Как научиться смирению православие. Можно ли не думать о смирении и терпении? Понятие смирения как христианской добродетели

митрополит
  • старец
  • схиигумен Савва
  • преп.
  • (из жития прп. )
  • прот.
  • прот. В. Тулупов
  • А. М. Леонов
  • Энциклопедия изречений
  • Ю.В. Коренева
  • Смире́ние -
    1) христианская добродетель; то же, что ;
    2) сознательное самоуничижение с целью борьбы с тщеславием и гордостью (пример: Христа ради );
    3) послушность, покорность, проявляемая в отношении кого-либо (напр. духовника).

    Слово «смирение» имеет в своей основе слово «мир». Это указывает на то, что смиренный человек всегда пребывает в мире с Богом, самим собой и другими людьми.

    Смирение это трезвое видение самого себя. Человека, у которого нет смирения, действительно можно сравнить с пьяным. Как тот находится в эйфории, думая, что «море по колено», не видит себя со стороны и поэтому бывает не в состоянии правильно оценить многие трудные ситуации, так и отсутствие смирения приводит к духовной эйфории – человек не видит себя со стороны и не может адекватно оценить ситуацию, в которой он находится по отношению к , людям и самому себе . Разделить смирение на эти три категории можно лишь условно, теоретически, для удобства восприятия, но по сути – это одно качество.

    • Смирение по отношению к Богу – это видение своих , надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение – стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» ().
    • По отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя, и умении не отождествлять ближнего, как творение Божие, и его грехи.
    • Человек, обладающий смирением по отношению к самому себе , не смотрит за недостатками других, так как прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости». Вся святоотеческая монашеская литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.

    Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит – путь к Богу – окажется бесплодным.

    В «Лествице добродетелей, возводящих на небо» преподобный пишет о трёх степенях смирения. Первая степень состоит в радостном перенесении уничижений, когда душа распростертыми объятьями принимает их, как врачевство. На второй степени истребляется всякий гнев. Третья же степень состоит в совершенном недоверии своим добрым делам и всегдашнем желании научаться ().

    Следуя учению православных подвижников, истинное смирение достигается только деланием евангельских . «Смирение естественно образуется в душе от деятельности по евангельским заповедям», – учит преподобный . Но каким образом делание заповедей может привести к смирению? Ведь исполнение заповеди, напротив, может вести человека к чрезмерному удовлетворению собой.

    Напомним, что евангельские заповеди бесконечно превышают обыкновенные нравственные нормы, достаточные для человеческого общежития. Они – не человеческое учение, а заповеди совершенно святого Бога. Евангельские заповеди являют собой Божественные требования к человеку, заключающиеся в призыве любить Бога всем умом и сердцем, а ближнего как самого себя ()

    Стремясь исполнить Божественные требования, христианский подвижник опытно познает недостаточность своих усилий. По слову св. , он видит, что ежечасно увлекается своими страстями, вопреки своему желанию стремится к действиям, всецело противным заповедям. Стремление исполнить заповеди открывает ему печальное состояние поврежденной грехопадением человеческой природы, обнаруживает его отчуждение от любви к Богу и ближнему. В искренности своего сердца он признает свою греховность, неспособность исполнить предначертанное Богом добро. Саму жизнь свою он рассматривает как непрерывную цепь согрешений и падений, как череду поступков, заслуживающих Божественного наказания.

    Видение своих грехов рождает в подвижнике надежду только на Божие милосердие, а не на собственные заслуги. Он опытно испытывает потребность в Божественной помощи, просит у Бога силы для освобождения от власти греха. И Бог дает эту благодатную силу, освобождающую от греховных страстей, водворяющую неизреченный мир в человеческой душе.

    Отметим, что слово «мир» является частью корня слова «смирение» совсем не случайно. Посещающая человеческую душу, Божественная благодать дает ей невыразимые словами безмятежность и тишину, ощущение примирения со всеми, которое свойственно Самому Богу. Это есть мир Божий, превосходящий всякий ум, о котором говорит апостол () . Это есть Божественное смирение и кротость, которым Бог желает научить всех людей () . Наличие в сердце смирения свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию.

    Смирение является непостижимым и невыразимым, поскольку непостижим и невыразим Сам Бог и Его действия в человеческой душе. Смирение слагается из человеческой немощи и Божественной благодати, восполняющей человеческую немощь. В смирении присутствует действие всемогущего Бога, поэтому смирение всегда исполнено невыразимой и непостижимой духовной силы, преображающей человека и все вокруг.

    Под смирением часто имеют в виду – унижение себя напоказ. Такое унижение не есть смирение, но вид страсти тщеславия. Оно есть лицемерие и человекоугодие. Оно признано святыми душевредным.

    Почему смирение почитается одной из главных христианских добродетелей?

    Подлинное смирение подразумевает должное отношение христианина к Богу и созданному Им миру, должное отношение к себе.

    В отличие от тщеславного гордеца, имеющего искаженное, чрезвычайно завышенное представление о своей личности, роли и месте в жизни, смиренный человек правильно и ответственно оценивает свою жизненную роль.

    Прежде всего он сознаёт себя , желающим и готовым безропотно исполнять Его . Более того, он не просто признаёт свою зависимость от Творца (что бывает свойственно и эгоистам, и гордецам), но питает к Нему высочайшее доверие как к Благому и Любящему Отцу; он бывает благодарен Ему даже тогда, когда пребывает в и .

    Без смирения невозможно выстраивать богоугодные отношения ни с Создателем, ни со своими ближними. не подразумевает искренней, бескорыстной любви к Богу и людям.

    Положим, человек гордый готов в чём-то слушаться Бога, например, когда Божьи замыслы соответствуют его личным расположениям и амбициям. В случае же, если Божественное повеление идёт вразрез с его персональными планами, он может его «не заметить» или даже открыто проигнорировать.

    Так, ветхозаветный военачальник Ииуй радостно и незамедлительно отреагировал на Божественное произволение о помазании его в царя над Израилем (). Недюжинную послушность Божественной он выказал и по части истребления дома Ахава ().

    В данном случае Ииуй служил орудием Божьего гнева и суда Правды над нечестивцами. Однако там, где от него требовалось проявить подлинное религиозное смирение, он уже не был столь ревностным и послушным.

    Во время земного служения Сына Божьего многие из представителей Израиля, главным образом фарисеи, проявляли по отношению к Богу формальную покорность: всенародно молились, постились, исполняли обряды и требовали их исполнения от соплеменников. Внешне они вполне могли бы сойти за смиренных людей, послушных Божественному Провидению.

    Однако, гнездившиеся в их сердцах гордость и эгоизм смежали их духовные очи, препятствовали распознать во Христе Всемогущего Бога, Того Самого, смиренного и кроткого Помазанника, о котором оповещали «почитавшиеся» ими Священные Книги, и подготовке к встрече с Которым посвящался «соблюдаемый» ими закон. Впоследствии гордость и зависть толкнули их на куда более страшное преступление: богоубийство.

    Имей они хотя бы такое смирение, какое имела женщина Хананеянка, правильно воспринявшая слова Искупителя о неуместности отбирать хлеб у детей и бросать его псам (), или такое, какое имел грешный мытарь, взывавший к Божественной милости (), им было бы легче принять Искупителя, примкнуть к Его ученикам, а затем, наложив на себя узы жертвенного служения, оставить всё и способствовать распространению .

    …Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ().

    Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (

    Смирение - как научиться принимать

    Смирение - это в первую очередь жить с миром в Душе! В ладу с собой, в гармонии с окружающим миром и Богом. Смирение – это внутреннее принятие ситуаций, которые происходят с нами. Любых ситуаций, каких бы сфер жизни это не касалось.

    Например Аюрведа – ведическая медицина, считает, что заболевший человек не имеет шансов исцелиться, если он не принял свою болезнь. Вылечить можно практически любую болезнь, но только тогда, когда человек её внутренне принял, смирился, понял для чего пришла в его жизнь болезнь, проработал те задачи, которые перед ним ставит болезнь. Так же и все жизненные сложные ситуации – пока не примешь, не изменишь.

    Как понять – принимаю я ситуацию или нет. Если принимаю – внутри меня спокойствие, меня ничего не цепляет, не напрягает по ситуации. Я о ней думаю и говорю спокойно. Внутри полный штиль и расслабление. Если не принимаю – то внутри напряжение, внутренний диалог, претензии, обиды, раздражение и т.д. Боль. Чем больше боли – тем больше неприятия. Как только принимаем – боль уходит.

    Многие под словом принятие или смирение понимают слабость, униженность. Мол смирился, значит сижу сложа руки и будь, что будет, пусть все об меня вытирают ноги. На самом деле истинное смирение дарит человеку достоинство. Смирение и принятие они внутри - это внутренние качества, а на внешнем уровне я предпринимаю какие то действия.

    Рассмотрим несколько примеров:

    1. Часто с трудностями мы сталкиваемся в личных отношениях. В нашей голове другая картинка отношений с любимым, чем та, которую мы получаем в реальности. В нашей голове и образ, и поведение любимого человека другое, чем то, которое мы получаем по факту. Именно несоответствие желаемого и действительного доставляет нам страдания и боль. Часто корень наших бед мы видим не в себе, а в другом. Вот он изменится и я перестану страдать. Запомните, причина бед не в другом человеке или его поведении, причина в нас и в нашем отношении к близкому человеку.

    В первую очередь мы должны принять реальность такой, какая она есть. Наша реальность создаётся нашими подсознательными программами и Богом. Мы на самом деле получаем не то, чего хотим, а то, что заслуживаем. Так работает закон кармы – что посеешь, то и пожнёшь. Нынешняя реальность посеяна нами, какими то нашими действиями в прошлом - в этой или прошлой жизни. Протестовать и страдать, глупо и не конструктивно! Гораздо конструктивней внутренне принять реальность такой, какая она есть. Принять любимого человека таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, со всем его отношением к нам. Принять ответственность за всё что происходит в нашей жизни – за события,за людей, за их отношение к нам – на себя! Только я несу ответственность за то, что происходит в моей жизни.

    Это мы сами всё себе «притянули». Это мои какие то действия и энергии заставляют второго так действовать по отношению ко мне, как мне может не совсем приятно. Через близких к нам приходит наша собственная карма. И дальше, засучив рукава нужно начать внутреннюю работу. Всё что с нами здесь происходит – это уроки. Наши близкие – это наши самые главные Учителя. Каждая трудная ситуация послана нам не для борьбы с ней, а для нашего обучения. Благодаря этой ситуации мы можем глубже понять жизнь, что то в себе изменить в лучшую сторону, развить безусловную любовь, подняться на новый уровень развития, получить некий необходимый нашей Душе жизненный опыт, отдать свой кармический долг.

    Только приняв ситуацию, наконец можно начать думать о том – а чему собственно обучают. Для чего нам послана эта ситуация? Каким своим поведением и мыслями мы привлекли эту ситуацию в жизнь?! Может мы не справляемся со своей ролью мужчины или женщины, развиваем в себе чуждые своей природе качества? Значит мы должны идти и получать знания, как правильно выполнять свою роль. Как в этом мире должен действовать мужчина и как должна действовать женщина, что бы это было в гармонии с законами Вселенной. Я всегда говорю о том, что для того, что бы быть мужчиной или женщиной не достаточно родиться в мужском или женском теле. Мужчиной или Женщиной надо стать – это большая жизненная задача. И с реализации этой задачи начинается наше предназначение в мире.

    Но это не единственная причина проблем в отношениях, хотя она конечно самая глобальная и именно от неё рождаются все остальные проблемки в отношениях полов. Опять таки каждый случай конечно очень индивидуален. Может эта ситуация учит нас самоуважению и мы должны сказать нет отношениям. Или может нам надо научиться постоять за себя, не давать другому человеку себя оскорблять, унижать и не дай бог бить. Т.е. внутренне приняв ситуацию я уже себя защищаю не на эмоциях обиды и раздражения, а на эмоции любви к себе и к другому, на эмоции принятия. Т.е. внутренне у нас полное спокойствие – а внешне мы возможно говорим довольно жёсткие слова, принимаем какие то меры, не позволяем себя оскорблять, жёстко ставим второго человека на место. Т.е. мы действуем на внешнем уровне не вовлекаясь в эмоцию, не с позиции Эго и обиды - мы действуем с позиции Души.

    Без смирения христианская духовная жизнь невозможна. Христианин должен учиться со смирением принимать скорби – не сжав зубы, терпеть во что бы то ни стало, а именно принять боль. Но что делать, если смирения нет? Специально для портала “ ” – беседа Тамары Амелиной с протоиереем Алексием Уминским.

    – Путь к смирению достаточно долог и сложен. Это путь длиною во всю жизнь. Конечно, это духовная наполненность. Авва Дорофей говорит: «Каждый молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение», должен знать, что он просит Бога, дабы он послал ему не кого-нибудь, а оскорбить его».

    – Смирение – принятие себя таким, какой ты есть. Чаще всего самая большая проблема для человека – быть самим собой, быть тем, кто ты есть на сегодняшний момент. Самое большое несмирение – человек не хочет себе признаться, кто он есть на самом деле. Человек хочет выглядеть в глазах других людей лучше, чем есть на самом деле. У всех же это есть, да? И никому не хочется, чтобы знали, что ты думаешь, что творится в твоей душе. И все проблемы нашего несмирения, наши обиды происходят от того, что люди замечают, какие мы есть на самом деле и как-то дают нам это понять. А мы на это обижаемся. По большому счету это именно так.

    Начальный момент смирения может начаться именно с этого: если тебе говорят «Смирись», то, значит, подумай, а что произошло? И найди причину в самом себе. Может быть, ты и есть тот самый человек, к которому обращены эти слова обиды и в них нет ничего обидного? Если дураку сказать, что он дурак, то что в этом обидного для дурака? Для дурака не может быть ничего в этом обидного. Если я дурак, и мне сказали, что я дурак, то я не могу на это обидеться!

    – Так кто ж себя считает дураком?

    – Так вот, смиренный человек, если он знает, кто он такой, он не обидится.

    – Но всегда же есть люди и глупее, и хуже?

    – Не факт! Это еще надо разгадать! Может, и есть, но они тоже дураки, и я такой же как и они. Вот и все. Наша жизнь есть цепь доказательств того, чтобы люди поверили, какие мы умные, сильные, талантливые… Ну, вот скажите, надо ли умному человеку доказывать, что он умный? Не надо! Если человек доказывает, что он умный, значит, он дурак. И когда ему говорят, что он дурак, он не должен обижаться. Примерно так, я, конечно, рисую грубую схему. Человек должен прежде всего понять, кто он есть на самом деле. И не бояться быть самим собой. Потому что это точка отсчета.

    – А если тебе это говорит тоже дурак?

    – Дурак может стать умным! Дурак, если он поймет, что он дурак, он может постараться и стать умным! Не делать вид, что он умный, а как-то поучиться быть умным. Трус может научиться стать смелым, если он поймет, что он трус и захочет стать смелым.

    Каждый человек, если он поймет точку отсчета, у него будет куда идти. С этого начинается смирение. Человек, прежде всего, с собой должен примириться в Боге и увидеть, кто он такой есть. Потому что если человек считает, что он умный, то зачем ему просить у Бога ума? Он и так умный. Если человек считает себя талантливым, то зачем просить у Бога таланта? А если он считает, что у него чего-то нет, значит, он может просить это у Бога, значит, ему есть куда стремиться, значит, есть, куда идти. А так – идти некуда. Почему начинаются с «Блаженны нищие духом» (Мф. 5, 3).? Потому что нищий все время что-то просит, у нищего ничего нет. Хотя при желании он может так набить карманы деньгами! Есть даже такая профессия – профессиональный нищий. Так вот, принцип один и тот же. Человек в глазах других людей признал себя нищим. Он такой жизнью живет, он из этого нищенства получает способ жизненного существования.

    А если это перевести в духовный план, как нас учит Евангелие, тогда можно что-то в этой жизни приобрести для себя важное, а без этого не приобретешь. Самой большой проблемой, самым большим препятствием для приобретения каких-то духовных даров или силы для движения к Богу, прежде всего, является то, что мы не хотим быть самими собой. Нам хочется в глазах других выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Понятно, что нам хочется быть лучше, но мы не делаем для этого простых вещей.

    Мы не хотим, чтобы люди видели, какие мы есть на самом деле. Нам очень страшно от этого, нам страшно как Адаму, который хочет от Бога спрятаться, нам хочется сразу прикрыть всю свою наготу.

    А смирение, прежде всего, состоит, как мне кажется, в том, что человек совершает очень мужественный поступок. Он не боится быть дураком, если он дурак. Не боится признать свою глупость, если он глуп. Не боится признать свою неспособность, если он неспособен. Не боится признать свою бесталанность, если у него что-то не получается. Не впадает от этого в уныние, самоедство, что, мол, как же так, есть же еще хуже меня, а понимает, что это есть точка отсчета. Поэтому, когда ему говорят «дурак», он не обижается, а смиряется.

    – Еще смирение часто путают с равнодушием.

    – Есть понятие «бесстрастие», а есть понятие «бесчувствие». Это разные вещи.

    – Если в человеке не проявляется каких-то страстей, осуждения, например, то кажется, что с душой все в порядке.

    – Да, нет. Что значит в порядке? Если в душе человека мир, тогда с ним все порядке, а если безжизненное болото, то это состояние с этим жить тяжело.

    – Критерий – мир, радость?

    – Да, то, что в Евангелии написано. В Послании апостола Павла к галатам: «…любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость…» (Гал. 6–7).

    – Могу я не упоминать в молитве людей, о которых мне трудно молиться?

    – Если Вы христианка, то не можете

    – Не могу я даже имена их произносить, у меня сразу такие искушения… Даже молитва прекращается… Хочется забыть …

    – Если Вы христианка, то не имеете права. Значит, должны просить у Бога на это сил.

    Как сказал : «Не желать видеть и слышать человека похоже на приказ его расстрелять».

    – Неужели, действительно, существуют такие люди, которые способны преодолеть, казалось бы, немыслимые предательства?

    – Попробовать можно. Смотря что вы у Бога будете просить. Если вы будете просить, чтобы Бог привел к покаянию этих людей, дал им возможность понять, что они сделали неправильно, чтобы Господь не дал им до конца погибнуть, чтобы Господь помог им измениться, то почему бы нет?

    – Есть мнение, что, если молишься за таких людей, то на себя принимаешь груз их греха.

    – Это, конечно, полное безобразие. Когда люди оправдывают нежелание за кого-то молиться какими-то искушениями. Тогда лучше снять с себя крест, в храм не ходить и жить себе спокойненько жизнью без церкви – без Христа и без креста. Вообще тогда не будет никаких искушений! Все будет отлично! Это, конечно, безобразие, но распространенное безобразие. Из такого ложного смирения, мол, недостойны, немощны, куда нам… Потому что люди не любят Христа, а любят только себя.

    Пишет: «И, наверное, именно потому так редко совершаются чудеса в наши дни, что нам хочется чуда в тех случаях, когда есть другой выход, хочется чуда только по той причине, что так будет проще. Мы ждем чуда и просим о чуде, не исчерпав все свои возможности, просим о чуде, а надо бы просить сил, мудрости, терпения и упорства».

    Совершенно согласен с этими словами отца Георгия.

    Беседовала Тамара Амелина

    Здравствуйте друзья.

    Сегодня я хочу спросить у вас, а умеете ли вы терпеть, можете ли вы быть терпеливыми. Или вам даже не нравится это слово. Скорее всего, нет. Обычно хочется получить все сразу, а если этого не случается, мы сильно разочаровываемся или даже впадаем в депрессию. В этой статье я расскажу вам, как научиться терпению и сдержанности, как стать терпеливым человеком, расскажу также про смирение и терпимость.

    Сила терпения

    В жизни без терпения нельзя. Хотите ли вы стать здоровыми, счастливыми людьми. Или же хотите достичь определенных целей, стать финансово благополучным или сделать что-то стоящее в жизни, вы должны научиться ждать и знать, как набраться терпения.

    Ведь, например, здоровье нельзя получить сразу. Человек долгое время издевался над своим организмом, а когда организм сдался и заболел, он хочет выпить какую-нибудь таблетку и сразу вылечиться. Но так не бывает.

    Вот на этом нереальном желании больного, очень много делается денег. Придумываются якобы волшебные таблетки, предлагаются всевозможные консультации и обещания нереально быстрых исцелений. Человек находит в интернете чудо средство и сразу его покупает. Но он не хочет сам работать над собой, над своим здоровьем.

    А ведь только так, в основном своими силами, можно стать здоровым и счастливым. Врачи лишь помогают организму вылечиться, особенно в тяжелых случаях, когда нужна операция. Всю основную работу он должен сделать сам. В организме заложены огромные силы . Нам нужно самим заниматься своим здоровьем и смиренно ждать результаты. А для этого нужно вырабатывать терпение. И так во всех сферах жизни.

    Как выглядит терпение

    Железное терпение это важное качество человека, помогающее ему добиваться любых, даже сложных целей, не опускать руки в тяжелых ситуациях, быть спокойным и трезвомыслящим, а значит всегда правильно принимать решения.

    Ведь желаемое не всегда дается легко. Часто возникают определенные трудности. Столкнувшись со всевозможными препятствиями на своем пути, человек просто опускает руки и сдается. Причина тому завышенные требования от реальности и отсутствие элементарного терпения.

    Поэтому если мы хотим чего-то добиться в жизни, стать здоровыми и , мы должны научиться быть терпеливыми. Ведь не зря говорят: "терпение и труд все перетрут".

    Раньше терпение всегда считалось хорошим тоном и почиталось как неотъемлемое качество мудрого человека. Терпение, мудрость и добродетель всегда были вместе. Сегодня, при современном темпе жизни, мы разучились терпеть. Мы не можем долго стоять в очереди, злимся и ругаемся с окружающими, если они заставляют нас ждать, не выносим ожидание результата своей работы. И так во всех сферах жизни. Всем нам недостает терпения.


    Неумение терпеть приводит к проблемам не только вне дома, но и в кругу семьи. Мы не терпеливы к своим детям, к любимым людям, из-за этого ругаемся с ними, портим отношения. Все это разрушает семейный очаг, приводит к разводам. Где взять терпение современному человеку?

    Нетерпение как причина болезней

    Я все время пытаюсь на этом блоге вам показать, что отрицательные мысли и эмоции приводят к физическим болезням и .

    А как раз отсутствие терпения, порождает шквал всевозможных плохих мыслей и эмоций, а значит, вы рано или поздно заболеете.

    Все взаимосвязано. Вы не можете ждать улучшений в своей жизни, потому что недовольны тем, что сейчас имеете. Не можете стоять в очереди, потому что вас раздражают люди, и вы вечно куда-то торопитесь. Не можете быть терпеливы к детям и к любимому человеку, значит, вы злитесь на них и требуете от них, чтобы их поведение соответствовало вашим представлениям. То есть тут взаимозависимый процесс.

    Наличие внутри вас неправильных установок и отрицательных проявлений психики порождает нетерпение. Но и само отсутствие терпения, влечет за собой новый шквал плохих мыслей и эмоций. Все это высасывает наши силы, приводит к дисбалансу в психоэмоциональной сфере. Вот вам и нервное истощение, неврозы, а также всевозможные болезни тела. Так что хотите быть здоровыми, учитесь терпеть.

    Не нужно терпеть через силу

    А сейчас я вам скажу прямо противоположное. Не нужно терпеть через силу. Если вы для терпения применяете силу воли и стиснув зубы что-то терпите, то вы заработаете себе также физические болезни и психические проблемы. Почему такое противоречие?

    Часто приходится слышать советы, что нужно терпеть, терпеть и все будет хорошо. Но тут смешиваются два противоположных понятия, а многие психологи не понимают сути дела.

    Если вы чего-то ждете через силу, применяете силу воли, сильно стараетесь быть терпеливыми, то это не то терпение, которое нужно человеку и которое избавляет его от множества проблем, о которых я говорил. Допустим, вы стоите в очереди, начинаете злиться, выходите из себя. Но потом вспоминаете, что это не правильно, что нужно быть терпимее. Вы начинаете сдерживать свой гнев, всеми силами стараетесь его удержать. Вот тут вы совершаете большую ошибку. Не давая проявиться гневу наружу, вы тем самым загоняете его внутрь, где он начнет локализоваться в теле и вызывать болезни.

    Вы создаете излишнее напряжение, приводящее сначала к энергетическому, а затем физическому блоку.

    А чем же настоящее терпение, которое является признаком мудрости и которое нам нужно, отличается от того терпения, когда мы сдавливаем эмоции и загоняем их внутрь.

    Сейчас расскажу.

    Как выработать, как развить терпение в себе

    Для того чтобы по-настоящему стать терпимее нужно не терпеть свои эмоции, не терпеть тех людей, которые вас раздражают, не терпеть свою судьбу или окружающую действительность, а именно принимать и понимать. Вот это и есть настоящая мудрость, зрелость человека, приводящая к настоящему, а не мнимому терпению. И только так вы обретете здоровье и счастье.

    То есть, стоя в очереди, мы не терпим свою злость, а понимаем, что очереди не избежать и нужно просто ждать.


    Проходя черную полосу своей судьбы, мы не впадаем в депрессию от этого, а понимаем, что такова судьба, такова жизнь, все наладится, пойдет белая полоса, нужно просто смириться и спокойно ждать. Ну, или действовать для изменения жизни в лучшую сторону. Но с пониманием обстановки, спокойно без суеты, потому что мы принимаем действительность такой, какая она есть, мы смиряемся, а не злимся на судьбу.

    Когда дети, близкие люди делают не то, что мы хотим, то мы терпим это. Но терпя, это не значит, что мы терпим свою злость на них, а именно принимаем и понимаем их, их поступки. А если нужно что-то изменить в их поведении, мы спокойно, потому что нет злости, идем на разговор, объясняем, ищем компромисс. Вот это и есть настоящее, а не мнимое терпение. Настоящее правильное терпение еще называют терпимость.

    Терпя свои отрицательные эмоции, мы на самом деле не стали терпеливее, мы остались внутри такими же, просто прячем это от всех внутри себя. Только принятие и понимание дает настоящее терпение или сказать более правильней - терпимость. Терпение и понимание, терпение и смирение вместе превращаются в терпимость.

    Чем терпение отличается от терпимости можно подробно почитать в отдельной небольшой .

    Чтобы по-настоящему стать терпеливее и спокойнее нужно:

    1. Принимать реальность такой, какая она есть. Принимать и понимать людей.
      Если жизнь или кто-то не соответствует вашим ожиданиям, нужно смириться с этим и надеяться на лучшее. Ну, или действовать, но уже с трезвой головой, взвешенно принимая решение.
    2. Быть осознанным. Часто причиной нетерпения является неконтролируемый шквал всевозможных отрицательных эмоций: злости, гнева, недовольства. Какое может быть тут терпение. Во время осознанности вы не подавляете их, не терпите через силу, а осознаете их, смотрите со стороны, а значит контролируете. Например, вам нужно что-то вытерпеть, вы чего-то ждете. На вас сразу наваливается чувство злости и нетерпения. Что нужно делать? Не терпеть злость через силу, а включить здравый смысл и осознанность. Во-первых, вы должны смириться с ожиданием, понять, что от этого никуда не деться (смотри первый пункт), а затем увидеть со стороны свой гнев, свое нетерпение. Если вы включите трезвомыслие и сможете отстраниться от гнева, посмотрев на него со стороны, то гнев сначала уменьшится, а затем полностью исчезнет. Он не будет затуманивать вам голову, а значит, вы обретете ясность. Это и есть осознанность, а она включается только когда вы, повторяю, трезво мыслите, можете создавать дистанцию между вами и вашими эмоциями, когда вы расслаблены и спокойны. Поэтому читайте следующий пункт, а про более подробнее можно почитать, нажав на ссылку.
    3. Быть расслабленным и спокойным. Если вы спокойно относитесь к любым ситуациям в жизни, то вы легко сможете быть терпеливым. Да, легко сказать будьте, но как это сделать при современном темпе жизни и при переизбытке всевозможных чувств и эмоций. Но не все так плохо. Во-первых, если вы будете следовать первому пункту, то станете спокойней по жизни. Ну а во-вторых, существуют специальные техники, которые обуздают шквал неконтролируемых проявлений психики, научат вас расслабляться, сделают вас более спокойным. Это , а также . Почитайте про них, перейдя по ссылке, попробуйте, и вы удивитесь, как сильно изменитесь в лучшую сторону, станете более спокойнее и терпеливее.

    Специальных упражнений на развитие терпения не существует, просто следуйте моим рекомендациям, и вы непременно станете терпимее, а значит спокойнее.
    Я думаю, вы поняли как нужно тренировать терпение, что помогает человеку стать всегда терпеливым к жизни, к людям.
    В конце статьи приведу вам мудрые слова о силе терпения.

    Мир принадлежит терпеливым.

    Где есть любви хотя бы капля, там есть терпения океан.

    Терпение это волшебный ключ, который открывает все двери.

    Овладей терпением и тогда ты овладеешь всем.


    Спокойствие и терпение это величайшие проявления внутренней силы, а имеющий такую силу сможет достигнуть всего, чего захочет!

    В заключение хочу сказать, что если вы сможете быть спокойным и терпеливым человеком всегда, то сможете добиться успехов в любом деле. Будь это хоть и повышение здоровья, обретение счастливой жизни, учеба, работа, достижение финансового благополучия и так далее. Ведь в любом деле нужно не опускать руки при неудачах и идти дальше, а это возможно, если вы обладаете настоящим терпением - терпимостью. Чего я вам и желаю.

    А сейчас я вам предлагаю вспомнить всем известную песню в исполнении Алисы Фрейндлих. Но теперь не просто послушайте ее, а вдумайтесь в слова песни.

    Ведь в них заключена глубокая мудрость смирения и принятия. Мы должны смириться с тем, что есть, с разнообразием погоды и даже со своим уходом из этого мира. Это не смирение проигравшего, это мудрое реальное смотрение на мир. Не блуждание в своих фантазиях, а принятие мира таким, какой он есть на самом деле. Только в этом случае мы можем трезво действовать в любой ситуации, научиться истинному терпению, сможем понять как стать добрее и конечно же терпимее к людям, к миру.