Сент экзюпери как врач роскошь общения. Урока: "Самая большая роскошь на свете это роскошь человеческого общения"

Общение пронизывает все виды деятельности людей, все сферы их существования. Обучение и воспитание. Социальное развитие человека (ребёнка) начинается с общения. В общении он усваивает язык, получает определённые знания и умения, нравственные нормы и правила. Труд, наука, культура. Действительность человека в любой из этих областей основаное на общественном разделении функций, на обобществлении результатов, а это невозможно без информационного обмена и общения между людьми


Социальная сфера. Человек живёт среди людей и это побуждает его постоянно взаимодействовать с окружающими, обмениваться информацией, эмоциями. Самоутверждение. Процесс нахождения и завоевания места в обществе является длительным и сложным. В нём играет роль вся жизнедеятельность человека: труд, учёба, образ жизни, отношения с окружающей средой. И одно из главных мест в процессе самоутверждения принадлежит общению. Общение в этом случае выступает как умение: - привлечь к себе внимание окружающих: друзей, руководителей, подчинённых;






Мысли мудрых * Для успеха в жизни умения общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. (Леббок) * Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком. (А. Фейербах) * Человек имеет склонность общаться с себе подобными, ибо в таком состоянии он больше чувствует себя человеком. (И. Кант)


Общение: * словесное (речевое, вербальное), * эмоциональное (невербальное) Приёмы речевого общения: * интонация должна выражать положительное отношение к собеседнику, * называйте собеседника по имени, * первые фразы должны привлекать внимание, * беседа должна быть интересной, * юмор – прекрасное средство снятия напряжения или усталости, *интонация важнее информации




Самоутверждение в общении достигается, если в вашей Я-конкуренции возникают следующие представления о себе: приятно выгляжу, нравлюсь окружающим, владею языком, хорошо говорю, Я = в личностном владею приёмами вербального общения, общении владею приёмами невербального общения, раскован, нахожу подход к разным людям


Умейте говорить комплименты. Комплимент – это приятные оценочные высказывания, относящиеся к личности партнёра. Заслуженный комплимент – похвала, положительная оценка, соответствующая действительности. Незаслуженный комплимент – явно завышенная оценка качеств партнёра по общению. Явная лесть – незаслуженные комплименты, имеющие целью привлечь внимание, расположить партнёра, извлечь выгоду для себя.




Ситуации – пробы. 1.Вы по воле обстоятельств попадаете в небольшую незнакомую компанию порядочных людей старшего возраста. Обдумайте своё поведение. Какими способами вы установите контакт с этими людьми? 2. Машина времени перенесла вас в высшее общество 18 века (пушкинские времена). Как вы будете утверждать себя в нём? 3. Ваш новый знакомый пригласил вас в гости (на день рождения) в свою компанию, в составе которой есть ваши знакомые, незнакомые гости и два – три ваших недоброжелателя. Подумайте и расскажите, как вы сможете войти в новую компанию так, чтобы ваш приход вызвал положительные эмоции.


Упражнение – тест У меете ли вы говорить по телефону? Выберите один из вариантов: а, б или в. 1.Разбудив друга звонком, вы: а) извинитесь и скажете,что перезвоните позже; б) будете продолжать говорить; в) сообщите, что у вас важная информация и её стоит послушать. 2. Позвонив приятелю, который в данный момент очень занят,вы: а) извинитесь, что потревожили, и попросите перезвонить вам,когда он освободится; б) спросите, чем он занят; в) сделаете саркастическое замечание и повесите трубку. 3. Вы позвонили другу, с которым в последнее время не общались, и: а) сетуете, что он не звонил; б) делаете вид, будто ничего не произошло; в) высказываете сожаление, что давно не общались. 4. Приятель, которому вы позвонили, говорит, что ждёт важного звонка, поэтому нужно освободить линию. Вы: а) спросите, что за важный звонок он ждёт; б) проигнорируете его просьбу и будете продолжать разговор; в) попросите перезвонить вам в удобное для него время.


5. Маленький ребёнок вашего друга поднял трубку. Вы: а) скажете ему, чтобы он передал трубку взрослому; б) сделаете замечание, что дети не должны отвечать на телефонные звонки; в) коротко, дружески перекинетесь с ним парой слов попросите передать трубку родителям. 6. Вы позвонили другу, у которого в этот момент гости: а) спросите, кто у него; б) попросите перезвонить, как только все уйдут; в) попросите перезвонить в удобное для него время. 7. Позвонив, вы сразу почувствовали раздражение в голосе подруги: а) спросите, в чём проблема; б) сами предложите перезвонить позже; в) также продемонстрируете раздражение. 8. Вы звоните другу и попали на автоответчик: а) оставите сообщение; б) повесите трубку, не назвавшись; в) попросите перезвонить. Если ваш результат: баллов: Не исключено, что вы ничего плохо не имеете ввиду, но часто говорите по телефону не то, что нужно баллов: Вы знаете правила общения по телефону, но иногда делаете ошибки. Менее 8 баллов: У вас отличная манера ведения разговора по телефону.

ТЕМА КЛАССНОГО ЧАСА

«РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

ЦЕЛЬ: расширить знания учащихся об общении с людьми, Познакомить учащихся с различными сторонами общения, дать представление о видах общения. Научить строить отношения с другими людьми лучше, плодотворнее, радостнее.

ФОРМА: игра, диалог, перекличка

СРЕДСТВА: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, тесты, памятки.

ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

СЛАЙД № 1

Здравствуйте, я рада вас видеть. Меня зовут Оксана Владимировна.

Давайте, теперь я познакомлюсь с вами. А познакомлюсь я с помощью теста «кто вы».

СЛАЙД № 2

Ребята, посмотрите на экран.

СЛАЙД № 3

На нем изображены геометрические фигуры.

Нарисуйте на листах эти фигуры в той последовательности, в которой захотите.

Обратите внимание на ту фигуру, которая стоит на первом месте. Сейчас мы с вами будем работать только с этой фигурой.

СЛАЙД № 4

Ребята, среди вас есть такие, которые выбрали квадрат.

Ваши качества: трудолюбие, усердие, выносливость,

терпение, методичность. Высококлассный специалист в

своей области. Любите порядок.

А теперь я познакомлюсь с теми, кто выбрал треугольник.

https://pandia.ru/text/78/344/images/image012_59.gif" width="86" height="38 src="> - Вы не удовлетворены образом жизни. Лучшие качества:

любознательность, живой интерес ко всему

происходящему, смелость. Вы умеете слушать


4. Давайте познакомимся с ребятами которые выбрали круг.

https://pandia.ru/text/78/344/images/image014_51.gif" width="50" height="26">Вы творческие личности и неутомимые проповедники

своих идей, способные увлечь за собой многих. Основное

ваше качество – общительность.

Тема нашего классного часа:

СЛАЙД № 5

«Роскошь человеческого общения»

Скажите одним предложением какова основная мысль, раскрывающая эту тему. (2-3 человека)

Эпиграфом к нашему классному часу послужат слова Экзюпери

СЛАЙД № 6

Самая большая на земле роскошь-

Это роскошь человеческого общения.

Сегодня мы поговорим об общении. Ведь умение общаться это роскошь, но не каждый человек умеет общаться, ведь наш жизненный опыт еще мал, и порой мы не знаем как вести себя в разных ситуациях, чтобы не обидеть собеседника. Общение это способ существования и развития людей. Но прежде чем говорить о «роскоши», давайте с вами попробуем разобраться, что же такое общение?

Понятие «общение» в психологии употребляется как межличностные контакты.

Учитель обращается к учащимся:

- ребята, если я сейчас обращусь к Сергею.

Сережа, сядь ровно.

Состоялось ли у нас общение? (нет)

Так у нас разногласие, и мы не можем прийти к общему мнению. Тогда я предлагаю вам определение общения –

СЛАЙД № 7

Общение – это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.

А теперь мы можем ответить на вопрос, состоялось ли у нас общение?

Существует три стороны общения.

СЛАЙД № 8

Ребята, вы хотите стать лучше, поднимите руку. Кстати я тоже поднимаю руку, я тоже всегда хочу стать лучше.

А помогут нам в этом знания о видах общения. Давайте с вами познакомимся с некоторыми видами общения.

РАБОТА В ГРУППАХ

СЛАЙД № 9

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ

Существует несколько видов общения, это:

ДУХОВНОЕ ДЕЛОВОЕ

СВЕТСКОЕ ПРИМЕТИВНОЕ МАНИПУЛЯТИВНОЕ

У вас на столах лежат листы с видами общения, познакомьтесь с данным видом и выполните задание.

СЛАЙД № 10

Каким общением мы чаще пользуемся?

Оно приятнее

Послушайте замечательные слова И. Лафатера

СЛАЙД № 11

«Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать и перестать говорить, когда нечего больше сказать»

Что бы общение было эффективным важно уметь слушать.


Человеку дано 2 уха, чтобы слушать, и 1 рот, чтобы говорить.

Слушать нужно тоже уметь. Необходимо настроиться на слушанье, забыть о своих проблемах.

Ребята, а кто из вас умеет слушать поднимите, пожалуйста, руку? А давайте проверим, так ли это?

СЛАЙД № 12

У вас на столах лежит тест «УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?»

Возьмите его и ответьте на вопросы. За каждый «+» - поставьте 2 балла,

за «-» 10 баллов. Подсчитайте баллы.

Если вы набрали больше 62 баллов – (среди вас есть такие? Поднимите руки), то вы умеете достаточно хорошо слушать собеседника. Многие любят общаться с вами, так как вы даете им нередко «поплакаться в жилетку».

Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, Слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику. Научитесь быть хорошим слушателем, и тогда успех в общении вам обеспечен.

СЛАЙД № 13

Слушанье может быть активным и пассивным.

Активное слушанье предполагает задавать вопросы собеседнику. (Уточняющие: правильно ли я понял, мне кажется и т. д.) Когда мы применяем активное слушание?

Ребята, когда вы общаетесь с человеком, который находится в состоянии сильного эмоционального возбуждения, здесь вам лучше применить пассивное слушанье, т. е. неречевое поведение, «неговорение». Просто слушать человека, дать понять, что он не один и что вы готовы его поддержать. Эта техника требует от вас одного – не прерывать говорящих, пока они не успокоятся.

Примером пассивного слушанья может служить следующая ситуация.

Вас ругает мама, вы молча слушайте ее (будьте пассивным слушателем), не перебивайте и не оправдывайтесь, а когда мама четь – чуть успокоится, гнев пройдет, тогда вступайте с ней в общение, и попробуйте рассказать маме правду.

СЛАЙД № 15

Запишите 2-3 положительных своих качества, в той части круга, где стоит «+», и 2-3 недостатка, где стоит знак «-», которые помогают или мешают в общении.

Эту работу вы продолжите дома, и обязательно поразмышляйте над каждым словом.

Кто из вас смелый и может воспроизвести свои «+» и «-» (2-3 человека)

Подумайте в составе группы над итогами нашего общения, и продолжите предложение

«Общение это - …»

Когда группа будет готова, лидер группы выходит к доске.

РЕФЛЕКСИЯ. Игра «СВЕЧА»

СЛАЙД № 16

«А на последок я скажу»

Я попрошу вас встать в круг, и, передавая свечу, сказать что вы думаете.

Я начинаю: Ребята вы были самыми общительными на этом классном часе. Мне было приятно общаться с вами. Вы меня очень выручили. Спасибо вам!

Игра импульс (взялись за руки и жмем друг другу руку по очереди)

На память о нашем классном часе, я вам хочу подарить памятки с правилами, которые помогут вам при общении. Кстати там есть еще и язык цветов, который вам в скором будущем может пригодиться.

На этом наш классный час закончен. Спасибо. До свидания.

Роскошь человеческого общения

Один мой приятель так говорил о своей жене:

У нее ум небольшой, но изящный.

Эти слова я часто вспоминал, беседуя с одной сотрудницей, Мариной. Как-то, в начале восьмидесятых, мы спорили с ней о гремевших тогда событиях в Польше – «Солидарность», Лех Валенса, антисоветские демонстрации и т.д. Упомянув в логической цепочке своих доказательств вторую мировую войну, она подвела итог:

Мы их освободили, так пусть не петюкают!

Я долго обдумывал эту гениальную фразу. Вообще, Марина меня часто удивляла. Беседовать с ней было сплошным удовольствием. Ход ее мыслей был непредсказуем и парадоксален. Хотя размышляла она в основном не о высоких материях, а о своих многочисленных романах. Возмущалась легкомыслием приятельницы, связавшейся не с тем, по ее мнению, мужчиной:

Она что же думает - легла, ноги раздвинула, и все? Мозгами шевелить надо!

Сама Марина редко совершала необдуманные поступки. В ранней юности она сильно обожглась, и с тех пор была очень осторожна. Старалась не влюбляться. Что не исключало бурной личной жизни. Кавалеры делали ей дорогие подарки, водили в рестораны. Доставали дефицитные джинсы, духи и прочее.

Как и многие в то время, она немного спекулировала шмотками. Было в порядке вещей купить что-нибудь за тридцать рублей и тут же продать лучшей подруге за сорок. Как-то Марина сказала мне:

Вот если сравнить Олю, меня и Зину, то Оля самая умная!

Это почему? – удивился я.

Она может любую шмотку продать дороже, чем мы с Зиной.

За модой она следила тщательно. В одежде, в развлечениях, стиле жизни. Однажды сказала:

Когда буду рожать, обязательно сделаю себе кесарево!

Зачем? – не понял я.

Это модно!

Действия партии и правительства одобряла безоговорочно. Но и тут все было не так просто. Во время Олимпиады восьмидесятого года Марина завела роман с туристом-итальянцем. Тот немного говорил по-русски. И спросил ее:

Марина - коммунист?

Она тут же поставила его на место:

Джузеппе – мафиози?

Встреча эта убедила ее в преимуществах нашего строя. Она говорила:

Представляешь, в Италии черную икру могут себе позволить только очень богатые люди. А мы ее едим, когда хотим!

Марина, а где ты икру-то достаешь, в магазинах же нет? – вяло возражал я.

Ты вообще не умеешь жить! – презрительно, но вместе с тем и немного сочувственно отвечала она.

Ну а потом она вышла замуж, переехала в другой город. И беседы наши прекратились. Увы, увы.

Из книги Над пропастью во лжи автора Новодворская Валерия

ПРОФСОЮЗ – ЭТО РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ У «Солидарности» была разумная история. Сначала 200 человек интеллигентов из КОС-КОРа воспитали рабочую элиту вроде Леха Валенсы (книгами, журналами, лекциями; их тиражи Самиздата, их библиотеки было не сравнить с нашими,

Из книги В бурях нашего века. Записки разведчика-антифашиста автора Кегель Герхард

Нищие деревни и феодальная роскошь Более 70 процентов польского населения было сельским, то есть проживало в деревнях и поселках, число жителей которых не превышало 5 тысяч. Городское население составляло около 30 процентов всего населения.Главной отраслью экономики

Из книги отЛИЧНОЕ... где, с кем и как автора Ленина Лена

Глава шестнадцатая Роскошь О том, почему в Париже не развит бизнес чистильщиков обуви, о том, какие марки дорогих автомобилей предпочитают французские пенсионерки, о том, почему в престижных кварталах я хожу с огрызком в кармане, а также о том, чем вредны хорошие

Из книги По ту сторону отчаяния автора Новодворская Валерия

ПРОФСОЮЗ - ЭТО РОСКОШЬ, А НЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ У «Солидарности» была разумная история. Сначала 200 человек интеллигентов из КОС-КОРа воспитали рабочую элиту вроде Леха Валенсы (книгами, журналами, лекциями; их тиражи Самиздата, их библиотеки было не сравнить с нашими,

Из книги Прощание славянки автора Новодворская Валерия

Из книги Фолкнер автора Грибанов Борис Тимофеевич

19. Проблемы человеческого сердца Ранним утром 10 ноября 1950 года в доме Фолкнера раздался телефонный звонок - звонил из Нью-Йорка корреспондент шведской газеты "Дагенс ньюхетер". Он был счастлив первым сообщить Фолкнеру приятное известие - шведская академия присудила

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

«Мужчины – это роскошь». Шер и Сонни Боно Она вполне могла бы написать мемуары с «оригинальным» названием «Сорок лет на эстраде». Но она не хочет этого делать, она вообще не любит говорить о личной жизни, а если все же вынуждают настойчивые журналисты, то старается

Из книги 100 рассказов о стыковке [Часть 2] автора Сыромятников Владимир Сергеевич

4.14 Авто - это роскошь, средство передвижения, и не только Читая лекции по методам проектирования автономных систем, я базировался на материалах по космонавтике. Методы, выработанные в области техники, эффективны и применимы для других областей. Чтобы расширить

Из книги На плантацию кактусов по визе невесты автора Селезнева-Скарборо Ирина

Адвокат и психолог - для народа роскошь О жизни в Америке продолжает ходить много легенд и мифов. Например, самое распространенное и глубокое заблуждение - каждый американец имеет собственного адвоката и психолога. Ага, держи карман шире! Эта роскошь не для среднего

Из книги Бизнес есть бизнес: 60 правдивых историй о том, как простые люди начали свое дело и преуспели автора Гансвинд Игорь Игоревич

Из книги Поэзия народов Кавказа в переводах Беллы Ахмадулиной автора Абашидзе Григол

«Слов изумруды, сновидений роскошь…» Слов изумруды, сновидений роскошь, Великая любовь твоей души И поцелуи средь цветов возросших - Пришли с весной и навсегда ушли. Гнезда себе не свил ты, как иные, Ты - птица бурь и сирота земли. Пришли на время годы молодые, Чуть

Из книги Тайные гастроли. Ленинградская биография Владимира Высоцкого автора Годованник Лев

Или об особенностях человеческого восприятия История про несостоявшийся концерт Высоцкого в Агрофизическом институте на этом могла бы закончиться, когда бы не непредсказуемый характер пытавшегося его организовать Сергея Мелещенко. Во время общения с этим человеком я

Из книги Бальзак без маски автора Сиприо Пьер

РОСКОШЬ Роскошь есть причина людских страстей, добродетелей и пороков. Дидро В 1776 году Бернар-Франсуа еще не познакомился с придворной жизнью, но уже знал цену привилегиям, которые позволяли быть в числе допущенных ко двору. Они проявлялись в расшитом платье, кружевных

Из книги Листы дневника. Том 1 автора Рерих Николай Константинович

Роскошь "Сказано - роскошь должна покинуть человечество. Недаром сами люди так обособили это понятие. Ничем не заменить его. Роскошь - ни красота, ни духовность, ни совершенствование, ни созидание, ни благо, ни сострадание - никакое доброе понятие не может заменить ее.

Из книги Клеопатра. Любовь на крови автора Громов Алекс Бертран

ВСТРЕЧА С МАРКОМ АНТОНИЕМ: ОШЕЛОМЛЯЮЩАЯ РОСКОШЬ Римский эмиссар в начале 41 года в Александрию и впрямь прибыл. Это был человек с хорошо подвешенным языком и крайне своеобразными представлениями о верности. "Пока длилась гражданская война, Квинт Деллий успел трижды

Из книги Оно того стоило. Моя настоящая и невероятная история. Часть I. Две жизни автора Ардеева Беата

«Роскошь человеческого общения» Со временем я немного научилась говорить, но могла делать это только медленно и очень хрипло, иногда путала слова. И меня уже перестали «жалеть», а принимали просто за сонную алкоголичку. Реагировали по всем правилам и предлагали сначала

Классный час на тему:

«САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ НА ЗЕМЛЕ - РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ»

5-6 класс

Подготовила:учитель географии АОУ школы№9 г.Долгопрудный Будникова Екатерина Тимуровна

Цели и задачи:

1. Расширить знания учащихся о культуре общения, о правилах ведения беседы;

2. Воспитывать культуру общения;

3. Способствовать развитию коммуникативных качеств, умению вести беседу.

4. Формировать навыка в толерантной манере выражать свои мысли и чувства,

5. Формировать толерантного отношения к окружающим людям.

Ход классного часа.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на классном часе мы с вами будем говорить о том, с чем человек сталкивается каждый день. Мы с вами будем говорить о «самой большой роскоши на земле – роскоши общения» это слова выдающегося французского

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями, способ передачи чувств радости, гнева. Один из способов общения – это беседа.

Как вы думаете, без чего невозможна беседа?

(Без слов, речи, букв, языка и т.д.)

С чего начинается беседа?

(С приветствия, со знакомства)

А что такое беседа?

(Разговор одного человека с двумя или более людьми)

Беседа – это разговор на одну тему. Настоящая беседа напоминает игру в мяч. Брошенную кем-то реплику надо умело подхватить и ловко отпарировать.

В любой игре есть правила. А есть ли правила хорошего общения?

Примерные правила общения:

Внимательность к говорящему;

Доверие друг к другу;

Недопустимость насмешек;

Не выносить обсуждение за пределы разговора;

Право каждого на свое мнение.

В Древней Руси в XII веке князь Владимир Мономах в «Поучении детям» советовал вести беседу так: «При старших молчать, мудрых слушать, без лукавого умысла беседовать, побольше вдумываться, неистовствовать словам, не осуждать речью, не много смеяться».

Императрица Екатерина II заставляла придворных соблюдать правила «эрмитажного устава». Один из параграфов призывал «говорить уверенно и не очень громко, дабы у прочих там находящихся уши и голова не заболели».

Этих правил, мы придерживаемся и сегодня.

Что значит общаться правильно?

Это значит - учись общаться так, чтобы не только не вызывать у окружающих неприязни, но и быть приятным и нужным. Быть лидером, обладать харизмой и внутренним обаянием, всего этого невозможно достичь, не научившись общаться по правилам.

«По правилам» - это, конечно, жесткое слово, но оно довольно верно отражает суть искусства общения. Ты - человек среди людей и живешь в обществе, наполненном стереотипами.

Стереотипы - это иногда не так уж и плохо. В частности там, где дело касается общения. Общепринятые правила поведения, которые помогают человеку устанавливать полноценные контакты с миром, - это и есть этикет.

Правила общения от мистера Карнеги:

«Улыбайтесь!» - говорит мистер Карнеги, и он прав. Улыбка - это сигнал того, что человек открыт для общения и испытывает положительные эмоции, без которых общение не получается. Держись проще, не замыкайся в себе: это провоцирует настороженность и напряженность. Демонстрируй тот факт, что тебе нечего скрывать, даже если это не совсем так. Улыбайся, но искренне. Если ты будешь изображать кривую вымученную улыбку в сопровождении злобного взгляда исподлобья, то вряд ли кого-то очаруешь.

«Учитесь слушать!» - говорит мистер Карнеги, и он снова прав. Мало того, что ты краснобай и острослов. Это еще ничего не значит, если ты способен слушать только себя. Все люди хотят любви и внимания, и нужно помнить об этом. Ты не будешь считаться приятным собеседником до тех пор, пока не покажешь другому, что он тебе интересен. Пусть тот (или та), с кем ты общаешься, больше говорит о себе, чувствуя, что его (ее) внимательно слушают. Задавай вопросы и поддерживай разговор, и если тебе действительно нравится то, что тебе рассказывают, не скрывай этого. Людям приятно, когда они ощущают свою значимость в глазах собеседника.

«Уступайте!» - еще один совет мистера Карнеги, совет настоящего дипломата и тактика. Уступать собеседнику - это не значит быстренько отказываться от собственной точки зрения и поддакивать чужим глупостям. Это значит не ввязываться в бессмысленные конфликты, связанные с разными подходами к жизни. Уверенный в себе человек никогда не станет с визгом оспаривать каждый пустяк и «вправлять» мозги каждому, кто на его взгляд неправ. Он просто отойдет в сторонку и останется при своем мнении, давая понять, что он не хочет продолжать разговор. В итоге таких людей больше уважают и слушаются, ибо чувствуют в них внутреннее превосходство.

Итак, старайся быть внимательным, открытым, доброжелательным, уверенным и самостоятельным в суждениях. Уважай себя и других людей. Все эти вещи никогда не выходили и не выйдут из моды.

Исходя из этого, не являются ли правила хорошего общения частью культуры человека?

В народной среде были распространены неписаные, но очень устойчивые правила жизненного поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в сказках, песнях, пословицах и поговорках. Это глубокие, мудрые нравственные правила. Уважение к «отцу-батюшке» и «родной матушке», бережное и любовное отношение к «красным девицам», трудолюбие и гостеприимство, скромность и мужество, любовь к родине.

А как может происходить общение?

Общение через Интернет, деловое общение, общение просто так, общение через письма, общение по телефону.

Почему люди ссорятся между собой?

Давайте обсудим высказывание6 «Люди становятся одинокими, если вместо мостов они строят стены». Объясните, о каких стенах и мостах идет речь?

Ссоры часто возникают в ситуациях, когда кто-то из партнеров начинает общение со слов, препятствующих положительному общению. Представим себе ситуацию «В классе».

Выбираются два участника. Один из них входит в класс после болезни, а его парта занята новым учеником. Он приказывает:»Сейчас же освободи мою парту!» далее идет розыгрыш ситуации в таких вариантах:

Угроза;

Указания и поучения(надо было убедиться, что эта парта свободная, а затем занимать);

Критика (если бы был умным, то знал, что нельзя занимать чужою парту);

Обобщение (ты какой же бестолковый, как и все новенькие;

Как можно было выйти из конфликта? Для чего нужно решать конфликты?

Чтобы найти достойный выход, приемлемый для обоих. Если решение не найдено, начинается противостояние. Кому-то необходимо идти на уступки. Если оба идут на уступки, это компромисс. Самый лучший выход – сотрудничество.

Значит умение разрешить ссору – это проявление культуры, нравственности человека?

Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за низкой культуры общения. В ссорах люди чаще всего обвиняют друг других.

Выражением внутренней культуры человека является его внешняя культура - культура поведения. Внутренняя культура - это привычка без всякого принуждения соблюдать элементарные правила общежития. И очень важно, чтобы эти правила и нормы стали глубоко личными убеждениями каждого, чтобы человек, даже когда он остался один, наедине, когда его никто не видит, все равно поступал бы нравственно.

Способом общения является язык. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?

Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку.

«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»

Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть. Язык – это способ выражения внутренней красоты. А.П. Чехов писал «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли».

Сегодня одним из способов общения является Интернет. Можно ли сказать, что это один из самых лучших способов общения? И является ли это способом общения?

Всегда ли вы можете сказать прямо другу в глаза, о том, что пишите ему через Интернет?

Безмерные возможности бесконечной коммуникации. Но именно коммуникации, а не общения. В те времена, когда Антуан де Сент-Экзюпери написал свою знаменитую фразу о роскоши человеческого общения, телефоны, с которых все как раз и началось, уже были в городах привычным средством связи. Но речь шла о живом человеческом общении - о языке взгляда, мимики, жеста, ритмики и мелодики голоса, пластики позы, ароматов и аур, когда рождаются общие чувства и мысли.

Какие чувства вызывают у вас эти картины?

Кто из вас не хотел бы пережить эти минуты общения?

Но есть и другой способ общения. Чем он хорош и чего в нем нет?

Какое ты выберешь общение, зависит только от тебя. И ты должен помнить,

общение – это сложное искусство. Порой, общение приносит нам не только радости, но и сложности.