Давид и голиаф в библии - легенда. История Давида и Голиафа в Библии Толкование истории про Давида и Голиафа

Среди филистимлянского войска был один неустрашимый силач, великан Голиаф. Он носил на теле чешуйчатую кольчугу, на голове медный шлем, за плечами медный щит, а в руках держал тяжелое копье. С ним рядом находился оруженосец. И когда филистимляне сошлись с войском израильским, чтобы разрешить многолетнюю вражду, то выпустили вперед Голиафа.

Он был очень грозен, никого и ничего не боялся, ходил вдоль своего войска, громко кричал, похвалялся своей силой, гремел оружием. Он был такой могучий, что, казалось, нет на земле человека, который сумел бы победить его. Еще злобнее и сильнее он кричал в сторону израильтян, призывая их сразиться с ним: «Если ваш воин убьет меня, то филистимляне станут рабами израильтян, если я убью его, то израильтяне станут рабами филистимлян. Все будет по справедливости».

Слышали его крики израильтяне, но не знали, как им поступить. Не было у них в войске подобного силача. Сорок дней и сорок ночей похвалялся Голиаф своей силой, всячески поносил израильтян и грозился всех уничтожить.

Юный Давид, будущий царь Израиля, который принес своим братьям еду, услышал похвальбу гиганта Голиафа. Он был очень молод, но отличался крепостью мышц и ничего не боялся. И еще услышал он от израильских воинов, что того, кто убьет Голиафа, израильский царь наделит великим богатством и выдаст за него свою дочь.

Давид спросил своих братьев, не сразиться ли ему с Голиафом. Братья тотчас рассердились на него, сказали, что ему надо пасти овец, а не сражаться. Но слова Давида услышали другие воины и доложили о нем предводителю Саулу. Тот призвал к себе Давида. Юноша рассказал Саулу, что с детства пасет овец и нередко вступал в схватку с дикими зверями, разрывая голыми руками льва, медведя. У Саула не было другого выбора, надо было отвечать на вызов Голиафа, он отдал юноше свою кольчугу и шлем. Давид примерил снаряжение, но потом отказался от него. Он взял свой посох, пращу, пастушескую сумку, наложил в нее камней и вышел перед войском израильским.

Голиаф с презрением посмотрел на юношу в пастушеской одежде. Он крикнул: «Зачем ты идешь против меня с палкой, разве я собака»? Давид отвечал ему: «Ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа… и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою».

Очень обозлился Голиаф, услышав такие обидные слова, и прибавил шагу. Они сближались, готовясь к яростной схватке. Голиаф был уверен в своей победе, он ничего не боялся и только страшно улыбался, но юношу не пугал его зверский вид.

Когда расстояние между ними сократилось до полета стрелы, Давид опустил руку в свою сумку, взял оттуда камень потяжелей и вставил его в пращу. Он прицелился и выстрелил. Камень попал прямо в лоб великану. Он не удержался на ногах и рухнул на землю. Такого не ожидали ни филистимляне, ни израильтяне.

Давид подбежал к Голиафу, тот не шевелился, он был мертв. Давид взял его меч и отсек ему голову. Наблюдавшие за этой сценой филистимляне пришли в ужас и побежали. Войска израильские стали их преследовать. Они с победными кликами вступили в лагерь врагов и разграбили его. А Давид вместе с отрубленной головой Голиафа триумфатором вошел в Иерусалим.

Библейская история Давида и Голиафа популярна не только у христиан, она известна и людям, не имеющим отношения к религии. Популярность ей принес практически фантастичный сюжет: молодой пастушок сражает насмерть при помощи пращи и обычного речного камня воина-скалу, филистимлянина Голиафа. Исследователи Библии делают акцент на вмешательство Всемогущего, но так ли это на самом деле?

Историческая справка: кто такие филистимляне

Чтобы вникнуть в библейскую историю, стоит упомянуть о сути конфликта израильтян и филистимлян.

После того как освобожденные Моисеем из египетского плена евреи вступили на обетованную землю, Ханаан, их стали одолевать местные воинствующие племена, в том числе филистимляне. Интересен факт, что филистимляне не являлись исконным народом Ханаана: согласно Библии, это племена, пришедшие на обетованную землю с острова Крит. Покинуть насиженные места их заставили неурожаи и голод. Сначала филистимляне начали продвигаться в сторону Египта, но потерпели поражение от армии Рамзеса III. Египтяне поработили часть народа, а другой части была отдана для заселения ханаанская земля: область в долине реки Иордан. Сейчас эта территория принадлежит Палестине. Филистимляне создали пять независимых городов, в каждом из которых правил свой князь. В то же время народ был един в ведении войн.

Поселившийся на обетованной земле еврейский народ постоянно подвергался нападению филистимлян. Израильские цари Самуил, Саул, Давид вели с ними ожесточенные войны. След филистимлян встречается еще в одной известной библейской истории о силаче Самсоне. Могущественному иудею Далила, филистимлянка, отрезала волосы - секрет силы, помогавшей Самсону побеждать ее народ. Именно благодаря филистимлянам происходит становление израильского царства: ведь нужно было отражать атаки воинственного племени.

Почему же филистимляне одерживали победы над божьим народом? Ответ кроется в их искусстве ковать железо. А вот согласно Библии, у израильтян не было ни одного кузнеца. Победить филистимлянское войско смог только царь Давид. Он, захватив город Едом, завладел ископаемыми Синайского полуострова и выведал секрет изготовления оружия из железа. Израильский народ стал жить в относительном спокойствии, тем не менее изредка наблюдались одиночные набеги филистимлян. Окончательно покончил с ними богоугодный израильский царь Езекия.

Давид - пастух, ставший царем

Давид был вторым царем израильтян. Но прежде чем взойти на престол, он перенес множество побед и лишений. Выросший в семье богатого землевладельца, Давид с детства тяготел к природе, любовался божьим творением, учился сострадать и быть великодушным. Именно эти качества впоследствии сделают его одним из самых могущественных и справедливых царей. До сих пор Давид почитаем евреями, о нем знают не только люди, близкие к христианской вере, но и далекие от нее. Потомок колена Иуды, Давид, упомянут в родословной Иисуса Христа.

Начинал будущий царь с выпаса овец - это была его обязанность как младшего в семье. Именно молодым пастушком мы впервые встречаем его в Библии. Но уже здесь подчеркнуты его красота, статность и смелость. История Давида как победителя филистимлян начинается с его поединка с могучим воином Голиафом. Этот эпизод перевернул жизнь молодого пастушка, сделав его народным любимцем, а впоследствии великим царем Израиля.

Время его царствования по праву считается золотым веком еврейского государства. Давид проводит экономические, политические реформы, избавляет страну от частых набегов филистимлян.

Давид был прекрасным музыкантом и певцом: его песнопения до сих пор живут в библейской книге «Псалтырь».

Давид и Голиаф: начало противостояния

Известность и народную любовь принес Давиду его поединок с могучим филистимским воином Голиафом.

Сорок дней продолжалось противостояние израильского войска под руководством царя Саула и филистимлян. Последние, чувствуя свое превосходство, всячески унижали и оскорбляли не только воинов Израиля, но и Бога. Особенно активным был самый сильный и устрашающий воин по имени Голиаф. Он выступил вперед, сверкая тяжелыми латами, доспехами, щитом и мечом. Никто из войска Саула не рискнул выйти с ним на бой. Такова была древняя традиция: сначала воюют два самых сильных воина от каждой стороны.

Ничего не подозревающий Давид в это время занимался своим привычным делом: пас овец. За армию Израиля воевали его старшие братья. Так как противостояние двух сторон затянулось, отец попросил Давида отнести братьям немного еды. Очутившись в стане Саула и его воинов, Давид возмутился, почему никто не дает отпор Голиафу, так оскорбляющему израильский народ? Не найдя ответа, юноша решил защитить честь своего народа. Так, Голиаф и Давид встретились в первый и последний раз.

Победа Давида

Царь Саул поражен смелым решением юноши. Он предлагает Давиду хорошие доспехи, дабы хоть немного защитить его от могучего Голиафа. Юноша отказывается, ибо броня сковывает движения и непривычна ему. Все, что делает молодой человек, - это спускается к ручью и набирает речных камней для своей пращи - того, чем Давид поразил Голиафа впоследствии.

Давид не боится смерти: главное для него - защитить честь своего народа и не дать «поносить» Бога. Увидев хрупкого юношу, вышедшего на бой с великаном-Голиафом без доспехов и меча, с несколькими камешками и пращой, филистимляне еще больше начинают поднимать на смех евреев. «Я иду против тебя во имя Бога Израиля», - говорит Давид, и Голиаф замолкает. Великан видит камень, летящий в его голову из пращи юноши. Давид поражает великана прямо в голову, и тот падает замертво. Взяв меч Голиафа, юноша отрубает ему голову, и вот так Давид с головой Голиафа повергает опешивших филистимлян в бегство. Израильская армия нагоняет их и разбивает. В столицу Давид приезжает победителем.

Миф или реальность?

До сих пор между исследователями Библии и атеистами ведутся споры о правдоподобности этой библейской истории. Сомнению подвергаются даже сами Голиаф и Давид. Атеисты мотивируют свою точку зрения тем, что нет никаких реальных доказательств, артефактов или письменных свидетельств существования одного и второго библейского героя.

С другой стороны, еще Иосиф Флавий, римский историк, писал о том, что поединок такой в истории был. Кроме того, в 1996 году найдены археологические доказательства того, что Голиаф и Давид существовали.

В долине Иудейских гор был обнаружен скелет почти трехметровой длины с отделенной головой, в которой застрял камень. Проведя ряд исследований, археологи выяснили, что временной промежуток, к которому принадлежит данный скелет, - примерно 3000 лет до нашей эры. Таким образом, было доказано, что история, скорее всего, - не миф, а реальность.

Давид и Голиаф в искусстве

История противостояния безоружного пастуха и могучего воина на протяжении многих веков привлекает деятелей искусства. До сих пор люди задумываются о том, как Давид победил Голиафа. Скульпторы, художники, деятели кинематографа снова и снова обращаются к этой теме. Тициан, Караваждо, Гвидо Рени - лишь немногие художники, на картинах которых запечатлена история поединка.

Скульпторы Донателло, Микеланджело, Лоренцо Берини увековечили героев в камне. Голиаф и Давид фигурируют на фресках и предметах христианского культа. На эту тему не раз снимались художественные фильмы. Например, лента Фердинандо Балди (1960 г.), мультипликационный фильм, вышедший в США в 2003 году, документальный фильм BBC с одноименным названием.

Как можно увидеть, история Давида и Голиафа жива, она волнует человечество до сих пор. Христианам она дает мощнейший заряд веры, а светским людям - повод к размышлению о смелости, чести и достоинстве.

Давид и Голиаф - два библейских персонажа, битва которых является одной из редких для сцен сражений. Прежде чем стать царем Израиля и до конца разбить давнишних врагов иудеев-филистимлян, Давид снискал славу благодаря одной удивительной победе. Когда он был еще совсем юн, филистимляне в очередной раз напали на израильские земли. Войска стояли напротив друг друга, вот-вот готовые ринуться в бой, но тут из стройных рядов вражеского войска вперед выступил огромный и могучий великан, которого звали Голиаф, и сделал иудеям предложение: исход битвы решить единоборством. Он призывал сразиться лично с ним любому желающему. Если победит иудей, то быть филистимлянам их вечными рабами. Если же победит Голиаф, то судьба сынов израилевых будет такой же. Надо сказать, что легенда «Давид и Голиаф» легла в основу многих художественных фильмов и послужила сюжетом для прекрасных картин.

Итак, Голиаф был могучий и страшный исполин. Он был закован в латы, и ни один израильтянин не мог набраться храбрости, чтобы с ним сразиться, даже несмотря на обещание царя Саула выдать за смельчака (в случае его победы) свою единственную дочку Мелхолу. В течение сорока дней Голиаф выступал, смеясь над еврейским народом и понося Бога. Именно в это время в стане Израиля появился юноша по Он прибыл сюда с целью навестить своих старших братьев и отдать им дары, что передал отец. Он услыхал, как Голиаф поносит израильских воинов и Бога, и возмутился до глубины души. Он испросил разрешения у царя Саула, чтобы сразиться с наглецом. Царь был крайне удивлен такой храбростью, ведь разница даже в весовой категории противников была очевидна: огромный, вооруженный и в доспехах, Голиаф и Давид, у которого, кроме нескольких камней и пастушьего орудия, ничего при себе не было. Но юноша не отступал, он хотел вступить в бой и был твердо уверен, что победит исполинского филистимлянина.

Тогда Саул спросил его, каким образом тот собирается победить Голиафа? Ведь он привык к войнам сызмальства, а Давид столь молод и неопытен в военных делах. На это юноша ответил, что, как простому пастуху, ему не раз доводилось отбивать отставших от стада овец у нападавших на них хищников. И помогал ему в этом сам Господь. И если уж Бог избавлял его от медведя и льва, то от руки филистимлянина также избавит. Тогда иудеи поняли, где черпает силы этот юноша: он уповал на Господа всецело и именно с его помощью надеялся победить такого серьезного и могучего противника.

И вот стоят на поле битвы Давид и Голиаф: скромный, фактически безоружный юноша, у которого в сумке лишь несколько камней, подобранных у реки, а в руках праща для их метания, и грозный, закованный в медь, вооруженный до зубов великан. Привычной и меткой рукой метнул из пращи камень юный Давид. Голиаф, которому тот попал прямо в лоб, рухнул без чувств. Подобно молнии, подскочил к только что поверженному великану юноша и, схватив его меч, единым ударом отрубил ему голову. Войско филистимлян, увидавшее этот чудесный для еврейского народа подвиг, бросилось бежать в смятении. Преследующие их израильтяне выгнали, наконец, врагов со своей земли.

Это была славная победа, поднявшая дух сынов израилевых и укрепившая их Битва, которую устроили Давид и Голиаф, навсегда запомнилась иудеям. Царь же Саул выполнил обещанное: Давид как победитель получил в жены Мелхолу, а также был назначен военачальником. Правда, на этом деятельность храброго юноши во имя своей страны не закончилась, ибо однажды царь затаил злобу на него, думая, что тот хочет занять его трон, и начал всячески преследовать. Но это уже совсем другая история.

Вроде бы этот относительно небольшой эпизод был поднят атеистами и скептиками, как знамя для высмеивания Библии, в которой сообщалось о гиганте и победе над ним мальчишки, причём ещё и с помощью камня.

Долгое время учёные высмеивали и само имя Голиаф, утверждая, что подобного имени вообще никогда не существовало. Сегодня же даже самые скептически настроенные к этой истории учёные пишут, что “само имя филистимского великана, напоминающее некоторые балканские топонимы, создаёт впечатление подлинности” [Циркин. Указ. соч. С. 142]. Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий.

Когда в июле 1996 года в долине Эла, вблизи Иудейских гор, археологом, доктором Саймоном Дором был обнаружен скелет более трёхметровой длины, во лбу черепа которого находился камень, от удара которым и погиб этот великан. Удивлённые и пораженные археологи сразу же вспомнили библейский рассказ о Голиафе и поняли, что перед ними, видимо, лежит именно его скелет.

Ибо, во-первых, совпали огромные размеры найденного скелета с размерами, упомянутыми в Библии; во-вторых, место находки соответствует району битвы между Давидом и Голиафом; в-третьих, камень во лбу исполина полностью согласуется с библейским описанием причины гибели Голиафа; в-четвёртых, голова была отделена от туловища, что так же согласуется с библейским сообщением; и, наконец, в-пятых, после долгих лабораторных исследований было установлено, что возраст костей примерно составляет 2900-3000 лет, что также соответствует библейской хронологии данной битвы [Тайны XX века. №6(39). 2000. Март]. Дело в том, как это показано сегодня многими учеными на нашей земле, в древности обитали люди очень высокого роста, составлявшие целые племена

Историчность Голиафа - Скелет Голиафа

Историчность Голиафа и поединка между ним и Давидом в деталях подтверждает римский историк Иосиф Флавий. Вот что он пишет об этом: “И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырёх аршин с половиною и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам: так, например, на нем был панцирь весом в пять тысяч сиклов; шлем и медные поножи его также соответствовали размерам такого огромного человека; копьё его не представляло собой легкой игрушки в правой руке, но по тяжести своей всегда лежало у него на плече, один наконечник его был весом в шестьсот сиклов.

За Голиафом следовала толпа оруженосцев. Затем Голиаф, став между обоими лагерями и обратившись к Саулу и евреям, закричал громким голосом: „Я готов освободить вас от необходимости биться в бою и подвергать себя опасностям. К чему вашему войску сходиться с нашим и терпеть урон? Выставьте из среды себя человека, который бы взялся сразиться со мною, и пусть будет ускорен конец войны победою одного из нас: та сторона, на которой окажется победитель, пусть будет признана повелительницею противной стороны…“ Сказав это исполин вернулся назад в свой лагерь.

На следующий день он опять вышел из своего стана и вновь обратился к евреям с той же речью… Между тем обе стороны готовились к бою… ” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 1. С. 291]. “Однажды [Давиду] пришлось по поручению отца отправиться в еврейский лагерь, чтобы доставить братьям съестных припасов и узнать, что они поделывают. В то время Голиаф как раз опять вышел со своим вызовом на единоборство и стал поносить евреев, среди которых не находится храбреца, решившегося бы вступить с ним в бой.

Когда Давид, в то время разговаривавший с братьями и передававший им поручения отца, услышал, как филистимлянин поносит еврейское войско и укоряет его в трусости, он страшно рассердился и заявил своим братьям о своей готовности вступить с врагом в единоборство. На это старший из братьев, Елиав, закричал на него, что это, при его молодости, было бы безумною смелостью, и велел ему немедленно вернуться назад к стадам и отцу. Боясь брата, Давид собрался уходить к отцу, но при этом заявил нескольким воинам о своем желании принять вызов на бой. Когда последние тотчас донесли об этом желании юноши Саулу, царь немедленно послал за ним и на расспросы свои получил от Давида ответ: „Не падай, царь, духом и не сомневайся, мне удастся отнять у врага его самомнение, вступив с ним в бой и поразив огромного исполина.

Тогда он навлечет на себя насмешки, твое же войско покроет великая слава, когда Голиафу придется пасть от руки не человека, уже испытанного в бою и знакомого с военным делом, но от мальчика моего возраста, по которому я кажусь вам еще ребенком“. Хотя Саул и выразил удивление по поводу смелости и бесстрашия юноши, однако он не рассчитывал на него вследствие его молодости, считая его слишком слабым для такого боя. Когда он сказал Давиду об этих своих сомнениях, последний ответил: „Обещание свое я исполню, почерпая смелость в уповании на Господа Бога, который поддержит меня и помощь которого я уже раз испытал на себе. Дело в том, что когда однажды лев напал на мои стада и утащил у меня овцу, то я погнался за ним, настиг его, вырвал у него из пасти овцу и, когда он бросился на меня, схватил его за хвост, повалил на землю и умертвил зверя.


То же самое я сделал в другой раз и с напавшим на меня медведем. И так как этого врага, который теперь так поносит наше войско и глумится над Богом нашим, нельзя считать сильнее тех диких зверей, то я и теперь уповаю на Господа Бога, который даст мне возможность осилить его“. Ввиду такого мужества и бесстрашия юноши Саул призвал на него благословение Божие, пожелал ему удачи и отпустил со словами: „Ну, вступай в бой“ . Вместе с тем он сам облек его в свой панцирь, дал ему свой меч и надел на него свой собственный шлем.

Но так как Давид не занимался раньше военными упражнениями и не умел носить оружия, то его стесняла тяжесть вооружения, и он сказал: „Царь! Эти военные украшения принадлежат тебе, и ты один можешь носить их; позволь поэтому мне, рабу твоему, сразиться, как это мне будет удобно“. С этими словами он снял с себя все вооружение, схватил дубину, сунул в свою пастушескую суму пять подобранных в ближайшем ручье камней, взял в правую руку пращу свою и с этим вышел на бой с Голиафом. Последний же, увидев такого врага, стал глумиться над ним и говорить, что с таким оружием, как у Давида, бьются обыкновенно не с людьми, а отгоняют от себя собак. Не считает ли Давид поэтому и его за собаку? На это Давид отвечал, что считает его не собакою, но еще гораздо более низким существом.

Это привело Голиафа в ярость, он стал изрыгать против него целый поток проклятий и грозно призывать в свидетели своего бога, чтобы изрубить его в мелкие куски и бросить их на пищу зверям и птицам . На это Давид возразил: „Ты вот выходишь на меня, вооруженный мечом, копьем и панцирем, тогда как моим единственным оружием является Господь Бог, который нашими руками уничтожит как тебя самого, так и все ваше войско: я еще сегодня отрублю тебе голову и брошу твой труп на съедение родственникам твоим, псам, и тогда все узнают, что Предвечный наш оплот и наша сила и что всякая мощь и всякое оружие оказываются ничтожными, если нет поддержки со стороны Господа Бога“.

Тогда филистимлянин, не имевший, благодаря тяжести своего вооружения, возможности двигаться свободно и быстро наступать на врага, медленно двинулся на Давида, глумясь над ним и рассчитывая без труда уложить безоружного и в то же время столь юного противника. Давид же вышел ему навстречу под охраной невидимого для врага союзника, самого Господа Бога. Затем он вынул из своей сумки один из положенных туда речных валунов, метнул им из пращи в Голиафа и попал ему прямо в лоб, так что камень пробил череп и проник до самого мозга. Голиаф тотчас упал навзничь. Давид быстро приблизился к лежавшему на земле врагу и, за неимением собственного меча, отрубил голову мечом исполина.

Смерть Голиафа вызвала смятение среди филистимлян , и они бросились бежать, потому что, когда они увидели падение своего славнейшего воина, то потеряли всякую надежду на победу и в ужасе уже более не хотели выжидать нападения евреев, пытаясь избежать угрожающей опасности путем постыдного, беспорядочного бегства. Саул же и все еврейское войско с военным кликом ударили на врагов, перерезали множество их и преследовали остальных до пределов Гитты и ворот Аскалона. Таким образом из числа филистимлян пало до тридцати тысяч человек, а вдвое большее количество их было ранено. Саул вернулся затем к стану неприятелей, совершенно разграбил его и поджег, тогда как Давид отнес голову Голиафа в свой шатер, а меч его посвятил Господу Богу” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 6. Глава 9, 3-5. С. 292-294].

Археологи и Историки полагают, что Давид либо войны через время отнесли голову обратно. Голова Голиафа было огромной и ходить с ней было-бы проблематично и тем более в таком жарком климате, где разлагающий процесс начинается довольно быстро.

По материалам сайта-


РОСТ ГОЛИАФА ДВА МЕТРА РОВНО



Есть такая наука – библейская текстология. Эта наука занимается тем, что сравнивает различные тексты Библии и выявляет, как случайные ошибки переписчиков, так и сознательные попытки изменения библейского текста – желание ввести в него новые идеи.

Благодаря исследованию самых древних библейских текстов, всплывает тот факт, что во времена раннего средневековья, рост Голиафа, а он (то есть его рост) упомянут только в одном месте Библии – в 1Царств 17:4; увеличился с «ЧЕТЫРЁХ локтей и пяди» до «ШЕСТИ локтей и пяди» то есть с 2м 00см до 2м 89см! Но обо всём по порядку.

МЕРЫ ДЛИНЫ В БИБЛИИ

Я не ставлю задачу – вычислить точный рост Голиафа, тем более, что никто его специально рулеткой и не мерял; я хочу объяснить, что рост Голиафа был очень высоким, но не рекордно высоким. Поэтому я не буду проводить дотошное исследование на тему – чему были равны локоть и пядь во времена Давида, а просто приведу данные из приложения к Библии (Перевод нового мира).

1 Ладонь = 4 пальца 7,4 см.

1 Пядь = 3 ладони 22,2 см.

1 Локоть = 2 пяди 44,5 см.

ОПИСАНИЕ РОСТА ГОЛИАФА

Которое полностью отсутствует! Отсутствие описания роста человека, чей рост 2м 89см, казалось бы, звучит неестественно. Во-первых, такой рост не может не впечатлять, а во-вторых, это рождает сомнение – нет ли тут ошибки? Однако, обратите внимание на этот текст:

«Он же убил Египтянина, человека ростом в пять локтей » (1Паралипоменон 11:23). В Переводе нового мира «огромного египтянина», но это – решение переводчиков, нет в еврейском тексте слова «огромный». Тем не менее, в Септуагинте, этот египтянин описывается словом «ορατον» (хорато́с – ‘видимый’). NETS переводит это выражением «A highly visible man», буквально – ‘высокий видимый мужчина’, на русский язык переводится: «мужчина, которого невозможно не заметить».

С Голиафом не так. Все слова, которыми он описывается, как в еврейском, так и в греческом тексте, указывают только на его силу и отвагу, но ни намёка на его рост.

КАКОЙ БЫЛ РОСТ У ЕВРЕЕВ?

Жители Палестины, как правило, низкорослы. Арабская лошадь, это лошадь размером с пони. Притом, люди за последние 100 лет стали выше на 10 сантиметров. Я называю средний рост древних евреев ≈ 1м 62 см. Эти цифры я вывел из применяемых ими мер длинны:

Локоть – расстояние от локтевого сустава до оконечности среднего пальца – 44,5 см. (У меня – 48 см).

Ладонь – четыре пальца – 7,4 см. (У меня – 9).

У моего племянника: Возраст – 13 лет; рост – 1м 55см; Локоть – 40 см; Ладонь – 6,5 см.

Впрочем, средний рост, это – как средняя температура в больнице. Если условия жизни были тяжелей, рост людей был ниже, и наоборот. Южные корейцы, в среднем, выше северных корейцев на восемь сантиметров.

ШЕСТЬ ЛОКТЕЙ, ИЛИ ЧЕТЫРЕ ЛОКТЯ?

СЕПТУАГИНТА

Во II веке до н. э. был сделан перевод Библии на греческий язык – Септуагинта (LXX ). Этот перевод старше любого мас оретского текста на многие столетия. Перевода Септуагинты на русский язык не существует, есть перевод на английский и украинский языки:

В оригинале текста Септуагинты «τέσσαρες» (те́саре́с – ‘четыре’).

καὶ ἐξῆλθεν ἀνὴρ δυνατὸς ἐκ τῆς παρατάξεως τῶν ἀλλοφύλων, Γολιαθ ὄνομα αὐτῷ ἐκ Γεθ, ὕψος αὐτοῦ τεσσάρων πήχεων καὶ σπιθαμῆς·

Но можно сказать, что Бог следит за сохранностью своего слова, но не переводов, хотя бы и таких древних. Во-первых – «четыре» и по-японски – четыре, а во-вторых – иврит, на котором писал Самуил, и еврейский язык масоретов, это – разные языки. Язык изменяется. Попробуйте перевести древнееврейский текст через Гугл Переводчик, как если бы это был современный иврит – у вас ничего не получится (я пробовал). Переписчики при работе заменяли устаревшие слова и выражения – примите этот факт.

ИОСИФ ФЛАВИЙ. ИУДЕЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ.

Иосиф Флавий, еврейское имя – Йосе́ф бен Матитья́ху (Ио́сиф, сын Матта́фии), ок. 37 – ок. 100 г. н. э. иерусалимский еврей из священнического рода. Он известен тем, что написал труд «Иудейские древности», который, по сути, является пересказом Библии для людей, говорящих по-гречески. Этот труд необычайно ценен для текстологов, так как является пересказом той Библии, которую читали в Иерусалиме, в I веке, на еврейском языке. Давайте посмотрим, каков был рост Голиафа в I веке в Иерусалиме:

«И вот однажды из лагеря филистимлян вышел исполинского роста человек, по имени Голиаф, из города Гитты. Ростом он был четырех аршин с половиною и вооружение его вполне соответствовало его исполинским размерам; так, например, на нем был панцирь весом в пять тысяч сиклов; шлем и медные поножи его также соответствовали размерам такого огромного человека; копье его не представляло собой легкой игрушки в правой руке, но по тяжести своей всегда лежало у него на плече; один наконечник его был весом в шестьсот сиклов. За Голиафом следовала толпа оруженосцев» (Иудейские древности, книга 6, глава 9. Перевод Г. Генкеля 1900 г.).

Это сообщение меня сразу насторожило. Дело в том, что в то время, в Российской Империи, официальной мерой длинны, действительно был аршин, который равнялся 0,7112 м, следовательно, согласно этому переводу, рост Голиафа – 3м 20см! Естественно, что я предположил, что Генкель, ничтоже сумняшеся, перевёл фразу «четыре локтя и пядь» фразой «четыре с половиной аршина». Так оно и оказалось . Смотрим английский перевод :

«The camps were separated from each other by a valley in between the mountains on which they were situated. There came down then a certain man from the camp of the Palestinoi, named Goliath from the city of Gitta, a very tall man. For he was four cubits plus a span , and equipped with weapons whose size corresponded to the nature of his body».

«Лагеря были отделены друг от друга долиной между горами, на которых они находились. Тогда сошел какой-то человек из стана палестинцев, по имени Голиаф из города Гитты, очень высокий мужчина. Ибо он был четыре локтя, плюс пядь [в высоту], и был вооружен оружием, размер которого соответствовал характеру его тела ».

Вот древнегреческий оригинал:

διίστη δ᾽ ἀπ᾽ ἀλλήλων τὰ στρατόπεδα μέσος αὐλὼν τῶν ὀρῶν ἐφ᾽ ὧν ἦν. καταβὰς οὖν τις τῶν ἐκ τοῦ Παλαιστίνων στρατοπέδου Γολιάθης ὄνομα: πόλεως δὲ Γίττης ἀνὴρ παμμεγεθέστατος: ἦν γὰρ πηχῶν τεσσάρων καὶ σπιθαμῆς ὅπλα τῇ φύσει τοῦ σώματος ἀναλογοῦντα περικείμενος:

Итак, у Флавия – ЧЕТЫРЕ локтя.

ДРУГИЕ ТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВИДЕТЕЛИ

Их всё равно что нету. В иудейской пустыне не найден библейский текст данной главы (Свитки Мёртвого моря). А что касается сирийской Пешитты и латинской Вульгаты, то то что опубликовано в сети, это – не древний текст, а сравнительно недавние редакции, подогнанные под масоретский текст. Старолатинские переводы I века и моложе есть в руках учёных, но они не опубликованы, хотя работа с ними ведётся.

ТРИ СВИДЕТЕЛЯ

Итак, мы имеем три текстуальных свидетеля, которые называют рост Голиафа:

1) Септуагинта. II век до н. э. Александрия. – ЧЕТЫРЕ локтя и пядь.

2) Иосиф Флавий. I век н. э. Иерусалим. – ЧЕТЫРЕ локтя и пядь.

3) Масоретский текст. IX век. Европа и Азия. – ШЕСТЬ локтей и пядь.

Библеистика, это – та сфера, где правит бал духовенство, а не учёные. Тем не менее, научное исследование Библии присутствует в университетах Великобритании (Оксфорд), Израиля, США… Вот слова Эмануэля Това, профессора кафедры иудейской текстологии иерусалимского университета, главного редактора публикаций свитков Мёртвого моря:

Текст сохранившийся в различных вариантах (рукописях, изданиях) того, что обычно называют масоретским текстом, во многих деталях не отражает «оригинального текста» библейских книг. [ … ]

Сходные проблемы возникают при сравнении масоретского текста с другими текстуальными свидетельствами, такими как кумранские свитки и предполагаемый источник отдельных древних переводов. Нам неизвестно, какие из этих текстов точнее отражают библейский текст. Поэтому нельзя априори утверждать, что масоретский текст воспроизводит оригинальный текст библейских книг лучше, чем другие тексты.

С одной стороны, масоретский текст – лишь один из свидетелей библейского текста. В задачу текстолога входит сопоставление его со свидетельствами, относящимися к другим этапам и формам рукописной традиции. С другой стороны, именно Масоретский извод (а не более ранние формы текста!) оказываются в центре внимания при решении вопроса об оригинальной форме текста.

Иными словами, Тов критикует ортодоксальную традицию – считать масоретский текст самым точным, чей авторитет перевешивает все другие текстуальные свидетельства. Тов утверждает, что масоретский текст содержит неточности, которые выявляются при сличении его с другими текстуальными свидетельствами, относящимися к другой рукописной традиции.

Самым высоким человеком в истории был Роберт Першинг Уодлоу 2м 72см. На иллюстрации вверху видно, как он выглядел в сравнении с нарисованным Голиафом. Он был очень больным человеком и умер в 22 года. Также и другие люди рекордного роста очень больны и не служили в армии как Голиаф. Кстати, Уодлоу весил 199 кг. Сколько должно весить то, что изображено справа?

В одной телепередаче, куда пригласили самого высокого человека земли и самого высокого человека в США, Леонид Стадник 2м 57см и Игорь Вовковинский 2м 34,5см, (оба украинцы) прозвучала здравая мысль, что гордиться тем, что Украина – родина великанов, не правильно, так как это означает – гордиться очень больными людьми. Никакая болезнь не может быть причиной для гордости.

Если бы в книге рекордов Гиннеса, существовала категория «Самый высокий человек, чей рост не является болезнью», возможно, рекордсмен был бы ростом примерно, 2м 30см. Например, Мануте Бол 2м 32см, отслужил в армии, профессионально играл в баскетбол, умер в 47 лет от тяжёлого кожного заболевания.

Самым высоким человеком упомянутым в Библии был «Египтянин пять локтей ростом » (1Паралипоменон 11:23). Конечно, это рост не точный, а округлённый и приблизительный.

Я знавал одного человека, чей рост был 2м 4см. Он рассказывал, что в его селе, все такие и выше. Подобно этому селу, в Библии упоминается племя сынов Енаковых, они-же Рефаимы, которые отличались высоким ростом и были известными воинами. Естественно, что человек такого роста обладает и большой физической силой. ● Если не указано иначе, используется «Синодальный перевод» Библии.


1) NETS – New English Translation of the Septuagint.