К новой институциональной экономике относится. Институциональная теория развития

Обобщая особенности НИЭТ на концептуальном уровне, можно сформулировать несколько положений. 8

Во – первых, в отличие от неоклассики для НИЭТ, институты значимы с точки зрения поведения экономических агентов. Акцент делается на аспекты, связанные с эффективностью размещения ресурсов и экономическим развитием, анализируя процесс формирования институтов на основе модели рационального выбора - с точки зрения создания и использования возможностей взаимовыгодного обмена.

Во – вторых, в отличие от традиционного институционального подхода в рамках НИЭТ институты рассматриваются сквозь призму их влияния на решения, которые принимают экономические агенты. Институты в виде набора правил и норм не определяют всецело поведение человека, а лишь ограничивало набор альтернатив, из которых индивид может выбирать в соответствии со своей целевой функцией.

В третьих, в отличие от неоклассической экономической теории в НИЭТ организация (государство, фирмы, домашние хозяйства) определяется не как отдельный экономической агент с едиными целями, интересами, а как система, имеющая внутреннюю структуру интересов.

Инструментарий НИЭТ позволяет изучить домашнее хозяйство, фирму как упорядочивающие взаимодействия между людьми структуры, что требует специального исследования процессов обработки информации, получения и использования знания, структуры стимулов и контроля в различных формах экономической организации. По этой причине, новая институциональная теория фирмы называется контрактной, в отличие от технологической в неоклассике.

В - четвертых, институциональные альтернативы сравниваются друг с другом, а не только с идеальным положением вещей, как в неоклассике. Это сравнение проводится через анализ возможностей экономии на трансакционных и трансформационных издержках. В упрошенном виде механизм возникновения избыточных издержек представлен в следующим образом. Сначала исследователи строят идеальную экономическую систему, затем сравнивают с ней фактическое положение вещей. После этого определяют, что необходимо предпринять, чтобы достичь идеального положения. Одна из роковых абстракций – игнорирование издержек, связанных с реализацией предлагаемых изменений, хотя в экономической теории широко известен принцип второго наилучшего или оптимальности с дополнительными ограничениями.

Преимущества НИЭТ состоят в том, что виды кооперации, рассматривавшиеся ранее как альтернативные в контексте сравнительного анализа механизмов управления трансакциями, оказываются дополняющими в условиях сосуществования достаточного многообразия трансакций с точки зрения неопределенности, повторяемости сделок, специфичности используемых активов, сложности и сопряженности с другими трансакциями.

В – пятых, более широкий подход к определению ситуации выбора в рамках НИЭТ по сравнению с неоклассическим позволяет ослабить жесткие ограничения на метод сравнительной статики. Если в неоклассике сравнительная статика как метод изучения экономической системы через набор равновесных состояний предполагалось определение величины таких показателей, как цена и количество, то в НИЭТ подобных значимых параметров оказывается существенно больше (качество, система штрафных санкций, условия и последствия отклонения от графика поставок и платежей и.т.д.). Использование данного метода позволяет поставить вопрос о непредвиденных последствиях институциональных изменений.

В – шестых, НИЭТ ориентирована на ослабление жестких предпосылок неоклассической теории относительно поведения человека и в то же время на унификацию экономического подхода. Она последовательно реализует принцип методологического индивидуализма, что дает основание в первом приближении новую институциональную экономическую теорию как обобщенный неоклассический подход. В свою очередь, рациональность поведения рассматривается в качестве переменной величины, которая зависит от сложности ситуации выбора, её повторяемости, имеющейся информации, а также степень мотивации.

Заключение.

Подводя итоги, можно сказать, что институционализм представляет собой качественное новое направление экономиической мысли. Они поддерживают идею государственного регулирования экономики, отвергают способность капиталистической системы к регулированию экономики, отвергают способность капиталистической системы к саморегулированию. Данное направление акцентирует внимание не только на экономических, но и на социологических и социально-психологических факторах.

Список используемой литературы.

    Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория. Учебник / Под общ. редакцией проф. А.А. Аузана – М.: ИНФРА – М, 2005.

    Олейник А.Н.Институциональная экономика: Учебное пособие.- М.: ИНФРА – М, 2004.

    Капелюшников Р. И. Новая институциональная теория. http://www.libertarium.ru

    Капелюшников. Р.И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). М.: ИМЭМО,1990.

    Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. С.118.

    Нестеренко А. Современное состояние и основные проблемы институциональной теории.// Вопросы экономики. 1997.№3. С.42-57.

    Нуреев Р. Институционализм: прошлое, настоящие и будущее// Вопросы экономики. 1999. № 1.

    Шаститко А.Е Новая институциональная экономика. – М.: ТЕИС, 2002.

    Эггертссон Трауинн. Экономическое поведение и институты. – М.:Дело,1998.

С Л. Сазанова ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Автор осуществил сравнительный анализ теории организаций традиционного и неоинституционализма и определил эвристическую значимость, относительные преимущества и недостатки, а также границы применимости каждой из этих теорий. Ключевые слова: институциональная теория организаций, холизм, дихотомия Веблена, структурное моделирование, структурное объяснение, атомизм, рациональное поведение, теория трансакционных издержек, экономическая теория прав собственности.

Sve«ana Sazanova INSTITUTIONAL THEORY OF ORGANIZATION

Annotation. The author made a comparative analysis of the theory of organizations of traditional and neo-institutionalism, defined heuristic importance and relative advantages and disadvantages, and the limits of applicability of each of these theories as well. Keywords: institutional theory of organizations, holism, dichotomy of Veblen, pattern modeling, storytelling, atomism, rational behavior, theory of transaction costs, economic theory ofproperty rights.

Теория организаций является одной из центральных теорий институциональной экономики. Основоположниками институциональной теории организаций справедливо считают Т. Веблена и Дж. Коммонса, далее она развивалась в трудах представителей традиционного американского инсти-туционализма, французской экономики соглашений, неоинституционализма, нового институциона-лизма и эволюционной экономики. Круг отечественных и зарубежных исследователей, активно работающих в данном направлении, достаточно широк: А. Шаститко, Р. Нуреев, В. Тамбовцев, А. Олей-ник, О. Уильямсон, Р. Нельсон, С. Уинтер, Р. Коуз, Л. Тевено, О. Фаворо, Л. Болтянски и др.

Современный институционализм обладает сложной неоднородной структурой и включает различающиеся методологическим основанием научные школы, что обуславливает отсутствие еди-ной для всех институционалистов теории организаций. В настоящей статье осуществлен сравнительный анализ теории организаций традиционного институционализма и неоинституционализма с целью определения эвристической значимости, относительных преимуществ и недостатков, а также границ применимости каждой из них.

Теория организаций традиционного «старого» американского институционализма опирается в первую очередь на труды Т. Веблена и Дж. Коммонса. Теория организаций Т. Веблена построена на основе оригинальной методологии, включающей холизм как методологический принцип, концепцию врожденных инстинктов, концепцию дихотомии бизнеса и производства (дихотомия Веблена), структурное моделирование и структурное объяснение, а также эволюционный и исторический методы. Он исследовал в ретроспективе процесс становления современных ему организаций капиталистического общества. Организация для Т. Веблена - это социально-культурная общность людей, объединенных общим интересом. Общие интересы участников организации вырастают частично из врожденных инстинктов, а частично - из потребности взаимодействия людей друг с другом в процессе материального производства.

К организациям Т. Веблен относил промышленные предприятия, профессиональные союзы, коммерческие и некоммерческие сообщества, военные и государственные структуры. Промышленные предприятия опираются на инстинкт мастерства, профессиональные союзы - на инстинкты мастерства и соперничества. В основании некоммерческих сообществ находятся самые разнообразные инстинкты: родительское чувство (семья), праздное любопытство (научные союзы), инстинкт соперничества (спортивные команды). Инстинкты драчливости, соперничества и стяжательства приводят к появлению военных организаций. Инстинкт стяжательства порождает торговые и финансовые учре-

© Сазонова С.Л., 2015

ждения. Инстинкт соперничества, стяжательство и отчасти родительское чувство порождают государственные структуры. Инстинкты дополняют друг друга или находятся в противоречии. Государство как организация может отвечать либо интересам бизнеса, либо интересам производства. Государственные структуры опираются на формальные институты, которые образуются на основе институтов неформальных (традиций, обычаев, привычек).

Существование дихотомии производства и бизнеса приводит к тому, что возникают организации, реализующие интересы бизнеса и (или) интересы производства. К организациям, реализующим интересы производства, относятся промышленные предприятия, выпускающие материальные блага, полезные людям. К организациям, реализующим интересы бизнеса, относятся финансово-кредитные организации (банки, биржи и т.д.), а также организации посреднического характера и торговые организации. Изучая процесс развития организаций в ретроспективе, Веблен пришел к выводу об определяющей роли развития конфликта между бизнесом и производством в развитии и становлении новых организационных форм. Т. Веблен полагал, что в докапиталистическую эпоху конфликт между бизнесом и производством был на самой ранней стадии (конфликт между инстинктом мастерства и инстинктом стяжательства) и не оказывал существенного влияния на распределение ресурсов и доходов. На этом этапе отличительной характеристикой взаимодействия людей внутри организаций и между организациями была солидарность. С развитием машинного производства и становлением капитализма отношения солидарности вытесняются отношениями дихотомии. Институт частной собственности порождает распределение доходов по признаку наличия или отсутствия частной собственности. Развитие финансового капитала и акционерной собственности приводит к тому, что стремление создать вещь с лучшими потребительскими свойствами вытесняется стремлением к получению наживы. Как следствие, огромные общественные ресурсы отвлекаются на создание организаций спекулятивного характера, подчиняющих себе интересы непосредственных производителей. Однако Т. Веблен допускал, что глобального кризиса можно избежать. Он возлагал надежды на «революцию инженеров», с одной стороны, и на то, что история изобилует кумулятивными связями, способными изменить привычных ход событий, с другой.

Дж. Коммонс разделял точку зрения Т. Веблена о решающем влиянии дихотомии производства и бизнеса на развитие общества в целом и организаций в частности. Однако он полагал, что проблему конфликтов между людьми в организациях и между организациями можно разрешить путем переговоров. Для Коммонса организации являлись коллективными институтами. В качестве таковых он выделял корпорации, профсоюзы и политические партии. В корпорациях Дж. Коммонс различал производственные действующие предприятия и действующие фирмы. В организациях участники объединены коллективным интересом. Участники действующих предприятий заинтересованы в эффективном использовании факторов производства и создании новых материальных стоимостей. Участники действующих фирм заинтересованы только в производстве денежных стоимостей. Участники политических и профсоюзных коллективных организаций заинтересованы в выработке правовых норм, позволяющих согласовывать коллективные интересы. Политические партии и профсоюзы влияют на распределение уже созданных стоимостей. Действующие коллективные институты являются, таким образом, группами давления. Они влияют на выбор тех или иных правовых норм, регулирующих и контролирующих индивидуальные действия. Отношения внутри действующих коллективных институтов регулируются сделками, в ходе которых конфликты разрешаются и устанавливаются соглашения собственности. Дж. Коммонс не отрицал, что внутри организаций и в отношения между ними присутствует элемент принуждения к исполнению действующих правил. Он также определял государство как коллективный (политический) институт, наделенный правом санкционировать либо запрещать использование силы в отношениях между людьми. Дж. Коммонс также впервые обратил внимание на ограничительный характер действующих коллективных институтов, что впоследствии получило развитие в неоинституциональной теории.

Неоинституциональная теория организаций построена на методологическом принципе атомизма, что оказывает решающее влияние на методологический выбор исследователя и используемые теоретические инструменты. В качестве теоретических инструментов неоинституционалисты используют теорию рационального поведения, теорию трансакционных издержек, экономическую теорию прав собственности, теорию контрактов и теорию агентских отношений. Д. Норт определяет организацию как «группу людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели» . А. Олейник рассматривает организацию как «единицу координации, построенную на основе властных отношений, т.е. делегирования одним из ее участников, агентом, права контроля над своими действиями другому ее участнику, принципалу» . Иначе говоря, неоинституциональная теория рассматривает любую организацию как команду игроков (агентов) во главе с тренером (принципалом), объединенную общим интересом.

Атомизм как методологический принцип построения научного знания при последовательном применении позволяет рассматривать фирму как сеть контрактов между экономическими агентами, преследующими личные интересы. Родоначальником неоинституциональной теории фирмы является Р. Коуз, в статье «Природа фирмы» обративший внимание на то, что в капиталистической экономике «существует планирование, которое отличается от... индивидуального планирования и сродни тому, что обычно называют экономическим планированием» . О существовании экономического планирования, обеспечивающего координацию действий экономических агентов, отличную от той, которую обеспечивает механизм цен, писали как традиционные институционалисты (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, У. Митчелл), так и неоклассики (А. Маршалл, Дж. Кларк, Ф. Найт). Р. Коуз поставил вопрос следующим образом: как объяснить отсутствие рыночных трансакций (бездействие механизма цен) и роль предпринимателя внутри фирмы? Действительно в неоклассической экономической теории налицо дихотомия: теория предельной производительности и теория предельной полезности. С одной стороны, размещение ресурсов объясняется действием механизма цен, а с другой стороны, внутри фирмы предприниматель осуществляет координацию производственных усилий. Если экономические агенты принимают решения, основываясь единственно на соображениях о максимизации полезности, то как объяснить присутствие в рыночной среде организаций, поведение которых во внешней среде объясняется на основании теории предельной производительности, а внутренняя природа (координация усилий экономических агентов внутри фирмы) - на основании признания ведущей роли предпринимателя. Если механизм цен единственный эффективный механизм координации в рыночной экономике, то другой механизм координации неэффективен, а организация, на нем основанная, также неэффективна, то как объяснить существование фирмы в рыночной экономике?

Неоинституциональная теория рационального выбора постулирует, что «все экономические агенты рассматриваются как автономные, рациональные и равноправные» . Автономность предполагает, что экономические агенты принимают решения независимо от воли других, влияние которых может быть только опосредованным (опосредованным влиянием экономических агентов на принятие решений друг другом может служить законодательный акт, принятый решением большинства и обязательный к исполнению всеми гражданами). Рациональность здесь означает выбор из заранее известных альтернатив с целью достижения удовлетворительного результата. Равноправность -что экономические агенты равным образом правомочны в своих решениях. Применительно к государству как организации это означает, что экономические агенты сознательно делегируют государству право контроля над своими действиями, надеясь в обмен получить блага, производимые государством, достигая, таким образом, не максимального, а удовлетворительного результата.

Поставив вопрос о природе фирмы, Р. Коуз предложил разрешить его с помощью теории трансакционных издержек и экономической теории прав собственности. Использование их в качестве теоретического инструмента позволило создать оригинальную неоинституциональную теорию фирмы.

Теория трансакциоиных издержек предполагает существование издержек, отличных от трансформационных издержек и, последовательно проводя принцип максимизации полезности, утверждает, что экономический агент, преследуя цель максимизации полезности, стремится минимизировать и трансформационные и трансакционные издержки. Р. Коуз предположил, что существуют затраты на использование ценового механизма координации внутри фирмы . Использование ценового механизма координации внутри фирмы предполагает заключение множества краткосрочных контрактов между предпринимателем и факторами производства в зависимости от потребностей внутрифирменной кооперации. Трансакционные издержки заключения контрактов в данном случае сильно возрастают. Для минимизации трансакциоиных издержек предприниматель ограничивается одним контрактом с нанимаемым работником, который за вознаграждение соглашается выполнять оговоренный объем работ. В свою очередь, наемный работник также заинтересован в минимизации издержек заключения контракта, поиска информации о предполагаемых альтернативных вознаграждениях и т.п., сопровождающих каждый краткосрочный контракт. Государство как организация также способствует снижению трансакциоиных издержек экономических агентов, поскольку выполняет следующие функции. Специфицируя права собственности, государство оказывает влияние на эффективность распределения ресурсов. Организуя информационную инфраструктуру рынка, государство способствует формированию равновесной цены. Организуя каналы физического обмена товаров и услуг, государство способствует формированию единого национального рынка. Разрабатывая и поддерживая стандарты мер и весов, государство снижает трансакционные издержки измерения. Государство осуществляет производство общественных благ, без которых обмен был бы невозможен (национальная безопасность, образование, здравоохранение). Это требует легитимного применения принуждения для финансирования их производства и предотвращения оппортунистического поведения экономических агентов.

Кроме теории трансакциоиных издержек неоинституциональная теория фирмы в качестве теоретического инструмента использует экономическую теорию прав собственности. Работник, обладая фактором производства, нужным предпринимателю, передает права собственности на него последнему, за определенное вознаграждение. Размер вознаграждения прямо пропорционален степени специфичности ресурса, которым обладает работник. Специфический ресурс - это ресурс, «альтернативные издержки использования которого меньше дохода, который он приносит при наилучшем из возможных альтернативных способов использования» . Чем менее специфическим является ресурс, тем более экономическим агентам выгодно использовать ценовой механизм и рыночную (горизонтальную) координацию для взаимодействий, так как конкурентный механизм содержит санкции в отношении нарушителя. По мере роста специфичности ресурса растут трансакционные издержки экономического агента, связанные с защитой его права на получение дохода от ресурса и возрастают стимулы к использованию внутрифирменной (вертикальной) координации. В данных условиях принципалом становится владелец наиболее специфического ресурса, «ценность которого в наибольшей степени зависит от продолжительности существования коалиции» . Владелец наиболее специфического ресурса, становясь принципалом, получает право на остаточный доход, а фактически на все ресурсы фирмы. Государство как организация является главным коллективным агентом, специфицирующим права собственности и организующим неперсонифицированный обмен. Однако в действительности государство не всегда стремится установить эффективные (снижающие трансакционные издержки) институты. На эту проблему указывает Д. Норт: «Становление неперсонализирован-ных правил и договорных отношений означает становление государства, а вместе с ним - и неравного распределения силы принуждения. Это создает возможность для тех, кто обладает большей силой принуждения, толковать законы в собственных интересах, независимо от того, как это скажется на производительности. Иначе говоря, начинают предприниматься и соблюдаться те законы, которые

отвечают интересам власть предержащих, а не те, которые снижают совокупные трансакционные издержки» . Таким образом, с одной стороны государство предстает организацией, сокращающей трансакционные издержки, а с другой, государственная власть реализуется через государственных служащих (принципалов), желающих максимизировать личные рентные доходы.

Используя в качестве теоретического основания метод абстрактного моделирования и такие теоретические инструменты, как теория трансакционных издержек и экономическая теория прав собственности, неоинституциональный анализ рассматривает организацию как сеть контрактов между экономическими агентами. Экономические агенты, обладающие различными факторами производства и материальными благами, вступают между собой в отношения по поводу использования благ и факторов производства. Преследуя личную выгоду и стремясь предотвратить неблагоприятные последствия оппортунистического поведения контрагента, они заключают между собой контракты. Контракты позволяют экономическим агентам четко специфицировать права собственности на блага и ресурсы, минимизировать трансакционные и трансформационные издержки и максимизировать, таким образом, полезность. В неоинституциональной теории фирмы производственная функция и предпочтения экономических агентов становятся эндогенными .

Осуществив сравнительный анализ теории организаций традиционного институционализма и теории организаций неоинституционализма, можно определить эвристическую значимость и границы применимости каждой из них.

Теория организаций традиционного институционализма дает следующее объяснение природы организации. Организация является социально-культурной общностью людей (коллективным институтом), объединенных общим интересом. Общие интересы людей объясняются врожденными инстинктами, а также необходимостью выработки общей стратегии для отстаивания своих интересов. Таким образом, целью объединения людей в организацию является разрешение конфликтов. Внутри организации, как правило, возникают конфликты частного характера. Такие конфликты устраняются путем административных сделок, опирающихся на уже существующие правовые нормы. Конфликты между организациями требуют участия третьей стороны, в качестве которой выступают государственные органы (суды). Такие конфликты устраняются путем рыночных и распределительных сделок. Конфликты между организациями в основе своей содержат конфликт между производством и бизнесом по поводу распределения ресурсов и доходов общества. Преодоление таких конфликтов нередко ведет к изменению действующих формальных и неформальных институтов. С развитием общества организации развиваются в направлении согласования коллективных интересов, более рационального размещения и использования ограниченных ресурсов, более справедливого распределения доходов.

Неоинституциональная теория организаций рассматривает организацию как команду игроков, преследующих личные интересы. Игроки с целью снижения личных трансакционных издержек заключают между собой контракты, опираясь на существующие правила игры (институты). На контрактной основе создается организация, в которой каждый игрок склонен к оппортунизму. Уровень ответственности, обязанности и уровень доходов игроков прямо пропорциональны степени специфичности ресурсов, которыми они обладают. Руководителем организации обычно становится владелец ресурса с самым высоким уровнем специфичности. Он более других заинтересован в осуществлении контроля за игроками. Игроки соглашаются на легитимное применение принуждения в рамках, оговоренных заключенными контрактами. С ростом организации растет эффект масштаба (экономия трансформационных и трансакционных издержек). Однако растут и издержки предупреждения и контроля оппортунизма внутри нее. Размеры организации ограничиваются соотношением трансакционных издержек за ее пределами и трансакционных издержек внутри нее.

Теория организаций традиционного институционализма и теория организаций неоинституционализма безусловно обладают высокой эвристической значимостью, но имеют различные грани-

цы применимости. Теория институтов традиционного институционализма делает акцент на коллективной природе организаций. Организация рассматривается как целостность, сочетающая индивидуальные и коллективные интересы. Это позволяет изучать и объяснять различные интересы участников организации, даже те из них, которые не связаны с преследованием личной выгоды. Неоинституциональная теория организаций рассматривает ее как команду игроков, преследующих личные своекорыстные интересы и склонных к оппортунизму. Они заключают контракты, но только для достижения удовлетворительного уровня личной полезности, поэтому при отсутствии надлежащего контроля всегда высока вероятность оппортунизма.

Ограниченное число исходных посылок в неоинституциональной теории организаций делает возможным применение абстрактных методов, создание абстрактных моделей, обладающих достаточной предсказательной силой при прочих равных условиях. Теория институтов традиционного институционализма стремится объяснить природу организации и процесс согласования разносторонних интересов ее участников.

В обеих теориях придается значение проблеме конфликтов внутри организации и между ними. Но неоинституциональная теория сводит природу конфликтов к стремлению реализовать своекорыстные интересы, а традиционный институционализм стремится объяснить социальную, культурную и экономическую составляющие природы конфликтов.

Обе теории утверждают, что одним из результатов деятельности организаций является изменение старых и создание новых институтов. Традиционный институционализм уделяет равное значение неформальным и формальным институтам, поскольку формальные институты опираются на традиции и обычаи, т.е. неформальные институты. Неформальные институты формируют мышление людей, способы их взаимодействия, а значит, оказывают наряду с объективными факторами социально-экономической среды существенное влияние на принимаемые формальные нормы. Изменение старых и создание новых институтов происходит путем переговоров между действующими коллективными институтами. Неоинституциональная теория сосредотачивает внимание на формальных институтах, их роль сводится к роли ограничительных рамок. Объясняется такая позиция особенностями метода абстракции: принимается во внимание только то, что можно формализовать. Ограничительные рамки изменяются только тогда, когда они противоречат экономическим интересам наиболее влиятельных организаций. Неоинституциональная теория организаций обладает большей предсказательной силой, но ее объяснительная сила уступает теории организаций традиционного институционализма. В то же время теоретический инструментарий традиционной институциональной теории организаций требует обширного эмпирического основания, что объясняет ограниченные предсказательные возможности теории.

Библиографический список

1. Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственности / Р. И. Капелюшников. - М. : ИМЭМО, 1990. - 216 с.

2. Коуз, Р. Природа фирмы / Р. Коуз // Теория фирмы. - СПб. : Экономическая школа, 1995. - С. 11-32.

3. Норт, Д. Институты и экономический рост: историческое введение / Д. Норт // THESIS. - 1993. - Т.1. -Вып. 2. - С. 69-91.

4. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт; пер. с англ. А. Н. Нестеренко. - М. : Начала, 1997. - 180 с. - ISBN 5-88581-006-0.


Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Волжская государственная академия водного транспорта

Кафедра экономики и менеджмента

Контрольная работа по дисциплине «Институциональная экономика»

на тему «Институциональная теория развития»

Н. Новгород

Введение

1. Основные черты «старого» институционализма

2. Неоинституционализм

3. Теория прав собственности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Институционализм долго оставался в основном американским явлением. После второй мировой войны чистый институционализм пошел на спад. Изменилось его место в экономической науке. Из отдельного течения, каким он хотел быть, институционализм превратился в элемент экономической теории, с одной стороны, или в метод общего анализа процессов и сдвигов в реальной экономической системе, с другой. Принято разделять 3 этапа развития институциональной теории: Первый этап - 20-30-е годы XX века, второй этап - 50-70-е годы XX века и третий этап - с 70-х ХХ века.

1. Основные черты «старого» институционализма

Первый этап: Одним из популярных в 19 веке направлений экономической мысли являлся институционализм. «Институциональная американская теория» в узком смысле обозначает течение американской экономической мысли, доминировавшее в США, по крайней мере, до начала 40-х годов прошлого века. Связано оно с именами Веблена, Митчелла и Коммонса.

Торстен Веблен: Попробуем из XXI века вернуться в самый конец XIX. В 1899 году в США вышла книга под названием «Теория праздного класса». Ее написал сын иммигрантов-крестьян из Норвегии Торстен (Торстейн) Веблен (1857-1929), доктор философии из Йельского университета. Впоследствии он выпустил еще несколько книг, развивая свою концепцию.

Веблен разнес в пух и прах основы обычной экономической науки за то, что она не описывает человека как личность, находящуюся в определенной общественной среде. Тем более она не учитывает историческое развитие самой этой общественной среды. Ему довелось стать основателем одного из течений в современной экономической науке - институционализма.

Основой развития общества Т. Веблен считал психологию коллектива. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей. Привычки являются одним из институтов, задающих рамки поведения индивидов на рынке, в политической сфере, в семье. Он ввел понятие престижного потребления, получившее название «эффект Веблена». Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых.

Уэсли Митчелл: Это мыслитель иного типа. Он не был расположен к методологическим атакам на предпосылки ортодоксальной экономической теории и избегал междисциплинарного подхода. Его «институционализм» состоял в сборе статистических данных, которые впоследствии должны были дать почву для объясняющих гипотез.

У. Митчелл полагал, что рыночная экономика нестабильна. При этом, проявлением такой нестабильности являются деловые циклы, а их наличие порождает необходимость государственного вмешательства в экономику. Исследовал разрыв между динамикой промышленного производства и динамикой цен. У. Митчелл отрицал взгляд на человека, как на «рационального оптимизатора». Анализировал нерациональность трат денег в семейных бюджетах. В 1923 году он предложил систему государственного страхования от безработицы.

Джон Коммонс единственный из всех институционалистов написал книгу под названием “Институциональная экономическая теория” Рассматриваемое течение и получило свое имя от названия этой книги, вышедшей в 1924 году в Нью-Йорке, однако основателем институциально-социологического направления все же следует считать Веблена.

Дж. Коммонс уделял большое внимание изучению роли корпораций и профсоюзов и их влиянию на поведение людей. «Положительная репутация предприятия или профессии - это наиболее совершенная форма конкуренции, известная закону». Стоимость Коммонс определял как результат правового соглашения «коллективных институтов». Занимался поиском инструментов компромисса между организованным трудом и крупным капиталом. Джон Коммонс заложил основы пенсионного обеспечения, которые были изложены в «Акте о социальной защищенности», принятом в 1935 году.

На первый взгляд эти трое представителей институционализма имеют мало общего. Веблен применил свой неподражаемый социологический анализ к исследованию жизненной философии бизнесмена; Митчелл посвятил почти всю свою жизнь сбору статистического материала, а Коммонс проанализировал правовые основы функционирования экономической системы. Неудивительно, что некоторые исследователи отрицали существование “институциальной экономической теории” как самостоятельного течения. Были ли у них общие принципы?

Пытаясь определить суть “институционализма”, можно обнаружить у этих авторов три относящиеся к области методологии черты:

1. неудовлетворенность высоким уровнем абстракции, присущим неоклассике, и в особенности статическим характером ортодоксальной теории цены;

2. стремление к интеграции экономической теории с другими общественными науками, или “вера в преимущества междисциплинарного подхода”;

3. недовольство недостаточной эмпиричностью классической и неоклассической теорий, призыв к детальным количественным исследованиям.

И, тем не менее, единственной самой важной характеристикой институционализма является идея: индивид социально и институционально зависим. Доказательством здесь служит и то обстоятельство, что все институционалисты, включая Веблена и Гэлбрейта, рассматривали человека как индивида, формирующегося под воздействием культурных и институциональных условий.

Представители этого течения исходят из того, чтобы объективно оценивать реальность, а она далека от совершенства: люди, как правило, нерациональны; экономика сама по себе также далека от совершенства. Объектом анализа, в противовес теории неоклассиков, должен быть не “экономический человек” (особенно первое направление моделирования человека и полная рациональность экономического поведения), а всесторонне развитая личность в реальных социально-политических условиях с учетом всех социально-психологических факторов. А следовательно при исследованиях необходим междисциплинарный подход. И именно игнорирование роли социальных, политических, социально-психологических факторов в функционировании экономического механизма оценивается институционалистами как глубокий недостаток неоклассических концепций. К этому следует добавить и требование усилить “контроль общества над бизнесом” (так называлась опубликованная в 1926 г. книга Дж. М. Кларка - последователя теории институционализма), иначе говоря, благожелательное отношение к государственному вмешательству в экономику

Конечно, сфера интересов экономистов рассматриваемого направления не ограничивается критикой неоклассических теорий рынка. Институционалисты дают свои оценки практически всем экономическим явлениям. Характерен предмет их исследования - экономические институты (от лат. institutum -установление, учреждение), их происхождение, эволюция, роль в определении экономического поведения индивидов и социальных групп, а также политики государства. Термин “институт”, давший название всему направлению, трактуется неидентично и в целом очень широко - это и организации (корпорация, профсоюз), и распространенные обычаи, признанные нормы поведения социальных групп, утвердившиеся стереотипы мышления и массового общественного сознания.

Институционалисты видят свою задачу в изучении взаимодействия экономических и неэкономических факторов в социально-экономическом развитии.

Второй этап: Ярким представителем данного этапа является Джон Кеннет Гэлбрейт (1908-2006). Основной труд: «Новое индустриальное общество», 1967.

С точки зрения виднейшего представителя институционализма американского экономиста Дж. К. Гэлбрейта, место саморегулирующегося рынка заняла новая экономическая организация, представленная монополизированными отраслями, пользующимися поддержкой государства и управляемая не капиталом, а так называемой техноструктурой (общественная прослойка, включающая в себя ученых, конструкторов, управленцев, финансистов) -- организованным определенным образом знанием. Гэлбрейт последовательно пытался доказать, что новая экономическая система представляла, по сути, плановую экономику. Именно поэтому идеи Гэлбрейта были столь популярны в Советском Союзе. Главный тезис Гэлбрейта - на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знания каждого носят специализированный и частичный характер. Власть перешла от отдельных личностей к организациям, обладающими групповой индивидуальностью.

2. Неоинституционализм

институциональная теория общество индивидуализм

Третий этап: Уже с 70-х годов ХХ в. внутри неоклассического течения формируются новые научные направления, представители которых (Рональд Коуз, Оливер Уильямсон, Джеймс Бьюкенен и др.) работают в пограничных областях, на стыке экономической теории и других общественных наук (социологии, политологии, криминологии и др.). Эти научные направления называют Неоинституционализм и Новая институциональная экономика, встречается также название Новая политическая экономия. Несмотря на кажущуюся идентичность в названиях, речь идет о принципиально различных подходах к анализу институтов. Для последующего детального анализа нам необходимо знать структуру научной теории. Любая теория включает два компонента: жесткое ядро и защитную оболочку. Утверждения, составляющие жесткое ядро теории, должны оставаться неизменными в ходе любых модификаций и уточнений, сопровождающих развитие теории. Они образуют те принципы, от которых любой последовательно применяющий теорию исследователь не вправе отказаться, 21какой бы острой не была критика оппонентов. Теории же защитной оболочки подвергаются постоянным корректировкам по мере развития теории.

Начало неоинстуциональному направлению положила в 1937 г. статья Рональда Коуза «Природа фирмы», но вплоть до 1970-х годов неоинституционализм оставался на периферии экономической науки. Изначально он развивался только в США, но в 1980-е в этот процесс включились западноевропейские, а в 1990-е и восточноевропейские экономисты.

1. теорию общественного выбора;

2. теорию прав собственности;

3. теорию права и преступности;

4. политическую экономию регулирования;

5. новую институциональную экономику;

6. новую экономическую историю.

В этом перечне можно выделить четыре области неоинституционального анализа, пограничные между “экономиксом” и другими общественными науками:

а) экономико-политологические исследования (теория общественного выбора, политическая экономия регулирования);

б) экономико-правовые иследования (теория прав собственности, права и преступности);

в) экономико-социологические исследования (новая институциональная экономика)

г) экономико-исторические исследования (новая экономическая история).

“Новый” институционализм во многих отношениях отличается от “старого”, как зеркальное отражение от оригинала. “Старые” институционалисты стремились изучать экономику методами других общественных наук (прежде всего социологии); по мнению же неоинституционалистов, именно чисто экономический подход способен объяснить проблемы других наук об обществе. За подобный экономический детерминизм неоинституционалистов полушутя обвиняют в “экономическом империализме”.

Главным методологическим приемом неоинституционалистов выступает обычный для неоклассиков рациональный индивидуализм: единственным субъектом всех сфер человеческой жизни признается самостоятельный индивид, который принимает решения, сравнивая возможные выгоды и издержки, стремясь максимизировать свое благосостояние. В результате такого подхода институты (фирма, семья, правительство, правовые нормы и др.) предстают как результат взаимодействия самостоятельных индивидов, стремящихся наиболее эффективным образом организовать обмен деятельностью с другими людьми.

Если “старые” институционалисты остались аутсайдерами мирового сообщества ученых-экономистов, то “новые” институционалисты смогли стать его фаворитами. В списке нобелевских лауреатов по экономике восемь относятся в той или иной степени именно к неоинституциональному направлению.

3. Теория прав собственности

Под системой прав собственности в неоинституциональной теории понимается все множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам. Такие нормы могут устанавливаться и защищаться не только государством, но и другими социальными механизмами - обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. Согласно имеющимся определениям, права собственности охватывают как физические объекты, так и объекты бестелесные (скажем, результаты интеллектуальной деятельности). С точки зрения общества права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельными агентами.

С точки зрения индивидуальных агентов они предстают как «пучки правомочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному человеку, другая - другому и т.д.

В 1961 году британский юрист Артур Оноре предложил пучок неразложимых и непересекающихся прав собственности. Институционалисты рассматривают любой обмен благами как обмен правами собственности на них.

Права собственности по А. Оноре

Права собственности

Объяснение

Право владения

Право использования

Право исключительного физического контроля над благами

Право применения полезных свойств блага для себя

Право управления

Право принимать решения, кто и на каких условиях будет получать доступ к использованию блага

Право на доход

Право обладать результатами от использования блага

Право суверена

Право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага

Право на безопасность

Право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды

Право наследования

Право на передачу блага по наследству или по завещанию

Право на бессрочность

Право неограниченного во времени обладания благом

Запрет вредного использования

Право на ответственность в виде взыскания

Обязанность использования блага способом, не наносящим

вред имущественным и личным правам других лиц

Возможность взыскания блага в уплату долга

Право на остаточный характер

Право «естественного возврата» переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи, право на применение институтов и механизмов защиты нарушенных прав

Представителями теории прав собственности являются Рональд Гарри Коуз (основные труды: статья «Природа фирмы», 1937; «Фирма, рынок и право», 1993), Гарольд Демсец (основные труды: «Парадигма прав собственности», 1967; «Экономическая теория фирмы: семь критических комментариев», 1995), Армен Альберт Алчиан (основные труды: «Неопределенность, эволюция и экономическая теория», 1950), Ричард Познер (основные труды: «Экономический анализ законов», 2002).

Р. Коуз: «Если права на совершение определенных действий могут быть куплены или проданы, их, в конце концов, приобретают те, кто выше ценит даруемые им возможности производства или распределения. В этом процессе права будут приобретены, подразделены и скомбинированы таким образом, чтобы допускаемая ими деятельность приносила доход, имеющий наивысшую рыночную ценность». Иными словами, речь идет о так называемом Парето-эффективном распределении ресурсов и благ.

Р. Познер: «Закон не должен быть абстрактным сводом правил, применяемых независимо от того, погибнет мир или нет, а должен помогать наведению разумного порядка в мире».

А. Алчиан и Г. Демсец: «Города можно рассматривать как рынки, находящиеся в общественной собственности или никому не принадлежащие, фирму можно рассматривать как рынок, находящийся в частной собственности. Следовательно, фирму и обычный рынок можно рассматривать как конкуренцию между рынком в частной собственности и общественными рынками. А рынок при этом страдает от дефектов общественных прав собственности в организации и использовании ценных ресурсов».

Заключение

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ. Западная экономическая наука должна существенно приблизиться к познанию законов общественного развития, места человеческой личности в цивилизации XXI века, определить, наконец, пути обеспечения устойчивого эффективного экономического роста и социальной справедливости.

Как видно из всего вышесказанного, экономическая наука сегодня - это пышный букет различных направлений. С известной долей условности их можно объединить в две группы. Одна проявляет заметный крен в сторону экономической деятельности государства. Другая делает акцентт на индивидуальную экономическую свободу.

Список использованной литературы

1. Виноградова А.В. Институциональная экономика. Курс лекций ННГУ, 2012.

2. Скоробогатов А.С. Институциональная экономика. Курс лекций. СПб.: ГУ-ВШЭ, 2006.

3. Петросян И.Б. Краткая история экономической мысли. Курс лекций РАУ, 2011.


Подобные документы

    Основные аспекты экономических воззрений Т. Веблена. Концепция развития рыночного хозяйства. Вклад в экономическую теорию Дж.М. Кларка. Развитие новой институциональной экономической теории, ее методологические особенности, структура, основные трудности.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2014

    Классификация институциональных концепций. Анализ направлений институционального анализа. Развитие и направления традиционной институциональной школы, связанное главным образом с деятельностью ученых "кембриджской школы" во главе с Джеффри Ходжсоном.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2015

    Недостатки неоклассической трактовки фирмы. Теория трансакционных издержек и институциональная концепция. Система корпоративного управления, внутрифирменные кризисы. Институциональная среда и аналитические возможности учетной информации бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2015

    Технократическая теория и учение об "абсентеистской собственности". Дж. Коммонс и его институционализм. Институциональная теория хозяйственных циклов и денежного обращения У. Митчелла. Научно-технический прогресс, неравномерность экономического развития.

    реферат , добавлен 25.12.2012

    Собственность как экономические отношения. Спецификация прав собственника и форма собственности. Основы развития собственности в мире и России. Экономический анализ российского института собственности. Современная эволюционно-институциональная теория.

    курсовая работа , добавлен 20.07.2012

    Институциональная экономика, её функции и методы исследования. Роль институтов в функционировании экономики. Основные теории институциональной экономики. Система экономических взглядов Джона Коммонса. Направления развития этого направления в России.

    реферат , добавлен 29.05.2015

    Зарождение новой институциональной экономической теории. Современная неоклассика. Традиционный институционализм и его представители. Основные направления этапы развития новой институциональной экономической теории. Модель рационального выбора.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2005

    Понятия целерациональности, утилитарности, эмпатии, доверия и интерпретативной рациональности в институционализме. Фокальные точки и соглашения. Проблема эволюционного развития институциональных изменений. Экспансия как форма соотношения соглашений.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2013

    Институты как основа экономического поведения. Поведение индивидуума как потребителя и участника производства. Основные типы ситуаций, приводящих к появлению институтов. Типология институтов, их функции и роль. Институциональная структура общества.

    реферат , добавлен 21.11.2015

    Неоклассическая и институциональная экономическая теория, их сравнительная характеристика и отличительные особенности, свойства и функции. Неоклассика и институционализм как теоретические основы рыночных реформ, направления их развития в России.

Характеристика новой институциональной экономической теории. 60–70-е годы XX в. отмечены оживлением институционализма (преимущественно в США), выразившимся как в росте числа сторонников направления, так и в содержательном изменении институциональных воззрений. Как было отмечено ранее, старый институционализм не смог дать общезначимой программы исследований и это подтолкнуло к развитию в микроэкономической части экономической теории направления, которое ориентировано не на кардинальный пересмотр, а на мо­дификацию исследовательской программы. Появление данной теории связано с именем лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза (р. 1910). Ключевые идеи нового направления изложены в статьях Р. Коуза «Природа фирмы» (1937) и «Проблема социаль­ных издержек» (1960). Работы Р. Коуза существенно скорректировали представления о предмете экономической тео­рии и включили анализ институтов в исследование проблемы экономическо­го выбора. Данный подход получил развитие в работах другого нобелевского лауреата – Д. Норта. Его подход ориентирован на объяснение структуры и изменения экономик в исторической перспективе на основе исследования взаимосвязей инс­титутов, организаций, технологии, влияющих на уровень трансакционных издержек и зависящих от последних.

В отличие от традиционного институционализма это направление получает название сначала неоинституционализма, а затем – новой институциональной экономической теории (НИЭТ). Новый институционализм предстает как учение, ориентирован­ное на человека, его свободу, открываю­щую путь к экономически эффективному, устойчи­во развивающемуся на основе внутренних стимулов обществу. В данном учении обосновывается идея ослабления воздействия государ­ства на рыночную экономику с помощью самого же государ­ства, достаточно сильного, чтобы установить в обществе правила игры и контролировать их соблюдение.

Если в качестве точки отсчета взять ортодоксальную неоклассическую теорию, то новая институциональная экономическая теория – модификация неоклассической исследовательской программы, а традиционный институционализм – новая исследовательская программа (по крайней мере в проекте) с точки зрения набора таких принципов, как методологический индивидуализм, рациональность, эко­номическое равновесие.

Новый институционализм принимает модель рационального выбора как базовую, однако освобождает ее от ряда вспомогательных предпосылок и обогащает новым содержанием 17 .

1. Последовательно используется принцип методологического индивидуализма . Согласно этому принципу реально действующими «акте­рами» социального процесса признаются не группы или организации, а индивиды. Государство, обще­ство, фирма, а также семья или профсоюз не могут рассматриваться как коллективные образования, поведение которых подоб­но индивидуальному, хотя и объясняются на основе индивидуального поведения. Утилитаристский подход, предполагающий межличностные сравнения полезностей и соответственно по­строение функции общественного благосостояния, также непри­меним. В результате институты вторичны по отношению к индивидам. В центре внимания новой институциональной теории оказываются отношения, складывающиеся внутри экономических организаций, тогда как в неоклассической теории фирма и другие организа­ции рассматривались просто как «черный ящик», внутрь которого иссле­дователи не заглядывали. В этом смысле подход новой институциональной экономической теории может быть охарактеризован как наноэкономический, или микроэкономи­ческий.

2. Неоклассическая теория знала два вида ограничений: физические, порождаемые редкостью ресурсов, и технологические, отражаю­щие уровень знаний и практического мастерства экономических агентов (т.е. ту степень искусности, с какой они превращают исходные ресурсы в готовую продукцию). При этом она отвлекалась от институциональной среды и издержек по заключению сделок, считая, что все ресурсы распре­делены и находятся в частной собственности, что права собственников четко определены и надежно защищены, что имеется совершенная инфор­мация и абсолютная подвижность ресурсов, и т.д. Новые институционалисты вводят еще один класс ограничений, обус­ловленных институциональной структурой общества , также сужающих экономический выбор. Они подчеркивают, что экономические агенты действу­ют в мире положительных трансакционных издержек, плохо или недостаточно определенных прав собственности, в мире институциональных реальностей, полном риска и неопределенности.

3. В соответствии с неоклассическим подходом рациональность экономических агентов является полной, независимой и объективной (гиперрациональность), что равнозначно рассмотрению экономического аген­та как упорядоченного набора стабильных предпочтений. Смысл экономического действия в модели со­стоит в согласовании предпочтений с ограничениями в виде на­бора цен на товары и услуги. Новая институциональная теория отличается большей реалистичностью, что находит выражение в двух важнейших поведенческих предпо­сылках – ограниченной рациональности и оппортунистического поведения . Первая отражает факт ограниченности человеческого интеллекта. Зна­ния и информация, которыми располагает человек, всегда неполны, он не может полностью переработать информацию и интерпретировать ее применительно ко всем ситуациям выбора. Другими словами, ин­формация – ресурс дорогостоящий. В результате задача на максимум превращается, по мнению Г. Саймона, в задачу на поиск удовлетворительного варианта решения в соответствии с определенным уровнем требований, когда объектом выбора является не конкретный набор благ, а процедура его определения. Раци­ональность агентов будет выражаться в стремлении экономить не толь­ко на материальных затратах, но и на своих интеллектуальных усилиях. О. Уильямсон ввел понятие «оппортунистическое поведение», которое определяется как «преследование собственного интереса с использованием коварства» 18 или следование собственным интересам, которое не связано с соображениями морали. Речь идет о любых формах нарушения взятых на себя обязательств. Индивиды, максимизирующие полезность, будут вести себя оппортунистически (ска­жем, предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества), когда другая сторона не способна это обнаружить. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе.

4. В неоклассической теории при оценке реально действующих экономических механизмов за точку отсчета принималась модель совершенной конкуренции. Отклонения от опти­мальных свойств этой модели расценивались как «провалы рынка», а на­дежды на их устранение возлагались на государство. Неявно предполага­лось, что государство обладает всей полнотой информации и, в отличие от индивидуальных агентов, действует без издержек. Новая институциональная теория отвергла такой подход. Привычку сравнивать реальные, но несовершенные институты с совершенным, но недостижимым идеальным образом Х. Демсец назвал «экономикой нир­ваны». Нормативный анализ должен вестись в сравнительно-институциональной перспективе , т.е. оценки действу­ющих институтов должны исходить из сопоставлений не с идеальными моделями, а с альтернативами, осуществимыми на практике. Например, речь идет о сравнитель­ной эффективности различных форм собственности, возможных вариантах интернализации внешних эффектов (в связи с необхо­димостью государственного вмешательства) и др.

Классификация и основные направления нового институционализма . Из-за огромной сложности предлагается несколько подходов к классификации современных направлений институциональной теории.

О. Уильямсон предложил следующую классификацию нового институционализма 19 (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Основные подходы к анализу экономических организаций

(«дерево институционализма»)

Неоклассической доктрине, по мнению Уильямсона, присуща преимущественно технологическая ориентация. Предполагается, что обмен совершается мгновенно и без издержек, что заключенные контракты строго выполняются и что границы экономических организаций (фирм) предопределяются характером используемой технологии. В отличие от этого новая институциональная теория исходит из контрактной перспективы – на первый план выдвигаются из­держки, сопровождающие взаимодействие экономических агентов. В одних концепциях, относящихся к этому направлению, предметом изучения является институциональная среда, т.е. фундаментальные политические, социальные и юридические правила, в рамках которых протекают процессы производства и обмена (например, конституционное право, имущественное право, контрактное право и др.). Правила, регули­рующие отношения в общественной сфере, изучает теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, М. Олсон и др.); правила, регулирую­щие отношения в частной сфере, – теория прав собственности (Р. Коуз, А. Алчиан, Х. Демсец, Р. Познер и др.). Названные концепции отличаются не только по предмету исследования, но и по теоретическим установкам. Если в первой акцент делается на потерях, которые порождаются деятель­ностью политических институтов, то во второй – на выигрыше в благосо­стоянии, который обеспечивают институты права (прежде всего – судебная система).

Другие концепции изучают организационные структуры, которые (с учетом действующих правил) создаются экономическими аген­тами на контрактной основе. Взаимодействие принципала и агента рассматривает теория агентских отношений. Одна ее версия, из­вестная как теория механизмов стимулирования, иссле­дует, какие организационные схемы могут обеспечивать оптимальное распределение риска между принципалом и агентом. Другая, так называ­емая «позитивная», теория агентских отношений обращается к проблеме «отделения собственности и контроля», сформулированной А. Берли и Г. Минзом еще в 1930-е годы. Среди ведущих представителей этой концепции – У. Меклинг, М. Джен­сен, Ю. Фама. Центральным для нее является вопрос: какие контракты необходимы, чтобы поведение агентов (наемных менед­жеров) в наименьшей степени отклонялось от интересов принципалов (соб­ственников)? Действуя рационально, принципалы при заключении контрак­тов будут заранее (ex ante) учитывать опасность уклоняющегося поведения, оговаривая меры защиты.

Трансакционный подход к изучению экономических организаций опирается на идеи Р. Коуза. С точки зрения этого подхода организации слу­жат цели сокращения трансакционных издержек. В отличие от теории агентских отношений акцент делается не на стадии заключения, а на ста­дии исполнения контрактов (ex post). В одном из ответвлений трансакционного подхода главной объясняющей категорией выступают издержки из­мерения количества и качества товаров и услуг, предоставляемых в сделке. Здесь необходимо особо выделить труды С. Чена, Й. Барцеля и Д. Норта. Лидером другой школы является О. Уильямсон. Центральным для нее стало понятие «структура управления». Речь идет о специальных механизмах, которые создаются для оценки поведе­ния участников сделки, разрешения возникающих споров, адаптации к не­ожиданным изменениям, применения санкций к нарушителям. Другими словами, возникает потребность в структурах управления, которые регулировали бы отношения между участниками сделки на стадии ее исполнения (ex post).

Опираясь на схему О. Уильямсона, Р.М. Нуреев предложил развернутую классификацию современных институциональных концепций 20 (рис. 1.2), в которой выделяются неоинституциональная экономика и новая институциональная экономика.

Рис. 1.2. Классификация институциональных концепций

В ней под неоинституционализмом понимается НИЭТ, а новая институциональная экономика представлена французской экономикой соглашений и «прочими теориями» по терминологии О. Уильямсона. Необходимо отметить, что в предложенной схеме не отражено институционально-эволюционное направление современной теории, или эволюционная экономическая теория.

Развивающиеся направления в рамках новой институциональной экономической теории (новая политическая экономия, экономическая теория прав собственности, новая теория организации отраслевых рынков, новая экономическая история, экономическая теория трансакционных из­держек, конституционная экономическая теория, экономическая теория контрактов, право и экономическая теория и т.д.) различаются по степени моди­фикации жесткого неоклассического ядра. Имеющиеся различия не позволяют использовать приведенные выше названия как совершенные заменители.

Вместе с тем практически все исследователи в рамках НИЭТ используют не­сколько основополагающих принципов исследования: (1) методо­логический индивидуализм; (2) максимизация полезности; (3) ог­раниченная рациональность экономических агентов; (4) их оп­портунистическое поведение 21 . Поэтому можно говорить лишь о модификации неоклассиче­ской исследовательской программы.

Ис­ландский экономист Т. Эггертссон предлагает проводить различие между неоинституциональной и новой институциональной экономической теорией, которое оп­ределяется глубиной модификации неоклассического подхода 22 . Сам термин «новая институциональная экономическая теория» был введен О.Уильямсоном в работе «Рынки и иерархии» (1975). Однако по содержанию новая институциональная экономическая теория оказалась существенно шире, чем предложенный им подход, поскольку эта теория включает в себя концепции, как принципиально не приемлющие элементы жесткого ядра, так и обновленные неоклассические модели, допускающие избирательность использования принципа ограниченной рациональности.

Новая институциональная экономическая теория является продолжением неоклассики, традиционной микроэкономической теории и не затрагивает ее жесткого ядра в той мере, в какой можно было бы говорить о появлении принципиально новой программы исследований, посколь­ку в различных формах используется предпосылка о максимиза­ции полезности, трансформировавшаяся в идею минимизации трансакционных издержек или суммы трансакционных и транс­формационных издержек, принцип методологического индиви­дуализма, экономического равновесия. В то же время, по мнению Т. Эггертссона, новая институциональная экономическая теория построена на существенном изменении элементов жесткого ядра. Так, О. Уильямсон оказался представителем новой институциональной экономической теории, что обусловлено прежде всего его интерпретацией рациональности, на основе которой гипотеза о максимизации экономиче­ским агентом ожидаемой полезности не может быть принята.

А. Е. Шаститко подробно характеризует особенности НИЭТ на базе сравнения с неоклассической теорией и старым институционализмом в работе «Новая институциональная экономическая теория: особенности предмета и метода» (2003), а также делает следующие выводы относительно НИЭТ 23 . Основополагающий тезис НИЭТ: (1) институты имеют значение и (2) институты поддаются исследованию. Предметно-методологические особенности новой институ­циональной экономической теории выражаются в том, что институты имеют значение как для эффективности размещения ресурсов, экономического развития, так и для распределения ограниченных ресурсов (богатства) между принимающими решения экономическими агентами. Иными сло­вами, реалистичный анализ взаимодействия между преследующи­ми собственные интересы людьми в рамках и по поводу институтов связан с решением как распределительных конфликтов, так и проблемы координации (планов, ожиданий, действий) при условии, что действующие лица ограниченно рациональны и по крайней мере часть из них ведет себя оп­портунистически по обстоятельствам. Таким образом, современное состояние НИЭТ позволяет говорить о новом институционализме как о самостоятельной, становящейся исследовательской программе.

Анализ проблем в ключе новой институциональной экономической теории ши­роко представлен в журналах «Journal of Institutional and Theoretical Economics», «Journal of Law and Economics», «Journal of Corporate Finance», «Economic Inquiry» и многих других, а также в материалах шести ежегодных конференций Международного общества специалистов в области новой институциональной экономической теории (www.isnie.org).

Трудности НИЭТ . Приведем некоторые выражения несогласия, с которыми сталкивается новая институциональная экономическая теория 24 . Критики отмечают, что упор на трансакционные издержки (понятие которых остается расплывчатым) нередко оборачивается игнорированием производственных издержек, что недопустимо в экономическом анализе. По мнению эволюционных экономистов, поскольку представители НИЭТ выводят организации, право и другие социоэкономические феномены из процессов непосредственного взаимодействия индивидов, то они пропускают промежуточный уровень – привычки и стереотипы, которые занимают центральное место в старом институционализме. Дж. Ходжсон полагает, что все варианты нового институционализма, несмотря на различия в подходах, объединены общей идеей определения индивидуальных предпочтений как экзогенных и игнорированием процессов, управляющих их формированием. Традиционно отношения собственности связывались с понятием власти. В исследованиях новых институционалистов этот аспект остается в тени. Отсюда тенденция представлять иерархию как особый вид контракта, вертикальные социальные связи – как горизонтальные, отношения господства и подчинения – как отношения равноправного партнерства. По мнению леворадикальных кри­тиков НИЭТ, это одна из наиболее уязвимых ее позиций.

Однако конечная оценка новой институциональной экономической теории определяется ее сильными сторонами и реальными результатами, полученными на современном этапе развития теории.

60-70-е годы XX в. отмечены оживлением институционализма (преимущественно в США), выразившимся как в росте числа сторонников направления, так и в содержательном изменении институциональных воззрений. Как было отмечено ранее, старый институционализм не смог дать общезначимой программы исследований и это подтолкнуло к развитию в микроэкономической части экономической теории направления, которое ориентировано не на кардинальный пересмотр, а на модификацию исследовательской программы. Появление данной теории связано с именем лауреата Нобелевской премии в области экономики Р. Коуза (р. 1910). Ключевые идеи нового направления изложены в статьях Р. Коуза «Природа фирмы» (1937) и «Проблема социальных издержек» (1960). Работы Р. Коуза существенно скорректировали представления о предмете экономической теории и включили анализ институтов в исследование проблемы экономического выбора. Данный подход получил развитие в работах другого нобелевского лауреата - Д. Норта. Его подход ориентирован на объяснение структуры и изменения экономик в исторической перспективе на основе исследования взаимосвязей институтов, организаций, технологии, влияющих на уровень трансакционных издержек и зависящих от последних.

В отличие от традиционного институционализма это направление получает название сначала неоинституционализма, а затем - новой институциональной экономической теории (НИЭТ). Новый институционализм предстает как учение, ориентированное на человека, его свободу, открывающую путь к экономически эффективному, устойчиво развивающемуся на основе внутренних стимулов обществу. В данном учении обосновывается идея ослабления воздействия государства на рыночную экономику с помощью самого же государства, достаточно сильного, чтобы установить в обществе правила игры и контролировать их соблюдение.

Если в качестве точки отсчета взять ортодоксальную неоклассическую теорию, то новая институциональная экономическая теория - модификация неоклассической исследовательской программы, а традиционный институционализм - новая исследовательская программа (по крайней мере в проекте) с точки зрения набора таких принципов, как методологический индивидуализм, рациональность, экономическое равновесие.

Новый институционализм исходит из двух общих установок. Во-первых, что социальные институты имеют значение и, во-вторых, что они поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории. Наиболее прочно неоинституционализм связан с неоклассической теорией, от которой он ведет свое происхождение. На рубеже 1950--60-х годов экономисты-неоклассики осознали, что понятия и методы микроэкономики имеют более широкую сферу применения, чем предполагалось ранее. Они начали использовать этот аппарат для изучения таких внерыночных явлений, как расовая дискриминация, образование, охрана здоровья, брак, преступность, парламентские выборы, лоббизм и др. Это проникновение в смежные социальные дисциплины получило название «экономического империализма» (ведущий теоретик -- Г. Беккер). Привычные понятия - максимизация, равновесие, эффективность -- стали прилагаться к несравненно более широкому кругу явлений, которые прежде входили в компетенцию других наук об обществе.

Новый институционализм - одно из наиболее ярких проявлений этой общей тенденции. Его «вторжение» в сферу правоведения, истории и организационной теории означало перенос техники микроэкономического анализа на разнообразные социальные институты. Однако вне привычных рамок стандартные неоклассические схемы сами начали испытывать изменения и приобретать новый облик. Так происходило зарождение неоинституционального направления.

Как мы знаем, ядро неоклассической теории составляет модель рационального выбора в условиях заданного набора ограничений. Неоинституционализм принимает эту модель как базовую, однако освобождает ее от целого ряда вспомогательных предпосылок, которыми она обычно сопровождалась, и обогащает ее новым содержанием.

  • 1. Последовательно используется принцип методологического индивидуализма. Согласно этому принципу реально действующими «актерами» социального процесса признаются не группы или организации, а индивиды. Государство, общество, фирма, а также семья или профсоюз не могут рассматриваться как коллективные образования, поведение которых подобно индивидуальному, хотя и объясняются на основе индивидуального поведения. Утилитаристский подход, предполагающий межличностные сравнения полезностей и соответственно построение функции общественного благосостояния, также неприменим. В результате институты вторичны по отношению к индивидам. В центре внимания новой институциональной теории оказываются отношения, складывающиеся внутри экономических организаций, тогда как в неоклассической теории фирма и другие организации рассматривались просто как «черный ящик», внутрь которого исследователи не заглядывали. В этом смысле подход новой институциональной экономической теории может быть охарактеризован как наноэкономический, или микроэкономический.
  • 2. Неоклассическая теория знала два вида ограничений: физические, порождаемые редкостью ресурсов, и технологические, отражающие уровень знаний и практического мастерства экономических агентов (т.е. ту степень искусности, с какой они превращают исходные ресурсы в готовую продукцию). При этом она отвлекалась от институциональной среды и издержек по заключению сделок, считая, что все ресурсы распределены и находятся в частной собственности, что права собственников четко определены и надежно защищены, что имеется совершенная информация и абсолютная подвижность ресурсов, и т.д. Новые институционалисты вводят еще один класс ограничений, обусловленных институциональной структурой общества, также сужающих экономический выбор. Они подчеркивают, что экономические агенты действуют в мире положительных трансакционных издержек, плохо или недостаточно определенных прав собственности, в мире институциональных реальностей, полном риска и неопределенности.
  • 3. В соответствии с неоклассическим подходом рациональность экономических агентов является полной, независимой и объективной (гиперрациональность), что равнозначно рассмотрению экономического агента как упорядоченного набора стабильных предпочтений. Смысл экономического действия в модели состоит в согласовании предпочтений с ограничениями в виде набора цен на товары и услуги. Новая институциональная теория отличается большей реалистичностью, что находит выражение в двух важнейших поведенческих предпосылках - ограниченной рациональности и оппортунистического поведения. Первая отражает факт ограниченности человеческого интеллекта. Знания и информация, которыми располагает человек, всегда неполны, он не может полностью переработать информацию и интерпретировать ее применительно ко всем ситуациям выбора. Другими словами, информация - ресурс дорогостоящий. В результате задача на максимум превращается, по мнению Г. Саймона, в задачу на поиск удовлетворительного варианта решения в соответствии с определенным уровнем требований, когда объектом выбора является не конкретный набор благ, а процедура его определения. Рациональность агентов будет выражаться в стремлении экономить не только на материальных затратах, но и на своих интеллектуальных усилиях. О. Уильямсон ввел понятие «оппортунистическое поведение», которое определяется как «преследование собственного интереса с использованием коварства» или следование собственным интересам, которое не связано с соображениями морали. Речь идет о любых формах нарушения взятых на себя обязательств. Индивиды, максимизирующие полезность, будут вести себя оппортунистически (скажем, предоставлять услуги меньшего объема и худшего качества), когда другая сторона не способна это обнаружить. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в следующей главе.
  • 4. В неоклассической теории при оценке реально действующих экономических механизмов за точку отсчета принималась модель совершенной конкуренции. Отклонения от оптимальных свойств этой модели расценивались как «провалы рынка», а надежды на их устранение возлагались на государство. Неявно предполагалось, что государство обладает всей полнотой информации и, в отличие от индивидуальных агентов, действует без издержек. Новая институциональная теория отвергла такой подход. Привычку сравнивать реальные, но несовершенные институты с совершенным, но недостижимым идеальным образом Х. Демсец назвал «экономикой нирваны». Нормативный анализ должен вестись в сравнительно-институциональной перспективе, т.е. оценки действующих институтов должны исходить из сопоставлений не с идеальными моделями, а с альтернативами, осуществимыми на практике. Например, речь идет о сравнительной эффективности различных форм собственности, возможных вариантах интернализации внешних эффектов (в связи с необходимостью государственного вмешательства) и др.