Сущность и особенности вероучения. Манихейство

Основателем - Мани (+ 277).

С момента своего возникновения и на протяжении всего в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене . В Карфагене к секте примкнул блж. Августин Иппонийский и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в Христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было окончательно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Византийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия было искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в и XII вв.

Жестокие гонения, которым манихейство подвергалось и на Востоке, и на Западе, не помешали его развитию; оно доказало свою жизненность такими широкими и крепкими разветвлениями, как павликианство , богумильство и в особенности западное перерождение последнего - ересь катаров , или альбигойцев .

Учение

Во вступлении к книге Сабуракан (сохранившемся в буквальном арабском переводе у полигистора Аль-Бируни), Мани так определяет свое религиозно-историческое положение:

"Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланных Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддой , в земле индийской; в другое время через Зарадушта (Зороастра) - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса , в краях западных. После того сошло (на землю) это нынешнее (т. е. манихейское) откровение и последовало это нынешнее посланничество в настоящем новейшем веке, через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской".

По другим свидетельствам, Мани называл свое учение печатью (т. е. завершением) всех откровений, а себя самого объявлял тем параклетом (утешителем), которого обещал Христос по Евангелию Иоанна (Ин. 14, 16 и далее).

Манихейство исходит из того неоспоримого факта, что наша действительность есть смешение противоположных элементов и противоборствующих сил, которые окончательно сводятся к двум: добру и злу, или, говоря фигурально, - к свету и тьме. Но "природа света едина, проста и истинна", следовательно, не допускает никакого положительного отношения к противоположному свойству зла или тьмы, которое, однако, несомненно, существует и, не вытекая из добра или света, должно иметь свое собственное начало. Поэтому необходимо признать два безусловно самостоятельных первоначала, от века неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Светлое бытие

Простота сущности не мешает различению форм; в области светлого, или благого, бытия Мани различает сначала само Божество, как такое, или "Царя светлости", его среду, или "светлый эфир" и его царство, или рай, "землю светлости". Божество имеет пять нравственных атрибутов, или "членов", - любовь, вера, верность, мужество и мудрость; светлый эфир, понимаемый, очевидно, нематериально, есть носитель пяти умственных свойств - спокойствие, знание, рассуждение, "тайна" (или скрытность) и понимание; наконец, "земля светлости" имеет также пять "членов", или особых способов бытия, аналогичных "стихиям" нашего мира, но только в их положительном, или добром, свойстве: воздух, или благотворное веяние, ветер, или прохлада, свет, вода и согревающий огонь. Каждое из основных качеств Божества, идеального эфира и светлой телесности имеет свою сферу блаженного бытия, в которой оно преобладает, а с другой стороны, все силы добра, или света, сходятся вместе для произведения одного конкретного существа - первочеловека, или небесного Адама.

Темная сторона

Соответственным образом расчленяется мир тьмы и зла. Так, основные проявления, или "члены", темной земли суть: яд, или зараза (в противоположность благотворному веянию, или благорастворенному воздуху), бурный вихрь (против освежающего ветра), мрак (против света), туман (против воды) и пожирающее пламя (против согревающего огня). Все элементы темного царства собираются воедино и сосредоточивают свои силы для произведения одного конкретного представителя тьмы - сатаны. Но тьма, по отрицательному существу своему, не может давать удовлетворения, и потому сатана устремляется за пределы своего царства, в область света. Против него высылается предназначенный для борьбы с тьмой первочеловек. Образованный сначала из десяти основ Божества и эфира, он теперь, в виде одежды и вооружения, воспринимает и пять элементов "светлой земли": он надевает "тихое веяние", как внутренний панцирь, сверху облекается светом, как ризой, покрывается щитом из водяных облаков, берет ветер, как копье, и огонь, как меч. После долгой борьбы он побежден темными силами и заключен на самое дно ада. Посланные "матерью жизни" (то же, что "райская земля") светлые силы освобождают его и водворяют в горний мир, но во время борьбы он потерял свое вооружение, элементы, из которых оно было составлено, смешались с соответствующими противоположными элементами темной области. После победы света эта хаотическая материя осталась в его власти, и верховное божество хочет извлечь из нее то, что принадлежит светлому царству. Посланные им зиждительные ангелы устраивают наш видимый мир как некую сложную машину, для выделения света из его смешения с тьмой. Такой взгляд в основе оригинален и интересен, но в подробностях представляется ребяческим. Главную часть мировой машины Мани видел в Месяце и Солнце, которые он называл световыми кораблями. По его представлению, Месяц непрерывно вытягивает или высасывает частицы небесного света из подлунного мира и постепенно передает их, по невидимым каналам, Солнцу, откуда они, уже вполне очищенные, поступают в горние небеса. Ангелы-зиждители, устроив физический мир, удаляются восвояси; но так как этот мир, хотя и предназначенный для выделения света из тьмы, пока еще содержал в себе и то и другое начало, то в него получили доступ силы из темного царства, именно те, которые некогда поглотили и задержали в себе светоносный панцирь первочеловека. Эти князья тьмы (архонты) завладели подлунной областью и вели себя здесь очень дурно; из их неправильных сочетаний произошли земные люди - Адам и Ева , в которых и перешли световые частицы небесного "панциря". Затем передается довольно запутанный вариант к библейскому сказанию о разделении человечества на две линии - Сифову и Каинову . Потомки Сифа (Шитил) находятся под непрерывным попечением и руководством небесных существ, проявляющих свое действие, время от времени, чрез известных в истории избранников (см. выше).

Иисус Христос

Богослужение

Богослужебная сторона религии не получила в манихействе большого развития; известен, однако, сохранившийся и в позднейших средневековых отраслях манихейства обряд возложения рук, называвшийся "утешением" (consolamentum); на молитвенных собраниях пелись особые гимны, сопровождавшиеся инструментальной музыкой (предпочиталась лютня), и читались священные книги, оставшиеся от основателя религии.

Источники

Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина , посвященные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихейских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок. в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни основателя манихейства и сущность его учения.

Источниками для изучения собственно манихейства служили прежде главн. образом:

  1. "Acta disputationis Archela ï cum Manele" - сочинение, написанное первоначально (как доказал Кесслер) на сирийском языке, но сохранившееся только в латинском (и отчасти греческом) переводе (изд. Routh, "Reliquiae Sacrae", V, Оксф., 1848); хотя связанное с вымышленной историей, оно представляет ценные данные, - и
  2. сочинения блаж. Августина , из коих некоторые, посвященные специально манихейству, содержат выписки из манихейских книг; но Августин принадлежал в течение восьми лет к манихейству лишь на низшей ступени посвящения (auditor), поэтому сообщаемое им хотя достоверно, но недостаточно.

Считается, что основатель манихейства - вероучения, долгое время бывшего серьезным противником христианства - родился в 216 г. в Вавилонии, в местечке Мардину, близ Ктесифона. Подлинное его имя было Сураик, сын Фатака. Принятое же им позже священническое прозвание Мани значило «Дух» или «Ум».

Пишут, что он был сыном вавилонянина и знатной женщины из парфянского рода Камсаракан. Его отец, первоначально правоверный зороастриец, переменил свою религию, пристав к секте крестильников (члены этой секты считали подлинным Христом Иоанна Крестителя, а Иисуса отвергали как обманщика). В их учении первоначально воспитывался и Мани, но еще в отрочестве оставил его, как он писал потом, по прямому указанию явившегося к нему ангела.

С детства он живо интересовался религиозными вопросами и испытал влияние многих вероучений. Как видно из дальнейшего, он хорошо знал христианство, брахманизм, буддизм и учение гностиков. Однако основой его собственной религиозной системы оставался зороастризм (хотя и в значительной степени переработанный).

Свою публичную деятельность Мани начал в очень молодые годы - в 238 г. при основателе Саса-нидской державы шахиншахе Арташире I. Согласно преданию, он отправился сначала в Индию, где основал первые общины адептов манихейства. Затем он возвратился на родину и обратил в свою веру сасанидского принца Пероза - брата нового персидского царя Шапура I. В 241 г., в день коронации, он был благосклонно выслушан самим шахиншахом и получил разрешение проповедовать свою религию в Иране.

Религия манихейства

По учению Мани, изложенному, согласно традиции, им самим в семи сочинениях (написанных по-арамейски), искони существовала некая Высшая Истина. Однако в своей очевидности и насущности она являлась в мир лишь время от времени, когда приходили Посланники, открывающие ее людям.

До Мани эта Истина передавалась в разных формах и всегда была лишь частичной и, следовательно, ущербной. Среди предшествующих ему посланников Мани называл Адама, Еноха, Ноя, Авраама и некоторых других библейских пророков. В гораздо более полной форме она была преподана Заратуштрой, Буддой и Иисусом Христом. Но их роль проявлялась лишь на локально ограниченных пространствах:

  • Будда проповедовал на Востоке
  • Заратуштра - в Иране
  • Иисус Христос - на Западе

Их задачей было подготовить человечество к полному откровению, которое как раз и должно открыться через высшее и главное звено в цепи Небесных Посланников - через Мани - апостола всего поколения современных людей, посланного проповедать Истину всей ойкумене.

Свет Истины, несомый Манихейством

Свет Истины, несомый манихейством, в отличие от той, что была сообщена его предшественниками, целостен, абсолютен, ничем не затемнен и потому совершенен. Сам Мани называл свое учение печатью (то есть завершением) всех откровений, а себя объявлял тем утешителем, которого обещал прислать Христос согласно Евангелию от Иоанна.

В чем же заключалось открытая им Истина? В своем вероучении Мани исходил из того положения, что окружающий нас мир есть арена жестокой борьбы двух начал: добра и зла, или, что то же самое, света и тьмы. Мир света он связывал с духовным началом, а мир зла и тьмы - с материальным.

Однако, писал он, природа света «проста и истина», следовательно, она не имеет никакого отношения к противоположному свойству зла или тьмы. Поскольку же зло несомненно существует, не вытекая из добра или света, значит, оно должно иметь собственное начало. Поэтому следует признать два безусловно самостоятельных первоначала, неизменных в своем существе и образующих два отдельных мира.

Область света или благого бытия имеет своим первоначалом Отца Света. Его среда есть «светлый эфир», а его царство есть рай, или «земля света». Этот Отец Света может проявляться в четырех формах:

  1. В форме Божества
  2. В форме Света
  3. В форме Силы
  4. В форме Мудрости

Светлый эфир нематериален и является носителем пяти умственных свойств:

  1. Спокойствия
  2. Знания
  3. Рассуждения
  4. Тайны
  5. Понимания

Земля света имеет пять способов бытия:

  1. Воздух или благотворное веяние
  2. Ветер или прохлада
  3. Согревающий огонь

Созданием и носителем светлых и добрых сил является высшее деятельное существо - Христос, или Небесный Адам.

Напротив, в царстве смерти, тьмы, зла и материи правит Царь Тьмы. Он связан с темной землей, которая также имеет пять способов бытия, противоположных земле света:

  1. Яд или зараза
  2. Бурный вихрь
  3. Туман
  4. Пожирающее пламя

В услужении у Царя Тьмы находятся мириады демонов, причастных к хаосу, смешению, возмущению и вообще крайне агрессивных. В противовес Христу все элементы темного царства собрались воедино для создания Сатаны - своего рода Адама Тьмы.

Процесс миротворчества начался с того, что Сатана устремился за пределы своего царства в область света. Против него выступил Христос. Схватка между ними была драматичной и чрезвычайно ожесточенной. После долгой борьбы Христос оказался побежден темными силами и на какое-то время увлечен на самое дно ада.



Светлым силам, впрочем, удалось в конце концов освободить его, но светлые элементы, составлявшие его вооружение и одежду, оказались смешанными при этом с элементами темной области и образовали вместе нечто вроде первобытного хаоса. Эти частицы света, взятые в рабство материей, образуют Страждущего Христа. А та часть света, которая была освобождена, образовала Бесстрастного Христа. Своей силой он обитает на Солнце, а своей мудростью - на Луне.

Отец Света поручил Своим ангелам отделить светлые элементы от тьмы. Но из-за противоборства Царя Тьмы сделать это сразу не удалось. В результате сложной борьбы с враждебными демонами возник окружающий нас мир. Творениями светлых сил в нем являются Солнце и Луна, которых стали высасывать из этого мира частицы небесного света и отсылать их в высший Райский мир.

Сатана, заметив освобождение частиц света, решил собрать все имеющиеся в царстве тьмы частицы Страждущего Христа в одно место и заключить их в материю. Для этого он сотворил первого человека Адама. Частицы света были сосредоточенны в одном месте и составили его разумную душу.

Чтобы последняя не узнала о своем духовном происхождении, Сатана запретил человеку вкушать от древа познания. Но Бесстрастный Христос, явившись на землю в образе змея, научил Адама вкусить от древа познания, и человек узнал таким образом о своем происхождении. Чтобы затмить это создание, Сатана задумал раздробить разумную душу. Из материи и оставшейся еще небольшой части света он сотворил жену Адама Еву, в которой, по незначительности света, имела перевес материя.

Ева была создана для того, чтобы совратить Адама к чувственному наслаждению. Вопреки предупреждениям Христа, который заповедовал Адаму воздерживаться от желаний своей плоти, тот уступил обольщению Евы и пал. От брачного союза с нею родились дети, от последних народились новые поколения людей; при этом разумная душа, разделяясь по отдельным личностям, стала дробиться на все более мелкие частицы, которые Сатане удобно удерживать в материальных телах как в темницах.



На этом сложном мифологическом основании строилась этика манихейства. Мани учил, что человек есть арена борьбы темных и светлых сил. Целью его существования должно стать освобождение плененных плотью светлых элементов его души и воссоединение с Отцом Света. Эти элементы, однако, не могут быть просто «взяты» Отцом Света из этого мира, поскольку должны «искупить» свое падение.

Искупление должно совершиться человечеством на пути нравственного совершенствования и постепенного преодоления в себе греха. Процесс этот долгий и трудный. Оскверненная, грешная душа не может обрести освобождения после смерти и обречена на новые рождения в оковах плоти.

Поэтому ей суждено вновь и вновь возрождаться в этом мире страданиях и муках. И она будет пленницей этого мира до тех пор, пока ей не откроется Истина о самой себе. Для разъяснения этой Истины как раз и приходили все предшествующие Посланники, наиболее значительным из которых был Иисус.

Иисус с призрачной видимостью человека

Все манихеи должны были следовать строгим нравственным предписаниям. Истинный праведник не мог лгать, нарушать клятвы, свидетельствовать за злонравного человека, возводить гонения на невинного, вызывать неприязнь к кому-либо или к чему-либо путем распространения разных басен, не мог заниматься колдовством и волхованием. Ему надлежало поститься определенное количество раз в году и периодически исповедоваться перед главами общин. Таковы были заповеди для мирян.

«Избранные», то есть священники, кроме того, должны были воздерживаться от мясной пищи и хранить безбрачие. Им также вменялось в обязанность молиться за мирян («слушателей»).

Манихеи молились Солнцу и Луне

Подробности богослужения манихеев известны лишь в общих чертах. На молитвенных собраниях они исполняли особые гимны, сопровождая их музыкой и чтением книг Мани. Культ был очень простым. Не существовало ни жертвоприношений, ни изображений богов.

Четыре раза в день верующие обращались с молитвой к солнцу и луне, которые не считались богами, но почитались как видимые проявления света. Из обрядов манихеи совершали крещение, причастие и особое таинство «утешения» перед смертью, включавшее отпущение грехов.

Несмотря на то, что манихейство очень древняя религия по сей день можно найти последователей этого древнего учения, как на его родине в Иране, так и по все у миру.

Манихе́йство - религиозное учение, зародившееся на основе вавилонских, персидских, иудейских и христианских культов, основано в Месопотамии в 3 в. Мани (216-276), который, по преданию, проповедовал в Персии, Ср. Азии, Индии.

В основе манихейства - дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Существуют два противоположных Бога, олицетворяющих добро и зло, свет и тьму - Ормузд и Ариман. Человек - существо смешанного мира (душа - порождение света, тело - тьмы); его греховность - результат слабости, господства над ним тела. Главной задачей человека является освобождение от уз материи. Аскетический образ жизни, праведность - средства, с помощью которых человек может выбраться из тьмы к свету; те, кто не сумеет познать истину, погибнут во время последнего всемирного пожара.

Манихеи отвергают Ветхий завет и большую часть Нового завета, придерживаются обета безбрачия, пищевых запретов, отрицают частную собственность, придерживаются идеи ненасилия (запрещено убийство живых существ).

От буддистов манихеи заимствовали веру в закон перевоплощения и кармы (колесо сансары). Христианство получило развитие в манихействе через образ Иисуса. Отмечается также влияние вавилонского наследия. Характерная черта манихейства - учение о проявлении Истины, которая обнаруживает себя через Посланников (Провозвестников). Наиболее значительные Посланники, согласно манихейству, - Заратустра, Будда и Иисус Христос , хотя их роль ограничивается географическими ареалами. Так, Будда - это восток, Заратустра - Иран, Иисус Христос - запад. Значительная роль отводится также Провозвестнику Истины Мани как высшему и крайнему звену в цепи небесных Посланников.

В ряде мифологических повествований символическую роль играет числовой ряд: 7, 12 и т. д. Так, количество высших существ и царств света - 7; количество канонических книг - 7; персонифицированных добродетелей - 12 и т. д.

С манихейством нередко связывают одну из наиболее известных дуальных пар: древо жизни - древо смерти. Первое олицетворяет север, восток и запад; в то время как второе - только юг.

Настоящий период времени трактуется манихейством как время, когда человек получил возможность реализовать свою основополагающую потенцию - отделить элементы света от элементов тьмы и слиться с самим светом. Завершающее освобождение духа от тела, света от тьмы произойдет, согласно данным представлениям, в конце времен, когда земля будет объята пламенем в течение 1468 лет, что и будет символизировать период последнего суда планеты и людей.

Каноны манихейства, согласно существующей традиции, изложены в семи сочинениях Провозвестника Истины Мани: «Живое Евангелие», «Прагматейя», «Шапуракан», «Сокровище жизни», «Книга Исполинов», «Книга Мистерий», «Письма». Первичные известные источники информации о манихействе - произведения святого Епифания Кипрского, блаженного Августина, святого Ефрема Сирина (все относятся к IV веку).

Распространилось в 1-м тыс. н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в 8 в. - господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси павликиан, богомилов, катаров и альбигойцев.

МАНИХЕЙСТВО - религиозное учение, основанное в III веке Мани. Манихейство наряду с зороастризмом было одной из самых влиятельных иранских религий.

Манихейство в царстве Сасанидов

Социальный протест неизбежно принимал в этих условиях религиозный характер. Отражением ожесточённой классовой борьбы были различные религиозные движения в государстве Сасанидов . Важнейшим из них является манихейство.

Основатель манихейства Мани, родившийся около 215 года в Вавилонии от знатных родителей, начал свою проповедь ещё при Ардашире I , основателе династии Сасанидов, однако его деятельность относится, главным образом, к правлению сына и преемника Ардашира - Шапура I . По мысли Мани, его учение должно было стать универсальной религией и заменить собой все существующие религии и культы. Именно поэтому он так свободно черпал внешние формы из известных ему религий - зороастризма и христианства...

Манихейство (СИЭ, 1966)

МАНИХЕЙСТВО - религиозное учение, зародившееся в 3 веке в Месопотамии на основе вавилонских, персидских (зороастризм) и христианских культов и по ряду основных положений близкое к гностицизму (см. в ст. ). Основоположник манихейства - Мани. В основе манихейства лежит принцип дуализма, утверждающий извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму. Связывая зло с материей, а добро со светом, как духовным началом, манихейство рассматривало окружающий мир как воплощение зла, а цель мирового развития видело в "спасении" частиц света, заключенных в душе человека, от власти материи. Эта цель, согласно учению, могла быть достигнута лишь через крайний (адепты манихейства должны были воздерживаться от мясной и некоторых видов растительной пищи, дать обет безбрачия, не касаться руками всего "тленного")...

Распространение манихейства и манихейской церкви

После смерти Мани его ученик Сис(ин) (греч. Sisinnios) стал вождем (archegos) манихейской церкви, но вскоре был распят. Трудное положение манихеев практически не изменилось при его преемнике Иннее, и верующие все чаще переселялись в Римскую империю (необходимо вспомнить, что римский император Диоклетиан уже объявил свой знаменитый указ против манихеев в 297 г. и что святой Августин в течение девяти лет был адептом этой религии, с которой впоследствии он усердно боролся), в Аравию, где они находились под защитой одного из царей Хиры от преследования сасанидских царя царей Нарсеса и Ормузда II, но главным образом на восток. Похоже, что, начиная со времени царствования Шапура II, манихейцы подвергались тем же преследованиям, что и христиане (сторонники обеих религий выступали также друг против друга)...

Манихейское учение

Синкретизм манихейской системы, привлекая элементы, позаимствованные у гностицизма, христианства, маздеизма и буддизма, облегчает принятие и переход в новую веру. Это объясняет полионимию манихейского пантеона, т.е. факт, что один и тот же бог или демон получал несколько имен на различных языках, использовавшихся манихейцами. Ниже приводятся боги и демоны с некоторыми из их имен:

Семикнижие Мани

СЕМИКНИЖИЕ МАНИ. 1. Начало канона «Евангелие (Живое)» включает двадцать два раздела, согласно двадцати двум буквам арамейского алфавита, в которых пророк сам излагает учение, на котором была основана его миссия (по контрасту с Иисусом, который не оставил никаких письменных документов, ведь Евангелия были написаны его учениками).

2. «Сокровищница Жизни», которая в манихейском каноне следует за Евангелием, является теологическим изложением основных принципов с восхвалением своей церкви.

Манихейство (тексты)

МАНИХЕЙСКИЕ ТЕКСТЫ. Рукописи Мани, от которых остались лишь фрагменты, достаточно многочисленны и включают, помимо «Шапуракана» (канона), составленного на среднеперсидском, семь канонических книг, составленных на сирийском языке. Похоже, что порядок этих книг определял сам пророк. К тому же необходимо подчеркнуть, что Мани одобрял переводы своего произведения на парфянский, среднеперсидский, греческий или другие языки…

Манихейство (Гюиз, 2007)

МАНИХЕЙСТВО. Мани был рожден в окрестностях Ктесифона в 216 году родителями-иранцами и воспитан в среде баптистов-эльхазаитов, к которым принадлежа его отец. В возрасте двенадцати лет произошло первое проявление его небесного «близнеца», который побудил его оставить сообщество его отца. В течение двенадцати лет Мани хранил тайны, которые открыл ему его ангел, который затем явился ему во второй раз и повелел начать проповедовать.

Манихейство (Кириленко, Шевцов, 2010)

МАНИХЕЙСТВО - религиозно-философское учение, возникшее в III веке на Ближнем Востоке и просуществовавшее около тысячи лет. Было распространено среди народов, подчиненных Римской империи, в Китае, Индии, Северной Африке, Средней Азии. М. одно время было государственной религией в Средней Азии. Повлияло оно и на ряд религиозных движений в Европе. Основатель М. - перс, прозванный Мани. М. испытало влияние иудаизма, христианства, гностицизма, зороастризма, целого ряда других восточных религиозных учений.

  • 7.Эмпедокл о четырех элементах бытия.
  • 8.Проблема истинного «я» в раннем и позднем буддизме.
  • 9.Основные понятия «Наукоучения» Фихте.
  • 10.«Гомеомерии» Анаксагора и «атомы» Демокрита как элементы бытия.
  • 11.Главные этапы развития философских идей в Украине.
  • 12.Диалектические идеи гегелевской философии. Триада как форма развития.
  • 13.Софисты. Проблема множества бытия в ранней софистике.
  • 14.Сократ и сократовские школы. Проблема «блага» в философии Сократа и сократовских школах.
  • 15.Определения философии, распространенные в Киевской Руси.
  • 16.Антропологический материализм л. Фейербаха.
  • 17.Теория идей Платона и ее критика Аристотелем. Аристотель о видах бытия.
  • 18.Философия в Киево-могилянской академии.
  • 19.Априоризм философии и.Канта. Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • Трактовка Кантом пространства и времени как чистых форм созерцания.
  • 20.Проблема «блага» в философии Платона и проблема «счастья» в философии Аристотеля.
  • 21.Учение Платона и Аристотеля об обществе и государстве.
  • ? 22.Немецкий идеализм и философская мысль в Украине.
  • 23.Понятия трансцендентного и трансцендентального. Сущность трансцендентального метода и понимания его Кантом.
  • 24.Аристотель как основатель силлогистики. Законы и формы логического мышления. Учение о душе.
  • 25.Философское наследие м.П. Драгоманова.
  • 26.Система трансцендентального идеализма Шеллинга. Философия тождества.
  • 27.Епикур и епикурийцы. Лукреций Кар.
  • 28.Социокультурные предпосылки возникновения философии Древней Индии.
  • 29.Основные категории логики Гегеля. Малая и большая логика.
  • 30.Практическая философия скептиков, стоиков и эпикурейцев.
  • 31.Общая характеристика и основные идеи славянофильства (о.Хомяков, и.Киреевский).
  • 32.Философские учения ф.Бекона и т.Гоббса. «Новый органон» ф.Бекона и его критика силлогистики Аристотеля.
  • 33.Проблема реальности в буддизме и веданте.
  • 34.Т.Гоббс. Его философия и теория государства. Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист.
  • 35.Неоплатонизм как завершение истории античной философии.
  • 36.Философия русского марксизма (в.Г.Плеханов, в.И.Ленин).
  • 37.Философия последователей и критиков Декарта. (а.Гейлинкс, н.Мальбранш, б.Паскаль, п.Гассенди).
  • 38.Соотношение веры и знания в христианской философии. Греческая патристика Средневековья, ее представители. Дионисий Ареопагит и Иоанн Дамаскин.
  • 39.Проблема освобождения в индийской философии.
  • 40.Философия г. Лейбница: монадология, учение о предустановленной гармонии, логических идеях.
  • 41.Общая характеристика догматики раннего Средневековья. (Тертуллиан. Александрийская и каппадокийская школы).
  • Каппадокийские "отцы церкви"
  • 42.Введение христианства в Киевской Руси и его влияние на смену мировоззренческих парадигм.
  • 43.Философия р.Декарта как основателя современного рационализма, принцип сомнения, (cogito ergo sum) дуализм, метод.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.
  • 45.Роль Острожского культурно-образовательного центра в становлении и развитии реформационных и гуманистических идей.
  • 47.Августин Аврелий (Блаженный), его философское учение. Соотношение августинизма и аристотелизма.
  • 48.Философия г.Сковороди: учения о трех мирах (макрокосм, микрокосм, символическая реальность), и их двойственной «натуре», учение о «родстве» и «сродном труде».
  • 49.Философия Дж.Локка: эмпирическая теория познания, рождении идеи, сознание как tabula rasa, учение о «первичных» и «вторичных» качествах, учение о государстве.
  • 50.Общая характеристика схоластики. Боэций, Эриугена, Ансельм Кентерберийский.
  • 51.Субъективний идеализм Джорджа Беркли: принципы бытия вещей, отрицания существования «первичных» качеств, могут ли «идеи» быть копиями вещей?
  • 52.Соотношение реалий и универсалий. Номинализм и реализм. Учение Пьера Абеляра.
  • 53.Скептицизм д.Юма и философия «здравого смысла» Шотландской школы.
  • 54.Значение арабской и еврейской философии. Содержание учений Авицены, Авероеса и Моисея Маймонида.
  • 55.Раннее итальянское и Северное Возрождение (ф.Петрарка, Бокачио, Лоренцо Валла; Эразм Роттердамский, т.Мор).
  • 56.Английский деизм 18 в. (е.Шефтсбери, б.Мандевиль, ф.Хатчесон; Дж.Толанд, е.Коллинз, д.Гартли и Дж.Пристли).
  • 57.Расцвет схоластики. Взгляды ф.Аквинского.
  • 58.Неоплатонизм и перипатетизм эпохи Возрождения. Николай Кузанский.
  • 59.Философия французского Просвещения (ф.Вольтер, ж-ж. Руссо, ш.Л.Монтескье).
  • 60.Р.Бэкон, идея позитивного научного знания в его трудах.
  • 61.Натурфилософия позднего Возрождения (Дж. Бруно и другие).
  • 62.Французский материализм 18 в. (ж.О.Ламетри, д.Дидро, п.А. Гольбах, к.А.Гельвецый).
  • 63.Вильям Оккам, ж.Буридан и конец схоластики.
  • 64.Проблема человека и социально-политические учения эпохи Возрождения (Дж.Пико делла Мирандола, н.Макиавелли, т.Кампанелла).
  • 65.Ранняя американская философия: с.Джонсон, Дж. Эдвардс. «Век просвещения»: т.Джефферсон, б.Франклин, т.Пейн.
  • 44.Гностицизм и манихейство. Место и роль этих учений в истории философии.

    Гностицизм (от греческого gnosis - знание) - общее название учений, сторонники которых стремились "познать", понять свою веру. Его наибольший расцвет приходится на середину II в.

    Гностицизм был одной из первых попыток, направленных на то, чтобы преобразовать христианскую веру и знание и построить на ее основе мировоззрение. Гностицизм являлся синкретической доктриной, которая стремилась в себе соединить идеи Востока и Запада. В нем преобладали вавилонские, египетские, сирийские, еврейские религиозные начала. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских, египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев. Гностицизм оперировал чувствами в большей степени, чем разумом, и преобразовывал веру не столько в знание, сколько в мифологию и теософию. В течение нескольких веков своего существования он принимал различные виды и разновидности, развивался сначала на Востоке, главным образом в Сирии, расцвета же достиг в середине II - начале III в.

    Гностицизм был старше христианства.

    Дохристианский гностицизм охватывал в то время только небольшие, незначительные секты, а исторический вес он получил уже как христианская доктрина, имеющая значительную силу и содержащая разнообразные идеи.

    К учению Христа гностицизм был приспособлен поверхностно.

    Фактор зла гностики видели в материи. Будучи злой, она не может быть зависимой от Бога.

    Сущностью гностицизма являются:

    1) крайне дуалистическая и пессимистическая концепция мира: зло является таким же вечным элементом, как и добро; зло происходит из материи, добро - от Бога;

    2) историческая концепция мира как борьбы злых и добрых сил, которая должна была объяснить, откуда в мире появилось зло;

    3) аллегорический метод выведения этих концепций из Библии.

    Гностицизм был самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением. Однако он являлся предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии мышления - средневековой христианской философии. Его характеризовал религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

    По отношению к тому или иному элементу различаются следующие направления гностицизма: иудейский гносис, языческий гносис, христианский гносис.

    Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является дуалистическое объяснение мира, источник которого - в персидском зороастризме. Зороастризм - дуалистическая древнеиранская религия, создание которой приписывается мифическому пророку Зороастру (Заратустре). Его центральной идеей является постоянная борьба двух принципов: добра, воплощенного в светлом божестве, и зла. воплощенного в темном божестве. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро - от бога.

    Важной проблемой гностицизма была теодицея. Теодицея (от греческого theos - бог, dike - справедливость) - оправдание бога. Обычное название для религиозно-философских трактатов, преследующих цель оправдать тем или иным образок видимое и непримиримое противоречие между верой во всемогущего, всемудрого, всеблагого бога и существованием зла и несправедливости в мире. т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив.

    Гностическое понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность - это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает.

    Существенной чертой гностицизма была мистика. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

    К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

    МАНИХЕЙСТВО

    Манихейство относится к еретическим учениям, близким к гностицизму. Его основателем был персидский мыслитель Мани (прим. 216-270 гг.). В Индии его считали автором новой религии.

    Манихейство - религиозно-философское учение, возникшее в 3 в. на Ближнем Востоке и распространившееся в 3-11 вв. от Северной Африки до Китая. В поздней Римской империи и Византии подвергалось ожесточенным гонениям со стороны государства и ортодоксального христианства. В Средней и Центральной Азии нашло более благоприятную почву и в 8-9 вв. стало государственной религией уйгуров. М. основано на идее религиозного синкретизма и дуалистической природы бытия (свет - тьма, добро - зло); оно соединяет в себе идеи парсизма, христианства, буддизма, гностицизма и других древних верований Востока (область Месопотамии).

    Как религиозно-философское учение манихейство представляло собой:

    1) рационалистический подход;

    2) радикальную форму материализма;

    3) пафосный дуализм добра и зла, понимаемых в манихействе не просто как моральные, но также и как онтологические и космические начала. (По мысли Августина, "манихеи утверждают существование двух начал, во всем различных и противоположных, но в то же время вечных и взаимосвязанных, неразделимых... эти две субстанции - в вечной борьбе и смешении".)

    Основатель М. - Сураик, прозванный Мани (214-277), из персидского княжеского рода.

    Дуалистическое учение М. развертывается в системе "трех времен". В "первое время " существуют два вечных противостоящих принципа: Добро и Зло, Свет и Тьма. "Природа Света едина, проста и истинна", поэтому не допускает слияния с Тьмою. "Второе время " - этап смешения двух принципов. Зло (материя) вторгается в царство Света. Благой Отец, Владыка Света, порождает Матерь Жизни, а та - Первочеловека, который вступает в борьбу с архонтами (духами зла), терпит поражение и пленяется тисками материи. Для спасения Благой Отец порождает через Матерь жизни Духа живого (Логос), который побеждает архонтов и создает космос для очищения Света, поглощенного материей. Солнце и луна способствуют освобождению божественного Света: Луна принимает души умерших во время своего увеличения, а с убыванием отправляет их к Солнцу, которое пересылает их к Богу. "Третье время " - период окончательного разделения Света от материи и торжества Добра. Люди в М. являются творениями тьмы (материи), которая заключила их души - искры Света - в оковы плоти. Человек создан по образу Первочеловека, увиденного материей на Солнце, поэтому он божественен. Освобождение души - исторический процесс, происходящий через Великих посланников Благого Отца.

    Мировоззренческую и историко-религиозную доктрину характеризует следующий текст самого Мани: "Учение мудрости и добрых дел приносилось в мир время от времени, в непрерывной последовательности, через посланников Божиих. Так, в один круг времени пришло это истинное учение через посланного, называемого Буддою, в земле индийской; в другое время через Зороастру - в стране персидской; еще в другое - через Иисуса, в краях западных. После того сошло на землю это нынешнее откровение... через меня, Мани, посланника истинного Бога, в стране вавилонской". С величайшим почитанием Мани относился к Иисусу, указывая, что через этого человека действовал небесный дух, Христос, просвещавший низшую природу людей. Однако для манихеев Христос воплотился лишь внешним образом, такой же внешней и лишь видимой была Его смерть и воскресение. Мани разделял и свойственный гностицизму обычай противопоставления Бога Ветхого Завета Богу Нового Завета.

    В 3-4 вв. оно захватило огромную территорию от Китая до Африки. Во времена императора Диоклетиана начинаются карательные действия против манихеев со стороны государства и ортодоксального христианства. Сохранилось в Средней Азии до настоящего времени. Источниками являются сочинения Августина Блаженного, который 8 лет принадлежал М., но только лишь на первой из трех ступеней посвящения. Немецкий ориенталист Кесслер собрал фрагменты М. учения и издал отдельным трудом (1889).