В школе две главные фигуры - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.
Учитель - это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.
Как же построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?
Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия "учитель-ученик”, назначение которой - оптимизировать учебный процесс. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». И это в значительной мере поменяло весь социально-психологический аспект их взаимодействия.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стили общения педагога с учащимися"»
Стили педагогического общения
Парамонычева Татьяна Сергеевна,
МБОУ «Лицей №16 при УлГТУ города Димитровграда Ульяновской области»
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img1.jpg)
- Авторитарный (подавление)
- Индифферентный (равнодушие)
- Демократический (сотрудничество)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img2.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img3.jpg)
- Приказной тон, резкие замечания, нетактичные выпады в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.
- Субъективное оценивание успехов своих учеников, высказывание замечаний не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.
- Оценивание детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных.
- Единоличное управление классом и установление жесткого контроля за выполнением предъявляемых требований к ученикам.
- Стремление манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.
- Подчинение детей своей власти в категорической форме, не разъяснение необходимости нормативного поведения.
- Психологическое давление на личность ребенка.
![](https://i2.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img4.jpg)
![](https://i1.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img5.jpg)
- Самоустранение учителя из учебного процесса.
- Отсутствие инициативы в организации тех или иных мероприятий.
- Принятие решений под давлением администрации - «сверху», или школьников - «снизу».
- Отсутствие стремления к новшеству, боязнь проявления инициативы со стороны учащихся.
- Отсутствие совместной деятельности учащихся и педагога.
- Отсутствие дисциплины на уроке и организации учебного процесса.
- Отсутствие позитивных условий для развития личности.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img6.jpg)
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img7.jpg)
- Оцениваются факты, а не личность ученика.
- Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
- Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
- Учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят.
- Проблемы учащихся обсуждаются совместно, при этом не навязывается точка зрения педагога.
- При непосредственном взаимодействии с учениками учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (просьба, совет, информация).
- Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.
- Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.
![](https://i0.wp.com/fsd.multiurok.ru/html/2017/10/09/s_59dbd38caa76b/img8.jpg)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.
3 слайд
Описание слайда:
Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.
4 слайд
Описание слайда:
Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.
5 слайд
Описание слайда:
Авторитарный стиль - – для него характерны следующие особенности: педагог единолично определяет направление деятельности группы, класса, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся, которые вынуждены довольствоваться догадками. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.
6 слайд
Описание слайда:
Демократический стиль - - проявляется в опоре педагога на мнение группы, класса. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый учащийся поощряется, у него появляется уверенность в себе.
7 слайд
Описание слайда:
Либеральный стиль - - педагог старается не вмешиваться в жизнь группы, класса. Не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.
8 слайд
Описание слайда:
Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.
9 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.
10 слайд
Описание слайда:
Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения
11 слайд
Описание слайда:
Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.
Татьяна Зверева
Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»
Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.
Текст к презентации
«Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»
Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности
Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.
В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.
Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.
СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .
В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:
1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
2) Общение-дистанция
3) Общение – устрашение
4) Заигрывание
Все стили общения вам понятны по названию.
Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?
Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.
СЛАЙД 3: Стили педагогического общения
(по Р. Липпиту и К. Уайту)
Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.
Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.
СЛАЙД 5: Демократический
Аналогично
СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)
Аналогично
СЛАЙД 7: Смешанный стиль
В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».
СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции
(по Н. Е. Щурковой)
Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.
СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» - эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» - Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.
Какие схемы вы отнесете к уровневым?
В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».
«Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.
«Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.
Педагог, избравший дистанцию «близко» - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.
Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)
Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» - субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.
Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.
СЛАЙД 10: Стили взаимодействия
СЛАЙД 11: Субъекты и объекты
Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.
СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания
СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса
Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно - объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.
Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.
СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения
Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя - ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.
На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.
СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.
СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_1.jpg)
- а втократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов
- авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни
- демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов
- игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов
- попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов
- непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_2.jpg)
Стили педагогического общения классификация (психолог В.А. Кан-Калик):
1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога
2. Общение на основе дружеского расположения
3. Общение-дистанция
4. Общение-устрашение
5. Общение-заигрывание
![](https://i1.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_3.jpg)
Модели поведения преподавателя
- Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов
Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов .
- Модель неконтактная ("Китайская стена") между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь
Следствие : слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.
- Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть
Следствие : нарушается целостность взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_4.jpg)
Модель гипорефлексная ("Тетерев") преподаватель в общении как бы замкнут на себя
Следствие : практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума
Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми
Следствие : возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_5.jpg)
Функции взаимодействия
- конструктивная
- организационная
- коммуникативно-стимулирующая
- информационно-обучающая
- эмоционально-корригирующая
- контрольно-оценочная
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_6.jpg)
Причины препятствующие педагогическому общению
- педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
- студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;
- действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
- преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
- студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива .
![](https://i2.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_7.jpg)
- ПОТРЕБНОСТИ и умений общения
- способность ЭМПАТИИ и понимания людей
- ГИБКОСТЬ
- Умение поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
- умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
- способность к СПОНТАННОСТИ
- умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
- ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
- владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
- способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
![](https://i0.wp.com/fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_546c718f2d7fe/img_user_file_546c718f2d7fe_8.jpg)