Государственный строй в период централизованного государства. Государственный строй русского централизованного государства

Органы местного управления.

Военное устройство.

Суд и процесс.

Центром объединения русских земель в XV-XVI в. стало Московское княжество. Изменились взаимоотношения между великим князем и удельными князьями.

В XV в. резко сократились феодальные привилегии и иммунитеты. Вассальные отношения заменяются отношениями подданства. Княжеской власти стал придаваться божественный статус, т. о. начал оформляться цезаризм. Великий князь сосредоточил в своих руках законодательные, исполнительные, судебные функции. Утверждается обычай передачи верховной власти по наследству старшему сыну, прочие сыновья получали уделы и зависели от государя. Изменился статус великого князя. Иван IV венчался на царство. Царь -- титул, равный императорскому. При Иване Ш создается совещательный орган Боярская дума. Она была постоянно действующим органом со стабильным составом, однако не имела четко очерченной компетенции. В XVI-XVII в. ее функции и роль неоднократно менялись. Цари стремились ограничить влияние Думы. Из ее состава выделялся круг особо приближенных лиц -- Избранная рада, Ближняя дума. Роль Боярской думы возросла в Смутное время. Во время правления «Семибоярщины» во главе государства стояли наиболее видные члены Боярской думы. Однако узкосословная политика бояр привела к тому, что Дума не получила поддержки народа и верховная власть предпочла обратиться не к ней, а к Земским соборам. Новым высшим органом государства при Иване IV стали Земские соборы. В состав Земского собора входили: Боярская дума, высшее духовенство («Освященный Собор»), выборные представители дворянства, городов, черносошных крестьян и казаков. Полномочия собора были неопределенны и безграничны. Они решали вопросы избрания на царство, войны и мира, принятия новых нормативных актов, налогообложения. С середины XVII в. с усилением самодержавной власти происходит полное отмирание Земских соборов.

Территориально государство делилось на уезды, возглавляемые наместниками; станы и волости, возглавляемые волостелями. Содержались наместники и волостели за счет местного населения, получения от него «корма».

Правительство Ивана IV отменило кормления, заменив наместников и волостелей выборными земскими властями.

В XV в. дворцово-вотчинная система управления разделилась на состоящих из управления дворцом во главе с дворским, имевшим многочисленных слуг, и дворцовые ведомства (пути), обеспечивавшие специальные нужды князя и его окружения. Пути не только собирали с выделенных мест те или иные продукты, но и были административными и судебными органами.

В середине XVI в. пути преобразуются в приказную систему управления. Приказы -- это учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Ведущая роль принадлежала военно-административным приказам.

В числе реформ, проведенных Иваном IV, была военная реформа, реорганизовавшая армию. Ее основу стала составлять дворянская конница и стрельцы. Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Для управления артиллерией - Пушкарский приказ. Личным составом боярской и дворянской конницы ведал Разрядный приказ. Разбойный приказ -- зародыш полицейского органа. Дворцовые приказы: Конюшенный, Ловчий, Постельничий -- касались потребностей царя и его семьи.

Приказы создавались по мере надобности, иногда без точного определения их компетенции, порядка организации и деятельности. Это порождало волокиту, дублирование. В приказах процветало казнокрадство, взяточничество. Попытки установить за их деятельностью государственный контроль не имели успеха.

Судебный процесс .

Сторонами в процессе могли быть все члены общества, в том числе холопы и несовершеннолетние. По сравнению с Русской Правдой процесс по Судебнику 1497 г. носил более формализованный характер.

Судебное разбирательство начиналось с подачи истцом челобитной -- жалобы, определявшей предмет спора, а также приставной памяти -- документа, в котором указывался судья, устанавливалась дата явки сторон в суд.

Вызов в суд производился особыми должностными лицами:

недельщиком (должностное лицо, в обязанность которого входили вызов сторон в суд, арест и пытка обвиняемых, организация судебного поединка и исполнение решения суда; недельщики назначались на неделю, а затем сменялись);

доводчиком (лицо, производившее, обвинение, с которого начиналось дело);

ездовым (пристав, совершающий поездку за пределы города, за что платили специальную пошлину -- езд).

Неявка обвинителя влекла за собой прекращение обвинения, неявка ответчика -- признание его виновным.

Доказательствами являлись показания послухов, которые теперь признавались единственными свидетелями. Судебник формально не ставил каких-либо ограничений в отношении послухов по их социальному положению. Судебник устанавливал твердое правило беспрекословного доверия показаниям свидетеля, выдвинутого стороной в обоснование своего иска или возражения по иску.

Судебник не ограничивал количество послухов.

Другими видами доказательств были поле (судебный поединок), крестное целование (присяга), жребий.

Специфической формой процесса являлось так называемое «облихование». Для признания лица «ведомым лихим человеком» требовались показания 10--15 «добрых людей». Затем суд мог применить к обвиняемому пытку и смертную казнь.

В рассматриваемый период начинает применяться розыскная (следственная) форма процесса. В розыске сам суд изыскивал доказательства, допрашивал обвиняемого, пытал, устраивал очную ставку. Средствами розыска являлись поличное, обыск, а главное -- пытка, имевшая целью вынудить собственное признание и указать соучастников.

Специфика образования единого Русского государства

В научной литературе образование централизованных государств в Западной Европе связывается с экономическими и классовыми при­чинами. Рано возникший капиталистический уклад привел к форми­рованию третьего сословия (буржуазии), которое стало опорой коро­левской власти в противодействии сепаратизму феодалов.

С опорой на часть дворянства укреплялась монархическая власть.

На Руси экономическое развитие могло выполнять лишь роль оп­ределенного условия, так как расстановка политических сил была со­всем не такой, как в Европе. В целом все классы и сословия русского общества были заинтересованы в сильном национальном государстве. Лишь небольшая часть боярства выступала против усиления велико­княжеской власти, но не против единого государства. На Руси объе- динение диктовалось идеологическими аспектами и внешней опасно­стью (борьба с Ордой и угроза западной агрессии).

Такой характер централизации определил различные научные подходы к данной проблеме. Некоторые исследователи считают, что единое и централизованное государство на Руси - понятия не одно­значные. Во всяком случае, централизация аппарата продолжалась на Руси в XVI в. и во время деятельности сословно-представительных органов. Поэтому нельзя ограничить развитие централизации узкими хронологическими рамками.

От великокняжеской к царской власти

До конца XV в. отношения московского князя с главами кня­жеств строились на договорах, позже развиваются отношения под - данства. Титул великого князя в XV в. означал верховенство русского монарха над остальными князьями, царем именовался хан Орды как суверен над зависимой Русью. Но задолго до обретения независимо­сти источники называли русского государя "царем и самодержцем". Самодержавие означало обретение внутреннего суверенитета, когда монарх независимо "держал" свое государство.

С падением Византии (1453 г.) московский князь стал главой крупнейшего в мире православного государства, преемником визан­тийских императоров. На Русь переходит византийская государствен­ная символика (герб и регалии). Женитьба Ивана III на племяннице византийского императора Софье Палеолог укрепила историческую преемственность от Византии.

3 февраля 1498 г. в Успенском московском соборе впервые коро­новался на великое княжение внук Ивана III царевич Дмитрий. Власть московских князей получила освященный Богом авторитет, и на предложение германского императора пожаловать ему королевский титул Иван III ответил: "Мы, Божьей милостью, государи в своей земле изначала, а постановление имеем от Бога".

В октябре 1505 г. скончался Иван III - выдающийся государст- венный деятель, создатель единой Руси. Престол принял его сын от второго брака с Софьей Василий III. Впервые Москва перешла к нему без деления на уделы. Новый монарх успешно боролся с сепаратиз­мом и многое сделал для процветания Руси. После его смерти в 1533 г. усилились притязания на власть царских родственников.

Едва достигнув зрелости, его сын Иван IV в 1547 г. впервые вен­чался на царство. Слово "царь", добавленное к титулу "государь и ве­ликий князь московский", делало Ивана IV равным римскому кеса­рию, ставило выше королей и ордынских ханов.

Устами митрополита во время венчания была высказана государственная политическая программа: укреплять правду в союзе с Церковью, усиливать мощь православной Руси. Царский титул за Иваном IV признало все вос­точное духовенство, в православных церквах по всей Европе моли­лись за его здравие.

В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феода­лов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отноше­ния подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в собственных владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудно­сти государственного суда.

Власть русского монарха была огромной, она считалась выше светских законов, не была ограничена нормами права. Монарх был верховным исполнителем военных, дипломатических, судебных и иных функций. На Западе весьма популярны теории о деспотическом характере русской государственности, своеволии русских монархов и бесправии подданных (Р. Пайпс, Ф. Карр, Ч. Гальперин). При этом основной упор делается на опричные аномалии царствования Ивана IV, что было явлением исключительным. Отношения монарха с под - данными строились на Руси не столько на правовых, сколько на нрав­ственно-религиозных основаниях. Монарх всегда сохранял ответст­венность перед Церковью. В практической политике его действия со­гласовывались с политическими верхами общества и интересами го­сударства.

Государство и Церковь

Русская Церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важнейшую роль в становлении незави­симой и могущественной России. Церковь не претендовала на роль политического лидера, не стремилась к верховенству над светской властью, но оказывала огромное влияние на политику и обществен­ную духовность. Глава Русской Церкви московский митрополит до XV в. назначался в Византии. Византийский патриархат не прочь был воспользоваться мощью и финансами России, сохраняя над ее Церко­вью собственный контроль. На протяжении многих веков стремился к экспансии в России католический Запад.

В 1439 г. между Византией и католическим миром была заключена уния во Флоренции. Византия старалась заручиться поддержкой Запада в борьбе с Турцией. Унию активно поддержал московский митрополит грек Исидор. Но у Руси были веские причины опасаться подобного союза, поскольку Запад всегда стремился нажить собственный капитал на русских интересах. К тому же в стране сложилась национально­замкнутая религиозная идеология, к католичеству на Руси относились недоверчиво. В Москве унию не поддержали, Василий II стремился к независимости главы Русской Церкви от константинопольского патри­архата. В 1448 г. был впервые избран митрополитом русский епископ Иона, хотя митрополиты по-прежнему утверждались в Византии.

В 90-е годы XY в. Иван III добился права назначения митрополи­та без согласия Византии.

Боярская дума

В XIV-XV вв. аморфный совет при князе стал приобретать черты постоянно действующего органа с постоянным членством. На его ос - нове сформировалась Боярская дума. В состав Думы входили высшие иерархи, до начала XYI в. она состояла почти исключительно из бояр и окольничьих. Численный состав Думы в начале XVI в. не превышал двадцати человек. При назначении в ее состав великий князь считался с традицией, согласно которой предпочтение отдавалось самым знат­ным фамилиям. Члены Думы выполняли высшие дипломатические и военные миссии, важнейшие государственные поручения. Одновре­менно из ее состава стала выделяться "ближняя дума" доверенных лиц князя, с которыми он советовался в особо важных случаях. На­пример, Василий Ш перед смертью в узком кругу обсуждал свое за­вещание. Аристократический состав Думы предопределил местниче­ство - споры за старшинство, которые мешали достижению единства мнений. В распоряжении Думы имелся штат дьяков - образованной прослойки, ведавших документацией, делопроизводством и подго­товкой вопросов. Чем значительнее были споры бояр, тем больше бы­ли реальные возможности дьяков решать дела, минуя их.

Строгого регламента в работе Думы не было, но в ее руках со­средоточились высшая административно-распорядительная деятель­ность и законодательные установления ("приговоры") по важнейшим делам. Формально монарх мог не принимать во внимание решения Думы, но чаще всего добивались единогласия. Документы гласили: "Царь указал, а бояре приговорили". Роль Думы возросла после смер­ти Василия III, когда малолетний Иван IV и вдовствующая княгиня Елена не могли оказывать серьезного влияния на государственные дела. Власть сосредоточилась в Думе у нескольких боярских фами­лий, споры за власть обострились, создались условия для конфликта аристократии с великокняжеской властью.

В середине XVI в. в Боярскую думу стало проникать дворянство. В опричные годы Дума раскололась на опричную и земскую.

С началом деятельности Земских соборов высшая власть перешла к ним, "одворяненная" Дума теряла былое значение.

К концу XVI в. состав Думы увеличился, а во время Смуты нача - ла XVII в. ее роль вновь возросла. Бояре решали важнейшие государ­ственные дела и руководили страной в отсутствие монарха. В конце XVII в. состав Думы превышал 150 человек. Но постепенно она пре - вращалась в патриархально-устаревшее учреждение и была ликвиди­рована при Петре I.

Дворцово-вотчинная система управления периода раздробленно­сти не отвечала потребностям единого государства. В XV в. монарх назначал представителей центральной власти - наместников и волос­телей. Это были крупные феодалы, осуществлявшие на территории княжеств судебно-административные, финансовые и иные функции. Такой порядок управления противоречил потребностям государства. С конца XV в. функции наместников стали ограничиваться, возникли новые органы - приказы, совмещавшие в себе централизованное, функционально-территориальное, независимое от феодальной подчи­ненности управление.

Приказ возглавлял боярин или крупный дворянин, в его распоря- жении находился штат дьяков, подьячих и иных должностных лиц. Приказ размещался в приказной избе и имел своих уполномоченных и представителей. Приказные служащие были достаточно образованны и часто назначались из дворян. Общий контроль над приказом осуще - ствляла Боярская дума, но самостоятельность приказов возрастала вместе с расширением числа приказных служащих.

В княжение Василия III стали создаваться дьяческие семейства с наследственной профессиональной ориентацией. Смена политических курсов в государстве сопровождалась "перетряской" дьяческого со­става. Каждый приказ ведал определенным направлением деятельно­сти: Посольский - дипломатической службой, Разбойный - борьбой с преступностью, Ямской - ямской службой, Казенный - государствен­ными финансами, Поместный - наделением землей и т.д. В приказах существовало упорядоченное письменное делопроизводство. Они бы­ли судебными органами для своего аппарата и рассматривали дела в соответствии с направлением деятельности.

К середине XVI в. сложилась приказная система, число приказов продолжало расти, и в середине XVII в. их было около пятидесяти, что приводило к дублированию функций. Приказные служащие со­ставляли уже вполне замкнутую общественную группу. В 1 640 г. бы­ло запрещено принимать в штат приказов лиц из других сословий, кроме дворян и детей приказных служащих. При Петре I приказы бы­ли заменены коллегиями.

Местное управление

В едином государстве долгое время сохранялись вотчины и удельные княжества периода раздробленности, где управление осу­ществляли местные администрации вотчинников и князей. В дерев­нях действовали органы общин без должного контакта с княжеской администрацией. Наместники и волостели из центра были проводни­ками власти князя. В городах граждане могли собираться на вече, долгое время не упразднялись посадники и тысяцкие.

На смену этой разноликости местного управления в XVI в. при­шла системность. Впервые в России были проведены реформы местно­го управления с предоставлением самоуправления самим гражданам.

Национальный характер государства

Единое Русское государство складывалось как многонациональ­ное. В его состав входили не только славянские народы, но народы Поволжья, Сибири, Кавказа и т. д. В западной литературе весьма по­пулярны теории имперско-диктаторского характера России как госу-

ТЛ _____________________________________________________________________________________ W W

дарства национального угнетения. В поток этой исторической лжи внесли вклад и марксисты-ленинцы: в не столь уж далеком прошлом Россия представлялась как "тюрьма народов" и "жандарм Европы".

Следует иметь в виду, что на территории будущей России было три реальных политических претендента на роль объединителя: Лит - ва, Москва (выигравшая борьбу с Тверью) и Казанское ханство в сою­зе с осколками Орды. Эти три конгломерата довольно легко ассими­лировали взаимные территории, а их феодалы могли отъезжать для службы за рубеж. Их население могло проявлять взаимную жесто­кость, политические главы могли совершать ошибки и практиковать террор. Однако Русь оказалась более приспособленной к объедине- нию народов, нежели ее соперники. Отметим несколько моментов. Религиозные трения во всех трех центрах были значительны, а рели­гии различны, но Русь не проявляла такой жестокости к иноверцам, как в мусульманских регионах, не практиковала массовых преследо­ваний католиков. На это указывали западные авторы, побывшие в Ру­си. Веротерпимость подготовила союз русских с мусульманскими на - родами, предпочитавшими союз с Русью, а не с единоверцами. У на - родов, входивших в состав Руси, сохранялись собственный нацио­нально-религиозный быт и правовые системы. При всей сложности отношений и войнах, завоеваниях и взаимных насилиях Россия не создала ни в какие времена таких откровенно грабительских колони­альных империй, какие были созданы Англией и Францией. Пожалуй, ни одно государство мира не может похвастаться таким количеством сознательных вступлений в ее состав, как Россия. Именно объектив­ная приспособленность к роли лидера сделала Русь центром многона­ционального государства.

По общественному строю русское централизованное государство можно характеризовать как феодальное, а по форме правления - раннефеодальную монархию. В обществе феодального периода классовое различие населения фиксировалось установлением юридического места каждого разряда населения или делением на сословия.

Если в период раздробленности иерархия класса феодалов была относительно стабильной, то в XV веке удельные князья стали служилыми князьями великого московского князя "княжатами". Существенно ослабло экономическое и политическое значение боярской знати, подавленной в результате сопротивления централизации. Они уже ни имели "права отъезда" к другому сюзерену, ибо последовало лишение вотчины и обвинение в измене. Прекращается выдача иммунитетных грамот, изымаются судебные функции. Одновременно усиливается значение средних и мелких феодалов и возвышается формирующееся дворянство. Централизованное государство нуждалось в сильное армии и бюрократическом аппарате. Эту задачу могли выполнять дворяне, владеющие поместьями и зависимые от великого князя.

По экономическому положению феодалы разделялись на бояр (владельцы вотчин), дворян (владельцы поместий). Само значение термина боярин стало неоднозначным. На верхней ступени находились "введенные бояре". Чин "введенного боярина" торжественно объявлялся и давался за службу или за особые заслуги именитым боярам. Чины приравнивались к государственным должностям.

На второй ступени был чин "окольничего", носителем которых были мелкие удельные князь и знатные бояре, не вошедшие в состав "бояр введенных". Остальные бояре слились с "детьми боярскими" и дворянами. Одним из них получали чины думных дворян и думных дьяков, другие чины стольников дворян московских, дворян городовых. Дворяне (от слова "слуга над дворским") и помещики (производное от слова "испоместить" на земле и за службу) возникали еще в Ростово-Суздальском княжестве, но как социальная группе и в Московском государстве формируется во второй половине XV в.

Служба в аппарате государства в Московском княжестве считается привилегией. Постепенно отмирает дворцово-вотчинная система управления. Дворецкий уже не занимается княжеским хозяйством, а вместе с казначеем и, опираясь на дьяков, контролирует администрацию на местах и осуществляет судебные функции по наиболее важным делам. Конюший становится главой Боярской думы.

Кравчий занимается вопросами продовольствия и снабжения. Ловчие, сокольничьи, постельничьи занимаются государственными делами и могут оказывать влияние на решение важных вопросов.

В этот период произошли и изменения в правовом положении крестьян (крестьянин - производное от слова христианин, возникло в XIV в.). В XV в. крестьянин не был уже свободным, он платил подати или государству или феодалу. Государственные крестьяне назывались черными или чернотяглыми ("тягло" - сумма налогов на общину), или черносошными ("соха" - единица обложения, равная 5О десятинам земли). У этой категории крестьян за поступление податей в казну отвечала вся община. Община ведала землями, защищала от посягательств, принимала новых поселенцев, оказывала судебную защиту членов распределяла размеры сборов и повинности.

В XV - XVI вв. сельская община укрепилась, так как эта форма организации была удобна и государству и крестьянам.

Частновладельческие крестьяне платили подати феодалам в виде продуктов и отрабатывали барщину.

Форма феодальной зависимости позволяет делить частновладельческих крестьян на разряды:

а) старожильцы - крестьяне, исстари жившие на черных землях или в частных владениях, имевшие свое хозяйство и несшие государево тягло или повинность феодалу;

б) ново подрядчики (новоприходцы) - обедневшие, потерявшие возможность самостоятельно вести хозяйство и вынужденные брать наделы у феодалов и переходить в другие места (через 5-6 лет они превращались в старожильцев);

в) серебряники - крестьяне, задолжавшие деньги (серебро) под проценты ("в рост") или под погашение долга работой у феодала ("под изделье");

г) должники-серебряники - давшие долговую записку ("кабальная запись") становились кабальными людьми;

д) половники - обедневшие крестьяне, исполу (до 50% процентов) обрабатывающие на своих лошадях феодальную землю;

е) бобыли - обедневшие люди (земледельцы и ремесленники), обязанные повинностями перед феодалом или денежным оброком перед государством;

ж) страдники-холопы - холопы, посаженные на землю и несшие барщину.

К феодально-зависимому населению относились монастырские крестьяне (монастырские детеныши, подсуседники и др.).

На низшей стадии общественной лестницы находились холопы, работавшие во дворах князей и феодалов (ключники, тиуны). Их число заметно сократилось, т.к. часть их сажали ни землю. К тому же Судебник 1497 г. ограничивает источники холопства. Холопами становились в случае женитьбы на лицах аналогичного состояния, по завещанию, при самопродаже. Поступление в сельское тиунство также влекло за собой холопство, но остальные члены семьи оставались свободными. В городах же положение было иное - поступление в услужение "по городскому ключу" не влекло холопского состояния. Судебник 1550 года еще более ограничивает источники холопства: тиунство не влечет за собой холопство без специального договора (ст.76).

В XIV - XV веке положение крестьянства было очень тяжелое. Факторами, усиливающими эксплуатацию были:

* стремление феодалов и государства извлечь максимальную прибыль из крестьянского труда;

* необходимость средств для уплаты дани;

* раздача государственных (общинных) земель дворянскому войску;

* рутинное состояние феодальной техники и т.д.

Все это побуждало крестьян к поиску тех мест, где феодальный гнет был более умерен. Участились крестьянские переходы ("выходцы"), а то и просто бегства в северные и южные земли. Возникла необходимость ограничить "выходы" крестьян. Вначале запрет перехода оговаривался в между княжеских договорах. В XV веке крепостничество приняло упорядоченный характер в следствии регистрации зависимого населения.

Переход крестьянина был только один раз и году - за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течении недели после него. Судебник 1497 г. закрепил это положение (ст.57). Для "выхода" крестьянин должен был заплатить один рубль " в полях" и пошлину в менее плодородных местах.

Судебник 1550 года подробнее регламентировал "отказы" (переходы), повторив тот же срок перехода. Вместе с тем установил, что "пожилое" платится "с ворот", а не каждым поколением совместно проживающей семьи. Сумма "пожилого " увеличивалась до двух алтынов. Таким образом, Судебники 1497 и 1550 годов сыграли важную роль в оформлении крепостной зависимости.

В период централизации существенно изменился и его государственный строй. Прежде всего следует отметить усиление власти великого князя (царем еще назывался ордынский хан). Этому способствовало ограничение иммунитетных прав феодалов, особенно удельных князей. Ликвидируется политическая обособленность княжеств. Падение Византии обусловило возвеличивание московского государя. Бегство ордынского войска на Угре (1480 г.) означало становление независимости русской земли. Формируются государственные атрибуты: византийского типа символика (герб и регалии). Брак Ивана III с племянницей византийского императора Софьей Палеолог укрепил историческую преемственность от Византии. Начиная с сына Ивана III Дмитрия великий князь венчается на великое княжение в Московском Успенском соборе (с 3 февраля 1498г.) Василий III (1505-1553 гг.) успешно боролся с феодальным сепаратизмом. При нем уже княжество не делится на уделы. 19 января 1547 года венчался на царство Иван IV. К его титулу "государь и великий князь Московский" добавлялось слово "царь", что приравнивало

Ивана Грозного императору "Священной Римской империи". Византийский патриарх и все восточное духовенство признали за ним царский титул. Ликвидация уделов и самостоятельных княжеств означала упразднение системы вассалитета. Все люди стали подданными Московского великого князя и должны были служить государю.

Юрисдикция по наиболее важным делам на местах передавалась государственным органам.

Уделы (княжества, земли) упраздняются, а вся территория делится на уезды и волости. Сам монарх сосредоточил в своих руках всю полноту власти (гражданскую, судебную, административную и военную). Его статус в Судебниках закреплен не был, так как он признавался стоящим вне закона. Важные государственные дела он решал с советом феодалов - боярской думой, возникшей как высший орган в середине XV в. и превратившийся в постоянное учреждение. Боярская дума ("Государев верх") - преемник совета феодалов, включала в себя крупных бояр (введенных или окольничих), бывших удельных князей, а впоследствии представителей дворянских фамилий и служивой бюрократии.

Боярская дума решала основные вопросы внешней и внутренней политики, осуществляла верховное управление страной, руководила приказами и органами местного управления, устанавливала налоги, решала вопросы по вооруженным силам, осуществляла судебные функции.

Разделение компетенций царя и думы не было. Поэтому многие указы начинались словами "царь указал, а бояре (то есть дума) приговорили".

Феодальные съезды собирались для решения вопросов исключительной важности, требующих больших усилий и жертв. Они собирались крайне редко. Но то, что они существовали доказывается тем, что Иван III перед походом на Новгород в 1471 году, созвал съезд, на котором присутствовали братья великого князя, вассальные князья, церковная иерархия, бояре, воеводы и "вои".

Центральное управление строилось на основе дворцово-вотчинной системы, при которой не было четкого разделения между функциями органов по управлению государством и княжеским доменом. Данная система состояла из:

* дворцового управления, которое называлось "пути" (слово "путь означало выгоду, преимущество, доход) во главе с путными боярами (сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий);

* наместников и волостелей в государственных уездах и селах;

* вотчинную администрацию в феодальных владениях.

В конце 15 -начале 16 в.в. вместе с процессом ограничения функций наместников и волостей возникли новые органы центрального управления приказы.

Каждый приказ возглавлял боярин, в распоряжении которого находился целый штат должностных лиц. Приказная изба имела своих представителей или уполномоченных на местах. Приказная система была тесно связана с дворянством и назначалась из его состава (показать на схеме).

Складывались дворянские дьяческие семейства с наследственной профориентацией. Известны следующие приказы:

* Посольский приказ - ведал внешнем сношением;

* Разбойный приказ - занимался "лихими" и разбойными делами;

* Поместный приказ - ведал наделением землей за службу;

* Ямской приказ - ямской службой;

* Казенный приказ - финансовыми делами государства.

Приказы осуществляли судебные функции по делам, связанными с направлениями их деятельности. В приказах было достаточно упорядочено делопроизводство. В этот период четкого разграничения функций приказов не было, они могли осуществлять как отраслевую, так и территориальною деятельность, иногда подменяя друг друга.

Наибольшего развития приказная система получила в период сословно-представительной монархии.

Местное управление осуществлялось наместниками в уездах и волостелями в волостях. Они управляли всей территорией уездов или волостей, за исключением боярских вотчин. Местное управление строилось по системе "кормления", при которой местное население обеспечивало наместников и волостелей всем необходимым. За счет местного населения обеспечивалась вся местная администрация. Но система кормлений к 16 веку стала себя изживать. Так как должности наместников и волостелей занимали бояре, которые часто допускали самоуправство, система кормлений перестала удовлетворять и центральную власть и дворянство.

Центр стал ограничивать срок кормления (обычно - годам), штатную численность администрации наместников и волостелей, а также размеры податей.

Судебник 1497 г. различает наместничество с "боярским судом" и "без боярского суда"

(см. ст. 18, 20, 40, 42, 43), следовательно, происходит дифференциация наместников. Причём кормленщики с боярским судом в соответствии с Судебником находились под контролем, т.к. дворскому, старосте и "лучшим людям" предписывалось присутствовать на суде у наместника (ст.38).

Власть наместников окончательно была подорвана после серии земско-губных и судебных реформ 30-50-х годов 16 века. Губные, земские и судебные реформы 30-50-х. годов были обусловлены двумя причинами.

Во-первых, обострения классовых противоречий привело к ситуации, когда государственные органы не справлялись с карательными обязанностями в отношении "лихих людей " и возникла необходимость привлечь к этому местное население. Во-вторых, рост значения дворянства, купечества, разбогатевшей верхушки крестьянства усилило противодействие феодальному произволу, требовало упорядочения судя и т.д. Органы губного самоуправления, так называемая губная изба, состоящая из губного старосты и целовальников были выборными органами и формировались главным образом из дворянства. Функциями губных изб были обнаружение преступлений, допрос и т.д. Позднее они стали сосредотачивать в своих руках и судебные функции и даже приводили в исполнение судебные приговоры.

В этот период получили определённое развитие взаимоотношения государства и церкви. До середины 15 века митрополита русской православной церкви назначал Константинополь из своих представителей. Но постепенно позиции национального духовенства окрепли, и митрополитом назначался представитель русского духовенства при утверждении византийского патриарха. В конце 15 века Иван 3 добился права назначения митрополита без согласия патриарха византийского, тем самым укрепив свою власть над церковью. В дальнейшем митрополитов меняли на свое усмотрение. Но вместе с тем церковь сохранила свои позиции, хотя внутри духовенства шла борьба двух политико-философских течений: иосифлян и нестяжателей (нестяжателей допускали секуляризацию церковных земель). Церковный собор 1503 года не поддержал планы Ивана 3 секуляризировать церковные и монастырские земли.

Не удалось добиться секуляризации церковных земель и Ивану Грозному на Стоглавом соборе 1551 года.

На рубеже 14-15 вв. в России сформировалось централизованное государство, знаменовавшие окончание периода феодальной раздробленности.

Русское государство обретает могущество, расширяет свои границы.

3. Военное устройство централизованного русского государства

В период формирования и развития централизованного государства произошли изменения в организации вооружённых сил (государства). Вооружённые отряды феодалов не отвечали интересам великокняжеской власти, т. к. представляли собой силу противников централизации. Со 2 половины 15 века основой вооружённых сил стало дворянское ополчение - дворянские полки, служившие опорой великого князя. Кроме того, московские князья привлекают к несению военной службы землевладельцев всех служивых людей вотчин и поместий, одновременно запрещают "отъезд" служивых людей к другим князьям.

Поместное или дворянское войско основывалось на поместной системе, т.е. на привлечение детей боярских и дворян к несению военной службы со своих владений. Оно состояло из служивых людей, получивших за свою службу в условное владение земли, которые служили источникам их доходов. Поместья раздавались служилым людям в соответствии со следующими требованиями:

* Поместья давались только тем, кто фактически нёс военную службу (у тех, кто терял способность к службе поместья отбирались).

* Размер поместья определялся от длительности и безупречности службы.

* Размером поместья определялся количественный состав вооруженных лиц, выступающих вместе с владельцем.

Кроме того, владельцы поместий получали денежный оклад. Эта система позволила создать многочисленное поместное войско из дворян, сторонников централизованной власти. Поместное ополчение по положению выше феодального войска, состоящего из отрядов во главе с феодалом.

Поместную систему заложил Иван III, который раздал конфискованные у 70 новгородских вотчинников земли двум тысячам московских служилых людей. Размер поместного оклада колебался от 100 до 750 десятин земли в зависимости от территории, заслуг, занимаемой должности.

Иван IV существенно упорядочил несение военной службы с поместных владений. Он в 1550 году после большого смотра выделил 1000 "помещиков" "детей боярских и лучших слуг" и наделил их поместьями вокруг Москвы. Эта элитная тысяча (впоследствии "московские чины") была вооруженной силой царя и его охраной.

В соответствии с "Уложением о службе" 1556 г. военно-поместная система получила юридическое оформление. По Уложению с каждых 50 десятин по первому требованию должен быть выставлен один человек "на коне в доспехи полном, а в дальний поход о двух коней". Размер земли 50 десятин (100 четвертей) назывался "поместным окладом". Уложение не различало службу с поместий и вотчин, нормы для бояр были одинаковы. Военная служба дворян в соответствии с Уложением 1556 года начиналась с 15 лет и была пожизненной и наследственной. (Привести пример из "Капитанской дочки"). Комплектование дворянского войска осуществлялось путем записи в полковые списки. Списки составлялись на смотрах всех служилых дворян и детей боярских. Смотры проводили "московские чины" и местные воеводы. Порядок проведения смотров регламентировался законом "Об осмотре и разборе дворян и детей боярских" 1678 г. Мужчины-дворяне, обязанные военной службой, делились на 4 группы:

* служилый дворянин - лицо, записанное в службу и обеспеченное поместным окладом (во время похода - денежным окладом);

* "недоросль" - лицо, не достигшее определенного для службы возраста;

* отставной - лицо, уволенное со службы по возрасту или по болезни;

* "новик" - т.е. дворянин, годный для службы, но еще не верстанный на смотре в полковые списки.

На смотрах списки составлялись по категориям, велся четкий учет каждого из них. Московские чины следили за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы, не утаивали размеры своих земельных владений, количества сыновей. Им помогали выбранные из дворян "окладчики" или "добрые и праведные и знающие люди". Они принимали присягу и должны были сообщать известные им сведения. Закон обязывал их "другу - не дружить недругу не мстить", т.е. сообщать, какие сыновья дворян годны к военной службе и какой состав вооруженных лиц должен выставлять дворянин.

Дворянин, поступив на службу, принимал присягу (крестоцеловальная запись) на верную службу царю. Дворянская служба могла быть полковой (походной) или городовой

(осадной). В полковую службу записывали молодых и подготовленных служилых людей "головою и службою добрых".

В мирное время полковая служба заключалась в охране границ государства. За эту службу выплачивались и поместные денежные оклады. Городовая (осадная) служба осуществляла охрану городов, крепостей, сооружений. Эту службу несли дворяне, не способные по состоянию здоровья к походной службе.

Соответственно за городовую службу денежные оклады не выплачивались. Дворянские полки разделялись на 2 категории:

К первой категории относились "московские чины", т.е. "государев полк", о котором говорили раньше. В состав полка входили придворные бояре и дворяне, имевшие поместья под Москвой. Занимая привилегированное положение под государем, они имели большой поместный двор и денежный оклад.

Признаки периода образования в конце XV – начале XVI вв. централизованного государства:

1) наличие центральных органов власти;

2) замена вассальных отношений подданством;

3) развитие общего законодательства;

4) организация единых вооруженный сил, которые были подчинены верховной власти.

Для государственного строя централизованного государства на Руси характерно:

1) великий князь, а с конца XV в. – государь всея Руси, которой осуществлял руководство Русским государством, издавал законы, выполнял судебные функции. Взаимоотношения между великим князем и удельными князьями, боярами закреплялись договорами, в которых великий князь предоставлял князьям, боярам, церкви привилегии. По мере объединения отдельных русских княжеств с Московским власть великого князя возрастала. В XIV–XV вв. удельные князья и бояре стали подданными великого князя. В начале XVI в. чеканить монету мог только великий князь, а деньги удельных князей изымались из обращения;

2) Боярская дума – постоянно действовавший орган, который ограничивал власть великого князя. Ее состав в XIV–XVI вв. не был постоянным, в него входили путные бояре, тысяцкий, окольничий, «бояре введенные», думные дворяне, думные дьяки, дети боярские и др. Боярская дума формировалась по принципу местничества, по которому замещение должности связывалось с происхождением и знатностью рода. Совместно с князем Боярская дума осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. При отказе князя считаться с мнением Боярской думы был возможен отъезд бояр к другому князю, ослабление влияния князя;

3) путные бояре при действующей в XIII–XV вв. дворцово‑вотчинной системе управления осуществляли центральное и местное управление. Путные

бояре осуществляли управление путями (княжеским двором во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами). Различали конюший, соколичий, стольничий, ловчий и другие пути, которые возглавлялись соответствующими путными боярами;

4) приказы (в первой половине XVI – второй половине XVII вв.) – специальный управленческий аппарат, существовавший при образовании централизованного государства в связи с расширением территории и усложнением социально‑экономического и политического развития. Приказы представляли собой постоянно действовавшие на всей территории государства органы, совмещающие в себе административные, судебные и финансовые функции. Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и другие приказы. Приказы имели свои штаты, приказные избы, архивы. В состав приказов входили бояры, приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные;

5) наместники великого князя и волостели являлись местными органами управления. Наместники получали свою должность в награду и осуществляли управление в уездах. Помощниками наместников были тиуны, доводчики и приветчики. Волостели осуществляли местное управление в сельской местности. Наместники и волостели занимались административными, финансовыми и судебными делами. За службу наместники и волостели вместо жалованья получали «корм» (оставляли себе часть собранной с населения подати). По мере образования централизованного государства для наместников и волостелей устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности, определялся срок деятельности, ограничивались судебные права и др.;

6) губные учреждения (избы) – учреждения, осуществляющие судебные и полицейские функции, которые ограничивались преследованием разбойников;

7) земские учреждения (избы) – органы местного управления, в функции которых входило разбирательство судных и уголовных дел, рассматриваемых в состязательном процессе.

17. Дворцово‑вотчинная система управления. Система кормлений

Дворцово‑вотчинная система управления сложилась в удельный период и продолжала действовать в Московском государстве XV–XVI вв. Дворцово‑вотчинная система – система, при которой органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.

Вся территория удельной Руси (а в XV–XVI вв. территория Московского государства) делилась на:

1) княжеский дворец – центр удельного управления, вотчину князя, являющегося правителем государства;

2) боярскую вотчину – территорию, на которой дворцово‑вотчинное управление поручалось отдельным боярам. Основными княжескими должностными лицами являлись:

а) воевода – военачальник, правитель области, округа и города;

б) тиуны – группа привилегированных княжеских и боярских слуг, которые участвовали в управлении феодальным хозяйством. В XIV–XVII вв. существовали тиуны великого князя, которые участвовали в хозяйстве и в управлении отдельными волостями и городами; тиуны наместников и волостелей, осуществляющие первичный разбор судебных дел; тиуны архиереев, которые наблюдали за исполнением обязанностей церковных служителей;

3) огнищане – слуги князя, которые отвечали за сохранность имущества в доме князя (княжеские мужи);

4) старосты – выборные или назначенные должностные лица, предназначенные для руководства небольшими административно‑территориальными единицами и общественными коллективами. По Русской Правде выделяли сельского старосту (ведал сельским населением), ратайного старосту (ведал вотчинной пашней);

5) стольники – первоначально придворные должностные лица, прислуживающие князьям (царям) во время торжественных трапез и сопровождающие их в поездках, а позднее воеводские, посольские, приказные и другие должностные лица.

Центральное управление хозяйством при дворцово‑вотчинной системе осуществлялось боярами, а важнейшие вопросы в управлении и хозяйстве решались советом бояр. Система дворцово‑вотчинного управления:

1) княжеский (царский) дворец, находящийся в ведении дворецкого (дворского);

2) ведомства дворцовых путей – отдельные ведомства в дворцовом хозяйстве, которые возглавлялись соответствующими путными боярами. Названия бояр, управляющих тем или иным путем зависело от названия самого пути.

Выделяли:

а) сокольничего, заведующего великокняжеской птичьей охотой (сокольниками и другими служителями птичьей охоты);

б) ловчего, ведающего дворцовой охотой (охотниками, псарями, сокольничьими, бобровниками, подледчиками и др.);

в) конюшего, ведающего конюшнями, придворными конюхами и имениями, отведенными на содержание княжеских (царских) табунов;

г) стольничего, прислуживающего во время торжественных трапез (столов) у великих князей и царей, служащего у царей в комнатах и сопровождающего их в поездках;

д) чашничего, ведущего питейным делом, бортничеством, хозяйственным, административным и судебным управлением дворцовыми селами и деревнями.

В период дворцово‑вотчинной системы управления система кормлений получила широкое распространение. Под кормлением понимают жалование великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по наказному или доходному списку.

Система кормлений распространялась на наместников в городах или волостелей в сельской местности. Наместникам и волостелям кормление даровалось на основании грамот, которые давали им право управления, суда и корма.

Разновидности «корма»:

1) въезжий корм (при въезде наместника на кормление);

2) периодический (на Рождество, Пасху, Петров день);

3) торговые пошлины, взимаемые с иногородних купцов;

4) судебный;

Русь в период становления единого централизованного государства была раннефеодальной монархией.

Признаки наличия централизованной власти в конце XV-начале XVI вв. :

1) наличие центральных органов власти на всей территории Русского государства;

2) замена вассальных отношений отношениями подданства;

3) развитие общегосударственного законодательства;

4) единая организация вооруженных сил, подчиненных верховной власти.

Характерные черты государственного строя этого периода:

1) появилось понятие «царь», который объединяет под своей властью всех иных князей, все – вассалы царя (это образовалось благодаря опыту Золотой Орды);

2) централизованное управление окраинами наместниками монарха;

3) появляется термин «самодержавие» (т. е. форма ограниченной монархии, власть единого монарха ограничивается властью правителей, князей на местах; самодержавие и абсолютизм не тождественны);

4) образуются урегулированные отношения Великого князя и Боярской думы, зарождается местничество (т. е. назначение на должность лиц по заслугам их родителей), Боярская дума носит формальный характер, отношения царя и думы складываются по принципу: царь сказал – бояре приговорили.

Монарх в XV–XVI вв. – Великий московский князь .

Его власть хотя еще не приобрела черты абсолютной власти, все же значительно расширилась. Уже Иван III во всех документах называет себя Великим князем Московским.

Увеличение власти Великого князя происходило на фоне ограничения прав вотчинников. Так, право сбора дани и податей перешло от последних к государственным органам. Светские и церковные феодалы утратили право суда по важнейшим уголовным преступлениям – убийству, разбою и краже с поличным.

Политическое закрепление власти московского князя связано :

1) с браком Ивана III и племянницы византийского императора Софьи Палеолог (это усилило значение власти московских великих князей внутри государства и в Европе; московские великие князья стали называться «государями всея Руси»);

2) с венчанием на царство Ивана IV в 1547 г. (появился титул царя).

Боярство в XV–XVI вв. – уже приближенные к Великому князю люди.

Боярская дума – это высший орган государства в XV–XVI вв.

Первоначально дума созывалась, но при Иване IV она стала постоянно действующим органом. В состав Боярской думы входили так называемые думные чины, т. е. введенные бояре и окольничьи. В XVI в. в заседаниях думы стал участвовать Освященный собор .

Полномочия Боярской думы :

1) решение совместно с князем всех основных вопросов государственного управления, суда, законодательства, внешней политики;

2) контроль за деятельностью приказов и местных органов управления (по указу государя);

3) дипломатическая деятельность государства (переговоры с иностранными послами, отправление русских и иностранных послов, назначение им содержания, рассылка государевых грамот в соседние государства);

4) «ведание Москвы» (особое полномочие данного органа) – это руководство всем городским хозяйством во время отсутствия государя.