Умк методика развития речи дошкольников. МДК.03.02


МОУ СОШ № 11

« С углубленным изучением отдельных предметов».

Доклад на тему:

Развитие речи по УМК

«Перспективная начальная

школа»

Учитель Матусова А.В.

2013 г.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно – в процессе своей речевой практики.
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.). Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения в школе. Речь – способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой – хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

У школьников с раннего детства формируются способы работы с текстом, которые они используют при чтении текстов на любых уроках. Тем самым закладывается одно из важных в начальной школе умений-умение учиться.

Основной базой для формирования способов работы с текстом являются уроки русского языка и литературного чтения. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся. Работа по развитию речи в УМК, ПНШ ведется с 1-го класса.

Образное представление о тексте как доме, в котором живут и дружат предложения, умение выделять из короткого текста отдельные предложения, не нарушая последовательности, и соотносить их с моделью текста, а затем и моделировать текст, формируется уже в период обучения грамоте.

Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир – мир людей и природы).

Цели : развивать умственные операции сравнения и обобщения; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Программные задачи:

Воспитательные:

Воспитывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия.

Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

Развивающие:

Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами.

Развивать воображение и логическое мышление.

Развивать умение «входить» в образ животных.

Образовательные:

Продолжать учить детей узнавать и называть животных

Расширять и углублять знания детей о характерных особенностях животных. Познакомить следами животных.

Систематизировать знания о животных.

Предварительная работа:

Продуктивная деятельность: «Следы животных»

Материалы и оборудование:

Интеграция в образовательные области:

социализация, коммуникация, безопасность, развитие речи, труд, физическая культура.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребятки! К нам пришла Машенька! Она хочет с вами познакомиться! Протяни мне свои ладошки, как тебя зовут?

Как красиво вас назвали мамочки и папочки, у вас у всех такие чудесные имена. А я вот шла к вам солнышко так на улице греет, птички поют, и капельки с крыши капают кап-кап! А почему так? Какое время года? (весна)

Воспитатель: Правильно весна! Я в гости собралась к моему самому, самому большому другу – медведю, весна же пришла, мищке просыпаться пора, пойдём те его разбудим! Пойдём те со мной!

Воспитатель: Пойдём те ребята со мной поскорей! За мной по быстрей! Со мной веселей! В лесу с вами много мы встретим зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей

Воспитатель: О - о - о! Что-это? (следы). Посмотрите ребятки, кто это здесь пробежал? Чьи это ушки, ну иди, иди сюда трусишка не бойся!

Вопросы детям:

1. Кто это (зайчик -куян) .Погладьте его, чтобы заинька нас не боялся!

2. А какая шёрстка у зайки? (пушистая, мягкая, теплая, гладкая) .

3. Какого цвета шерстка? (белого) .

Воспитатель: Правильно белого, спрячется заинька под ёлочку, лисичка его и не увидит!

4. А посмотрите, какие у заиньки ушки длинные или короткие? (длинные) .

5. А зачем заиньке длинные ушки?

Воспитатель: Хорошо слышит заинька, каждый шорох в лесу. Почует опасность и спрячется под ёлочку.

6. Ребята, а что зайка любит кушать? (морковку-кишер, капусту-кәбестә).

Воспитатель: Правильно любит зайка кушать морковку и капусту(куян кишер, кәбестә ярата).

По тропинке мы шагаем, выше ноги поднимаем, раз-два, раз-два вот шагает детвора!

Воспитатель: Ребятки, а кто это за ёлочкой прячется (лиса-төлке) Ах, ты лисонька, лиса. Всего леса ты краса! Ходит лиса по лесу принюхивается!

Вопросы детям:

1. Какой у лисоньки нос (чуткий).

Идёт лиса по лесу лапки осторожно ставит, и хвостиком заметает, чтоб никто её не заметил!

2. А какого цвета хвост у лисички? (сам рыжий, а кончик белый). Маленькие лисята видят белый огонёк, никогда маму не потеряют.

Воспитатель: Ну беги к своим лисятам, а мы к мишке поспешим!

Воспитатель: К мишке в гости мы идём не за что не упадём.

Вопросы к детям:

1. Ребята к кому мы пришли? Чей это дом (здесь живёт медведь-аю яши)

2. А кто знает как называется домик медведя (берлога)

Воспитатель: Спит медвежонок в берлоге, а мы с вами его разбудим.

Художественное слово «Мишка, мишка, хватит спать».

Ласково будем будить мишку. «Просыпайся мишенька весна пришла! »

Воспитатель: Проснулся мишенька!

3. Какой медведь большой или маленький (большой-зур) .

4. Какие лапы у медведя. (большие и сильные, ходит медведь по лесу с лапы на лапу переваливается и называют его поэтому косолапым. Повторим-косолапым).

Воспитатель: А мы с вами с мишкой поиграем! Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Коммуникативная игра «Мы – весёлые ребята. Наше имя медвежата».

Воспитатель: Угостим мишку, вкусными яблочками.

Как вежливо угостим мишку? Аю, мә алма аша!

– Обратите внимание на наличие следов на снегу. Подумайте, кому они могут принадлежать и куда ведут. Вспомните, сколько ног у животных, какие они по размеру, какие следы должны быть животных Пофантазируйте, куда направлялись они

Животным тяжело пережить холодное время, и по возможности их надо подкармливать, но при этом соблюдать правила поведения с незнакомыми животными.

Загадки.

На картинке узнаю

Это ведь медведь - …

Жить не хочет в конуре

Лесной житель волк - …

В нашей речке караси

Ходит туда кот - …

Промелькнула вдалеке

Рыжая лиса - …

А он вовсе не буян

Он трусишка, он - …

В мышеловку-капкан

Попала мышка …

Это что за силуэт

Там стоит собака - …

Воспитатель: Сейчас поиграем в игру "Командир"

Аю сикер! Куян йөгер! Төлке аша! Песи йокла! Эт эч!

Приметы весны: Увидел скворца - знай: весна у порога.

Когда перелётные птицы летят большими стаями – то это к дружной весне.

Коли прилетели дрозды, значит морозов уже не будет.

Зяблик летит к холодам, а жаворонок к теплу.

У человеческого жилья много синиц, значит весна будет холодной.

Если в марте видно дятла, то весна поздней будет.

Поют синицы, жди тепла.

Журавль прилетел - скоро лёд сойдёт.

Трудовая деятельность

Воспитатель: -Давайте, заглянем в кормушки. Кормушки пустые - значит птицы часто бывают здесь. Давайте наполним кормушки, семечками и кусочками хлеба. А дома у вас есть кормушки? Чем вы кормите птиц? Что больше всего любят кушать птицы?

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем.

Татарская подвиңная игра "Лисички и курочки" (Төлке һәм тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном - стоит лисичка.
Курочки и петухи (от трех до пяти игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зерна и т. д. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!» По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков.
Правила игры . Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Нам пора возвращаться в детский сад.

Пойдём те ребята в сад поскорей, идём по быстрей, идём веселей. В лесу с вами встретили много зверей! Пушистых зверей! Хороших друзей!

Воспитатель: Понравилось вам в лесу! Вспомним, что мы сделали в лесу?

Каких животных мы видели в лесу (аю, төлке, куян, бүре,песи, эт). Дома расскажите своим родителям о нашем путешествии.

Нам пора в группу возвращаться! До свиданья!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

«Развитие речи младших школьников

средствами УМК «Перспектива»

Подготовила

учитель начальныхклассов

Козикова Наталья Сергеевна

г.Козьмодемьянск

Развитие речи младших школьников средствами УМК «Перспектива»

Что может быть важнее хорошо развитой речи ученика? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет

настоящего общения, нет интеллектуального развития личности ребенка.

Обязательный минимум содержания образовательных программ предъявляет высокие требования к

речевому развитию современного школьника. Работая по учебникам УМК «Перспектива», можно

Учебники УМК «Перспектива» прививают интерес к русскому языку, раскрывают секреты его

«оживления», вводят в мир науки о языке, помогают ощутить его, как стройную и гармоничную

систему, приобщают ребят к искусству слова, помогают младшему школьнику понять и почувствовать

эстетическую ценность русского языка.

Данный УМК отличает новый, нестандартный способ организации речевой творческой деятельности –

обучения детей грамоте на коммуникативно- познавательной основе.

Практически на каждом уроке создается коммуникативно- речевая ситуация, позволяющая вступать в

сотрудничество со своими сверстниками и свзрослыми, что позволяет организовать постоянную

речевую деятельность учащихся. Так, уже на самом первом уроке «Давайте познакомимся!» авторы

Азбуки Л.Ф. Климанова и С. Г. Макеева создают коммуникативно- речевую ситуацию на основе ярких

занимательных иллюстраций, которая вызывает у первоклассников горячее желание рассказать о своих

любимых занятиях, побуждаетинтерес выслушать выступления других ребят.

сталкиваются с литературным языком, с его письменным вариантом, с необходимостью

совершенствовать свою речь.

В развитии речи по программе УМК «Перспектива» выделяется 3 линии: работа над словом, работа над

словосочетанием и предложением, работа над связной речью. Работая над словом на каждом уроке,

прослеживается стройная методическая система по изучению слова с разных сторон: смысловой

(лексической), звуковой и графической и оно выступает как составной элемент предложения.

и устной речи детей, она знакомит с увлекательным, развивающим, специально подобранным

литературно- художественным материалом –мудрыми текстами, высказываниями, пословицами,

поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Ее удачно отличает введение в

теорию литературы через сравнение жанров, авторов, текстов, сравнение текстов по стилевым

особенностям, а также хорошее полиграфическое исполнение, широкое использование ярких

иллюстраций.

Учебник «Русский язык»Л.Ф.Климановой и С.Г.Макеевой вводит детей в мир общения, дает ребенку

представление о речевой ситуации и роли слова в общении, а с другой стороны –ставит слово как

единицу языка в эпицентр развития речи детей.

Вводный параграф «Мир общения» посвящен усвоению детьми формул речевого этикета в общении,

что немаловажно, если учесть, насколько низка культура общения не только школьников, но и в

современном обществе в целом.

В центральном разделе, посвященном слову, авторы уделяют большое внимание тем языковым

явлениям, которые чрезвычайно важны в процессе общения и в целом для обогащения речи детей:

взаимосвязи звукового облика и лексического значения, многозначности, синонимам (вежливо, учтиво,

приветливо, любезно; азбука –алфавит, отец –папа, воин –солдат), антонимам (хорошо –плохо,

темный –светлый, тихий –громкий, грязный –чистый), омонимам (лисички - лисички). При изучении

ударения проводятся наблюдения над омографами (замок –замoк, кружки - кружкu).

Надо признать, что работа по выработке стиля общения, по обогащению речи является наиболее

сильной стороной учебника. Этому в немалой степени способствует выверенный подбор текстов,

которые не только иллюстрируют изучаемые понятия, но и служат эталонными образцами речи для

детей. Это и сокровищница русского фольклора (пословицы,скороговорки, загадки, песенки, сказки,

потешки, заклички) и отрывки из стихотворных и прозаических произведений А.С.Пушкина,

Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, С.Я.Маршака, М.М.Пришвина.

В учебниках весьма заинтересовывают детей наблюдения над функционированием языковых явлений в

поэтической речи, которые содержатся в рубриках «Словесное творчество» и «Творческая переменка».

В рабочих тетрадяхесть упражненияна развитие связной письменной речи. Упражнения рабочей

тетради тесно связаны с теоретическими материалами учебника. Задания ее являются комплексными:

вначале учитель обсуждает с детьми какие- либо аспекты теоретического характера, затем дети

получают задание записать текст упражнения или какую- либо его часть. Так, например, дается задание:

«Как называется страна, в которой ты живешь? Спиши первое предложение. Подчеркни словарное

слово», или «Прочитай отрывок из стихотворения С.Маршака «Пожар». От чего мамапредостерегала

дочку? А как тебя называет мама? Напиши», или «Произнеси звуки, которые обозначаются

выделенными буквами. Как они называются? Составь новые слова. Запиши их. С какими буквами

невозможно составить слова? Почему?»

Характер представления материала в учебнике «Литературное чтение» –проблемный. Усвоение новых

понятий начинается с коммуникативно- речевых ситуаций. В каждой теме дан материал для

наблюдений. Дети должны актуализировать свой опыт и на его основе и на основе рассуждений

«открыть» закономерность. Они обобщают свой опыт, свои знания, учатся анализировать, делать

выводы –таким образом, развивается речь.

Творческая тетрадь–пособие нового типа, призванное развивать творческие способности детей, их

умения выражать свои мысли в письменном виде по поводу прочитанных литературных произведений.

завершающим этапом анализа литературного произведения. Согласно этим заданиям, дети в творческой

тетради записывают разработанные ими планы пересказа, характеризуют героев произведений,

записывают свои отзывы о прочитанных книгах, разрабатывают сценарии к инсценировкам, пишут

сочинения по иллюстрациям к произведениям и т.д.

Творческое воображение - универсальное качество дошкольников 3–7 лет - положено в основу УМК «Тропинки», который представляет собой систему пособий для педагогов и воспитанников детских садов. Работа ведется по пяти направлениям: развитие культуры общения, познавательной активности и творческих способностей, становление речи, физическая подготовка. У детей формируются продуктивное воображение, любознательность, ориентация на позицию другого человека, волевые качества, элементы рефлексии и др. Особое внимание уделено методам диагностики результатов и работе с ребятами, имеющими ослабленное здоровье.

УМК «Тропинки» представляет собой систему пособий для воспитанников и педагогов дошкольных образовательных организаций. Воспитательно-образовательная работа, предлагаемая разработчиками УМК «Тропинки», обеспечивает становление личности дошкольников 3–7 лет в различных видах общения и деятельности и направлена на создание условий для общего психического развития детей посредством использования творческого воображения как универсальной способности. Освоение общечеловеческой культуры рассматривается разработчиками комплекта как творческий процесс. В ходе творческого приобщения ребёнка к началам культуры - познавательной, художественно-эстетической, коммуникативной, физической - у него закладываются, развиваются и проявляются важнейшие созидательные способности: продуктивное воображение, постигающее мышление, ориентация на позицию другого человека, произвольность, элементы рефлексии и др.

Особое внимание при разработке УМК было уделено детальному обоснованию концепции программы «Тропинки», рассмотрению общих вопросов воспитания дошкольников, в том числе с ослабленным здоровьем.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» и все пособия, входящие в одноимённый УМК, разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

В программе представлены стратегические ориентиры развивающей работы с детьми, отражённые в пяти направлениях образовательного процесса: «Развитие культуры общения» (Коммуникативно-личностное развитие), «Развитие культуры познания» (Познавательное развитие), «Развитие культуры речи» (Речевое развитие), «Развитие художественно-эстетической культуры» (Художественно-эстетическое развитие), «Развитие культуры движений и оздоровительная работа» (Физическое развитие). Содержание этих направлений разработано в соответствии с пятью образовательными областями, выделенными в ФГОС ДО.

В УМК «Тропинки» предусмотрена система мониторинга освоения программы, представленная в виде педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка 3–7 лет, максимально упрощённая для практики дошкольного образования. Подобранные диагностические методики позволяют оценить уровень физического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и художественно-эстетического развития ребёнка в оптимально короткие сроки (примерно за 1–1,5 недели) путём использования методов, обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

Государственное управление образования

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

Учебной работе

«____» ________________ ___________

Протокол №

Заведующая кафедрой _____» _________ 20

_________ _____________________

подпись ФИО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО

МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03.

Организация занятий по основным

Профессионального цикла

по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Составитель: , преподаватель ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж»

Опочка, 2014

Учебно-методический комплекс по междисциплинарному курсу (далее МДК) 03.02. Теория и методика развития речи у детей составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения профессионального модуля (далее ПМ), изложенными в Федеральном среднего по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «5» г. № 000.

Учебно-методический комплекс по МДК 03.02. Теория и методика развития речи у детей входит ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и является частью основной профессиональной образовательной программы ГБПОУ ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.


УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, виды самостоятельной работы, перечень точек рубежного контроля, вопросы и задания по .


Наименование разделов

1. Введение

2. Образовательный маршрут

3.1. Краткое содержание теоретического материала программы

3.2. Лабораторные работы

3.3. Практические занятия

3.4. Самостоятельная работа

Закономерности речевого развития детей;

Особенности овладения речевыми сторонами (лексика, грамматика, связность);

Направления работы по развитию словаря, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой , развитию связной речи и ознакомлению с , по подготовке к обучению грамоте;

Современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни.

Диагностические методики для определения уровня развития речи дошкольников;

Виды документации, требования к ее оформлению.

В результате освоения МДК у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):

Таблица 1

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Устойчивость и демонстрация интереса к будущей профессии.

Эффективность организации собственной деятельности, выбор типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценка их эффективности и качества.

Наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики.

Системная и качественная работа над всеми видами заданий.

Полнота оформления портфолио студента.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Рациональность организации, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач.

Соответствие применения методов и способов решения профессиональных задач в соответствии с целями и задачами образовательного процесса.

Способность анализировать собственную деятельность по качественным и количественным показателям;

Проявление самостоятельности, инициативы при решении профессиональных задач.

Рациональность планирования и организации деятельности по изучению (МДК).

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Адекватность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственность за них.

Прогнозирование проблемных ситуаций в организации образовательного процесса.

Эффективность предложений способов предупреждения и нейтрализации рисков.

Своевременность проведения эффективных профилактических мер для снижения риска в .

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Эффективность поиска необходимой информации.

Рациональное использование различных источников, включая электронные, для поиска информации.

Качество анализа и отбора информации, необходимой для организации учебного процесса.

Объективность оценки значимости и возможности применения информации для решения профессиональных задач и личностного роста.

Целесообразность педагогического взаимодействия с детьми, работниками ДОУ, родителями в ходе прохождения производственной практики.

Аргументированность трансляции своей точки зрения, умение учитывать позицию других при выработке совместного решения профессиональных задач.

Эффективность организации коллективной работы в профессиональной деятельности.

Объективность анализа успешности коллективной (групповой) работы, путей ее совершенствования

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Способность формулировать цели, проектировать способы мотивации, организации и контроля деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Готовность организовывать и контролировать работу детей на занятии с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

Коррекция собственной деятельности на основе ее анализа.

Владение технологией деятельностного подхода.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Четкость организации собственной самостоятельной работы при изучении профессионального модуля.

Эффективность по повышению личностного и профессионального уровня.

Своевременность и качество выполнения заданий для самостоятельной работы при изучении теоретического материала и прохождении различных этапов производственной практики.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

Степень проявления интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Проявление эмоциональной устойчивости в ситуациях социально – профессиональной напряжённости.

Использование возможностей сети Интернет и различного , включая специальные компьютерные образовательные программы.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

Создание условий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья детей.


Строить профессиональную деятельность с соблюдением , ее регулирующих.

Ориентированность в нормативно-правовой, законодательной базе, регулирующей профессиональную деятельность.

Грамотное использование нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в области образования, в своей профессиональной деятельности.

Прогнозирование правовых последствий различных ситуаций, явлений и процессов.

В результате освоения МДК у Вас должны формироваться профессиональные компетенции (ПК).