Конспект НОД по национальному региональному компоненту «Народы Сибири - сибирские татары» в подготовительной группе. Конспект занятия по развитию речи с использованием регионального компонента в старшей группе Конспект занятия с региональным компонентом п

Краткие сведения о группе: Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Цель: Приобщать детей к художественной культуре общества, продолжая знакомить с разными жанрами живописи, внедряя региональный компонент в образовательный процесс ДОУ.

Задачи:

Обобщить и систематизировать материал по теме "Жанры изобразительного искусства". Продолжить формирование интереса детей к музеям, выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства, через рассматривания иллюстраций картин и знакомства с творчеством Усть -Кутского художника Михаила Азизова;

Способствовать развитию положительных эмоций, через приобщение детей к произведениям искусства. Развивать наблюдательность, воображение, зрительную память, художественный вкус, умение излагать мысли.

Воспитывать уважительное отношение к работникам музея, к художнику, прославившего Усть -Кутский край, эмоциональную отзывчивость, помогая постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах.

Форма организации детей: групповая, непрерывно - образовательная деятельность.

Планируемые результаты :

Формирование основ художественной культуры детей, как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Освоение детьми художественной культуры во всем многообразии её жанров, как материального выражения духовных ценностей.

Развитие у детей освоение практических умений и навыков восприятия, формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

Знакомство детей с творчеством своего земляка, Усть -Кутского художника Михаила Азизова.

Интересные сведения для педагогов.

Виртуальная экскурсия является одним из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе. С помощью виртуальной экскурсии реализуется принцип наглядности обучения.

Виртуальная экскурсия играет важную роль в повышении квалификации педагогов. С развитием компьютерной техники и глобальных сетей появилась возможность проведения виртуальных экскурсий в стенах ДОУ. Такая экскурсия имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями:

Доступность - не покидая здания детского сада можно посетить и познакомиться с объектами, расположенными за пределами ДОУ, города и даже страны.

Возможность многоразового просмотра экскурсии и прилагаемой информации.

«Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств »

Предварительная работа: Беседы о музеях, работниках музеев и картинах. Рассматривание репродукций различных картин. Рисование натюрмортов, пейзажей, портретов на НОД и в свободной деятельности детей. Выставки детских работ: "Милой мамочки портрет", "Зимняя сказка". Этюды, нацеленные на развитие актерских данных, чтение художественной литературыДидактическая игра на знание жанров живописи «Художники-реставраторы» (Приложение 1)

Словарная работа: Пейзаж, натюрморт, портрет, бейджик, экскурсовод. Демонстрационный материал: Презентация, д/и «Жанры изо».

Оборудование: Рама к игре «Живая рамка», бейджик экскурсовода, коробка с карандашами, мольберты, доска.

Техническое оснащение: Ноутбук, музыкальный центр.

Методы и приёмы: Информационно - рецептивный метод (рассматривание картин, иллюстраций), словесный (беседа, искусствоведческий рассказ, художественное слово (разгадывание загадок)), репродуктивный метод (игра "Художник"), эвристический метод: игры "Живая картина", "Жанры ИЗО".

Образовательные области:

Приоритетная: художественно-эстетическое развитие.

В интеграции: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:

игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная, двигательная.

Структура НОД:

I. Вводная часть -организационный момент.

1.1. Беседа, что такое музей и кто работает в музее.

1.2. Правила поведения в музее.

1.3. Сюрпризный момент, проговаривание заветных слов, записка от директора музея.

Целевые ориентиры: Обладание установкой положительного отношения к миру. Формирование навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

II. Основная часть

2.1. Беседа о портретах по слайдам

2.2. Рассказ ребёнка по репродукции картины Валентина Серова «Портрет Мики Морозова "

2.3. Рассказ ребёнка по репродукции картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы "

2.4. Знакомство детей педагогом дополнительного образования с репродукциями картинМихаила Азизова

Целевые ориентиры: Активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Проявление инициативности и самостоятельности. Проявление любознательности. Построение речевого высказывания. Формирование способности к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Следовать социальным нормам поведения и правилам.

III. Заключительная часть. Подведение итогов деятельности, поощрение детей.

3.1. Игра "Живая картина"

3.2. Игра "Жанры ИЗО"

3.3. Подарок (коробка с карандашами)

Целевые ориентиры: Рефлексия. Формирование навыков оценки собственных результатов.

I. Вводная часть

1 слайд: обложка.

Ребятки, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в музей изобразительного искусства.
Кто знает, что такое музей?

Примерные ответы детей: музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов — памятников старины).

Педагог дополнительного образования: В музее трудится очень много людей. Давайте их перечислим.
Примерные ответы детей:
Экскурсовод - это тот, кто проводит экскурсии.
Научный сотрудник - собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах)
Смотритель - смотрит за порядком и поведением, проверяет билеты у посетителей.
Реставратор - человек, который ремонтирует изделия старины.

Педагог дополнительного образования: А теперь давайте вспомним правила поведения в музее.
Правила: Не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками.
Не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой. По залам музея следует передвигаться бесшумно. Громко разговаривать недопустимо. В конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Педагог дополнительного образования: Правила мы повторили, теперь можно начать экскурсию.

Чтобы нам оказаться в музее,

нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова:

Раз - и два - и три!

Мы в музее посмотри !

Педагог дополнительного образования: Странно. Что-то никого не видно. Никто нас не встречает. Смотрите записка для нас.

Читает записку: «Здравствуйте, дорогие ребята. Приношу вам свои извинения, но все работники музея уехали за новой картиной. С уважением, директор музея".

Что же делать? А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам заменить экскурсоводов. Давайте попробуем сами рассказать о картинах. Но, в начале, отгадайте

II.Основная часть

2 слайд: загадка о портретах. -А, что такое портрет? Ответы детей. Портрет - это изображениене придуманного человека, а кто действительно живет или жил на земле.

3 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того человека какого пола на нём изображён? правильно: мужской, детский, женский.

4 слайд: -Какой бывает портрет в зависимости от того сколько человек изображено на портрете? Да, одиночный, парный, групповой.

5 слайд: Репродукция картины Валентина Серова "Портрет Мики Морозова"

Посмотрите внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.

(Ребенку, который захотел рассказать о картине, «вешается» бейджик экскурсовода)

Примерный рассказ ребёнка:

Перед вами «Портрет Микки Морозова» Валентина Серова. Художник показал подвижного, любознательного мальчика. Он чуть присел на краешек кресла. Но вдруг что-то или кого-то увидел. Может мама зашла в комнату или забежала любимая собачка. Глаза широко раскрыты. Он внимательно смотрит. Чуть приоткрытый рот. Видны белые зубки. Мальчик, наверно, недавно проснулся. Так как у него румяные щёчки. Микки стало любопытно и он готов оттолкнуться рукой от кресла и вскочить. Художник любуется мальчиком. Он не использовал много красок, а получилось очень красиво. А вам ребята понравился этот портрет?

Педагог дополнительного образования:

Вот мы и выслушали рассказ нашего экскурсовода. Что ему надо сказать?

6 слайд: загадка о натюрморте.

7 слайд: репродукция картины Ильи Ивановича Машкова «Синие сливы».

Кто расскажет об этой картине?

Примерный рассказ ребёнка:

А я хотел(а) бы рассказать об этой картине. Она называется «Синие сливы» А написал её Илья Иванович Машков. В центре на белой тарелке апельсин. Он самый большой, оранжевый. Он как царь. Его плотным кольцом окружили сливы. Словно стража. Сливы ярко-синие, с мерцающей голубезной. Около тарелки лежат вкусные, сочные, с бархатистой кожицей персики. Персики разного цвета: бордово-розовые, оранжево красные, зеленовато-жёлтые, с красным бочком. Представим, будто перед нами развернулось фруктовое войско во главе с царём Апельсином. Стражники сливы хоть и не большие, но надёжно охраняют его. Они здесь главные. Вот почему художник так назвал свою картину.

А вам понравилась картина? Отзывы детей.

Спасибо за рассказ.

8 слайд: загадка о пейзаже.

9,10,11 слайды: репродукции картинМихаила Азизова

Педагог дополнительного образования: Ребята, посмотрите, это репродукции картин нашего земляка Михаила Азизова. Маленький Миша очень много времени проводил на природе. Взяв с собой листы бумаги и краски, он уходил из дома на весь день, а когда возвращался, приносил в сумке первые этюды. Став взрослым. Всю свою любовь к Усть-кутскому краю решил передать детям. В посёлке Янталь, Михаил Азизов открыл изостудию «Палитра» в детском доме. Сейчас он преподаёт в лицее нашего города.

Я предлагаю вам рассмотреть эту картину (11 слайд) . Картина называется «На рыбалке». На берегу нашей красавицы реки Лена рыбачат два рыбака. Скорее всего - это раннее утро или вечер. Солнца не видно. Но на облаках жёлтые отливы. Воды реки прозрачны. В них отражаются Щёки. Так называются скалы на берегу Лены. Глядя на картину, испытываешь спокойствие, умиротворения. Мне очень нравится это картина. А вам, ребята, понравилось, как Михаил Азизов нарисовал нашу природу? Ребята, в этом и заключается сила искусства - среди множества красивых мест в лесу, на природе, художник сумел выделить главное, что сам видел, переживал, а потом написал на своей картине.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Художник». С помощью жестов и мимики вы должны изобразить героев картин.

Наш художник носит бант. (Дети изображают, как завязывают бант)

У него большой талант.

(Идут по кругу, взявшись за руки)

На картине, как живая Бабушка с бокалом чая.

(Показывают бабушку с чаем)

Ребятишки все смешные. (Дразнилки) Спят ребята озорные. (Спят)

III. Заключительная часть

Педагог дополнительного образования: Молодцы, вы очень выразительно показали героев картин. А я приглашаю вас дальше. Смотрите рамка пустая. А тут написано «Живая картина». Быстренько посоветуйтесь и придумайте свою картину. Дети делятся, берут необходимые атрибуты для составления картины. Называют жанр и дают название своей картине.

Например:

1. Одиночный портрет «Мальчик с машинкой»

2. Парный детский портрет «Друзья»

3. Натюрморт «Ваза с цветами»

Педагог дополнительного образования: Замечательные картины у вас получились. А мы пришли в последний зал нашего музея «Игровой».

В одном музее картины были развешены в строго заведенном порядке: пейзажи в одном зале, натюрморты в другом, портреты - в третьем. Но во время реставрации все картины перепутались и прежде, чем их повесить на место, необходимо разобрать картины по жанрам: натюрморты к натюрмортам, пейзажи к пейзажам, портреты к портретам. (Приложение 2)

Сейчас мы, ребята, разобьемся на 3 команды и каждая будет выбирать и развешивать картины в своем «зале», чтобы в нашем музее снова воцарился порядок.

После того, как команды будет сформированы, просят выйти по одному из участников и вытащить карточку с изображением картины в одном из жанров. Так распределяется, кто какие картины будет «размещать» в зале. Дети выполняют задание под весёлую быструю музыку.

Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового. Высказывания детей.

Мне очень понравилась наша экскурсия. У меня для вас небольшой сюрприз. Педагог достает подарочную коробку.

Вы должны отгадать, что лежит в этой коробке. Подсказка для вас. Это необходимый атрибут художника.

Дети отгадывают. Педагог дарит детям по карандашу.

Я, надеюсь, когда вы вырастите, может кто-нибудь из вас станет художником и пригласит в музей, где будут выставляться его картины.

Список источников информации

    Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

    Курочкина Н.А. Знакомство с пейзажной живописью. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

    Курочкина Н.А. Знакомство с портретом. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Приложение 1

Дидактическая игра на знание жанров живописи.

«Художники-реставраторы»

«Определи или найди жанр (портрет, пейзаж, натюрморт)»

Цель: Уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: Репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в отобрать картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.

Если видишь, на картине Если видишь на картине
Нарисована река, Чашку кофе на столе,
Или ель и белый иней, Или морс в большом графине,
Или сад и облака, Или розу в хрустале,
Или снежная равнина, Или бронзовую вазу,
Или поле и шалаш, Или грушу, или торт,
Обязательно картина Или все предметы сразу,
Называется … (пейзаж) Знай, что это … (натюрморт)

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).

Приложение 2.

Презентация «Виртуальная экскурсия в музей изобразительных искусств».

Лесовая Нина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский Сад "Ручеёк""
Населённый пункт: КЧР.ст.Сторожевая
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Календарно – тематический план по Региональному компоненту в подготовительной группе
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Календарно – тематический план

по Региональному компоненту

в подготовительной группе

Составила: Воспитатель:Лесовая.Н.И.

Образовательная

область

Формы работы

Сентябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры организация этнографического уголка в ДОУ, встречи с родителями: посиделки, дегустация национальной кухни; с/игра «Филя и Уля»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Беседа о первом осеннем месяце, мультимедийные показы фрагментов фильмов о природе, животном и растительном мире КЧР, с народными приметами, народный календарь;
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Повторение заклички «Восенушка-осень», знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», драматизация сказки «Лиса и кувшин»,чтение карачаевской сказки «Нартский кузнец Дебет»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы -музыкальный фольклор (детский, обрядовый, бытовой, хороводный),НОД «Кукла в национальном костюме», знакомство с русской балалайкой, пение частушек.
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседы о спорте, русская народная игра «Водяной», просмотр фильмов о спорте и спортсменах, карачаевская народная игра «Звук копыт».

Образовательная

область

Формы работы

Октябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры просмотр фрагментов исторического кино, старых фотографий, с/р игра «Фотоателье», беседа «Традиции в моей семье», рассматривание альбома «Сотрудники д.сада»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Народный календарь беседа о народном празднике Покрове, экспериментирование «Летающие семена», НОД «Хлеб всему голова», видео экскурсия об историческом прошлом КЧР,
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки народные сказки КЧР, пальчиковый театр «Лиса и заяц». просмотр мультфильма по русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ,разучивание стихов о б осени
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы знакомство с творчеством композиторов КЧР. знакомство с предметами обихода ухват, слушание казачьих песен, знакомство с шумовыми инструментами
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье рассматривание альбома «Спортсмены КЧР», карачаевская народная игра «Тегерек». беседа «Режим дня». русская народная игра «Жмурки »

Образовательная

область

Формы работы

Ноябрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры беседа по ознакомлению с традициями на Руси, беседа «С кем я живу», с/р игра «Библиотека». беседа «Я живу в станице Сторожевой»,
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь
о
пытническая и экспериментальная работа «Песок научный фильтрат», рассматривание картин художников КЧР, экскурсия в школьную библиотеку
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Чтение стихов поэтов КЧР, заучивание считалок, литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского, чтение отрывков наизусть
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы Рассматривание альбома «Орнаменты и узоры КЧР», развлечение ко Дню матери,слушание песен о Кавказе, знакомство с карачаевским народным инструментом «Гармошка»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье просмотр мультфильмов спортивной тематики, спортивный праздник «Мой весёлый звонкий мяч», разучивание утренней гимнастики, карачаевская народная игра «Плоский камень»

Образовательная

область

Формы работы

Декабрь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание альбома «Моя станица», с/р игра «Моя семья», видео презентация «Знаменитые люди КЧР», д/ига «Чудесный сундучок»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Проектная деятельность «моя малая Родина», экскурсия по улицам станицы, д/игра «Угадай где я живу». народный календарь «Гуляй, да присматривайся»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки игры-инсценировки «Мороз Иванович», загадывание загадок о зиме, НОД «Зимние традиции», чтение карачаевской народной сказки «Волшебный конь»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД знакомство с хохломой «Где живёт перо Жар-птицы», знакомство с карачаевским предметом обихода ручная маслобойка, слушание фрагментов оперы Н.А.Римского- Корсакова «Снегурочка», новогодний утренник. -
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседа «Осторожно грипп». видео презентация «Зимние виды спорта», развлечение «Кругосветное путешествие», карачаевская народная игра «Альчики»

Образовательная

область

Формы работы

Январь

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры д/игра «Кому что нужно для работы», просмотр презентации «Архыз», работа по заучиванию домашних адресов, с/р. игра «Аптека»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь мини-походы в лесную прилегающую к ДОУ зону, беседа о рождественских праздниках, народный календарь Крещение, экспериментирование «Зависимость состояния воды от температуры воздуха»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки драматизация сказки «Золушка», кукольный театр по сказке «Волк и лиса», повторение пословиц о труде и мастерстве, заучивание колядок и щедровок.
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы Развлечение «Новогодняя дискотека» пение рождественских песен, НОД «зимние узоры» гжель, рассматривание карачаевского головного убора папаха,
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Развлечение «Весёлые старты», п/игра «Джигитовка». беседа «Здоровье –мудрых гонорар» ,настольная игра «хоккей»

Образовательная

область

Формы работы

Февраль

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание символики России и КЧР. оформление уголка краеведения, НОД «На героя и слава бежит» беседа о папе с/р.игра «Мы военные»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Беседа «Наша республика», беседа «Есть такая профессия Родину защищать», рассматривание альбома «Военная техника»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Чтение былин о русских богатырях, инсценировка сказки «Теремок» на новый лад, заучивание стихов к 23 февраля, загадывание карачаевских загадок.
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы оформление музыкального уголка; беседа о национальном костюме народов КЧР, слушание гимна КЧР, НОД «Наша Армия родная» выставка детских рисунков «Мой край родной»,
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье беседы о здоровье «Я и моё тело», «Уроки Мойдодыра», спортивный праздник с участием пап, карачаевская народная игра «Попадание»

Образовательная

область

Формы работы

Март

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Беседа о маме, фотовыставка «Наши мамы», просмотр презентации «Наша родина Россия». НОД «Сердце матери лучше солнца греет»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Видео экскурсия «Природа КЧР» ,народный календарь беседа «Масленица», экспериментирование «Вода и снег». проект «Первоцветы гор»
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки показ всех видов театров (теневой, фланелеграф, кукольный театр игрушек),инсценировка сказки «Царевна-лягушка». заучивание стихов о маме, чтение легенд об Эльбрусе
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД «Декоративная пластина», пение русских народных песен, знакомство с карачаевским предметом быта люлькой, праздник ко дню 8 Марта.
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Беседа «Чистые руки», русская народная игра «Ловишки». карачаевская народная игра «Кедима»,игры-соревнования.

Образовательная

область

Формы работы

Апрель

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры Рассматривание иллюстраций ко дню космонавтики, с/р.игра «Фокусники». знакомство с достопримечательностью станицы, д/игра «Встреча с хорошими и добрыми людьми»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь Презентации «Сердце гор – Домбай», « «Тебердинский заповедник», НОД «Полёт на луну», экскурсия в школьный музей, народный календарь.
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Заучивание пословиц и поговорок о весне, чтение карачаевской сказки «Чёрный орёл», повторение считалок и дразнилок, знакомство со сказкой «Семь Семионов»
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы оформление в ДОУ художественной галереи творчества художников КЧР, оформление уголка ряженья, знакомство с матрёшкой,НОД «знакомство с городецкой росписью»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Утренняя гимнастика под русскую народную мелодию, карачаевская народная игра «Скворец». знакомство с игрой «Бадминтон» .беседа «Спорт –это жизнь»

Образовательная

Формы работы

область

Социально-

коммуникативное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, с/р игры - встречи с ветеранами ВОВ, рассказывание о героическом прошлом республики, портреты руководителей республики и станицы, с/р игра «Школа»
2

Познавательное

развитие
НОД, беседы, рассматривание картин, д/игры, проекты, экспериментирование, экскурсии, нар. календарь экскурсии к памятникам погибшим героям ВОВ, просмотр фрагментов фильмов о войне, НОД «Родная страна», народный календарь. видео экскурсия «Курорты КЧР» ;
3

Речевое

развитие
НОД, заучивание стихов, потешек, считалок, чтение худ. литературы, игры- драматизации, театр, инсценировки Литературная викторина по р.н.сказкам. заучивание стихов о войне, загадывание загадок,чтение былин об Илье Муромце
4

Художественно-

эстетическое

развитие
НОД, фольклорные праздники, беседы, рассматривание предметов быта, изделий народно- прикладного искусства, слушание народной музыки, знакомство с народными инструментами, народные: песни, танцы НОД «Дымковская игрушка». пение песен о времах года, концерт на народных инструментах,рассматривание изделий хохломы народно –прикладного искусства.развлечение «Праздник цветов»
5

Физическое

развитие
Народные игры, беседы о спорте, о спортсменах, о здоровье Русские народные игры на свежем воздухе. встреча с спортсменом КЧР по вольной борьбе, беседа «Солнце. воздух и вода наши лучшие друзья». НОД «Наш друг –спорт»

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Краснодарский край-это край,в котором мы живем

Автор: Захарова Елена Викторовна, воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение МО г.Краснодар «Детский сад комбинированного вида «Сказка» структурное подразделение №159
г. Краснодар, Краснодарский край

Описание материала : предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет.Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы (региональный компонент) г.Краснодара и городов Краснодарского края

Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное слово»

Цель : познакомить детей с названием Кубань, довести до их понимания, что живут они на кубанской земле; рассказать, кто живет на Кубани; дать понятия «казаки» и «казачки»; выделить столицу Кубани Краснодар,его основные достопримечательности; закрепить в речи новые слова; вызвать интерес к казачьим песням,воспитывать любовь к родному краю.

Задачи :
Образовательная.
Познакомить детей с историческим прошлым родного края, сформировать представление о жизни и быте первых переселенцев. Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью кубанских казаков, воспитывать уважение к старшему поколению. Расширить знания и представления детей об искусстве и этнографии Кубанского края. Продолжать знакомить детей с фольклором и играми казаков Кубани.
Способствовать возрождению обычаев и обрядов казаков. Вызвать интерес и эмоциональный отклик к народному творчеству.
Развивающая. Оформлять речевое высказывание,используя словарь,накопленный по теме.Анализировать предложенный взрослым материал,сравнивать признаки,выделять главные.Высказывать суждение по теме,используя личный опыт,впечатления.Развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности. Развивать мелкую моторику, творческую активность.

Воспитательная. Воспитывать любовь к родной земле, чувство взаимопомощи, сплоченности, умение действовать согласованно, сообща.

Материалы Наборы открыток,глобус,наглядный мтериал,стихи,фонограмма песен,речевой материал по теме,разрезные картинки,мягкая игрушка Лунтик,конверт с письмом.Рассада цветов,леечки,лопатки и грабельки.
Методы и приемы : беседа, рассказ, художественное слово, вопросы, пояснения, обращение к личному опыту, рассматривание цветных иллюстраций, физминутка,продуктивная деятельность детей,подведение итогов

Словарная работа : Активизировать речь детей, обучая использовать слова: Кубань, кубанская земля, Краснодарский край, Краснодар,Родина,казак,казачка,краснодарец,подворье,плетень
Правильное применение детьми пословиц и поговорок:
Родина любимая, что мать родимая.
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
На родной сторонке и камешек знаком.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родину мать ничем не заменишь

Предварительная работа :
Экскурсии,целевые прогулки по улицам города(с родителями); рассматривание альбома «Достопримечательности города Краснодара», «Растительный мир Краснодарского края», «Животный мир края», наборов открыток с памятными местами; знакомство с символикой города Краснодара и Краснодарского края; познавательные занятия по темам:
«Краснодарский край на карте Родины», «История города Краснодара»,разучивание кубанских песен,слушание песен Кубанского казачьего хора
Дидактические игры «Собери картинку», «Так или не так» и др.
Знакомство с пословицами и поговорками о Родине.
Рассматривание архитектуры зданий города

Основной игровой персонаж Лунтик

Ход НОД

1 часть.
Организационный момент.
Все на месте?
Все в порядке?
Тогда начинаем!

Работа с глобусом, картой .
Воспитатель :
-Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники) .
-Давайте мы с вами представим, что мы путешественники.

Игра «Кто я? » (воспитатель показывает схемы-карточки)
Я--- земля---? Я живу на земле - значит я землянин
Я--- флаг---? Я живу в России - значит я россиянин
Я---снежинка---? Я живу на Севере - значит я северянин
Я--- ---? Я живу в Краснодаре - значит я краснодарец(краснодарка,житель города Краснодара,горожанин)

Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран(демонстрация глобуса). Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной.
Ребята, как эта страна называется? (Ответы детей.)
Нужно найти нашу страну и Краснодарский край на глобусе.

Воспитатель . Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу почтальон принес конверт с письмом. Кто прочитает нам, что там написано.
Конверт: Ребятам от Лунтика Отправлено вчера.

Письмо: «Дорогие ребята! Меня зовут Лунтик. ..Я живу на луне.Один мальчик из вашего детского сада..........прислал мне приглашение в гости,он предложил мне узнать узнать все о том,что за люди живут на Кубани.
Чтобы я прилетел к вам закройте глаза и произнесите вместе 3 раза крибли – крабли - бумс.
Появляется мягкая игрушка-Лунтик

Лунтик . Здравствуйте ребята! Я очень хочу узнать как вы любите свой край родную Кубань. Расскажите мне о своем родном городе и крае,о своей Родине...

Ребенок
Кубань – земля такая,
От хлеба золотая
Степная сторона.
Гостей она встречает
И песню запевает,
Прозрачную до дна.
-Замечательные слова поэта К.Обойщикова

II часть

Основная
Ребенок.
Зеленые улицы,
Парки и скверы.
Высокое небо,
Кубани прибой.
Цветущие клумбы,
Улыбки, веселье –
Это мой край родной.
В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она –
Вишня у окна.
Здесь моя судьба,
Радость и борьба.
Видно так и быть
Здесь мне век прожить.
До конца дружить,
До конца любить.
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья.
Большего не скажешь,
Здесь земля моя.

Что такое Родина?
«Пословицы и поговорки о Родине»
Родина – это- то место, где человек родился и вырос. Где живут его родные и друзья. Много о Родине написано стихотворений, пословиц и поговорок. А какие пословицы и поговорки знаете вы?
Сейчас дети по очереди расскажут, какие пословицы, поговорки знают.

«С любовью к городу»
Лунтик Я вижу, что ребята знают пословицы и поговорки о Родине, а значит, любят свой город и родной край.
Я сейчас начну предложение, а вы его продолжите.
Я люблю свой родной Краснодарский край, потому что он... (большой, красивый...)
Я люблю свой город Краснодар потому что...
Молодцы! Какие красивые, удивительные слова вы посвятили своим родным городу и краю

Звучит фонограмма песни "Распрягайте,хлопци...."
Воспитатель : Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, разудалую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети : казаки.
Ребенок :
На краю Руси обширной
Вдоль кубанских берегов
Проживает тихо, мирно
Войско кровных казаков
Много лет войску Кубанскому,
Много лет и казакам,
Атаману войсковому
И станицам, городам.

Воспитатель : Знаешь,Лунтик
«Казак» – означает «вольный человек».
Так называли свободных людей, которые прибыли на Кубань охранять границы от неприятелей и были на службе у царицы Екатерины II.
Воспитатель : Самые первые казаки это были люди беглые, порвавшие со своей средой и поселившиеся на окраинных землях. Позже они поступили на официальную военную службу государства Российского, чтобы охранять его границы. Как вы думаете, для чего царица подарила казакам землю?
Дети: за верную службу и для охраны южных границ.
Ребенок :
«Здесь границу держать,
Защищать от врагов.
И пшеницу сажать,
И растить казаков».

Снежана прочитала стихотворение Ивана Вараввы
для того, чтобы вы поняли, что казаки поселились на этих землях прочно и уже не уходили. Сначала они обозначили главную улицу, а затем начали строить хаты, торговые лавки, ремесленные мастерские. Из какого материала строили хаты?

Дети: Хаты строили из камыша, глины, соломы.
Воспитатель : Чем покрывали крышу?
Дети : Крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель : Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень много. : Хаты казаков огораживались плетнем. Его делали из камыша или из прутьев.
Воспитатель : Что находилось в каждом дворе?
Дети : В каждом дворе находилась летняя печка и колодец. Еще во дворе держали коров, свиней, кур. Эти дворы назывались подворьем.

А чем занимались казаки в свободное от военной службы время?
Дети : Они сажали сады, сеяли хлеб, разводили скот.
Воспитатель : Какое занятие для казаков было самым главным?

Дети : Они охраняли южные границы России от врагов.
Воспитатель : Казаки были людьми крепкими. Сильными, храбрыми, умелыми. Они умели и воевать, и трудиться, и отдыхать. Вот и мы сейчас немного отдохнем и

Поиграем в игру «Перетяжка» (проводится физкультминутка).
Игра: Играющие делятся на две группы. Вожак одной группы берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется за эту же палку с другой стороны. Каждая группа старается перетянуть палку на свою сторону. Перетянувшие выигрывают.
Воспитатель : У нас ребята все здоровые, сильные ловкие, как казаки, проигравших нет, победила дружба.

Воспитатель : Казаки были очень дружные, они не оставляли в беде друг друга. Вместе устраивали общий праздник. вместе садились за стол, ели, пили, песни пели и танцевали. Казаки и казачки умели хорошо работать и хорошо отдыхать. После трудового дня, с наступлением вечера, собирались хлопцы и девчата у плетня, чтобы отдохнуть. - Ребята, на Кубани есть много разных хороших традиций: петь песни, встречать гостей хлебом – солью, уважать стариков, слушать их советы, устраивать скачки на казачьих праздниках.
- А какой отдых без задорных песен, танцев и забавных игр
Я предлагаю вам исполнить песню «Мы с тобой казаки»
. Послушай,Лунтик,как мы умеем петь!
Лунтик :Ну и молодцы, просто здорово, как хорошо вы спели!

Воспитатель : Переселенцам здесь очень понравилось, особенно плодородная земля – чернозем. Они защищали эту землю от врагов, строили жилища, обзаводились хозяйством, сеяли пшеницу и ячмень, сажали огороды и сады. Так появились станицы, а потом и города.
В каждой станице были свои песни, танцы, обычаи.
Казаки очень много строили. После переселения был основан град (город) Екатеринодар.
В честь кого был назван! Он был так назван в честь царицы, подарившей эти земли казакам.
Когда закончились войны, казакам стало не нужно нести каждодневную воинскую службу, и войсковой град Екатеринодар стал обычным городом, стал расти и развиваться.
А вскоре его переименовали в Краснодар.

«Фотоконкурс о достопримечательностях города»
Ребята, мы с вам недавно побывали на экскурсии по городу Краснодару. Вы увидели, какой наш город большой, красивый, сколько много в нем достопримечательностей, мест отдыха
Внимание знатоки! Перед вами фотооткрытки. Рассмотрите их и выберите только те, где изображены достопримечательности нашего родного города
(подмешаны открытки с видами других городов Москвы,Санкт-Петербурга,Волгограда)
Показывают Лунтику,объясняют.

Игра «Собери картинку».
Участникам игры необходимо собрать разрезанную картинку и рассказать, какое памятное место в городе на ней изображено
1 подгруппа собирает картинку с Триумфальной аркой и памятником Екатерине
2 подгруппа собирает картинку с видом Театральной площади
3 подгруппа собирает картинку с видом Соборной площади).

Лунтик рассматривает,ребята поясняют.
Проверим:
Какую картинку собрали команды?
На какой площади находится фонтан?
Какие памятники мы можем увидеть на иллюстрациях

Послушайте кубанскую песню «Ой, чия ж цэ хатынька…». Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной (музыкальная физминутка)

Игра «Так или не так»
Поиграем в игру «Так или не так».
Кто вспомнит правила игры?
Если вы со мной согласны хлопайте в ладоши, если нет, то поднимайте руку.
Итак, внимание!
1. В нашем городе есть красивый собор. (так)
2. На гербе г.Краснодара нет желтого цвета (не так)
3. Главная река нашего края называется Кубань. (так)
4. Краснодарский край находится в России. (так)
5. В нашем городе одна улица (не так)
6. Главная улица г.Краснодара-ул.Красная (так)
7. В нашем городе Чистяковская роща-любимое место отдыха горожан (так)

Труд на участке "Украсим участок,как часть родного города"
Воспитатель : Скажите, дети, а как вы можете украсить и благоустроить свой город? (ответы детей) Не будем откладывать, я предлагаю вам посадить цветы на клумбу, каждый, кто посадит цветочек, скажет пожелание своему городу.
(дети садят цветы и говорят пожелания, звучит музыка «Вальс цветов»)
Воспитатель: Красивая клумба у нас получилась?

III. Заключительная часть
Лунтик
Молодцы ребята! Вы помогли мне поверить, что вы хорошо знаете и любите свой край родной. Ваши добрые сердца и улыбки я запомню надолго!!А сейчас мне пора возвращаться домой!!! Прилетайте в следующий раз ко мне в гости,на луну!
Воспитатель :
Ну что,ребята,понравилось вам наше занятие?
Что вы запомнили?
Что нового узнали?

Юлия Кудряшова
Конспект НОД по реализации национально-регионального компонента «Родной край» в подготовительной группе

Задачи : обобщить знание детей с родным краем , о его растительном и животном мире. Уточнить представление детей о родной городе , крае : углубить знания детей об Уфе. Закрепить знание детей о предметах быта, изделиях народных умельцев , жилищем. Развивать интернациональные чувства и любовь к нашей многонациональной родине . Воспитывать интерес, гордость и любовь к родному краю .

Интеграции : коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, познание, художественное творчество, физическая культура, здоровье.

Оборудование, материалы : карты России, Уфы; иллюстрации г. Уфы, ноутбук, декоративные полотенца (с башкирскими орнаментами, иллюстрации с природой РБ, национальностями РБ , с достопримечательностями г. Уфы, альбом с видами старой Уфы, наглядные пособия «Искусство башкир» , , дидактическая игра «Птицы нашего края» , полоски бумаги для рисования, краски, кисти, стаканчики для воды, салфетки.

Предварительная работа : беседы, заучивания стихов, рассматривания альбомов, книг, иллюстраций на данную тему. Рассматривание иллюстрации с предметами быта, жилище (юрта, изделиями народных умельцев Башкирии . Экскурсия в парк Победы,

Ход непосредственно- образовательной деятельности :

Воспитатель : Дети как называется наша страна? (показ карты России)

Дети : Россия.

Воспитатель : Наша Родина большая, от запада до востока, от севера до юга. Назовите столицу России.

Дети : Москва.

Воспитатель : Это наша общая Родина, и где бы мы не жили – мы граждане России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина. Послушайте отрывок из стихотворения Ф. Рахимкулова «Откуда родом ты» в исполнении… (читает ребенок) .

«Откуда родом ты?» - меня спросили,

И я ответил гордо : «Из России,

А если говорить точней – с Урала я,

Там родина – Башкирия моя»

У наших гор вершины до небес,

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром,

Поляны – ягодами, а сердца - добром.

Там Агидель несётся с горных круч –

Поток её прозрачен и могуч,

К великой Волге путь её лежит

Бегут года, и Агидель бежит.

Воспитатель : Как называется наша Республика?

Дети : Республика Башкортостан.

Воспитатель : Какой главный город Республики?

Дети : Столица Республики Башкортостан- город Уфа.

Воспитатель : Дети наша Республика многонациональна . В ней проживают люди 80 национальностей . Какие национальности вы знаете ?

Дети : Русскиее, башкиры, татары, украинцы, беларуссы, марийцы и т. д.

(презентация : «Историко-культурные центры Республики Башкортостан» )

Природа Башкирии необыкновенно красива : горы, равнины, степи, реки, озера (показ иллюстраций) . В лесах нашей Республики водятся много животных. Какие животные водятся в лесах нашего края?

Дети : Медведи, лисы, волки, рыси, бобры, лоси и др.

(презентация : ответы по слайдам)

Воспитатель : А еще встречаются более 300 видов птиц. Назовите знакомые вам.

Дидактическая игра «Птицы нашего края»

Дети : Сороки, голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири и др.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать

Шесть - за стол тихонько сесть.

Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе- Уфе- столице Башкортостана. Уфа- главный город нашей Республики, здеесь живет и работает наше правительство во главе с президентом. Как зовут нашего президента? (Хамитов Рустем Закиевич) . Правительство заботится о том, чтобы все люди в нашей Республики жили хорошо и счастливо. А кто является коренным населением Республики?

Дети : Башкиры.

Воспитатель : Правильно. Тысячу лет живут башкиры на Урале, и только 455 лет назад возник на их земле первый город. Скажите с какого места начинался наш город? Правильно, там где сейчас стоит памятник «Монумент Дружбы» . (показ фото крепости Уфы, план города и памятник «Монумент Дружбы» ). Какие реки протекают в городе Уфе?

Дети : Самая главная река- красавица «Агидель» или «Белая» , названная так за серебристый цвет реки. Река Уфа- «Караидель» , и Дема. (показ на карте Уфы рек) .

Воспитатель : С тех пор город рос и развивался. Про Уфу было много написано стихотворений. Одно из них прочитает (читает ребенок)

«Уфа» Г. Рамазанов

Всего лишь три буквы, короткое слово,

Но где-то вдали его назови-

Сколько встанет за ним родного ,

Сколько в нём зазвучит любви!

В нём - отчизна отцов святая,

В нём - любимая, милый дом.

Сердце манит оно, сверкая,

Как три звёздочки над стихом.

Воспитатель : А какие города Республики вы знаете?

Дети : Сибай, Уфа, Учалы, Мелеуз, Салават, Стерлитамак, Туймазы, Белебей, Кумертау и др.

Воспитатель : Каждый город по своему красив и у каждого есть свои достопримечательности.

Воспитатель : Наш город большой и в нем много достопримечательностей. Есть различные памятники, музеи, кинотеатры. Сейчас мы проверим как вы знаете свой город. (презентация достопримечательностей города) . Ответы детей.

Дети : Госцирк, кинотеатры, кукольный театр, театр оперы и балета, русский драмтеатр, парки ипподром Акбузат, также много школ, ВУЗов и др.

Воспитатель : Башкирский народ был трудолюбивым, и очень любил играть. Башкирская детвора очень любила играть в различные игры. В одну из таких игр мы сейчас с вами поиграем.

Игра «Юрта»

Воспитатель : Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас мы продолжим наше путешествие по нашему краю.

Много у нашего народа своих традиций, народ помнит и передает из поколения в поколение. Посмотрите, что это? (Юрта) - показ фото. Какой она формы, из чего сделана? (из войлока) . Из чего состоит узор?

Дети : Из геометрических фигур : ромбов, крестов.

Воспитатель : В Юрте было очень удобно, прохладно летом в жаркую погоду, и тепло, когда на улице холодно. В Юрте было красиво и просторно, там не было никакой мебели, кроме сундука, в котором хранились праздничные наряды. Юрта делилась на 2 части. Мужскую и женскую. Что находилось в женской половине, вспомните? (посуда, люлька, самовар, прялка, что в мужской? (одежда, оружие) . Много башкирских народных загадок были придуманы народом о своем быту и домашних животных : давайте разгадаем некоторые из них :

1) Пряжи мягонький моток мчится к речке со всех ног (утенок)

2) Мягкий желтенький комок по лужайке прыг на скок (цыпленок)

3) Там, где сладкое лежит, день деньской она жужжит (пчела)

Дети : На стенах висят полотенца, на сундуке аккуратно сложены постель и подушки, красиво вышитые.

Воспитатель : Молодцы, ребята. А сейчас я вас приглашаю сесть за столы. Сейчас мы с вами посмотрим красивые вещи, сделанные мастерицами, которые украшали жилища башкир. Народ всегда с уважением относится к тем людям, кто любил трудиться. Мы знаем пословицы о труде. Давайте вспомним их :

Дети :

Терпение и труд все перетрут.

Труд кормит- лень портит.

Терпение дает умение.

Маленький да удаленький.

Делу время потехе час.

Сделал дело- гуляй смело.

Любишь кататься- люби и саночки возить.

Воспитатель : Сегодня мы тоже будем мастерами, умельцами и украсим полотенца башкирским орнаментом. Какие цвета характерны для башкирского орнамента?

Дети : Зеленый- трава, листья; черный- земля; желтый и красный- солнце; синий- небо.

Воспитатель : Сейчас мы с вами попробуем нарисовать башкирский узор на наших полотенцах.

(после окончания работы любуемся результатами труда)

Воспитатель : Какие красивые полотенца у нас получились, получится замечательная выставка. А теперь давайте еще раз вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили, где мы были, и что вспоминали.

Конспект НОД в подготовительной группе

с использованием ИКТ

"Экскурсия по родному краю"

Белавина Марина Анатольевна

воспитатель МАДОУ "ЦРР -детский сад №152"

г.Пермь

Цель:

Способствовать расширению представлений дошкольников о родном крае.

Задачи:

Образовательные:

1. Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае

Развивающие:

1. Развивать у детей интерес к изучению родного края, умение делать выводы

Воспитательные :

1. Воспитывать уважительное отношение к истории Пермского края, чувство гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней

Предварительная работа:

Экскурсии с родителями по достопримечательностям Пермского края;

Рассматривание коллекции фотографий о Кунгурской Ледяной пещере, Хохловке и Музее ложек;

Оформление фотоэкспозиции "Мой Пермский край"

Дидактические и развивающие игры "Природа Урала", "Лесные жители", "Достопримечательности Перми и Пермского края" (по типу мемори)

Оформление в группе выставки "Изделия народных умельцев"

Составление картотеки "Подвижные игры народов Урала", изучение игр с детьми

Чтение книг и рассматривание иллюстраций о городе Перми

Оборудование:

Карта Пермского края

Медиапроектор

Презентация "Мой любимый край"

Магнитная доска, магнитики-флажки

Надувные шары количеству детей

Изделия народных умельцев (изделия из камня, бересты, лозы, дерева и т.д.)

Ложки из разных материалов

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель вносит в группу карту Пермского края, дети заинтересовываются картой, рассматривают.

Воспитатель :

Покажите, где мы с вами живем? (на Урале)

Ребята, как называется наш край? (Пермский край)

Как называется город, в котором мы живем? (Пермь)

Посмотрите, какой большой наш Пермский край, в нем очень много городов и деревень, сколько неизведанных мест он таит в себе, хотите отправится на экскурсию по Пермскому краю?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, на чем мы можем отправиться на экскурсию (варианты ответов детей). Помните, что наш край очень большой и нам надо успеть вернуться в детский сад...

Я предлагаю один из самых быстрых видов транспорта - пассажирский вертолет

Слайд №1 - изображение вертолета

Занимайте места в нашем вертолете (стульчики стоят полукругом перед экраном)Карту мы возьмем с собой, чтобы отследить наш маршрут движения.

Карта крепится на магнитную доску, один из детей отмечает флажком город Пермь

Итак, отправляемся...

Слайд №2 - изображение города Перми сверху

Воспитатель: Мы пролетаем с вами над нашим городом, посмотрите, какой он красивый!

Я люблю родной свой город.

Он всегда красив и молод.

Не найти таких прекрасных

Улиц, парков, площадей.

И живет здесь очень много

замечательных людей.

Слайд №3 - изображение города Кунгура сверху (фото сделано во время фестиваля воздушных шаров, ежегодно проходящем в городе Кунгуре нашего края)

Посмотрите, к какому городу нашего Пермского края мы подлетаем?

Ответы детей.

Какие молодцы! Как вы догадались?

Дети рассказывают о фестивале, так как многие ездили туда с родителями. Давайте, посмотрим, а вы справитесь с воздушными шарами?

Разминка "Шарик"

Дети берут надувные шарики и стараются удержать их в воздухе с помощью воздушной струи, не задевая шарик руками.

После разминки садятся на места.

А какая еще достопримечательность есть в городе Кунгуре, о которой знают не только в России, но и за границей?

Ответы детей (Кунгурская ледяная пещера)

Слайд №4 - изображение Кунгурской ледяной пещеры

Слайд №5 - фото из Кунгурской ледяной пещеры

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, это настоящее подземное царство. Как сказочно и красиво в этом царстве. Очень многие люди приезжают издалека, чтобы посмотреть на это чудо. Пещеру называют жемчужиной Урала. Кто из вас уже побывал в Кунгурской ледяной пещере?

Дети делятся своими впечатлениями. Отмечают на карте город Кунгур флажком.

Слайд №6 - изображение смешанного леса сверху

Воспитатель:

Посмотрите, под нами простираются бескрайние леса. Скажите, какой это лес?

Дети рассматривают картинку, обсуждают. Подводится итог, что лес смешанный.

Какие деревья могут расти в уральских лесах7

Какие животные обитают здесь?

Отмечаются дети, которые наиболее активные.

Слайд №7 - изображение деревни сверху

Воспитатель:

Смотрите, впереди виднеется деревня, нам надо сделать остановку и отдохнуть.

Дети встают со стульев.

Слайд №8 - фото Музея под открытым небом - Хохловка

Воспитатель:

Эта деревня называется Хохловка, она очень старинная. Посмотрите, какие здесь красивые, старые дома, в них когда-то жили люди. А сейчас это музей под открытым небом, сюда тоже приезжает много людей, чтобы посмотреть на эту красоту. Люди в старину занимались различными ремеслами. Какие народные ремесла вы знаете?

Дети подходят к стенду с различными изделиями народных ремесел, выбирают изделие и рассказывают о нем(в группе работает выставка изделий народных умельцев)

Воспитатель:

А после работы люди всегда отдыхали- они пели песни, плясали и, конечно, играли.

Слайд №9 - изображение народных игр

Вот и мы с вами поиграем в народную игру "Липкие пеньки"

Игра "Липкие пеньки"

Выбираются 4-5 "пеньков", они присаживаются на корточки на площадке в разных местах, широко расставив руки в стороны. Игроки стоят на одной стороне площадки, их задача - по сигналу ведущего, перебежать на другую сторону площадки. "Пеньки" не дают это сделать, осаливая руками игроков. Передвигаться пенькам нельзя, а руками крутить в разные стороны можно. Осаленные игроки становятся "пеньками".

Воспитатель:

Дети отмечают флажком на карте Хохловку и садятся на места.

Слайд №10 - изображение поселка Нытва сверху.

Мы подлетаем с вами к поселку Нытва. Этот поселок знаменит тем, что здесь изготавливают ложки. Ложки обычные и необычные, деревянные и металлические, простые и резные.

Посмотрите сами.

Слайд №11 - фото из Музея ложки п. Нытва

Дети рассматривают коллекцию фотографий различных ложек из Музея.

Детям демонстрируются ложки, изготовленные из разных материалов(деревянные, металлические, алюминиевые и т.д.)

Воспитатель:

Время уже много и нам пора отправляться в детский сад.

Дети отмечают флажком поселок на карте.

Слайд №12 - фото реки Кама

Воспитатель:

Ребята, мы возвращаемся в детский сад и летим через большую и красивую реку, кто помнит, как называется эта река? (река Кама)

Ответы детей. Один или два ребенка рассказывают о реке.

Слайд №13- изображение вертолета

Воспитатель:

Вам понравилась экскурсия на вертолете по Пермскому краю? Что больше всего запомнилось?

Ответы детей.

Воспитатель благодарит детей за активность, проявленное дружелюбие.

Литература:

Стихотворение взято с сайта maam . ru сайт для воспитателей

Игра "Липкие пеньки" - http://klasnaocinka.com.ua/ru/article/podvizhnie-igri-dlya-detei-.html