Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л"

МБДОУ детский сад №16 «Ласточка» Занятие учителя-логопеда2014-2015

Тема: Звук и буква Л

Старшая группа

Цель: Знакомство с буквой Л.

Задачи:

Образовательные :

  • Знакомство со звуком [Л], как согласным звуком, и его условным обозначением - синий круг;
  • Уточнить артикуляцию звука [Л].

Коррекционные :

  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ,
  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.

Воспитательные:

  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.

Оборудование : зеркала, разрезные буквы (Л, У, О, А, М, С), игрушка- Лунтик синий кружочек, красный кружочек, фишки-пазлы, игрушки (лимон, лошадь, лев, ложка, яблоко, вилка, кукла, слон, тарелка, стул)

Ход занятия

Орг. момент

Прозвенел уже звонок,

Позвал детей всех на урок.

Друг на друга посмотрели

И за парты тихо сели.

Психологический настрой.

– Посмотрите внимательно на изображение солнышка. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

На доске изображение солнышка (веселое, грустное, задумчивое.)

(Ответы детей.)

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.

Посмотрите, ребята, какой герой сегодня с нами будет путешествовать.

Дети слушают текст.

Однажды на Луне родился необычный малыш. Родился и прилетел на Землю. Когда он летел, то упал прямо в бассейн нашего сада не лед. Этот малыш пока многого не знает. Мы буем путешествовать вместе с ним и помогать ему, узнавать все новое.

Актуализация пройденных знаний

Ребята, Лунтик нашел вот такие льдинки-снежинки. И не может понять, что на них изображено. Что это? Буквы.

Какая еще есть сестренка у буквы? Звук.

Чем буква отличается от звука?

Букву – видим и пишем, а звук – слышим и говорим.

Переворачивают лист и называют букву.

Какие бывают звуки?

Гласные и согласные

Разбейте буквы, изображенные на листочках на 2 группы. Назовите буквы и дайте им характеристику.

а – гласный,

у – гласный,

м – согласный, звонкий,

о – гласный,

с – согласный, глухой,

х – согласный, глухой,

ш – согласный, глухой,

р- согласный,звонкий

Сообщение темы

Скажите, с какого звука начинается имя нашего сказочного героя? Со звука Л.

А в какую группу мы добавим эту букву? Кто-нибудь знает? Мы ее не изучали. Нет.

А почему?

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомимся на занятии? Со звуком и буквой Л, л.

Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком [Л].

Работа по теме

Они что-то несут нам. Это картинки. Что изображено на картинках?

Лиса, лист, лошадь, лук.

С какого звука начинаются все эти слова?

Со звука Л.

Дайте характеристику звуку [л]. Расскажите Лунтику о звуке [л]. Согласный, звонкий (кладут руки на горло и проверяют)

Лунтик хочет поиграть с нами в игру «Угадай, где звук». Я буду называть слово, а вы должны угадать, где находится буква л, в начале, в середине или в конце слова.

Лыжи - ?

Ложка - ?

Стол - ? В начале слова

Ребята, посмотрите что изображено на снежинке? Буква

Ребята, это буква Л. Дети отвечают

Скажите, на что она похожа?

Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.

Физминутка

Буквой Л, расставим ноги

Словно в пляске-руки в боки

Наклонились влево, вправо

Влево-вправо, влево-вправо.

Получается на славу.

Пальчиковая гимнастика

Вышли пальчики гулять. 1,2, 3,4,5

Вышли пальчики во двор Бабу снежную слепили

Птичек крошками кормили.

С горочки катались,

А потом в снегу валялись.

Все в снегу пришли домой

Съели суп и спать легли.

Посмотрите, что у Лунтика лежит? Листы бумаги.

На этих листах задание для вас.

Раскрасьте букву Л и найдите ее среди других букв. Выполняют задание

(Приложение 1)

Закрепление изученного

Ребята, мы с Лунтиком устроили такой шум, что из пруда вылез Пискарь Иванович. Он ругается и просит, чтобы мы вели себя по тише. И в этом он нам поможет. Он приготовил загадки для нас.

Загадки «Доскажи словечко»:

1.На скамейке у ворот

Лена горько слезы… (льет)

2.Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

3.У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

4.Заставил плакать всех вокруг

Хоть он и не драчун, а… (лук).

Ла-ла-ла - есть у дворника

МЕТЛА.

Ла-ла-ла - над цветком жужжит ПЧЕЛА.

Ло-ло-ло - мыли с мылом мы СТЕКЛО.

Лу-лу-лу - не могу найти ПИЛУ

Ла-ла-ла сняли скатерть со СТОЛА

Ол-ол-ол- вратарю забили ГОЛ.

Лы-лы-лы- стали туфли мне МАЛЫ

Лу-лу-лу - нитку вденем мы в ИГЛУ.

А еще он принес листочки с картинками. Надо соединить только те картинки с буквой Л, которые начинаются на эту букву.

Соединяют картинки с буквой.

(Приложение 2)

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. Пискарь Иванович возвращается домой. А Лунтик так устал, что заснул под листочком цветка. Мы не будем ему мешать, а на следующем уроке с ним встретимся.

Иванова Е.Ю., учитель-логопед МБДОУ “Детский сад №23 комбинированного вида” г.Гатчина Ленинградская область.

Тема. Звуки [л], [л`]. Буква Л.

Дикие животные (закрепление).

Цель. Познакомить со звуками [л], [л`] и буквой Л.

1). Уточнить правильную артикуляцию звуков [л], [л`];

2). Учить выделять звуки [л], [л`] из слов, давать их

характеристику;

3). Закрепить умение определять место звуков [л], [л`] в словах;

4). Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и

согласные, согласные твердые и мягкие;

5). Совершенствовать навык звукового анализа слов из 3-ёх

6). Совершенствовать умение отбирать картинки и

придумывать слова с заданным звуком;

7). Совершенствовать навык деления слов на слоги;

8). Систематизировать знания о диких животных;

9). Упражнять в образовании названий детенышей диких

животных, притяжательных прилагательных (лисий, заячий…)

10). Работать над речевым дыханием, дикцией, интонационной

выразительностью речи;

11). Учить отгадывать загадки;

12). Развивать зрительное и слуховое внимание, память;

13). Развивать мелкую моторику;

14). Воспитывать умение работать в коллективе, интерес к

занятиям.

Оборудование: Фланелеграф, наборное полотно, предметные

картинки на звуки [л], [л`] кружки для

звукового анализа красного, синего и зеленого

цветов, пособие для определения места звука в

слове, картинки с изображением диких

животных, пластмассовый трафарет “Дикие

животные”, карандаши, мяч.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Здравствуйте, ребята! Тихо садитесь на свои места и приготовьтесь внимательно слушать. Пособия, которые лежат у вас на партах, будете брать только тогда, когда я вас об этом попрошу.

  3. Постановка цели занятия.
  4. Посмотрите, кто пришел к нам на занятие. (Мишка)

    Мишутка тоже хочет быть грамотным и научиться читать, а еще он хочет посмотреть, что вы знаете и чему вы уже научились. Если вы будете хорошо заниматься, то в конце занятия у Мишутки есть для вас сюрприз.

    Будьте внимательны и старайтесь быстро и правильно выполнять все задания.

  5. Артикуляторная гимнастика:
  6. Но сначала нам нужно потренировать наши язычки.

    Упражнение на дыхание “Подуй на травку”;

    Пение гласных;

    Упражнение “Лесенка”;

    Самомассаж языка;

    - “Улыбочка-трубочка”;

    - “Лопата – иголочка”;

    - “Качели”;

    - “Футбол”.

  7. Повторение и закрепление изученного материала.

а) Дифференциация гласных и согласных звуков:

На фланелеграфе 2 домика: красный и синий.

В каком домике живут гласные звуки? (в красном)

Какие гласные звуки вы знаете?

В каком домике живут согласные звуки? (в синем)

Какие согласные звуки вы знаете?

Посмотрите на картинки на доске, определите первый звук в словах и

поселите картинку в нужный домик, в зависимости от первого звука.

Объясните свой выбор.

(Картинки: арбуз, утка, индюк, ножницы, торт, сыр, машина)

б). Выделение звука [л], его характеристика, обозначение.

Отгадайте загадку:

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, твердый)

Каким цветом будем обозначать звук [л]? (синим)

в). Отбор картинок со звуком [л].

Среди картинок на доске выберите только те, в которых есть [л], и положите их в шкатулку.

(Картинки: лошадка, лыжи, яблоко, юла, вилка, ёлка, лук, стол, дом, жук, шишка)

г). Определение места звука [л] в словах.

А сейчас я буду доставать картинки из шкатулки, а вы определите место звука [л] в словах и отразите это на опорной схеме.

(лошадка – я слышу звук [л] в начале слова

стол – я слышу звук [л] в конце слова

вилка – я слышу звук [л] в середине слова)

д). Выделение звука [л`], его характеристика, обозначение.

Отгадайте загадку:

Круглый, желтый, кислый он,

Называется…..(лимон).

Определите первый звук в этом слове.

Какой он? Почему? Дайте его характеристику. (согласный, мягкий)

Каким цветом будем обозначать звук [л`]? (зеленым)

е). Дифференциация звуков [л] – [л`]

Посмотрите на наборное полотно: в верхнем ряду располагаются слова с твёрдым согласным [л], а в нижнем с мягким [л`].

Расположите правильно картинки.

(Картинки: лампа, ложка, луна, белка, вилка, молоток

лиса, лимон, корабль, самолёт, телевизор)

Физкультминутка. “Пальцы – дружная семья”

ж). Конструирование буквы Л

Звуки [л], [л`] обозначаются буквой Л.

На что похожа эта буква?

Сконструируйте букву Л из цветных полосок бумаги.

з). Чтение слогов с буквой Л.

А сейчас прочитаем слова с буквой Л по “ромашке”.

(ла, ло, лу, лы, ли)

и). Звуковой анализ слов.

Составьте схемы слов:

Л У К Л Ю К

Сколько звуков в слове ЛУК? Сколько слогов в слове ЛУК?

Сколько звуков в слове ЛЮК? Сколько слогов в слове ЛЮК?

к). Повторение скороговорки на звуки [л], [л`].

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавкой искать было лень.

Искала булавку весь день.

5. Лексическая тема. “Дикие животные”.

а). Вспомните диких животных, в названии которых есть звук Л.

(Белка, лось, волк.).

Каких еще диких животных вы знаете?

б). Образование слов-названий детенышей диких животных.

(Игра с мячом).

У волка-…………..

У зайца-…………..

У лисы-…………..

У медведя-……….

У ежа-…………

У лося-………….

в). Игра “Чей хвост, чьи уши?”

У волка хвост (чей?)…………..

У зайца уши (чьи?)-…………..

У лисы хвост (чей?)-…………..

У медведя хвост (чей?)-……….

7. Развитие мелкой моторики. (работа с трафаретами)

Рассмотрите трафареты с изображениями диких животных. Обведите и заштрихуйте только тех зверей, в названии которых есть звук [Л]

8.Подведение итогов занятия.

Дифференцированная оценка деятельности детей

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

начальная школа детский сад "Ивушка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л."

Лексическая тема: День Защитников Отечества

для детей подготовительной группы

подготовила учитель-логопед

Мельникова Наталья Ивановна

г. Новый Уренгой

2013

ЦЕЛЬ: Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать словарь по лексической теме "День защитников Отечества". ЗАДАЧИ: Образовательные:

    Познакомить детей с механизмом образования и характеристикой звуков [л] - [л"], буквой ЭЛ;

    Формировать умение различать звуки [л] - [л"] по акустическим и артикуляционным признакам;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать фонематическое восприятие;

    Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

    Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;

    Активизировать речевую деятельность детей по теме "День защитников Отечества"

    Отработать навык подбора синонимов;

    закрепить правильное произношение звуков [л] - [л"] в слогах и словах.

Воспитательные:

    Воспитывать чувство патриотизма и чувство гордости за Российскую армию.

    Формировать желание быть сильными, смелыми, храбрыми и отважными.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент. -Сядет тот, кто услышит свое имя....... 2. Артикуляционная гимнастика (проводится перед зеркалом):

«Улыбочка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок»
- Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Улыбочка-хоботок» - попеременно

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!


«Качели»

Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку,

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

"Вкусное варенье" - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык широкий, боковые края языка касаются углов рта).

Губка верхняя в варенье Ах, неаккуратно ел. Вот облизывать придётся Будто нету других дел.


«Маляр»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком мазок.
Сделано немало, кисточка устала.


«Лошадка»

Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет!

3. Знакомство с новой темой. -Скажите, какой праздник мы отмечали 23 февраля? (день Защитников Отечества) -Кто такие Защитники Отечества? (люди, которые защищают Родину: солдаты, пограничники, летчики...) -Какими качествами должны обладать эти люди? (смелость, ловкость, храбрость, сила). -Кто самый внимательный и скажет мне, какой звук есть в каждом слове: СИЛА, ЛОВКОСТЬ, СМЕЛОСТЬ (звук Л) -Кто догадался, с какими звуками мы сегодня будем знакомиться? (звук Л) -Характеристика Звука: Согласный, Звонкий, Может быть твердым, может быть мягким. (большой самолет летит ЛЛЛЛЛЛЛ, Маленький - ЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬЛЬ) -Где находится язык, когда мы произносим звуки Л, ЛЬ? (за верхними зубами) -Знакомство с буквой Л. 4. Развитие фонематического слуха: -Повторить звук Л(ЛЬ) столько раз, сколько я топну ногой, хлопну в ладоши, кивну головой, стукну рукой...) Повтори слоги (отраженно): ла-ла-ла - ля-ля-ля ло-ло-ло - ле-ле-ле лу-лу-лу - лю-лю-лю лы-лы-лы - ли-ли-ли Повтори чистоговорки: ла-ла-ла - у самолета два крыла ло-ло-ло - сломано крыло лу-лу-лу - слава генералу лы-лы-лы - воины сильны ли-ли-ли - танки в бой пошли лю-лю-лю - Родину люблю ле-ле-ле - вертолеты вдалеке 5. Зрительная гимнастика. -Сейчас мы с вами отправимся в полет на большом самолете. Проследить глазами его путь. Наша первая остановка называется "Сигнальщик" 6. Игра "Сигнальщик" Цель: учить различать звуки [л] - [л"] в словах по акустическим признакам. Детям необходимо определить, какой звук твердый или мягкий находится в словах и поднять соответствующую картинку (синий или зеленый колокольчик). Слова: Самолет, солдат, крыло, вертолет, лодка, корабли, генерал, бинокль, причал, тельняшка, двигатель. 7. Игра "Кто это?" Цель: развитие логического мышление, расширение словаря по теме "День защитников Отечества". -Следующая наша остановка называется "Кто это?"

1 .Кто, ребята, на границе

Нашу землю стережет?

Чтоб работать и учиться

Мог спокойно весь народ? (Пограничник)

2 .Кто плывет на корабле?

Он не тоскует о земле.

Он с ветром дружит и волной

Ведь море-дом его родной.

Так кто ж, ребята, он такой (Моряк)

3 .Самолет парит, как птица,

Там- воздушная граница.

На посту и днем и ночью

Наш солдат- военный… (летчик)

4 . Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом

Управляется…( танкистом)

С парашюта прыгает......

В разведку идет.....

На вертолете летает....

В десантных войсках служит....

8. Пальчиковая гимнастика.

Не допустят к нам войну (обе ладони от себя)

Защитят свою страну (руки соединить перед собой)

Пограничник, вертолетчик (загибать пальцы, начиная с мизинца)

Врач военный и танкист,

А еще десантник, летчик,

Снайпер и артиллерист.

9. Остановка "Двойной противник."

Цель: закрепить умение подбирать антонимы к словам.

- Нужно в словосочетании поменять оба слова на противоположные:

Холодная зима - теплое лето.

Длинный день - короткая ночь.

Грустный мальчик - веселая девочка.

Смелый друг - трусливый враг.

Горькая правда - сладкая ложь.

Маленький карлик - большой великан.

Правдивый мудрец - лживый глупец.

Скучное начало - интересный конец.

10. Остановка "Ребус"

Цель: развитие звукового анализа, закрепление умения составлять звуковую схему слова.

Отгадать зашифрованное слово.

первая буква слова находится в верхнем левом углу

вторая - в нижнем правом углу

третья - в верхнем правом углу

четвертая - в нижнем левом углу

пятая - под буквой, которая находится в верхнем левом углу

шестая - под буквой, которая находится в верхнем правом углу.

Какое слово получилось? (солдат) Сделаем его звуковой анализ, разделим на слоги и поставим ударение.

Составить предложение с этим словом.

11. Итог занятия:

«Да или нет?»
Я проверю, какие Вы внимательные!
- Наша армия сильна? (Да)
- Защищает мир она? (Да)
- Мальчишки в армию пойдут? (Да)
- Девочек с собой возьмут? (нет)
- Стоит летчик на границе? (нет)
- Он летает выше птицы? (Да)
- Мы праздник с вами отмечали? (Да)
- Мам, девчонок поздравляли? (Нет)
- Мир важней всего на свете? (Да)
- Знают это даже дети? (Да)

Список используемой литературы:

    Кузнецова Е.В. , Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2008. -128с. 33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина.- СПб.: КАРО, 2008.-128с. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Пособие для логопедов. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2005. -80с.

Г. Изобильный Ставропольского края МБДОУ ИМР СК «Детский сад №14»

Цель:

  • Закреплять навыки правильного произношения звука [Л], выделять его в слогах, словах.
  • Знакомство с моделью артикуляции звука [Л].
  • Учить читать модель звука [Л] и обозначать буквой Л.
  • Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления по моделям. Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  • Формировать направленное внимание детей к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
  • Закреплять навыки словообразования.
  • Воспитывать волевые качества: усидчивость, выдержку.

Материал: Модели звуков, модели слов, набор букв, карта Звуколесья, полянки, фишки, картинки, тетради, карандаши.

Ход занятия.

Ребята вы хотите отправиться в волшебную страну «Звуколесье» за новым звуком? (да). Но чтобы добраться туда нужно выполнить задания. А поможет нам в этом карта Звуковичков. Вы готовы? (да). Тогда в путь.

1. Задание.

Какие вы знаете звуки речи? (гласные, согласные). Назовите их. (дети называют сначала гласные потом согласные).

2. Задание.

Назовите звук по модели. (Логопед показывает модель звука, дети показывают и называют соответствующую букву)

3. Задание.

Назовите первый звук в слове (лама, лак, лук, лужа, лыжи, ласточка…). Вы догадались за каким звуком мы идем в Звуколесье? (да, за звуком Л)

4. Задание.

Нужно четко произнести чистоговорку:

Ла - ла - ла - прилетела к нам пчела;

Ло - ло - ло - на горе стоит село;

Лу - лу - лу - мы увидели пчелу;

Лы - лы - лы - дети сели за столы.

5. Задание.

Пальчиковая гимнастика «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха - мать.

Шла медведица спросонок,

А за нею - медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

Букву Э и букву О

Знаем мы с тобой давно.

И запомним навсегда

Вместе с У и буквой А

А последней букву Ы

Написали дружно мы.

Всё! Тетрадочки убрали

И обедать побежали.

Молодцы. Вы выполнили все задания и добрались до замка Звуколесья. Знакомьтесь с моделью звука [Л] (Логопед показывает модель артикуляции звука [Л] и показывает букву).

6. Задание.

Звуковой анализ слова ЛУК у доски. (за столами дети с помощью моделей выкладывают слово, закрепляют начертания слова ЛУК в тетради).

7. Задание.

К каждому из вас есть задание загадка.

Прочитайте по модели какое зашифровано слово?

(шар, маг, сам, сом, ком, рак, …).

Молодцы ребята! Вы выполнили все задания и добрались до страны Звуколесье. Познакомились с моделью и буквой Л.

Задание на дом. Придумать слова со звуком [Л], написать модели слов: лук, лак.

    Ещё по данной теме: