История происхождения и толкование имени киша. Урок литературного чтения на тему "сказание о кише" Краткая характеристика киша сказание о кише

Джек Лондон

Сказание о Кише

Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш. Долгие и счастливые годы был он первым человеком в своем поселке, умер, окруженный почетом, и имя его было у всех на устах. Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят и правдивую повесть о нем, которую они слышали от своих отцов и которую сами передадут своим детям и детям своих детей, а те - своим, и так она будет переходить из уст в уста до конца времен. Зимней полярной ночью, когда северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу note 1, достиг почета и занял высокое место в своем поселке.

Киш, как гласит сказание, был смышленным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц. Так считают на Севере годы, потому что каждую зиму солнце оставляет землю во мраке, а на следующий год поднимается над землей новое солнце, чтобы люди снова могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, чтобы даровать жизнь своим соплеменникам. Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью. Но люди быстро все забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его - всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.

Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце - мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.

Я скажу правду, - так начал он. - Мне и матери моей дается положенная доля мяса. Но это мясо часто бывает старое и жесткое, и в нем слишком много костей.

Охотники - и совсем седые, и только начавшие седеть, и те, что были в расцвете лет, и те, что были еще юны, - все разинули рот. Никогда не доводилось им слышать подобных речей. Чтобы ребенок говорил, как взрослый мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!

Но Киш продолжал твердо и сурово:

Мой отец, Бок, был храбрым охотником, вот почему я говорю так. Люди рассказывают, что Бок один приносил больше мяса, чем любые два охотника, даже из самых лучших, что своими руками он делил это мясо и своими глазами следил за тем, чтобы самой древней старухе и самому хилому старику досталась справедливая доля.

Вон его! - закричали охотники. - Уберите отсюда этого мальчишку! Уложите его спать. Мал он еще разговаривать с седовласыми мужчинами.

Но Киш спокойно ждал, пока не уляжется волнение.

У тебя есть жена, Уг-Глук, - сказал он, - и ты говоришь за нее. А у тебя, Массук, - жена и мать, и за них ты говоришь. У моей матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я. И я сказал: Бок погиб потому, что он был храбрым охотником, а теперь я, его сын, и Айкига, мать моя, которая была его женой, должны иметь вдоволь мяса до тех пор, пока есть вдоволь мяса у племени. Я, Киш, сын Бока, сказал.

Он сел, но уши его чутко прислушивались к буре протеста и возмущения, вызванной его словами.

Разве мальчишка смеет говорить на совете? - прошамкал старый Уг-Глук.

С каких это пор грудные младенцы стали учить нас, мужчин? - зычным голосом спросил Массук. - Или я уже не мужчина, что любой мальчишка, которому захотелось мяса, может смеяться мне в лицо?

Гнев их кипел ключом. Они приказали Кишу сейчас же идти спать, грозили совсем лишить его мяса, обещали задать ему жестокую порку за дерзкий поступок. Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам. Осыпаемый бранью, он вскочил с места.

Слушайте меня, вы, мужчины! - крикнул он. - Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: «Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил». Так слушайте же, мужчины, мое последнее слово. Бок, мой отец, был великий охотник. Я, Киш, его сын, тоже буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что дележ моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом! Я, Киш, сказал все.

Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу, но он стиснул зубы и пошел своей дорогой, не глядя ни вправо, ни влево.

На следующий день он направился вдоль берега, где земля встречается со льдами. Те, кто видел его, заметили, что он взял с собой лук и большой запас стрел с костяными наконечниками, а на плече нес большое охотничье копье своего отца. И много было толков и много смеха по этому поводу. Это было невиданное событие. Никогда не случалось, чтобы мальчик его возраста ходил на охоту, да еще один. Мужчины только покачивали головой да пророчески что-то бормотали, а женщины с сожалением смотрели на Айкигу, лицо которой было строго и печально.

Он скоро вернется, - сочувственно говорили женщины.

Пусть идет. Это послужит ему хорошим уроком, - говорили охотники. - Он вернется скоро, тихий и покорный, и слова его будут кроткими.

Но прошел день и другой, и на третий поднялась жестокая пурга, а Киша все не было. Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря.

Однако на следующий день рано утром Киш появился в поселке. Он пришел с гордо поднятой головой. На плече он нес часть туши убитого им зверя. И поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.

Вы, мужчины, возьмите собак и нарты и ступайте по моему следу, - сказал он. - За день пути отсюда найдете много мяса на льду - медведицу и двух медвежат.

Айкига была вне себя от радости, он же принял ее восторги, как настоящий мужчина, сказав:

Идем, Айкига, надо поесть. А потом я лягу спать, ведь я очень устал.

И он вошел в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд.

Сначала было много сомнений, много сомнений и споров. Выйти на полярного медведя - дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее - выйти на медведицу с медвежатами. Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвигн. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот, наконец, они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать сразу, как только зверь убит, - иначе мясо замерзнет так крепко, что его не возьмет даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на нарты и везти по неровному льду - дело нелегкое. Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истый охотник, и удалил внутренности.

Так было положено начало тайне Киша. Дни шли за днями, и тайна эта оставалась неразгаданной. Киш снова пошел на охоту и убил молодого, почти взрослого медведя, а в другой раз - огромного медведя-самца и его самку. Обычно он уходил на три-четыре дня, но бывало, что пропадал среди ледяных просторов и целую неделю. Он никого не хотел брать с собой, и народ только диву давался. «Как он это делает? - спрашивали охотники друг у друга. - Даже собаки не берет с собой, а ведь собака - большая подмога на охоте».

Почему ты охотишься только на медведя? - спросил его как-то Клош-Кван.

И Киш сумел дать ему надлежащий ответ:

Кто же не знает, что только на медведе так много мяса.

Но в поселке стали поговаривать о колдовстве.

Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. - Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить, как не тем, что ему помогают злые духи?

Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? - говорили другие.

Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!

Так или не так, но Киша не покидала удача, и нередко менее искусным охотникам приходилось доставлять в поселок его добычу. И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая древняя старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько, сколько нужно для пропитания. И поэтому-то, и еще потому, что он был отважным охотником, на него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти старого Клош-Квана. Теперь, когда он прославил себя такими подвигами, все ждали, что он снова появится в совете, но он не приходил, и им было стыдно позвать его.

Цель урока : - Познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;
- Ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования;
- Продолжить работу над характеристикой героя;
- Определить, что значит быть взрослым.
Оборудование: Текст произведения; «Рабочие тетради по литературе для 5 класса М.Н.Наумовой; портрет Д.Лондона; опорные материалы урока.

Ход урока:

I. Предварительная работа по теме урока.

Учитель: Наше путешествие по стране Литературии продолжается… Произведения великих русских и зарубежных писателей уже были прочитаны нами в этом учебном году. Это не просто произведения, это начало великого знакомства с сокровищами русского и мирового искусства. Наши уроки построены по программе А.Г.Кутузова. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
Сегодня очередная встреча с великим… Это рассказ Джека Лондона «Сказание о Кише».
Джек Лондон – один из наиболее популярных в нашей стране американских писателей. Его биография, его личность человека активного, волевого, в чем-то напоминавшего его джек-лондоновских героев, вызывала не меньший интерес, чем его творчество, в котором сильно сказывалось автобиографическое начало.
Так кто же такой Джек Лондон?
Ученица: Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера. Дела Джона Лондона шли с переменным успехом, так что его пасынок, едва окончив начальную школу, устроился на консервную фабрику с десятичасовым рабочим днём. Это был сущий ад, и пятнадцати лет Джек ушёл с фабрики - в устричные пираты залива Сан-Франциско. Затем он чередовал вольную жизнь с подневольным трудом и попытками завершить образование. Океанское плавание на шхуне «Софи Сазерленд», джутовая фабрика в Окленде, бродяжничество, тюрьма, полтора года в средней школе, семестр в Калифорнийском университете, случайные заработки; в разгар «золотой лихорадки» - зимовка на Клондайке.
Оттуда Джек вернулся без единой унции золота и полный решимости добывать средства к существованию писательским трудом. Он отчётливо сознавал, что таланта, впечатлений и усердия ему не занимать. Он положил себе за правило вырабатывать тысячу слов в день. Журналы не устояли. В двадцатый век двадцатичетырёхлетний Джек Лондон вошёл профессиональным писателем. И быстро стал писателем известным и высокооплачиваемым. Однако на этом не успокоился. В 1902 году, специально, чтобы написать книгу «Люди бездны», Джек Лондон, член Американской социалистической партии, три месяца провёл в лондонских трущобах, выдавая себя за списанного на берег матроса. В начале 1904 года отправился корреспондентом на русско-японскую войну. В 1907 году по собственному проекту построил яхту «Снарк» и совершил на ней двухгодичное плавание к островам Океании. Поблажек для себя в работе не допускал: тысяча слов в день - «Зов предков», «Морской Волк», «Мартин Иден»… Бешеные деньги и безумные траты. Нельзя сказать, что ему везло. Едва выстроенный «Дом Волка», задуманный как «родовой замок» для будущих поколений Лондонов, сгорел. Долгожданный наследник так и не появился. Творческое воображение иссякло.
22 ноября 1916 года Джек Лондон умер. Вероятно, это было самоубийство.
Учитель: Да, ребята, Джек Лондон был особенным человеком, даже внешне. Вот как описывает его писатель И. Стоун: «Джек был от природы добр, безрассудно щедр - воистину друг из друзей, король славных малых… Что это был за превосходный образец человеческой породы! У него было чистое, полное радости, нежное, незлобивое сердце… Он выглядел старше своих лет, тело гибкое и сильное, открытая у ворота шея, копна спутанных волос - они падали ему на лоб, и он, занятый оживленной беседой, нетерпеливо отбрасывал их назад. Не комнатный житель, а человек вольных просторов - словом, настоящий человек, мужчина. Он был одержим жаждой правды » (Обращение к портрету писателя)
Он прожил жизнь бойцом, «моряком в седле», как он однажды выразился, стал большим писателем, хотя жизнь с детских лет нагромождала ему одно препятствие за другим. Он ушел из жизни сорокалетним. Пятьдесят книг - итог его литературной деятельности. Одна из этих книг включает в себя рассказ «Сказание о Кише». Дома вы прочитали это произведение.
II. Работа по анализу текста.
- Понравился ли вам рассказ? Почему? (Да, он рассказывает о храбром мальчике, о том, как герой в свои 13 лет не испугался вождя племени и вступил с ним в противоборство; это рассказ о мужественном мальчике).
- Назовите героев рассказа. Киш – главный герой рассказа;
Клош-Кван – вождь племени;
Бок – отец Киша;
Айкига – мать героя;
Массук – соплеменник;
Уг-Глук – охотник племени;
Бим и Боун - два молодых, лучших в поселке охотника.
- В какой части земного шара происходит действие рассказа? (На севере Соединенных Штатов Америки).
Найти и показать это место на карте.

Учитель: Поверили ли этому соплеменники? (Стр.84)
Ученик: «Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвиг . Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот наконец они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать его тушу… Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истинный охотник, и удалил внутренности».
Учитель: Дни шли за днями. В поселке стали поговаривать о неразгаданной тайне удачной охоты Киша.
(Стр.85 : « - Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. – Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить. как не тем. что ему помогают злые духи?- Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? – говорили другие. – Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!»)
Но удача не покидала юного охотника. Это еще больше волновало соплеменников. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша?
Ученики : Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну.
Учитель: Через пять дней Бим и Боум, лучшие охотники в поселке, вернулись. Им хотелось поскорее рассказать то, что они узнали.
Бим: Как нам было приказано, мы шли по следу Киша. Он нас ни разу не заметил. В середине первого дня пути он встретился с большим медведем-самцом, и это был очень большой медведь.
Боум : Но медведь не хотел вступать в борьбу, он повернул назад и стал уходить по льду. А Киш кричал на медведя, бранился на него, размахивал руками и поднял очень большой шум. Медведь рассердился, встал на задние лапы и зарычал. А Киш шел прямо на него.
Бим: Киш шел прямо на медведя, и медведь бросился на него, и Киш побежал. Когда Киш бежал, он уронил на лед маленький круглый шарик. Медведь обнюхал этот шарик и проглотил его. Киш все бежал и разбрасывал маленькие круглые шарики, а медведь все их глотал!!!
Боум: Так продолжалось долго. Но вдруг медведь остановился, завыл от боли и начал как бешеный колотить передними лапами по льду. Маленькие шарики наделали большую беду внутри медведя.
Учитель: Как вел себя медведь дальше? (Стр.87-88)
Ученик: «Медведь царапал себя когтями, прыгал по льду, словно разыгравшийся щенок. Но только он не играл, а выл от боли».
Учитель: Так в чем же состояла тайна Киша?
Киш: Это очень просто: надо взять маленький кусочек тюленьего жира и сделать в нем ямку. Потом в ямку надо положить китовый ус, хорошенько его свернуть и закрыть сверху другим кусочком жира. Потом все это надо выставить на мороз, и когда жир замерзнет, получится маленький круглый шарик. Медведь проглотит шарик, жир растопится, острый китовый ус распрямится – и медведю станет больно. А когда медведю станет больно, его легко убить копьем. Это совсем просто.
Учитель: Ребята, как вы думаете, почему Киш не побоялся рассказать соплеменникам свою тайну?
Ученик: Я, думаю, он хотел, чтобы все были сыты и счастливы.
Учитель: Из маленького мальчика Киш стал вождем племени. Это ему удалось благодаря качествам характера. Каким?
Ученик: Бесстрашие, смекалка, сила воли, чувство справедливости, гармония с природой, ответственность перед соплеменниками.
Учитель : Да, это качества не маленького мальчика, подростка, это – качества мужчины, который в любую минуту может прийти на помощь. Наверное, таковым видел себя и Киш, который прожил-то всего «13 солнц».
III . Проверка домашнего задания.
-Как менялось отношение соплеменников к Кишу по мере его «мужания»?

Событие
Отношение соплеменников
1. Киш на совете старейшин
«Буря протеста и возмущения», «гнев их кипел ключом», «осыпаемый бранью»
2. Киш отправляется на первую охоту
«Много было толков и много смеха по этому поводу», «мужчины только покачивали головами, с сожалением смотрели на мать»
3. «Пропажа» Киша
«Женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком», «мужчины молчали, готовясь идти на поиски тела»
4. Возвращение мальчика
«Сначала было много сомнений и споров»
5. Киш – отважный охотник
«На него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти Клош-Квана»
IV. Особенности сюжета.
Учитель: Сюжет данного рассказа подчинен жанру сказания. Повествование начинается с рассказа о родителях Киша. Далее отважный Киш выступает на совете старейшин племени. Герой решает стать охотником, идет на первую свою охоту. Она оказывается удачной. Соплеменники Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша. Да и герой ее не скрывает, потому что хочет, чтобы все люди племени были сыты и счастливы. Растет уважение к Кишу в племени, и в конце концов он становится вождем племени. Попробуйте определить, какие сюжетные элементы присутствуют в композиции?
Ученик: Экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.
Кульминация
Бим и Боум узнают тайну удачной охоты Киша
Развитие действия
Решение стать охотником
Завязка
Совет старейшин: выступление Киша
Экспозиция Развязка
Рассказ о родителях Киша Киш – вождь племени

Учитель : Такая организация сюжета отвечает требованиям жанра:
а) сюжет опирается на народное сказание о Кише;
б) фантастика сочетается с зарисовками быта и нравов североамериканских индейцев;
в) обличает произвол старейшин Клош-Квана и Уг-Глука.
V. Речевая организация текста.
Учитель: Джек Лондон выработал свою манеру письма так, чтобы автора как бы не было видно, а герои рассказывали о себе своими делами, поступками, речью. На какие особенности речевой организации текста вы обратили внимание?
Ученик: Из текста сказания можно много узнать о нравах и обычаях североамериканских индейцев. Например, я обратил(а) внимание на выражения: «Тринадцать солнц » - 13 лет от роду; «Вымазать лицо сажей » - знак скорби; «Высасывать мозг из кости » - лакомое кушанье индейцев;
Ученик : А я обратил внимание на манеру писателя передать особенности речи рассказчика через форму повествования: он как будто сказку рассказывает.
VI. Выводы по теме урока.
Учитель: Правильно, ребята! Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?
Ученик: Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем.
Учитель : Правильно. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше, ем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.
VII. Домашнее задание.
1.Предлагаю вам ответить на вопросы по тексту «Сказания...» из «Рабочей тетради по литературе», определить степень осознанности прочитанного.
1. Как называется хижина канадских эскимосов? (Иглу)
2. Кем был отец Киша? (Отважным охотником)
3. Имя вождя племени? (Клош-Кван)
4. Имя матери Киша? (Айкига)
5. Что осталось в наследство Кишу от отца? (Копье)
6. Что сделала Айкига в знак скорби по сыну? (Вымазала лицо сажей)
7. Первый «улов» Киша? (Медведица и два медвежонка)
8. Сколько часов спал Киш после первой охоты? (20 часов)
9. Почему охота Киша всегда была удачной? (Знал один секрет)
10. Кто «бросил Кишу в глаза обвинение в колдовстве»? (Уг-Глук)
11. В чем заключался секрет удачной охоты Киша? (В маленьком шарике из тюленьего жира и китового уса)
12. Кем избрали Киша соплеменники за добропорядочность? (Вождем племени)
2. Киш проявил смекалку при охоте на медведя. Другими словами, он сделал открытие. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?

Джек Лондон
«Сказание о Кише»
1. Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания, который опирается на народные предания или легенды; характеризуется сочетанием сказочно-фантастического мира с точными зарисовками быта и нравов; обличает произвол «хозяев жизни».
2. Джек Лондон, внебрачный сын астролога Уильяма Чейни и спиритки Флоры Уэллман, со своим отцом никогда не встречался и носил фамилию отчима - Джона Лондона, фермера

3. Как вы думаете, какие изобретения человечества в его истории – самые великие и важные?

Основная задача - не вызывать ни в ком спонтанной антипатии. Поэтому Вам следует уделять особое внимание единству стиля, мягкости линий и, что не мене важно, общей внешней опрятности. Несоответствующая деталь в одежде производит такое же неприятное впечатление, как и заношенность, несвежесть любой части костюма. Постарайтесь научиться разбираться в стилях. Иначе стремление к некоему усредненному типу может привести к тому, что Вы будете выглядеть «серой мышью».

Совместимость имени Киша, проявление в любви

Любовь для вас является насущной, каждодневной необходимостью, порой неосознанной. Поэтому в Вашем отношении к партнеру преобладает нежность, часто довольно обременительная, и заботливость, порой граничащая с навязчивой угодливостью. Однако Вы пребываете в непоколебимой уверенности, что все делаете правильно и требуете адекватной, с Вашей точки зрения, реакции на свои поступки - благодарности и восхищения. Киша, Вы легко уязвимы, мнительны и обидчивы, часто приходите в состояние раздражения без видимых причин. При длительном отсутствии партнера «в пределах досягаемости» Вас посещает ощущение заброшенности, неуверенности в том, что Вы счастливы. Все, что Вам на самом деле нужно – это найти человека, которому будут по душе и Ваша трогательная привязчивость, и Ваша самоотверженная преданность. Тогда союз будет длительным и гармоничным.

Мотивация

Вас привлекает красота и гармония во всех проявлениях. Поэтому первоосновой Ваших душевных устремлений является желание сохранить их вокруг себя. Следовательно, любые действия, результатом которых может стать нарушение привычного порядка вещей – противны Вашей природе.

Но и «воевать» с тем, кто пытается создать такой дисбаланс, Вы не станете. «Худой мир» для Вас всегда «лучше доброй ссоры», а значит, врага следует превратить в друга, проявив такт и дипломатичность.

И нет ничего удивительного в том, что друзей у Вас много, а врагов практически нет. Вы всегда способны не только найти компромиссное решение, но и «разбудить лучшие чувства» в человеке, настроенном негативно по отношению к Вам.

Однако просто знать, как следует поступить в той или иной ситуации – это еще не выбор. Мнение необходимо подкреплять действием. И вот тут Вас часто подводит Ваша нерешительность. Это не робость и не боязнь последствий. Просто колебания в процессе поиска наилучшего варианта. Жизненный опыт поможет от них избавиться.



Джек Лондон. Сказание о Кише

Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш. Долгие и счастливые годы был он первым человеком в своем поселке, умер, окруженный почетом, и имя его было у всех на устах. Так много воды утекло с тех пор, что только старики помнят его имя, помнят и правдивую повесть о нем, которую они слышали от своих отцов и которую сами передадут своим детям и детям своих детей, а те - своим, и так она будет переходить из уст в уста до конца времен. Зимней полярной ночью, когда северная буря завывает над ледяными просторами, а в воздухе носятся белые хлопья и никто не смеет выглянуть наружу, хорошо послушать рассказ о том, как Киш, что вышел из самой бедной иглу [хижины канадских эскимосов, сложенные из снежных плит], достиг почета и занял высокое место в своем поселке.

Киш, как гласит сказание, был смышленным мальчиком, здоровым и сильным и видел уже тринадцать солнц. Так считают на Севере годы, потому что каждую зиму солнце оставляет землю во мраке, а на следующий год поднимается над землей новое солнце, чтобы люди снова могли согреться и поглядеть друг другу в лицо. Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, чтобы даровать жизнь своим соплеменникам. Один на один он схватился с медведем, и тот переломал ему все кости; но на медведе было много мяса, и это спасло народ. Киш был единственным сыном, и, когда погиб его отец, он стал жить вдвоем с матерью. Но люди быстро все забывают, забыли и о подвиге его отца, а Киш был всего только мальчик, мать его - всего только женщина, и о них тоже забыли, и они жили так, забытые всеми, в самой бедной иглу.

Но как-то вечером в большой иглу вождя Клош-Квана собрался совет, и тогда Киш показал, что в жилах у него горячая кровь, а в сердце - мужество мужчины, и он ни перед кем не станет гнуть спину. С достоинством взрослого он поднялся и ждал, когда наступит тишина и стихнет гул голосов.

Я скажу правду, - так начал он. - Мне и матери моей дается положенная доля мяса. Но это мясо часто бывает старое и жесткое, и в нем слишком много костей.

Охотники - и совсем седые, и только начавшие седеть, и те, что были в расцвете лет, и те, что были еще юны, - все разинули рот. Никогда не доводилось им слышать подобных речей. Чтобы ребенок говорил, как взрослый мужчина, и бросал им в лицо дерзкие слова!

Но Киш продолжал твердо и сурово:

Мой отец, Бок, был храбрым охотником, вот почему я говорю так. Люди рассказывают, что Бок один приносил больше мяса, чем любые два охотника, даже из самых лучших, что своими руками он делил это мясо и своими глазами следил за тем, чтобы самой древней старухе и самому хилому старику досталась справедливая доля.

Вон его! - закричали охотники. - Уберите отсюда этого мальчишку! Уложите его спать. Мал он еще разговаривать с седовласыми мужчинами.

Но Киш спокойно ждал, пока не уляжется волнение.

У тебя есть жена, Уг-Глук, - сказал он, - и ты говоришь за нее. А у тебя, Массук, - жена и мать, и за них ты говоришь. У моей матери нет никого, кроме меня, и потому говорю я. И я сказал: Бок погиб потому, что он был храбрым охотником, а теперь я, его сын, и Айкига, мать моя, которая была его женой, должны иметь вдоволь мяса до тех пор, пока есть вдоволь мяса у племени. Я, Киш, сын Бока, сказал.

Он сел, но уши его чутко прислушивались к буре протеста и возмущения, вызванной его словами.

Разве мальчишка смеет говорить на совете? - прошамкал старый Уг-Глук.

С каких это пор грудные младенцы стали учить нас, мужчин? - зычным голосом спросил Массук. - Или я уже не мужчина, что любой мальчишка, которому захотелось мяса, может смеяться мне в лицо?

Гнев их кипел ключом. Они приказали Кишу сейчас же идти спать, грозили совсем лишить его мяса, обещали задать ему жестокую порку за дерзкий поступок. Глаза Киша загорелись, кровь забурлила и жарким румянцем прилила к щекам. Осыпаемый бранью, он вскочил с места.

Слушайте меня, вы, мужчины! - крикнул он. - Никогда больше не стану я говорить на совете, никогда, прежде чем вы не придете ко мне и не скажете: "Говори, Киш, мы хотим, чтобы ты говорил". Так слушайте же, мужчины, мое последнее слово. Бок, мой отец, был великий охотник. Я, Киш, его сын, тоже буду охотиться и приносить мясо и есть его. И знайте отныне, что дележ моей добычи будет справедлив. И ни одна вдова, ни один беззащитный старик не будут больше плакать ночью оттого, что у них нет мяса, в то время как сильные мужчины стонут от тяжкой боли, ибо съели слишком много. И тогда будет считаться позором, если сильные мужчины станут объедаться мясом! Я, Киш, сказал все.

Насмешками и глумлением проводили они Киша, когда он выходил из иглу, но он стиснул зубы и пошел своей дорогой, не глядя ни вправо, ни влево.

На следующий день он направился вдоль берега, где земля встречается со льдами. Те, кто видел его, заметили, что он взял с собой лук и большой запас стрел с костяными наконечниками, а на плече нес большое охотничье копье своего отца. И много было толков и много смеха по этому поводу. Это было невиданное событие. Никогда не случалось, чтобы мальчик его возраста ходил на охоту, да еще один. Мужчины только покачивали головой да пророчески что-то бормотали, а женщины с сожалением смотрели на Айкигу, лицо которой было строго и печально.

Он скоро вернется, - сочувственно говорили женщины.

Пусть идет. Это послужит ему хорошим уроком, - говорили охотники. - Он вернется скоро, тихий и покорный, и слова его будут кроткими.

Но прошел день и другой, и на третий поднялась жестокая пурга, а Киша все не было. Айкига рвала на себе волосы и вымазала лицо сажей в знак скорби, а женщины горькими словами корили мужчин за то, что они плохо обошлись с мальчиком и послали его на смерть; мужчины же молчали, готовясь идти на поиски тела, когда утихнет буря.

Однако на следующий день рано утром Киш появился в поселке. Он пришел с гордо поднятой головой. На плече он нес часть туши убитого им зверя. И поступь его стала надменной, а речь звучала дерзко.

Вы, мужчины, возьмите собак и нарты и ступайте по моему следу, - сказал он. - За день пути отсюда найдете много мяса на льду - медведицу и двух медвежат.

Айкига была вне себя от радости, он же принял ее восторги, как настоящий мужчина, сказав:

Идем, Айкига, надо поесть. А потом я лягу спать, ведь я очень устал.

И он вошел в иглу и сытно поел, после чего спал двадцать часов подряд.

Сначала было много сомнений, много сомнений и споров. Выйти на полярного медведя - дело опасное, но трижды и три раза трижды опаснее - выйти на медведицу с медвежатами. Мужчины не могли поверить, что мальчик Киш один, совсем один, совершил такой великий подвигн. Но женщины рассказывали о свежем мясе только что убитого зверя, которое принес Киш, и это поколебало их недоверие. И вот, наконец, они отправились в путь, ворча, что если даже Киш и убил зверя, то, верно, он не позаботился освежевать его и разделать тушу. А на Севере это нужно делать сразу, как только зверь убит, - иначе мясо замерзнет так крепко, что его не возьмет даже самый острый нож; а взвалить мороженую тушу в триста фунтов на нарты и везти по неровному льду - дело нелегкое. Но, придя на место, они увидели то, чему не хотели верить: Киш не только убил медведей, но рассек туши на четыре части, как истый охотник, и удалил внутренности.

Так было положено начало тайне Киша. Дни шли за днями, и тайна эта оставалась неразгаданной. Киш снова пошел на охоту и убил молодого, почти взрослого медведя, а в другой раз - огромного медведя-самца и его самку. Обычно он уходил на три-четыре дня, но бывало, что пропадал среди ледяных просторов и целую неделю. Он никого не хотел брать с собой, и народ только диву давался. "Как он это делает? - спрашивали охотники друг у друга. - Даже собаки не берет с собой, а ведь собака - большая подмога на охоте".

Почему ты охотишься только на медведя? - спросил его как-то Клош-Кван.

И Киш сумел дать ему надлежащий ответ:

Кто же не знает, что только на медведе так много мяса.

Но в поселке стали поговаривать о колдовстве.

Злые духи охотятся вместе с ним, - утверждали одни. - Поэтому его охота всегда удачна. Чем же иначе можно это объяснить, как не тем, что ему помогают злые духи?

Кто знает? А может, это не злые духи, а добрые? - говорили другие. - Ведь его отец был великим охотником. Может, он теперь охотится вместе с сыном и учит его терпению, ловкости и отваге. Кто знает!

Так или не так, но Киша не покидала удача, и нередко менее искусным охотникам приходилось доставлять в поселок его добычу. И в дележе он был справедлив. Так же, как и отец его, он следил за тем, чтобы самый хилый старик и самая древняя старуха получали справедливую долю, а себе оставлял ровно столько, сколько нужно для пропитания. И поэтому-то, и еще потому, что он был отважным охотником, на него стали смотреть с уважением и побаиваться его и начали говорить, что он должен стать вождем после смерти старого Клош-Квана. Теперь, когда он прославил себя такими подвигами, все ждали, что он снова появится в совете, но он не приходил, и им было стыдно позвать его.

Я хочу построить себе новую иглу, - сказал Киш однажды Клош-Квану и другим охотникам. - Это дожлна быть просторная иглу, чтобы Айкиге и мне было удобно в ней жить.

Так, - сказали те, с важностью кивая головой.

Но у меня нет на это времени. Мое дело - охота, и она отнимает все мое время. Было бы справедливо и правильно, чтобы мужчины и женщины, которые едят мясо, что я приношу, построили мне иглу.

И они выстроили ему такую большую просторную иглу, что она была больше и просторнее даже жилища самого Клош-Квана. Киш и его мать перебрались туда, и впервые после смерти Бока Айкига стала жить в довольстве. И не только одно довольство окружало Айкигу: она была матерью замечательного охотника, и на нее смотрели теперь, как на первую женщину в поселке, и другие женщины посещали ее, чтобы испросить у нее совета, и ссылались на ее мудрые слова в спорах друг с другом или со своими мужьями.

ГУ « Бейнеуская гимназия »

Урок литературного чтения

в 7 классе по рассказу

Джека Лондона «Сказание о Кише»

Разработала:Аймагамбетова С.Б.

2013-2014 учебный год

Тема : Джек Лондон «Сказание о Кише»

Обучающая ц ель : 1)познакомить учащихся с произведением Д.Лондона «Сказание о Кише»;2) продолжить формирование навыка работы с текстом;3)ввести понятие «сказание» в контексте литературоведческого образования. Развивающая цель :развитие устной речи, умения высказывать и аргументировать свое мнение; продолжить работу над характеристикой героя;Воспитательная цель :нравственное воспитание: помочь разобраться в мотивах человеческих поступков; определить, что значит быть взрослым.

Оборудование: презентационный материал, шляпы для метода «Шесть типов мышления»

Ход урока

І Оргмомент .

ІІ Предварительная работа по теме урока.

2/1.Вступительное слово у чител я : Наше путешествие по стране Литератур а продолжается… В этом учебном году нами уже были прочитаны п роизведения великих русских , казахских писателей.Сегодня мы будем работать с произведением зарубежной литературы. Э то начало великого знакомства с сокровищами мирового искусства. Мы учимся не только читать произведения, но и мыслить, думать, высказывать свою точку зрения.
Сегодня мы встретимся с великим американским писателем Джеком Лондоном и попытаемся сделать анализ его рассказ а «Сказание о Кише».
Так кто же такой Джек Лондон?

2/2.Блиц- опрос -Что вы знаете о жизни Джека Лондона? (№2-10 слайды) Кто такой Джек Лондон? Какой была его жизнь? Сколько книг было им написано? Какие черты характера присущи писателю? –Дома вы должны были прочитать «Сказание о Кише » .Откройте тетради и запишите в тетрадях число и тему урока.

ІІІ Работа по теме урока - Обрати те внимание, что этот рассказ называется - «сказание» .

Д.Лондон создает как бы подражание местным индейским легендам,похожим на сказки.

3/1.Работа по опорной схеме Обратимся к опорным записям и прочитаем, что такое «сказание».

3/2. Понравился ли вам рассказ? Назовите героев рассказа.

Пользуясь таблицей, соотнесите информаию, данную в таблице с главными героями сказания.

3/3.Словарная разминка Задание: Объясните лексическое значение данных слов и словосочетаний чтимый – почитаемый всеми иглу - жилище северных индейцев дерзкие слова - слишком смелые слова ошеломлены – очень удивлены одинёшенек – совсем один пристыженный – ему было очень стыдно свежевать – разделывать тушу зверя нарты - узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей. Погонщик упряжной нарты называется каюр.

3/4. Сюжетный и идейный анализ сказания с применением метода «Шесть типов мышления»

Слово учителя: М ы не только по-разному воспринимаем мир, но и по-разному мыслим. И мыслить мы можем шестью различными способами, то есть в шести «шляпах»!

Нас мало, поэтому я не могу разделить вас на группы. Каждый из вас получает жеребьевкой одну из шести шляп и должен представить свой опыт, свои впечатления и мысли по рассказу Д.Лондона «Сказание о Кише », исходя из цвета шляпы.

Белая шляпа

М ыслит фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!

Желтая шляпа

Позитивное мышление. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать, почему они являются позитивными. Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа

Противоположность желтой шляпе. Нужно определить, что было трудно, неясно, проблематично, негативно и – объяснить, почему так произошло.

Красная шляпа

Это – эмоциональная шляпа. Нужно связать изменения собственного эмоционального состояния с теми или иными моментами рассматриваемого явления. С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему.

Зеленая шляпа

Это – творческое мышление.

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая шляпа.

(Учащиеся по результатам жеребьевки выбирают шляпы, готовятся к выступлению. На подготовку к выступлению отводится 10 минут)

Примерные ответы учащихся

2.Определить идею сказания с применением метода «РАФТ».

Основной задачей для выполняющих задание этой игры является описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.

Роль

Аудитория

Форма

Тема

Киш

Молодежь XXI века

Повествование

Жизнь дана на добрые дела!

Киш

Учащиеся 7 класса

Рассуждение

Что значит быть взрослым?

Примерные ответы:

Жизнь дана на добрые дела

Доброта – вещь удивительная. Она сближает людей, как ничто другое, она тот язык, на котором всякий с вами захочет разговаривать. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрощенных обид. Мы больше приобретем, чем отдадим, если будем чаще вспоминать про то, что человек становится человеком только благодаря другому человеку. Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих поступках.

Что значит быть взрослым?

Я думаю, вам понравилось «Сказание о Кише». Главный герой – мальчик 13 лет – символ для подражания многим, своими поступками и действиями Киш заслужил называться «взрослым». А как, по-вашему, что значит быть взрослым?Быть взрослым – это значит оценивать свои поступки, не совершать неверных действий, помогать слабым, уважать тех, кто рядом с тобой. Быть примером во всем. Джек Лондон в своих северных рассказах не оправдывал безволие и малодушие. Его герои умели терпеть лишения, не завидовали друг другу. Писатель учит нас уважению к людям всех племен, наций, языков. И уважению к природе, которая бывает суровой, но добра в ней все-таки больше,ч ем зла. Рассказ о Кише позволяет понять, что быть взрослым – это не только права, но и обязанности.

ІҮ Подведение итогов урока

1)Выполнение тестовых заданий. Взаимопроверка и взаимооценка учащихся.

1. В произведении Джека Лондона «Сказание о Кише» рассказывается о... А) о вожде племени Кише;
В) об охотнике, который стал настоящим воином;
С) мужественном мальчике, который не испугался вождя племени и вступил с ним противоборство.

2. Сколько Кишу лет?

А) 13 лет
В) 23 года
С) 30 лет
Д) 33 года

3. Как звали вождя племени?

А) Киш
В) Бок
С) Массук
Д) Клош-Кван

4. В какой части земного шара происходит действие рассказа?

А) В Индии
В) В Канаде
С) На юге США
Д) На севере США
Е) В южной части Мексики

5. Для героев рассказа родиной явля ется...

А) Юг
В) Север С)Запад Е) Восток

6. Что случилось с отцом Киша? А) Стал вождем племени
В) Был убит медведем
С) Уехал в далекую страну7. Чем увенчалась первая охота Киша?

А) Его растерзал медведь
В) Он был ранен медведем
С) Он убил полярного медведя и двух медвежат

8. Как решили соплеменники узнать тайну «удачной охоты» Киша? А) Они послали Массука по пятам отважного Киша разузнать эту тайну
В) Они послали Клош-Квана по пятам отважного Киша разузнать эту тайну
С) Они послали Бима и Боума по пятам отважного Киша разузнать эту тайну 9. Как у Киша получалось охотиться на медведя?

А) С помощью силы
В) С помощью смекалки
Д

Оценивание: 9-10 правильных ответов – «5»

6-8 правильных ответов –«4»

4-5 правильных ответов –«3»

2) Рефлексия «Две звезды и одно пожелание»

3)Вывод: Известный индийский руководитель движения за независимость Махатма Ганди писал: «Умение прощать- свойство сильных. Слабые никогда не прощают».

Мы должны научиться уметь любить, уметь прощать, уметь делать добро!