Автоматизация звуков и картотека по логопедии на тему. Конспект занятия по фонематическому восприятию в старшей логопедической группеТема занятия: Звуки Звуки к кь логопедическое занятие

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи:

1 . Познакомить детей со звуками [К]-[Кь].

2. Развивать фонематические представления (определять место звука в слове (начало, середина, конец); дифференцировать звуки [К] – [Кь] на слух и в произношении).

3. Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Дикие животные»

4. Развивать синтаксическую сторону речи (составление предложений).

5. Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед.числе, Р.п.; употребление в речи Д.п. существительных).

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мимической моторики,

речевого слуха, внимания, памяти, словесно-логического мышления.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

1. Предметные картинки с изображением животных (лось, белка, заяц, олень, медведь, ёж, лиса) и их детёнышей.

2. Предметные картинки для определения места звука в слове (сумка, носок, щенок, конфета, капуста, мак, стакан, веник)

3. Символы звуков [ К ]-[ Кь ] .

4. Магнитная доска.

5. Фонограмма записи «Звуки леса»

Раздаточный материал:

1. Схема слова (начало, середина, конец).

2. Флажки (зелёные и синие).

Предварительная работа:

1. Знакомство с лексической темой «Дикие животные».

2. Дыхательные упражнения по методу Стрельниковой.

Ход занятия

Логопед: Ребята, прежде чем начнём занятия давайте вспомним правило.

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

(Дети рассаживаются за столы)

Логопед:

Есть одна игра для вас.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте.

Дружно хором отвечайте.

Где отгадка – там конец.

Кто подскажет – молодец!

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

(Дети договаривают слово, педагог выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного)

1. Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверушка?

Щёлкает орехи мелко

Ну, конечно, это… (белка)

2. Шубка – иголки.

Свернётся – он колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это?... (Ёж)

3. Стройный, быстрый.

Рога ветвисты.

Пасётся весь день.

Кто же это?...(олень)

4. Он всю зиму в шубе спал

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной …(медведь)

5. Замер серый на тропинке.

Уши вытянул вдоль спинки.

Сумку я раскрыл: «Влезай-ка!»

Вмиг в кусты метнулся …(зайка)

6. Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил …(лось)

7. Зверь хитрющий в шубке модной

Рыщет по лесу голодный.

Не найдёт еды в лесу –

Жди в курятнике …(лису)

Логопед: (показывает на животных, на фланелеграфе). Кого вы видите? Как можно их назвать, одним словом?

Дети: Это животные.

Логопед: Я предлагаю вам поиграть в игру «Кто у кого?». Вы должны вспомнить, как называется детёныш у каждого из этих животных. Не забывайте отвечать полным ответом. Например:

У мамы зайчихи – зайчонок.

У мамы ежихи - ….

У мамы лосихи- …..

У мамы медведицы - ….

У мамы лисицы - ….

У мамы белки - ….

У мамы оленихи - …

(Логопед выставляет на фланелеграф изображение детёнышей животных)

Логопед: Какой одинаковый звук вы слышите в конце всех образованных слов?

Дети: Звук К

Логопед: Давайте произнесём этот звук все вместе (потом спрашивает индивидуально несколько ребят)

Что делают губы когда мы произносим этот звук? (В улыбке, свободны)

Что делает кончик языка? (Опущен вниз)

Спинка языка прикасается к нёбу – не даёт петь это звук. А если мы его не можем петь, значит мы называем его…

Дети: согласным звуком.

Логопед:

А теперь поставьте ладошку к горлышку и произнесите звук К, что делает горлышко? (Молчит)

Если горлышко молчит, тогда мы называем этот звук -…(глухим)

А теперь дайте полную характеристику звука К (спрашивает несколько детей)

Дети: Звук К – согласный, твёрдый, глухой.

Логопед: Значит обозначать его мы будем …

Дети: Синим кружком без колокольчика. (Логопед выставляет фишку)

Логопед: Звук К напоминает нам песенку сильного дождя (показывает символ звука). Когда идёт сильный дождь, то капли стучат громко и часто. Давайте изобразим его (дети выполняют хором и индивидуально, логопед хвалит ребят).

Логопед: А сейчас вы закрывайте глазки, приготовьтесь внимательно слушать.

Я буду произносить звуки, слоги, слова, вы должны будите хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите звук К.

Дидактическая игра «Хлопни в ладоши»

Логопед произносит

К, м, п, к, г, а, к, т, в, к, к, ка, мы, па, ку, ха, кы, ка, кот, рука, резина, стук, мак, шум, рука, сон, крот

Логопед (выставляет на наборное полотно картинки просит детей назвать их выделяя голосом звук К)

Сумк а, мак , стак ан, веник , носок , к апуста, к онфета, щенок

Логопед: Что общего во всех этих словах?

Дети: Во всех словах есть звук К.

Дидактическая игра «Определи место звука в слове»

Дети определяют место звука в словах, с помощью схемы слова.

Логопед: Сейчас мы поиграем с вами в игру, которая называется «Самый внимательный»

Я буду называть слова, когда вы услышите слова, в которых есть звук К – вы должны будите загнуть пальчик. А потом скажите, сколько пальчиков вы загнули, так мы узнаем, кто из вас самый внимательный (логопед произносит слова) Кот, море, рука, мак, дым, бык

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

(Логопед называет слова, дети должны определить лишнее слово)

Корова, клумба, крыса, мак

Дети: лишнее слово мак, потому, что звук К стоит в конце слов

Капуста, кит, комар, каша

Дети: лишнее слово кит, потому, что так стоит звук Кь

Логопед: У согласного, твёрдого, глухого звука К, есть младший братец звук Кь.

Скажите, чем похожи звуки К и Кь? (Они согласные, твёрдые, глухие)

Чем отличаются звуки К и Кь? (Звук К твёрдый, а звук Кь мягкий)

Значит Кь будем обозначать зеленой фишкой без колокольчика (выставляет фишку).

Звук К ь– это звук тихого дождя, капли капают редко. Давайте покажем, как он идёт (дети тихо, медленно произносят звук Кь)

Логопед: Давайте покажем, как дождь начинается, значит, он будет какой? (Тихий, медленный), затем идёт сильный (громкий, частый), помогут вам в этом картинки (работа над темпом и ритмом речи)

Логопед: Сейчас мы с вами будем учиться различать эти звуки. (Работа с флажками)

Дидактическая игра «Дифференциация звуков К-Кь»

Кино, курица, кепка, букет, капуста, лак, кисть, рука, комната, кость, кит

Логопед: Вы замечательно справились с заданием, а сейчас послушайте и отгадайте загадку:

День и ночь по лесу рыщет.

День и ночь добычу ищет

Ходит – бродит он молчком.

Уши серые торчком. (Волк)

Физкульминутка

Логопед: Что значит, рыщет? (Рыскать – торопливо бегать в поисках добычи)

Покажите, как волк бежит по лесу, озирается (озираться – значит бросать взгляд) по сторонам (дети бегут на месте, поворачивая голову вправо – влево)

Логопед: Остановился волк принюхался (дыхательные упражнения по методу Стрельниковой) сглотнул волк слюну

Нет рядом добычи, рассердился волк (мимическое упражнение)

Показал свой свирепый оскал (артикуляционное упражнение «Заборчик») и завыл (артикуляционное упражнение «Трубочка) повторить несколько раз.

Логопед:

На полянке в лесу играли лисёнок, медвежонок, бельчонок, ежонок, оленёнок, лосёнок, зайчонок. Вдруг они услышали волчий вой. Испугались малыши побежали к своим мамам (употребление Дательного падежа существительных)

Лисенок к лисице;

Медвежонок к …

Ежонок к …

Зайчонок …

Оленёнок к…

Бельчонок к …

Лосёнок к …

Успокоили мамы своих малышей. Перестали они боятся, ведь рядом с мамой всегда спокойно. Куда побежали малыши.

Дети: К мамам.

Упражнение «Представлялки» .

Наши лесные друзья приглашают вас в гости. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в лесу. К чему можно подойти в лесу? (Звучит фонограмма «Звуки леса») (ответы детей)

Итог занятия.

Анализ занятия.

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Автоматизация звука К.

Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К - глухой звук).

Звук К согласный, глухой, твёрдый.

Занятие 1

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Автоматизация звука [к]в слогах.

ка-ко-ку-кы ко-ку-кы-ка ку-кы-ка-ко кы-ка-ко-ку
ак-ок-ук-ык ок-ук-ык-ак ук-ык-ак-ок ык-ак-ок-ку
ак-ак-ак- бак, мак, так; ок-ок-ок- ток, бок, сок, док;
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; ык-ык-ык- бык;
ик-ик-ик- пик, веник, финик; ек-ек-ек- век, бег, снег;
як-як-як- маяк, як.


3. Послушай и повтори (3-5 раз). Нарисуй двуумя руками одновременно капельки.

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!...

4. Угадай слово, которое -

заканчивается звуком [к]:
уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро...,
вени..., шнуро..., поро..., като..., замо...,
брело..., зна..., кло..., трес... .

5. Запомни, повтори.

Бак-мак, так-тук , маховик-паук, бук- внук,

бык-бок, док- поток, опенок-паек, веник-ботинок,

дубок-моток, охотник-молоток, тюбик-финик, индюк- путник,

пик- табак, як-маяк, каюк-тупик.

Занятие 2

Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».

2. Угадай слово, начав его звуком [к]:

Окос, ...нига, ...ошка, ...рот, ...ольцо, ...олдун, ...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.

3. Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву-квы кна-кно-кну-кны
Кво-кву-квы-ква кно-кну-кны-кна
Кву-квы-ква-кво кну-кны-кна-кно
Квы-ква-кво-кву кны-кна-кно-кну


4. Названия, каких картинок звучат, похоже?



5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.



Занятие 3

1. Повторить чистоговорки.

2. Игра « Один-много».

Кабан - кабаны кабина - кабины, камень - камни,
канава - канавы, капкан - капканы, конь - кони,
кот - коты, канат - канаты, комета - кометы,
конфета - конфеты, команда - команды, комната - комнаты.

3. Игра «Прятки». Назови картинки.

4. Повторить чистоговорки.

Занятие 4

1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.

2. Игра « Один-много».

Один бак - много баков одна буква - много букв
Один мак - много маков одна тыква - много тыкв
Один бук - много буков одно окно - много окон
Один паук - много пауков один маяк - много маяков
Один бык - много быков один индюк - много индюков
Один дубок - много дубков один веник - много веников

3. Повторить чистоговорку.

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска - пуста миска.
(Выложить из счетных палочек)

4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.

мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.

5. Игра «Прятки». Назови картинки.



Занятие 5

1. Игра «Исправь ошибку».

2. Игра «Веселый счет».

3. Автоматизация звука [к] в словах.

Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.



Занятие 6

1. Автоматизация звука [к"] в слогах.

кя-кя - кя-кя-кя кя-ке-кю-ки
ке-ке - ке-ке-ке ке-кю-ки-кя
кю-кю - кю-кю-кю кю-ки-кя-ке
ки-ки - ки-ки-ки ки-кя-ке-кю

2. Автоматизация звука [к"] в словах.

Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.

3. Автоматизация звука [к"] в словочетаниях.

покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.

4. Повторить чистоговорки.

5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Занятие 7

Рассмотри картинку. назови слова со звуком К.

Тема: "Звуки [К] - [КЬ] "

Коррекционно-образовательные цели. Познакомить со звуком [КЬ]. Закрепить навыки четкого произношения и различения звуков [КЬ] - [К]; закрепить понимание мягкости согласных; обучать делению слов на слоги и составлению слоговых схем, формировать умение договаривать предложения по картинкам.

Коррекционно-развивающие цели . Повышать речевую активность, развивать коммуникативные навыки, связную речь, фонематические процессы. Развивать зрительное восприятие и внимание, пространственное мышление, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные. Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.

Оборудование: игрушка кит, игрушка кот, предметные картинки (качели, косы, кофта, кепка, котёнок, кит, кирпичи, кепка, кенгуру); символы звуков "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки) и "камень" (); листы бумаги с меткой в левом верхнем углу, фломастеры по количеству детей.

Ход занятия

    Организационный момент

Игра с мячом "Выдели звук"

Зачин логопеда: "Мячик лови, своё имя называй – первый звук имени выделяй".

Педагог и дети перебрасывают мяч друг другу, каждый ребёнок произносит своё имя, растягивая первый звук (А-А-Аня и т. д.)

    Знакомство со звуками. Уточнение артикуляции и произношения звуков [КЬ] - [К]

Логопед - Ребята! Вы узнали наших гостей? Обращает внимание детей на игрушки.

Это к отёнок. Педагог произносит слово, выделяя первый согласный.

Произнесите как я. Дети повторяют слово, выделяя голосом звук [К].

Какой звук слышится в начале слова? (ответы детей )

Проводится аналогичная работа со словом к итенок.

Логопед вместе с детьми даёт сравнительную характеристику звуков [К] [КЬ], основываясь на ранее усвоенных детьми навыках, приобретённых при знакомстве с другими звуками. Тактильный контроль воздушной струи, выходящей изо рта, вибрацию голосовых связок при произношении звуков.

Звук [К] - согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса (контроль рукой у горлышка), твёрдый.

Звук [КЬ] – согласный, т. к. – не поётся, глухой, т. к. произносится без голоса, мягкий.

При произношении звуков [КЬ] - [К] – язык "горкой"- прижимается к нёбу в глубине рта.

Игра "Речевая зарядка"

Попеременное произнесение и сопоставление звуков [КЬ] - [К] логопедом и детьми хором и индивидуально.

Хоровое повторение чистоговорок.

Зачин логопеда: "Слушайте внимательно – повторяйте старательно".

АК – АК – АК – МАК АКИ – АКИ - АКИ – МАКИ

УК – УК – УК – СТУК УКИ – УКИ – УКИ – СТУКИ

ОК – ОК – ОК – СОК ОКИ – ОКИ – ОКИ – СОКИ

ИК – ИК – ИК – КРИК ИКИ - ИКИ - ИКИ – КРИКИ

Слова: маки, стуки, соки, крики – дети пробуют называть сами.

Игра "Наоборот"

Замена [К] - [Кь]. Логопед произносит КА, а дети – КЯ (КЫ – КИ и т. д.)

    Выделение звука [КЬ] на слух.

Игра "Подушка – камень"

Логопед называет слова, а дети показывают символ "подушка" (сшитые из зелёной материи подушечки), если услышали звук [КЬ] и "камень" (небольшие природные камешки окрашенные в синий цвет ), если услышали звук [К] .

Из слогов: КО, КИ, АК, КЕ, ИКЬ, КЁ, КЯ, УК, КЮ

Из слов: кот, кит, кошка, киска, кефир, кино, кофе, кирпич, корка, корабль, охотники, кипеть, конфета, утки, комната, венок, валенки

Игра "Сколько раз я произнесу "кя "?

Зачин логопеда: "Слушай внимательно и считай старательно". Индивидуальные ответы детей.

К Я – К Я, К Я, К Я – КА, КА – К Я, К Я – К Я – КА, КА – КА – К Я, К Я – КА – К Я, К Я

    Физминутка

Зачин логопеда: "Чтобы деткам не устать, нужно дружно поскакать"

Девочк и и мальчик и,

Прыгают, как зайчик и,

Ножками топают, ручками хлопают.

Головками к ивают и тихо приседают.

    Выделение звука [Кь] в произношении по картинкам.

Игра "Котёнок или китёнок"

У детей на столах перевёрнутые картинки, в названии которых встречаются звуки [Кь] или [К] . На доске изображение китёнка под зелёной крышей и котёнка под синей крышей.

На счёт РАЗ - дети двигают картинку к себе.

На счёт ДВА - дети переворачивают картинку.

На счёт ТРИ - складывают руки перед собой и рассматривают картинку.

Дети по очереди выходят к доске и говорят: " Я котёнок, потому что у меня кубик " или " Я китёнок, потому что у меня кепка." Прикрепляют картинки (магнитом) под изображение котёнка или китёнка.

Игра "Потерялись слова"

Дети договаривают предложения по картинкам, прикреплённым к доске. Логопед начинает, а дети продолжают. (Дети повторяют предложение полностью)

У Никиты новая клетчатая… (кепка)

В океане плавает синий… (кит)

Дети качаются на… (качелях)

У Вари длинные русые… (косы)

В зоопарке дети видели… (кенгуру)

    Формирование слоговой структуры слова

Игра "Телеграф"

Деление слов на слоги с помощью хлопков в ладоши по отобранным картинкам на звук [Кь] : кепка, кит, кенгуру, кирпичи, кисти.

Вычерчивание на доске и на листах бумаги схем слогового состава этих слов (логопед даёт образец выполнения на маркерной доске )

Ответы на вопросы (формирование аналитической активности )

Какое слово самое короткое? Почему ты так думаешь?

Какое слово самое длинное? Почему?

7. Итог занятия

Логопед - С какими звуками познакомились на занятии?

Каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?

Каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?

В какую игру понравилось играть?

Вы сегодня все старались, дружно увлечённо занимались! Молодцы!

Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-….
КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.
КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.
КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.
Посложнее, - в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.
«Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом.
Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К:
«Животные и их детёныши» : кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д.
«Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д.
Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам :
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.
Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!
Скороговорки , - это высший пилотаж в произношении любых звуков:
Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну.
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон!
Карлик Карл кувыркался на ковре.

Ходит квочка около дворочка,
Водит деток около клеток.

Купи кипу пик.
Курит турка трубку, клюёт турка крупку.
Наша река широка, как Ока.
Как Ока, широка наша река.
Так, как Ока, широка наша река.

Около кола колокола.
Я сидела у Оки, ела яблоки.
Коси, коса, пока роса.
Роса долой - и нам домой.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Константин констатировал.
Коли Коля около колли,
То и колли около Коли.

Идет козел с косой козой,
Идет козел с босой козой,
Идет козa с косым козлом,
Идет козa с босым козлом.

А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках:
Мы купили кошке
К празднику сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать.
П. Воронько.
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
С. Маршак.
– Котик-кот, иди к доке,
Расскажи о колоске!
– Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я!
Г. Виеру.
На лугу поспела кашка.
Кашку ест корова Машка.
Машке нравится обед:
Ничего вкуснее нет.
А. Шибаев.

Закрепление звука [Г] в речи ребёнка

Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки.
ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д.
ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д.
ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д.
Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога?
Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога.
Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу.
Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!»
Стихотворные тексты со звуком [Г]:
Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По-гусиному шипела.
(Г. Виеру)
Гусь
— Га-га-га! — гогочет гусь.
— Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу, не нагляжусь!
(Н. Коётарев)
Снегири сидят в снегу:
Сядут в снег – и ни гу-гу.
Зря сычи их стерегут
На заснеженном лугу.
(А. Пудваль)
Грач качался в гамаке,
Гуси – в волнах на реке.
Мимо голуби летели
И на веточку присели.
Веточка качается-
Неплохо получается.
(А. Пудваль)
Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны:
В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара.
Ганна съела галушку, Герман – горбушку.
Шлёпают гуськом гусак за гусаком.
Свысока смотрит гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.
Говорила им горилла, приговаривала,
Говорила, говорила, приговаривала.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Гонец с галер сгорел.
Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…


Летела гагара над амбаром,
А в амбаре сидела другая гагара

Итого гагар – пара..

Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки:
Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки.
Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, - теперь беги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги.
На звук Кь
У мышки в норке
Крошки и корки.
В кладовке у мышки
Кусочки коврижки.
У мышки-норушки
Шкварки в кружке.
У мышки в кадушке
Грибочки-волнушки.
В миске у мышки
Остатки закваски,
А в погребочке
Сырки и колбаски.
На двери – крючочки,
Цепочки, замочки…
(И. Лопухина)

Закрепление звука [Х, ХЬ] в речи ребёнка

Чистоговорки с [Х], [Х"]:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе.
Фразы со звуками [Х],[Х"]:
Собери сухой хворост.
Хитрый хорь поймал хомяка.
У хамелеона длинный хвост.
Харитон собирал хворост.
Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х"]:
Хомячок охрип от крика:
- Разве хорь болеет гриппом?
Ой, хорёк, какой ты врун,
Я от хохота умру!
(А. Пудваль)

Хохотушка
Хохотала звонко Мила,
В рот смешинка угодила.
Ха-ха-ха! Вдруг – бух! – упала
И смешинку потеряла.
(Ф. Бобылев)
Хвастливый хамелеон.
Хвастался хамелеон своим хвостом
Хвостатым хищникам. Потом…
– Что стало с ним, с его хвостом?
– Ни хамелеона, ни хвоста.
Ведь нет у хищников поста.
История, увы, проста.

(Е. Карельская)

Хомячок
Хомка, хомка, хомячок —
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Чистит лапки, воду пьёт.
Прибирает Хомка хатку
И выходит на зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Хочет Хомка сильным стать!
(А. Каменчук)
Хорь охотник
На охоту хорь в курятник ходил,
Да хохлаток впопыхах разбудил.
Да проснулся Петух,
На Хоря сверху бух!
Хорь со страху еле ноги унёс.
Ох, и больно, и обидно до слёз!
И сидит он, и ворчит под ольхой:
— Нехороший тот курятник, плохой!..
(В. Суслов)
Хорек ходил на елку к волку,
Унес хлопушку втихомолку.
Теперь хорек своей хлопушкой
Зверей пугает, словно пушкой.
(Г. Сапгир)
Хочешь великаном стать?
На ходули надо встать!
Ахи, охи, хохот, смех.
Скоморохи выше всех!
(В. Берестов)
Скороговорки со звуками [Х], [Х"]:
Вкусная халва – мастеру хвала.
Хохотушка буква Х
Хохотала: «ха-ха-ха!»
Прохор и Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.