Главные герои "Муму": краткая хараткеристика. И.С

В доме барыни живет многочисленная прислуга. Большую часть времени дворовые спят, пьют, сплетничают, болтаются по двору или выполняют капризы своей барыни, пытаясь перед ней выслужиться.

Характеристика Капитона Климова в рассказе «Муму» Тургенева

Капитон Климов – один из ярких представителей барской челяди. Он ленив. У барыни он служит башмачником. По тому, что сам он ходит в дырявых сапогах, можно понять, что мастеровой он плохой. Капитон – «горький пьяница». Свое поведение он объясняет тем, что не оценен по достоинству барыней. Капитон очень высокого мнения о себе. Считает себя образованным человеком, а дело, которым занимается, недостойным себя. Глазами других людей он предстает как опустившееся существо, слоняющееся без дела, в потасканном, оборванном сюртуке и «заплатанных панталонах». Как и остальные дворовые, Капитон умеет льстить и угодничать с теми, кто выше его по положению. Женившись на Татьяне, он остается к ней равнодушен. Его характер и образ жизни не меняются. Капитон окончательно спивается.

Характеристика Татьяны в рассказе «Муму» Тургенева

Полной противоположностью Капитону Тургенев показывает другого человека, живущего в доме барыни. Это Татьяна – женщина двадцати восьми лет, состоящая у барыни прачкой. В отличие от слоняющейся без дела дворни, Татьяна, одна из немногих, отличается трудолюбием. В своем деле она настолько искусна, что ей поручают стирать только тонкое белье. Когда-то белокурая Татьяна «слыла красавицей», но тяжелая работа и постоянные унижения приводят к тому, что «красота с нее очень скоро соскочила», «жалованье она получала самое маленькое», «одевали ее плохо». Татьяна – забитое и запуганное существо без чувства собственного достоинства, трепещущее «при одном имени барыни». Она настолько равнодушна к своей судьбе, что без слов сносит, когда ее унижают и шпыняют. По желанию барыни Татьяна безропотно соглашается выйти замуж за Капитона – человека, которому она совершенно безразлична. У нее даже в мыслях нет ослушаться приказа барыни. Татьяна сама делает так, что ее возможное счастье с Герасимом не состоялось.

Характеристика дворецкого Гаврила в рассказе «Муму» Тургенева

Может быть человек, приглядывающий за дворней, будет обладать высокими человеческими качествами? В доме барыни главным дворецким служит Гаврила – человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом». Внешность выдает заложенную в Гавриле неискренность. Хоть и приближенный к барыне, но, как и любой другой крепостной, Гаврила боится ее, никогда с ней не спорит и во всем слушается. Боясь потерять место, он постоянно выслуживается, унижается перед ней, говорит заискивающим тоном, используя такие слова как «хорошо-с», «можно-с», «угодно-с», проявляя тем самым показное угодничество. Гаврила никогда ничего не делает без своей выгоды. А поскольку в круг его обязанностей входит учет продуктов, то, пользуясь возможностью, часть их он забирает себе, что характеризует его как жуликоватого, нечистого на руку человека. И в отношении к Герасиму и Татьяне Гаврила проявляет себя не лучшим образом. Он труслив и равнодушен к их судьбе, не удосуживается рассказать о них барыне, прикладывает все усилия, чтобы эта свадьба состоялась. Изворотливый Гаврила настолько изобретателен, что придумывает способ отвадить Герасима от Татьяны.

Разных по характеру, роду занятий и положению крепостных роднит отсутствие собственного мнения, желание выслужиться, трусость и лень. У них нет того стержня, который должен быть в каждом свободном человеке: чувства собственного достоинства.

Самым верным слугой барыни был дворецкий Гаврила. Он старался исполнить любую её прихоть, чтобы угодить своенравной хозяйке. Его работа – следить за порядком в доме, а остальные слуги обязаны беспрекословно подчиняться ему. Каждый день в назначенное время он приходил к барыне с отчётом.

О внешнем виде дворецкого известно только то, что у него «жёлтые глазки и утиный нос». Ему присущи такие качества как трусость, послушность, хитрость, изворотливость и в то же время глупость. При этом он не терпит легкомыслия, за которое он ругал мужа Татьяны.

Этот второстепенный персонаж изображён как жулик и скользкий тип. Заискивая перед барыней, он думает только о своей выгоде и тайком ворует всё подряд. Ему не важны чувства других. Когда барыня решает выдать свою прачку Татьяну замуж за пьяницу-башмачника Капитона Климова, прекрасно зная, что в неё влюблён дворник Герасим, Гаврила придумал хитрый способ вызвать у него отвращение к возлюбленной. Дворецкий знал, что Герасим не любит пьяных людей, и заставил Татьяну изобразить перед ним «хмельную». Этот подлый поступок разбил дворнику сердце.

Через некоторое время Гаврила, выполняя очередной приказ барыни, снова причинил боль Герасиму. Он тайно продал его любимого щенка по кличке Муму, который раздражал хозяйку. Но собака вернулась. Тогда дворецкий начал оказывать давление на дворника. Не выдержав, Герасим решил сам утопить любимицу, а затем уехал из этого дома в родную деревню. Такой поступок дворецкого разозлил хозяйку, ведь она приказывала просто избавиться от животного, а не убивать его. Гаврила из-за своей глупости и боязни не угодить барыне понял этот приказ буквально, что привело к трагическому завершению истории.

Несмотря на это, Гаврилу нельзя назвать злым, ведь он не желал навредить кому-либо сознательно. Он просто старался хорошо выполнять свою работу и слушался хозяйку, запугавшую его и остальных слуг. Его можно назвать лишь трусом, ведь, в отличие от Герасима, он не смог противостоять её произволу и не осмелился перечить ей, даже осознавая, что своими делами он лишает других людей счастья и губит жизнь и ни в чём не повинной собаки.

В рассказе «Муму», относящемуся к такому направлению, как критический реализм, представлены самые разные герои, с помощью которых Иван Сергеевич Тургенев демонстрирует и изобличает основные пороки, присущие крепостничеству. Автор смело осуждает такой уклад жизни, поэтому произведение долгое время запрещали публиковать.

Считается, что эта трагическая история основана на реальных событиях, которые он видел в московском доме своей матери Варвары Петровны Тургеневой. Она стала прототипом барыни, которая бесцеремонно вмешивается в жизнь своих слуг, доводя ситуацию до произвола, и при этом свято верит, что творит добро.

Сочинение на тему Гаврила (Муму)

Тургенев рисует в своем рассказе образ типичного дворецкого – Гаврилы. Он является немного раболепным со своей хозяйкой и довольно строгим с остальными подчиненными. Такие люди любят иерархию и подчиняются этому порядку, поэтому Гаврило Андреевич принимает собственную роль, которой соответствует и внешне и всем своим сердцем.

Мне Гаврило кажется довольно несчастным человеком, хотя он сам не понимает собственного несчастья. Он искренне жесток с остальными и ищет собственной выгоды, зачастую при помощи создания несчастья другим. Конечно, он простой мужик, каких много, но он явно не нравственный идеал, а даже наоборот является противоположностью этого идеала.

Возможно, даже этот герой представляет собой противоположность Герасиму, который может чувствовать, имеет сердечную ответственность перед другими, чуток к этому миру. Гаврила разрушает счастье Герасима для собственной выгоды, он разлучает Герасима и Татьяну, приказывает топить Муму. Такие поступки возможно даже назвать садистскими, но на самом деле подобное поведение свойственно многим «простым» людям и об этом говорит Тургенев в своем рассказе.

Характерным является факт различия положения Гаврилы и Герасима. С одной стороны довольно состоявшийся (по меркам простого человека) Гаврила, а с другой стороны бедный Герасим, который при этом довольно богат духовно и такого богатства Гавриле не снискать никогда.

Дворецкий боится свою хозяйку, у него маленькие и желтые глазки – зеркало души, вероятно, тоже мелочной и больной. Ведь желтизна – цвет тоски и болезни. Этот герой явно не является духовно здоровым, хотя, в целом, и кажется нормальной частью своего общества. Таким образом, персонаж явно отрицательный и через него автор выявляет пороки многих людей, негативные черты характера, которые зачастую проявляются в простых людях: злобу, коварство, раболепие.

Гаврила накапливает только материальное богатство и не думает о собственной душе. Он в комнате хранит разнообразные припасы и предметы в сундуках. Этим всем он разживается у барышни, перед которой заискивает, но при этом проворачивает различные махинации со своей компаньонкой Любовью Любимовной – кстати, характерное имя, которое указывает на противоположность, ведь в этом человеке любви не наблюдается.

3 вариант

Гаврило Андреевич – второстепенный герой повести Тургенева «Муму». Он самый верный слуга старой барыни, служивший дворецким в доме. Его, судя по жёлтым глазкам и утиному носу – зеркало души, скорее всего ничтожной и слабой, сама судьба определила стать лицом начальствующим. Он, как и другие слуги, боится старой барыни, не спорит с ней, во всё слушается и старается угодить, а также ежедневно ходит к ней с докладом. Его работой является слежение за порядком в доме, а остальная прислуга, с коими обращается он не самым ласковым образом, обязана беспрекословно подчиняться ему. Вместе с приживалкой Любовь Любимовной ведут учёт продуктов и воруют их за спиной у барыни. Комната Гаврилы Андреевича, находящаяся во флигеле, вся загромождена кованными сундуками, в которых, возможно, находятся вещи, которыми он разжился у барышни, вместе с Любовью Любимовной. Жену персонажа зовут Устинья Федоровна.

Гаврило имеет такие качества характера как покорность, робость, лукавство, смекалистость и простота. При этом он не любит беспечность, за что и бранил мужа Татьяны. Тургенев изобразил его как мошенника и обманщика. Выслуживаясь перед барыней, он не беспокоится ни о ком, кроме себя. Когда барыня выдаёт прачку Татьяну замуж за пьяницу – башмачника Капитона Климова, Гаврила знал, что её любит дворник Герасим, и вынудил прачку выставить себя выпившей, играя на том, что Герасим не любит пьяных. Спустя некоторое время, исполняя очередное приказание барыни, дворецкий продал Муму – любимого щенка дворника Герасима. Однако, когда собака возвращается, дворецкий начал давить на Герасима, и тот сам потопил питомца, и вернулся в свою деревню. Это разозлило хозяйку, ведь она хотела избавиться от собаки, а не травить её, но Гаврила из-за глупости и страха не угодить хозяйке принял приказание буквально, и довёл историю до трагического конца.

Однако назвать дворецкого злым нельзя, так как он не хотел причинить кому-либо зло сознательно, а просто хотел хорошо выполнить приказ и слушался хозяйку, запугавшую не только Гаврилу, но и всех крепостных. Однако Гаврилу можно назвать трусом, так как в отличие от Герасима, он не способен противиться произволу барыни и не решился ей перечить, даже понимая, что разрушает счастье других людей и лишает жизни ни в чём не повинную собаку. Материальное богатство ему важнее собственной души. Гаврила является отрицательным персонажем, через которого автор показывает пороки людей и отрицательные черты их характера

Данное произведение относится к разделу древнерусской литературы. Многие филологи признают, что «Поучение Владимира Мономаха» стоит особняком по отношению к другим древнерусским произведениям.

Каждый человек проживающий в России должен знать свою историю, что бы не повторять прошлых ошибок и знать устройство общества. Война, сколько всего вложено в смысл этого слова. Горе, печаль, потери, сплоченность

Нельзя поспорит с тем фактом, что вода жизненно необходима человечеству и всему живому. Без воды погибнут все растения. Это приведет к отсутствию кислорода, исчезнет главное условие для жизни

Ответы к школьным учебникам

3.Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему «шуткой»?
Писатель утверждает, что «ко всему привыкает человек, и Герасим привык, наконец, к городскому житью».
Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту.
Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Тургенев именует Герасима «самым восхитительным лицом» из числа всей челяди. Герасим был высочайший мужчина богатырского сложения и глухонемой от рождения. Создатель пишет: «Одаренный необыкновенной силой, он работал за четырех - дело спорилось в его руках, и забавно было глядеть на него, когда он или пахал и, налегая большими ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, или о Петров денек так сокрушительно действовал косой, что хоть бы юный березовый лесок смахивать с корней долой, или проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и подымалиь продолговатые и твердые мускулы его пле- чей. Неизменное безмолвие присваивало торжественную значимость его неистомной работе. Славный он был мужчина и, не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...»

По этому описанию можно судить об отношении создателя к собственному герою: Тургенев как будто любуется Герасимом, его силой и скупостью к труду. Тургенев гласит о торжественности неистамной работы Герасима, другими словами о его неутомимости и трудолюбии.

Крестьянские работы очень томные, и обязанности дворника в городке казались Герасиму шуточными, легкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Герасим длительно привыкал к новенькому житью. Он не мог всеполноценно разговаривать с людьми из-за собственной немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает юный, здоровый бык, который только-только пасся на ниве, где росла сочная травка, но его поставили в вагон стальной дороги. Кругом все грохочет, визжит, и поезд мчится неизвестно куда.

С новыми обязательствами дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, позже длительно стоял и смотрел на всех проходящих, ждя ответа на свои невысказанные вопросы, либо швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, кидался лицом на землю и по целым часам лежал на груди, как пойманный зверек. Равномерно Герасим привык к городскому житью.

Конурка Герасима была малая и размещалась над кухней. «...он устроил ее для себя сам, по собственному вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на 4 чурбаках, поистине богатырскую кровать; 100 пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик того же крепкого характеристики, а около столика - стул на 3-х ножках, да таковой крепкий и коренастый, что сам Герасим, бывало, подымет его, уронит и ухмыльнется. Конурка закрывалась на замок, напоминавший своим видом калач, только темный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не обожал, чтоб к нему ходили».

Тургенев так тщательно обрисовывает конурку Герасима, чтоб при помощи этого описания подробнее показать нрав героя: нелюдимый, неразговорчивый, сильный.

4.Чем интересны другие герои - Капитон (как он сам говорит осебе?), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё «соскочила»?)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов, «пьяница горький», был башмачником у старенькой барыни. Тургенев пишет: «Климов почитал себя существом обиженным и неоцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уж конкретно с горя». Когда Гаврила гласил ему, что он только хлеб даром ест, Капитон обиженно отвечал: «В этом случае, Гаврила Андреич, один мне арбитр: сам Господь Бог- и больше никого. Тот один знает, каковой я человек на сем свете сущность и точно ли даром хлеб ем». Он заявляет, что он, «однако, человек, а не какой-либо, по правде, жалкий горшок». Он именует себя горемыкой. В женитьбе Капитон лицезреет одно себе наслаждение и не ощущает собственной ответственности за Татьяну. Через год после свадьбы Капитон совершенно спился и был вкупе с супругой выслан барыней в деревню.

Гаврила- главный дворецкий барыни, человек, «которому, судя по одним его желтоватым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, обусловила быть начальствующим лицом». В общении с барыней он повсевременно гласит на «с»: женить-с, можно-с, хорошо-с, конечно-с, угодно-с. Когда Гаврила говорит с Капитоном и другими слугами, то он не употребляет «с». Он готов делать все желания барыни, унижается перед ней и в угоду ей унижает других людей, а сам совместно со старшей компаньонкой Любовью Любимовной крадет у барыни чай, сахар и прочую бакалею.

Татьяна, юная дама 20 восьми лет, состояла у барыни прачкой. Ей поручали стирать только тонкое белье. У нее не было никакой родни, не считая дядей, которые жили в деревне, и ее все унижали и заваливали работой. Тургенев пишет: «Нрава она была очень смирного, либо, лучше сказать, забитого, к самой для себя она ощущала полное равнодушие, других страшилась смертельно; задумывалась только о том, вроде бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не гласила и трепетала при одном имени барыни».

Мы читали отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, Красноватый нос», посвященный российской даме. По воззрению Некрасова, дама по-настоящему красива тогда, когда ее краса соединяется с чувством гордости и самоуважения. Татьяну с юношества заставляли работать за двоих, у нее не было гордости, не было убежденности внутри себя, и потому краса скоро с нее «соскочила».

Герасим был немой от рождения, но он не был безответным, у него было чувство собственного плюсы. Татьяна была безответная, она никогда ни с кем не гласила, другими словами была нема как личность. Герасим желал кому-то помогать, кого-либо защищать, и увидел, что Татьяна нуждается в защите. Он дарил ей подарки и защищал от насмешек дворни.

Замуж она вышла по приказу барыни, которая не интересовалась, любит ли Татьяна Капитона. Дворецкий принудил Татьяну изобразить опьяненную. Герасим опьяненных не обожал и толкнул Татьяну прямо к Капитону. Через год после женитьбы Капитон спился, и его вкупе с супругой выслали в деревню. Татьяна на прощание поцеловалась по-христиански с Герасимом. Это был единственный человек в ее жизни, который жалел ее и хлопотал о ней.

5.Известно, что в основе этого рассказа лежит действительно реальный случай, который произошёл с дворником в Спасском, однако после гибели собаки он остался верен своей госпоже и до самой смерти ей служил. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

После женитьбы Татьяны и Капитона единственным существом, которое обожал Герасим, стала собачка испанской породы. Герасим выручил малеханького щенка, выходил его и называл Муму. Когда по велению барыни Гаврила отдал приказ Герасиму удавить Муму, дворник выполнил волю барыни, но после чего ушел пешком в родную деревню. Герасим желал обосновать, что есть предел человеческому терпению, и он не таковой человек, который дозволит себя унижать и отбирать у себя право на свободный выбор.

Тургенев желал вызвать у читателей сострадание к Герасиму, протест против произвола барынй и всех помещиков вообщем, которые присвоили для себя право распоряжаться судьбами людей. Писатель говорит, что даже у немого, лишенного возможности разговаривать человека есть чувство собственного достоинства, которое нужно уважать.

6.Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ (то есть с максимальным введением художественных особенностей произведения) любого эпизода (на выбор).

Когда Тургенев писал этот рассказ, он вспоминал реальный случай из жизни, который произошел с дворником в Спасском- Лутовинове. Тот дворник остался верен собственной госпоже. Но в рассказе Тургенева Г ерасим уходит от барыни. Создатель желал показать, что хоть какой человек имеет право на почтение. Г ерасим олицетворяет весь российский люд, который длительно вытерпел подавление, но настанет момент, когда этому терпению придет конец. Тургенев достигнул того, что многие читатели-дворяне, которые имели тоже, собственных крепостных фермеров, по-другому стали относиться к народу.

7. Короткий пересказ всего текста «Муму».

Одна древняя барыня, которая жила в Москве, взяла из деревни немого крестьянина по имени Герасим и обусловила его дворником. Герасиму поначалу было плохо в городке, но позже он привык и аккуратненько делал свою работу. Посреди дворни была прачка Татьяна, дама забитая и безответная. Герасим полюбил Татьяну, ухаживал за ней и желал посвататься.

Но барыне вздумалось женить Татьяну на запивохе Капитоне. Герасим не переносил опьяненных, и Татьяну подговорили пройтись по двору, притворившись опьяненной. Герасим толкнул Татьяну к Капитону, после этого желание барыни исполнилось. Через год Капитон спился, и его выслали в деревню вкупе с супругой.

Герасиму было горько, но он выручил из реки малеханького щенка, выкормил его и привязался к нему всей душой. Собаку окрестили Муму. Она обожала Герасима и всегда была с ним, днем она будила его, а ночами охраняла дом. В один прекрасный момент барыня увидела собаку и повелела привести ее в комнаты. Когда барыня протянула к ней руку, Муму зарычала. Барыня отдала приказ, чтоб сейчас же собаки не было во дворе. Степан, слуга, похитил собаку и продал ее. Герасим находил ее некоторое количество дней, позже Муму сбежала и вернулась к Герасиму. Барыня выяснила об этом и опять отдала приказ ее удалить из дома. Дворецкий повелел Герасиму удавить Муму. Герасим утопил свою собаку, возвратился в дом, собрал свои вещи и пешком ушел из Москвы в свою деревню. Барыня поначалу повелела его возвратить, но позже изменила свое желание. Скоро она погибла. Герасим остался жить в деревне бобылем.

8. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

В этом рассказе много разных героев. В главном это дворня старенькой барыни: слуги и приживалки. Они все, не считая Герасима, задумываются только об одном: вроде бы угодить барыне, вроде бы не рассердить ее. Один из этих персонажей - буфетчик дядя Хвост, «к которому все с уважением обращались за советом, хотя только и слышали от него, что: вот оно как, да: да, да, да». Его зовут на совет, когда решают, как женить Татьяну и Капитона. Когда было надо отнять у Герасима Муму, буфетчик глядел из окна «и распоряжался, другими словами только так руками разводил». Когда Герасим раскрыл дверь, дядя Хвост запер окно, когда Герасим захлопнул дверь, дядя Хвост отпер окно. В конце рассказа дядя Хвост урезонивает Гаврилу, сказав ему: «Ну-у!» В российском языке есть слово «прихвостень». Тургенев не напрасно дает этому герою прозвище «дядя Хвост». Этим он подчеркивает, что у буфетчика нет собственного представления, его поступки стопроцентно зависят от команды тех, кто стоит выше него.

9.Почему рассказ назван «Муму»?

Тургенев именовал рассказ «Муму», так как так звали собаку, которую обожал главный герой. Любовь к этой собаке сделала его жизнь удовлетворенной, а приказ удавить ее привел к протесту и уходу Герасима из Москвы в деревню.

10.Главный герой рассказа - немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из текста произведения.

Главные черты нрава Герасима - чувство собственного плюсы, сострадание к злосчастным, чуткость, основоположникность, аккуратность, серьезность, трудолюбие.

Герасим принуждает дворню с почтением относиться к для себя: «они с ним объяснялись знаками, и он их осознавал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице».

Герасим соболезновал злосчастным и обиженным. Он поначалу жалел, а позже полюбил безответную Татьяну, выручил и выходил злосчастного тонущего щенка.

Чуткость Герасима помогала ему осознать то, чего он не мог услышать из-за собственной немоты. Когда дворецкий собрал в собственной комнате совет, «Герасим сердито и стремительно на всех посматривал, не отпрогуливался от девичьего крыльца и, казалось, додумывался, что затевается что-то для него недоброе». Герасим сам додумался, что Муму пропала не сама по для себя, а по приказанию барыни. Тургенев пишет, как он пробовал спасти Муму, «почуяв сердечком недоброе».

Основательность и аккуратность Герасима Тургенев подчеркивает особо, когда ведает о том, как дворник устроил для себя конурку и как кропотливо убирал он всегда во дворе.

Герасим был суровый человек, он не обожал запивох и ответственно относился к своим обязательствам. Он был трудолюбивым и сильным человеком. Тургенев не раз упоминает «о богатырской силе немого».

Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, другими словами сильные преувеличения. Про кровать писатель гласит: «сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы». Когда Герасим косил, то мог «молодой березовый лесок смахивать с корней долой». 2-ух воров он ударил друг об дружку лбами так, «что хоть в полицию их позже не води».

Для того чтоб выделить нрав Герасима, писатель сравнивает его с юным, здоровым быком, «которого только-только взяли с нивы, где сочная травка росла ему по брюхо», и поселили в город, где крестьянин ощущает себя как «пойманный зверь». Эти сопоставления помогают выделить его любовь к свободной жизни.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 224

Рассмотрите иллюстрации к рассказу в учебнике. Чем они интересны? Подготовьте и вы иллюстрации или описание (устное) рисунка к рассказу.

Многие живописцы иллюстрировали рассказ И.С. Тургенева «Муму». Набросок художника П. Боклевского изображает Герасима с метлой в руках в узеньком дворе столичного дома. У ног дворника посиживает Муму. Этот набросок передает силы Герасима и его решительный нрав.

На иллюстрациях С. Бойма изображены два эпизода рассказа: поведение Муму в комнате барыни и эпизод угощения Муму в трактире. 1-ый набросок увлекателен тем, что показано движение барыни, когда она гласит: «Муму, Муму, подойди же ко мне, подойди к барыне...» Приживалки в этот момент складывают ручки и говорят: «Подойди, подойди, Муму, к барыне...» На второй иллюстрации показан столичный трактир. За столом посиживает Герасим и с грустью глядит на возлюбленную собачку. Муму ест щи с мясом, а половой удивленно глядит на эту сцену.

На иллюстрации художника В. Табурина изображен эпизод, когда Герасим топит Муму. Он в последний раз придавил собаку к для себя, глядит на нее с горечью и прощается с ней. А в левой руке уже приготовлен камень.

Картина К. Трутовского «Благодетельница» не является иллюстрацией к этому рассказу, но на ней изображена сцена из жизни дома, подобного дому старенькой барыни. Такая же древняя барыня лежит и спит в креслах, приживалка заботится вокруг нее. Справа посиживает юная женщина, воспитанница либо бедная родственница богатой барыни, и читает вслух толстую книжку. Видно, что книжка эти ее не занимает. Только девченке, которая сидит на полу и гладит собачку, книжка увлекательна. Она слушает пристально. Эта картина отлично подходит для свойства старенькой барыни из тургеневского рассказа.

Творческое задание

К стр. 244

Почему Герасим ушёл в деревню? Что хотел сказать читателям Тургенев (вызвать сочувствие, протест против своеволия помещиков, показать силу характера и чувство достоинства героя)? Подготовьте рассуждение на эту тему.

Герасим был крепостным крестьянином, позже дворником в московском доме барыни. Но он сохранил наилучшие духовные и нравственные свойства человека, внутреннюю стойкость и силу духа. Особенно выразительно Тургенев пишет об этом в эпизоде травли Герасима. Когда Степан стал болтать палкой в отверстии двери, дворник сам отворил дверь: «Герасим бездвижно стоял на пороге. Масса собралась у подножия лестницы. Герасим глядел на всех этих людишек в германских кафтанах сверху, немного оперши руки в бока; в собственной красноватой фермерской рубахе он казался каким-то гигантом перед ними». У их не было собственных желаний. Они делали только желания госпожи. Герасим не возжелал больше жить с этими людьми в доме барыни. Он ушел в деревню и стал жить сиротливо, но честно.

Фонохрестоматия

Стр. 224-225

1. Как актёр читает первые строки повести, рассказывающие остаром доме с покосившимися балконами и о судьбе его хозяйки. Что хочет он сказать о судьбе старой барыни? Соответствует ли музыка, сопровождающая чтение, характеру повествования?

Актер читает 1-ые строчки повести с некой грустью и состраданием, ведь он ведает о жадный и тоскующей старости, одиночестве. Да, музыка, провождающая чтение, соответствует нраву повествования.

2.Как меняется интонация актёра, когда он рассказывает о Герасиме? Как актёр передаёт отношение автора к герою про-изведения?

Когда повествование доходит до Герасима, глас приободряется: сходу видно, что Герасим - неплохой мужчина, увлекательный человек, в отличие от барыни. Актер читает о нем с воодушевлением и некой заботой.

3.Какие новые краски, тона находит чтец для того, чтобы передать нам душевное состояние Герасима, ухаживающего за щенком?

Когда актер читает эпизоды, в каких Герасим ухаживает за собакой, в его голосе проявляется особая мягкость, он умиляется крохотному существу совместно с Герасимом, смеется вкупе с ним.

Создатель и актер негативно относятся к приживалкам, в неком роде даже глумятся над ним. Это выражено в том, как актер изображает их голоса, во всем их стремлении угодить барыне с ее изменчивым настроением.

(Рисунок И.И. Пчелко )

Простота и ирония образов тургеневских героев почти сразу раскрывает читателю характер каждого - будь то главный персонаж, или косвенный. Одним из второстепенных, но довольно видных героев в рассказе И.С.Тургенева «Муму» является некто Гаврила - главный дворецкий, гордо начальствующий над всей челядью, верный подданный своей барыни. Старая барыня, перед которой трепетала едва ли не вся прислуга, доверяет своему дворецкому в решении вопросов быта. Но дворецкий, в свою очередь, относится к ней, как и все, не без робости. Первый диалог ее с Гаврилой указывает на это ясно. Она приказывает и повелевает не без причуд, присущих преклонному возрасту. Тот, безусловно, сдержанно покорен.

Гаврила Андреевич, как образ лукавого дворецкого

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации )

Во всей внешности крепостного читается его предназначение к делам управленческим. Автор создал его, как классический образ слуги с высокими обязанностями - тонкий утиный нос, желтые глазки с хитрецой. Надменная стать, за которой, однако, скрывается трусливый и нерешительный нрав простого крестьянина. И все же Гаврила «Андреич» достаточно строг со своими подчиненными. Ему приходится взвешивать, где и как выгодно поступить, где проявить себя перед барыней, где применить свои полномочия. Но, к сожалению, они то его и подвели - смерть невинной собачонки была, в большей степени, его виной.

В одном из эпизодов он хитро выкручивается в ситуации, когда, по приказу своей хозяйки, решает дилемму с женитьбой прислуги - кроткой прачки Татьяны и пьяницы башмачника Капитона. Гаврила понимает, что немой Герасим неравнодушен к бедной женщине, и эта задача для него оказывается непростой.

Отрицательные и положительные черты героя

(Советский диафильм "Муму", 1949 )

Решая вопросы хозяйства, Гаврила весьма практичен. У него есть жена - Устинья Федоровна. Живут они в отдельном флигеле. Пользуясь своими правами, связанными также с учетом продуктов, он нехитро сверх меры обеспечивает свою семью, подворовывая с кухни «…чай, сахар, и прочую бакалею». В его комнате во флигеле стоят кованые сундуки, в которых, вероятно, находятся барынины вещи, он за ними бережно следит. Этот персонаж во всем прилежен, ежедневно отчитывается скучающей барыне о делах в доме, ходит к ней ко времени с докладом.

По сравнению с другими, конечно этот герой создает впечатление негативное. Однако и в этом отрицательном образе легко, еле заметно, сквозит человеческая душевность. Его переживания глубоко сокрыты от читателя, о них можно догадываться, лишь глядя между строк. Изначально на Гаврилу возложены все дела хозяйские. Множество дел приходится решать ему одному, не задавая лишних вопросов старухе барыне, во всем ей потакая. И не всякий случай ему удается все гладко и ладно. Главным образом он несет ответственность за результат, за порядок во всем дворе, и, пожалуй, это прежде для его же покоя. Жертвуя чувствами других, дворецкий решает судьбы челядинцев, нередко прибегая к обману, но это и есть его роль, которую ему предопределила судьба.

При пересказе любого произведения следует дать краткую характеристику, назвать, кто такие его главные герои. «Муму» - это рассказ известного русского писателя И. Тургенева, который был написан им в 1852 году и опубликован два года спустя в популярном на то время журнале «Современник». Интересен тот факт, что это одно из самых известных сочинений автора было создано в период его ареста. У него возникли трудности с публикацией и включением рассказа в собрание собственных сочинений.

Герасим

Успех произведения во многом зависит от того, насколько удачно жизненно, правдиво получились главные герои. «Муму» - рассказ, в основу которого был положен реальный случай в семье писателя, вернее, в доме его матери. У Герасима был свой прототип - слуга Андрей по прозвищу Немой. С ним произошла та же история, что и с его литературным воплощением. Этот герой - замкнутый нелюдимый человек, который, однако, отличается трудолюбием и работоспособностью. В поместье он считается лучшим рабочим, его трудовые навыки ценят все, в том числе и сама старая барыня. У этого внешне нелюдимого человека была одна слабость - он испытывал симпатию к служанке Татьяне, на которой даже хотел жениться.

История собаки

Во многом ход развития сюжета произведения определяет то, как ведут себя в различных ситуациях главные герои. «Муму» - произведение, смысл которого зависит от характеров действующих лиц. Свою первую потерю Герасим понес тогда, когда Татьяну по приказу барыни выдали замуж за пьяного башмачника Капитона. Через некоторое время он нашел некоторое утешение в том, что спас и выходил маленького щенка, которого назвал Муму. Это была очень умная и преданная собачка, которую полюбили все, но особенно сильно она была привязана к своему хозяину, который в ней Тем сильнее оказался для него удар, когда старая барыня приказала избавиться от собаки из-за того, что она однажды испортила ей настроение, не подчинившись ей. Герасим выполнил приказ и утопил собаку, однако после этого ушел из московского дома своей хозяйки в родную деревню.

Татьяна

Половину успеха произведения обеспечивают главные герои. «Муму» - это повесть, в которой представлены все типы характеров, которые наблюдались в типичном русском поместье середины девятнадцатого столетия. Образ молодой женщины Татьяны в этом отношении не представляет исключения. Она бедная забитая служанка, которая постоянно терпит унижения и издевки, от которых ее спасает только защита Герасима. В доме барыни она работает прачкой. Бедная женщина настолько забита, что беспрекословно выполняет приказ дворецкого и притворяется перед Герасимом пьяной, чтобы он сам от нее отказался. Хитрость удалась, однако дворник все-таки сохраняет к ней симпатию и при отъезде ее в деревню дарит ей красный платок.

Гаврила

В произведении автора разительный контраст между собой представляют главные герои. «Муму» Тургенева - рассказ, который интересен тем, что в нем представлена полная галерея характеров. Дворецкий Гаврила - это простой плутоватый мужик, который готов на любую хитрость ради достижения поставленной цели. Он человек сам по себе не злой, но вместе с тем, чтобы сохранить спокойствие в доме и ублажить свою барыню, готов на любые ухищрения. Так, именно он придумал хитрость, благодаря которой смог разлучить Герасима с Татьяной. Он же приказывает дворнику утопить бедную собачку. Эти поступки делают его в глазах читателей

Капитон

Это был башмачник в поместье старой барыни. Он получился таким же колоритным и жизненным, как и все остальные главные герои. «Муму» Тургенева - рассказ, в котором каждое действующее лицо запоминается читателю благодаря тщательно прописанным характерам. Капитон - это по-своему неглупый человек, когда-то он даже считался человеком образованным, однако с годами спился и превратился в горького пьяницу. Барыня пыталась как-то исправить положение, женив его на Татьяне, однако это не спасает ситуацию. Капитон спивается окончательно, и его вместе с женой отправляют в деревню.

Барыня

В рассматриваемом произведении большую роль играют главные герои. «Муму» Тургенева (характеристика рассказа обязательно должна включать психологические портреты действующих лиц) - это сочинение, которое основано на постепенном раскрытии внутреннего мира персонажей. В этом отношении старая барыня вызывает больше всего нареканий, так как ее капризы стали причиной случившейся трагедии. По словам автора, она была капризна, вспыльчива, кроме того, у нее наблюдались частые смены настроения. Вместе с тем ей нельзя отказать в некоторой хозяйственности и распорядительности. Так, она отличила Герасима как способного и трудолюбивого работника, пыталась как-то исправить Капитона, однако ее деспотические замашки не привели к желаемому результату, так как она была слишком упряма и своенравна.

Итак, очень правдивыми и жизненными получились главные герои "Муму" Тургенева. Крестьянин всегда был в центре его творчества, и данное произведение - наиболее убедительное тому доказательство.