Социально-культурные институты. Функции института культуры Социально культурные институты примеры

Институциональный аспект функционирования института социума является традиционной областью интересов общественной и научно-гуманитарной мысли. Наибольшую проработку категория социальных институтов получила в социологии. Среди предшественников современного понимания социальных институтов вообще и социальных институтов культуры в частности в первую очередь следует назвать О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера и Э. Дюркгейма.
В современной научной литературе, как зарубежной/так и отечественной, существует достаточно широкий набор версий и подходов к трактовке понятия ≪социальные институты≫, что не позволяет дать жесткую и однозначную дефиницию этой категории. Однако некоторые ключевые моменты, присутствующие в большинст
социологических определений социального института, все же мо но обозначить.
Чаще всего под социальным институтом понимается некотор" более или менее устойчивый комплекс формальных и неформал ных правил, принципов, установок, регулирующих различные сфер человеческой деятельности и организующих их в единую систем"
С помощью рассматриваемой категории обозначается некотора общность людей, выполняющих определенные роли, организованны посредством социальных норм и целей. Столь же часто, говоря социальных институтах, имеют в виду систему учреждений, посредством которых тот или иной аспект человеческой деятельност легализуется, упорядочивается, консервируется и репродуцируете в обществе, где определенные люди получают полномочия для в полнения определенных функций. В самом широком смысле слова под социальными институтам следует понимать специфические социокультурные образования обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношении в пределах социальной организации общества, некоторые истор чески обусловленные способы организации, регулирования и пецирования различных форм общественной, в том числе и культурной, деятельности. Социальные институты возникли в ходе развития человеческого общества, общественного разделения труд формирования отдельных видов и форм общественных отношений
В социальном институте культура, по сути дела, ≪объективируется опредмечивается;" получает соответствующий социальный статус или иной аспект культурной деятельности, закрепляется его характер, регламентируются способы его функционирования и репродуцирования.
Общество представляет собой очень сложную систему социкультурных институционализованных образований как сложившеис совокупности экономических, политических, правовых, нравствен этических, эстетических, ритуальных и пр. отношений. С точки зрения социологии к наиболее фундаментальным социальным институтам, присутствующим в большинстве, если не во всех, социокультурных образованиях, следует отнести собственность, государств семью, производственные ячейки общества, науку, систему коммникативных средств (действующих и внутри, и вне социума), воспитание и образование, право и т.д. Благодаря им происходит функционирование общественного механизма, осуществляются процессы инкультурации и социализации индивидов, обеспечиваете преемственность поколений, передаются навыки, ценности и норм
социального поведения__ К самым общим признакам социокультурного института можно
отнести следующие:
- выделение в обществе определенного круга ≪культурных
объектов≫, осознание необходимости их обособления и регламентированной
циркуляции в масштабах всего сообщества;
- выделение круга ≪культурных субъектов≫, вступающих в процессе
культурной деятельности в специфические отношения, обусловленные
характером культурного объекта; придание деятельности
субъектов регламентированного и более или менее устойчивого
характера;
- организацию и субъектов культуры, и ее объектов в определенную
формализованную систему, внутри статусно различенную, а
также обладающую определенным статусом в масштабах всей
общественной организации;
- существование специфических норм и предписаний, регулирующих
как циркуляцию культурных объектов в обществе, так и
поведение людей в пределах института;
- наличие социально-культурно-значимых функций института,
интегрирующих его в общую систему социокультурного функционирования
и в свою очередь обеспечивающих его участие в процессе
интеграции последнего.
Социальные институты культуры выполняют в обществе ряд
функций. К числу важнейших можно отнести следующие:
- регулирование деятельности членов общества в рамках предписываемых
последним социальных отношений. Культурная деятельность
носит регламентированный характер, и именно благодаря
социальным институтам ≪вырабатываются≫ соответствующие, регулятивные
регламенты. Каждый институт обладает системой правил
и норм, закрепляющих и стандартизирующих культурное взаимодействие,
делающих его и предсказуемым, и коммуникативно возможным;
соответствующий социокультурный контроль обеспечивает
порядок и рамки, в которых протекает культурная деятельность
каждого отдельного индивида;
- создание возможностей для культурной деятельности того
или иного характера. Для того чтобы конкретные культурные проекты
мог реализоваться в рамках сообщества, необходимо, чтобы
были созданы соответствующие условия - этим напрямую занимаются
социальные институты;
- инкультурация и социализация индивидов. Социальные институты
призваны обеспечивать возможность, вхождения в культуру,
приобщения к ее ценностям, нормам и правилам, обучать расхожим
культурным поведенческим моделям, а также приобщать
человека к символическому порядку;
- обеспечение культурной интеграции, устойчивости всего социокультурного
организма. Эта функция обеспечивает процесс взаимодействия,
взаимозависимости и взаимоответственности членов
социальной группы, происходящих под воздействием институциональных
регламентов. Интегративность, осуществляемая посредством
институтов, необходима для координации деятельности внутри и
пне социокультурного ансамбля, она является одним из условий его
иыживания;
- обеспечение и налаживание коммуникаций.



24. Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности. Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человечества. Ограниченная пространством (в основном, побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тысячелетия до н. э. до первых веков христианства), античная культура раздвинула рамки исторического существования, заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, эпической поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания. В историческом плане под античностью подразумевается период истории, охватывающий греко-римское рабовладельческое общество. Понятие античности в культуре возникло в эпоху Возрождения. Так итальянские гуманисты называли самую раннюю культуру из известных им. Это название сохранилось за ней и поныне как привычный синоним классической древности, точно отделяющий греко-римскую культуру от культурных миров древнего Востока.
Античная культура космологична и основана на принципе объективизма, в целом для нее характерен рациональный (теорийный) подход к пониманию мира и в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика и индивидуальное своеобразие в решении социально-практических и теоретических проблем.

Еще в конце неолита в Европе начался переход от стадии дикости и варварства к первым цивилизациям. Проявления такого перехода прослеживаются уже в третьем и втором тысячелетиях до новой эры. Но все же временем расцвета древних цивилизаций принято считать первое тысячелетие до новой эры и первую половину первого тысячелетия новой эры. Это объясняется последствиями неолитической революции, наступлением медного (достаточно вспомнить Гомера, в поэмах которого почти на каждой странице упоминается то медноострое копье, то медный щит, то даже «меднобогатый град»), а затем бронзового века. Но особенно большую роль в наступлении этапа древних цивилизаций сыграл переход к железному веку, произошедший как раз в начале первого тысячелетия до новой эры. Применение железа дало новый стимул развитию производства, вызвало к жизни новые формы хозяйственной деятельности людей.
Не меньшие изменения произошли в этот период и в духовной сфере, касающейся образа жизни человека, его быта, обычаев, нравов, представлений о морали, переоценки ценностей. Изменились и взаимоотношения в семье и обществе, возник новый тип сознания. Произошло становление государственности, связанное с переходом к первому классовому обществу - рабовладельческому.
Впрочем, все сказанное никак нельзя отнести к Европе в целом, поскольку большая ее часть по-прежнему находилась на стадии варварства. Когда говорят о переходе к этапу цивилизации, обычно имеют в виду только район европейского Средиземноморья, где сложилась греко-римская цивилизация, которую итальянские гуманисты эпохи Возрождения назвали античной (от лат. «антиквис» - древний).

ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
В Список обьектов Всемирного наследия внесено восемь таких памятников. Три из них (Афинский Акрополь, Дельфы и Вергина) расположены в северной, материковой, части Греции, три (Олимпия, Эпидавр и Бассай) - на п-ове Пелопоннес и два - на островах Эгейского моря.
ПАМЯТНИКИ ДРЕВНЕГО РИМА
Памятники Древнего Рима - это прежде всего городские форумы, храмы, дворцы, базилики, триумфальные арки, амфитеатры, акведуки, крепостные стены - объекты, оказавшие огромное влияние на развитие всей последующей европейской цивилизации. И вполне можно согласиться с профессором-географом Е.Н. Перциком, что в искусстве Древнего Рима - архитектуре, скульптуре - как бы «оживает» география величайшей рабовладельческой державы, заложившей вместе с Древней Грецией, по словам Энгельса, «фундамент современной Европы».

Античная культура - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия.
Культура Древнего Рима, которая во многом продолжила античные традиции Греции, отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Императорский Рим создал целую художественную систему, олицетворяющую могущество и власть: базилики, храмы и дворцы, украшенные фресками и мозаиками, колоссальные статуи, «домашние» портреты, конные памятники, триумфальные арки и колонны с рельефами в память о реальных исторических событиях стали мощным основанием культуры последующих эпох.
В кризисе, охватившем римский мир в III веке н. э., можно обнаружить начало переворота, благодаря которому зародился средневековый Запад. Варварские нашествия V века можно рассматривать как события, ускорившие преобразование, придавшее ему разбег и глубоко изменившее облик этого мира.

26. Среди многочисленных открытий, которыми была так богата та эпоха, одно занимает особое место по своему воздействию на умы людей. Это гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника (1473-1543 гг.), которая дала новое видения Вселенной и новое понимание места в ней Земли и человека. Раньше центром мира считалась неподвижная Земля с обращающимися вокруг нее светилами. Теперь точка отсчета сместилась; Земля превратилась в ничтожную пылинку в космосе, повисшую в пустоте. Картина мира стала пугающе сложной. Идею Коперника подтвердили его последователи - итальянский мыслитель Дж. Бруно (1548-1600 гг.) и астроном, физик Г. Галилей (1564-1642 гг.).

Это открытие было передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания. Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой. Но Коперник и Бруно превратили Землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной Землей и вечно подвижным небесным сводом. Но теперь оказалось, что Земля - это какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует. Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю - Великому художнику. Но вместе с великими открытиями Коперника, Галилея и Кеплера все это могущество человека рухнуло и рассыпалось в прах. Возникла картина мира, в которой человек превратился в ничтожество с бесконечно раздутым рассудком и самомнением. Таким образом, гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием.

Прорыв, сделанный наукой, углубил ее разрыв с церковью. Конфликты с ней часто заканчивались для ученых трагически: вспомним судьбу Дж. Бруно, которого сожгли как еретика, и Г. Галилея, которого заставили отречься от своих взглядов. Произведения, в которых высказывались новые идеи, вносили в списки запрещенных книг.

Интересна оценка этого вопроса выдающимся русским ученым А.Ф. Лосевым. «Гелиоцентрическая система Коперника, ее развитие у Бруно, пишет он, основаны вовсе не на выдвижении вперед цельной человеческой личности, напротив, на толковании человека, да и всей той планеты, на которой он обитает в качестве незаметной «песчинки» в бесконечном мироздании. Коперник, Кеплер, Галилей отнимают у человека его жизненную почву в виде неподвижной Земли, а готика заставляет человеческую личность рваться вверх, вплоть до потери своей земной тяжести и веса. Разве это стихийное самоутверждение человеческой личности».

В эпоху Возрождения происходит постепенная замена ремесленного труда промышленным. Мануфактуры требуют более совершенных орудий труда и новых технологий. Это подталкивает развитие науки, которая помогает, в частности, создать такие механизмы, как доменная печь, простейшие виды токарных, шлифовальных и сверлильных станков. А новые технологии позволили производить усовершенствованные орудия труда.

Влияние экономики сказывается и в других отраслях научного знания. Большое внимание уделяется мореплаванию и кораблестроению, что влечет за собой изучение астрономии с составлением особых карт для ориентировки по звездам, а это, в свою очередь, делает возможным совершение Великих географических открытий и попытка рассматривать ее как царство, подвластное человеку, приводит к необходимости ее изучения, а эмпирический подход исследователей эпохи Возрождения вносит значительный вклад в развитие физики, математики, астрономии и химии. Известную роль здесь сыграло и возникновение книгопечатания в XV веке, давшее возможность широко делиться совершенными научными открытиями и использовать их в изучении и преобразовании природы.

Связь науки и искусства составляет одну из характерных особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Идеи гуманизма

Стремление осознавшей свою силу буржуазии получить доступ к политической власти привело к формированию особой идеологии. Ее характерные черты: интерес к природе, стремление эмпирически познать и исследовать ее законы, антропоцентризм, рационализм, - перекликаясь с идеями необычайно популярных в тот период античных авторов, находят воплощение в философских учениях эпохи Возрождения.

Глубокий интерес к природе, характерный для людей этой эпохи, закладывает основы натурфилософии. Учение это обосновывалось как с умозрительных позиций, так и с точки зрения эмпирического познания.

Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема формирования личности. Человек перестает быть «заданным» своим социальным статусом и набором социальных ролей в иерархически организованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных усилий.

Возрождением было сделано открытие такой сферы практического творчества человека, мимо которого проходила до этого европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно, и в Античности, и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, скульптора не считался самоценным творчеством.

Гуманисты же, разглядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самостоятельному творению, нашли в художниках не только своих единомышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или художник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изобретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл «тонким изобретением», но любое конструирование - механический, мы бы теперь сказали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные способности человеческой натуры.

Вот почему в одном лице Леонардо да Винчи, Микеланджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение создавать военную технику, мастерство скульптора, талант художника, архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного.

Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуальным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессансной литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало литературе Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистическому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической поэзии. Духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения - идеи гуманизма. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. «Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А.К. Дживелегов, - имела в виду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется». В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимой от всего хода исторического развития Италии в эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений.

Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь, прежде всего, на античное наследие. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные спады в XVI веке.

Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, политической идеологии, науки, других форм общественного сознания и, в свою очередь, оказало мощное воздействие на художественную культуру Ренессанса. Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры.

Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер. Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но, превознося человека, делая из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал религией возрожденческого гуманизма. Поэтому Л.Н. Толстой писал о Возрождении, как об эпохе разрушения религии, потери веры, торжестве безверия. Гуманисты критиковали догматическую, ритуальную сторону христианской церкви, католического духовенства, не видели в нем никаких преимуществ перед простыми верующими. Гуманисты понимали освобождение мысли не только как преодоление зависимости от церковных догматов. Свобода виделась в преодолении зависимости от группового, коллективного сознания. Для свободной мысли необходима, прежде всего, личность. Такой взгляд был идеологическим обоснованием индивидуализма, который становился характерной чертой эпохи. Молодая буржуазия, не имевшая родовитости и знатности, могла уповать лишь на личные качества, на собственные ум, смелость, предприимчивость, которые ценились больше, чем благородство происхождения и слава предков. Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию. Гуманистическое мировоззрение стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим сильное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

Термин «социальные институты культуры» употребляется обычно в двух смыслах: непосредственном и расширительном. В непосредственном - это некая конкретная организация или учреждение, выполняющие функции создания, хранения и распространения культурных ценностей. В расширительном смысле социальный институт включает и сами процедуры, порядок (норму) продвижения, трансляции и исполнения культурной деятельности во всех сферах жизни общества (ритуалы, обычаи, традиции, праздники, богослужение, опекунство, литературная критика и т.д.)

Главная задача культурных институтов - реализация политики государства по планированию, функционированию, обеспечению культурной жизни общества.

Создание какой-либо классификации культурных институтов - довольно сложная задача, потому что количество реализуемых ими функций практически неисчислимо. Типология культурных институтов затрудняется также тем, что выполнение некоторых функций обеспечивается по частям разными институтами, а некоторые культурные институты в связи с полифункциональностью культуры выполняют сразу множество различных функций. Так, например, музей является одновременно и культуроохранным, и просветительским учреждением, а театр - и творческим, и зрелищным институтом.

По функциональному признаку культурные институты могут быть сгруппированы в несколько подсистем:

Творческие институты для осуществления духовного производства (театры, студии, киностудии, книгоиздательские комплексы, творческие союзы и любительские творческие объединения, архитектурные и художественно-производственные мастерские, оркестры, ансамбли);

Институты по распространению культуры, по непосредственной социокультурной работе с населением, в числе которых: а) институты просвещенческого профиля (библиотеки, музеи, выставки, мемориальные сооружения и комплексы, лектории и т.д.); б) институты эстетического воспитания (кинотеатры, художественные музеи и выставки, концертные организации, структуры по проведению различных художественно-зрелищных мероприятий и пр.); в) культурно-досуговые институты (клубы, дворцы культуры, детские досуговые учреждения, структуры самодеятельного художественного, декоративно-прикладного и иного творчества и т.д.);

Культуроохранные институты (органы по учету, охране и использованию памятников культурно-исторического наследия, реставрационные мастерские и т.п.);

Учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурными процессами: правительственные организации, творческие союзы, научно-исследовательские учреждения. Сюда же примыкает социальный институт научной и художественной критики, который оказывает влияние на людей, осуществляющих духовное производство и потребляющих духовные ценности.

Существует мнение, что культура менее других сфер поддается управлению, не укладывается в рамки регламентации. В развитии культуры часто возникают противоречия между тенденцией к централизации культурной деятельности со стороны государства и её демократизацией. Государственное вмешательство чревато зависимостью культурной деятельности от власти, а без правительственной поддержки искусство и наука не могут выжить и обречены на сокращение. Новая ситуация в культуре характеризуется тенденцией к децентрализации, переходом от административных методов управления к рыночным механизмам (фонды, спонсорство, патронаж, премии), тем самым порождая новую зависимость деятелей культуры.

Каждая страна имеет свои административные структуры для управления культурой. Широкое понимание культуры включает образование, работу СМИ, туризм, воспитание молодёжи. Управление этими сферами осуществляется различными ведомствами, а для их координации создаются парламентские комиссии, комитеты. Наряду с общегосударственными учреждениями значительное место в культурной жизни занимают неправительственные: писательские и журналистские организации, ассоциации, частные издательства, различного рода сообщества, религиозные структуры, профессиональные союзы, клубы и кружки по интересам и т.д.

Эффективность культурной политики государства в значительной мере зависит от уровня скоординированности работы различных управленческих структур.

Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и перехода от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. Однако, в любом обществе «социальные институты организуют и координируют деятельность людей в сфере культуры, без чего она приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер».

СКС включает в свою структуру творческие, коммуникативные, обслуживающие подситсемы.

СКИ – это разновидность социальных институтов, СКИ – предмет социологии и в социологии СКИ понимается двояко: 1.Нормативные СКИ – это совокупность исторически сложившейся в неформальных социально-нормативных обычаях, нравах, которые концентрируются вокруг какой-либо главной социально важной цели, ценности или потребности (институт семьи, естественный язык, фольклор, искусство, литература). 2.Учрежденческое СКИ – социальный институт предстает, как формально организованная совокупность учреждений и профессиональных групп, обладающие самовоспроизводством и определенным общественным назначением. Учрежденческие СКИ выросли из нормативных институтов. СКИ – это те формальные или неформальные институты, которые обеспечивают осуществление профессиональной или непрофессиональной культурной деятельности. Определение СКИ затрудняется тем, что все СКИ имеют отношение к культуре. СКИ будем считать те социальные институты, которые создают, сохраняют, усваивают духовные, культурные ценности. Критерии распознования СКИ вытекают из дефиниции СКИ – социальные институты, обеспечивающие осуществление культурной деятельности. Первый критерий распознования СКИ – по субъекту СКД, по составу работников:

1.Социально-культурные работники, которые занимаются хранением и распространением духовно-культурных ценностей

2.Творческие работники, которые создают духовные ценности

Кроме того, среди субъектов были представлены анонимные творцы народных культурных ценностей, нравственности. В результате обнаруживаются 3 группы СКИ, которые пересекаются

СКИ – те формальные и неформальные институты, которые обеспечивают осуществление профессиональной или непрофессиональной культурной деятельности.

Классификация СКИ :

Духовно-производственные социальные институты, в которых заняты профессиональные творческие работники:

Социально-коммуникационные институты, в которых заняты профессиональные СК работники.



Эти СКИ считают формальными, т.к. у них есть определенная материально-техническая база, регулируются законодательно принятыми правовыми нормами (например, «Основы законодательства РФ о культуре 1992»).

В число учреждений культурно-досугового типа входят объекты: функционирующие по административно-территориальному признаку, с универсально-комплексным характером деятельности: центры культуры и досуга, культурно-спортивные и социально-культурные комплексы; сельские

ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, культурных и других социально-демографических категорий населения (например, клубы, центры и дома интеллигенции, книги, кино, эстетического воспитания детей, женщин, молодёжи, пенсионеров; фольклора, музыкальной культуры, технического творчества; национальные культурные центры

Культурно-досуговые учреждения: театры, музеи, кинотеатры, выставочные залы, концертные залы, консерватории, дискотеки, парки культуры и отдыха, парк по месту жительства, дворец и дом культуры, клубы по интересам.

СК центры могут быть: социально-гуманитарные (в т.ч. реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические.

В своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей: -удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям;-предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;-обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;



Активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.

Функции СКИ:

Творческая, функция индивидуализации, функция социализации (распространение культурных ценностей, обеспечение доступа к ним), функция социальной памяти (обеспечение сохранности культурных ценностей).

СКД декабристов

По делу декабристов к следствию и суду было привлечено 579 человек. 121 декабриста сослали в Сибирь, пятеро были казнены.Слово «декабрист» происходит либо из-за того что события были в декабре (14 дек 1825) и это чиновнический сленг, либо этот термин придумал и написал Герцен А.И.

Декабристы полагали, что Россию можно изменить к лучшему путем: отмены крепостного права, введения конституционный монархии, свободы слова. Этого можно добиться, если просвещать русское общество (предполагали, что можно исправить ситуацию за 20 лет просвещения).

Победа русского народа в Отеч войне 1812 года имела не только военное значение, но оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России . Декабристы полагали (содержание идей): «постепенным улучшением нравственности и распространением просвещения…общество надеялось достичь тихого и неприметного переворота в правлении государства ».

Главными средствами распространения передовых общественных идей декабристы считали просвещение и печать. Декабристы стремились к воспитанию народа в духе высокой нравственности, подлинного патриотизма, любви к свободе. В России систему разработанную англ педагогами А.Беллом и Дж. Ланкастером система взаимного обучения (старшие помогают младшим) впервые, начиная с 1818 года, применили декабристы, в солдатских школах. В Петербурге декабристами было основано Вольное общество - учреждения училищ по методе взаимного обучения, которым руководил активный деятель Союза благоденствия Ф.Н.Глинка. Это общество координировало работу других «ланкастерских школ», возникавших в разных городах страны. Декабристы придавали всегда большое значение общественному воспитанию детей .(домашнее обучение не закаляет). Взгляды декабристов по вопросам просвещения и педагогики получили
наиболее яркое отражение в «Русской Правде» П.И.Пестеля
, который являлся как бы проектом государственного преобразования России. По мнению декабристов, в будущем государстве образование должно быть государственным, всеобщим и доступным для всех граждан. Наряду с образованием в «Русской Правде» говорится и о других средствах воспитания народа: массовых праздниках и просветительных мероприятиях.

Осужденные декабристы всеми доступными способами старались внести свой посильный вклад в просвещение народа, в изучение края, где они
оказались, и жизни населяющих Сибирь людей. Декабристы предлагали использовать стремление сибиряков к просвещению и разрешить повсеместно открытие училищ начального обучения на
пожертвования самого населения.
Декабристы предлагали открыть в Иркутске музей натуральной истории для широкого обозрения и организовать ученый комитете по сбору научных сведений о Сибири. Особое значение в области подъема культуры декабристы предлагали
просвещению аборигенных народов Сибири.
Т.о.: Они «просвещались» путем: объединения в тайные союзы и общества. Начали вести агитацию и пропаганду, основываясь на системе Ланкастерского обучения: система взаимного образования. Развернули агитработу в полках. (ПР. Семеновский).

Пытались пропагандировать по средствам печати, периодики (не вышло).

Создали Союз спасения, Союз Благоденствия, Северное общество, Орден русских рыцарей (по модели масонской организации).

Вывод: Основная СКД декабристов проводилась уже в Сибири. Занимались созданием школ, библиотек.

Распространяли хозяйственные знания среди народа.

Выступали как исследователи Сибири: писали научно-популярные работы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социально-культурные институты – понятие и типология. Парки как один из социально-культурных институтов и их назначение. Социально-культурная деятельность национальных парков. Деятельность парков культуры и отдыха. Различные формы внутренней градации.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2008

    Сущность функции индивидуализации личности. Цели и задачи социально-культурных институтов, формы социально-культурной деятельности. Поколение как субъект социально-культурной деятельности. Способы передачи культурной информации в процессе инкультурации.

    контрольная работа , добавлен 27.07.2012

    Музей как очаг социально-культурной деятельности, разработка культурной политики, экономическое, политическое и духовное обеспечение реализации культурных программ как ее цель. Музей "Аврора" как феномен в повседневной социально-культурной жизни общества.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2012

    Структура и функции музея в системе социально-культурной деятельности. Стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни. Особенности и содержание социально–культурной деятельности в Санкт–Петербургском государственном музее "Особняк Кшесинской".

    реферат , добавлен 28.01.2013

    Понятие и задачи прикладной культурологии. Отличие фундаментальной культурологи от прикладной. Прикладная культурология как средство научного обеспечения культурной политики и социально-культурной деятельности. Создание и освоение культурных ценностей.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2016

    Связь между психологией, педагогикой и социально-культурной деятельностью. Особенности использования методов психологии и педагогики в практике социально-культурной деятельности. Реализация достижений в сфере педагогики и психологии учреждениями культуры.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2017

    дипломная работа , добавлен 14.12.2010

    Развитие духовного фактора в жизни подростков как приоритетное направление в социально-культурной деятельности. Знакомство с особенностями организации социально-культурной деятельности среди детей на базе Детского дома культуры имени Д.Н. Пичугина.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2017

Понятие социально-культурного института. Нормативные и учрежденческие социально- культурные институты. Социально-культурные институты как общность и социальная организация. Основания типологизации социально-культурных институтов (функции, форма собственности, обслуживаемый контингент, экономический статус, масштаб-уровень действия).

ОТВЕТ

Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). Социально-культурным институтам присуща определенная направленность их общественной практики и социальных отношений, характерная взаимосогласованная система целесообразно ориентированных стандартов деятельности, общения и поведения. Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания задач, решаемых каждым отдельно взятым социально-культурным институтом.

Социальные институты - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, различных социальных групп, общества в целом. Образование, воспитание, просвещение, художественная жизнь, научная практика и множество других культурных процессов являются видами деятельности и культурными формами с соответствующими им социальными хозяйственными и иными механизмами, учреждениями, организациями.

С точки зрения функционально-целевой направленности выделяют два уровня понимания сущности социально-культурных институтов.

Первый уровень - нормативный . В данном случае социально-культурный институт рассматривается как исторически сложившаяся в обществе совокупность определенных культурных, морально-этических, эстетических, досуговых и других норм, обычаев, традиций, объединяющихся вокруг какой-либо основной, главной цели, ценности, потребности.

К социально-культурным институтам нормативного типа относятся институт семьи, язык, религию, просвещение, фольклор, науку, литературу, искусство и другие институты.

Их функции:

социализирующая (социализацию ребенка, подростка, взрослого человека),

ориентирующая (утверждение императивных общечеловеческих ценностей через специальные кодексы и этику поведения),

санкционирующая (социальную регуляцию поведения и защиту определенных норм и ценностей на основе юридических и административных актов, правил и предписаний),

церемониально-ситуационная (регламентацию порядка и способов взаимного поведения, передачи и обмена информацией, приветствий, обращений, регламентацию собраний, совещаний, конференций, деятельности объединений и т.д.).

Второй уровень - учрежденческий. К социально-культурным институтам учрежденческого типа относится многочисленная сеть служб, разноведомственных структур и организаций, прямо или косвенно задействованных в социально-культурной сфере и обладающих конкретным административным, социальным статусом и определенным общественным назначением в своей отрасли, В эту группу входят непосредственно учреждения культуры, образования, искусства, досуга, спорта (социально-культурное, досуговое обслуживание населения); промышленно-хозяйственные предприятия и организации (материально-техническое обеспечение социально-культурной сферы); административно-управленческие органы и структуры в области культуры, включая органы законодательной и исполнительной власти; научно-исследовательские и научно-методические учреждения отрасли.

Так, государственные и муниципальные (местные), региональные органы власти занимают одно из ведущих мест в структуре социально-культурных институтов. Они выступают как полномочные субъекты разработки и проведения в жизнь общегосударственной и региональной социально-культурной политики, эффективных программ социально-культурного развития отдельных республик, краев и областей.

Любой социально-культурный институт следует рассматривать с двух сторон - внешней (статусной) и внутренней (содержательной).

С внешней (статусной) точки зрения каждый такой институт характеризуется как субъект социально-культурной деятельности, обладающий совокупностью нормативно-правовых, кадровых, финансовых, материальных ресурсов, необходимых для выполнения функций, предназначенных ему обществом.

С внутренней (содержательной) точки зрения социально-культурный институт представляет собой совокупность целесообразно ориентированных стандартных образцов деятельности, общения и поведения конкретных лиц в конкретных социально-культурных ситуациях.

Социально-культурные институты обладают различными формами внутренней градации.

Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте.

Другие не учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

В теории и практике СКД часто используются многие основания для типологии социально-культурных институтов:

1. по обслуживаемому контингенту населения :

a. массовый потребитель (общедоступные);

b. отдельные социальные группы (специализированные);

c. дети, юношество (детско-юношеские);

2. по формам собственности:

a. государственные;

b. общественные;

c. акционерные;

d. частные;

3. по экономическому статусу :

a. некоммерческие;

b. полукоммерческие;

c. коммерческие;

4. по масштабам действия и охвата аудитории :

a. международные;

b. национальные (федеральные);

c. региональные;

d. местные (локальные).