Сочинение: Проблемы истины в философии. Проблема истины и правды — аргументы и сочинение Эссе о постижении истины

Текст из ЕГЭ

(1) Для того чтобы совершились самые великие и важные изменения в жизни человечества, не нужны никакие подвиги: ни вооружение миллионов войск, ни постройки новых дорог и машин, ни устройства выставок, ни устройства союзов рабочих, ни революции, ни баррикады, ни взрывы, ни изобретения, ни воздухоплавание и т.п., а нужно только изменение общественного мнения.

(2) Для изменения же общественного мнения не нужно никаких усилий мысли, не нужно опровергать что-либо существующее и придумывать что-либо необыкновенное, новое, нужно только не поддаваться ложному, уже умершему, искусственно возбуждаемому правительствами общественному мнению прошедшего, нужно только, чтобы каждый отдельный человек говорил то, что он действительно думает и чувствует, или хоть не говорил того, чего он не думает. (3) И только бы люди, хоть небольшое количество людей, делали это, и тотчас само собой спадёт отжившее общественное мнение и проявится молодое, живое, настоящее. (4) А изменится общественное мнение, и без всякого усилия само собой заменится всё то внутреннее устройство жизни людей, которое томит и мучает их.

(5) Совестно сказать, как мало нужно для того, чтобы всем людям освободиться от всех тех бедствий, которые теперь удручают их: нужно только не лгать. (6) Пускай только не поддаются люди той лжи, которую внушают им, пусть только не говорят того, что они не думают и не чувствуют, и тотчас же совершится такой переворот во всём строе нашей жизни, которого не достигнут революционеры столетиями, если бы вся власть находилась в их руках.

(7) Только бы верили люди, что сила не в силе, а в правде, и смело высказывали бы её, или хоть только бы не отступали от неё словом и делом: не говорили бы того, чего они не думают, не делали бы того, что они считают нехорошим и глупым.

(8)…Сила не в силе, а в мысли и ясном выражении её, и потому боятся выражения независимой мысли больше, чем армий, устраивают цензуры, подкупают газеты… (9) Но та духовная сила, которая движет миром, она даже не в книге, не в газете, она неуловима и всегда свободна, она в глубине сознания людей. (10) Самая могущественная и неуловимая, свободная сила эта есть та, которая проявляется в душе человека, когда он один, сам собою обдумывает явления мира и потом невольно высказывает свои мысли своей жене, брату, другу, всем тем людям, с которыми он сходится и от которых считает грехом скрыть то, что он считает истиной. (11) Никакие миллиарды рублей, миллионы войск и никакие учреждения, ни войны, ни революции не произведут того, что может произвести простое выражение свободным человеком того, что он считает справедливым независимо от того, что существует и что ему внушается.

(12) Один свободный человек скажет правдиво то, что он думает и чувствует среди тысяч людей, своими поступками и словами утверждающими совершенно противоположное.

(13) Казалось бы, что высказавший искренно свою мысль должен остаться одиноким, а между тем большей частью бывает так, что все или большинство уже давно думают и чувствуют то же самое, только не высказывают этого. (14) И то, что было вчера новым мнением одного: человека, делается нынче общим мнением большинства. (15) А как скоро установилось это мнение, как тотчас незаметно, понемногу, но неудержимо начинают изменяться поступки людей.

(16) Все мы плачемся на безумный, противоречащий всему нашему существу порядок жизни, а не только не пользуемся тем единственным находящимся в нашей власти могущественнейшим орудием: сознания истины и выражения её, но, напротив, под предлогом борьбы со злом уничтожаем это орудие и приносим его в жертву воображаемой борьбе с этим порядком.

(17) Один не говорит той правды, которую он знает, потому, что он чувствует себя обязанным перед людьми, с которыми он связан, другой потому, что правда могла бы лишить его того выгодного положения, посредством которого он поддерживает семью, третий - потому, что он хочет достигнуть славы и власти и потом уже употребить их на служение людям; четвёртый потому, что он не хочет нарушать старинные священные предания, пятый потому, что он не хочет оскорблять людей, шестой - потому, что высказывание правды вызовет преследование и нарушит ту добрую общественную деятельность, которой отдаётся или намерен отдаться…

(18) Для того чтобы изменился противный сознанию людей порядок жизни и заменился соответственным ему, нужно, чтобы отжившее общественное мнение заменилось живым, новым. (19) Для того же, чтобы старое, отжившее общественное мнение уступило место новому, живому, нужно, чтобы люди, сознающие новые требования жизни, явно высказывали их. (20) А между тем все люди, сознающие все эти новые требования, один во имя одного, другой во имя другого, не только умалчивают их, но словом и делом утверждают то, что прямо противоположно этим требованиям. (21) Только истина и высказывание её может установить то новое общественное мнение, которое изменит отсталый и вредный порядок жизни, а между тем мы не только не высказываем той истины, которую знаем, а часто даже прямо высказываем то, что сами считаем неправдой.

(По Л.Н. Толстому)

Вступление

Человечество, обладающее истиной, обладает величайшим преимуществом перед вселенной. Другой разговор, что человечество не всегда правдиво с самим собой, не всегда признает свои ошибки, не всегда находит силы взглянуть правде в глаза.

Проблема

В своем тексте Л.Н. Толстой поднимает проблему правды, которая способна при правильном использовании этого понятия, изменить весь мировой уклад к лучшему.

Комментарий

Автор уверен, что самые важные жизненные изменения человечества происходят не под влиянием армий, революций, решений правительства. Все, что для перемен нужно – изменить взгляды общества на возникающие проблемы. А взгляды и убеждения социума поменяются при простейшем условии – всем и всегда говорить правду.

Не нужно выдумывать несуществующих истин, не нужно изобретать велосипед, нельзя полагаться на опыт прошлого. Только при соблюдении этих условий будет возможным безболезненное преобразование нашей несовершенной жизни.

Чтобы избавиться от того, что тяготит нас в жизни, уничтожить преследующие нас бедствия, нужно просто не лгать, не поддаваться намеренному обману, не говорить того, чего на самом деле не думаем. Нужно всего лишь понимать, что вся сила общества в правде, в умении высказать ее бесстрашно, в умении не совершать глупых и недостойных поступков.

Правды боятся больше, чем многотысячных армий или революций. Для того, чтобы сокрушить истину, спрятать ее от глаз миллионов, правительство вводит жесточайшую цензуру, подкупает газеты и другие средства выражения общественного мнения.

Основная сила каждого человека скрывается не в книгах или газетах, она прячется в открытых мыслях каждого благоразумного человека, которые он высказывает откровенно жене, товарищам, самым близким людям.

Одному человеку достаточно высказать свое истинное правдивое мнение, его подхватят миллионы, ему откликнутся даже те, кто доселе думал иначе и просто не понимал своих истинных предпочтений. Следом за этим произойдет изменение в поведении людей, изменятся их поступки.

Авторская позиция

Автор сетует на то, что имея в своих руках такое оружие как истина, люди продолжают жаловаться на жизнь и ничего не делать. Один боится сказать правду из-за возможной утраты материального благополучия, второй потому, что хочет достичь славы и власти и впоследствии помогать людям, третий просто не хочет оскорблять людей.

Л.Н. Толстой уверен, что жизнь изменится только тогда, когда старое общественное мнение заменится на новое, свежее. А это возможно только при смелом высказывании новейших требований. Только истина поможет изменить неудовлетворяющий порядок жизни.

Своя позиция

С автором невозможно не согласиться. В современном обществе действительно слишком много лжи. Все боятся сказать правду, высказать смелое мнение, отличающееся от других. Возможно, боятся последствий, или же просто опасаются выглядеть глупо.

Если же кто-то найдет в себе силы раскрыть обществу правду, истину, то жизнь непременно преобразуется.

Аргумент 1

Проблему правды поднимали многие писатели и поэты. Сразу вспоминается пьеса М. Горького «На дне», где вопрос о правде рассматривается с двух противоположных сторон – с позиции Сатина и старца Луки. Первый был за то, что правда – это первостепенно для жизни, нужно жить только правдой, и тогда человек сможет реально взглянуть на вещи, на окружающую его жизнь.

Лука же проповедовал значимость лжи во спасение, однако его праведная ложь привела лишь к несчастьям – Пепел оказался на каторге за убийство, Наташа пропала, Актер повесился. М. Горькому больше близка позиция Сатина, так как на пороге 20 века значимость человеческого могущества признавалась практически всеми творческими людьми. Правда – главное оружие современного человека.

Аргумент 2

Правда всегда меняет человека к лучшему, к лучшему меняется и его жизнь. К примеру, в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» единственным выходом для главного героя – Родиона Раскольникова – стало признание в содеянном им грехе, убийстве старухи-процентщицы.

Только высказанная вслух правда помогла ему избавиться от ужаснейших внутренних терзаний. Несмотря на то, что он оказался в заключении после признания, в его выздоровевшей душе зрел план, как устроить дальнейшее благополучие людей.

Заключение

Правда облагораживает человека, она возвышает его, помогает быть уверенным в себе и в окружающих людях. Попробуйте всегда говорить правду, и вы увидите, как ваше существование приобретает совершенно новое осмысленное значение.

Эссе на тему “Истина принадлежит человеку”

“Истина принадлежит человеку, заблуждения – его эпохе”. Это слова немецкого классика Гете. Аргументы к данному утверждению видятся мне очень ясно. Всегда в человеческом обществе были личности, опережавшие свое время. Гении, таланты, творцы, изобретатели, просто чудаки.

Имена многих из этих людей дошли до наших дней. Но не всех. И как часто их не понимали и не признавали при Жизни! Как часто их мысли и дела просто не были востребованы среди окружающих! Но проходили годы, и все ими созданное

бралось на вооружение обществом. Их точку зрения принимали другие люди, а потом – и вообще все люди.

Взять хотя бы Галилео Галилея, говорившего, что круглая Земля вращается вокруг солнца. А ему никто не верил. Ну и нагородил же сумасшедший старик! Шутка ли, ведь на рынке самый последний мальчишка-разносчик знал, что земля-то плоская. И конец света есть, омываемый океаном. А на экваторе море кипит от жары, и всякий попавший туда христианин тут же превращается в негра.

Сегодня же дети во всех школах, изучая устройство Вселенной, в первую очередь знакомится с учением Галилея… Истина принадлежит человеку.

Заблуждения

принадлежат эпохе. Разумеется, да, потому что в человеческом обществе заблуждения массовы, и всегда были массовыми. Люди массово верили в тоталитаризм, в инквизицию, в собственное расовое превосходство или унижение. Когда-то люди заблуждались, не связав эпидемию чумы с нашествием блох и антисанитарией в городах. Сейчас заблуждаются те миллионы людей, кто считает, что нефти и газа человечеству хватит до скончания века.

Эпохи диктовали и диктуют взгляды отдельным личностям. Только масштабы взглядов выросли вместе с увеличением населения. “О величии эпохи можно судить по количеству раздавленных ею” – по это теме знаком мне еще один афоризм, неизвестного автора.

Заблуждения со временем все же проходят или сменяются новыми. Мне даже приходит в голову такая вещь: большинство людей все-таки догадываются о чем-то новом, что правильно, и что хорошо бы применить. Но жить они все еще продолжают по старинке. Например, зная когда-то, что все люди от рождения имеют равные права, продолжали владеть крепостными крестьянами и получать с их работы доход.

Истина принадлежит человеку, но какому человеку? Тому, кто имеет смелость открыть ее и указать словами, делами или просто примером собственной жизни на заблуждения эпохи.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. ­Что такое истина Пожалуй, одним из самых сложных вопросов, над которым всегда ломали головы философы, является вопрос об истине. Что такое истина? Как и где...
  2. Что лучше истина или сострадание? Одной из лучших драм М. Горького считается пьеса “На дне”, вышедшая в свет в 1902 году. В ней писатель затронул...
  3. Что такое истина? Этот вопрос занимает умы философов, писателей, иногда мы тоже задумываемся над этим вопросом. Для меня истина, это не просто, правда, истина одна...
  4. С древнейших времен человек задумывается над тем, что же такое истина, да и есть ли она вообще? Зачем человеку дана жизнь и в чем ее...
  5. Размышления о философских аспектах бытия (по роману М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”) Вопрос об истине есть всегда ключевой в жизни людей. Ис­тина – она всегда в...
  6. Вопрос о том, что есть истина, – одна из центральных проблем в теории познания. Он занимал людей с самых древних времен. К его разрешению обращались...
  7. 1. “Мастер и Маргарита” – “закатный роман” Булгакова. 2. Уникальность жанра и композиции “Мастера и Маргариты”. 3. Сюжетные линии романа. 4. “Вечные” вопросы в романе...

Эссе по обществознанию (философия)

«Наука – это истина, помноженная на сомнение»

Я согласна с высказыванием известного французского философа Поль Валерии «Наука – это истина, помноженная на сомнение». Так ли это на самом деле?

Мир находится на пороге нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизаций мы смотрим в будущее. Современное общество состоит из 4 сфер общественной жизни, а научные знания являются одной из форм духовной культуры общества. Итак, наука – это творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний о природе, обществе и человеке. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью факторов получается закономерность. Но не всегда стоит воспринимать данный научно доказанный факт, как неоспоримую правду. Он может оказаться лживым.

Под истиной понимают правильное, то есть достоверное знание. Достоверность и правильность подтверждаются по-разному. Эмпирики критерием истины считают факты, основанные на чувственной восприятии мира, но они нередко ставят под сомнение многие факты. Например, ложка в прозрачном стакане воды изгибается, то же происходит и с деревянным стержнем. Это приводит к ложному выводу, что предметы в воде изгибаются, Рационалисты критерием истины считают разум, теоретически обоснованные знания по законам логики из общих неопроверженных утверждений. Например, геометрия Лобачевского и Евклида. И та, и другая основываются на логических доказательствах, описываются на определенных аксиомах, но это две совершенно разные геометрии. Наиболее универсальным критерием истины считают практику, но не каждое знание можно подтвердить практикой, в основном это зависит от уровня НТР. А так, как на развитие нужно время, то можно считать, что результат зависит от времени. Так, например, не возможно сейчас построить устройство, которое можно разогнать до скорости света, чтобы мы смогли увидеть действия закона о свойствах времени и пространства, выведенные Альбертом Эйнштейном. То есть мы не можем утверждать, что это знание абсолютная истина или заблуждение. Мы твердо знаем, что дальнейшее развитие науки не отменит установленных соотношений, а только выяснит область их применения. Именно стабильность достижений науки и позволяет разграничить область достоверного и область сомнений.

Поэтому я и считаю, что зачастую истина может оказаться заблуждением, а ее результаты ставят под сомнение. В итоге, я согласна с высказыванием Валерии о том, что «Наука – это истина, помноженная на сомнение».

Выполнила ученица 10 класса МОУ Краснинской СОШ

Шек Екатерина.

19.10.2012

ЭССЕ по обществознанию (философия)

«Те сомнения, которые не разрешит теория, разрешит практика»

Проблема обоснования истины является одной из значительных проблем философии. Человеческая деятельность невозможна без познания их результата – истины. Фейербах утверждал, что «Те сомнения, которые не разрешит теория, разрешит практика», но так ли это на самом деле?

Определяющая роль практики по отношению к познанию выражается с одной стороны, как источник знаний, а, с другой, как критерием истины. Как говорил Александр Суворов «Теория без практики мертва, а практика без теории слепа», поэтому эти 2 аспекта неразрывны. Например, физик, химик, ученые любой отрасли постоянно обращаются в своей деятельности к опыту, с тем чтобы вновь вернуться к теории и развивать ее дальше. Практика (от греческого «практикос») – есть деятельность человека. Приведем пример, чтобы человеку получить права для управления автотранспортом необходимо сдать не только теорию, но и практику. Благодаря, которой человек закрепит навыки вождения автомобилем и обеспечит безопасность на улицах и дорогах. Практику следует рассматривать, как всю совокупность данных практики в определенной области. Леонардо да Винчи писал: «Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории, ворота которой перспектива». Например, утверждение о том, что в 1959 году впервые был осуществлен запуск с Земли космического снаряда, ставшего новой планетой Солнечной системы, есть абсолютная истина, потому что мы на практике удостоверились в выходе ракеты за пределы земного притяжения путем наблюдения за выступлением ее натриевым облаком, приемов радиосигналов. Практика не единственный критерий, но один из главных, он становится критерием истины, не всегда окончательно, но тем не менее всегда позволяет сделать оценку истинности обстоятельной и содержательной.

Истина, правда и ложь

Если не углубляться в значение слов в совокупности, то можно сказать, что правда и истина – вещи похожие, тогда как ложь – их противник. Однако не все так просто…
Удивительно, но понятия «истина» и «правда» могут быть составной частью друг друга и в тоже время антонимами по смыслу своему. Почему? Потому что правда – вещь многоликая и может поразительно быстро и незаметно приобретать абсолютно разные черты. Да и у каждого своя правда. Другое дело Истина…

Что есть правда и ложь?

Ложь – несоответствие действительности, противоречие между уже существующими и подтвержденным вещами, ставшими данностью. Зачастую наличие правды или лжи требует подтверждения другими людьми или предоставлением доказательств. НО: а может быть у каждого своя правда?

Ложь – заблуждение.
Когда человек обманывает, то вводит в заблуждение, в первую очередь, себя, ведь подсознательно он убежден, что его поступок (обман!) ничего плохого с собой не несет. С ложью нужно быть очень аккуратным, поскольку она способна незаметно завести человека в беспросветные дебри заблуждений и иллюзий, где очень сложно отличить правду от лжи. И этим потенциальный лжец может навредить, в первую очередь, самому себе.

Но даже если человек умеет хорошо различать правду и ложь, – это совершенно не означает, что он знаком с Истиной. Но что делать, если у каждого – своя правда, которая для других может означать ложь?

Правда и ложь в авторстве человека

Правда в понимании человека – это его стремление к справедливости. И чаще всего, доказывая справедливость или правду, мы видим целью доказать то, что считаем нужным именно мы.

Почему у каждого своя правда? Почему она может разнится с Истиной? Что есть правда и истина?

Истина трансформируется в сознании человека в правду и обратно. Другими словами, понимание и восприятие человеком Истины может искажаться в зависимости от его индивидуальных особенностей. Именно поэтому правда часто переходит в ложь – чем больше в человеке внутреннего негатива, тем дальше его Сознание будет находиться от Истины и тем сложнее ему будет познать ее. Истина понимается через наше восприятие мира. Если расширять наше мировоззрение, то правда со временем способна стать истиной, искоренив, в первую очередь, самообман, который и есть источником лжи.
Именно поэтому мы, люди, не можем судить о том, что есть правда – в мире существует Истина, созданная Богом, а у каждого – своя правда, и на одну ситуацию мы можем эту правду объяснять одновременно с нескольких противоречащих друг другу позиций. Но если любая правда противоречит Истине, то она есть ложь. Можно сказать, правда создается человеком, а Истина – Богом. Потому никто из нас не вправе утверждать, что «правда за мной» (это чаще всего и есть самообманом). Об этом могут судить только Высшие Инстанции.

Так что есть Истина?

«Истина – благо, превосходящее всех и все» (автор неизвестен)

Истина – это Бог, проявление Его благодати.
Истина – это Вселенская Любовь – безусловная, которая не несет в себе никакой корысти или зависти (цитата) и которая есть основой Блага.
Истина – это Божественная Гармония. Потому, чтобы открыть ее для себя нужно быть облаченным в энергии, сопряженными с чистотой.
Например. Милосердие – благодать? Благодать. Может быть в ней правда и истина? Может, поскольку подразумевает в себе любовь к людям. Бескорыстность – благо? Благо. Может быть в нем истина? Почему нет? Раскаяние… Благо? Вызывает сомнение… Но ведь оно есть первым шагом к Истине.

Истина, правда и ложь в Библии

Одно можно сказать – человек, далекий от правды, истину не обретет. Не обретет ее и патологический лжец.

Хотя большинство людей и не стремится к Истине. Большинство не желает знать, зачем вообще она нужна человеку. А ведь нужна… Правда?..

Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы, ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны 18-21 (Ин.1:15–18)

«Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок» (Т. Г. Гексли)

В выбранном мною высказывании автор затрагивает проблему эволюции человеческого познания как процесса бесконечного продвижения от одной относительной истины до другой. Во все времена человек пытался докопаться до сути, добраться до истины. В этом состоит сама суть познания, которую многие философы выделяли как главную способность человека, то, что отличает его от животного.

Английский учёный-агностик XIX века Томас Генри Гексли говорил: «Всякая истина рождается как ересь и умирает как предрассудок». Иными словами, он полагал, что любая истина, появляясь на свет, опережает своё время, кажется противоестественной, ирреальной. А по прошествии некоторого времени, при более глубоком изучении предмета, оказывается, что эта истина вовсе не даёт того полного знания, которое должна давать, и отмирает как недостоверный пережиток прошлого. Я разделяю точку зрения Т. Гексли и также считаю, что процесс познания человеком мира, окружающего его, не стоит на месте, а значит, мы постоянно узнаём что-то новое о, казалось бы, уже полностью изученных предметах и явлениях. И в таких случаях наши знания об этих предметах и явлениях устаревают, и то, что когда-то казалось невероятной ересью, не укладывалось в человеческих умах, теперь отходит в прошлое как предрассудок.

Для более полного обоснования выбранной точки зрения обратимся к теоретическим доводам. В первую очередь это высказывание связано с таким видом человеческой деятельности, как познание. Познание, по сути, и является тем самым процессом, в ходе которого человек пытается найти упомянутую в высказывании истину. Важно отметить, что выбранное мною высказывание полностью отвечает агностическому мировоззрению относительно процесса познания. Агностицизм (в области познания) означает философское течение, которое заключается в том, что человек не способен познать мир, а способен лишь на познание своих субъективных образов. Иными словами, агностики отрицают способность человека добраться до истины.

Так что же такое истина? Современные обществоведы определяют истину как знание, которое достоверно, то есть в полной мере соответствует познаваемому объекту или явлению. Истины можно разделить на два разряда: абсолютная и относительная. Абсолютная истина представляет собой полное, окончательное, исчерпывающее знание о предмете – идеальный конечный результат процесса познания. Относительная же истина предполагает любое достоверное знание. То есть все полученные человеком достоверные знания – относительные истины. Так же как отдельную характеристику истины выделяют её объективность. Объективная истина – знание, свободное от субъективных факторов, объективное отражение действительности.

Для подтверждения истинности того или иного знания учёные выделяют различные критерии истины. Так, например, философы-марксисты считали, что универсальный критерий истины – подтверждение её практикой. Но, так как далеко не все знания можно проверить на практике, выделяют и другие критерии истины. Такие, как, например, построение логически непротиворечивой системы доказательств или очевидность, аксиоматичность истины. В основном эти критерии используются в математике. Другим критерием может быть здравый смысл. Также некоторые современные философы выделяют как критерий истины компетентное мнение группы учёных. Это свойственно современной науке, особенно для узких областей. В данном контексте мне хотелось бы вспомнить изречение немецкого публициста и писателя Людвига Бёрне: «Истина – это заблуждение, которое длилось столетия. Заблуждение – это истина, просуществовавшая лишь минуту».

Помимо теоретических обоснований, можно привести также ряд конкретных аргументов. Пожалуй, самым ярким примером можно считать отказ от геоцентрической системы мира (представление об устройстве мироздания, согласно которому центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды). В ходе научной революции XVII века выяснилось, что геоцентризм несовместим с астрономическими фактами и противоречит физической теории; постепенно утвердилась гелиоцентрическая система мира. То есть как сначала сенсационно и неправдоподобно появилась истина, гласящая, что Земля не просто часть Вселенной, но и её центр, так же впоследствии она уступила дорогу новому знанию.

Можно привести и другой пример. Древние люди не могли объяснить многих природных явлений, таких, например, как , гром, солнце. Но так как человеку необходимо дать объяснение происходящему, познать непонятные явления, то они были объяснены действиями небесных сил – богов. Для древних славян истинное знание о громе заключалось в том, что бог Перун гневается на свой народ. Но разве можем мы считать это истиной в наши дни, когда мы уже вроде бы досконально изучили эти явления с научной точки зрения? Конечно нет. Более того, такие точки зрения воспринимаются в современном мире не просто как предрассудок, а как глупость и невежество.

Каждому новому знанию присуща некая дерзость. Вспомним, например, ситуацию рубежа XIX и XX веков, когда люди были уверены, что изучать уже нечего: всё изучено и открыто. Повсеместно начали закрываться кафедры физики, учёные начали забрасывать свою деятельность. Но великие открытия были ещё впереди. Были открыты делимость атомов, лучи Рентгена, Эйнштейн открыл теорию относительности, и многое другое. Тогда эти знания казались противоестественными и революционными. Однако сейчас мы воспринимаем эти вещи как очевидные и устоявшиеся.

И, наконец, что может быть очевиднее и аксиоматичнее даже для человека не особо сведущего в математике, чем то, что через две точки пространства проходит прямая, и притом только одна? Но это является истиной только в Евклидовой геометрии (III в. до н. э.). В геометрии Лобачевского (середина XIX века) эта аксиома вовсе не является истиной. Да и вообще, вся Евклидова геометрия является лишь частным случаем геометрии Лобачевского.

Также можно привести и пример из жизненного опыта. Думаю, у каждого человека есть или был такой друг, о котором, казалось бы, известно всё: его поведение предсказуемо, его характер хорошо изучен, как нам кажется, у нас сложилось истинное знание об этом человеке. Мы можем знать, например, о его доброте, и каково же будет наше удивление, когда мы собственными глазами увидим, что этот человек способен на жестокость. Именно в этот момент аксиома и попадёт в разряд предрассудков.

Таким образом, проанализировав теоретические и фактические примеры, можно сделать вывод о том, что, действительно, любая истина имеет свой «срок годности». Появляясь как что-то непонятное, неприемлемое, она становится частью нашего сознания, истиной в привычном понимании этого слова, а потом умирает под напором новых идей, познания и прогресса.