погибло от 2,5 до 3 тысяч гугенотов, а по всей стране порядка 10 тысяч. События во Франции были с одобрением встречены в католическом мире. Папа Римский Григорий ХIII не только поддержал резню, но даже на радостях устроил в Ватикане фейерверк и распорядился изготовить памятную медаль. Справедливости ради заметим, что через 425 лет после Варфоломеевской ночи Римский папа Иоанн Павел II резню гугенотов осудил.

Стоит отметить, что в то жестокое время подобные поступки не были большой редкостью. За шесть лет до Варфоломеевской ночи подобным образом поступили и протестанты, устроившие уничтожение католиков в городе Ниме в День святого Михаила, но его масштабы были несоизмеримы с тем, что произошло в Париже.

Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Первые минуты 24 августа 1572 года кровавыми буквами вписали в мировую историю словосочетание «Варфоломеевская ночь». Резня в столице Франции, по оценкам разных экспертов, унесла жизни от 2 до 4 тысяч протестантов-гугенотов, которые съехались в Париж на свадьбу Генриха Наваррского Бурбона и Маргариты Валуа.

Что такое Варфоломеевская ночь?

Массовое убийство, террор, гражданская война, религиозный геноцид – то, что случилось в Варфоломеевскую ночь, сложно поддается определению. Варфоломеевская ночь – это уничтожение политических противников матерью короля Франции Екатериной Медичи и представителями рода де Гизов. Врагами королева-мать считала гугенотов, возглавляемых адмиралом Гаспаром де Колиньи.

После полуночи 24 августа 1574 года условный сигнал – звон колокола церкви Сен-Жермен-л"Оксерруа – превратил парижан-католиков в убийц. Первую кровь пролили дворяне герцога де Гиза и наемники-швейцарцы. Они вытянули де Колиньи из дома, посекли его мечами и отрубили голову. Тело протащили по Парижу и повесили за ноги на площади Монфокон. Через час город напоминал бойню. Гугенотов убивали в домах и на улицах. Над ними издевались, выбрасывали останки на мостовые и в Сену. Спаслись немногие: по приказу короля городские ворота были закрыты.

Протестанты Генрих Наваррский Бурбон и принц де Конде ночевали в Лувре. Единственные из высокопоставленных гостей, помилованные королевой, они приняли католичество. Для устрашения их отвели на площадь Монфокон и показали изуродованное тело адмирала. Дворян из свиты короля Наварры Генриха Бурбона швейцарцы закололи в постелях, в роскошных покоях Лувра.

Утром резня не прекратилась. Обезумевшие католики три дня искали гугенотов по трущобам и предместьям. Затем волна насилия хлынула в провинции: от Лиона до Руана кровь надолго отравила воду в реках и озерах. Появились вооруженные мародеры, которые убивали и грабили богатых соседей. Разгул насилия шокировал короля. Он приказал немедленно прекратить беспорядки. Но кровопролитие продолжалось еще две недели.

Чем были вызваны события Варфоломеевской ночи?

Истребление гугенотов в 1572 году стало кульминацией событий, изменивших ситуацию на политической арене Франции. Причины Варфоломеевской ночи:

  1. Жерменский договор о мире (8 августа 1570 года), который католики не признали.
  2. бракосочетание Генриха Наваррского с сестрой короля Франции Маргаритой Валуа (18 августа 1572 года), организованное Екатериной Медичи для закрепления мира между протестантами и католиками, которое не одобрил ни Папа Римский, ни испанский король Филипп II.
  3. неудавшаяся попытка убить адмирала де Колиньи (22 августа 1572 года).

Тайны Варфоломеевской ночи

Описывая события Варфоломеевской ночи, авторы часто «забывают», что до нее католики не нападали на протестантов. Гугеноты же до 1572 года не раз устраивали погромы церквей, во время которых убивали противников по вере, не глядя ни на возраст, ни на пол. Они врывались в храмы, разбивали распятия, уничтожали изображения святых, ломали органы. Исследователи предполагают, что адмирал де Колиньи планировал узурпировать власть. Используя свадьбу как предлог, он созвал в столицу дворян-единоверцев со всей Франции.

Варфоломеевская ночь - последствия

Варфоломеевская ночь во Франции стала последней для 30 тысяч гугенотов. Она не принесла победу правящему двору, а развязала новую, дорогую и жестокую религиозную войну. В Англию, Нидерланды, Швейцарию и Германию сбежали 200 тысяч протестантов. Трудолюбивые люди, они везде были приняты радушно. Гугенотские войны во Франции продолжались до 1593 года.

Варфоломеевская ночь - интересные факты

  1. В ночь Святого Варфоломея погибли и католики – неконтролируемая резня помогла некоторым парижанам расправиться с кредиторами, богатыми соседями или надоевшими женами.
  2. Жертвами Варфоломеевской ночи стали известные люди, среди которых: композитор Клод Кумидель, философ Пьер де ла Рамэ, Франсуа Ларошфуко (прадед писателя).
  3. Страшной смертью умер в начале I века и сам апостол Святой Варфоломей. Распятый вниз головой, он продолжал проповедь. Тогда палачи сняли его с креста, содрали с живого кожу и обезглавили.

ВАРФОЛОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ

24 августа 1572 года в Париже и во всей Франции произошли события, получившие затем имя «Варфоломеевской ночи». В ночь накануне дня святого Варфоломея католики устроили по приказу Карла IX и его матери Екатерины Медичи расправу над протестантами-гугенотами.


Франсуа Дюбуа "Варфоломеевская ночь". XVI век.
Картина того времени. В XVI веке на картине, изображающей историческое событие, спокойно могли сочетаться разные временные пласты. И здесь так: на первом плане - то, что происходило в ночь резни, а дальше - то, что было после. Обратите внимание на фигуру Екатерины Медичи в чёрном платье слева вдали. Когда всё стихло, она специально вышла из Лувра посмотреть на убитых протестантов, это исторический факт. Екатерину всегда изображают в чёрном, и правильно - после смерти мужа она до конца жизни носила траур, снимая его только в редчайших торжественных случаях. Вообще, здесь всё точно - по рассказам очевидцев, вода Сены действительно была красной от крови.

Эта резня стала возможной из-за сложного сочетания политических, религиозных и психологических факторов, постоянной борьбы за первенство между Францией, Испанией и Англией, а также жестоких противоречий внутри самой Франции. На первом месте в сложном клубке мотивов, приведшем к трагедии, стояло понятие Реформации. Когда в последний день октября 1517 года Лютер прибивал свои 95 тезисов к дверям церкви, а несколько позже Кальвин в Женеве разрабатывал свое учение об абсолютном предопределении, предпосылки для Варфоломеевской ночи уже были созданы, оставалось лишь подождать, когда в европейской бочке окажется достаточно пороха и найдется нужный человек с огнем.

В наши дни очень сложно понять, почему одни христиане называли других еретиками и были готовы убивать или отправлять на костер тех, кто не посещает мессу, не признает авторитета Папы или, напротив, прилежно ходит в храм, почитает Богоматерь и святых. Для человека Средневековья религия оставалась одним из важнейших факторов его жизни. Конечно, правители могли с легкостью переходить из католицизма в протестантизм и обратно в зависимости от политической конъюнктуры, знатные люди покупать индульгенции, не сильно заботясь о своем нравственном состоянии, а простые люди - отзываться на религиозные войны, преследуя при этом вполне земные цели.

В этой борьбе протестантов и католиков было бы неверно рассматривать одну из сторон, как прогрессивную и гуманную, а вторую - как жестокую и архаичную. Вне зависимости от принадлежности к той или иной христианской конфессии политики во Франции и за ее пределами могли являть как образец благородства, так и чудеса коварства и изворотливости - периодически происходили кровавые погромы, жертвами которых становилась то одна, то другая сторона. Вот, например, что говорилось в протестантской листовке, распространяемой в Париже 18 октября 1534 года: «Я призываю небо и землю в свидетели истины против этой напыщенной и горделивой папской мессы, которая сокрушает и однажды окончательно сокрушит мир, ввергнет в бездну, сгубит и опустошит». От протестантов не отставали и католики, отправлявшие своих противников на костер как еретиков. Однако сгоревшие мученики рождали на свет все новых последователей, так что Екатерине Медичи, правившей во Франции во второй половине XVI века, приходилось проявлять чудеса изворотливости для сохранения хотя бы видимости единства страны.

Мир вокруг стремительно менялся - все больше людей считали религию своим частным делом, все меньше христиан нуждалось в посредничестве Церкви. Эта индивидуализация веры не принесла успокоения людям - все громче раздавались проповеди, посвященные адским мукам, страшному суду и пляске смерти, все тише звучал голос христианского милосердия и любви. В этих условиях главным оружием протестантов и католиков стали интриги, а не способность передать свои убеждения другим. Власть над Францией была движущей силой этих сражений, в коих религия играла очень важную роль. 24 августа 1572 года католики убивали гугенотов с полным осознанием того, что эта ярость толпы угодна Богу: «Видно, какой может стать сила религиозной страсти, и это кажется непонятным и варварским, когда видишь на всех здешних улицах людей, хладнокровно совершающих жестокости против безобидных соотечественников, часто знакомых, родных» . Автор этих слов венецианский посланник Джованни Микиели был одним из очевидцев происходящего.

Варфоломеевской ночи непосредственно предшествовали два события - свадьба любимицы короля, его родной сестры, католички Маргариты де Валуа с лидером гугенотов Генрихом Наваррским. Это была отчаянная попытка Екатерины Медичи сохранить во Франции мир, но она окончилась неудачей. На брак не дал разрешения римский папа, Генриха сопровождала большая свита богатых гугенотов, все мероприятия проходили в католическом квартале Парижа, и протестантов обещали заставить посетить католический собор. Горожан возмущала показная роскошь церемонии - все это и привело через несколько дней к трагедии.

Формальным поводом к началу резни стало неудачное покушение на еще одного предводителя гугенотов - адмирала Гаспара де Колиньи. Он побуждал короля Карла IX к войне с католической Испанией в союзе с Англией. Человек лично храбрый, с постоянной зубочисткой во рту, которую жевал во время стрессов, адмирал пережил несколько покушений на свою жизнь. Последнее состоялось накануне трагедии: выстрел из аркебузы раздался в тот момент, когда Колиньи нагнулся. Две пули оторвали ему один палец и застряли во второй руке, но эта попытка убийства, заказанного Екатериной Медичи, не желавшей войны с Испанией, сделала резню практически неизбежной, поскольку в Париже находилось множество гугенотов, а сам город в основном населяли католики.

Все началось с сигнала с колокольни церкви Сен-Жермен-л"Оксеру. Истребив вождей протестантов, толпа ринулась убивать без разбора всех, кто не был католиком. На улицах Парижа и других городов разыгрывались кровавые сцены, гибли старики, женщины и дети. Уже на утро 24 августа предприимчивые дельцы стали продавать самодельные талисманы с надписью «Иисус-Мария», которые должны были защищать от погрома.

Испуганный зверствами, Карл IX уже 25 августа берет протестантов под свою защиту: «Его Величество желает знать в точности имена и прозвища всех тех, кто придерживается протестантской веры, у кого есть дома в этом городе и предместьях… (Король -А.З.) желает, чтобы указанные квартальные старшины повелели хозяевам и хозяйкам или тем, кто проживает в названных домах, тщательно охранять всех, кто держится упомянутой веры, чтобы им не было причинено какого-либо ущерба или неудовольствия, но была обеспечена добрая и надежная защита». Королевский приказ не смог остановить поток убийств - до середины сентября, а в отдельных областях еще и дольше, гугенотов грабили и убивали по всей Франции. Историки по-разному оценивают число жертв Варфоломеевской ночи. Максималисты говорили о 100 000 погибших, реальная цифра была значительно меньше - около 40 000 по всей Франции.

28 августа 1572 года в Париже появляется листовка, демонстрирующая до каких жестокостей скатились участники резни за четыре дня: «Впредь никто не дерзнул захватить и держать пленника по причине, указанной выше, без особого распоряжения короля или его служителей, и не пытаться забирать на полях, в усадьбах или имениях коней, кобыл, быков, коров и прочего скота... и не оскорблять ни словом, действием работников, но дозволять им производить и выполнять в мире со всей безопасностью их труд и следовать своему призванию». Но и это заявление Карла IX не смогло остановить бойню. Слишком соблазнительным для многих было желание завладеть имуществом и жизнью людей, фактически поставленных вне закона. Религиозная составляющая происходящего окончательно отошла на второй план, а на первый вышла жестокость отдельных мерзавцев, сотнями убивавших гугенотов (один убил 400 человек, другой - 120, и это только в Париже). По счастью, большинство людей сохранили человеческий облик и даже прятали детей протестантов, спасая их от злодеев.

Самой интересной реакцией на Варфоломеевскую ночь было заявление ярых приверженцев католицизма. Герцог де Невер в большой докладной записке оправдывал Карла IX, полагая, что король не несет ответственности за резню, совершавшуюся «гнусной городской чернью, безоружной, не считая небольших ножей». Самих же участников погромов герцог называл служителями Бога, которые помогли «очистить и облагородить Его Церковь». История показала, что попытка спасти страну или веру, убив часть населения, обречена на провал. Борьба между протестантами и католиками продолжалась еще несколько столетий.

Андрей ЗАЙЦЕВ

Это случилось в конце августа в ночь с 23 на 24 число 1572 года в самом центре Парижа. Резня получила название «Варфоломеевская ночь» (massacre de la Saint-Barthélemy). Истребляли гугенотов, поскольку в этот период во Франции шла междоусобная война между католиками и протестантами. Так вот этих самых протестантов и называли гугенотами.

Варфоломеевская ночь стала лишь началом масштабной операции против гугенотов. По всей Франции их уничтожали в течение нескольких месяцев. Погибли порядка 20 тысяч протестантов. Католики терпели не меньшие потери. Среди их жертв насчитывается более 15 тысяч человек. Кровавые события не останавливались вплоть до начала октября 1572 года. Историки свидетельствуют о том, что только в Париже в числе погибших было свыше 3 тысяч человек. Впрочем, точных данных относительно количества лишившихся жизней людей, как с одной, так и с другой стороны, нет до сих пор. Но есть сведения о том, что Францию в те времена покинули свыше 200 000 протестантов, что значительно ослабило гугенотское влияние в Европе.

Как всё начиналось?

Эта самая кровопролитная междоусобица на религиозной почве начиналась задолго до Варфоломеевской ночи. Третья гугенотская война закончилась в 1570 году, но огонь ненависти только разгорался. И это несмотря на то, что относительный мир дал протестантам право на свободу вероисповедания и контроль над несколькими не слабыми фортами, а руководителя протестантов Франции включили в совет при короле, чему адмирал де Колиньи (главный гугенот) был несказанно рад. Он даже стал влиять на самого Карта Девятого – короля.

Мир решено было укрепить брачным союзом принцессы-католички (в будущем — Наваррской) с Генрихом – правителем той самой Наварры. Он являлся в те времена одним из лидеров протестантов. Этот брак и относительный мир в религиозной среде не понравились некоторым влиятельным вельможам, которые были ярыми сторонниками католицизма. В числе тех, кто начал новый виток междоусобной войны, был герцог Гиз. Почему ему удалось начать заварушку? Да потому, что он был достаточно влиятельным человеком в среде французской знати. Главенствующим статусом Гиза наделила одна из ветвей Лотарингского дома – весьма значимой и имеющий некий политический вес в общественной жизни Парижа, да и в целом Франции.

Чтобы свести воедино интересы французских католиков и гугенотов, адмирал де Колиньи предлагает королю Франции поддержать протестующих в Нидерландах, которые выступали против испанской королевы. Однако, явному влиянию Колиньи воспрепятствовала . Она не желала распрей с Испанией. Медичи посчитала, что в случае поддержки нидерландцев, против Франции восстали бы все католики Европы, во главе с папой римским. Это стало бы коллапсом, по мнению Ектерины.

Свадьба и расправы

В конце августа 1572 года должен был быть скреплен официально союз Маргариты и Генриха. Так и случилось. В Париж приехали тысячи гугенотов. Большинство из них поселилось прямо в центральной части столицы Франции. Кстати в центре Парижа жили исключительно католики.

Обстановку в Париже постепенно накалило до предела понимание того, что свадьба католички и гугенота была довольно пышной, и по тратам денег налогоплательщиков превзошла стандартные налоговые операции.

С согласия королевы Екатерины, Гиз стал организатором заговора против Колиньи. Он был ранен, когда проезжал мимо поместья Гизов. Целились, конечно, в голову, но адмирал отделался ранением в руку. Поздно вечером после уже состоявшейся свадьбы, толпа католиков ворвалась в дом раненого Колиньи и лишила его жизни. Вот именно это событие и положило начало той самой Варфоломеевской ночи. В это же врем ворота Парижа были закрыты, а городскую стражу привели в полную боевую готовность.

Весть о смерти Колиньи стала своеобразным сигналом католикам, готовящимся к побоищу. С этой минуты на главной площади Парижа началась резня. Она не остановилась даже на рассвете. Лихие люди использовали разворачивающиеся события, прикрывая ими грабежи знатных домов. Убийцы и грабители орудовали на улицах Парижа и самых значимых французских городов. Погибали ни в чем неповинные люди, которые не разделяли взглядов гугенотов или католиков. Уровень насилия превзошел все мыслимые и немыслимые ожидания. Что говорить о тех случаях, которые не были зафиксированы официально.

Медичи не ожидала такого поворота событий. Екатерина рассчитывала на уничтожение всего лишь «кучки гугенотов». Королева чуть было не потеряла свою власть, когда разразившиеся бесчинства стали грозить жизням добропорядочных парижан.

Только неделю продолжались самые кровопролитные события, еще несколько месяцев гугенотов убивали в разных уголках Франции. Однако, спустя всего пару дней после начала резни, король объявил о том, что это именно он отдавал приказы об уничтожении гугенотов. Но обыграл Карл всё это, как будто он раскрыл некий заговор против королевской знати. При этом он призвал жителей Франции к порядку и прекращению междоусобиц. Религиозные свободы вновь имели место, но лишь на словах.

Кстати, Генрих Наваррский избежал верной смерти только потому, что стал после свадьбы католиком. Его ближайшие родственники последовали примеру, но другие из них погибли, не пожелав менять религию. Люди умирали целыми династиями. Крушители не щадили ни женщин, ни детей.

Спустя всего пару дней после Варфоломеевской ночи тысячи гугенотов были вынуждены покинуть не только окрестности Парижа, но и Франции. Они переехали в Польшу, Англию, Германию.

Итак, европейские историки считают, что резня в Париже, а потом и про всей Франции, взяла свое начало с одобрения папы римского и испанского короля. Неодобрение это вызвало лишь у английской и немецкой короны, а также на Руси и в Польше (Речи Посполитой). Независимое государство гугенотов-протестантов, по их же задумке, создано не было, но повторения Варфоломеевской ночи ни с одной, ни с другой стороны не хотели. Кстати, с той поры любые события, приведшие к массовым убийствам, начали именовать «Варфоломеевской ночью».