Сколько экспонатов в египетском зале эрмитажа. Государственный Эрмитаж Египет

Египет - страна настолько древняя, что ученые давно оставили попытки определить ее возраст. История Египта прослеживается примерно на 5 тысяч лет назад в прошлое, эти данные получены по результатам археологических раскопок. Известно, что знаменитые пирамиды, усыпальницы египетских фараонов, строились в середине третьего тысячелетия до н. э. составляет четыре с половиной тысячи лет. И вся культура Египта, архитектура и искусство овеяны древностью.

Для того чтобы систематизировать археологические ценности Египта и сделать историю этой страны доступной широкой публике, в Петербурге был создан Египетский зал Эрмитажа, рассчитанный на массовые посещения. Произошло это событие по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова в 1940 году.

Зал находится на первом этаже, в конце анфилады правого крыла. Основу экспозиции составили раритеты египетской культуры, привезенные в Петербург хранителем Эрмитажа В. Г. Боком в 1889 и 1898 годах. Большинство древних предметов были найдены ученым в монастырях города Сохага и в некрополе Багауат. В монастырских подвалах посланцы музея нашли немало сокровищ, имеющих историческую ценность, а в гробницах некрополя покоились многочисленные предметы обихода простых египтян.

Специальный сертификат от имени правительства Египта позволил вывезти большую часть экспонатов в Россию и таким образом Египетский зал Эрмитажа получил интересную обширную экспозицию, которая до сих пор привлекает сотни туристов со всего мира.

Экспозицию разместили в трех последних залах анфилады, по принципу этнографического деления. Отдельно экспонируется древний Египет, затем Египет птолемеевского периода и, наконец, Египет римский. Часть - Египетский зал, фото которого размещены в этой статье, посвящена одной из самых загадочных цивилизаций мира. Посетители музея могут проследить весь ход развития страны, эволюцию династий фараонов, основные исторические вехи, войны и мирное созидание египетского народа.

На протяжении многих веков культура Египта переплеталась с культурой и искусством других стран: Ирана и Сирии, Греции и Рима. Взаимосвязь всех этих близких по менталитету стран несет в своих экспозициях Египетский зал Эрмитажа, причем эти экспозиции периодически пополняются из запасников музея.

Хорошо просматривается период нахождения Египта под игом Византии. Под стеклом выложены сотни монет александрийской чеканки, с изображением византийских правителей. Особую ценность имеют папирусные свитки о выдаче пособия на содержание египетских поселений, и другие документы, свидетельствующие об эксплуатации египтян завоевателями.

Разнообразные экспонаты Египетского зала Эрмитажа позволяют проследить эволюцию великой цивилизации в период с IV тысячелетия до н. э. и до III тысячелетия нашей эры.

По теме строительства египетских пирамид в музее представлены фотографии, сделанные в разные периоды на протяжении всего 20-го века.

По сути дела, Египетский зал Эрмитажа является грандиозной коллекцией, отражающей многовековую историю целой страны. Среди тематических экспозиций - предметы быта, произведения искусства древности, женские украшения, скульптуры, а также саркофаги как символ особой ритуальной принадлежности.

В зале Египта есть один уникальный экспонат - это подлинная Ей четыре тысячи лет, она является доказательством искусства бальзамирования. Также в зале экспонируется каменный саркофаг, в котором лежала эта мумия. Высеченный из цельного камня каменный гроб представляет собой настоящее произведение искусства. Украшенная богатым орнаментом и затейливой резьбой, крышка саркофага свидетельствует о трепетном отношении египтян к памяти усопших.

Искусство Древнего Египта (Эрмитаж) - известная в России и Европе коллекция древностей Египта в музее Эрмитаж.


1. История формирования коллекции

1.1. Предыстория

Почти 90 лет Императорский Эрмитаж не имел значимого коллекции древностей Египта. Заинтересованность пришла только после шумной кампании Наполеона в арабский Египет и вывоз оттуда древностей, скульптур, произведений древнего искусства.

Но древности далекой страны в Петербург привозили. В 1826 г. Петербургская Академия наук приобрела египетскую коллекцию Карло Оттавио Кастильоне в городе Милан и перевезла в столицу.

Алексей Норов привез хорошо сохранившуюся скульптуру левоноголовои богини Сехмет с некрополя города Фивы в Петербург. Но скульптура никого из чиновников не заинтересовала и ее безразлично поставили под лестницу в Академии художеств. Зато два египетских сфинксов фараона Аменхотепа ИИИ украсили набережную у Академии художеств еще в 1932 году.

Свою сборник древностей Египта имела петербургская Кунсткамера , но она была небольшой.

Частные сборки древностей Египта в столице империи имели также графиня Александра Лаваль и герцог Максимилиан Лейхтенберзький.


1.2. 1851.

Часть Императорского Эрмитажа со стороны Миллионной улицы в 1852 сделали открытой для посещения богатыми слоями населения. Коллекции для этого Публичного музеуме формировали лично. Среди них была сформирована и коллекция древностей Египта. К ней передали долю египетских собраний с Кунсткамеры, из Академии наук. Приобрели частные коллекции графини Александры Лаваль и герцога Максимилиана Лейхтенберзького. Доля вещей пришла как дары русских купцов и приобретена у торговцев старинными произведениями искусства в Каире. Только бывшая коллекция Кастильоне дала более 900 памятников египетской культуры. В 1853 из Академии художеств забрали скульптуру богини Сехмет.


1.3. Период 1852-1917 гг

В начале 1980-х гг Эрмитаж имел возможность принимать археологические находки из гробницы фараона Тутанхамона.


1.5. Экспозиции

Все лучшие вещи представлены в зали.Колекция имеет как археологический материал Древнего Египта, так и вещи эллинистического Египта, коптского периода, раннехристианского и средневекового арабского периодов.

Среди них

  • Левиноголова богиня Сехмет
  • кувшины из полупрозрачного алебастра
  • вазы-канопы с масками животных
  • глиптика (резьба по полудрагоценным камням) Древнего Египта
  • скульптурные портреты (фараон Аменемхет ИИИ, фараон Тахарка, скульптура в полный рост Арсинои, голова юноши из дерева и т.д.)
  • два черных саркофаги из базальта
  • египетские мумии
  • коптский текстиль
  • изделия из египетского стекла
  • известняковые стелы и т.д..

Источники

  • Bolshakov, Andrey O. Studies on Old Kingdom Reliefs and Sculpture in the Hermitage. Wiesbaden: Harrassowitz, 2005. ISBN 3447051841 .
  • Gol?nischeff, Wladimir. Ermitage Imp?rial. Inventaire de la collection ?gyptienne. Leipzig, 1891.
  • Lieblein, Jens Daniel Carolus. Die ?gyptischen Denkm?ler in St. Petersburg, Helsingfors, Upsala und Copenhagen. Christiania, 1873.
  • "Эрмитаж за 200 лет", Л.-М., 1966
  • Лапис И.А., Матье М.Э. "Древнеегипетская скульптура в собрании Государственно Эрмитажа." Москва: Наука, 1969.

Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.)

Египетский Зал Эрмитажа удивителен. Собрание древнеегипетских памятников Эрмитажа позволяет представить облик величайшей древней культуры на протяжении практически всей ее многовековой истории с IV тысячелетия до н.э. по VI век н.э. Первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем1, была монументальная статуя богини Сохмет-Мут, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. На сайте Государственного музея Эрмитажа представлено значительное количество фото экспонатов находящихся в Египетском зале Эрмитажа и описание.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Египетские находки Государственный музей Эрмитаж Город Санкт- Петербург Воспитатель ГБДОУ№34 Соколова Наталья

Египетский зал Эрмитажа Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца. Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV - начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.) Египетский Зал Эрмитажа удивителен. Собрание древнеегипетских памятников Эрмитажа позволяет представить облик величайшей древней культуры на протяжении практически всей ее многовековой истории с IV тысячелетия до н.э. по VI век н.э. Первой древнеегипетской скульптурой, приобретенной Эрмитажем1, была монументальная статуя богини Сохмет-Мут, привезенная в 1837 г. русским путешественником А. С. Норовым из храма богини Мут в Фивах и сначала находившаяся в Академии Художеств. На сайте Государственного музея Эрмитажа представлено значительное количество фото экспонатов находящихся в Египетском зале Эрмитажа и описание.

Мумия египетского жреца Па- ди - иста в Эрмитаже

Саркофаги древнеегипетского жреца Па- ди -ист. Внутренний саркофаг, внешний саркофаг (крышка и днище). Дерево. X век до н.э Па- ди -Ист. Он прожил долгую и интересную жизнь, сделал неплохую карьеру, умерев, был, как положено, похоронен… а через три тысячи лет извлечен из могилы и, в комплекте со всеми саркофагами и погребальными полотенцами, прикуплен русскими царями. Для коллекции.

Статуя фараона XII династии Аменемхета III, правившего в Египте - замечательный образец древнеегипетского царского скульптурного портрета эпохи Среднего царства.

Статуя писца счета зерна Маа -ни- амона (известняк)

Боги Древнего Египта. Осирис и Исида. Осирис - бог жизненных сил природы и плодородия, владыка подземного мира. Исида - богиня женственности и материнства.

Фрагмент саркофага с изображением гробницы и богини Хатхор в образе небесной коровы. Дерево

Египет. Древнее царство. Глиняные сосуды. VI тыс до н.э

Амулеты. Украшения. Инкрустации. Сосуды. Из алебастра, яшмы, сердолика, лазурита, шифера

Статуэтка Кошка. Бронза.

Египетское древнее царство. III тыс. до н.э. Каменные печати - цилиндры с древнейшими иероглифическими надписями.

Государственный Эрмитаж. Город Санкт-Петербург. Экспозиция Древнего Египта разделяется на три зала, которые относятся к Древнему, Птолемеевскому и Римскому периоду Египта. Экспонатов – 26 Статуэтки Папирус Разное

Статуэтки Аменемхет III Кошка Богиня Сохмет Исида с сыном Гором Клеопатра VII Бог Амон-Ра Статуя писца Статуэтка жреца Богиня Мут Бог Онурис Бог Бес Бог Тот Осирис- Ях Священный бык Апис Ибис Бог Херишеф Богиня Бастет Богиня Нейт Статуя Аменеминта Нейт, кормящая грудью двух крокодилов

Папирус и разное Суд Осириса Разное Стела Ипи Стела Хекаиба Гробик для свящ. змеи Гробик для свящ. ихневмона Гробик для священного жука


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....

Методическая разработка по знакомству детей с городом Санкт – Петербургом, его достопримечательностями и историей в рамках ОЭР по реализации проекта «Мой любимый город» в подготовительной к школе группе.

Методическая разработка направлена на закрепление и расширение знаний детей о городе Санкт – Петербурге, возможности для детей практического использования своих знаний на различных мероприятиях...

Эрмитажная коллекция древнеегипетских памятников, насчитывающая около 7500 предметов, невелика по сравнению с собраниями Лувра, Британского музея или музея Метрополитен однако она охватывает все основные периоды истории Египта и включает ряд интересных и важных вещей от додинастики (4-е тысячелетие до н. э.) до времени римского господства. История ее своеобразна, поскольку изначально в Эрмитаже не проявлялся интерес к древневосточным, в частности египетским, Академия наук в 1825 году приобрела коллекцию Франческо Кастильоне (около 1200 памятников), на основе которой был создан Египетский музеум в составе Кунсткамеры. В Эрмитаже в это время находилось лишь несколько случайных египетских предметов и около 250 скарабеев, купленных у того же Кастильоне. После открытия в 1852 году здания Нового Эрмитажа как универсального публичного музея, в него была передана большая часть памятников из Египетского музеума, собрание которого к этому времени заметно пополнилось за счет даров и приобретения вещей из частных коллекций; в 1881 году были переданы остальные памятники из Кунсткамеры.



Огромная храмовая статуя богини Мут-Сохмет, высеченная из черного гранита, входит в галерею шедевров эрмитажного собрания. Сохмет величаво сидит на кубообразном троне с высокой спинкой. Первоначально голову богини венчал солнечный диск со священной коброй. Грива львицы плавно переходит в пряди трехчастного парика. Тонкий стан Сохмет, затянутый в узкое, облегающее тело платье, торжественно выпрямлен. Руки богини спокойно лежат на коленях, в левой - знак жизни "анх" в виде большой петли, завязанной бантом. Спереди на троне вырезаны два столбца иероглифической надписи, содержащие титулатуру царя Аменхотепа III. Сохмет (буквально "Могучая") занимала почетное место среди богов. Грозная львица почиталась как богиня палящего солнца и ярости войны и считалась дочерью бога Ра. В ее власти было напустить на людей болезни и излечить от них. Она была покровительницей врачей


Статуя богини Мут-Сохмет Древний Египет Середина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия гранит Храм Мут-Сохмет в Фивах

В связи с перенесением во II тысячелетии до н.э. столицы Древнего Египта из Мемфиса на юг в Фивы, богиня Сохмет была отождествлена с местной Мут (древнеегипетск. "мут" - мать), изображавшейся как коршуница. Фиванская Триада божеств включала бога Амона-Ра, его супругу Мут-Сохмет и их сына - бога луны Хонсу. Местом пребывания этой Триады считался комплекс в Фивах, который в наши дни называют Карнакским храмом. Статуя происходит из храма Мут-Сохмет, первоначально украшенного 574 двухметровыми изображениями богини. Известный русский путешественник, писатель А.С. Норов (1795-1869) нашел эту статую Мут-Сохмет в руинах святилища и купил ее. Высота изваяния достигает двух метров. Сотрудники музея уверяют, что на коленях статуи может появляться кровь, как предзнаменование тяжелых событий в жизни страны. Последний раз работники Эрмитажа наблюдали это в 1991 году, в преддверии распада СССР.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

Изображение градоначальника Фив с женой и матерью - единственная в Эрмитаже монументальная семейная группа Нового царства. Она представляет постамарнское искусство времени правления преемников царя-реформатора Эхнатона или более позднее. Из одного блока серого гранита высечены три сидящие на скамье фигуры с большими головами в париках. В центре представлен, судя по иероглифической надписи на одежде, "верховный писец царя, любимый им... начальник житниц Амона, покойный князь Города (т.е. Фив), Аменемхеб, рожденный Кало". На нем характерное для этого времени парадное одеяние - рубашка с широкими в складках рукавами и длинный передник.


Градоначальник Аменемхеб с женой и матерью деталь Древний Египет Конец XIV - начало XIII вв. до н.э. Новое царство, XVIII - XIX династия гранит Гробница Аменемхеба в Дра Абу эль-Нага Фиванского некрополя Поступил в 1852 г. Дар М. Лейхтенбергского

По правую руку Аменемхеба сидит его мать - "певица Амона, госпожа дома, покойная Кало...". По левую руку градоначальника Фив - его жена, верховная жрица храма богини Хатхор, "певица Амона", "покойная Таисеннеферт". Женщины обнимают Аменемхеба за плечи - жест, передающий родственную привязанность. Согласно традиции, все три широких, круглых, чуть уплощенных лица совершенно одинаковы. Чтобы передать складки тонких прозрачных плиссированных тканей нарядных одежд, резчики используют глубокую гравировку, разрушая цельность поверхности камня. Гробница градоначальника Аменемхеба находится в Дра Абу эль-Нага на западном берегу Нила в Фивах. На скульптурной группе сохранились тексты, восходящие к "Книге мертвых".


Стела Ипи Древний Египет Вторая половина XIV в. до н.э. Новое царство, XVIII династия известняк

Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики в собрании Эрмитажа. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса. Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую - с жезлом "уас" - протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов (фигурка человека, изготовляемая из мягких пород камня , устанавливавшаяся в храме для того, чтобы молиться за поставившего её человека). Различная трактовка образов Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована, а фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. На стеле прекрасно сохранилась первоначальная раскраска продержавшиеся на камне более двух тысячелетий и выполненная, согласно канону, минеральными красками. В цветовом решении фигуры Анубиса преобладают характерные для божеств цвета - синий и зеленый, краски для которых получали из ляпис-лазури и малахита. Надписи стелы содержат жертвенную формулу, имя и титулы Ипи.


Кратериск Египет I-V вв. стекло выдувание поступил из собрания Голицына.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе.

Клеопатра Седьмая — одна из знаменитейших личностей античного мира. Ей выпала роль царствовать более двадцати лет и стать последней царицей Египта. Она вошла в историю благодаря своему женскому обаянию и любовной связи с Юлием Цезарем и Марком Антонием. От них обоих у нее были дети. Трагическая гибель царицы добавила ее образу романтичный ореол, который остается с ней на протяжении тысячелетий. Статуя царицы украшает зал Эрмитажа. Статуя царицы Клеопатры - уникальнейший шедевр, который является жемчужиной коллекции.


Статуя царицы Клеопатры Древний Египет I в. до н.э. Династия Птолемеев базальт Поступила в 1929 г. из дворца в Петергофе

Постоянная экспозиция отображает главные вехи развития культуры Древнего Египта. Старое царство представлено фрагментами настенных рельефов из гробниц знати 5-6 династий, а также культовые вещи — стелы, деревянные фигурки слуг, частные статуэтки. Новое царство характеризуют скульптуры, стелы, предметы художественного ремесла.

Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями, главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым", имена и титулы владельцев стел и их близких, нередко изображаемых вместе с ними на памятниках.

Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела, статуя, статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.



Боги Древнего Египта. Осирис и Исида Осирис - владыка загробного мира. Исида с Хором.


Статуя бога Осириса

Оси́рис— бог возрождения, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии. Иногда Осирис изображался с головою быка. Царствуя над Египтом, Осирис научил людей земледелию, садоводству и виноделию, но был убит своим братом, богом Сетом, желавшим править вместо него. Жена Осириса, его сестра Изида, нашла его труп и стала оплакивать его вместе со своей сестрой Нефтидой. Ра, сжалившись, посылает шакалоголового бога Анубиса, который собрал рассыпавшиеся (а по другому варианту — разрубленные Сетом) части Осириса, набальзамировал тело и запеленал его. Исида же в виде соколицы опустилась на труп Осириса и, чудесным образом зачав от него, родила сына Гора. Гор и зачат и рожден для того, чтобы выступить естественным мстителем за смерть отца. В то же время он считает себя и единственным законным наследником последнего. После длительной тяжбы Гор признается правомочным наследником Осириса и получает царство. Он воскрешает Осириса, дав ему проглотить свое око. Однако Осирис не возвращается на землю и остается царем мертвых, предоставляя Гору править царством живых.

Мумия египетского жреца Па-ди-иста в Эрмитаже (X в. до н. э.) в Эрмитаже
Мумия (араб. и перс.), труп, предохранённый от разложения искусственным способом. Стремление сохранить тело после смерти у многих народов было связано с представлениями о загробной жизни и о бессмертии души. Мумификация трупов людей и священных животных широко применялась в Древнем Египте. Древнейшая из известных М. - мумия египетской царицы Хетепхерес (3-е тыс. до н. э.). Сохранение трупов умерших путём прокапчивания было известно древним народам Перу, Мексики, Канарских островов. На территории СССР мумии были обнаружены при раскопках Пазырыкских курганов на Алтае (5-4 вв. до н. э.). Погребения с мумиями содержат обычно богатый инвентарь, и их раскопки дают ценные материалы по быту, культуре, искусству и религии древних обществ.

Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта - прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура ни до ни после не существовали такое продолжительное время - более четырех тысячелетий, причем в практически неизменном виде. Для сравнения достаточно вспомнить Грецию, от истоков до падения которой прошло около двух тысячелетий. За это время греческая цивилизация впервые появилась на мировой сцене, прошла через ряд драматичнейших изменений, нередко сотрясавших ее до основания, была завоевана римлянами, покорила их души, и наконец, уступила место христианской культуре. А царство фараонов вошло в историю уже окончательно сформировавшимся, просуществовало почти сорок веков, и лишь потом сошло на нет, растворившись в более молодых культурах.

Богатейшая культура, высокий уровень искусства, полная тайн и жестоких загадок мифология и история - вот неполный список того, что привлекает к древнеегипетской цивилизации умы ученых, исследователей, писателей вот уже не один век.

Египет - одна из древнейших мировых цивилизаций, чью историю удалось воссоздать по многочисленным оставшимся письменным документам. Еще в 4-м тысячелетии до нашей эры первые правители Древнего Египта объединили племена, обитавшие в Северной Африке вдоль плодородной долины реки Нил. Только благодаря Нилу людям удавалось выжить в суровых иссушающих песках африканских пустынь. В Египте очень редки дожди. Единственная вода, несущая жизнь этой земле - вода Нила. Как в древности, так и сегодня пустыни занимают 96% страны. Плодородные земли лежат лишь по берегам Нила, каждый год во время разлива наполняющего колодцы и покрывающего прибрежные поля слоем питательного ила. Пока в Египте не были построены современные плотины, жизнь в стране в течение долгих веков и тысячелетий зависела только от одной реки, ее капризов и прихотей.

Древние египтяне верили в воскрешение душ и потустороннюю жизнь. Это верование подкреплялось окружающим их миром – каждый вечер Солнце заходило на западе, и каждое утро перерождалось на востоке, новая жизнь пробивалась через ростки, проросшие сквозь землю, луна сокращалась и увеличивалась. Пока сохраняется порядок, все в мире взаимозависимо, и жизнь после смерти, по-видимому, тоже должна подчиняться определенным законам. Так, например, тело должно пройти процесс мумификации и храниться в могиле, оформленной соответствующим образом и содержащей все необходимое для жизни в потустороннем мире.

Процесс мумификации – консервации тела – был описан в древних Текстах пирамид: со смертью Осириса – бога мертвых – вселенную поглотил хаос, а слезы богов превратились в материалы, чтобы мумифицировать его тело. Эти материалы включали в себя мед, канифоль и ладан.

До возникновения мумификации, телу умершего предавали позу зародыша и клали в яму, вместе с личными вещами (например, украшениями и глиняными горшками). Яму закапывали песком, который поглощал всю воду из тела, тем самым сохраняя его. Иногда захоронения обкладывали глиняными кирпичами и покрывали крышей, а покойников одевали в животную шкуру или предавали земле в глиняном сосуде, корзине или деревянных гробах. «Благодаря» этим способам, разложение тела происходило быстрее, так как тело больше не вступало в контакт с песком. Для того, чтобы решить эту проблему, внутренние органы умерших стали извлекать из тела, а внутрь клали иссушающие субстраты для мумификации.

Процесс мумификации стали практиковать в Египте с 2400 до н.э. вплоть до Греко-римского периода. Во времена Древнего Царства люди верили, что только фараонам суждено познать бессмертие. Однако, около 2000 до н.э. воззрения изменились: каждый мог попасть в загробный мир, при условии, если его тело мумифицировано, и соответствующие предметы присутствуют в гробнице. Но, так как мумификация была далеко не всем по карману, воспользоваться этим преимуществом могли только состоятельные люди. Хотя мумификация и не была обязательным условием для воскрешения души в потустороннем мире, вероятно, ее рекомендовали как наиболее верный способ достижения цели. Также, для того чтобы помочь усопшему совершить успешное перемещение в мир иной, использовались молитвы в Книге Мертвых.

Искусство мумификации усовершенствовалось в Третьем Переходном Периоде (1070-712 до н.э.). Около 450 до н.э. (Поздний Период), греческий историк Геродот задокументировал процесс.

Мумия жреца в Эрмитаже.
Он лежит под футляром из специального стекла - ему противопоказано общение с воздухом музея, его нельзя фотографировать - это смертельно для него. Для жреца созданы особые условия жизни в Эрмитаже. Время от времени поднимают его футляр, саркофаг "дезинфицируют", проверяют состояние мумии. Оно зависит и от влажности воздуха, и от туманов или обилия солнечных лучей, хотя зал Египта находится на первом этаже окнами на север. От всего перечисленного и целой кучи сопутствующих проблем, плесень на его животе то расползается, то уменьшается. Практически всегда жрец улыбается, грустно или насмешливо, а иногда и злобно.

"По количеству старинных и не очень старинных мумифицированных трупов Петербург – мировой рекордсмен. Самая же знаменитая петербургская мумия – это, безусловно, замурованное в эрмитажной витрине голое, почерневшее от времени тело древнеегипетского жреца.

Но даже после массированной многовековой охоты за ними, иссохших древнеегипетских тел до нас дошло столько, что мумиями украшена коллекция практически каждого крупного музея. В Эрмитаже, например, их не меньше пяти.
Они хранятся в запасниках музея. Не исключено, что с бирочками на больших пальцах ног. За всех приходится отдуваться одному жрецу.
Запрокинув голову и закусив верхнюю губу, жрец Па-ди-ист который год лежит и покрывается пылью в замурованной пуленепробиваемой витрине. Выглядит он усталым. Чтобы толпящиеся вокруг туристы не попортили экспонат, к нему приставлен смотритель.

Не все хранящиеся у нас останки могут похвастаться столь древним происхождением."

Жизнь египтянина была подготовкой к загробному существованию, и все его силы были устремлены на то, чтобы обеспечить достойную жизнь души после смерти. Фараоны начинали готовиться к смерти и торжественному погребению, едва взойдя на трон. Знаменитые египетские пирамиды, где хоронили правителей, строились порой не один десяток лет.
Практика мумифицирования достигла своего пика в XI и XII веках до н.э. в Фивах, где располагались сохранившиеся и по сей день Луксор и Карнак. Целью мумификации стало сохранение тела невредимым для его транспортировки в загробный мир.