Понятия о стиле педагогического общения презентация. Презентация на тему: "Педагогическое общение"

В школе две главные фигуры - учитель и ученик. Их общение на уроке, во внеклассной работе, на досуге становятся важным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, средством формирования личности школьника. Отношения с учителем занимают в жизни детей очень важное место, и дети очень переживают, если они не складываются.

Учитель - это не только тот, кто делится знаниями, мудростью и опытом. Он является человеком, организующим и направляющим учебно-воспитательный процесс.

Как же построить взаимоотношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и личностного развития, и в то же время оставалось бы перспективным для дальнейшего конструктивного общения?

Ответом на этот вопрос может стать модель взаимодействия "учитель-ученик”, назначение которой - оптимизировать учебный процесс. Но сегодня модель сотрудничества “учитель-ученик» устарела и приняла новый облик «человек-человек». И это в значительной мере поменяло весь социально-психологический аспект их взаимодействия.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стили общения педагога с учащимися"»

Стили педагогического общения

Парамонычева Татьяна Сергеевна,

МБОУ «Лицей №16 при УлГТУ города Димитровграда Ульяновской области»


  • Авторитарный (подавление)
  • Индифферентный (равнодушие)
  • Демократический (сотрудничество)


  • Приказной тон, резкие замечания, нетактичные выпады в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других.
  • Субъективное оценивание успехов своих учеников, высказывание замечаний не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя.
  • Оценивание детей как импульсивных, ленивых, недисциплинированных, безответственных.
  • Единоличное управление классом и установление жесткого контроля за выполнением предъявляемых требований к ученикам.
  • Стремление манипулировать классом, ставя во главу угла задачу организации дисциплины.
  • Подчинение детей своей власти в категорической форме, не разъяснение необходимости нормативного поведения.
  • Психологическое давление на личность ребенка.


  • Самоустранение учителя из учебного процесса.
  • Отсутствие инициативы в организации тех или иных мероприятий.
  • Принятие решений под давлением администрации - «сверху», или школьников - «снизу».
  • Отсутствие стремления к новшеству, боязнь проявления инициативы со стороны учащихся.
  • Отсутствие дисциплины на уроке и организации учебного процесса.
  • Отсутствие позитивных условий для развития личности.


  • Оцениваются факты, а не личность ученика.
  • Класс принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации.
  • Увеличивается инициатива, возрастает общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
  • Учитель опирается на ученический коллектив, поощряет и воспитывает самостоятельность у ребят.
  • Проблемы учащихся обсуждаются совместно, при этом не навязывается точка зрения педагога.
  • При непосредственном взаимодействии с учениками учитель пользуется не столько прямыми, сколько косвенными формами побуждения к действию (просьба, совет, информация).
  • Ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, коллега в совместном поиске знаний.
  • Учитель учитывает не только успеваемость, но и личные качества учеников.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Сущность и особенности педагогического общения раскрываются в трудах педагогов и психологов А.А. Бодалева, Н.В.Кузьминой, Я.Л. Коломинского, И.А, Зимней, А.Н.Лутошкина, А.К.Марковой.

3 слайд

Описание слайда:

Стиль как манера общения - представлен в педагогической практике тремя основными формами организации педагогического взаимодействия: - сотрудничеством педагогов и учащихся в совместном поиске знаний; - давлением педагога на учащихся и сковыванием (ограничением) их активности и творческой инициативе; - нейтральным отношением к учащимся, уходом педагога не только от проблем своих воспитанников, но и от решения собственных профессиональных задач.

4 слайд

Описание слайда:

Стиль педагогического общения - -это индивидуально-типологические особенности социально-типологического взаимодействия педагогов и обучающихся. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей педагога; - сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; - творческая индивидуальность педагога; - особенности учебной группы,класса.

5 слайд

Описание слайда:

Авторитарный стиль - – для него характерны следующие особенности: педагог единолично определяет направление деятельности группы, класса, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает любую инициативу учащихся, которые вынуждены довольствоваться догадками. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.

6 слайд

Описание слайда:

Демократический стиль - - проявляется в опоре педагога на мнение группы, класса. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспитании. Каждый учащийся поощряется, у него появляется уверенность в себе.

7 слайд

Описание слайда:

Либеральный стиль - - педагог старается не вмешиваться в жизнь группы, класса. Не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется разным, подчас противоречивым влияниям, фактически самоустраняется от ответственности за происходящее.

8 слайд

Описание слайда:

Психолог А.К. Маркова - предлагает классификацию индивидуальных стилей педагогического общения. Она выделяет: - эмоционально - импровизационный, - эмоцинально - методичный, -рассуждающе - импровизационный, -расссуждающе - методичный стили общения.

9 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС) Педагога этого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой учитель строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса учитель обращается к большому числу учеников, в основном, сильных, интересующих его. Опрашивает их в быстром темпе, задаёт неформальные вопросы, но мало даёт им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно.

10 слайд

Описание слайда:

Эмоционально-методический стиль (ЭМС) Для педагога этого стиля характерны ориентация на процесс и результаты обучения. Ориентируясь как на процесс, так и на результат обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся, в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Такого педагога отличает высокая оперативность, он часто меняет виды работы на занятиях, практикует коллективные обсуждения

11 слайд

Описание слайда:

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС) Для педагога характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. По сравнению с педагогами эмоциональных стилей обучения, педагог, использующий РИС, проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы. Реже практикует коллективные обсуждения, время спонтанной речи его учащихся на занятиях меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Педагог, применяющий РИС, меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путём (посредством подсказок, уточнений и т.д.), давая возможность отвечающим самим оформить ответ.

Татьяна Зверева
Презентация для педагогов «Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Предлагаю вам, уважаемые коллеги,еще одну тему Образовательного клуба для педагогов, имеющих небольшой опыт работы. Она тоже актуальна не только в современных условиях, но и вообще для каждого педагога. От того, насколько педагог владеет умением общаться с детьми, многое значит как для него, так и для детей. Для него - это удовлетворение от работы, высокая продуктивность занятий, а для детей - радость от общения со взрослым, радость открытия окружающего мира. По-моему, это каждый из нас знает из собственного опыта посещения детского сада и школьных лет. И лишь тот из нас состоялся как педагог если он умеет выстраивать правильные отношения с детьми, правильно общаться и занимать правильную профессиональную позицию по отношению к детям.

Текст к презентации

«Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности»

Тема нашего занятия сегодня звучит следующим образом. Тема выбрана не случайно. Эти моменты вызывают у нас затруднения при самоанализе занятий, при составлении конспекта и проведении занятия. Ну и еще выбор темы обусловлен тем, чтобы сформировать представление о современных требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам педагога.

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

1 СЛАЙД: Стили общений, отношений и позиций в педагогической деятельности

Профессиональная деятельность воспитателя - это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

В связи с этим изучение проблемы педагогического общения и создание научно обоснованных рекомендаций по организации общения педагога с детьми на современном этапе интенсивного развития и совершенствования общественного дошкольного воспитания приобретает особую актуальность.

Мы рассмотрим 3 позиции разных педагогов на классификацию стилей общения.

СЛАЙД 2: Стили педагогического руководства (по В. А. Кан-Калику) .

В. А. Кан-Калик установил и охарактеризовал следующие стили педагогического общения:

1) Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью

2) Общение-дистанция

3) Общение – устрашение

4) Заигрывание

Все стили общения вам понятны по названию.

Какой стиль на ваш взгляд самый продуктивный?

Наиболее продуктивным является общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. В основе этого стиля лежит единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.

СЛАЙД 3: Стили педагогического общения

(по Р. Липпиту и К. Уайту)

Проблема «стилей руководства», «стилей общения» педагога с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30-е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения была положена в основу работ американских ученых Липпита и Уайта, которые предложили свою классификацию стилей педагогического общения.

Характеризуется следующими моментами в общении педагога и детей.

СЛАЙД 5: Демократический

Аналогично

СЛАЙД 6: Либеральный (попустительский, конформный)

Аналогично

СЛАЙД 7: Смешанный стиль

В практической работе педагогов преобладает смешанный стиль. Он характерен для большинства педагогов, потому что демократический стиль общения в полной мере дается самым «продвинутым и талантливым».

СЛАЙД 8: Типы профессиональной позиции

(по Н. Е. Щурковой)

Н. Е. Щуркова предлагает свою систематизацию стилей общения, которую мы тоже используем при анализе занятий, при его проведении.

СЛАЙД 9: Характеристики профессиональной позиции педагога Позиция уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов к друг другу по вертикали. Для позиции «Над» характерно административное давление на ребенка, так как «он мал, неопытен, неумел». Эта позиция характерна при авторитарном стиле общения. «Под» - эта позиция соответствует попустительскому стилю общения. «Наравне» - Это признание Человека в ребенке и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон.

Какие схемы вы отнесете к уровневым?

В дистанционной позиции можно выделить три признака: «далеко», «близко», «рядом».

«Рядом» Предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подчиненным, принятие их интересов и чаяний.

«Далеко» - отсутствие искренности во взаимоотношениях, формально выполнение своих обязанностей.

Педагог, избравший дистанцию «близко» - друг для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы.

Какой признак на этой таблице относится к дистанционной? (Позиция «В»)

Позиция кинетическая («Г») – кинетическая (движение) предполагает совместное движение к цели: «Вместе» - субъекты вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Кроме того для этой позиции характерны движения педагога «впереди» и «сзади». Думается, однозначного выбора здесь нет. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет он по жизни, преодолевая с ними препятствия, приучая их к самостоятельности и ответственности за свой выбор.

Мы с вами рассмотрели стили общения. Еще хотелось бы немного остановиться на моменте, который еще характеризует выстраиваемые отношения (взаимодействие) педагога и детей. Я говорю о субъектно – субъектных и субъектно-объектных отношениях.

СЛАЙД 10: Стили взаимодействия

СЛАЙД 11: Субъекты и объекты

Для того, чтобы при анализе занятий иметь четкое представление о субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношениях, давайте вспомним и освежим в памяти, что такое субъект и объект.

СЛАЙД 12 -17: Примеры для практического задания

СЛАЙД 18: Эволюция позиций участников педагогического процесса

Долгое время отношения учителя и ученика носили субъектно - объектный характер. Оно строилось на том, что авторитет педагога держался за счет соблюдения дистанции, требуя от обучающихся дисциплины и усердия. Педагог нес ответственность за учение, использовались иерархический и авторитарный методы, акцент был на аудиторные занятия под руководством педагога, контроль и оценка производились педагогом, основным средством обучения была книга.

Теперь в связи с меняющимися условиями жизни меняются и отношения между учениками и учителем. Авторитет педагога создается не за счет дистанции перед учителем, а за счет его личностных качеств, обучающиеся принимают ответственность на себя за свое учение, в обучении используются демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся; учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно-телекоммуникационных систем и СМИ. А это заставило эволюционировать отношения из субъект-объектных в субъектно – субъектные.

СЛАЙД 19-20: Сравнение традиционной и личностно-ориентированной модели обучения

Современный период развития образования можно назвать периодом существенного обновления. Для него характерны образовательные реформы, которые, в свою очередь, ведут к изменению профессионально-педагогической деятельности. Теперь в соответствии с требованиями времени педагогический процесс следует осуществлять на основе личностно – ориентированного подхода к детям. Само название этого подхода говорит само за себя - ориентированный на личность. Путь к осуществлению такой модели обучения лежит через преодоление стереотипов традиционализма в обучении.

На данной таблице даются сравнения двух моделей обучения. Рассмотрим их и еще раз уточним для себя понятие о личностно-ориентированном подходе.

СЛАЙД 21: Характеристики профессиональной позиции педагога Таким образом, с точки зрения назначения профессии «педагог», эталонной можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть впереди.

СЛАЙД 22: Спасибо за внимание и сотрудничество!


  • а втократический (самовластный стиль руководства), когда преподаватель осуществляет единоличное управление коллективом студентов
  • авторитарный (властный) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни
  • демократический стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов
  • игнорирующий стиль характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов
  • попустительский, конформный стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов
  • непоследовательный, алогичный стиль - преподаватель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства

Стили педагогического общения классификация (психолог В.А. Кан-Калик):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педагога

2. Общение на основе дружеского расположения

3. Общение-дистанция

4. Общение-устрашение

5. Общение-заигрывание


Модели поведения преподавателя

  • Модель диктаторская "Монблан" - преподаватель как бы отстранен от обучаемых студентов

Следствие: отсутствие психологического контакта, а отсюда безынициативность и пассивность обучаемых студентов .

  • Модель неконтактная ("Китайская стена") между преподавателем и обучаемыми существует слабая обратная связь

Следствие : слабое взаимодействие с обучаемыми студентами, а с их стороны - равнодушное отношение к преподавателю.

  • Модель дифференцированного внимания ("Локатор") Преподаватель ориентирован не на весь состав аудитории, а лишь на часть

Следствие : нарушается целостность взаимодействия в системе преподаватель - коллектив студентов, она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов


Модель гипорефлексная ("Тетерев") преподаватель в общении как бы замкнут на себя

Следствие : практически отсутствует взаимодействие между обучаемыми и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума

Модель активного взаимодействия ("Союз") - преподаватель постоянно находится в диалоге с обучаемыми

Следствие : возникающие учебные, организационные и этические проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивная.


Функции взаимодействия

  • конструктивная
  • организационная
  • коммуникативно-стимулирующая
  • информационно-обучающая
  • эмоционально-корригирующая
  • контрольно-оценочная

Причины препятствующие педагогическому общению

  • педагог не считается с индивидуальными особенностями студента, не понимает его и не стремится к этому;
  • студент не понимает своего преподавателя и потому не принимает его как наставника;
  • действия преподавателя не соответствуют причинам и мотивам поведения студента или сложившейся ситуации;
  • преподаватель высокомерен, задевает самолюбие студента, унижает его достоинство;
  • студент сознательно и упорно не принимает требований преподавателя или, что еще серьезнее, - всего коллектива .

  • ПОТРЕБНОСТИ и умений общения
  • способность ЭМПАТИИ и понимания людей
  • ГИБКОСТЬ
  • Умение поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
  • умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
  • способность к СПОНТАННОСТИ
  • умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ
  • ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ
  • владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
  • способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ