Занятие в старшей группе мое имя. Образовательный портал

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром, тема «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»

1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.
2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца.
3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или матери по соглашению родителей.

Дорогие ребята!

Представьте, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Бабушка и дедушка, мама и папа выбирают ребенку имя, папа хочет назвать сына в честь своего отца, маме нравится другое имя, дедушка мечтает, чтобы внук носил имя знаменитого полководца. Наконец, на семейном совете мальчика решили назвать Сергеем. Что ж, прекрасное имя. А как выбирали имена в старину? До принятия христианства наши предки носили имена, которые теперь называются старорусскими или славянскими: Ванда. Вера, Владимир, Владислав, Любомир, Людмила. Имена, которые оканчивались на –слав, -мир, -полк, давали только знатным людям – князьям. С принятием христианства к нам пришли греческие, древнееврейские, арабские и латинские имена. Теперь они составляют основу современного словаря русских имен. Имена стали выбирать по святцам.

Что такое святцы? Это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. Например, если девочка появлялась на свет 25 января, ей по святцам присваивали имя Татьяна, ведь поминовение этой христианской святой совершается 25 января. Этот праздник так и называется – «Татьянин день». У каждого малыша, чье имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году – день имени (именины) и день рождения.

День рожденья

День рожденья! День рожденья!
Этот день ты очень ждешь.
День рожденья, без сомненья,
Ты с друзьями проведешь.
Будут конкурсы, загадки,
Шутки, розыгрыши, смех,
Чаепитье с тортом сладким,
Пожелания от всех.
День рожденья! День рожденья!
Самый лучший день в году.
И с подарком, с поздравленьем
В гости я к тебе приду!

Имена, собранные в святцах, имеют в переводе с других языков определенное значение. Например:

Александр – мужественный защитник;
Анатолий – восточный, восходящий;
Андрей – храбрый;
Анна – благодать;
Артемий – здоровый;
Борис – борец за славу;
Валентин – сильный;
Вениамин – любимый сын;
Вера – вера, верование;
Виктор – победитель;
Виталий – жизненный;
Владимир – владеющий миром;
Галина – спокойная, безмятежная;
Геннадий – благородный;
Григорий – бодрый;
Екатерина – чистая;
Елена – светлая, сияющая;
Ирина – мир, несущая мир;
Константин – постоянный, твердый;
Лариса – приятная;
Марина – морская;
Николай – победитель;
Сергей – высокий, высокочтимый;
Софья – премудрая;
Татьяна – устроительница;
Юлия – пушистая, волнистая;
Юрий – земледелец.

Вопросы:

1. Какое ваше имя? Знаете ли вы, что оно означает?
2. Как зовут ваших родных: дедушек, бабушек, маму и папу, сестер и братьев?
3. Какие имена носят ваши друзья?
4. Знаете ли вы день вашего рождения? Назовите его.
5. Знаете ли вы дни рождения ваших родных и близких? Вспомните и назовите их.
6. Знаете ли вы, в честь какого святого вы названы?
7. Вспомните и скажите, когда отмечается день ваших именин?

Многие ученые, исследователи имен считают, что имя очень важно для человека. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе. «По имени и житие», – утверждали авторы, описывающие жизнь святых угодников. Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даль замечал: «Имя человека – иносказательное качество его, а потому слава его или известность, достоинство».

Твоё имя

Ты носишь имя святого,
Который восславил Христа,
Помни, что жизни основа –
Вера, любовь, красота! –
Будь же всегда достоин
Имени своего,
Будь справедлив и спокоен,
С честью носи его!

Согласитесь, каждому человеку приятно, когда к нему обращаются по имени. Например: «Сережа! Посмотри, какую интересную книгу я купила! или «Таня! Пойди, погуляй с подружками!»
Имена бывают полные и уменьшительные. Например, полное имя Татьяна, а уменьшительное – Таня; полное имя Анастасия, а уменьшительное – Настя. Полное имя человека обычно употребляется в документах и официальной обстановке, а уменьшительное – дома, с родными, близкими и друзьями. Малышей часто называют ласкательными именами, образованными от полных. Например, от имени Татьяна ласкательные имена – Танечка. Танюша. Татьянка. Андрея мама и бабушка называют ласково Андрюшей, Андрейкой.

Задания:

1. образуйте уменьшительные и ласкательные имена от полных имен: Ирина, Елена, Юрий, Анатолий, Сергей, Анна, Татьяна.
2. Как называют вас домашние? Друзья? Воспитательница в детском саду? Учительница в школе?
3. Приведите примеры полных и уменьшительных имен.

Как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени Максим, а по кличке или прозвищу, к примеру «Пончик»? Правильно! Не понравится! Пусть ваш друг не слишком стройный, но высмеивать физические недостатки человека некрасиво! Запомните, дорогие ребята, ничто так не обижает человека, как если окружающие неправильно произносят или коверкают его имя. Ведь имя от рождения до самой смерти с человеком. Оно становится как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.

Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?

Считается, что имя влияет на характер, склонности и увлечения человека. Возможно, в этом есть доля истины. Послушайте стихи, посвященные разным именам. (Смотри в приложении).

Вопрос к стихам:

Подумайте и ответьте: похожи ли ваши друзья, носящие такие же имена, на героев стихотворений?

Через несколько дней после того, как малыш появился на свет, родители получают Свидетельство о его рождении. Это документ, в котором записаны имя, отчество и фамилия ребенка, дата и место его рождения, имена его родителей.
Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, папу мальчика Сережи зовут Владимир. Значит, отчество малыша – Владимирович. Когда он вырастет, к нему будут обращаться так: Сергей Владимирович.

Вопросы:

1. Как зовут вашего папу?
2. Какое у вас отчество?
3. Назовите свое имя и отчество.
4. Назовите имена и отчества ваших дедушек, бабушек, мамы и папы, сестер и братьев.
5. Назовите имя и отчество вашей воспитательницы в детском саду; учительницы в школе.
6. Как по вашему, следует обращаться к взрослым: по имени или по имени и отчеству?
7. Как вы обращаетесь к нянечке в детском саду? К друзьям? К врачу в поликлинике?

Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого. Часто фамилию человеку давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию Кузнецов, плотнику – Плотников, гончару – Гончаров, рыбаку – Рыбаков.

Подумайте и догадайтесь, каким делом занимались предки знаменитого почтальона Печкина из Простоквашино?

Такие распространенные фамилии, как Иванов, Петров, Сидоров, Федоров, Федотов, произошли от имен Иван, Петр, Сидор, Федор, Федот.
Многие фамилии происходят от названий зверей, птиц, рыб. Вы знаете какие? Зайцев, Медведев, Волков, Белкин, Лисицын, Скворцов, Воробьев, Ласточкин, Щукин, Ершов, Карасев.

Вопросы:

1. Знаете ли вы свою фамилию? Назовите ее.
2. Как возникла ваша фамилия?
3. Назовите фамилию ваших дедушек, бабушек, мамы, папы.
4. Знаете ли вы фамилию своей воспитательницы? Своих друзей? Учительницы?
5. Назовите фамилии, происходящие от названий цветов. деревьев, домашних животных.

Дорогие ребята! Когда ваша мама вышла замуж за вашего папу, она, скорее всего, поменяла свою девичью фамилию и взяла фамилию мужа, которая вам и передалась.
Мальчику Сереже присвоили отчество Владимирович, и фамилию отца – Косицын. Итак, полное имя, отчество и фамилия мальчика – Сергей Владимирович Косицын.

Сказка «Похищенное имя»

Рыжий кот дремал на заборе. Нежился на теплом весеннем солнышке. Иногда он лениво приоткрывал один глаз и неодобрительно посматривал на играющих в футбол детей.
Своими звонкими голосами, беготней, ударами по мячу они раздражали его. Особенно злил кота вихрастый веснушчатый мальчуган по имени Максим. От него веяло добродушием и беззаботным весельем, но кот думал: «Какое озорство!»

Максим, пасуй!
- Максим! Гони мяч сюда!
- Максим, бей, бей по воротам!

«Максим! Максим! Максим!» – звенели детские голоса. По всему чувствовалось, Максим – общий любимец и лучший футболист в команде. «Вот раскричались! Что в этом конопатом такого особенного? – думал кот.
– Несправедливо устроен мир! Одним – все! Другим – ничего. Только пинки да затрещины», – философски размышлял рыжий воришка, разумея под «другими» себя.
Наконец коту надоела вся эта кутерьма. Он мягко спрыгнул с забора, потянулся и скрылся в кустах.

На другой день Максим и его два закадычных друга, Колька и Серега, решили отправиться на рыбалку. Накопали в огороде червей, взяли удочки, сбежав с крутого песчаного откоса, оказались у речки Серебрянки. Берега речушки густо заросли осокой, старые ракиты склонились к воде. а их отражения в глубине казались сумрачным лесом. Ребята устроились на деревянных мостках, закинули удочки и стали ждать.
Было тихо, то здесь, то там в воде проскальзывали тени. Рыба! Вдруг кусты затрещали, и на тропинке, ведущей к реке, показался незнакомец – крепкий рыжеволосый парень с наглыми кошачьими глазами.
- Привет, пацанва! – громко произнес парень.
- Привет! – неуверенно отозвались мальчики. Как бы незнакомец не распугал им рыбу!
- Как рыбка, ловится? - продолжал разговор рыжеволосый.
- Да никак!
- Ну-ка, дай мне удочку, Максим! - властно потребовал парень.
Мальчик от неожиданности растерялся и протянул удилище незнакомцу.
- Откуда ты знаешь, как меня зовут?
- Ну, ты личность популярная, кто же тебя не знает! - небрежно бросил парень. Дернул удилище – и красавец-карась вылетел из воды, блеснув в воздухе золотистой чешуей, и в одно мгновенье оказался в ведерке Максима.
- Здорово! - ахнули мальчишки.
Рыжий заскромничал:
- Ерунда! Фокус-покус! Ну-ка, Серега, теперь давай твою удочку!
Сережа послушно протянул Рыжему удилище. Фокус повторился, только на этот раз на леске трепыхался большущий голавль.
Ребята с восхищением смотрели на незнакомца:
- Как это у тебя получается?
- То ли еще будет! - завоображал парень. - А что, ребята, может в картишки перекинемся?
Мальчики замялись:
- В карты? Да мы только в дурака умеем, и денег у нас нет!
- При чем тут деньки? У вас нет, зато у меня кое-что есть!
С этими словами незнакомец вытащил из кармана зажигалку в виде блестящего пистолетика и положил рядом с собой на траву.
- Классная вещица! - восхитился Максим. Он давно мечтал о такой зажигалке. Играть в карты с незнакомцем мальчишкам не хотелось, но они чувствовали какую-то странную власть этого Рыжего над собой.
- У нас ничего такого нет! - Снова повторил Максим.
- Что ж! Давайте сыграем на имя. Кто проиграет, отдаст мне свое имя.
- Имя? Как же можно его проиграть? Ведь имя человеку навсегда, на всю жизнь дается, - уверенно заявил Сережа.
- Значит, можно! - отрезал Рыжий. - Ну что, сыграем или струсили? Он достал из кармана новенькую колоду и ловко перетасовал карты.
Игра началась. Максиму все время не везло, и в конце концов он остался в дураках.
В глазах Рыжего блеснул недобрый огонек. Он по-кошачьи потянулся и встал.
- Уговор дороже денег! Теперь Максим – мое имя! Ну, пока, Рябой! Еще увидимся!

С тех пор жизнь Максима изменилась. Кличка «Рябой» накрепко приклеилась к нему. Когда он был маленьким, мама говорила Максиму, что весна капли солнышка расплескала, они брызнули ему в лицо, вот и появились веснушки. Он объяснял ребятам:
- Да не рябой я, веснушки это!
Но никто его не слушал. Только и слышно было со всех сторон: «Рябой да рябой!»

Из-за этого прозвища мальчик поссорился с Колькой и Серегой и схлопотал двойку по поведению. Родителей Максима вызвали в школу, и он получил нагоняй от отца.

Но самое обидное, что и синеглазая Олеся назвала Максима Рябым. Недолго думая, тот убежал с уроков, чуть не плача от досады.
Побрел он к реке, сел на траву возле воды и совсем загрустил. Тихонько ворковали, журчали речные струи, огибая темную корягу, солнечные блики скользили по воде, чуть шелестели листья, и мальчик незаметно задремал. Он не слышал, о чем шепчутся струйки.
Одна сказала:
- Бедный паренек – потерял свое имя!
- Не потерял,- возразила другая, – а проиграл его Рыжему Вору – злому волшебнику Юрлонгу.
- Как же помочь мальчику вернуть имя? Давай плеснем на него водой, произнесем заклинание, пусть он окажется в стране Имен короля Юджина, и добрая волшебница поможет ему!

Когда мальчик открыл глаза, он не узнал знакомой с детства речушки. Перед ним синела широкая полноводная река, кругом цвели диковинные цветы, а на деревьях созревали необыкновенные плоды и ягоды.
- Где я? - испуганно спросил мальчик.
- Ты в сказочной стране, в гостях у короля Юджина, - ответил ему нежный, как звон хрустального колокольчика, голос.

Максим оглянулся и увидел женщину чудесной красоты, с добрыми глазами и водопадом сияющих на солнце золотистых волос.
- Я знаю, какая приключилась с тобой беда. Я помогу тебе вернуть твое имя, которое похитил у тебя колдун Юрлонг, он же кот Рыжий Вор, - сказала волшебница.- Запомни: ты должен победить его на поединке,и тогда твое имя вернется к тебе.
Ведь имя – не просто звук! Вместе с ним ты получил в дар и свою судьбу, и свой характер. Потеряешь имя – потеряешь себя! Но одолеть Рыжего Вора будет нелегко! Я дам тебе три амулета: волшебный камень-аметист – он ослепит колдуна, лист ясеня станет твоим щитом, а кисточка из волосков норки поможет тебе в бою. Кстати, имя Максим значит «величайший». Так будь достоин своего имени! Рыжий Вор прячет твое имя в вороньем перышке, что лежит у него в кармане. Если достанешь перо и сломаешь его – имя к тебе вернется! Удачи тебе! А теперь – прощай!

Волшебница плеснула на мальчика речной водой, и он снова оказался на берегу Серебрянки. Светило солнце, тихо журчали пенные струи.

Какой странный сон! - подумал максим, но взгляд его упал на траву, и он увидел все три амулета, подаренные волшебницей. - Сегодня же вызову Рыжего Вора на поединок и верну свое имя! - решил мальчик. Он вскочил и побежал искать злодея. Только вечером встретил он рыжеволосого возле школы.
- Привет, рябой! Соскучился по своему имени?- нахально выкрикнул парень.
- Идем на пустырь за школу, будем драться, если я тебя одолею – вернешь мне мое имя! - тихо, но веско сказал Максим.
- Как бы не так! Ишь, чего захотел!.. А впрочем, пойдем! - передумал вдруг рыжеволосый.
- Я сделаю из тебя котлету! - злобно рассмеялся он.

Противники в сопровождении любопытных отправились на пустырь и стали наизготовку один против другого. Серега, как секундант, свистнул, и бой закипел.

Рыжий, размахивая тяжелыми кулаками, бросался на Максима, но тот ловко увертывался и сам норовил стукнуть Вора посильнее. Неожиданно Рыжий наклонился, и в его руках появилась толстенная дубинка. Размахивая ею, он бросился на мальчика. Но Максим вспомнил совет волшебницы. Он быстро достал из кармана лист ясеня. Лист превратился в толстый щит, и мальчик закрылся им.
От удара о щит дубинка рыжего Ворюги с треском сломалась. С гневом Вор отбросил ее, но в руке у нег блеснул нож. Ребята ахнули.

Угрожая блестящим лезвием, Рыжий медленно двинулся на Максима. Не растерявшись, мальчик бросил в противника кисточку из волосков норки. Она вмиг превратилась в маленького зверька, который острыми зубами и когтями вцепился Рыжему в физиономию. Тот взвыл от боли и стал отдирать цепкую норку. Но это было не так просто. Нож выпал у него из рук.

Воспользовавшись моментом, мальчик подскочил к разбойнику, вывернул его карман, выхватил воронье перо и сломал его. Оборотень вскрикнул и стал как-то нелепо оседать на бок. Вдруг он уменьшился, покрылся рыжей шерстью и через мгновенье превратился в обыкновенного кота. Ребята затаили дыхание от удивления и восторга.
Кот зашипел, шерсть на нем встала дыбом, он выгнул спину и, сверкнув хищными глазами, приготовился к прыжку. Но мальчик вовремя достал чудесный камень-аметист. Яркие лучи, исходящие от камня, попали коту прямо в глаза и ослепили его. Кот дико заорал и пустился наутек.
Мальчишки закричали, затопали, заулюлюкали ему вслед.
- Ты победил его, Максим!
- Максим, ты молодец!
- Максим, Максим, Максим! – неслось со всех сторон. Друзья обнимали мальчика, жали ему руки.
А мальчик радостно воскликнул:
- Я вернул свое имя! Ура!

Вопросы к сказке:

1. Кто наблюдал за детьми, играющими в футбол?
2. Куда отправились Максим и его друзья на следующий день?
3. Кто пришел к реке?
4. Что предложил мальчикам рыжеволосый парень?
5. Что проиграл рыжеволосому парню Максим?
6. Как изменилась жизнь мальчика после того. как он проиграл свое имя?
7. Кто помог Максиму?
8. Как мальчику удалось вернуть свое имя?

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела


  • Ознакомление с окружающим

  • Развитие речи

Я и мое имя

Цель : Дать представление о важности права на имя. Знакомить детей с правом на имя. Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим

Ход занятия

(Воспитатель вместе с детьми образуют круг.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Воспитатель : Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Дети: Имя.)

Воспитатель : Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как в древности давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Надежда, Любовь.

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена? Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:


  • Александра – «защитница»

  • Николай – «победитель народов»

  • Дарья – «победительница»

  • Елизавета – «клятва божья»

  • Дмитрий – «относящийся к Деметре»

  • Татьяна – «устроительница»

  • Мария – «любимая, желанная»

  • Ольга – «святая»

  • Иван – «дар Бога»

  • Ксения – «гостья»

  • Валентин – «здоровый»

  • Таисия – «мудрая»

  • Артём – «здоровый»

  • Ярослав – «сильный»
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена и узнали какой значение вкладывали наши предки в имена.

Пять лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Вы! Мамы и папы дали вам имена. А вам нравятся ваши имена? Вы хотели, чтобы вас звали другим именем? Каким?

(Один ребенок стоит спиной к остальным. По очереди дети называют его по имени используя уменьшительно-ласкательную форму. Ребенок должен угадать, кто его позвал.)

Воспитатель. У каждого из нас есть свое имя. Кого-то зовут Александр, кого-то Мария, кого-то Екатерина. Все эти имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или папы с мамой. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях. (показ иллюстрации из журнала «Шишкин лес» № 11, 2006, стр. 5).

У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель, молитвенник перед Господом. Дети, а как вы думаете, есть ли праздники имен? Правильно, их называют именинами, или Днями Ангела мальчиков и девочек. В эти дни вспоминают святых.

Например, 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея Первозванного – это День Ангела всех Андрюшек, а 6 февраля – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской – это День Ангела всех-всех Оксан.

Ребята, а вы знаете, когда у вас День Ангела – твоего небесного покровителя? Если нет, спросите об этом у своих пап или мам.

Физминутка

Воспитатель. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Если ребенка позвали «Коля», а другого «Таня». Что можно сказать про этих детей? (Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.)

Воспитатель : Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель : Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? (Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)

Воспитатель : Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель : Ребята, как вы знаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей– это право на имя?

Воспитатель : Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Воспитатель : Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель : Что вам понравилось сегодня на занятии? А что было трудно?

Мария Ершова

Программное содержание:

Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме: «Имя» - знакомство с происхождением имён.

Формировать у детей элементарные представления о правах.

Углубить понятия «Свидетельство о рождении», «Паспорт», «Однофамильцы.

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества.

Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы.

Совершенствовать общую и мелкую моторику: координацию движений и речи.

Способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.

Предварительная работа.

Рассматривание семейных фотографий, выставка рисунков на тему: «Моя семья», создание родословного древа, беседа: «Я и моя семья», слушание песни «Родина моя».

Оборудование.

Стулья расставлены по количеству детей полукругом.

Слайды, генеалогические деревья. Паспорт. Свидетельство о рождении.

Лупы 12 штук,12 листочков, 12фломастеров, 12 фото

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

– Здравствуйте дети:

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне здесь подружиться?

Меня зовут Мария Алексеевна.

А как зовут каждого из вас?

Дети: (перечисляют имена)

Воспитатель:

Ребята, а что вы знаете об имени и зачем нам оно?

Может имя совсем не нужно?

Сколько у нас вопросов, попробуем вместе найти ответы.

Попрошу Ваню и Стёпу отойти в сторону и повернуться к нам спиной.

Представим, что у них нет имени. А теперь, Ксюша, попроси кого-то из мальчиков повернуться, но имени не называй.

Дети: / попытки детей позвать ребят, стоящих спиной /

Воспитатель: Ваня и Стёпа, возвращайтесь к нам.

Воспитатель:

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди?

Дети: Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, и скажите, отличаются ли эти малыши?

(показать слайд с новорожденными малышами)

Дети: Они одинаковые.

Воспитатель: Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой?

Дети: Нет.

Воспитатель: У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Отгадайте мои загадки.

Загадки.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите свои генеалогические деревья и назовите по именам своих родственников.

Дети: несколько детей называет по заранее составленным древам имена своих родителей, бабушек, дедушек


Воспитатель: Замечательно. У каждого из вас есть имя. Но, представьте себе, чтобы произошло, если бы все имена вдруг исчезли?

Ответы детей:---

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят.

Ребята, а вы сами выбирали себе своё имя?

Ответ детей: нет

Кто даёт нам имя?

Ответ детей: родители

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови себя ласково»

Ксения- Ксюша

Саша – Сашенька

Маша – Машенька….

Физминутка

В небе солнышко взошло

И всем улыбнулось.

Нам вдруг стало хорошо

И больше не взгрустнулось.

Воспитатель: Недавно я узнала, что в нашем городе живут ещё три Ершовых Марии Алексеевны, может такое быть? А вы встречали людей с такими же именами и фамилиями как у вас?

Ответ детей:---

На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Таких людей называют «тёзками». Послушайте стихотворение:

В первом классе 8 Тань,

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь

Всюду Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу 8 Тань.

А ведь можно очень просто разобраться в новичках. Как же отличить девочек?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены семьи.

Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

Воспитатель: Очень, очень давно имена были похожи на прозвища: Первяк, Третьяк, Одинец. Имена давали детям и по названию месяца, в котором родился ребёнок. Отгадайте, в каком месяце родилась: Мая, Августин, Октябрина.

Сейчас имена звучат по-другому. При рождении ребёнку давали имя и записывали в большие книги и никакого документа больше не выдавали.

(показать слайд с древней книгой)


Воспитатель: А сейчас, дети, у вас есть документы? Какой самый главный документ у вас- детей?

Ответ детей: ---

Воспитатель: Свидетельство о рождении. (показать слайд)


Скажем все вместе: «свидетельство о рождении»

Кто из вас видел своё свидетельство о рождении? Что в него записывают?

Правильно, ваше имя и фамилию.

А вы знаете, какой главный документ у взрослых?

Давайте подойдём к столу. Рассмотрите паспорт. Чей это паспорт? Как вы догадались? Ответ: /по фото/

А ещё как можно узнать, чей паспорт?


Сравните, чем похожи паспорт и свидетельство о рождении? Что записано в оба документа? А чем они отличаются?

Ответ: в паспорте много страничек, в нём записано много данных о человеке.

Итак, Документы подтверждают, что у каждого человека есть право на что?

Ответ:/на имя/

Воспитатель: В некоторых странах в паспорте, кроме фотографии, имеется отпечаток пальца. (Показать слайд)

Как вы думаете, для чего?

А вот, оказывается, если у людей похожи имена, отчества и фамилии, то людей различают по отпечаткам пальцев. Неужели отпечатки людей все разные? А встречаются люди с одинаковыми отпечатками пальцев?

Возьмите, пожалуйста, лупы, посмотрите на свои пальцы. Рисунок на них у каждого человека свой, особенный и никогда не совпадает с рисунком пальца другого человека.

А сейчас посмотрите на руку соседа и сравните, похожи у вас рисунки на пальцах? Распознавание человека по отпечаткам пальцев называется биометрия.

Сейчас я каждому из вас раздам по листочку и вы поставите в квадратик отпечаток своего пальца. Рассмотрите с помощью лупы рисунок на отпечатке.

А теперь посмотрите отпечатки друг у друга, сравните их.

Если рядом вы вклеите своё фото, напишете своё имя, то у вас получится настоящий биометрический паспорт.

(Дети пишут имена и вклеивают фотографии).



Воспитатель: Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый из нас имеет на собственное имя. Узнали кто такие однофамильцы, тезка, что такое свидетельство о рождении, паспорт, биометрический паспорт.

Воспитатель: Дети, вы живёте в одном городе, ходите в одну группу, вы очень дружные ребята. На воздушном шарике я написала ваши имена. Мы выпустим этот шар на улицу и все вокруг узнают, есть детский сад «Солнышко» в нём живут такие дружные ребята.

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Ты и твоё имя» .

Воспитатель: Лищенко М.В.

Программные задачи:

1.Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей;

2.Познакомить с историей возникновения имен.

Помочь осознать высокий нравственный смысл имени.

3.Воспитывать доброту, отзывчивость, самоуважение.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией. Бумажные цветы на каждого с его именем; Клей, кисти, салфетки.

Предшествующая работа: Беседы: «Что я знаю о своём имени?»; «Что означает моё имя?»; «Почему меня так назвали?».

Воспитатель: Ребята, мы поздоровались с гостями, мы их всех знаем. А теперь будем спокойно беседовать, не забывая правил поведения, чтобы гостям к нам снова захотелось прийти.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Воспитатель: И поговорим мы сегодня об именах.

Звучит легкая мелодия.

(дети в круге тихо и плавно кружатся – недолго)

Мы как листочки закружились

И в новом мире очутились.

Ребята, мы попали с вами на много – много лет назад, когда люди жили, все родственники, вместе.

А вам хочется с ними познакомиться?

А что мы спрашиваем, когда знакомимся?

А вот у этих людей не было имен, и они поняли, что надо как-то друг к другу обращаться и придумали имена.

Однако, имена для нас их очень необычные.

Одних звали по цвету волос: Черняк, Рыжик.

Этого за рост – Мал. Были и Смеяна, Добр, Силач, Мороз, как думаете почему?

И стало больше порядка, доброты в отношениях.

Воспитатель: Так, что же такое имя? (имя – это то, что дано человеку на всю жизнь и тебя отличает от других).

Нет меж живущих людей,

Да и не может быть

Безымянных!

В первый же миг по рождению каждый

Убогий и знатный,

Имя как сладостный дар

От родимых своих получает…(Гомер)

Воспитатель: А как зовут ваших воспитателей?

А вот потому, как мы произносим имя можно узнать, как к этому человеку мы относимся.

Вот почему меня, вы называете по имени и отчеству, так вы что проявляете? (уважение).

Если хотите показать недовольство к человеку, называйте этого человека грубо, например: Катю- Катерина, а ласково – Катюшка, Катенька.

А как зовут тебя дома, когда любят, хвалят?

Игра «Назови «Кратко - полно».

(Вова –Владимир; Настя –Анастасия; Вика –Виктория; Лиза -Елизавета…)

Имена у нас разные, но всех вас очень любят дома.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож!

А кто знает, как его будут звать, когда станет взрослым (ФИО)?

Кто может назвать полностью своё: фамилию, имя, отчество?

Знаете ли вы, что означает ваше имя?

Физминутка. (музыкальная)

Ой, ребята, увлеклись мы с вами именами, вы слышите, кто- то плачет. (входит Баба- Яга)

Почему вы плачете? (плачет, не отвечает)

Стонет от ветра глухая тайга –

Плачет – печалится Баба – Яга.

Хоть для печали причин вроде нет:

Живет она целую тысячу лет,

Избушка её и светла, и тепла,

Ступа исправна? (кивает)

В порядке метла? (кивает)

Что ж на душе у тебя тяжело?

Яга:– очень противно мне имя моё!

Все – Катюшенька, Танюшенька,

А моё – тьфу!

Как нам помочь Бабе - Яге? Как вы думаете, что означает ее имя? Её имя Яга – от латинского «Эго» - любит только себя. Как быть?

Мы Бабу – Ягу спасем, отогреем,

Мы грустные мысли старушки развеем.

Отныне она не Яга, если подумать немножко

Можно назвать её ласково. Как? (ответы детей)

Яга – Вот спасибо! Побегу и всем, всем я расскажу

Желая вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет,

И всё исполнится тогда,

И счастья много будет (убегает)

«Поляна имен» (практическая работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится, с его именем. Затем дети наклеивают лепестки на кружок, и получается цветок. Во время работы включается аудиозапись.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Дети берут свои цветы и (музыка, дети становятся в круг)

Воспитатель.

У всех пап и мам на свете есть вы…

Дети (хором). Любимые дети!

Дети (поочерёдно произносят слова)

Голубоглазые,

С веснушками,

И кудрявыми макушками.

Спокойные,

Вертлявые…

(Хором) Нас много и все такие разные.

Анализ ОД:

Воспитатель: Так о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: О наших именах, И что означают наши имена?

Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР.

Тема: «Мое имя»

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

(Имя).

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки

Вверх.

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

Закрепляются понятия «тезка», «отчество».


Тема урока: «Имя»

Учитель:

Цель :

Осмысление истоков духовно-нравственной жизни человека в окружающем нас мире.

Задачи :

· Формировать у детей бережное отношение к имени как наследию прошлого.

· Познакомить учащихся с происхождением имен.

· Познакомить какую роль играет имя в жизни человека.

· Учить слушать слова собеседника.

Оборудование и материалы :

· Библия,

· плакаты «Твое имя», «Неси ответственность за свое имя», «Береги имя».

Литература :

· Словарь русских личных имен,

· книга « Уроки этики»

(Дети в начале урока садятся на стуликах в круг)

I. Присоединение к теме

На доске: « Хорошо там и тут, где по имени зовут »

Вы согласны с этой мудростью?

Как вы думаете, зачем нужно имя?

(Дети рассуждают, каждый высказывает свои мысли)

Да, без имени жить очень неудобно. Давайте представим, что ни у кого из нас нет имени. Как вы должны будете обратиться ко мне?

Учитель.

Вас в классе много, как я к вам могу обраться на уроке?

Можно показать рукой.

Ну, а если мы в лесу, разбрелись кто куда, а мне кого-то из вас нужно позвать. Как я могла бы сделать, не зная ваших имен?

Действительно, очень трудная ситуация. Мы убедились, что без имени жить неудобно.

У имен, как и у всех слов в языке своя биография, история, свои приключения. Своя судьба. Наука, которая и изучает имена называется антропонимика от греческого слова антропос - «человек», онома-«наука». Существуют


специальные словари русских имен.(Показать словарь )

В нем около 2600 русских личных имен. При них даны формы отчества, уменьшительные и ласкательные формы. Указания на происхождения имен.

Вы знаете из Библии, что на шестой день Бог сотворил человека.

Вспомните, как он назвал первого мужчину?

Адам - « взятый из земли» т. к. Бог его сотворил из праха земного.

Какое имя Бог дал жене Адама?

Ева – «мать людей»

В минуты рождения каждый человек получает божественный дар – имя. Это самое любимое и приятное слово человека.

А попробуйте назвать человека ласково. (Дети называют по очереди )

Тогда он испытывает ни с чем несравнимые чувства благодарности и радости, тем приятнее и легче будет общение с ним.

Имя дается неслучайно – кого из вас крестили в храме?

В давние времена на Руси поклонялись разным богам, была языческая вера. Но по приказу князя Владимира в 988 году всех русских людей крестили, и наши далекие предки перешли в христианскую веру. После крещения людям давали христианские имени. Они были разными по происхождению: греческие, латинские, иудейские. Все они были внесены в святцы те в церковный календарь имен. Имена имели свое значение. Виталий(лат.)- жизненный, Владимир(др. русское) – владеет миром, Виктор(лат.) – победитель, Василий (греч.) –царь, Андрей(греч.) – мужественный, храбрый, Галина(греч.)– спокойствие, Екатерина(греч.) - чистая, Ирина(греч.) - мир.

Имя человеку давали после крещения. В церковном календаре посвящен какому-то святому. Когда в церковь приносили крестить ребенка, то священник спрашивал, какого числа тот родился. Смотрел в святцы, находил имя святого, и такое же имя давал ребёнку, а этот день считался днем именин, т. е. днем рождения имени. Все мы знаем свои дни рождения, потому что их отмечают в семье.

А кто из вас знает свой второй праздник - именины? Отмечают ли тебе день именин.

Сегодня вы узнаете у своих родителей или бабушек когда у вас именины, а я вам назову лишь некоторые из них: Светлана-2апреля, Вера, Надежда, Любовь, Софья – 30 сентября , Людмила - 30 сентября, Ксения - 6 февраля , Андрей – 13июля, Илья-2августа.

Раньше это был любимый семейный праздник. Ароматный запах именинного каравая наполнял весь дом. Для именинника звучала именинная песня «Как на ….. именины испекли мы…» Эта песня дошла и до наших дней. Помните ли вы эту песню?

Еще на Руси издревле существует, и сохранилась до наших дней традиция имянаречения. Малыша могли назвать именем отца, матери, деда, прадеда. Появились родовые имена.

Проследите историю своего рода, может быть и вы носите такое имя, а может вас назвали в честь святого в день которого тебя посчастливилось появиться на свет. Оно будет тебя защищать на протяжении всей жизни.

Вы носите имена многих великих и славных людей, Не посрамите свое имя, помните о мудрых традициях продолжите славные дела предков.

II. Ресурсный круг.

Первый в круге называет свое имя и доброе качество, передает слово, сидящему слева. Второй учащийся повторяет имя и доброе качество соседа справа, говорит о себе и передает слово, сидящему рядом. Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и передает эстафету дальше. Последний в круге, учитель, воспроизводит свою информацию, обращаясь к каждому ученику, завершает словом о себе.

Какие чувства возникали во время этого занятия?


Экспертная оценка.

1) Работа в паре. Подчеркните, без каких слов не может обойтись день рождения? Объясните, почему выбрали эти слова?(семья, друзья, песня, подарок.)

2) Может быть, вам это покажется странным, но имя человека часто отражает характер и влияние на него

Вспомните, как в сказках зовут ленивых и глупых?

Емеля, Устя, Фома, Мартын.

А добряков как зовут?

Иван, Савва, Егор.

Это нашло отражение в пословицах и поговорках. Поиграем в лото с пословицами. Я каждую пословицу разделю на две части. Одну оставлю у себя, а другую отдам кому-то из вас. Мы вместе с вами должны собрать пословицу. Для этого я буду читать первую часть пословицы, а вы, подобрав по смыслу, зачитаете вторую.

Мели Емеля, твоя неделя.

Добрый Иван – и людям, и нам, а худой Иван - ни людям ни нам.

Шутил Мартын, да спрятался под тын.

На бедного Макара все шишки валят.

(Проверка пословиц с доски)

III. Рефлексия.

Какую тему рассматривали на занятии?

Что обозначает имя?

Имя – отличительное название, которое дается при рождении.

Каждый из нас имеет одно имя в течение всей жизни, а называют нас по-разному в разном возрасте. Например, девочку зовут Катя, когда она вырастет, станет девушкой – Катерина, затем Екатерина Анатольевна или для близких тетя Катя. Но у каждого из нас есть свое собственное имя т е имя, которым нас называют самые близкие люди: Анна – Анночка – Аннушка – Анюта – Аня –Нюра – Нюша - Нюся. Наверное, услышав такое отношение к себе, вы охотнее отзоветесь на просьбу. Ребята, вслушайтесь еще раз, как красиво, ласково, мелодично звучат ваши имена: Леночка, Анюта, Ксюша, Коленька, Никитушка, Сереженька. Так давайте не искажать их, не оскорблять музыку их звучания. Давайте беречь свое имя и имена других людей, это ведь наша ценность. Имена достались нам в наследство, они прошли долгий путь пока дошли до нас. Имена достойны, чтобы к ним бережно относились. Я думаю, что сегодняшнее занятие нас многому научило.