Словарик самых необходимых вещей быта заставы. Крестьянская мебель и утварь

Изба была основным жилым помещением русского дома. Ее интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило ничем не окрашенные и не оклеенные, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный - в старых.

Главное место в избе занимала русская печь. В зависимости от местной традиции она стояла справа или слева от входа, устьем к боковой или передней стене. Это было удобно для обитателей дома, так как теплая печь преграждала путь холодному воздуху, проникавшему из сеней (только в южной, центрально-черноземной полосе Европейской России печь находилась в дальнем от входа углу).

По диагонали от печи стоял стол, над которым висела божница с иконами. Вдоль стен шли неподвижные лавки, а над ними были врезаны в стены такой же ширины полки - полавочники. В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивали деревянный настил - полати. В южнорусских районах за боковой стеной печи мог быть деревянный настил для спанья - пол (помост). Вся эта неподвижная обстановка избы строилась плотниками вместе с домом и называлась хоромным нарядом.

Пространство русской избы было поделено на части, имевшие свое определенное назначение. Передний угол с божницей и столом назывался также большим, красным, святым: здесь устраивали семейные трапезы, читали вслух молитвенники, Евангелие, Псалтирь. Здесь же на полках стояла красивая столовая утварь. В домах, где отсутствовала горница, передний угол считался парадной частью избы, местом приема гостей.

Пространство около двери и печи называлось бабий угол, печной угол, средний угол, середа, середь. Это было место, где женщины готовили еду, занимались различными работами. На полках стояли горшки, миски, около печи - ухваты, кочерга, помело. Мифологическое сознание народа определяло печной угол как место темное, нечистое. В избе было как бы два сакральных центра, расположенных по диагонали: центр христианский и центр языческий, в равной степени важные для крестьянской семьи.

Достаточно ограниченное пространство русской избы было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством размещалась семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали и отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для сна также были строго распределены: дети, парни и девушки спали на полатях; хозяин с хозяйкой дома - под полатями на специальном настиле или лавке, к которой придвигалась широкая скамья; старики на печи или голбце. Нарушать заведенный в доме порядок не полагалось без крайней необходимости. Человек, его нарушающий, считался не знающим заповедей отцов. Организация внутреннего пространства избы нашла свое отражение в свадебной песне:

Я войду ли в родительскую светлую горницу,
Помолюсь на все на четыре стороны,
Еще первый поклон углу переднему,
Попрошу у Господа благословеньица,
В тело белое - здоровьица,
Во головушку ума-разума,
В белы рученьки уменьица,
Чтоб суметь угодить во чужой семье.
Я другой поклон отдам углу среднему,
За хлеб ему за соль,
За вспоеньице, за вскормленьице,
За теплое одеваньице.
А третий поклон отдам углу теплому
За его-то согреваньице,
За уголечки каленые,
За кирпичики горячие.
А в последний поклонюсь
Углу кутному
За его-то постелюшку мягкую,
За сголовице пуховое,
За сон, за дремоту сладкую.

Избу по возможности держали в чистоте, что было наиболее характерно для северных и сибирских деревень. Полы в избе мыли раз в неделю, а на Пасху, Рождество и к престольным праздникам голиком с песком скоблили не только пол, но и стены, потолок, лавки. Русские крестьяне старались украсить свою избу. В будние дни ее убранство было довольно скромным: полотенце на божнице, домотканые половики на полу.

В праздничный день русская изба преображалась, особенно если в доме не имелось горницы: стол накрывали белой скатертью; на стены, ближе к переднему углу, и на окна вывешивали вышитые или затканные цветными узорами полотенца; лавки и стоявшие в доме сундуки прикрывали нарядными дорожками. Интерьер горницы несколько отличался от внутреннего убранства избы.

Горница была парадным помещением дома и не предназначалась для постоянного проживания семьи. Соответственно, ее внутреннее пространство решалось иначе - в ней отсутствовали полати и помост для спанья, вместо русской печи стояла облицованная изразцами голландка, приспособленная только для отопления помещения, лавки были накрыты красивыми постилками, на полавочниках расставлена парадная столовая утварь, на стенах около божницы развешены лубочные картинки религиозного и светского содержания и полотенца. В остальном хоромный наряд горницы повторял неподвижный наряд избы: в дальнем от двери углу божница с иконами, вдоль стен лавки, над ними полки-полавочники, множество сундуков, иногда поставленных один на другой.

Крестьянский дом трудно представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполонявшей его пространство. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол - горшки, латки, лоханки, кринки, миски, блюда, ендовы, ковши2, корчики и т. д.; всевозможные емкости для сбора ягод и грибов - корзинки, кузова, туеса и др.; различные сундуки, ларцы, шкатулки для хранения предметов домашнего обихода, одежды и косметических принадлежностей; предметы для разжигания огня и внутреннего освещения дома - огнива, светцы, подсвечники и мн. др. Все эти необходимые для ведения домашнего хозяйства предметы в большем или меньшем количестве имелись в каждой крестьянской семье.

Домашняя утварь была сравнительно однотипна на всем пространстве расселения русского народа, что объясняется общностью домашнего уклада жизни русских крестьян. Локальные варианты предметов утвари практически отсутствовали или, во всяком случае, были менее очевидны, чем в одежде и пище. Различия проявлялись только в утвари, подаваемой на стол в праздничные дни. При этом местное своеобразие находило свое выражение не столько в форме столовой посуды, сколько в ее декоративном оформлении.

Характерной особенностью русской крестьянской утвари было изобилие местных названий одного и того же предмета. Сосуды одинаковой формы, единого назначения, выполненные из одного материала, одним и тем же способом, по-своему называли в разных губерниях, уездах, волостях и далее деревнях. Название предмета менялось в зависимости от его использования конкретной хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, в одном доме называли «кашником», такой же горшок, использовавшийся в другом доме для варки похлебки, называли «щенником».

По-разному называлась утварь одного назначения, но изготовленная из разного материала: сосуд из глины - горшок, из чугуна - чугунок, из меди - медник. Терминология часто менялась в зависимости от способа изготовления сосуда: сосуд бондарной работы для квашения овощей - кадка, долбленный из дерева - долбенка, выделанный из глины - корчага. Убранство внутреннего пространства крестьянского дома стало претерпевать заметные изменения в последней трети XIX в. В первую очередь изменения коснулись интерьера горницы, которая воспринималась русскими как символ богатства крестьянской семьи.

Обладатели горниц стремились обставлять их предметами, характерными для городского образа жизни: вместо лавок - появились стулья, табуреты, канапели - диваны с решетчатыми или глухими спинками, вместо старинного стола с подстольем - стол городского типа, покрытый скатертью-«филейкой». Непременной принадлежностью горницы стал комоде выдвижными ящиками, горка для праздничной посуды и нарядно убранная, с большим количеством подушек кровать, а около божницы висели в рамах фотографии родни и часы-ходики.

Через некоторое время новшества коснулись и избы: деревянная перегородка отделила печь от остального пространства, предметы городского быта начали активно вытеснять традиционную неподвижную мебель. Так, полати постепенно заменила кровать. В первом десятилетии XX в. убранство избы пополнилось шкафами, буфетами, зеркалами и мелкой скульптурой. Традиционный набор утвари сохранялся значительно дольше, вплоть до 30-х гг. XX в., что объяснялось устойчивостью крестьянского уклада жизни, функциональностью предметов обихода. Исключение составляла только праздничная столовая, а точнее - чайная утварь: со второй половины XIX в. в крестьянском доме наряду с самоваром появились фарфоровые чашки, блюдца, сахарницы, вазочки для варенья, молочники, металлические чайные ложки.

В зажиточных семьях во время праздничных трапез использовали индивидуальные тарелки, формы для студня, стеклянные рюмки, стаканы, бокалы, бутылки и т. п. Изменение образа жизни крестьян в XX в., ориентация на стиль и образ жизни большого города привели к почти полной замене прежних представлений о внутреннем убранстве дома и постепенному отмиранию традиционной бытовой культуры.


Антикварные предметы сельского быта: память о далеком прошлом

Одним из популярных среди коллекционеров и любителей старины направлений является сельский быт. В этой антикварной группе можно встретить старинные изделия самого разного назначения – для аграрных работ и ухода за хозяйством, декора интерьера и приготовления пищи, праздников и будней.


Магазин «Лавка старины»: приглашаем к сотрудничеству ценителей

В нашем каталоге представлены старинные предметы сельского быта в широком ассортименте и отличном состоянии. Каждый из них является оригинальным, самобытным и аутентичным, поскольку его форма, размер, материал и декор отражают не только функциональное назначение, но и традиции, верования и привычки сельских жителей минувших столетий.

В XVIII – XIX веках медь и олово относились к достаточно дорогим материалам, поэтому сельская утварь изготавливалась, как правило, из железа. Так, например, если вы желаете купить старинный амбарный замок в свою коллекцию, он однозначно будет железным – другие металлы в 18-19 веках для производства подобных изделий не использовались. Тем не менее, до наших дней дошли и некоторые эксклюзивные медные либо латунные изделия, в те времена являющиеся признаком достатка и зажиточности.

Например, латунный тульский самовар с уникальным клеймом мастера, подтверждающим его подлинность и солидный возраст, вполне можно приобрести в нашей лавке. Таких предметов антиквариата на сегодняшний день сохранилось немало, причем, они являются вполне рабочими – вы можете купить русский самовар, функционирующий на углях или дровах, и в этот же день устроить изысканное чаепитие со вкусом старины в кругу близких вам людей.

В нашем каталоге собраны старинные сельские предметы не только из металла, но и из дерева, текстиля и других материалов. Здесь вы найдете отлично сохранившиеся лапти, ручные прялки, колеса от телег, разогревающиеся на печном жару утюги, необычные приспособления для сбора меда, подойники, ковши и многое другое.


Для владельцев антикварных вещей: покупаем ценности безопасно и выгодно

В дальнем углу чердака или чулана обнаружился старинный ухват, давно забытый прабабушкин утюг или самовар, доставшийся в наследство от далеких предков? Не торопитесь относить их к бесполезному хламу, от которого нужно избавиться! Наш антикварный магазин самоваров, сельской утвари и других предметов старины профессионально осмотрит вашу находку и определит ее историческую ценность. Мы готовы дорого, выгодно для вас, с мгновенной оплатой купить лапти, ухват для чугунка, печную дверцу и любую другую сельскую утварь, если она действительно представляет интерес для коллекционеров и ценителей старины.

Свяжитесь с нами любым удобным вам способом, обсудите предварительную стоимость вашей вещи с опытным экспертом-оценщиком и приносите в нашу лавку любые предметы старинного сельского быта!

ЭКСКЛЮЗИВ

Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, что лет двести назад были предметами первой необходимости, сегодня даже неизвестны большинству людей. А те аксессуары, на которые тратили целые состояния, пылятся на музейных полках. Последние несколько веков внесли особенно сильные изменения в наш быт и «арсенал» женщин сегодня стал намного скуднее. Давайте посмотрим, какие вещицы дамы потеряли из своего обихода за недавнее, с точки зрения мировой истории, время.

Веер


Наиболее известный из всех старинных аксессуаров, веер всегда связывается в нашем понимании с высшим светом, балами и знатными дамами пушкинской эпохи. Однако история этой вещицы гораздо более интересна и насчитывает уже около 3 тысяч веков. В разные времена веер (или опахало), при одной и той же функциональности, нес различную смысловую нагрузку: был символом власти у ассирийцев, признаком знатности - у древних египтян, воплощением мужского и женского начал в Японии и Китае. В европейской же культуре средних веков и позднее он стал незаменимым предметом обольщения. Особый «язык веера» позволял не только поощрить или отвадить кавалера, но и назначить, например, ему свидание на определенное время в определенном месте. Кроме того, благодаря росписям и ювелирным вставкам, веера становились настоящими произведениями искусства. Стоимость отдельных была настолько велика, что их принимали в банках в качестве залога.



Портбукет


Этот футляр для живых цветов был в моде в XVIII-XIX веках. С его помощью небольшой букет можно было нести в руках, не пачкая наряд, или приколоть к лифу платья. Кроме того, с помощью раздвижных ножек-подставочек аксессуар быстро превращался в миниатюрную вазочку. В некоторые модели даже можно было наливать воду. Теперь эту вещицу можно встретить, видоизмененную, в свадебном наряде, ну, и в музеях, в виде ювелирных изысков прошлого.



Сегодня портбукет - предмет коллекционирования и музейный экспонат

Шатлен


Этот крайне рациональный аксессуар был популярен еще со средневековья и вплоть до XX века. Он представлял собой специальный зажим, к которому на цепочках крепились разнообразные полезные мелочи: кошелек, ключи, часы, карандашик, наперсток и т.п. Носилась такая конструкция на поясе. Это было спасением для дам, не имевшим тогда еще женской сумочки. Кстати, благодаря высокой функциональности данной вещицы, носила ее не только знать, но и простолюдины, причем как мужчины, так и женщины. Красота и ценность материалов шатлена была признаком принадлежности к высшему обществу.


Карне (Бальная книжка)


Балы были особыми мероприятиями. С ними обычно связывали свои чаяния и надежды юные дебютантки. А чтобы забывчивые барышни не перепутали очередность кавалеров, они делали записи в специальной книжице. Обычно это была изящная вещица в драгоценном переплете с небольшим карандашом. С помощью цепочки она крепились к запястью или платью. Появились бальные книжки в XVIII веке в Вене и использовались вплоть до второй половины XX, получив популярность как в Европе, так и в США.



Листики бальной книжки были либо бумажными, либо представляли собой пластинки из слоновой кости - в этом случае записи после бала стирались


Бальная книжка - изящный аксессуар для записи поклонников

Блохоловка



Уксусница или флакон для нюхательной соли


Еще одним фактом, известным нам о старинных временах, является то, что дамы на балах постоянно падали в обмороки. При этом им обязательно «давали нюхать соли». Это действительно так. Обычно в бутыльке находилась кристаллическая соль аммония, имеющая резкий запах. Сами же флаконы были украшены, в соответствии со вкусом и возможностями владелицы. Коробочка - уксусница служила тем же целям, в ней находилась ватка, смоченная в уксусе или нашатыре.

Флакон для нюхательной соли


Бурдалю


Данный предмет интимной гигиены дам XVII—XVIII веков был атрибутом, необходимым в поездках или на длительных мероприятиях, и представлял собой, по сути, «дневную вазу». Сейчас его можно было бы назвать «уткой», хотя он служил для отправления естественных надобностей стоя. Это было возможно благодаря специальной форме и удобной ручке. Обычно этот предмет был сделан из фаянса или фарфора и покрыт прекрасными росписями, иногда игривого содержания. Подсовывать бурдалю под юбки госпоже чаще всего помогали служанки.


Русское подворье с его налаженным бытом и земледельчеством всегда обставлялось большим количеством предметов утвари и орудий труда. Традиционно кухонная утварь, предметы для земледелия не отличались богатым украшательством, но были удобны и отличались лаконичной эстетикой.

Русская изба

Изба - жилище простого русского крестьянина и его семьи. Здесь, в крестьянском доме каждый предмет домашней утвари есть символ народного быта, то чем жили крестьяне и как работали, занимаясь хозяйской деятельностью по дому. Предметы быта пропитаны русским духом и передают тот образ непростой крестьянской жизни на Руси.

Самовар

Самовар появился в домах около трех веков назад вместе с растущей популярностью чая. Раскопки говорят о том, что самовары существовали еще в глиняном исполнении тысячелетия назад в Иране. Самовар стремительно завоевал сердца русских любителей чаевничать благодаря своей уникальной функциональности и красоте. Вода в нем долго оставалась горячей, была душистой от сгорания сухих березовых щепок, ее хватало для большого количества гостей и домочадцев.

Сито

Сито - практически незаменимый предмет утвари в условиях домашнего хлебопечения. В любой избе хранилось несколько видов сит, выполненных из разных материалов и с разной величины ячейками. Большое сито для просеивания муки представляло собой обруч со стенками из бересты, открытого с одной стороны, закрытого сеткой – с другой. Через сито просеивали (отсюда и происхождение названия) семена, золу, другие сыпучие смеси.

Прялка

Прялка - простейшее устройство с куделью на ножке, заканчивающейся плоским основанием – на него садилась пряха, чтобы придать устойчивость предмету. На кудель или копыл, как обычно называли эту часть, складывалась расчесанная шерсть или лен. Из них, постоянно скручивая, тянули пряжу. Более современные устройства, появившиеся позднее, было с ножным приводом и большим колесом, приводящим в движение кудель.

Веретено

Веретено использовалось, как и прялка, для скручивания пряжи в нить. Оно было еще проще устроено, чем прялка и представляло собой палку с расширенной средней частью. Нить получалась за счет кручения веретена.

Горшок

Горшок – один из древнейших предметов кухонной утвари. В русских традициях было украшать верх горшка глазурью. Для того, чтобы вынуть горшок из печи рядом стояли ухваты. В глиняных горшках, как в термосе, пища долго сохраняла первоначальную температуру, поэтому не остывала или, будучи охлажденной в погребе, не закисала.

Ступа

Без ступы и в отсутствии дробильных машин в крестьянском хозяйстве было бы трудно измельчать зерна, травы или, например, кости. Ступа, сосуд, в котором пестиком дробили продукты, всегда изготавливалась из твердого материала: камня, железа, твердых пород дерева.

Метла

Метла, или веник – собранные в пучок прутья, одеревеневшие стебли растений. Полы в русской избе были неокрашенными, поэтому часто уборка их заключалась в подметании мусора. Интересно, что метла стала предметом многих русских поверий и сказок.

Хозяйский двор

Двор был обширен, с местом для выгула птицы, проходами к колодцу, сараям и хлеву, огороду. Практически всегда имелся палисад с цветником и скамейками. Традиционно в хозяйстве русского подворья использовалось несколько десятков предметов быта и орудий труда. Вот некоторые, особенно характерные из них.

Коромысло

Коромысло представляло собой особым образом изогнутый плоский шест с двух сторон заканчивающийся железными крюками. Носить ведра на нем удобно, поскольку центр тяжести не только равномерно распределен по обоим плечам коромысла, но и находится примерно на уровне поясницы.

Русский колодец

Сруб колодца в России изготавливался обычно из дуба. Верхняя часть представляла собой ворот с перекладиной и веревкой или «журавлем» - высокой перекладиной, за один конец которой прикреплялось на веревку ведро, а за другой надо было тянуть, чтобы его поднять.

Пашня

Практически каждый знойный день летних месяцев, да осенней жатвы не обходился крестьянину без работы в поле, где в труде на пашне использовались хозяйские предметы орудий труда для возделывания земли и сбора урожая.

Серп

Серп – одно из древнейших орудий земледелия. Известен со времен Древнего Рима. В русском хозяйстве был просто незаменим для уборки небольших участков травы и зерновых. Серп был известен в советской России, как один из двух символов союза рабочих и крестьян.

Плуг

Плуг – сакральный образ земледелия. Его история начинается в III тыс. до н. э. Тогда он представлял собой выполненный из единого куска дерева лемех и дышло. Лемехом ворошился верхний слой почвы для улучшения условий произрастания культур, за дышло тянулся скотом или человеком.

Телега

Телега – повозка на четырех, обычно деревянных колесах, которую тянет лошадь. Трудно представить русскую деревню еще в середине прошлого века без телеги.

Филатова Мария

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экскурсия по старинным предметам быта.

Бахур Соня, Филатова Маша.

Здравствуйте. Сегодня мы проведем для вас экскурсию по школьному музею и расскажем, как жили наши предки и как был устроен их быт.

Крестьянская изба отличалась простотой, основное пространство в ней занимала русская печь. В углу стоял стол, над ним располагалась божница с иконами, вдоль стен размещали неподвижные лавки. Над лавками находились врезанные в стены полки. Около печки над потолком устраивались полати.

Сравнительно небольшое пространство избы было устроено так, что в нем проживала большая семья в 7-8 человек. Каждый член семьи знал свое место в доме и за столом.

Хозяин дома во время обеда сидел под иконницей, старший сын по правую руку от отца, второй сын - по левую, третий - рядом со старшим братом. Детей сажали на лавку, идущую от переднего угла. Женщины ели на приставных скамейках или табуретках.

В обычные дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего, стол без скатерти, стены без украшений. В праздничный день изба преображалась, стол выдвигался на середину, накрывался белой скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь.

Утварь-это вся совокупность предметов, необходимая человеку в его обиходе. Утварь-это посуда, для хранения и приготовления пищи, подачи на стол. Это короба, сундуки для хранения одежды, предметы личной гигиены, предметы для разжигания огня и др. предметы.

Название предмета быта менялось в зависимости от его использования хозяйкой: горшок, в котором варили кашу, назывался « кашник», сосуд, сделанный из глины, назывался горшок, из чугуна - чугунок, из меди - медник. Сосуд для квашения овощей бондарной работы назывался кадкой. Сосуд, выдолбленный из дерева, назывался - долбленкой. Большую емкость, сделанную из глины, называли корчагой.

Здесь представлена глиняная посуда- ГОРШОК, ЛАТКА, КУВШИН, МАСЛОТОПКА. Их делали из специальной горшечной глины, добавляя кварцевый песок. Делали их гончары - ремесленники. Когда горшок был готов, его сушили на солнце, затем обжигали в печах, а для красоты и прочности покрывали глазурью.

Горшки ставили в печь при помощи ухвата.

УХВАТ - бабья рогатина, он состоит из железной дужки и деревянного черенка.

Квас, пиво, воду, хранили в больших глиняных емкостях - КОРЧАГАХ.

Мешали квас в корчагах при помощи ДЕРЕВЯННОЙ МЕШАЛКИ. Ей же замешивали тесто для хлеба.

ДЕРЕВЯННАЯ ЛРОЖКА - ВОЗИЛКА- служила для зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи, иногда она использовалась хозяином, как средство наказания за непослушание.

Для освещения помещения раньше использовался СВЕТЕЦ, к которому прикрепляли деревянную лучину. Позже, для освещения стали использовать КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. А первые электрические лампочки появились в 50-х годах 20-го века.

ЛАГУН - деревянная утварь бондарной работы, служил для переноса воды, кваса, когда шли на работу в лес, на покос.

ЗЕРКАЛО В ДЕРЕВЯННОЙ ОПРАВЕ украшали резьбой, оно закреплялось в простенке между окнами. Такие зеркала всегда украшали нарядными полотенцами, вышивками, кружевами.

В хозяйстве часто использовали корзины разных размеров и формы, чаще их плели из ивовых веток. Корзины были с открытым и закрытым верхом. С ними ходили по грибы и по ягоды.

Корзина, сплетенная из корней сосны, называется КОРЕНЕВКОЙ., КОРНЕВАТКОЙ. В них хранили домашние вещи и одежду.

Из бересты делали ТУЕСА, для красоты их украшали узорами. С туесками ходили по ягоды и иногда хранили сыпучие продукты: соль, крупу. Сейчас туесок - это традиционный русский сувенир.

Для переноса ведер, бадеек и корзин служило КОРОМЫСЛО. Их делали из липы, осины, ивы, потому что их древесина отличалась гибкостью и упругостью. Коромысло в виде дуги хорошо размещалось на плечах.

Почти в каждом доме стоял ТКАЦКИЙ СТАНОК, на нем ткали половики и льняное полотно. Половиками украшали пол, а из льняного полотна шили одежду себе и детям.

РУССКАЯ ПЕЧЬ была необходима для обогрева жилья и для приготовления пищи. Огонь разводился внутри печи, дым выходил через дымоход. Печка имела форму куба, ее длина была 2метра, ширина 180 см., высота-170 см. Верх у печки ровный, здесь можно было полежать и погреется.

Внутри печи находится топка со сводчатым потолком и плоским дном. Устье печи имеет полукруглую форму, печь закрывается заслонкой. Перед устьем - площадка, ее называли шесток. На шесток ставили горшки, чугунки и с помощью ухвата их заносили в печь.

Такие печи били из глины, добавляя камни, они помогали держать тепло. Хорошо сбитая печь была прочной и могла служить нескольким поколениям.

Отверстия в печи называли ПЕЧУРКАМИ. В них сушили носки и варежки.

На ногах крестьяне носили ЛАПТИ. Они были очень удобными, теплыми, легкими. Их плели из полосок коры липы, вяза, ракиты, вереска. Плели лапти с помощью нехитрого инструмента - КОТОЧИКА.

Для плетения лаптей использовалась деревянная колодка - ДЕРЕВСО.

Чтобы лапти не спали с ног, их привязывали к ним с помощью веревочек. Для тепла в лапти клали сено, иногда к подошве пришивали кожу, и тогда ноги в таких лаптях не промерзали и не промокали.

Сшитая своими руками обувь из кожи называлась КОТЫ. Такие коты носила женщина, а такие - мужчины. Коты были очень удобными. Вовнутрь их клали клеверное сено, чтобы не болели ноги.

А вот такие ботиночки носили женщины, когда шли на молебны в церковь. Эти ботики носила Маркова Елизавета, в них она молилась в нашей Никольской церкви. Чтобы эта обувь долго служила, сверху одевали резиновые галоши.

В каждом хозяйстве держали овец. Их стригли два раза в год специальными ножницами. Из шерсти вязали теплые вещи. Но прежде необходимо было приготовить нитки.

Шерсть очищали от посторонних предметов, затем теребили на теребачках и складывали в ровную стопу - КУДЕЛЮ.

Куделя привязывалась к прялке, и пряха левой рукой вытягивала прядево, а правой вращала ВЕРЕТЕНО. На веретено наматывались нитки, затем две нитки соединялись в одну и спицами вязали носки и варежки.

ПРЯЛКУ крестьяне украшали орнаментом, узором, и по их мнению это оберегало их от сглаза и охраняло от лихих людей.

ЛЮЛЬКА-КОЛЫБЕЛЬ - приспособление для сна и укачивания ребенка. Она имеет вид прямоугольного деревянного ящика с дном, ее подвешивали к потолку на веревках - дужках. На дно люльки клали сено, солому, тряпки, под голову клали подушку, набитую сеном или соломой. Для защиты ребенка от мух и комаров и света на колыбель вешали полог. В колыбели ребенка держали 1-2 года.

По праздникам мужчины надевали нарядные рубахи - косоворотки, а женщины одевали юбки-самотканки. Принято было носить одежду из натуральных волокон - шерсти и льна.

ЛЕН для этого специально выращивали на полях. Его еще называли северным шелком.

Осенью, когда лен поспевал, его рвали руками, чтобы не повредить хрупкие стебельки, складывали в поле, чтобы он недели две отлежал. Его ставили в снопы, выколачивали семя, затем стебельки мяли мялками, затем трепали, чесали на гребне и получали мягкую льняную кудель.

Пряли льняную кудель тоже на прялке. Из ниток на ткацком станке ткали полотно. Из полотна кроили и шили одежду.

В свободное время женщины плели кружева, они пришивали их к простыням, наволочкам, стены дома украшали вышивками гладью и крестиком.

РУБЕЛЬ - деревянный вытянутый брусок с короткой округлой рукоятью. На внутренней поверхности этого инструмента делались поперечные рубцы. Он использовался для разглаживания после стирки сухой льняной ткани. Лицевая поверхность рубеля делалась гладкой.

А вот здесь представлены изделия из металла.

БАГОР - использовали при сплаве леса по реке, им удобно поворачивать плавающие в воде бревна и собирать их в плоты. Он состоит из железного крючка и шипа.

Для крестьянина лето считалось самой тяжелой порой, и главным событием лета был сенокос. Траву на покосе косили литовками. Такой литовкой косят траву, и посей день. Молодежь любила сенокос, как праздник, работали споро, пели песни, шутили.

В конце лета созревали хлеба. Убирали хлеб СЕРПАМИ. Сначала жали рожь, потом ячмень, затем пшеницу.

Крестьяне сами ходили в лес на заготовку дров, чтобы дерево упало в нужную сторону, его толкали ЖЕЛЕЗНОЙ РОГАТИНОЙ, она крепилась на деревянную палку.

УТЮГ - использовали для разглаживания одежды. Сначала в утюг клали горячие угли, его постоянно раскачивали, а дым выходил наружу через металлическую трубу. Использовали в хозяйстве и чугунные тяжелые утюги.

СТУПКА - приспособление для измельчения разных продуктов: соли, перца, хрена. В этой ступке еще не хватает пестика. В русских деревнях использовались деревянные ступки.

ПОДКОВЫ ДЛЯ ЛОШАДЕЙ изготавливали в кузнице. Подковами подковывали лошадей, для того, чтобы они не ранили копыта

Чтобы лошадку впрячь в телегу или сани была необходима ДУГА.

Были и нарядные дуги, которые впрягались по праздникам, их дополнительно украшали лентами и колокольчиками.

РУКОМОЙНИК - металлическая емкость круглой формы, с широким отверстием для наливания воды, и носиком. Его подвешивали на цепочке или на веревке, рядом висело полотенце. ПЕЧНАЯ ДВЕРКА, предмет чугунного художественного литья, сделанная на Добрянском металлургическом заводе.

Труд мастеровых на Добрянском заводе был ручным, физически очень тяжелым и вредным для здоровья. А особенно тяжело было работать в горячих цехах. На завод мастеровые ходили в одежде из домотканого холста, на ноги одевали лапти. Придя на работу, поверх рубахи мастеровые надевали длинный фартук из холста. Такая грубая одежда защищала их от чрезмерного жара и раскаленных брызг металла.

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ.