Занятие в старшей группе роль гласных звуков. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Гласный звук А, буква А, а

Занятие по обучению грамоте в старшей группе» Звуки в стране Знаний»

Подготовила и провела и провела:

Ткаченко Ольга Сергеевна

Старшая группа

Цель: Изучение понятия о гласных и согласных звуках. Формирование представления о слоге.

1 Познакомить детей с понятием «гласный» и «согласный» звук;

2 Развивать умение чётко артикулировать гласные звуки;

3 Учить различать на слух «твёрдые согласные» и «мягкие согласные» ;

4 Познакомить с условными обозначениями «гласных» звуков, «согласных твёрдых» и «согласных мягких» ;

5 Формировать у детей представление о «слоге» ;

6 Развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы, способствовать обогащению словарного запаса, развивать внимание, логическое мышление, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Материалы:

Наглядное изображение звуков, 2 - домика звуков, карточки с условным изображением звуков, слоги на доску. МА, си, то, ку, лы, рэ. Карточки для звукового анализа слогов.

Ход занятия

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно

Ребята, скажите, что такое звуки?

(Всё что мы слышим и произносим - звуки.) 1

А хотите узнать, какие бывают звуки и познакомиться с ними поближе?

Ответы детей.

Тогда послушайте одну увлекательную сказку, которая называется – «Звуки в стране Знаний»

В далёкой стране Знаний, в волшебном лесу, на большой поляне, укрытой ковром из высокой травы и разнообразных цветов, стоял маленький домик, в котором жили маленькие сказочные человечки. Звали их Звуки. Звуки были очень талантлевыми: сочиняли стихи, сказки, песни, танцевали, пели. Но прожив долгое время вмести, человечкам стало ясно, что некоторые из них очень красиво поют, а у других лучше получается сочинять для них песни. К тому же Звуки _ певцы очень громко репетировали, мешая при этом Звукам – поэтам сочинять стихи.

Поэтому решили сказочные человечки поселиться в разных домах.

Звуки – певцы стали называться Гласными, а Звуки поэты – Согласными.


Ребята, хотите узнать, какие Звуки могли петь, а какие сочинять стихи и песни?

(Ответы детей.)

Перед вами картинки с изображениями, назовите- то на что я укажу. 3



(Ананас, обезьяна, улитка, экскаватор, индюк.)

А теперь назовите первый звук в слове.

Ананас – А

Апельсин – А

Улитка – У

Экскаватор – Э

Индюк – И

Обезьяна – О

Можем ли мы пропеть эти Звуки – А, У, Э, И, О.

(Дети, вмести с воспитателем, пробуют пропеть Звуки.)

Если Звуки можно пропеть, значить они Гласные, а если нет - Согласные. 5

Какие, гласные Звуки вы запомнили?

(Ответы детей.)

Артикуляционная гимнастика.

(Воспитатель читает стих, а дети воспроизводят действия и звуки.)

Воздух свободно идет через рот

Звук получается гласный

А - пошире рот открой,

не ленись и громче пой

У - надул капризно губки,

их он вытянул, как трубки

О – округлив большие губы,

«о» приоткрыл немного зубы,

язык поглубже оттянул,

спинку выгнул- о-о-о –вздохнул

Ы–хоть гласный, но тихоня,

всё зевает он спросони

ы-ы-ы- поспать ещё часок

или может выпить сок?

Э - вот в задумчивом сомненье

«э» высказывает мненье:

э-э-э- не знаю, что сказать,

может лучше помолчать.

И - улыбка, весельчак

он смеётся звонка так 6

на широком язычке

скачет звук, как на седле.

Звукам этим нет преграды

Петь мы эти звуки рады - А, О, У, Э, И.

Вот ребята мы с вами поближе познакомились с Гласными звуками, а как же Согласные?

Хотите узнать, как жили в своих новых домах Звуки?

(ответы детей.)

Тогда послушайте продолжение сказки.

После тяжёлого дня, хорошо поработав, Звуки отдыхали. Гласные – в круглых кроватках, а Согласные – в прямоугольных, которые напоминали столики, за которыми работали человечки – поэты. Некоторые Согласные засыпали только на твёрдой поверхности, подстелив только один матрас, поэтому их стали называть Твёрдыми. Те же, которые любили спать в мягких кроватках, клали по два матраса, поэтому их стали называть Мягкими. А чтобы не перепутать,кто из них кто,

Звуки стали носить специальные обозначения: Гласные - в виде открытого ротика. Твёрдые Согласные – в виде одного матрасика. Мягкие Согласные – мягкой кроватки с двумя матрасами.

Какие же Согласные Твёрдые,а какие Мягкие?

Большинство твёрдых и мягких Согласных звуков образуют пары: Б – Бь, В – Вь, М – Мь…

Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие согласные, спинка нашего языка поднимается вверх, к нёбу. А ещё сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, не резко.

НЕ у всех твёрдых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки одиночки.

Согласные – Ж, Ш, Ц всегда твёрдые, а Согласные – Ч, Щ, Й всегда мягкие.

Ребята, давайте определим на слух, твёрдые и мягкие звуки, я буду произносить звуки, а вы если услышите мягкий согласный звук, поднимите вверх обозначение – мягкого согласного, а если этот звук твёрдый – поднимете вверх обозначение твёрдого согласного.

(Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ,Й.)

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли звуки погулять

Тихо по лесу идут

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел

Испугался Звук, присел

Головою покачал

Страх пропал, а звук привстал

Больше ветра не боимся

С ним играем, веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками

Весело в лесу играть

Но пора дамой шагать

Взялись звуки все за руки 9

По тропиночке пошли

И домой они пришли!-

Так вот, Звуки жили в мире, не забывали друг друга: ходили в гости,чаевали, смеялись, играли, занимались спортом, ходили на прогулку в лес, взявшись за руки. Когда Гласные и Согласные шли рядом, то образовывались слоги.

Какие звуки мы с вами видим на картинках?


Давайте назовём каждый звук отдельно.

(Воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)

А теперь Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их.

Какой Слог получился?

(Ответы детей.)

А теперь вы сядете за свои столики, а я раздам вам карточки с изображениями Слогов.

(Дети садятся на свои места.)

Ребята, обратите внимание, под каждым рисунком есть схема, туда вы впишите обозначения звуков. (После соеденения звуков в слоги, воспитатель даёт характеристику каждому звуку и обозначает его на схеме вмести с детьми.)

Игра «Эхо»

Ву – ву – ву! (Дети повторяют.)

Ву – ву – ву!

(Воспитатель добавляет в рифму.)

Я все слоги назову!

Гу – гу- гу! Гу – гу- гу! Я по радуге бегу!

Жу- жу –жу! Жу- жу- жу! Я как жук большой жужу!

Ку- ку- ку! КУ- ку- ку! Вон кукушка на суку!

Пу- пу- пу! Пу- пу- пу! Мыши слопали, крупу!

Ру-ру- ру! Ру- ру- ру! Спелых ягод соберу!

Щу- щу- щу! Щу- щу- щу! Всех прохожих угощу!

Шу- шу- шу! Шу- шу- шу! Сено на зиму кошу!

Му- му- му! Му- му- му! Догадайтесь-ка кому?

Чу- чу- чу! Чу- чу- чу! На машине я качу!

Щу-щу- щу! Щу- щу- щу! И не сколько не грущу!

ВИ- ви- ви! Ви- ви- ви! Всех друзей своих зови!

Ди- ди- ди! Ди- ди- ди! В круг на танец выходи!

Звуки разные нужны

Звуки разные важны

Гласные, Согласные,

Твёрдые и Мягкие

Дружно за руки возьмутся

И друг другу улыбнутся

Песню вмести запоют

Звуки- весело живут!!!

Цель : закреплять название букв, соотнесение их в группы: гласные и согласные, формировать умение в прочитывании слогов, составление слов по заданному слогу. Дать представления в отдельных единицах речи: звук, слог, слово, предложение. Чтение повествовательных предложений из двух – трех слов. Точка в конце предложения. Написание большой буквы в начале предложения. Составление схемы предложения. Чтение слогов с договариванием до целого слова по слоговым таблицам, работа по разрезным азбукам различного формата.

Материал : шапочки – символы; таблицы с картинкой (начало, середина, конец); кассы букв; карточки со словами:

Ход НОД:

I . Организационный момент.

Сегодня на занятии мы с вами отправимся в гости на страницы книги. А кто живет в книгах? (В книгах живут буквы, слоги, слова, предложения). И для того, чтобы нам попасть на страницы книги мы должны превратиться в буквы. (Наденем шапочки и превратимся в буквы, девочки надевают шапочки с гласными буквами, мальчики – с согласными)

Вот сейчас мы с вами можем попасть на страницы книги. Но посмотрите, буквы у всех разные, может, мы можем как-то разделить эти буквы? (у девочек – гласные буквы, у мальчиков - согласные)

Девочки садятся за один стол, мальчики за другой

II. Работа по теме НОД

1. Гласные и согласные буквы

Девочки, что вы можете рассказать про свои буквы?

Буквы А, У, О – гласные звуки, эти звуки мы произносим только голосом, никакой преграды во рту не возникает.

Мальчики, а что общего у ваших букв?

Буквы С, М, Х, Ш, Л – согласные звуки, при произношении этих звуков во рту возникает преграда, их мы не можем спеть, произнести громко, нам мешает язык, зубы, губы.

2. Стихи (дети рассказывают, заранее подготовленные воспитателем стихи)

А – начало алфавита

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

Вот два столба наискосок

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква….(А)

Буква У – два длинных ушка

Или У дубочка два сучочка

В этой букве нет угла

Оттого она кругла

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Алеет за лесом закат

Алые аисты к лесу летят

Астры зарделись на клумбах в саду

Алые тени дрожат на пруду

Алые утки по пруду скользят….

Жаль, что уже отгорает закат.

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят

Ужасно утка мучится

Ну что из них получится!?

Облако, облако, шерстка колечками

Очень ты облако схоже с овечками

Взялись мы за руки друзья

И сказали «Ты да я –

Это мы, а между тем

Получилась буква ……(М)»

Мы ныряем не в реке –

Мы ныряем в молоке.

Молоко поля залило,

Мостик, речку и кусты.

Молоко дома покрыло

Мягко льется с высоты.

Мы теперь на самом дне

Мы – в молочной глубине

Мы плывем не в океане –

Мы плывем в густом тумане.

Солнце село за селом

Спят синицы, сойки спят

Спит в реке усатый сом

Спят и лес, и степь, и сад

Стадо спит, пастух и пес

Смолкли скрипы, песни, смех

Сон в страну свою унес всех.

Х все ходит, ходит, ходит -

Места, что ли не находит?

Шорох, шептанье, шумок под окном,

Шлепанье легкое… Кто это – гном?

Ш-ш-ш! Там, за шторами, возле окна

Шустрым мышонком шуршит тишина.

Пошел Игнат лопаты покупать

Купил Игнат пяток лопат

Мы рассказали про буквы, теперь мы еще раз назовем гласные звуки (мальчики говорят), согласные звуки (называют девочки)

3. Место звука в словах

А сейчас мы вспомним, в каких словах встречаются данные звуки в трех позициях (начало, середина, конец)

Работа по таблицам, приготовленными детьми совместно с родителями

4. Игра «Живые слоги»

По вызову педагога по очереди выходят дети из одной и из другой команды, поворачиваются к детям, дети читают полученный слог.

5. Игра «Собери разные слова»

Детям дается задание: составить слова (слова для каждого заранее подготовлены на отдельных карточках) из имеющихся букв из букв разрезной азбуки.

Луша, Саша, Маша, сом, сам, ус, сухо, ухо, уха, мала, мама, ум, масло, оса, ушла, мула

6. Работа по единицам речи – звук, слог, слово, предложение

6.1. Предложение

Устно составляется предложение из трех слов

Маша любит масло.

Педагог показывает детям, как составить схему предложения, определяется количество слов в предложении, как написано первое слово, что стоит в конце предложения, дети (на подготовленных карточках) составляют схему предложения

6.2. Слово

Маша, масло

Педагог вспоминает с детьми, как составляется схема слова, определяют количество слогов в словах, на подготовленных карточках составляется схема слов

III. Итог НОД

1. Создание своей книги

А сейчас я предлагаю вам, создать свою книгу, я приготовила странички, но на них не все закончено, давайте подумаем, как правильно закончить начатую мной страничку книги? (на страничке предложены картинки на изученные буквы, слева картинки на гласные буквы, справа картинки на согласные буквы, на столах у детей лежат контуры букв – дети совместно с воспитателем определяют к какой картинке какую букву подставим и почему)

Еще раз повторяются гласные и согласные звуки

Как вы видите, страничка нашей книги заполнена не вся, это потому что изучили мы еще не все буквы, нам с вами еще предстоит познакомиться с остальными буквами и закончить нашу книгу.

Сегодня вы хорошо поработали, давайте вспомним, что вам большего всего понравилось? Что было очень трудно? С чем бы вы еще хотели поработать?

IV . Домашнее задание

Чтение слоговых таблиц с составление слов и схемы к словам (работа в тетрадях)

Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Описание материала : Предлагаю вам конспект организованной учебной деятельности детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Гласные звуки “А”, ”У”, “О”». На данном итоговом занятий закрепляются представления детей о понятиях «звук», «буква», «слово», формируются знания о гласных звуках “А”, ”У”, “О” и их буквенном обозначений. Конспект занятия будет полезен воспитателям старшей группы ДОУ.

Область:

Коммуникация.

Подобласть:

Основы грамоты и письма.

Тема: Закрепление пройденного материала.

Билингвальный компонент:

Кукла – куыршак, лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак.

Программное содержание:

Закреплять знания детей о гласных звуках («А», «У», «О») и их буквенном и условном обозначении – красный квадрат. Тренировать в умении определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце слова); самостоятельно придумывать слова, находить заданные буквы в алфавите, с помощью слияния 2-х звуков, соединять их в слова «ау», «уа». Закреплять представление детей о понятиях: «звук», «буква», «слово». Продолжать учить детей делить слова на слоги, находить ударный звук, выделяя его голосом.

Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

Воспитывать доброжелательность, чувство благодарности.

Оборудование и материал:

3 красных квадрата, печатные буквы «А», «О», «У», предметные картинки, овощи-муляжи, 3 тарелочки, обручи, домик, кукла, детское домино. Шнурки, цветные карандаши, руль, алфавит, карточки-схемы, звуковой молоточек.

Ход занятия.

Воспитатель:

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо звать, не надо ждать,

Распределяются роли: кондуктор, контролер и шофер. Кондуктор раздает билеты с изображением букв «А», «У», «О». Каждому пассажиру нужно найти свой стульчик (с такой же буквой). Контролер проверяет, правильно ли заняты места. Шофер занимает свое место.

Воспитатель:

В путешествии нам поможет карта маршрута. Посмотрите, что это (алфавит)? Чтобы узнать первую остановку нашего маршрута, назовите первый звук в слове «Автобус». Найдите эту букву в алфавите, которая обозначает данный звук. Отправляемся в путь. Звучит песня «Мы в автобусе сидим». Дети имитируют движения, подпевают.

Первая остановка.

Воспитатель:

Чей это домик? Какой буквы? Какого он цвета (красного)? Почему?

Загадка:

Два столбца наискосок,

А между ними поясок

(буква «А»)

Из домика появляется буква «А». Дети протягивают звук. Какой это звук (гласный)? Нужно выполнить задание, которое нам приготовила буква.

Игра «Где живет звук?»

Дети находят поочередно фрукты на картинках, в названии которых слышат звук «А» в начале слова, в середине, и в конце (апельсин, банан, груша).

Что вы видите в корзинке (овощи)? Нам нужно выполнить следующее задание:

Игровое упражнение: «Разложи овощи по тарелочкам» (в зависимости от слогов: 1 слог, 2 слога, 3 слога).

Дети выкладывают овощи по тарелочкам.

Сколько овощей в каждой тарелочке? Другие дети проверяют с помощью хлопков. Назовите овощи на казахском языке (лук – пияз, огурец – кияр, морковь – сабиз, помидор – кызганак). Букве «А» понравилось, как мы выполнили задание, и она дает нам эти гостинцы с собой в детский сад. Мы угостим других ребят.

Дети идут к автобусу.

Воспитатель:

Чтобы узнать, куда мы отправляемся дальше, отгадайте загадку:

Пушистая вата плывет куда-то (облако).

Назовите первый звук в слове. Найдите эту букву на нашей карте. Занимаем свои места, едем дальше. Звучит музыка.

Вторая остановка.

Воспитатель:

Домик какой буквы мы видим? Отгадайте загадку:

В старом дереве дупло

Ну, совсем как буква… («О»).

Протяните этот звук. Поймайте его (хлопок в ладоши).

Выходит буква «О». Она приготовила нам в подарок игрушки для детского сада (обруч, домик, домино-буквы).

Произнесите слова, выделяя звук «О». Где он находится в слове?

Подвижная игра «Из обруча в обруч» . Какую букву напоминает нам обруч?

Игра «В каком слове живет звук “О”». Воспитатель показывает предметные картинки и называет слова. Дети хлопают в ладоши, если в слове живет звук «О».

Буква «О» благодарит ребят за выполненные задания, дарит игрушки.

Загадка:

Это кто там по тропинке

Домик свой везет на спинке (улитка)?

Произнесите первый звук. Найдите букву «У» в алфавите. Дети занимают места в автобусе. Поехали дальше под музыку.

Третья остановка.

Удобная буква! Удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

Протяните звук, поймайте его в воздухе. Выходит буква «У». Просит детей придумать слова со звуком «У» в начале, в середине, и в конце слова. Какого цвета домик у буквы «У» - почему?

Оказывается, в гости к букве «У» пришла буква «А» (буква «А» встает впереди буквы «У»). Что же получилось? Дети читают: «А-У».

Где вы слышали такие звуки (в сказках).

Показ иллюстрации к сказке «Машенька и медведь».

Буква «У» приготовила нам в подарок куклу. В слове «кукла» живет звук «У»? Как будет кукла на казахском языке?

Воспитатель читает четверостишье:

У меня есть девочка,

Звать ее Аленушка,

Девочка-припевочка,

Круглая головушка.

Целый день: «Уа, уа».

Вот и все ее слова.

Как плачет Аленушка? Давайте с помощью наших букв сложим эти звуки вместе. Дети меняют местами буквы, читают» «Уа». Буквы предлагают нам игру. Выложить из цветных шнурков и карандашей буквы.

Дети делятся на две команды. Выкладывают на ковре буквы «А», «У», из шнурков и цветных карандашей с помощью опорных точек.

Воспитатель:

Прочитайте, что получилось. Буква «У» дарит нам в подарок куклу Аленушку. А нам пора в наш детский сад. Дети едут в автобусе, звучит музыка.

Остановка «Детский сад».

В какой стране мы сегодня побывали (Буквомания)? У каких букв мы были в гостях («А», «О», «У»)? Вам понравились их подарки? Давайте мы тоже отблагодарим их. Мы сделаем для них их фотографии, обведем по точкам цветными карандашами буквы, и нарисуем к ним картинки. Это мы сделаем сегодня в свободное время, а затем в конвертах отправим их в страну Буквомания.

Итог, обобщение занятия.


Знакомство с гласными и согласными.

Учитель говорит:

- Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим «рука», а в старину говорили «длань», мы говорим «глаза», а раньше говорили «очи», «губы – уста», «палец – перст», «голос- глас».

- Так вот, тогда, в старину, люди сочинили много сказок. Мы эти сказки знаем. Давайте их вспомним. Какие вы знаете сказки? (Дети называют сказки). В этих сказках много таких старинных слов, которые мы сейчас не употребляем, но понимаем эти слова. Например: царство, замок, теремок, колобок, сусеки («по сусекам поскребла…»).

- А сейчас я вам расскажу новую сказку. (Сказку надо рассказывать загадочным тоном, эмоционально).

- В одном царстве жили - были очень интересные жители. У них были волшебные шапки-невидимки. Когда их видели и слышали, они назывались БУКВЫ. Но когда они надевали шапку - невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они превращались в ЗВУКИ. Жили они дружно .

-Но как-то раз, у них был большой праздник, и на этом празднике был концерт. Когда они пели вместе, у них получались красивые песни. Но, когда начали выступать солисты (солист поёт один, не все смогли спеть. Одни красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, хрюканье, а песни не было. Сначала получился большой скандал, все начали ссориться между собой, что некоторые портят песню. Потом решили примириться, потому что узнали, что петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ.

-Стали думать, как же назвать остальных, которые петь не умеют? Их спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?» Те грустно ответили: «Да, согласные…» Так и решили их назвать - СОГЛАСНЫЕ.

-Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.

1)Вокально-игровые упражнения.

(Очень важно: надо не просто издавать звук, а напевать мотив, мелодию конкретной песни).

-Сначала, назовите, какие песни вы знаете.

Дети называют знакомые песни. Обычно, это детский репертуар – «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие. Можно использовать песни, которые дети недавно учили на музыкальных занятиях.

-Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка». (Поём вместе с детьми). А теперь послушайте, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А):

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь вы спойте, покажите, как будет петь У.

(Дети поют песни на предложенные гласные звуки).

- Давайте споём другие песни, например «Я на солнышке лежу», «Солнечный круг»

Дети поют один куплет, выбранной ими песни. Затем показывают, как эту песню поёт, предложенный учителем или воспитателем гласный звук.

2) Упражнения в узнавании согласных звуков

- Давайте пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. А потом придумаем слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.

На каждый звук дети придумывают свои термины. Чаще всего, они предлагают такие варианты:

Б– бухтит; В– ворчит;

Г– гогочет; Д– долбит;

Ж – жужжит; З – звенит;

К – кряхтит; Л– лопочет;

М– мычит; Н– ноет;

П– пыхтит; Р– рычит;

С– свистит; Т– тарахтит;

Ф– фыркает; Х– хрюкает;

Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд);

Ш– шипит;

Щ– щёлкает; На этот звук дети придумывают массу других вариантов…

Обращаем внимание детей, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М.

После обыгрывания каждого звукоподражания дети быстро узнают согласный звук.

Теперь предлагаем отличать гласные и согласные звуки.

3)Упражнения в узнавании гласных и согласных звуков.

-Давайте проверим, как вы запомнили сказку, какие звуки гласные, а какие согласные. Но сначала выучим 2 слова: «гласные – красные». В этом нам помогут пальчики левой и правой руки.

-Приготовили левую руку. Скажем 1 раз и загнём 1 пальчик, второй раз- загнём второй пальчик и будем загибать все пальцы левой руки. Начали:

«гласные – красные» – 1-й пальчик!

«гласные – красные» – 2-й пальчик!

«гласные – красные» – 3-й пальчик!

«гласные – красные» – 4-й пальчик!

«гласные – красные» – 5-й пальчик!

А теперь вторая, правая рука: …

Как правило, после этого упражнения, дети очень хорошо запоминают, что гласные обозначают красный цвет.

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)

Тема: «Знакомство с произношением гласного звука»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук».

Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках.

Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, развивать внимание, память, мышление, развивать словарный запас,прививать интерес к игре со словом,развивать связную речь, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы.

Воспитательная задача : Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности, воспитывать у детей умения: работать в коллективе, терпеливо выслушивать вопросы педагогов, ответы товарищей и уважать их мнение, воспитывать чувство взаимовыручки и помощи, воспитывать интерес к занятию и любовь к родному языку.

Ход занятия:

    По какой волшебной стране мы с вами начали путешествовать в прошлый раз? (по стране «Пиши-Читай»)

    Как зовут мудрейшего жителя этой страны? (Его зовут - Пиши-Читай)

    В каком городе волшебной страны мы побывали? (Звукоград)

    Кто живет в этом городе? (Звуки)

    Какие бывают звуки? (Звуки музыки, природы, предметов)

Молодцы, ребята. Сегодня мы продолжаем путешествие по «Звукограду». Мы узнаем, какие еще бывают звуки. Поиграем с этими звуками в интересные игры. Ну, что, отправляемся в путь? (Да).

Звучит фонограмма песни «Вместе весело шагать». Дети вокруг столов шагают и садятся на свои места.

Воспитатель:

Отгадайте загадку:

Его не видно, в руки не взять,

Но зато слышно. Что это?(звук)

Молодцы. Конечно, это звук. Звуки мы слышим, слушаем. Мы вспомнили, что бывают звуки природы, звуки предметов, звуки музыки. Но это еще не все звуки. Есть еще одна группа звуков, и называется она звуки речи. Эти звуки мы не только слышим, но еще и произносим.

Много звуков есть на свете:

Шелест листьев, плеск волны.

А бывают звуки речи,

Мы их точно знать должны.

Звуки речи делятся на две группы. Гласные звуки и согласные звуки. Цвет гласных звуков красный. Давайте назовем эти звуки.

Как же можно отличит гласные звуки от других звуков, об этом есть стихотворение, послушайте:

Гласные тянутся песенкой звонкой

И - и - и - и.

А - Могут заплакать и застонать:

О - о - о - у - у - у.

Могут качать в колыбели Аленку:

А - а - а - а.

Могут, как эхо, в лесу закричать:

Ау! Ау! Ау!

Могут летать высоко в синеву:

А, о, у, и, э, ы.

Не желают свистеть и ворчать.

Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Давайте еще раз назовем гласные звуки [а, о, у, э, ы, и]. Сколько их? (гласных звуков 6).

Игра «Назови звук в начале слова»

Гласным звукам так понравилось, как вы их запомнили, что они захотели с вами поиграть. А вы хотите? (Да).

Я буду называть слова, которые начинаются с гласного звука, а вы должны сказать, что это за звук . (игра проводится по цепочке, чтобы каждый воспитанник поучаствовал в игре).

Арбуз, облако, утка, игра, аист, ослик, утюг, ирис, ухо, озеро, апельсин и т.д.

Игра " Куклы заблудились "

Игра проводится на ковре. У детей несколько кукол. Их имена: Аня, Оля, Уля, Эля, Ира. Куклы пошли в лес и заблудились. Какой звук попросим пойти искать Аню? ([а]). У детей карточки со звуками. Ребёнок должен найти свою куклу, то есть назвать тот звук, который произносил ведущий с большей силой. Воспитатель берет по очереди куклу и называет ее имя, выделяя голосом ударный звук. Дети смотрят на карточки, подбегают те, у кого на карточке нужный звук.

Физкультминутка .

Дети встали, закрыли глаза.

Открываем мы глаза,

Вдох - и долго тянем: "а - а- а - а.." (голос звучит тихо на одном уровне)

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: " о- о - О–О…"(звук голоса звучит с повышением)

Днем по горкам ездим мы: " Ы - Ы - Ы–Ы…".(звук голоса звучит громко на одном уровне)

Ночью смотрим на звезду, Сверху вниз слетаем "У - У - у - у".(звук голоса звучит с понижением)

Игра «Назови гласный звук и найди его место»

Предметные картинки (дом, мышь, дым, лук, рак, мак, жук, кит, сыр). Под картинками квадратики с количеством звуков в слове.

Воспитатель: У меня в руках картинка.

    Что изображено на картинке?

    Сколько звуков в слове?

    Какой гласный звук слышим?

    Где он находится в начале слова, в середине или в конце слова?(нужный квадрат закрывается красной карточкой.)

Воспитатель: Следующее задание вы будете выполнять парами. У вас на столах лежат карточки со звуками. Посмотрите внимательно, найдите среди них гласные и обведите их в красный кружок. (Карточки у всех детей одинаковые.Проверку можно провести у доски, на которой написаны такие же звуки).

.

.

Игра "Утки и окуни".

Игра проводится на ковре. Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по ковру. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком [у], то с ударным [о]. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а "утки" - когда услышат слово с [у]. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Воспитатель: Наше путешествие на сегодня заканчивается.

    Вам понравилась играть со звуками?

    Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)

    О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).

    На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).

    Сколько гласных звуков? (их 6).

    Как узнать, что звук гласный? (его можно петь).

Молодцы. А про согласные звуки мы узнаем с вами в следующем нашем путешествии по городу «Звукоград».