Анализ произведения шукшина обида. Анализ произведения В.Шукшина «Обида» В чем смысл рассказа обида

  • Динамичен, ситуация остроконфликтна, конфликт заключается в несовпадении героя со средой, другими людьми. Герой пытается понять, в чем причина людской черствости.
  • Конфликт сродни конфликту позднего чеховского творчества.
  • У Чехова – статика, у Шукшина – динамика, которая создается за счет диалога.
  • Вступительный фрагмент; сцена в магазине; разговор с “плащом” на улице; разговор с женой; сцена на лестнице у Чукалова; разговор с женой на улице.
  • Главному герою рассказа Сашке противостоит масса людей, включающая продавщицу, завотделом, очередь, человека в плаще – всех тех, кого маленькая Маша называет “тети и дяди”.
  • Продавщица среди них – основное действующее лицо, она инициатор конфликта. Поэтому можно вести речь о двух героях – двух объектах оценки.
  • Субъектами сознания, выражающими свой взгляд на него, являются рассказчик, продавщица, сам Сашка, завотделом, человек в плаще, люди из очереди.
  • Он как субъект речи скрывает в себе несколько субъектов сознания.
  • За счет использования разных форм речи. Так, через косвенную речь передается точка зрения самого рассказчика: “последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда выпивал”.
  • Вкрапленная в речь рассказчика, несобственно-прямая речь Сашки передает самооценку героя: “Черт возьми, где-то ты, Александр Иванович, уважаемый человек, а тут…”
  • Косвенная речь передает точку зрения продавщицы: “ей показалось, что это стоит перед ней тот самый парень, который вчера здесь, в магазине, устроил пьяный дебош”. Чуть ниже смена точки зрения продавщицы передается через несобственно-прямую речь: “Может, она и поняла, что обозначалось, но не станет же она, в самом деле извиняться перед кем попало. С какой стати?”
  • Косвенная речь способствует пониманию точки зрения завотделом, когда рассказчик описывает ее разговор с продавщицей: “так говорят врачи между собой при больном – о больном же, еще на суде так говорят и в милиции – вроде между собой, но нисколько не смущаются, если тот, о ком говорят, слышит”. Так говорят о людях ненормальных, выпадающих из общего ряда.
  • Через свою прямую речь. Это человек в плаще: “Вас тут каждый вечер – не пробьешься. Соображают стоя”. И это люди из очереди, говорящие продавщице: “Работайте спокойно, не обращайте внимания на всяких тут…”.
  • Сначала высказывается точка зрения продавщицы, согласно которой Сашка – дебошир. Тут же ей противопоставляется самооценка героя: “уважаемый человек”. Сашка мыслит себя “Александром Ивановичем”, полным именем.
  • Так обозначается конфликт. Для рассказчика Сашка – примерный семьянин. Но далее он становится: для продавщицы – “кто попало”, для завотделом – ненормальный, для человека в плаще – обобщенная помеха (“Вас тут… не пробьешься”), для очереди – просто никто, “всякий тут”. Очевидно направление, в котором развивается оценочная ситуация по отношению к герою. Если сначала он личность, то затем его мыслят все более и более общо, безразлично. Не случайно в конце эпизода появляется образ “стенки из людей”, которую, чувствует герой, “ему не пройти”.
  • Не просто в том, что Сашке Ермолаеву нахамили в магазине. Чтобы рассказать об этом, было бы достаточно фрагмента с продавщицей у прилавка. Главная обида в том, что проигнорировали Сашкину личность, последовательно разыграв ситуацию “человек человеку – бревно”. И попытка выйти из этой роли бревна, достучаться до людей приносит герою в следующих эпизодах лишь боль и унижение.
  • Субъектами речи, высказывающими оценочные суждения, являются рассказчик и Маша. Однако сознание рассказчика не представлено: за формами его речи скрывается ряд других сознаний. Конечно, это сознание девочки, обнаруживаемое через несобственно-прямую речь за счет использования специфической детской лексики” “пошли в “гагазинчик”… пришли в рыбный отдел, а там, за прилавком – тетя. Тетя была хмурая – не выспалась что ли?” Тут несобственно-прямая речь сливается с косвенной речью рассказчика, обнаруживая близость точек зрения его и девочки. Точка зрения Сашки также открывается в его несобственно-прямой речи: “Тетя-то уж больно того – несгибаемая”. Маша, далее высказывает свою оценку прямо: “Какая тетя “похая”. “Сашка не стал при ребенке говорить, какая тетя” - этот фрагмент подчеркивает намерение рассказчика избежать прямой оценки, которая в данном случае, очевидно, совпадала бы с Сашкиной. В косвенной речи, в описании разговора представлена точка зрения завотделом: “завотделом слушала Розу и слегка – понимающе – кивала головой”. У продавщицы в этом фрагменте появляется имя, и для завотделом она своя, отношение к ней понимающее. Сочувствующее отношение и у стоящих в очереди: “Работайте спокойно, не обращайте внимания”.
  • Мы видим ситуацию, обратную той, которая имела место по отношению к Сашке.
  • Если Сашка в этом эпизоде обезличивается, то продавщица, напротив, постепенно наполняется значимостью, обретает сочувствие окружающих. Вокруг Сашки вырастает “стенка из людей”, становящаяся все более живой, осязаемой, “антропоморфной”. Она олицетворяется в ряде образов, среди которых образ обретшей имя Розы – самый представительный в первом эпизоде.
  • Эта сцена давит героя.
  • Рассказчик избегает прямой оценки. Но поскольку за счет несобственно-прямой речи, в начале эпизода переходящей в косвенную, его речевой образ оказывается очень близким к речевому образу Маши, то и точки зрения их тяготеют к сближению. “Похие” “дяди, тети” - вот образ людской стены, увиденной глазами ребенка.
  • Она задается уже в первом абзаце текста. “Сашку Ермолаева обидели” - этой фразой начинается произведение. Предельно уменьшительное имя героя сразу формирует отношение и к нему, и ко всей ситуации – отношение “неформальное”, развернутое в бытовую плоскость.
  • Множество междометий и междометных сочетаний, вводных слов-паразитов, фразеологических конструкций, создающих стилистику разговорной речи: “Ну, обидели и обидели – случается”; “ставить на попа самый смысл жизни – это тоже, знаете… роскошь”; “благоразумие – вещь не из рыцарского сундука, зато безопасно, да-с”.
  • Намеренно разговорный стиль вступительного фрагмента задает жанр всей речевой ситуации: это свойская бытовая беседа в духе кухонных разговоров, и рассказчик преподносит ее как урок о пользе благоразумия.
  • Он создан предельно точно: субъект речи и сознания – обыватель. Как речевой образ, так и мировоззренческая позиция этого типа людей ясно передается во всем абзаце и особенно в его последних словах: “Валяйте. Когда намашетесь театральными мечами… приходите к нам, благоразумным, чай пить”.

Сашка Ермолаев субботним утром идет с маленькой дочкой в соседний магазинчик за молоком и рыбой. Их встречает там за прилавком сварливая, хмурая продавщица, которой по ошибке кажется, что Сашка – тот самый парень, который вчера устроил здесь же, в магазине, пьяный дебош.

“Чего глядишь, как Иисусик? Помнишь вчерашнее-то?” – грубо осведомляется у Сашки продавщица прямо при дочери. Незаслуженная обида толкает Ермолаева в грудь, как кулаком. Сашке пытается объяснить нахалке, что вчера не приходил в магазин, однако та с еще большим хамством

Заявляет ему, что он, видно, “не проспался”.

Ермолаева начинает трясти от обиды. Он идет вглубь магазина искать директора. Парень-мясник пытается преградить ему дорогу, но видит в глазах Сашки такое серьезное чувство, что отшагивает в сторону. Сашка находит не директора, а завотдела. Та идет с ним к продавщице-обидчице (Розе). Две женщины заводят разговор о Сашке, даже не глядя его в сторону, как будто его здесь и нет. Роза с самоуверенной настойчивостью продолжает уверять, что Сашка – вчерашний пьяный дебошир.

Ермолаев вновь пытается возражать, но на него теперь начинают громко покрикивать и недовольные

Задержкой покупатели из очереди. Особенно возмущается один пожилой гражданин в плаще, который даже намекает, что Сашка “рано пришел: водка начинает продаваться в десять часов”.

Ошарашенный Ермолаев выходит на улицу курить. Маленькая дочка называет “дядь и теть” из магазина “плохими”. Когда мужчина в плаще выходит на улицу, Сашка пытается объяснить ему, что он не прав. Но тот сначала грубо кричит на него, а потом поспешно скрывается назад в магазин – вызывать по телефону милицию.

Сашка, держа за руку дочку, уходит домой. Обида доводит его до того, что на глаза готовы навернуться слезы. Особенно возмущает его мужик в плаще – трусливый подхалим. “Может, он одинокий какой, – думает Сашка, – может, стоит еще раз объяснить ему, что он неправ”.

Сашка и раньше часто видел этого мужчину – он живет в девятиэтажке напротив. Ермолаев идет в этот дом. Соседи узнают мужика по описанию: это Чукалов из 36-й квартиры.

Сашка звонит в 36-ю. Дверь открывает Чукалов. Сашка просит его не пугаться, говорит, что хочет объяснить. Но в глазах Чукалова вдруг загорается злая радость. Он хватает Сашку за рукав и зовет: “Игорь! “

В прихожую выходит молодой, крепкий, откормленный сын Чукалова. Сашка пробует объясниться и с ним, но Игорь вдруг неожиданно хватает его за грудки, ударяет два раза головой о дверь, толкает вниз по лестнице и запирает квартиру.

У Сашки кружится голова. Выбежав из подъезда, он бросается домой, где в прихожей лежит большой молоток. Сашка хочет ворваться с ним в квартиру Чукаловых и отомстить за обиду. Но во дворе его встречает и уводит успокаивать насмерть перепуганная жена, которая уже догадалась, что с мужем стряслось нехорошее.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Главные герои рассказа: Наум и Иван. Иван – муж дочери Наума. Наум застает Ивана спящим, с похмелья. Первый зовет ехать...
  2. Как-то в одной библиотеке вечером заговорили-заспорили персонажи русской литературы об Иване-дураке. - Мне стыдно, - сказала Бедная Лиза, - что...

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

«Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых решений этих проблем.

История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно. Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора. Другая тетя, в кабинетике, не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду. Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому что унижали его при дочери и потому, что в последнее время он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. Перед нами обыкновенный рабочий парень. Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов пожать плечами, повернуться и уйти к черту.

Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово затрясло автор повторяет особенно часто). Сашка пытается защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа (очередь) мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься. Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно: до каких пор мы сами будем помогать хамству? И проблема эта не шуточная.

Шукшин справедливо упрекает нас за проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику. Хамство плодит хамство. И вот уже человек в плаще издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом месте!». В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание привлекают два героя. Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает, и «человек в плаще», который долго жил, но не догадывается, что угодничать — нехорошо, скверно … У Шукшина «старый» не значит мудрый.

Когда Сашка приходит домой к Чукалову, «человека в плаще», движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, то от него пахнет водкой. У него и его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза. Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: громко позвал, уперся глазами, цепко … схватил, больно защемил, сгреб, пристукнул, протащил. Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что авто показывает событие как бы уже свершившимся. Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть … Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил. Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет!». Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: Сашка легким движением высвободил руку … И покорно пошел домой.

Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано. Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

Ответ оставил Гость

Одной из главных особенностей чудиков ВасилияШукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добитьсяправды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути кпоставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Такимупорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своегогероя Шукшин в рассказе «Обида». В этом произведении речь идет об обыкновенномжитейском случае, свидетелем или участником которого может оказатьсякаждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любомучреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаевприходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, чтовчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытаетсядоказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, асталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазингерой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательнообвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Нополучает только удары от сынка этого подхалима. Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев. Автортак и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаряиспользованию такого имени возникает некое родство, близость читателя иперсонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни егожизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем сглавным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявитьпричину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показатьего особенность. Сашка Ермолаев - удивительный человек. Егооскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а онупорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почемунекоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Онне думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведутсебя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, чтопроисходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившегоего. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде. Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, дажеслишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезынаворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самомудорогому, что у него есть. Чудик Василия Шукшина - совестливый, справедливыйчеловек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данномрассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати онвыскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодитьпродавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то нистало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный идобрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что онвообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицоопасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» толькобоязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,что что-то случилось с детьми - с Машей или с другой маленькой, котораятолько-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испугакрикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Тема : « Людей не интересных в мире нет…» (по рассказу В.М.Шукшина « Обида».)

Цель:

    Познакомить учащихся с биографией писателя.

    Прочтение и осмысление рассказа В.М.Шукшина «Обида».

    Развитие творческих и аналитических способностей, коммуникативных умений.

Воспитательная цель: Обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности. Воспитывать в детях свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства.

Ведущий прием: Аналитическая беседа

Оборудование: Портрет В.М. Шукшина (слайд №2 ). . Выставка произведений писателя

Эпиграф к уроку (слайд № 3 )

Ход урока

I. Организационный момент

II . Вызов эмоционального настроения учащихся на восприятие рассказа.

    Обращение к эпиграфу.

­­1. Как вы понимаете значение слова «обида?»

А вот что говорит нам словарь Ожегова:

Обида – 1. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванное этим чувством.

2. О досадном обидном случае (разговорное)

2. Ребята, что чувствуете и предпринимаете, если вас кто-то обидел?

От чего зависит эта реакция?

(Чувств, возмущение, гнев, огорчаются, расстраиваются, замыкаются в себе, кто-то старается доказать свою правоту, кто-то перестает разговаривать с человеком, который его обидел, кто-то хамит).

3. Как, по-вашему, следует вести, если тебя кто-то несправедливо обидел?

МНЕНИЯ

Восстановить справедливость, Ответить тем же, прекратить с этим

разобраться, почему с тобой так человеком отношения.

поступили.

4. Можете ли вы по названию определить, каким будет содержание рассказа?

I I I. Вступительное слово учителя о писателе

Русские писатели в своих лучших произведениях призывают нас быть добрее, милосерднее, сердечнее относиться друг к другу. Одним из таких писателей был В.М. Шукшин. Он вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель-романист, драматург, удивительный, неповторимый артист, умеющий сказать пронзительную, такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец замирали в едином порыве. В.М.Шукшину было дано такое счастье. Стремился познать душу народа, слиться с ней в неразрывном единстве. Невозможно понять В.М.Шукшина без его кровной связи с родным селом, родным домом, с матерью, которую любил невероятной сыновней любовью. Он все время рвался душой на родину в Сростки.

1.Чтение стихотворения ученицей

В своем признании В.М.Шукшин говорил: « Как где скажут Алтай, так вздрогнешь. Когда буду помирать, если буду в сознании, в последней момент успею подумать о матери, о детях, родине, которая живет во мне. Дороже у меня ничего нет». Он похож на свою родину, она воплотилась в нем, вылитая родная сторона. Герои Шукшина – люди, живущие просто, естественно, не делая другим зла. Но их стремление сделать “людям как лучше” постоянно натыкается на стену непонимания, отчужденность, даже враждебность Автор показывает, что истинная доброта и нравственность не могут исчезнуть. Творчество В.М. Шукшина зовет к обсуждению, спору. Хочется пробудить в вас интерес к его фильмам, к его книгам.

Писатель Валентин Распутин выделяет в творчестве Шукшина основополагающую грань: “Будь человеком”. Талант Шукшина – это прежде всего голос взыскующей совести. Нравственное здоровье современного общества – предмет особенно мучительных раздумий писателя: (слайд № 4 )

Главное для Шукшина – не где живет человек, а как он живет и какой это человек (слайд №5).

2. Изменилось ли ваше представление о названии и содержании рассказа после услышанного? (Очевидно герой рассказа необычно поведет себя, будет выяснять, что обидчики не правы, или простит обиду, или побьет обидчика).

Переходим к анализу рассказа “Обида”. Рассказ, казалось бы, ни о чем. Приняли за пьяницу человека в магазине, обошлись непочтительно, а один выпивший потом даже побил, чтоб не “возникал”. Мы с вами разделили рассказ « Обида» на 6 частей.

IV . Чтение и осмысление рассказа.

    Чтение I части

    Найдите и зачитайте «ключевые» слова в этой части.

    Какой литературный герой вспоминается, когда читаешь эти слова?

    Какая проблема поставлена во вступительной части рассказа?

    К чему готовит нас такое вступление?

Вывод: Итак, героя обидели. Пока мы не знаем, кто? Где? Почему?, но герой назван Сашка Ермолаев.

Кто мог обидеть Сашку?

(Кто угодно: одноклассники, родители, на улице, врач, жена и др.).

    Чтение II части

Ребята, подтвердились ли ваши предположения о дальнейших событиях рассказа?

    Почему действие рассказа происходит именно в магазине?

    Как, скорее всего, поступит наш герой? Почему вы так думаете?

Вывод: В этом эпизоде завязка. Развитие действия будет связано с нравственным выбором героя. (Визит к директору проблемы не решит).

    Чтение III части

Подтвердились ли ваши предположения?

1. Что не подтвердилось? Почему?

2. Каково психологическое состояние героя в этом эпизоде?

3. Почему заведующая отделом и продавщица не понимают Сашку? (В круг их жизненных ценностей не входят такие понятия, как честь, достоинство, уважение к человеку. Таким людям он ничего не докажет).

4. Как следовало бы поступить герою?

- Как он поступит?

- Почему вы так думаете?

Вывод: Сашка продолжает верить в то, что будут свидетели.

    Чтение IV части

Скажите, пожалуйста, какие ваши предположения подтвердились?

Человека в плаще?

2. Что чувствует Сашка, оказавшись перед враждебной ему очередью

3. Почему в рассказе несколько раз повторяются слова Сашкиной маленькой дочки?

Вывод: Единственное существо, чувствующее состояние Сашки. Она по-своему, по-детски, готова защитить, посочувствовать, поддержать словами, нравственную оценку происходящему дает ребенок, но что можно объяснить людям, которые тебя не слышат.

4. Какие возможны дальнейшие варианты в поведении героя? (Уйти, поколотить человека в плаще, поговорить с ним).

    Самостоятельное чтение V части

- работа в парах

Сформулируйте вопросы к этому эпизоду, чтобы лучше понять характер героя?

    Почему Сашка решил поговорить с «человеком в плаще?»

    Какие чувства испытывает к этому человеку?

    Почему ничего не сказал жене?

    Почему Сашка решил сходить к этому человеку?

Вывод: В Сашке живет великая потребность в справедливости и великая вера в нее. Способность болеть душой за других людей, за все человечество.

    Чтение VI части

Скажите, какое впечатление производит этот эпизод?

    Как изображен Чукалов?

    Почему Чукалов не заметил «спокойного, интеллигентного» настроя Сашки?

Вывод: Герой только что переживал за все человечество, а теперь готов поднять руку на человека. Сильна обида, страшная злоба бессилия. Что же делать, если тебя не понимают по-хорошему?

- самостоятельная работа

Попробуйте написать возможное окончание рассказа. Постарайтесь при этом учесть логику героев, авторскую позицию. (обсуждение).

    Чтение учителем финала

    Какое впечатление от финала?

    Смирился ли Сашка с хамством, несправедливостью?

    Найдите в тексте вопрос, который больше всего волнует Сашку?

Важен ли этот вопрос сегодня?

Ребята, вернемся к эпиграфу, как он соотносится с нашим рассказом? (слайд №7 )

V . Обобщение учителя

В рассказе “Обида” речь идет об обыкновенном житейском случае, свидетелем или участником которого может оказаться каждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любом учреждении. Это, к сожалению, стало обыденной реальностью. Наш герой беспокойный, с обостренным чувством справедливости, он прост, открыт, он незаметный «маленький» человек, но задумывается над большими проблемами, но ему не по силам решить все проблемы: «мне интересен исследовательский характер человека – не догматика, человека, не посаженного на науку поведения, такой человек импульсивен, поддается порывам, а, следовательно, крайне естественен, но у него всегда разумная душа»,- писал В.М.Шукшин. Мы живем среди обозленных, агрессивно настроенных, грубых людей. И грубость, к несчастью, становится нормой поведения и общения. Поневоле задаешь тот же вопрос, что и Василий Макарович Шукшин: “Люди, что с нами происходит?” Да, что с нами происходит? К чему мы идем? В этом бешеном ритме жизни, наверное, обязательно нужно найти минуту и вспомнить простую истину: надо быть человеком... Вера в гуманные начала жизни, вера в силы человека, возможность одержать победу над злом побудила Шукшина написать рассказ. Шукшин абсолютно убеждает нас в том, что “людей неинтересных в мире нет” (слайд № 9 ).

VШ. Домашнее задание (слайд № 10 ).