Что включает в себя понятие социализация. Теоретические понятия, стадии социализации личности

Проблеме социализации личности посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных философов (Ж.–П. Сартр, М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. К. Мамардашвили, Шевелев В. Н. и др.), социологов (У. Бронфенбреннер, Э. А. Домбровский, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Б. Уолмен) и психологов (Г. М. Андреева, А. А. Деркач, Т. Кемпер, Т. Ньюком, А. Оллпорт, А. В. Петровский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, В. Т. Шибутани). Учеными разработаны различные теоретические подходы.

Так, представители биогенетических теорий (Дж. Ст. Холл, А. Гезелл и др.) социализацию рассматривают как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, развитие личности определяется последовательностью этапов, прохождение которых необратимо и предполагает прерывистость и внезапность изменений. В социогенетических теориях (Р. Бенедикт, М. Мид и др.) социализация выполняет интегрирующую функцию, обеспечивает формирование чувства принадлежности к социокультурной общности, личность является продуктом различных культур.

Представители бихевиоризма и необихевиоризма (В. Скиннер, Э. Торндайк, А. Бандура, В. Уолтерс и др.) под социализацией понимают процесс социального научения, предполагающий наблюдение и подражание значимым моделям поведения. Важными элементами процесса научения выступают подкрепление, "замещающее подкрепление", самоподкрепление. На их взгляд, усвоенный набор моделей поведения и представляет собой личность. В классическом психоанализе социализация рассматривается как процесс обуздания природных влечений при помощи защитных механизмов.

Представители неофрейдизма особое значение придают "Эго" как основной "адаптирующей инстанции" в процессе социального развития личности. Э. Эриксон раскрывает социализацию как идентичность с членами группы. В школе символического интеракционизма (Д. Мид, Т. Кемпер, Т. Ньюком) разрабатываются модели социализации на основе анализа социального взаимодействия, ролевого поведения, формирования "Я". Раскрывается, что основным результатом социализации является развитие самосознания личности. Представители гуманистической психологии (А. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс и др.) понимают социализацию как самоактуализацию "Я-концепции".

Л. С. Выготский категорически выступал против интерпретации в зарубежных теориях социализации как перехода от биологического существования к жизни в качестве социализованной личности. Он решительно настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей, поскольку он, родившись, уже является социальным существом, его изначально окружает взрослый, сложно структурированный социальный мир, полноправным членом которого ему еще только предстоит стать. Л. С. Выготский утверждал, что природа личности социальна: "В отличие от Пиаже мы полагаем, что развитие идет не к социализации, а к превращению общественных отношений в психические функции".

Он обращает внимание на то, что "не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития".

В. К. Шабельников отмечает, что Г. Гегель в философском плане, а затем Л. С. Выготский в конкретно психологическом раскрывают логику социальной детерминации личности и психического развития человека. Общество предстает субъектом, формирующим нашу психику.

Представление о культурно-исторической детерминации развития личности (Г. Гегель, Л. С. Выготский, Э. В. Ильенков, Д. Б. Эльконин) предполагает соответствие или изоморфизм в духовной организации общества и личности. Развертываясь как функциональный орган общества, личность отражает ходом своего развития структуру напряжений детерминирующей ее социокультурной системы.

В отечественной психологии социализация понимается как усвоение индивидом социального опыта путем включения в социальную среду и воспроизведение системы социальных связей и отношений (Г. М. Андреева, 1986), как процесс активного усвоения индивидом ценностей и норм общества и формирование их в систему социальных установок, которая определяет позиции и поведение индивида как личности в системе общества (С. К. Рощин, 2002).

Социализация – процесс и результат усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Исследователи предлагают разные интерпретации понятия социализации, поскольку социализация неразрывно связана с представлениями о личности и о характере ее многообразных связей с обществом. Как видно из приведенных выше определений, социализация рассматривается, с одной стороны, как процесс активного усвоения индивидом социального опыта, социальных функций и напряжений, системы социальных связей во взаимодействии с окружающими людьми.

С другой стороны, это процесс внутреннего индивидуального развития человека, направленный на социальное самоопределение через критическое осмысление полученного опыта, преобразование этого опыта и дальнейшее его возобновление и преумножение. В этом случае понимание взаимодействия человека с обществом включает в себя понимание общества и человека в качестве субъектов развития.

В ходе социализации человек не только обретает субъектные качества, нужные ему для жизнедеятельности в обществе, но и формируется как личность, способная конструктивно и творчески решать проблемы этого общества, создавать новые области социальной практики и ранее не существовавшие социальные общности.

И хотя определения этого процесса в исследованиях различных авторов во многом схожи, нельзя понимать социализацию однозначно. Сложности также связаны и с корректностью разведения понятия социализации с используемыми в отечественной психологической науке понятиями "развитие личности" и "воспитание".

Под развитием личности понимается процесс закономерного изменения как системного качества индивида в результате его социализации. Развитие личности рассматривается не как подчинение личности обществом или подавление ее биологической природы, а как выделение личности из общества "путем свертывания в ее системе части проходящего через нее движения общественной деятельности". Личностные особенности формируются как психологическое обеспечение деятельности субъекта.

Признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности, поскольку процесс развития ребенка немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений. В этом случае по объему понятия "развитие личности" и "социализация" некоторым образом совпадают, но акцент на активность личности более четко представлен в идее развития, а не социализации. Научное рассмотрение вопроса о социализации не снимает проблемы развития личности и предполагает, что личность понимается как становящийся во взаимодействии с социальной средой активный социальный субъект.

Для акцентирования идеи непрерывности, незавершенности социального развития личности используется понятие "социализированность".

Социализированность соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих чисто нормативное поведение, или процесс социальной адаптации.

Понятие социализации включает в себя признаки социализированности и готовности к переходу в новые ситуации социального развития, подразумевает способность к адекватному восприятию новых социальных требований; избирательное отношение к социальным воздействиям; низкую социальную ригидность; сформированности личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

Социализация продолжается в течение всей жизни, и особенностью социализации взрослых в непредвиденных социальных ситуациях (смена идеологии, ценностных и поведенческих установок, смена постоянного места жительства, освобождение из мест лишения свободы и др.) является "ресоциализация".

Ресоциализация один из аспектов реабилитации, характеризующийся возвращением или укреплением социальных связей, устранением проявлений общественной дезадаптации.

Понятие "воспитание" употребляется в психологическом аспекте в двух значениях – широком и узком. В узком смысле воспитание рассматривается как обретение индивидом общественно признанных и одобряемых данным сообществом социальных ценностей, нравственных и правовых норм, качеств личности и образцов поведения под воздействием субъектов воспитательного процесса.

В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, взрослый человек, осуществляющий целенаправленный, планомерный процесс воздействия с целью передачи, привития ребенку определенной системы представлений, понятий, норм и т.д., но это не жестко манипулятивпый процесс, а межличностное взаимодействие, отношения партнерства. В связи с целенаправленностью воздействующей стороны в реализации отношений, на нее в большей мере возлагается постановка целей, выходящих за рамки ситуации взаимодействия и рефлексия происходящего. Как мы видим, понятия "воспитание" в узком смысле слова и "социализация" отличаются по своему значению.

При употреблении понятия "воспитание" в широком смысле различия снимаются, поскольку воспитание трактуется как процесс социализации индивида, становления и развития его как личности на протяжении всей жизни в ходе собственной активности и под влиянием природной, социальной и культурной среды.

Субъектом воспитательного процесса в этом случае выступает все общество, вся система общественных связей, ориентированная на воспитание человека, готового жить и работать в современном для него обществе. Воспитание в широком смысле является ведущим и определяющим началом социализации.

Для анализа смысловых доминант социализации исследователи условно выделяют неразрывно слитые между собой четыре ее грани. Три грани характеризуют первую сторону социализации, связанную с "вхождением" человека в общество, это – инкультурация, интернализация и адаптация, вторую сторону социализации, отражающую активное воспроизводство человеком усвоенного социального опыта, отличает четвертая грань – рассмотрение социализации как процесса конструирования.

Процесс инкультурации раскрывает направленность индивида на освоение миропонимания и поведения, присущих базовой культуре, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур (М. Херсковиц, 1967). В социально-психологических исследованиях личности анализируются механизмы и виды трансляции культурно задаваемых норм и ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации, особенностей социальной идентичности и "Я-концепции". Достаточно много проводится теоретических и экспериментальных исследований становления личности в условиях этнической, политической и т.п. социализации (Л. М. Дробижева, Η. М. Лебедева, Л. М. Попов, В. Ю. Хотинец, У. Бронфенбреннер, М. Мид и др.).

Социализация может рассматриваться как процесс усвоения, интернализации индивидом различных модусов социального опыта (усвоение моделей поведения и социальных значений: символов, ценностей и установок). Основной акцент в исследованиях поставлен на различных механизмах этого усвоения и самом содержании усвоенного. Особенностью современных исследований является то, что в них подчеркивается значение саморегуляции и самодетерминации как показателей личностной зрелости в ходе интернализации социальных влияний. Большое внимание в исследованиях отечественных психологов отводится изучению социализации отдельных свойств, состояний и процессов (А. А. Реан, Ю. П. Поваренков, С. И. Ерина, В. Н. Куницына и др.).

Понимание социализации как адаптации связано с анализом социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. Основным результатом социализации выступает формирование характеристик индивида, обеспечивающих его нормативное функционирование, а основным критерием в оценке социального развития становится его социальная успешность. Процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его – как дезадаптация. Личность представляет собой психологическую структуру, преломляющую влияние разноуровневых социальных тенденций и преобразующую их в сценарии адаптивного поведения.

В психологических исследованиях обосновываются различные теоретические подходы к данной проблеме, выделяются факторы, определяющие успешность социально-психологической адаптации личности к социальным изменениям, профессиональной деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А. И. Донцов, Е. К. Завьялова, A. В. Карпов, В. А. Климов, Г. С. Никифоров, А. Л. Свенцицкий, В. Д. Шадриков и др.). В настоящее время психологи обращаются к проблеме социально-психологической адаптации в системе образования (Н. В. Клюева, А. А. Реан, B. Ф. Шевчук, В. А. Якунин и др.).

Исследователи придерживаются убеждения, что социально-психологическая адаптация человека в условиях социально-экономических преобразований представляет собой динамический механизм, обеспечивающий развитие социализации как исторического процесса. Его основная функция заключается в создании субъективных психологических регуляторов, которые, реализуясь в различные формы поведения и деятельности, служат основой для возникновения новых социальных норм, требований, ролей.

Понимание социализации как конструирования социальности позволяет преодолеть традиции "жесткого" детерминизма в решении проблемы взаимодействия индивида и общества. В настоящее время проблема конструирования субъектом социального мира является самостоятельным предметом анализа, составляя содержание психологии социального познания. Г. М. Андреева под конструированием понимает "приведение в систему информации о мире, организация этой информации в связные структуры с целью постижения ее смысла".

Результатом данного процесса становится создание человеком образа социального мира как сотворенной социальной реальности, частью которого является представление о самом себе как части этого мира – социальная идентичность. Представления о сущности процессов "социального конструирования" (М. Фуко, 1996; К. Герген, 1997; С. В. Штак, 2006 и др.) позволяют исследователям выявлять и изучать психологические закономерности формирования больших социальных групп (классы, страты и т.д.), прогнозировать вероятность попадания людей, имеющих маргинальный статус (беженцы, инвалиды, малоимущие и т.д.), в группу "социальных аутсайдеров".

— сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны и от деятельности каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

В организме на место отживающих клеток приходят новые. Так и в обществе каждую секунду рождаются новые люди, которые пока ничего не знают; ни правил, ни норм, ни законов, согласно которым живут их родители. Всему их нужно обучить, чтобы они стали самостоятельными членами общества, активными участниками его жизни, способными обучать новое поколение.

Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества , к которому он принадлежит, называется социализацией .

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.

В социологической науке принято выделять два основных типа социализации :

  1. первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;
  2. вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих, ограничивающих становление человека.

Агенты социализации — это конкретные люди , ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации учреждения , влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от типа социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации.

Агенты первичной социализации - родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин “первичная” относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин “вторичная” описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов, стадий

  1. Стадия адаптации (рождение — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.
  2. Появление желания выделить себя среди других — стадия идентификации.
  3. Стадия интеграции, внедрения в жизнь общества, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.
  4. Трудовая стадия. На этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.
  5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

Стадии процесса социализации личности по Эриксону (1902-1976):

Стадия младенчества (от 0 до 1,5 года).На этой стадии главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате у ребенка формируется базовое доверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери. Дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психологического развития ребенка.

Стадия раннего детства (от 1,5 до 4 лет). Эта стадия связана с формированием автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации. Общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

Стадия детства (от 4 до 6 лет). На этой стадии ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Игра важна для ребенка, так как формирует инициативу, развивает творческие начала. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психологические возможности: волю, память, мышление и т.д. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания его играм, то это отрицательно сказывается на развитии ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

Стадия, связанная с младшим школьным возрастом (от 6 до 11 лет). На этой стадии ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический этос культуры. Если ребенок успешно овладевает знаниями, он верит в свои силы, уверен, спокоен. Неудачи в школе приводят к появлению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, отчаяния, потере интереса к учебе.

Стадия отрочества (от 11 до 20 лет). На этой стадии формируется центральная форма эгоидентичности (личностного «Я»). Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к нему о самоопределении.

Стадия юности (от 21 до 25 лет). На этой стадии для человека становится актуальным поиск спутника жизни, сотрудничество с людьми, укрепление связей со всей , человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

Стадия зрелости (от 25 до 55/60 лет). На этой стадии развитие идентичности идет всю жизнь, ощущается воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. На этой же стадии личность вкладывает себя в хороший, любимый труд, заботу о детях, удовлетворена своей жизнью.

Стадия старости (старше 55/60 лет). На этой стадии происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек «принимает» себя и свою жизнь, осознает необходимость в логическом завершении жизни, проявляет мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно.

В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

  1. биологическая наследственность;
  2. физическое окружение;
  3. культура, социальное окружение;
  4. групповой опыт;
  5. индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого человека поставляет “сырые материалы”, которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.

Процесс социализации охватывает все слои общества. В его рамках усвоение новых норм и ценностей взамен старых называется ресоциализацией , а утрата личностью навыков социального поведения — десоциализацией . Отклонение в социализации принято называть девиацией .

Модель социализации определяется тем , каким ценностям привержено общество , какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведен. Социализация организуется так, чтобы обеспечить воспроизводство свойств социальной системы. Если главная ценность общества — свобода личности, оно и формирует такие условия. Когда личности предоставляются определенные условия, она обучается самостоятельности и ответственности, уважению к своей и чужой индивидуальности. Это проявляется повсеместно: в семье, школе, в вузе, на работе и др. Причем, эта либеральная модель социализации предполагает органическое единство свободы и ответственности.

Процесс социализации человека продолжается всю его жизнь, но особо интенсивно он протекает в молодые годы. Именно тогда создается фундамент духовного развития личности, что увеличивает значение качества воспитания, повышает ответственность общества, задающего определенную систему координат воспитательного процесса, который включает в себя формирование мировоззрения, опирающегося на общечеловеческие и духовные ценности; развитие творческого мышления; развитие высокой социальной активности, целеустремленности, потребности и умение работать в коллективе, стремление к новому и способность находить оптимальное решение жизненных проблем в нестандартных ситуациях; потребность в постоянном самообразовании и формировании профессиональных качеств; способность самостоятельно принимать решения; уважение к законам, моральным ценностям; социальную ответственность, гражданское мужество, развивает чувство внутренней свободы и собственного достоинства; воспитание национального самосознания российского гражданина.

Социализация — сложный, жизненно важный процесс. От него во многом зависит как индивид сумеет реализовать свои задатки, способности, состояться как .

Социализация — это интегративный процесс вступления субъекта в структуру общества, посредством овладения им социальными правилами, ценностями, ориентациями, традициями, познание которых помогает стать эффективным индивидом общества. С первых своих дней существования маленький человек окружен многими людьми, он уже понемногу включается в коллективное взаимодействие. Во время взаимоотношений человек обретает социальный опыт, какой становится неотъемлемым компонентом индивидуума.

Процесс социализации личности двусторонний: человек усваивает опыт общества, одновременно – активно развивает отношения, связи. Человек воспринимает, овладевает и преобразовывает персональный социальный опыт на личные установки и позиции. Также он включается в многообразные социальные связи, исполнение разных ролевых функций, преобразуя этим окружающее общество и себя. Реальные условия коллективной жизни самой актуальной ставят проблему, требующую от каждого его подключения в общественную структуру окружения. В данном процессе главным понятием и выступает социализация, позволяющая индивиду стать участником социальных групп, коллективов.

Процесс социализации личности в социальные слои является трудным и продолжительным, поскольку включает овладение человеком ценностями и законами общественной жизни, освоение разных социальных ролей.

Социализация личности в психологии является темой, которая активно изучается многими социальными психологами. Ведь человек имеет социальную сущность, а его жизнь является процессом непрерывной адаптации, которая требует стабильных изменений и обновлений.

Процесс социализации предусматривает высокий уровень внутренней активности самой личности, необходимость самореализации. Многое зависит именно от жизненной активности человека, умения результативно управлять деятельностью. Но этот процесс часто встречается, когда объективные жизненные обстоятельства порождают у индивида определенные потребности, создают стимулы деятельности.

Понятие социализация личности

Описываемый процесс обуславливается социальной активностью индивидуумов.

Процесс социализации личности представляет вхождение индивида в социальную структуру, вследствие чего осуществляются изменения в структуре самой и социума в целом. В итоге социализации индивидуумом усваиваются нормы группы, ценности, образцы поведения, социальные ориентации, которые преобразуются в установки человека.

Социализация личности чрезвычайно важна для благополучного функционирования в социуме. Данный процесс идет на протяжении всей жизни индивидуума, поскольку мир движется и, чтобы двигаться вместе с ним, необходимо меняться. Человек претерпевает постоянные изменения, он меняется, как физически, так и психологически, для него невозможно быть постоянным. Именно этим важным понятием, как социализация личности в психологии занимаются многие специалисты, изучающие личность, социум и их взаимосвязь.

В данном процессе никто не застрахован от возникновения проблем.

Проблемы социализации подразделяются на следующие три группы. Первую составляют социально-психологические проблемы социализации, которые связаны с формированием самосознания индивида, его самоопределением, самоутверждением, самоактуализацией и саморазвитием. На любом из этапов проблемы имеют специфическое содержание, и появляются различные способы их разрешения. Только неизменным остается их важность для личности. Она может и не осознавать существование этих проблем, поскольку они глубоко «зарыты» и заставляют мыслить, действуя так, чтобы устранить проблему, найти адекватное решение.

Вторая группа – это культурные проблемы, которые возникают, включая каждый этап. Содержание этих проблем зависит от достижения определенного уровня естественного развития. Эти проблемы связаны с региональными различиями, возникающие в разных темпах физического созревания, так в южных районах он быстрее, чем в северных.

Культурные проблемы социализации касаются вопроса о формировании стереотипов женственности и мужественности в разных этносах, регионах, а также культурах.

Третья группа проблем – социально-культурные, которые в своем содержании имеют приобщение личности к уровню культуры. Они касаются личностных ценностных ориентаций, мировоззрения человека, его духовного склада. Имеют специфичный характер – нравственный, познавательный, ценностный, смысловой.

Социализация делится на первичную и вторичную.

Первичная — реализовывается в сфере близких отношений. Вторичная социализация осуществляется в формально-деловых отношениях.

Первичная социализация располагает такими агентами: родители, близкие знакомые, родственники, друзья, учителя.

Во вторичной агентами выступают: государство, СМИ, представители общественных организаций, церковь.

Первичная социализация очень интенсивно протекает в первой половине жизни индивида, когда он воспитывается родителями, посещает дошкольное учреждение, школу, приобретает новые контакты. Вторичная, соответственно, проходит во второй половине жизни, когда взрослому человеку предстает контактировать с формальными организациями.

Социализация и воспитание

Воспитание, в отличие от социализации, протекающее в условиях стихийного взаимодействия индивида и окружающей среды, рассматривают, как сознательно контролируемый процесс, например, религиозное, семейное или школьное воспитание.

Социализация личности это в педагогике процесс, который изучается неотрывно от процесса воспитания. Главной задачей воспитания выступает формирование у растущего индивида гуманистической направленности, что означает, что в мотивационной сфере личности общественные , побуждения к социально полезной деятельности преобладают над личными мотивами. Во всем, о чем думает индивид, чтобы он ни делал, в мотивы его действий должно включаться представление о другом индивидууме, об обществе.

На процесс социализации личности большое воздействие имеют социальные группы. Их влияние различно на разных этапах онтогенеза человека. В раннем детском возрасте значимое влияние идет от семьи, подростковом – от сверстников, зрелом – от рабочего коллектива. Степень влияния каждой группы зависима от сплоченности, а также организации.

Воспитание, в отличие от общей социализации является целенаправленным процессом воздействия на индивидуума, что означает, что с помощью воспитания можно регулировать воздействие социума на индивида и создавать благополучные условия социализации личности.

Социализация личности это в педагогике также важная тема, поскольку социализация неотрывная от воспитания. Под воспитанием понимается общественное явление, которое воздействует инструментами обществом на личность. Из этого выплывает связь воспитания с социальной и политической структурой общества, которое выступает «заказчиком» на воспроизведение конкретного типа личности. Воспитание является специально организуемой деятельностью в реализации намеченных целей образования, в педагогическом процессе, где субъекты (учитель и ученик) выражают активные действия в достижении педагогических целей.

Известный психолог С. Рубинштейн утверждал, что важной целью воспитания является формирование у человека личной нравственной позиции, а не внешнее приспособление индивидуума к социальным правилам. Воспитание требуется рассматривать, как организованный процесс социальной ценностных ориентаций, то есть их перевод из внешнего – во внутренний план.

Успешность интериоризации проводится при участии эмоциональной и интеллектуальной сфер индивида. Это значит, что при организации процесса воспитания учителю нужно стимулировать у своих воспитанников понимание ими их поведения, внешних требований, чувственное проживание нравственной, а также гражданской позиции. Тогда воспитание, как процесс интериоризации ценностных ориентаций будет осуществляться двумя путями:

— через сообщение и истолкование полезных целей, нравственных правил, идеалов и норм поведения. Это избавит ученика от стихийного поиска, в котором возможно столкнуться с ошибками. Этот способ основывается на содержательно-смысловой переработке мотивационной сферы и сознательной волевой работе в переосмысливании собственного отношения к реальному миру;

— посредством создания определенных психологических и педагогических условий, что актуализировали бы интересы и естественные ситуативные побуждения, стимулируя тем самым полезную общественную деятельность.

Оба пути результативны, только при системном их применении, интеграции и взаимодополняемости.

Успешность воспитания и социализации лиц юного возраста осуществима при условии использования положительных факторов, вложенных в общественных отношениях, образе жизни, нейтрализации факторов, мешающих осуществить задачи обучения, воспитания и социализации.

Преобразование системы образования и воспитания способно быть успешным, только когда это реально станет делом общества. Стоит переориентировать общественную жизнь, культурную среду, систему обучения и воспитания на молодое поколение.

Факторы социализации

Существует много факторов социализации, все они собраны в двух больших группах. Первую группу составляют социальные факторы, отражающие социально-культурную сторону социализации и проблемы, касающиеся её исторической, групповой, этнической и культурной специфики. Вторая группа содержит индивидуально-личностные факторы, выражающиеся через специфику жизненного пути каждой личности.

Социальные факторы в основном включают: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы, которые отображают разные стороны развития личности (социальную, политическую, историческую, экономическую), также качество жизни индивидуума, экологическую обстановку той местности, в которой он проживает, наличие частых возникновений экстремальных ситуаций и прочие социальные обстоятельства.

Макрофакторы состоят из природных и социальных детерминант развития личности, что обусловлены её проживанием в составе социальных общностей. Макрофакторы включают следующие факторы:

— государство (страна), как понятие, которое принято для выделения общности индивидов, проживающих в определенных территориальных границах, объединенных в силу экономических, политических, исторических, социальных и психологических причин. Особенность развития государства (страны) определяет особенности социализации людей в определенном регионе;

— культура – это система духовных аспектов обеспечения жизнедеятельности людей и их социализации. Культура охватывает все жизненные стороны – биологическую (еда, естественные нужды, отдых, половой акт), производственную (создание материальных вещей и объектов), духовную (мировоззрение, язык, речевая деятельность), социальную (социальные отношения, общение).

Мезофакторы обусловлены проживанием человека в составе социальных групп средней величины. К мезофакторам относят:

— этнос – исторически сформировавшаяся на конкретной территории стабильная совокупность индивидов, которая обладает единым языком, религией, общими особенностями культуры, также общим самосознанием, то есть осознанием каждым индивидуумом того, что они едины и отличаются от других групп. Принадлежность индивида к нации определяет специфику его социализации;

— тип поселения (город, область, поселок, село), который в силу различных причин наделяет своеобразием социализацию людей, проживающего в нём;

— региональные условия – это особенности, свойственные для социализации населения, проживающего в определенном регионе, государстве, части страны, имеющего отличительные особенности (историческое прошлое, единую экономическую и политическую систему, социальное и культурное своеобразие);

— средства массовой коммуникации – это технические средства (радио, телевидение, печать), отвечающие за распространение информации на большие аудитории.

Микрофакторы – детерминанты социализации, относящиеся к воспитанию и обучению в малых группах (трудовом коллективе, учебном заведении, религиозной организации).

Самым значимым в социализации личности — выступает историческое развитие страны, группы, общности, коллектива. На каждом этапе развития общества вытекают разные требования к личности. Так, зачастую встречается информация о том, что индивид мог себя обрести и полностью осознать только в рамках определенного коллектива.

В стабильные времена развития общества, более адаптированными к социуму были индивиды, в которых преобладали ориентации на групповые ценности, тогда как в переломные, кризисные исторические моменты активизировались различные типы людей. Одними были те, у кого одновременно преобладали индивидуальные и общечеловеческие притязания, другими – те, кто спасался от общественных кризисов, используя привычные для них стереотипы ориентации на групповые нормы, присущие стабильному развитию общества.

При обстоятельствах общественного кризиса преобладание второго типа ведёт к поиску «внешних» врагов, отстранению всех чужих, кто приближается к группе, предпочитая свою (национальную, возрастную, территориальную, профессиональную) группу. Существенно значимыми также являются индивидуально-личностные факторы. Со стороны психологии, процесс социализации не может быть простым и механическим отражением испытанного человеком социального опыта. Процесс усвоения такого опыта субъективен. Одни социальные ситуации могут совсем по-разному переживаться разными индивидами, поэтому каждая личность может выносить из одинаковых ситуаций совершенно разный социальный опыт. Многое зависит от условий, в которых проживают и развиваются личности, где они проходят социализацию. Совсем иначе происходит этот процесс на различных стадиях онтогенеза, в период общественного кризиса.

Общественный кризис характеризуется нарушением стабильных условий жизни общества, сбоем присущей ему системы ценностей, отчуждением людей, повышением эгоизма. Особенно негативному воздействию общественного кризиса подвержены: дети подросткового возраста, молодые люди на пути становления личности, люди среднего возраста и пожилые люди.

Люди, наиболее развитые, не воспринимают навязываемые им взгляды, они формируют собственную, независимую и отличную от общественно принятой, систему ценностей. Но это также не означает, что подавляющее большинство лиц среднего возраста невосприимчивы к глобальным изменениям, происходящим в обществе. Однако процесс их личностной социализации протекает через сильное переживание личностного кризиса, либо он проходит сравнительно легко, если в спокойные стабильные времена развития общества он находился между социальными аутсайдерами, но в кризисных обстоятельствах их умения были востребованными.

Формы социализации

Выделяют две формы социализации – направленную и ненаправленную.

Направленная (стихийная) – являет собой стихийное формирование социальных качеств в результате пребывания человека в непосредственном близком социальном окружении (в семье, между сослуживцами, сверстниками).

Направленная социализация представляет систему способов воздействия, специально разработанная обществом, его институтами, организациями, с целью сформировать личность согласно к преобладающим в данном обществе ценностям, интересам, идеалам, а также целям.

Воспитание — это один из способов направленной социализации. Является сознательно планомерным, организованным, целенаправленным процессом воздействия на развивающуюся личность, её поведение и сознание, с целью вырабатывания у неё конкретных понятий, принципов, ценностных ориентаций и социальных установок и её подготовки к активной общественной, культурной и производственной деятельности.

Обе формы (направленная, ненаправленная) в определенных обстоятельствах могут согласовываться между собой или наоборот, вступать в противоречия. Возникшие противоречия нередко приводят к конфликтным ситуациям, осложняющим и затрудняющим процесс социализации личности.

Стихийная форма социализации (ненаправленная) детерминированная микросоциальной средой (близкие родственники, сверстники) и нередко содержит немало устаревших и уже отживших правил, стереотипов, образцов, шаблонов поведения. Она наряду с положительным влиянием на индивида способна оказывать на личность и негативное воздействие, подтолкнуть ее к отрицательным, отклоняющимся от установленных обществом норм, что способно привести к такому явлению, как социальная патология.

Ненаправленная социализация без включения средств направленной, может быть ущербной для формирования человека, социальной группы этой личности и в целом общества. Поэтому очень важным есть её дополнение и преобразование целенаправленным корригирующим воздействиям направленной социализации.

Но направленная социализация не всегда ведет к положительному воспитательному результату, что особенно проявляется, когда она используется в антигуманных целях, таких как, например, деятельность различных религиозных деструктивных сект, насаждение фашистской идеологии, пропаганда расистских настроений. Поэтому направленная форма социализации способна привести к положительному формированию личности только, если она осуществляется согласно к нравственным правилам, моральным критериям, свободе совести, ответственности и принципам демократичного общества.

Этапы социализации личности

Процесс социализации личности протекает в трех основных фазах. В первой фазе происходит освоение социальных норм и ценностных ориентаций, личность учиться соответствовать своему обществу.

На второй фазе происходит стремление индивида к персонализации, к активному воздействию на членов общества.

Во время третьей фазы совершается интеграция индивида в социальную группу, в которой он раскрывает особенность личных свойств и возможностей.

Последовательное протекание процесса социализации, правильный переход в каждую фазу приводит к благополучному завершению и достижению результата. Каждый этап имеет свои особенности, и если все условия социализации соблюдены, тогда процесс пройдет успешно.

Выделяют основные этапы социализации в трудовом коллективе – это дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

В качестве этапов выделяют:

— первичную социализацию, которая протекает с момента рождения до становления личности;

— вторичную социализацию, во время которой происходит перестройка личности в период зрелости и нахождения в социуме.

Основные этапы процесса социализации распределяют зависимо от возраста человека.

В детстве социализация начинается с рождения человека и развивается с ранней стадии. В детстве происходит самое активное формирование личности, в этот период он формируется на 70%. Если данный процесс запаздывает, то будут происходить необратимые последствия. До семи лет осознание собственного Я происходит естественным возрастом, в отличие от более старших лет.

На подростковом этапе социализации происходит больше всего физиологических изменений, индивид начинает созревать, происходит становление личности. После тринадцати лет дети берут на себя все больше обязанностей, таким образом, они становятся более осведомленными.

В молодости (ранней зрелости) происходит более активная социализация, поскольку индивид активно изменяет свои социальные институты (школа, колледж, институт). Шестнадцатилетний возраст считают самым напряженным и опасным, ведь теперь индивид более самостоятельный, он сознательно решает какое социальное общество ему избрать, и в какое общество ему вступать, поскольку придется прибывать в нем длительное время.

В возрасте примерно 18-30 лет социализация происходит в связи с работой и личными отношениями. Более ясные представления о себе приходят к каждому молодому человеку или девушке посредством трудового опыта, дружбы и отношений. Неверное восприятие информации способно привести к отрицательным последствиям, тогда человек закроется в себе, и будет вести бессознательную жизнь вплоть до кризиса среднего возраста.

Следует еще раз отметить, что только, если будут соблюдены все условия социализации, тогда, соответственно процесс социализации будет проходить так, как следует. Особенно стоит обратить внимание на подростковый и юношеский этап, поскольку именно в юные годы происходит самое активное становление личности и выбор социального сообщества, с которым человеку нужно взаимодействовать еще долгие годы.

Нет единого определения термина С. В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

    Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей . Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.

    Происходит формирование структур индивидуального самосознания , связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации .

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т.е.:

    способность к адекватному восприятию новых социальных требований;

    избирательное отношение к социальным воздействиям;

    низкую социальную ригидность;

    сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

2. Понятие социализации.

От социализации следует отличать:

Адаптацию – ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям;

Обучение, образование – приобретение новых знаний и навыков;

Взросление – социопсихологическое развитие человека в узком возрастном диапазоне (примерно от 10 до 20 лет).

Социализация не сводится ни к одному из перечисленных выше процессов, и вместе с тем они включаются в процесс социализации в качестве элементов.

В некоторых случаях возможен процесс ресоциализации, который характеризуется тем, что индивид утрачивает некоторые ценности, усвоенные им нормы перестают быть регуляторами его поведения. К обстоятельствам, вызывающим ресоциализацию, может быть отнесено заключение человека в тюрьму, в психиатрическую больницу и т. п.

Воспитание – это целенаправленное воздействие на духовную сферу и поведение индивидов;

Понятие воспитания имеет два смысла в нашей П:

В узком – процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм.

В широком – воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта.

Если рассматривать понятие воспитания в узком смысле слова, то С отличается по своему значению, а если в широком, то они тождественны.

Соотношение социализации с социальным развитием-????

Социализация – непрерывный процесс. Существуют три сферы Социализации:

    Деятельность. Три процесса: ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деят и между различными ее видами; централизация вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинение ему всех остальных деятельностей; освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. это расширение каталога действий. Важен процесс целеполагания. Индивид становится субъектом деятельности.

    Общение. Это увеличение числа контактов и переход к диалогическому общению. Важно: как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и что получает личность от этого общения.

    Самосознание. Самосознание включает в себя самоопределение, самореализацию и самоутверждение, самооценку. Понимание личности себя как некой ценности и вопрос идентификации. Развитие самосознания в ходе С – процесс, контролируемый, определяемый постоянным приобретением соц опыта в условиях расширения диалога деятельности и общения.

Социализированность – владение социальными нормами.


Структура процесса социализации и его возрастные стадии.

1. Понятие социализации в социальной психологии. Две стороны процесса социализации: формирование личности в процессе усвоения социального опыта и воспроизводство социальной системы.

3. Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

4. Факторы и агенты (институты) социализации.

5. Ресоциализация.

Понятие социализации.

Социализация - процесс и результат социального развития человека. Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева). Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976). Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера. Целенаправленные, социально-контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении. Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др.

Термин «социализация не имеет однозначной дефиниции среди различных представителей психологической науки. В отечественной психологии употребляются еще два термина, синонимы слова «социализация»: это «развитие личности» и «воспитание».

Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации.

Социализация, это процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и пожилом возрасте. Др Орвиль Г. Бриммладший (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он утверждал, что существуют следующие различия меж­ду социализацией детей и взрослых.

Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Н а основе социализации взрослые становятся солдатами или членами комитетов, детей же учат выполнять правила, быть внимательными и вежливыми.

Социализация предполагаетрасширение и умножение социальных связей личностью с миром в трех основных сферах– деятельность, общение и самосознание . Общей характеристикой этих трех сфер является то, что они способствуют расширить и умножить социальные связи индивида с внешним миром.

Деятельность. На протяжении всего процесса социализации личность имеет дело с освоением все новых и новых видов деятельности.

При этом происходят три важных процесса:

1. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснение их, но и их освоение.

2. Центрирование на определенном виде деятельности, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.

3. Это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

Общение -Умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Расширение круга общения можно понимать как: постепенный выход ребенка за рамки семьи в широкий социум, начало общения с друзьями, приятелями, и способность к интимному общению (глубина общения), установлению психологической связи с партнером. + умение уединяться, быть наедине с собой.

Самосознание – развитие самосознания личности означает становление в человеке образа его Я. Это контролируемый процесс, который. не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Важно определиться, что входит в «Я образ», какова его структура. Существует несколько разл. подходов. Один из них принадлежит Мерлину. Он выделяет в структуре самосознания 4 компонента:

Осознание собственной тождественности (отличие себя от остального мира);

осознание себя как активного начала, субъекта деятельности;

Осознание собственных психических свойств, психологических особенностей;

социально- нравственная самооценка, которая. формир. на основе накопления опыта общения и деятельности.

Самосознание относится к самым глубоким, интимным хар-кам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.

Механизмы социализации:

Социализация человека происходит посредством механизмов социализации - способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта. Одним из первых был выделен механизм единства подражания, имитации, идентификации. Сущность заключается в стремлении человека к воспроизводству воспринимаемого поведения других людей.

Выделяют механизмы:

Идентификации - отождествление индивида с отдельными людьми или группой, позволяющая усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения, формы поведения.

Подражания- это сознательное или бессознательное восприятие индивидом модели поведения и опыта других людей. Человек часто, при этом неосознавая, усваивает большую часть социального опыта и модели поведения подражая окружающим.

Внушения- процесс неосознанного восприятия индивида внутреннего опыта, мыслей, чувств и психологических состояний тех людей, с которыми он взаимодействует.

Полоролевой идентификации (половой идентификации) или полоролевой типизации. Его сущность состоит в усвоении субъектом психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определенного пола. В процессе первичной социализации индивид усваивает нормативные представления о психологических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин.

Механизм социальной оценки желаемого поведения осуществляется в процессе социального контроля (С.Парсонс). Он работает на основе изученного 3. Фрейдом принципа удовольствия-страдания - чувств, которые испытывает человек в связи с вознаграждениями (положительными санкциями) и наказаниями (отрицательными санкциями), поступающими от других людей. Люди по-разному воспринимают друг друга и по-разному стремятся влиять на других. Это эффекты действия механизма социальной оценки: социальная фасилитация (или фацилитация) и социальной ингибиция.

Социальная фасилитация предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение других.

Социальная ингибиция (психологический эффект обратного действия) проявляется в негативном, тормозящем влиянии одного человека на другого.

Наиболее распространенным механизмом социализации является конформность. Понятие конформности связано с термином «социальный конформизм», т. е. некритическое принятие и следование господствующим в обществе стандартам, авторитетам и идеологии. Посредством группового давления и распространения стереотипов массового сознания формируется тип обезличенного обывателя, лишенного самобытности и оригинальности. Мера развития конформности может быть разной. Есть внешняя конформность, которая проявляется лишь во внешнем согласии, но при этом индивид остается при своем мнении. При внутренней индивид действительно меняет свою точку зрения и преобразует внутренние установки в зависимости от мнения окружающих.

Негативизм - это конформизм наоборот, стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции большинства и любой ценой утверждать свою точку зрения.

Определены и другие явления, рассматриваемые как механизмы социализации: внушение, групповые экспектации, ролевое научение и др.

Механизм проекция – приписывание собственных черт другим людям,

Механизм Инициация – Эта проблема исследована социальной антропологией и обозначает общественное признание чегото того, что уже отмирает или остоется в прошлом и на его место приходит новий статус индивида, как шаг вхождения в общество. (Напр.Выпускной бал, проводы в армию, свадьба).

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации - семья, школа, производственная группа.

Этапы (стадии) социализации личности. Различные подходы к определению основных этапов социализации. Концепция Э. Эриксона.

По вопросу о стадиях социализации существуют два подхода:

  1. Психологический (связан с признаком „возраст”). Стадии этого подхода:
  • Социализация в детском возрасте; первичная (стадия адаптации)-от рождения до 10-11лет. На этой стадии ребенок не критически усваивает соц. опыт, адаптируется к жизни, подражает взрослым.
  • Социализация в подростковом возрасте; 12-16/17лет

· Социализация в юношестве -Индивидуализация - от 17 до 22 лет. В этом возрасте доминирует желание выделить себя среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое отношение к общественным нормам поведения.

  • Социализация в молодости (до 35); интеграция- характерно желание найти своё место в обществе.
  • Социализация в среднем возрасте (35-55);
  • Социализация в зрелом возрасте (старше 55).

Цель такого разграничения – показать, что на каждом возрастном этапе, человек усваивает определенные, специфические нормы поведения, роли и ценности. Каждый период имеет свою относительную автономность.

2. Социологический подход. Этот подход широко разработан и в отечественной социальной психологии. Он расматривает понятие „социализация” как усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Поэтому основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Можно выделить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два самостоятельных периода:

а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу – период раннего детства (0-7 лет);

б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина (7-17 лет). К этому этапу относится все время обучения в школе. Обучение в ВУЗе/техникуме наход. на грани между дотрудовой и трудовой стадии.

Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, весь период трудовой деятельности человека.

Послетрудовая стадия - пожилой возраст